Времени для восстановления храма и установки достойного памятника пока ещё достаточно, до «юбилея» одной из главных военных катастроф в нашей истории остаётся четырнадцать (14) лет. Объединяйтесь и идите путём «Омофора», учитесь взаимодействовать с властями. Нужно лишь бросить клич, открыть счёт, создать сайт. Не ждите, когда об этом, наконец, догадается администрация Сонковского района! Кому не слабо? Юрий Валентинович Сухарев, военный историк, член Союза писателей России Отрывок из неопубликованной биографии Юрия Всеволодовича Примчавшийся из-под Коломны Всеволод рассказал отцу о гибели войска. Это была катастрофа, крах предшествующей политической линии «невмешательства», «умиротворения» агрессора и пассивной обороны, проводимой Юрием Всеволодовичем. Оставаться во Владимире ему не было никакого смысла. Хотя бы теперь надо было переходить к активным действиям и собирать все, что ещё можно было собрать для новой битвы. До сих пор неприступные укрепления Владимира превосходили по мощи все остальные крепости Залесья и великий князь, оставляя здесь семью, несомненно, надеялся, что кочевники не сумеют их преодолеть. Сам же он решил ехать за Волгу. Решение великого князя действовать вне своей осажденной столицы имело давнюю традицию, позднее так же будут поступать московские князья, когда враг сумеет застать их врасплох. Оставив Владимир на попечение Всеволода, Мстислава и главного своего воеводы Петра Ослядюковича (вероятно, крещеного половца, или скорее, торчина, что жили тогда в Ополье Ю.С.), Юрий Всеволодович отправился на север через, Юрьев-Польский, Ростов, Углич и далее – за Волгу. Местом сбора сил удельных князей и северных ополчений были выбраны верховья реки Сить, на самой границе с владениями Новгорода – место одновременно и достаточно глухое, удаленное и расположенное на развилке белозерской дороги, где от нее ответвляется путь на Бежецк и Новгород, откуда Юрий Всеволодович ожидал подхода уже покинувшего Киев Ярослава с двадцатью тысячами новгородского войска, после чего можно было переходить к наступательным действиям.

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/16/...

На южной стороне церкви в ограде пруд. Один придел в Вассьянском храме посвящён пр. Вассиану (память коего совершается 10 октября) в тот же день, когда православная церковь воспоминает пр. Вассиана игумена, «иже в Константине граде обители устроив, учеников до трехсот собра, в его же монастыре пр. Матрона, мужским одеяньем прикрывшись, иночествова время довольно» (память её 9 ноября). Пр. Вассиан жил в 5 веке. Трудно объяснить, почему в селе Вассианском (в предполагаемой Троицкой Рябовой пустыни) придел посвящён малоизвестному (а может быть и неизвестному для сельских прихожан) святому греческой церкви. Думается, под его именем почитался свой, местный, святой Вассиан, основатель Рябовой пустыни, как в селе Тутани под именем пр. Ксенофонта, чтимого всей православной церковью, чтился свой преподобный Ксенофонт Тутанский, или в селе Савватьеве вместо пр. Савватия Соловецкого праздновали своему пр. Савватию Савватьевскому, или в селе Саввине принимали своего св. Савву, основателя Саввина монастыря, за пр. Савву Освященного и т. п. – тем более что дни кончины – пр. Ксенофонта (Тутанского). Савватия (Савватиевского), Саввы (Саввинского), Вассиана Рябовского (или Вассиянского) были не известны, а памяти святых, дни кончины коих не известны, в нашей православной церкви приурочиваются к дням празднеств святых, чтимых всей церковью, как, например, пр. Антоний Леохновский и др. (Черноезерский, Краснохолмский, Дымский) воспоминаются 17 января, в день памяти пр. Антония Великого ; или Афанасия (Ростовский, Лубенский, князь Афанасий и др.) воспоминаются в дни св. Афанасия Великого 18 января, 2 мая – и т. д. (см. Месяцеслов русских св. архиепископа Димитрия, 17 и 18 января, 2 мая, 12 и июня. Пр. Вассиан был родом из села Рожалина, находившегося в Кесовской волости г. Бежецкого Верха (ныне г. Бежецк) Тверской губернии, – происходил из рода князей Шестихинских, а по другим из рода князей Шаховских; (как Шестихины, так и Шаховские родоначальником своим считают св. Благоверного князя Феодора Смоленского и Ярославского, 19 сентября).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Княжиха. Церковь Иоанна Милостивого. Иоанновская церковь на погосте Иоанно-Милостивый Карта и ближайшие объекты В 2000-е годы началась реставрация Княжихинского храма. Ответственным по организации и контролю восстановительных работ назначен клирик Спасо-кладбищенского храма иерей Евгений Новиков. В церкви три престола: в хол. Св.Троицы, в теплой: прав. иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», лев. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского. В 2003 году были изготовлены и установлены входные двери, вставлены недостающие рамы и стекла, отреставрированы два кованных креста с куполов церкви, произведен ремонт печного отопления, заказаны новые оконные блоки, заготовлено железо для ремонта кровли. Два раза в месяц иерей Евгений Новиков совершает в храме различные богослужения (молебны, отпевания, панихиды), а также проводит таинства исповеди, крещения, причащает запасными дарами. В этом году был проведен ремонт кровли и установка отреставрированных крестов. Установлен небольшой иконостас, престол и жертвенник. Спасо-кладбищенский храм снабдил Княжихинскую церковь необходимой утварью и иконами. В мае 2005 года после более чем сорокалетнего перерыва была отслужена Божественная литургия, после чего состоялся крестный ход вокруг храма. Отслужил литургию и возглавил крестный ход священник Спасо-кладбищенского храма иерей Евгений Новиков. По материалам книги Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2./Ред. Г.К. Смирнов. - Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО " Тверское княжество " , 2002 и сайта http://hram-tver.narod.ru/ Комплекс расположен на восточной окраине села, у дороги Бежецк-Максатиха, примерно в 300 м к западу от церкви Троицы 1816-25 гг. К концу 19 в. эта церковь стала слишком мала для прихода и было решено расширить ее в длину и ширину. С этой целью в 1880-е гг. местные крестьяне построили кирпичный завод, собрали пожертвования и в январе 1894 г. обратились за консультацией к губернскому архитектору Ф.Н. Малиновскому. Последний посоветовал строить новую церковь - сначала теплую, а затем, сломав старое здание и использовав его материал, пристроить холодный храм.

http://sobory.ru/article/?object=06090

опис. о Российс. свят.”, 40, 121 (преп. Антоний; здесь сказано, что он скончался в 1224 г.); Ключевский, “Жит. свят.”, 144; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, III, 77; Строев, “Спис. иер. и наст. м-рей”, 92, 23; “Акты Археогр. Эксп.”, III, 96 (Ц. гр. 1618 г. о пожалов. опустев. Васильев. м-ря старцу Валаам. м-ря Сильвестру; из нее видно, что при разорении Валаам. м-ря в 1611 г. иноки переведены в м-рь Онтониев на Дыми); “Акты истор.”, I, 236 (гр. 1592 г. Валаамским старцам о ненаруш. м-р. устава); “Дополн. к Акт. истор.”, I, 142 (Ж. гр. 1597 г. на возобновл. Валаам. м-ря; назван здесь «Онтонов, что на Дымех»); “Акты юридич.”, 307 (Поручн. 1673 г. о судебн. явках; строит. Иосиф), 350 (Память 1655 г. о даче подвод под цесар. послов; строит. Филарет); “Временник Общ. Ист.”, 1850 г., VI, 89 (Писцов. кн. 1583 г. игум. Варлаам); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, отд. 1, 147 (в 1744 г. имел 157 душ. крест.); 1882 г., I, смесь, 29 (воспомин. крестьянина Артынова); “Русс. истор. Библиот.”, II, 1099 (ж. грам. 1597 г. на возобновление Валаам. м-ря). 16. Антониев – Николаевский , мужской, 3-го класса, Тверской губ., Весьегонского у., в 3½ вер. от заштат. гор. Красного Холма и в 76 вер. к югу от Весьегонска по дороге в Бежецк, на лев. берегу р. Могочи, при впадении в нее с правой стороны рч. Неледины. Основан в 1461 г. священноиноком и пустыножителем Белозерской обл. преп. Антонием, мощи коего почивают здесь под спудом; память его чтится 17 января. По штатам 1764 г. монастырь положен во 2-м классе, но в 1836 г. переведен в 3-й по случаю возведения Желтикова мон. из 3-го во 2-ой класс. В соборном храме во имя св. Николая, построенном из белого камня в XV ст., находятся две иконы во имя святителя, обе существующие с XV ст., и одна из них почитается явленною. Игумен Анатоний, “Истор. описан. Краснохолм. Николаев. Антониева м-ря”, Тверь, 1883 г., с видом; Жизневский, “Древний архив Краснохолмского Николаев. Антониева м-ря”, помещено в Трудах Москов. Археолог. Общ. (Древности), 1880 г., т. VIII, исследов., 1–95; “Ист.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Бушуй, Бушуевы : Петр Федорович Бушуй Аничков [см. Аничковы], конец XV в.; Василий Бушуев, дьячок, 1630 г., Курмыш Бушук , крестьянин, 1499 г., Владимир Буякин Гаврило, казак, 1630 г., Вязьма Буян, Буяновы : Буян Истомин [см. Истома], 1585 г., Арзамас; Буян Сумороков Мерлин [см. Суморок, Мерль], помещик, 1590 г., Мещера; Буян Шестаков Литвинов [см. Шестак, Литвин], помещик, 1592 г., Арзамас; Буян Филиппович Дуров [см. Дуров], 1626 г., Боровск [см. Коза] Буян – бугай, племенной бык Бывальцев Феодосий, ростовский владыка, с 1461 г. митрополит; Авраам Бывальцев, 1440 г., Углич Бык, Быковы – очень распространено в XV–XVI вв.; Семен, крестьянин, 1470–1480 гг., Бежецк [см. Суморок] Быканов Федот Наумович, 1596 г., Орел Быкасов Герасим, конюх царя Ивана; Андрей Быкасов, в 1595 г. сослан в опале в Сибирь Было кн. Матвей Васильевич Елецкий, 1574 г. Быльев ( Былоев ) Алексей, подьячий, 1638 г., Москва Быльный : Рахманин [см. Рахманин] Быльного, дворянин, 1613 г., Смоленск Быльца Фома, дворянин, 1550 г., Двина Быня , крестьянин, 1545 г., Новгород Бырдин Дмитрий Андреевич, 1613 г., Рыльск Быслав ( Быслаев ) Василий Васильевич Быслаев-Квашнин [см. Квашня], конец XV в. Быслав – Буслав Быстрый Фрол Яковлев, посадский человек, 1623 г., Гороховец Бых Семен, крестьянин, 1495 г., Новгород Бычек, Бычко, Бычковы : кн. Иван Владимирович Бычек Ростовский, конец XVI в.; Бычко Грихнов [см. Гридя], крестьянин, 1495 г., Новгород [см. Бритый, Волох, Галах] Быченев Никита Васильевич, 1571 г., Кашин Бычура , крестьянин, 1545 г., Новгород Бяконт Федор, черниговский боярин, в конце XIII в. выехал в Москву, отец митрополита Алексея, родоначальник нескольких дворянских фамилий, между прочих Плещеевых [см. Плещей, Бархат, Льгота, Москотинье, Ресница] Ср. селение Бяконтово близ Подольска в бывшей Московской губ., селения Бяконтово, Плещеево в бывшем Дмитровском уезде у канала Волга-Москва В Вавин Александр, троицкий чернец, середина XV в. Вавулка , приказчик митрополита, 1462 г., Звенигород Вага Павел Гаврилов, посадский человек, 1623 г., Гороховец

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Примите, Высокопреосвященнейший Владыко, благосклонно эту книгу для библиотеки вашей; мне отменно приятно поднести этот мой труд Вам, так как я тоже уроженец Владимирской губернии, дворянин и помещик как Владимирской, так и Тверской губ., и имел честь последний раз видеться с Вашим Высокопреосвященством в прошлом году, 16 мая в Москве. Простите великодушно, что побеспокою Ваше Высокопреосвященство покорнейшею просьбою благословить меня малою иконою Святых Угодников Божиих, пребывающих в Тверской епархи“. На письмо это я не замедлил ответом и исполнением просьбы почтенного земляка. Вот что я писал ему от 25-го числа: „Приношу Вашему Высокородию искреннюю благодарность за доставление мне экземпляра составленной и изданной Вами брошюры: „Володимерщина“. Вы дали мне в руки прекрасное пособие и указание к изучению родного края. По желанию вашему, посылаю Вам при сем в благословение малое изображение святителя Арсения, еп. Тверского. Сверх сего, прошу принять от меня несколько брошюр разного содержания. Призывая на Вас и на литературно-археологические труды ваши Божие благословение, с душевным уважением имею честь быть“.... 23-го же числа писал я в Бежецк к проводившему там лето благотворителю тамошнего женского Благовещенского монастыря, д. ст. сов. Мих. Георгиев. Петрову: „По желанию вашему при сем препровождаю консистор- —275— 1884 г. ский Указ на имя Настоятельницы Бежецкого Благовещенского монастыря, игумении Софии, с разрешением ей принять подносимый Вами наперсный крест с украшениями. Когда будете вручать матери игумений указ и крест, передайте ей от меня сугубое поздравление – со днем ее ангела и с приятным, конечно, даром ей от Вас. А Вас прошу принять от меня искреннюю благодарность за ваше доброе христианское усердие к Бежецкой обители и к ее настоятельнице. Призывая на Вас и на присных Вам Божие благословение, имею честь быть...“ 24-го ч. получен был мною Указ Святейшего Синода от 19-го числа, за 2417. В Указе этом изображено: „По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: предложение Г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вечером обошедший с игуменом вокруг монастыря, некоторые братские кельи и был в братской трапезе. Братии в обители до 30-ти душ; между ними обращает на себя внимание иеромонах Арсений-студент семинарии, из вдовых свяшенников преподает в земской школе, существующей при монастыре Закон Божий. На другой день 10-го числа после литургии, присутствовал я на экзамене в помянутой школе. По славянски мальчики читали нетвердо; по Закону Божию двое отвечали очень порядочно, третий слабо. На вопрос, что значит – две лепты евангельской вдовицы? ответ: «два лаптя» (!!). 11-го числа, в 4½ ч. утра выехал из пустыни, в сопровождении игумена, до полустанции Малышево. Отсюда по железной дороге направился к Бжецку. В 9 ч. прибыл я в Бежецк и остановился в доме купца Ник. Никол. Коровкина. В 6 часов пополудни начался благовест ко всенощной, которую я слушал, в городском соборе и на которой выходил на литию и величание в честь св. Мефодия и Кирилла, учителей славянских. 12-го ч. служил литургию в Благовещенском женском монастыре. При служении немало было беспорядков, за которые подвергнуть был взысканию младший священник. Вечеров этого дня и на другой день утром, 13-го числа мною обозрено несколько городских церквей и посещено духовное училище. 13-го ч. я отправился в монастырской карете в заштатный город Красный Холм. В 6 часу приехал я в Николаевский Антониев Краснохолмский монастырь и здесь остановился на ночлег. Монастырь этот, находящийся от заштатного города Красного Холма в 3½ верстах, основан в 1461 г. преп. Антонием, пришедшим из Белозерских монастырей, на земле, принадлежавшей боярину Афанасию Васильевичу Нелединскому-Мелецкому 729 . В монастыре четыре церкви – все каменные. 1) Соборная церковь во имя свят. Николая вся из белого камня сооружена в 1482 г. основателем монастыря, преп. Антонием; при ней, с южной стороны пристроена в 1690 г. небольшая церковь во имя Всех Святых. 2) Теплая церковь двухпрестольная в честь Покрова Пресв. Богородицы и Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, построена в 1592 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

—518— 1885 г. 1 октября день моего ангела. Служил у себя на подворье и после литургии принимал поздравителей, но праздничной трапезы не было. В этот день получено было мной, с разных сторон, пятьдесят поздравительных писем и тридцать телеграмм; из писем приводятся лишь некоторые. От 29 сентября писал мне преосв. Антонин: «Имею честь почтительнейше приветствовать Ваше Высокопреосвященство со днем Ангела. В радостный для нас, преданнейших сынов Вашего Высокопреосвященства, день сей мы будем от всей души возносить ко Господу Богу молитвы о здравии и спасении Вашего Высокопреосвященства. Да услышит милосердый Господь наши молитвы и да ущедрит Ваше Высокопреосвященство всеми дарами Своего милосердия! При сем имею честь покорнейше донести Вашему Высокопреосвященству, что по приказанию Вашего Высокопреосвященства вчерашний день (28 сентября) я определил на место псаломщика родственника Высокопреосвященнейшего архиепископа Владимирского 1209 , окончившего курс в Новгородской семинарии Василия Никольского, – в гор. Бежецк, к Спасопреображенской церкви, не дожидаясь даже прошения от него. Осмелился я поступить таким образом, потому что опасался, как бы прихожане не выставили своего кандидата на это место, или не явились бы конкуренты г. Никольскому из студентов семинарии, которые уже не раз относились ко мне с просьбами об определении из на места, – и со дня на день ждут благоприятного решения на их просьбы. Вообще, в последнее время такой сильный наплыв просителей псаломщических мест, и просьбы их так жалобны, что надобно плакать вместе с ними. У иных нужда самая вопиющая, самая горькая, а помочь нельзя: свободных мест не имеется. На прошлых днях г. Начальник губернии, Афанасий Николаевич, сообщил мне, что 21 октября будет в Твери Великий Князь Николай Николаевич (старший) и что, прибывши в Тверь, он изволит посетить и кафедральный собор. При этом Афанасий Николаевич объяснил —519— 1885 г. мне, что для встречи Его Императорского Высочества в соборе следует явиться туда мне с соборным духовенством и поднести Его Высочеству св. икону. Долгом считаю почтительнейше представить о сем Вашему Высокопреосвященству, покорнейше прося архипастырского приказания мне на сей случай.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Крестовоздвиженскую. Здесь до 1780 г. существовал женский монастырь, основанный в 1683 г. Первой игуменьей была Ксанфиппа. Крестовоздвиженская церковь , ныне приходская, построена в 1670 г., как видно из следующей надписи, сохранившейся на южной стене алтаря: „создан храм сей Воздвижения честного и Животворящего Креста Господня 1670 г. при державе Великого Государя царя Алексия Михайловича, и при преосвященнейшем Новгородском Митрополите Корнилии” 1764 . Иоанно-Богословскую. Церковь двухэтажная очень благолепная. Между новыми священными утварями хранятся в ризнице два деревянных потира и пять таких же блюдцев. Археологи относят эти утвари к XV столетию. При обозрении церквей посещено было мной и духовное училище, находящееся вблизи Преображенской церкви. Около 2 часов пополудни в доме Градского головы, купца И. И. Ревякина, приготовлен был обед, к которому, кроме старшего духовенства, были приглашены городские чиновники и почётнейшие граждане. В 6 часов прибыл я в Благовещенский женский монастырь и здесь слушал всенощную службу. Служба продолжалась около 2½ часов и совершалась чинно. После всенощной заходил в кельи игуменьи Софии, где был предложен чай. Вот краткая история новоустроенной Благовещенской обители. —218— 1880 г. Высочайше утверждённая января 18 дня 1869 года Бежецкая женская Благовещенская община при начале устроения её и в течение десятилетнего существования видела над собой особенное благословение Божие и чудную помощь Царицы Небесной. По устроению всеблагого Промысла Божия, бывшая в Софийском Рыбинском женском монастыре пять лет настоятельницей, монахиня София положила основание для женской обители на своей родине близ г. Бежецка. Несколько сестёр, искренно преданных своей духовной матери, прибыли с ней из Рыбинска в Бежецк без всяких средств к жизни, сначала гостили у своих знакомых и родных в разных домах, потом некоторые из них перешли к матери Софии на наёмную её квартиру, весьма тесную, и в это время все они имели себе духовное пристанище в приходском храме Рождества Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сильвестр 1786–88 г. Из иеромонахов Калязина монастыря. Ему дозволено было употреблять при богослужении в Кашине игуменский посох для благолепия. Самуил 1789–808 г. Из наместников Калязина монастыря. При нём издан был целый ряд Высочайших повелений, направленных к улучшению быта как монашествующего, так и белого духовенства. Так, 22 марта 1792 года, вследствие Высочайшего повеления, указом Св. Синода предписано было способным из монашествующих лиц заниматься составлением летописей и других сочинений, отно­сящихся к Истории Российской Империи. В том же году предписано: келий и других построек, поставленных монахами и другими жерт­вователями, по смерти владельцев, не отдавать наследникам, а записывать их в монастырское имущество. (Указ. Св. Синода 14 дек. 1792 г.). Заштатным монастырям дано в милостынное пособие по 300 руб. каждогодно. (Высоч. повслен. 18 дек. 1797 г.). Правительствующему Сенату предписано в тоже время отвести архиерейским домам и монастырям лучшие по возможности угодья, именно: архиерейским домам земли по 60 десятин, а монастырям по 30 десятин, из казённых оброчных статей, а также рыбные ловли и мельницы. Для награды священнослужителям установлен наперстный золотой крест с такою же целью. (Высоч. повелен. 18 дек. 1797 г.). В 1801 году от 5 января именным Высочайшим указом разрешено отдавать в аренду мельницы и другие монастырские угодья, вместо четырехлетнего срока, на двенадцать лет. В том же году указом от 22 мая священники и дьяконы освобождены от телесного наказания за уголовные проступки. При строителе Самуиле, в 1802 году в Димитровском монастыре была покража денег церковных и собственных строителя; украдено было больше ста рублей. Константин 1808–10 г. Из иеромонахов архиерейского дома; был присутствующим Кашннского Духовного Правления, перемещён в Селижаров монастырь. Михаил 1810–13 г. Из экономов архиерейского дома, перемещён в Нилову пустынь в число больничной братии в 1813 году. При нём придел великомученика Димитрия покрыт новым железом. 1812 год для Тверской епархии прошёл благополучно. На случай нашествия врагов, епархиальным начальством предписано было монастырям и церквам: „Святые мощи, яко святыню Богом хранимую, оставить в настоящем их положении, вверив упование на Того же дивного во святых Бога“, потом общим для всех правилом постановлено было прилежать теплой молитвой, а в прочем соображаться с мерами, какие будут принимаемы гражданским начальством. Тверским губернатором сделано было такое распоряжение: всем присутственным местам быть готовыми выехать по первому извещение, а вещи, составляющий большую тяжесть, отправить заблаговременно в Бежецк.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010