Пс.24:14 .  Тайна Господня – боящимся Его, и завет Свой Он открывает им. «Держава Господь боящихся Его, и завет Его явит им». Яснее перевели это Симмах и Феодотион: «тайна Господня боящимся Господа, и завет Его объявит им». Слышим же, что Сам Владыка говорит чрез Пророка Исаию: таинства Мои Мне и Моим 7 . Ибо не просто всем, но боящимся открывает сие, и указует цель божественных словес Его. Да и по переводу Седмидесяти, «держава Господь боящихся Его», соделывая их непобедимыми и превозмогающими врагов. Пс.24:15 .  Очи мои всегда к Господу, ибо Он извлекает из сети ноги мои. «Очи мои выну ко Господу, яко Той исторгнет от сети нозе мои». Очами и здесь опять называет очи ума, которыя Пророк, по словам его, возводит ко Господу, ясно зная, что при Его попечительности избежит козней устрояемых врагами. Пс.24:16 .  Призри на меня и помилуй меня, ибо я одинок и угнетен. «Призри на мя и помилуй мя, яко единород и нищь есмь аз». Слово: «единород» прочие переводчики перевели: «одинок». Говорит же Пророк: «я лишен всякой помощи, потому умоляю сподобить меня Твоего заступления». Весьма же трогательно выразился: «призри на мя и помилуй мя», то есть, воззри на мое одиночество и на множество осаждающих меня врагов; ибо, увидев сие, без сомнения сжалишься. Пс.24:17 .  Скорби сердца моего умножились; выведи меня из бед моих. Пс.24:18 .  Призри на страдание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои. «Скорби сердца моего умножишася, от нужд моих изведи мя». «Виждь смирение мое, и труд мои, и остави вся беззакония моя " . Отвсюду, говорит Пророк, окружают меня многия горести, поэтому, сие смирение и бедствование мое противоположив на весах беззакониям моим, даруй оставление грехов, и прости меня. Пс.24:19 .  Посмотри на врагов моих, как много их, и какою лютою ненавистью они ненавидят меня. «Виждь враги моя, яко умножишася, и ненавидением неправедным возненавидеша мя». Если, говорит Пророк, и недостойным человеколюбия представляюсь я, борясь с столькими бедствиями, то воззрев на несправедливую неприязнь врагов, удели мне Своего человеколюбия. Ибо пред Тобою прегрешил я, преступив Твои заповеди; они же враждуют против меня несправедливо, ничего не имея, в чем бы обвинить меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Псалом 89 Молитва Моисеа человека Божия. Так и в Еврейском. «Некоторые писатели, – говорит бл. Феодорит, – утверждали, что молитва сия составлена великим Моисеем, а другие говорили, что писатель ее бл. Давид, и он написал ее применительно к божеств. Моисею. Впрочем, псалом сей содержит в себе двоякое пророчество; потому что не одни бедствия Иудеев предвозвещает, но вместе показывает тленность и смертность всего человеческого рода, а притом Иудеям и всем человекам предрекает перемену на лучшее». Св. Афанасий видит в сем псалме молитву во время напастей и изображение страдания Христова. Псалом один из более трудных для объяснения. 2 . С Евр.: «Господи! Ты нам прибежище в род и род». 3 . С Евр.: «Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог». 4 . Не отврати человека во смирение 517 , т.е. не допусти, чтобы человек впал в унижение и бедствие. «Пророческое слово, – говорит бл. Феод., – научает умолять о том, чтобы не быть нам совершенно отвращенными во смирение и бедствование, какое досталось в удел нам. И Иудеи, принужденные быть в рабстве, приносят ту же молитву, оплакивая пленничество свое и порабощение». С Евр.: «Ты возвращаешь человека в тление» 518 . И рекл еси: обратитеся сынове человечестии. Т.е. «не напрасно умоляем, но зная твердо, что приимешь наши молитвы, и в настоящих наших бедствиях произведешь перемену, советуя обратиться и избавиться от прежнего лукавства» (Бл. Феод.). С Евр.: «И говоришь: возвратитесь, сыны человеческие»! 5 . И стража нощная. «Стражею ночною, – говорит бл. Феод., – называл пророк четвертую часть ночи, так как те, кому вверялась стража ночная, делили ночь на четыре части», каждая была из трех часов 519 . Т.е. помоги, Господи, ибо жизнь человека кратка и болезненна, вечен же Ты един. «Для Тебя присносущного и вечного и тысячелетие равняется одному дню, лучше же сказать, малой части ночи» (Бл. Феод.). Св. Афанасий под тысячелетием разумеет время подзаконного служения от Соломона, создавшего храм, до осады после смерти Спасителя на кресте: а под ночью – время, предшествовавшее пришествию Спасителя; «потому что все люди пребывали во тьме и смятении, так как не воссияло для них Солнце правды». С Евр.: «Ибо пред очами Твоими тысяща лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Разум всегда занимается тем, чего хочет сердце, к чему оно стремиться, но не наоборот. Поэтому, если человек говорит, что он не верит в Бога, и пытается доказать себе и другим, что Его нет, то на самом деле он просто сердцем Бога ненавидит, причем втайне даже от самого себя. Доказывать в этом случае что-либо бесполезно, к тому же это было бы нарушением человеческой свободы. Напротив, человек, имеющий любящее сердце, никогда не станет нуждаться в доказательствах бытия Божия и всегда охотно принимает Бога разумом. В этом случае доказательства просто не нужны. Почему же тогда Господь все же являл чудеса? Чтобы через разум человека повлиять на его сердце. Такое возможно до некоторой степени, недаром большинство чудес Христа связано именно с делами милосердия, то есть воздействуют на человеческое сердце. Так апостол и евангелист Марк повествует, что Спаситель, когда ученики бедствовали в плавании, сотворил чудо хождения по водам, потому что апостолы «не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено» ( Мк 6:52 ). Часто также чудеса бывают необходимы тем людям, которым предстоят серьезные испытания веры. Так во время Преображения Господь взял с Собой апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Всем им в недалеком будущем предстояли серьезные испытания: апостол Петр будет следовать за Христом после Его взятия иудеями, апостол Иоанн будет присутствовать при Распятии Христа, апостол Иаков первым из апостолов примет мученическую кончину. Но все равно, в отношении всех чудес можно сказать: «блаженны невидевшие и уверовавшие» ( Ин. 20:29 ), потому что истинная вера в разуме может быть только от Бога, пребывающего в сердце. 5. Экзамены любви Процесс богопознания, подобно другим процессам обучения, предполагает какие-то научающие ситуации, какие-то экзамены. Таким экзаменом, или комплексом таких экзаменов является для человека земная жизнь. Ежедневно, ежечасно и, порой, даже ежеминутно Премудрый Господь создает для нас такие ситуации, при которых Он стучится в двери нашего сердца и просит Его впустить: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» ( Откр.3:20 ).

http://azbyka.ru/chto-znachit-lyubit-bog...

С Богом в бедах и страданиях и в самом аде добро; без Бога и самый рай и небо ничтоже есть. Ибо где Бог, там и царствие Божие, рай, небо и все блаженство. Ибо Бог есть Сокровище и Источник утешения, радости, веселья и всякого истинного блаженства, и без Него не может быть истинного утешения, истинной радости и веселья, истинной жизни и блаженства. Когда об этом хорошенько рассудишь, не будешь скучать, что удалился ты от отечества и дома, но везде будешь иметь утешение. 4) Помни, что святые Божии изгнаны были. Святой Иосиф завистью братьев своих изгнан был: «в рабы продан был Иосиф, стеснили оковами ноги его, в железо вошла душа его» ( Пс.104:17–18 ). Давид изгнан был Саулом ( 1Цар.19:1–2 и след.) и сыном своим Авессаломом ( 2Цар. 15 ), и скитался по чужим странам, и во всяком бедствии и злострадании был. Даниил и трое отроков с прочими в Вавилоне пленены были от Иерусалима ( Дан. 1 ). В новой благодати апостолы, мученики, святители и прочие святые различные изгнания претерпели. То же и ныне бывает. Мир, как море волнами, свирепостью своею изгоняет и отвергает от себя святых, как мертвых ему (миру), но живых Богу. И ты, изгнанный, соучастник в скорби с ними, и лучше тебе с ними скорби терпеть, нежели с неблагодарным и злым миром веселиться, ибо с ними же утешение восприимешь во царствии небесном. Вот скоро избавление придет, «и отрет Бог всякую слезу с очей наших» ( Откр.7:17 ). Помни и то, что Сам Сын Божий и Господь наш к нам, изгнанным из рая и странным и плененным, по Своему изволению пришел и благоволил с нами, бедными, бедствовать, и со странными странствовать, и с проданными под грех был продан, предан, связан, веден на суд и смерть, и умереть (ради нас) благоволил. Рассуждай об этом – и получишь утешение. 5) Скажет кто: «От отца я и матери, от братии, сродников и друзей любезных удаляюсь!» Правда, прискорбно от любимых удаляться. Но от Бога удалиться нигде не можешь, а Он вместо отца и матери верным, или даже более отца и матери Тот, Кто говорит тебе: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» ( Ис.49:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

святитель Амвросий, епископ Медиоланский Хотя писать о том, о чем сожалеем, есть только усиление страдания, но так как в воспоминании об утраченной вещи дух чаще всего находит себе успокоение (ибо, когда мы пишем, мы устремляем к ней мысль и внимание, и тогда она в словах наших как бы оживает), то рассудили мы написать о кончине младшего Валентиниана, чтобы из-за молчания нашего не оказалось, будто мы предали забвению этот благодетельствовавший нам залог, и память о нем непочтительно оставили, избегая случая к соболезнованию, а тем более, что соболезнующий утешается самим своим сожалением, и когда я о нем или к нему говорю, тогда как бы о предстоящем или к предстоящему речь обращаю. Итак, что прежде всего оплакивать я буду? О чем прежде горько сожалеть? Дни желаний наших обратились в плач: Валентиниан возвратился к нам не таков, какого ожидали, исполнил он обещание свое самою смертью, но желанное присутствие его стадо нам весьма горестно. О, если бы он еще отсутствовал и был жив! Но, услышав, что Альпийские горы Италии осаждены неприятелем, пожелал лучше сам бедствовать, оставя Галлию, нежели не быть с нами, когда мы в опасности. Погрешил император, что хотел Римской империи помочь! Эта вина в смерти достойна хвалы. В воздаяние доброму Государю прольем слезы, ибо он заплатил нам смертью своей. Но не нужно здесь призывать к плачу. Оплакивают Валентиниана все, плачут неизвестные и боящиеся, плачут принужденные и варвары, плачут и те, которые казались неприятелями. К скольким стонам побудил он народы от Галлии и до наших мест? Ибо все оплакивают его не как императора, но как общего отца, сожалея о смерти его, как о своей собственной. Лишились мы императора, о котором соболезнование наше умножается тем более, что он был не зрел летами, но мудр советами. Потому, как говорит пророк: око мое изливает воды, ибо далеко от меня утешитель,который оживил бы душу мою (Плач. 1,16); не только телесные, но и мысленные очи мои притупились, и все чувства некоей слепотой покрылись, так как лишился я того, кто обратил душу мою и в великом отчаянии сущую ободрил, и исполнил надежды.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/37/h...

Сион, избавленный Богом, будет красоваться как невеста (ст.18), потому что его улицы и площади, прежде пустые, его дома, прежде рассыпанные в развалины, и его стены, падшие при неприятельской осаде, будут обстроены, восстановлены, ограждены и переполнятся до тесноты обитателями. А «поглощающии его», враги-разорители и опустошители все без остатка, удалятся и более уже не возвратятся. Тогда-то спасенные дети Сиона, совсем было погибшие в узах плена и во мраке окружающего язычества, с громкой радостью воскликнут: «тесно для нас место!» – так их будет много. А Сион, прежде опустошенный, бедствовавший и горевавший, как ограбленная, бездетная и неутешная вдова, с восторженным недоумением воскликнет: «кто мне породил, воспитал и отовсюду собрал сих и стольких детей?» – Но не только Сион, а и «всякая плоть» узнает, что это и такое обновление Сиона и спасение Израиля совершил Господь (ст.26). 22–23. Так говорит Господь Бог: вот, Я подниму руку Мою к народам, и выставлю знамя Мое племенам, и принесут сыновей твоих на руках и дочерей твоих на плечах. И будут цари питателями твоими, и царицы их кормилицами твоими; лицом до земли будут кланяться тебе и лизать прах ног твоих, и узнаешь, что Я Господь, что надеющиеся на Меня не постыдятся. (Тако глаголет Господь Господь: се воздвизаю на языки руку Мою и на островы воздвигну знамение Мое, и приведут сыны Твоя в лоне, и дщери твоя на плещах возьмут. И будут царие кормители твои, и княгини их кормилицы твои: до лица земли поклонятся тебе и прах ног твоих оближут, и увеси, яко Аз Господь Бог, и не посрамятся терпящии Мя). Возвещая и утверждая откровение Божие о спасении и славе спасенных детей обновленного Сиона, Пророк говорит: «Так говорит Господь Господь» или – Господь Бог, Иегова – Бог вечный, Бог завета и обетований, Господь – Вседержитель и Царь мира. А если Он говорит, то все Им сказанное непреложно. Поэтому несомненно исполнится определение и совета Его об Израиле. Вот Он воздвигает руку Свою на языки – простирает власть Свою к народам севера и востока, поднимает знамя к обитателям запада, на островах Средиземного моря: и, под знамя силы Божией, соберутся дети Божии в Сион. А язычники, прежде враждебные, окажут им высокие почести, – послужат им, с любовью и отеческим попечением, подобно тому, как обыкновенно на Востоке детей носят или в лоне – на руках у груди (за пазухой широкой одежды), или на плечах – в мешках и широких плащах (иногда в особо устроенных для этого палатках). Так послужат народу Божьему даже цари и князья, как родные отцы-кормители, а царицы и княгини, как родные матери-кормилицы. Уважая святость души и совершенство достоинств детей Божьих, все будут поклоняться им до лица земли и сам прах ног их не только смывать и отирать, но лизать – целовать, как священный. Так прославятся, а не посрамятся терпящии Господа – с терпением ожидающие от Него свободы временной и вечного спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Скорбни бдете: греч-. λυπηθσεσϑε могло бы также значить: «прогневаетесь». кв. и воззртъ на нбо гор, и на землю низ призртъ, и се, скдость тсна и тьма, скорбь и теснота и тьма, коже не видети: и не скдетъ в теснот сый даже до времене. 22. И взглянут вверх, и посмотрят на землю; и вот – горе и мрак, густая тьма, и будут повержены во тьму. Но не всегда будет мрак там, где теперь он сгустел. 22 . И воззртъ ... призртъ, ища помощи или места, где спастись можно. Скдость тсна 70 толк. πορα σεν=бедность тесна, т. е. беда жестокая, тяжкая. Слово «тма»=бедствие, несчастье ( Пс.87:7 ср. Ис.42:7 ). И не скдетъ в теснот сый=теперь бедствующий не будет бедствовать (οκ πορηϑσεται) – даже до времене. Благоденствие, имеющее наступить после бедствия, представляется не бесконечным – не согласно с Ис.9:6–7 . Русск. перевод, не заключая в себе намёка на окончание благоденствия, имеющего наступить после бедствия, говорит только о предстоящем прекращении бедствия: но не будет мрака там, где теперь он огустел. Частица но в начале могла бы быть заменена словом: «по истине» – так же, как в Ис.7:9 (ср. толков.). Даже до времене (ως καιρο). Не читалось ли сначала у 70 толк. ς καιρς (=, ср. Иер.25:18 )? Глава IX а. прежде скор твор, страно Завлн и земл и при мори и об он стран зыквъ. 1. Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. 1 ст. по евр. тексту относится к предыд. главе. прежде чашу гнева Божия (ср. Иер.25:15 и сл.) прежде чем (ст. 2) свет воссияет... Русск.: как прежде время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову ср. 4Цар.15:29 . Более правильное разделение слов по предложениям, предлагаемое масоретами: прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову, а последующее (ср. 2:2 «последние дни») возвеличит (их), – приморский путь, заиорданскую страну, Галилею языческую», буквально область язычников. Не только заиорданским областям, но и коленам Завулонову и Неффалимову, всей Галилее языческой обещается, после бедствий настоящего времени, наступление лучшего времени в будущем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

«Слушай, Дщерь, и смотри, и приклони ухо Твое, и забудь народ Твой, и дом отца Твоего. И возжелает Царь доброты Твоей, ибо Он Господь Твой, и Ты поклонишься Ему» ( Пс.44:11–12 ). А потом и Сам Господь, по обещанию Своему, «пришел взыскать и спасти погибшее» ( Лк.19:10 ). Видишь, душа, сколь велико твое благородство, достоинство и преимущество! Сам Господь твой ради тебя пришел в мир, взыскать и спасти тебя, погибшую. И сколь велика Его любовь к тебе, видишь. 8) Когда Господь благоволил в мир придти и пожить на земле, не ангельское естество, но человеческое соединил Себе, «ибо не Ангелов воистину восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово» ( Евр.2:16 ). Воистину великое чудо и удивления достойное дело! Сын Божий сыном человеческим сделался, и Бог Создатель и Вседержитель стал плотью от плоти нашей и костью от костей наших; стал братом нашим, Господь ангелов и всей твари, и нас братиею Своею нарицать не стыдился, говоря: «Возвещу имя Твое братиям Моим» ( Пс.21:23 ; Евр.2:11–12 ); – и еще: «Иди к братьям Моим и скажи им: Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» ( Ин.20:17 ). Познай, человек, благородство и преимущество души твоей! Сын Божий сыном человеческим сделался ради души твоей; плоть одушевленную, подобную нашей плоти, кроме греха, соединил Себе вечным союзом, и так почтил естество наше. Но большее, как достоинство и важность человеческой души, так и человеколюбие Божие к нам увидим, когда далее в рассуждение человеколюбия Божия войдем. 9) Сын Божий, одевшись в подобную нашей плоть, тридцать три года и более на земле жил, как один из людей, и как раб и один от нищих и бедных трудился, бедствовал, плакал, голодал, жаждал, бесчестие и хулу терпел ради души нашей, а наконец ужасное мучение претерпел, и между злодеями, как один от злодеев, един Праведный и Святой с неизреченным бесчестием на древе крестном повешен и умер. Это все учинил Человеколюбец Христос, дабы души наши от власти дьявольской исхитить. Так дорога душа человеческая Богу и Христу Сыну Божию! Бесценная цена Божией Крови за нее дана ( Деян.20:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Спаситель проповедовал в Назарете, Своем родном городе, в котором Он жил с детских лет и в котором был всем известен. Иудеи изумлялись, как этот человек — сын обыкновенного плотника, может говорить столь мудрые слова, поскольку заключенная в них благодать была очевидна даже для тех, кто относился к Господу неприязненно или безразлично. Им казалось, что сын простого небогатого человека не может знать столь необычайных вещей, не может так прекрасно и мудро говорить. Иудеи не обращали внимания на то, что Иосиф был праведной жизни и происходил из рода царя Давида, совсем не желали думать о святости и смирении Пресвятой Девы, которые были очевидны для всех. Смиренный человек не ищет себе славы, и некоторые бесстыдные и грешные люди пользуются этим для того, чтобы уничижать ближнего и вовсе не вспоминать о его добродетелях. Господь наш Иисус Христос был вынужден напоминанием событий из Священного Писания обличить иудеев не только в том, что они теперь Им пренебрегают, несмотря на Его слова, всеми признаваемые мудрыми, несмотря на чудеса, какие Он творил в иных местах, но каких не мог совершать в Назарете из-за неверия сограждан, — но и в том, что они вообще никогда не принимали праведников и посылаемых Богом пророков. «Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме. И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве» ( Лк.4:23-24 ). Не так легко принять пророка и чудотворца, если он обличает грехи своих соотечественников. Спаситель приводит в пример пророка Илию. «Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле» ( Лк.4:25 ). Для того чтобы израильский народ покаялся, по молитвам пророка Илии наступило бездождие: три с половиной года на землю не вьшадало ни одной капли дождя. В эти годы от возникшего голода люди сильно бедствовали, были даже случаи людоедства.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Ст. 14–18. Проклят день, в который родился я ; день, в который родила меня мать моя, да не будет благословен! Проклят муж (или человек), который возвестил отцу моему, говоря: родился у тебя сын, и как бы радостию обрадовал его. Да будет человек тот как города, которые разрушил Господь и не пожалел; да слышит он вопль утром и рыдание во время полуденное, он, который не убил меня в утробе, чтобы стала мне мать моя гробом и утроба ее была вечно беременна мною. Зачем вышел я из утробы, чтобы видеть труд и скорбь и чтобы прошли в смущении дни мои? Те, кои думают, что души были на небесах и низвергнуты из лучшего в худшее состояние, пользуются этим и подобными свидетельствами, – что, то есть, им лучше было жить на небесах, чем обитать на земле и принимать тело уничижения, – пользуются изыскивая какие-нибудь новые, или лучше уже старые доказательства для своей ереси. А мы, читая оное блаженного Иова: да погибнет день, в оньже родихся, и нощь оная, в нюже реша: се мужеск пол ( Иов. 3, 3 ), с этим свидетельством ставим в параллель и слова: проклят муж, который возвестил отцу моему говоря: родился у тебя сын, – что, то есть, лучше не жить, чем жить бедственно, – согласно с написанным: «смерть успокоение человеку, которому заключил Бог путь его» и еще: «зачем дан несчастному свет и жизнь находящимся в горести души?» ( Иов. 3, 20 ). И в Евангелии читаем сказанное прямо: добро бы было ему, аще не бы родился ( Мф. 26, 24 ) – не в том смысле, чтобы существовал тот, кто не родился, но в том, что лучше было бы ему не существовать, чем существовать худо. Ибо иное дело вовсе не существовать, и иное – существуя безпрерывно бедствовать, почему мы и предпочитаем спокойную смерть несчастной жизни. Поэтому и Амос говорит о дне мрака, о дне бедствия (Ам. гл. 5) и Иаков, так как жил в труде и скорби, называет дни свои малыми и злыми (Быт. гл. 47), и апостол Павел говорит: яко да избавит нас от настоящего века лукавого ( Гал. 1, 4 ) и еще: искупующе время, яко дние лукави суть ( Еф. 5, 16 ). Евреи, на основании разных хитросплетенных и невероятных вычислений, относясь день рождения Иеремии к пятому месяцу, в который взят Иерусалим и разрушен храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010