И Он благословил их, и они весьма умножились, и скота их не умалял. Но они умалились и стали бедствовать, вследствие страдания от зла и болезни. Излилось уничижение на князей их, и Он оставил их блуждать в непроходимом (месте, где) нет пути. И помог убогому (избавиться) от нищеты, и сделал колена (многочисленными), как овец. Увидят праведные и возвеселятся, и всякое беззаконие заградит уста свои. Кто премудр и сохранит это? И уразумеют милости Господни.    Боже! К хвале моей не будь безмолвен. Ибо уста грешника и уста льстивого открылись против меня, наговорили на меня языком льстивым, И словами ненависти окружили меня и вооружились на меня без вины (моей): Вместо того, чтобы любить меня, они лгали на меня, а я молился, И воздали мне злом за добро и ненавистью за любовь мою. Поставь над ним грешника, и диавол да станет одесную его. Когда будет судиться он, да выйдет осужденным, и молитва его да будет в грех. Да будут дни его кратки, и достоинство его да приимет другой. Да будут сыновья его сиротами и жена его вдовою. Скитаясь, да переселяются сыновья его и просят, да будут изгнаны из домов своих. Да взыщет заимодавец все, что есть у него, и чужие да расхитят нажитое трудами его. Да не будет у него заступника и да не будет щедрого для сирот его. Да будут дети его истреблены, с одним родом да изгладится имя его. Да будет вспомянуто беззаконие отцов его пред Господом, и грех матери его да не очистится. Да будут они всегда пред Господом, и да будет истреблена с земли память их, За то, что он не думал оказывать милость и преследовал человека бедного, и нищего, и сокрушенного сердцем, чтобы умертвить (его). И возлюбил он проклятие – и оно постигнет его, и не восхотел благословения – и оно удалится от него. И облекся он проклятием, как одеждою, и оно вошло, как вода, в утробу его и, как елей, в кости его. Да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым он всегда опоясывается. Такова участь клевещущих на меня пред Господом и говорящих злое о душе моей. Но Ты, Господи, Господи, сотвори со мною по имени Твоему, ибо блага милость Твоя: Избавь меня, ибо я нищ и убог и сердце мое смущено во мне. Как тень, когда уклоняется она, я исчез, был изгоняем, как саранча. Колена мои изнемогли от поста, и тело мое изменилось от (лишения) елея. И я стал посмешищем для них: они, видя меня, кивали головами своими. Помоги мне, Господи, Боже мой, и спаси меня по милости Твоей. И да уразумеют, что такова рука Твоя и Ты, Господи, соделал это. Они проклянут, а Ты благословишь, восстающие на меня да постыдятся, а раб Твой возвеселится. Да облекутся клевещущие на меня срамом, и покроются, как одеждою, стыдом своим. А я буду громко исповедовать Господа устами своими и среди множества (людей) восхвалять Его, Ибо Он стал одесную убогого, чтобы спасти от гонителей душу мою.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» ( 2Кор. 5: 21 ); «Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» ( Еф. 5: 1, 2 ); «…ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» ( Кол. 1: 19, 20 ). «Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа» ( Евр. 2: 17 ); «Немногие капли крови воссозидают целый мир и для всех людей делаются тем же, чем бывает закваска для молока, собирая и связывая нас воедино» (свт. Григорий Богослов ) (31: 182); «“Почему, – спрашивает Григорий Богослов , – почему Кровь Сына была приятна Отцу, Который не захотел принять иска, принесенного в жертву Авраамом, но заменившему эту человеческую жертву овном?”... И Григорий Богослов заключает: “Не очевидно ли, что Отец принимает эту жертву не потому, что Он ее требовал или как-то в ней нуждался, но по домостроительству нужно было чтобы человек освятился человечеством Бога, нужно было, чтобы Сам Он освободил нас, победив тирана собственной Своей силой, чтобы снова бог призвал нас к Себе через Своего Сына, посредника, все совершающего во славу отца, Которому Он во всем послушен… Остальное же да будет почтено молчанием”» (13: 285); «Увидим в Царствие Небесном – Господа и Искупителя нашего Иисуса Христа в Божественной его славе – Того, Который за нас так страшная пострадал и поносною смертию умер, и тако нас от смерти избавил» (свт. Тихон Задонский ) (24: 50 со ссылкой на: Творения свт. Тихона. 6-е изд. Т. 4. 1899 г. С. 63); «Если бы не ходатайствовала бы за нас Кровь Агнца Божия, вземлющаго грехи мира: то каждый день и час над нами гремел бы удары небесного правосудия; мы ежедневно бедствовали и умирали бы душою своею грешною, и не мира, ни радости не вкушать бы нам во веки» (св. праведный Иоанн Крондшадтский) (226: 85);

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Итак, начнем от Адама. Чтобы понять суть текущих политических режимов, нужно понять, какая форма государственного устройства угодна Богу. До грехопадения форма мироустройства была единственная - теократия. Господь изрекал свою волю первозданным людям, воля эта была благая и совершенная, и если бы Адам не преслушал заповедь Божию, то возрастал духовно. Однако произошло грехопадение: человек преслушал волю Божию, и стал поступать по своей воле. Мы видим на себе последствия первобытной «демократии» - раздробление единства ума, воли и сердца, желаний тела и души, опустошенность и искажение сил человека.Первозданные люди были изгнаны из рая, вселенная измениласьчерез грехопадение, в мир вошли болезнь и смерть. Как штрих к наброску современной цивилизации заметим, что первый градостроитель в мире - братоубийца Каин (Быт. 4, 17). В противоположность Небесному граду Иерусалиму, уготованному святым Божиим (Откр. 21, 2), град Каинов - город злодеев, как иначе можно объяснить, что Каин смог себе найти жену? Значит, кроме Каина еще кто-то недолюбливал Авеля, раз после братоубийства какая-то дочь Адама смогла стать женой убийцы брата. В каком-то смысле - это уже матрица падшего мира, по этому образу люди организуют земное житие, направленное на удовлетворение своих похотей. Какое политическое устройство мы можем наблюдать в падшем земном мире? Богоизбранный народ при Моисее также имел теократию. Через Моисея Бог изрекал свою волю человеку, и когда тот исполнял ее, то благоденствовал, когда нарушал -бедствовал. Назначение Моисеем судей, и последующая эпоха судей не изменила сути дела. Однако и тут мы видим, что еврейский народ не особо спешил исполнять волю Божию. Конкретно меняется тип правления с появлением царей. Этот момент стоит вспомнить особо: «И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму, и сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов.И не понравилось слово сие Самуилу...

http://ruskline.ru/analitika/2014/06/20/...

Когда приду и явлюсь лицу Божию? ( Пс. 41:3 ). Когда приду и увижу Того, Который ради меня, бедного грешника, в мир пришел и бедствовал, и страдал, и умер, и так от дьявола, смерти и ада искупил меня? Когда приду и увижу так меня любящего, моего Благодетеля, моего Искупителя, моего Спасителя? Что мне на небе? И без Тебя чего желать мне на земле. Изнемогло сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего и часть моя, Боже, вовек ( Пс. 72:25–26 ). Ничего я не хочу и не желаю ни на небе, ни на земле, кроме Тебя одного, Слово Божие и Девы Сын, Иисусе Христе, Боже мой, Боже богов, Господи! Христиане! Пожелаем этого Царя видеть, и очистим себя покаянием, и убелим одежды наши в Крови Агнчей, да войдем в преславный чертог Его, и увидим этого Царя нашего, Его же царствию не будет конца. Великим люди почитают в доме своем принять Царя земного. Но для христиан велико принять в дом сердца своего Царя Небесного, Иисуса Христа. И воистину это велико. Какая слава, какая честь, какая радость и веселье в том доме будет, в который этот Небесный и преславный Гость придет, и сказать невозможно. Мир и радость там небесная, и царствие Божие там. Так как где Христос Бог, там и царствие Божие и блаженство Его. Вот, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною ( Откр. 3:20 ). О, благость, о, человеколюбие Твое, Господи! Какая Тебе, сидящему на Престоле славы Твоей и живущему во свете неприступном, какая польза от того, что хочешь войти в дома смиренных душ наших? Не достаточно ли для Тебя храма славы Твоей? Царство Твое – царство всех веков, и владычество Твое во все роды ( Пс. 144:13 ). Но говорит Человеколюбивый Господь: Вот стою при дверях и стучу, – и прочее. Ибо Он, как Благой и Человеколюбивый, нашей пользы, а не Своей, нашего блаженства, а не Своего, хочет и ищет. Наше спасение и блаженство – любимая Его корысть. Царь земной, по прошению, к подданному своему в дом входит, и приготовленными хозяином благами пользуется. Царь Небесный Иисус Христос не так: Он Сам к дверям сердец наших приходит, и стучит в двери, и хочет к нам войти. И, войдя, пищи нашей от нас не требует, но Сам Свою пищу приносит, пресладкую небесную пищу, и не нашими благами пользуется, но Свои невидимые небесные блага нам подает. Хвали, душа моя, Господа ( Пс. 145:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Конечно, всякая естественная любовь может стать неумеренной. Но слово это ничуть не означает “неосторожная”. Не означает оно и “слишком большая”. Тут дело не в количестве. Наверное, нельзя “слишком сильно” любить человека. Можно любить его слишком сильно по сравнению с любовью к Богу, но говорит это лишь, о том, что Бога мы любим слишком слабо. Уточним, чтобы слова эти никого не смутили. Многие, прочитав их, могут испугаться, что чувства их к Богу не так пылки, как чувства к людям. Хорошо бы, конечно, любить людей и Бога с равной пылкостью, и надо об этом молиться, но здесь речь не о том. Когда встает вопрос о соперничестве естественной любви и любви к Богу, дело не в силе и не в качестве этих чувств. Дело в том, кого вы выберете, если встанет выбор. Как обычно, слова Спасителя и страшнее, и милостивее богословских рассуждений. Христос ничего не сказал о том, что земная любовь чревата горем. Он говорит иное: ее надо отринуть, когда она мешает следовать за Ним. “Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником” ( Лк. 14:26 ). Как понять нам слово “возненавидит”? Быть не может, чтобы Сама Любовь велела нам испытывать все то, что мы понимаем под ненавистью, — досадовать, желать зла, радоваться несчастьям. Что такое ненависть для Спасителя, видно из беседы, когда Он воспротивился совету Петра, “Ненавидеть” значит не уступать, сопротивляться, когда тот, кого ты любишь — пусть мягко, пусть из жалости, — говорит с тобой от имени сатаны. Христос учит, что человек, служащий двум господам, возненавидит одного и возлюбит другого. Речь тут, конечно, не о чувствах, не об отвращении и восхищении. Такой человек будет соглашаться с одним, а не с другим, работать на него, служить ему. Еще вспомним слова: “Я возлюбил Иакова, а Иеава возненавидел” ( Мал. 1:2-3 ). Как же ненавидел Господь Исава? Хотя сразу вслед за этим говорится, что Он “предал горы его опустошению, и владения его — шакалам пустыни”, в Книге Бытия свидетельств об этом нет. У нас нет оснований считать, что Исав бедствовал или что душа его погибла. Более того, в мирском смысле Исав жил лучше Иакова. Не ему, а Иакову достались горести, унижения и потери. Но у Иакова было то, чего у Исава не было: он, а не его брат породил колена, передал обетование, стал предком Спасителя. Любовь к Иакову в том, что Господь счел его достойным высокого призвания; ненависть к Исаву — в том, что Господь его отверг. Так и мы должны отвергнуть близких, когда они встанут между нами и повиновением Богу. Вполне возможно, что они и впрямь сочтут это ненавистью.

http://azbyka.ru/fiction/chetyre-ljubvi/

Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим. В одно время Иисус Христос, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой и последуй Мне. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот и потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот спасет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душу свою потеряет? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо, если кто постыдится Меня и Моих словес в роде сем прелюбодейном и грешном, то и Сын Человеческий постыдится его, когда придет во славе Отца Своего с Ангелами святыми. И сказал им: истинно говорю вам, некоторые из стоящих здесь не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, который придет в силе в Царствии Своем (Мф.16:24–28). В день преподобного Алексия человека Божия беседуя, мы говорили, что в Иисусе Христе мы найдем покой душам нашим и что учение Его для нас самое радостное, успокоительное. Ныне же мы слышим от Иисуса Христа, что мы должны отвергнуться самих себя и взять крест свой, переносить страдания в жизни, даже должны быть готовы потерять душу свою, то есть умереть ради Иисуса Христа и Евангелия, и никогда ни при ком не стыдиться Иисуса Христа и Его слов, то есть не стыдиться, что мы веруем в Него, живем, поступаем и действуем по Его учению. Как же, так уча, Иисус Христос может дать покой душам нашим? Какой же это покой душ будет, когда мы должны и отрекаться, отказываться от того, что нам по душе, что нравится, должны и делать то, что нам неприятно, ради Иисуса Христа, ради Его учения? Однако тогда-то мы и будем истинно спокойны, когда будем так жить и действовать, и не только по смерти, в будущей жизни, но и здесь истинным покоем будем наслаждаться. Почему Иисус Христос учит, чтобы мы отверглись самих себя, чтобы не слушались себя, не исполняли своих пожеланий? Потому что мы большей частью сами желаем только греховного. А греховное всегда оставляет в душе нашей беспокойство, мучительное раскаяние. При грехах покоя в душе быть не может. Грехи губят его, заставляют страдать, бедствовать. Да, все беды, все несчастья, всякие болезни и воздыхания – от нас самих, от наших грехов, от исполнения наших пожеланий. И что было бы на земле, если бы мы ни в чем себе не отказывали? Чем была бы эта жизнь, если бы всякий человек ни в чем себе не отказывал, как хотел, как вздумается, так бы действовал, говорил, распоряжался? Тогда люди жить бы не смогли, все жили бы, как в аду, весь мир погиб бы от себя, от грехов своих.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

Кто видел когда, кто слышал (что-либо подобное)? Пошел он (в Египет), чтобы избавиться от голода, а возвращается оттуда с богатством и несказанной славой! Не удивляйся, возлюбленный, и не изумляйся этому, а лучше и подивись, и изумись, и прославь могущество общего всем нам Господа. Смотри еще, как и потомки этого патриарха точно так же сошли в Египет побуждаемые голодом, а возвратились оттуда, после долгого рабства и бедствования, с великим богатством. Таков премудрый Владыка наш: сперва Он попустил бедствиям увеличиться до крайности, потом уже разгоняет бурю, производит тишину и великую перемену во всем, желая через это показать нам величие силы Своей. " И поднялся Авраам из Египта, сам и жена его, и все, что у него было, и Лот с ним, на юг " (Быт.13:1). Кстати будет применить к этому праведнику те слова, которые блаженный Давид произнес о возвратившихся из вавилонского плена: " сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои " (Пс.125:5-6). Видишь, как вхождение было исполнено беспокойства и боязни, и сопровождалось даже страхом смерти? Смотрите же теперь, как возвращение исполнено великой чести и славы, как праведник сделался, наконец, почтенным для всех – и для египтян, и для жителей Палестины. Да и кто не почтил бы человека, так хранимого Богом и пользовавшегося таким Его попечением? Ни от кого, вероятно, не скрылось то, что случилось с царем и домом его. Так, все это было допущено, и искушения праведника дошли до такой степени – для того, чтобы и его терпение открылось яснее, и дела его разнеслись по всей вселенной, и никто не остался в неведении о добродетели праведника.   9. Видите, возлюбленные, сколько пользы от искушений! Видите, как велика награда за терпение! Видите мужа и жену, старца и старицу, какое показали они любомудрие, какое мужество, какую привязанность друг к другу, какой союз любви! Им-то будем все подражать, и никогда не станем роптать и думать, будто Бог оставляет нас и небрежет о нас, когда посылает на нас искушения, напротив, будем считать это за величайший знак Божьего о нас попечения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог . Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век. Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу. ( 2Кор.9:6–11 ) Святые апостолы по отшествии Господа на небо, проповедуя Евангелие сперва в Иудее, потом среди других народов, твердо помнили заповедь Господа о любви как главном признаке последования Христу: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою ( Ин.13:35 ). Апостолы, эту заповедь Господа твердо сохраняя между собой, старались внушать ее всем уверовавшим во Христа через их проповедь. Первым проявлением этой любви было единение духа и единение имуществ. Для служения бедным были избраны апостолами семь диаконов ( Деян.6:5 ). Тогда никто не называл ничего своим, но все было общее ( Деян.4:32 ). Так было сперва у матери Церквей – Иерусалимской Церкви. Так потом и в других Церквах. Отпуская святого Павла на проповедь среди язычников, апостолы просили его, чтобы он не забывал иерусалимских братий христиан, бедствовавших по причине притеснений со стороны неверующих иудеев и от голода, постигшего их страну. Апостол Павел старался тщательно исполнять завет Господа Иисуса Христа. Среди апостольских трудов своих он сам принял на себя обязанность собирателя милостыни. Возвращаясь в Иерусалим, он приглашал обращенных им к вере, между другими и коринфских христиан, чтобы они позаботились до его прибытия собрать милостыню для иерусалимских братий и, когда он придет, отправить собранное с ним. В своем послании к Коринфянам, сегодня читанном, Апостол дает им наставление, как творить милостыню, чтобы она была приятна Богу, для творящих милостыню плодотворна, а в приемлющих ее возбуждала бы чувство благодарения к Богу. Милостыню и вообще благотворительность, как дела любви христианской, Апостол сравнивает с посевом семян и говорит: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро пожнет ( 2Кор.9:6 ). Это значит: кто подает милостыню, пусть делает это без скупости, щедро, зная, что чем больше подаст, тем больше получит, как и земледелец – чем больше посеет, тем больше пожнет, а кто мало посеет, тот мало и пожнет.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Моисей по­сылает послов к царю аморрейскому Сиону. Этот Сион вое­вал пред тем с царем моавитским и взял его землю. Когда же он и с израильтянами вступил в войну, то был жестоко поражен ими, и все города его взяли израильтяне. Вступив в войну с Огом, царем васанским, они подвергли и его той же бедственной участи, какой и Сиона, и взяли землю и все города его. Царь Валак посылает к волхву Валааму, чтобы он проклял народ израильский. Бог сначала воспре­пятствовал этому; но когда тот настоятельно побуждал волхва, то Бог попустил ему идти, но не проклинать, и обратил про­клятия в благословения, — не потому, чтобы проклятия волхва имели какую-нибудь силу, но потому, что народ бедствовал, готов был верить его клятвам и мог там подвергнуться осуждению за свою слабость. Валаам пророчествует о Христе, говоря: восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля (Числ.24:17), — потому что Дух Божий был с волх­вом. Когда Валаам удалился, сыны израильские сходятся с дочерями моавитскими и служат Вефльфегору. Тогда Моисей повелевает каждому убить брата, совершавшего идолослужение. Финеес, сын Елеазара, пронзил копьем Замврия израильтя­нина и Хасви мадианитянку вместе с ним; и это вменилось ему в правду. Тогда исчислены были сыны израильские от двадцати лет и выше, и оказалось шестьсот три тысячи трид­цать человек; левитов же от одномесячного возраста и выше двадцати три тысячи. Это исчисление сделано было в Аравофе моавитском, по ту сторону Иордана. Между ними не оказалось ни одного человека из тех, которых прежде исчислял Мои­сей в пустыне синайской, кроме Иисуса Навина и Халева, сына Иефонии. Приходят дочери Салпаада из колена Манассиина, и просят, чтобы к ним перешло наследство и имущество отца их, так как он умер без детей мужского пола. Бог по­велел отдать им это; (и заповедано) если кто умрет, не имея сына, то должна наследовать дочь; если нет и дочери, то брат, а если нет брата, то брат отца. Бог показывает Моисею с горы Навав землю обетованную, и на его место рукополагается Иисус Навин.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Моисей посылает послов к царю аморрейскому Сиону. Этот Сион воевал пред тем с царем моавитским и взял его землю. Когда же он и с израильтянами вступил в войну, то был жестоко поражен ими, и все города его взяли израильтяне. Вступив в войну с Огом, царем васанским, они подвергли и его той же бедственной участи, какой и Сиона, и взяли землю и все города его. Царь Валак посылает к волхву Валааму, чтобы он проклял народ израильский. Бог сначала воспрепятствовал этому; но когда тот настоятельно побуждал волхва, то Бог попустил ему идти, но не проклинать, и обратил проклятия в благословения, — не потому, чтобы проклятия волхва имели какую-нибудь силу, но потому, что народ бедствовал, готов был верить его клятвам и мог там подвергнуться осуждению за свою слабость. Валаам пророчествует о Христе, говоря: восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля (Числ.24:17), — потому что Дух Божий был с волхвом. Когда Валаам удалился, сыны израильские сходятся с дочерями моавитскими и служат Вефльфегору. Тогда Моисей повелевает каждому убить брата, совершавшего идолослужение. Финеес, сын Елеазара, пронзил копьем Замврия израильтянина и Хасви мадианитянку вместе с ним; и это вменилось ему в правду. Тогда исчислены были сыны израильские от двадцати лет и выше, и оказалось шестьсот три тысячи тридцать человек; левитов же от одномесячного возраста и выше двадцати три тысячи. Это исчисление сделано было в Аравофе моавитском, по ту сторону Иордана. Между ними не оказалось ни одного человека из тех, которых прежде исчислял Моисей в пустыне синайской, кроме Иисуса Навина и Халева, сына Иефонии. Приходят дочери Салпаада из колена Манассиина, и просят, чтобы к ним перешло наследство и имущество отца их, так как он умер без детей мужского пола. Бог повелел отдать им это; (и заповедано) если кто умрет, не имея сына, то должна наследовать дочь; если нет и дочери, то брат, а если нет брата, то брат отца. Бог показывает Моисею с горы Навав землю обетованную, и на его место рукополагается Иисус Навин.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010