Народ разделится на партии и каждая будет избирать себе своего вождя. Тогда не трудно будет сделаться вождем: нищие и голодные, жители Иерусалима будут склонны признать вождем своим всякого за незначительное преимущество. Того, кто сумеет сберечь на себе верхнюю одежду, признают защитником развалин родного города. Но трудно быть вождем таких партий, и потому каждый, кому будет предложено взять под свою охрану и защиту разрушенный отечественный город и его жалкое население, с клятвою объявит нищим и себя, чтобы только избавиться от начальства над своей братией – нищей, оборванной, голодной, всем недовольной и постоянно раздраженной. Так будут беспомощны жалкие защитники царства Иудина при грозных действиях крепкой власти Вседержителя. 8–10. Так рушился Иерусалим, и пал Иуда, потому что язык их и дела их – против Господа, оскорбительны для очей славы Его. Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло. Скажите праведнику, что благо ему, ибо он будет вкушать плоды дел своих. (Яко оставлен бысть Иерусалим, и Иудеа паде, и язык их со беззаконием, не покаряющься Господеви. Сего ради ныне смирися слава их, и студ лица их противу ста им: грех же свой яко Содомский возвестиша и явиша. Горе души их, зане умыслиша совет лукавый на себе самих, рекше: свяжем праведнаго, яко непотребен нам есть. Убо плоды дел своих снедят). Иерусалим, переживший столько поколений, украшением и укреплением которого восхищались священные певцы народа, несомненно и скоро будет представлять груду развалин. Жалко будет бедствовать и вымирать под страхом даже потомство Иуды, на которое возложено обетование Божие о царственном его господстве над всем народом. И вот очевидная тому причина: взоры, слова и дела – все обнаруживает гордую самонадеянность, решительное вероотступничество, бесстыдное самодовольство и необузданное плотоугодие жителей Иерусалима. Как безграничное распутство жителей Содома унизило их до ада, так и необузданная гордость иудеев низводит проклятие на Иерусалим...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Наша национальная идея – это не конкурирование одной части общества против другой, каждого за себя и против всех. Национальная идея русских – это и есть тот образ жизни, который мы называем православным и без которого мы не осознаем своей идентичности в ее отличии от других народов, племен и языков. Иными словами, Россия – это не территория, Россия – это русские! И если кто-то, живя здесь, этого не понимает, то нам с таковыми не по пути… И трудно не согласиться с диаконом Андреем Кураевым, сказавшим: «А если Россия не для русских, то что тогда для русских?» Наши же взаимоотношения с другими народами и религиозными группами строятся исходя из Имперских интересов, выражаемых в договорных отношения с народами, племенами и языками, вступающими в территориальное единство с русскими землями. Их права оберегаются пределами нашей терпимости, и не более того. Исторический опыт показывает, что положение инородцев в Имперской России было намного лучше, чем в последующие «совдеповские» времена. В I-м веке от Рождества Христова еврейский народ особенно бедствовал от политической и религиозной разобщенности. Всякие временщики, поставленные римскими оккупантами, господствовали на территории всей Палестины. Иосиф Флавий описывает, как целые отряды левитов (священников) делали набеги на простых крестьян и ремесленников и, под предлогом сбора десятины, забирали у трудящихся последнее. Награбленное стаскивалось в синагоги и в Иерусалимский Храм и там распределялось высшим духовенством среди своих. Мытари (налогосборщики) собирали дань в пользу римских властей и их легионов. Царь Ирод Антипа, всякие тетрархи и иерархи делали сборы принудительных пожертвований на свой более чем роскошный образ жизни во дворцах Тивериады. Жизнь в то время была такой тяжелой, что некоторые иудеи сами продавались в рабство, только чтобы их и их детей кормили. Сказано: «Тогда ухватится человек за брата своего, в семействе отца своего, и скажет: у тебя есть одежда, будь нашим вождем, и да будут эти развалины под рукою твоею. А он с клятвою скажет: не могу исцелить ран общества; и в моем доме нет ни хлеба, ни одежды; не делайте меня вождем народа» ( Ис.3:6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

«Не было близко мне сердце строптивое». У меня ничего лукавого или коварного, но ни среди неисчислимых скорбей, ни среди злых бедствий, ни среди вражеских нападений, «не было близко мне сердце строптивое», ни лукавый помысл, ни чуждое пожелание. Ни тогда, когда я терплю притеснения, ни тогда, когда нахожусь в крайних бедствиях, ни даже тогда, когда я вижу грешников благоденствующими, нечестивых наслаждающимися бо­гатством и всех беззаконных на верху счастья, даже тогда я не смущаюсь в сердце своем дурными помыслами и не начинаю говорить: «Почему беззаконные живут.... Дети их с ними перед лицем их, и внуки их перед глазами их. Домы их безопасны от страха, и нет жезла Божия на них» ( Иов.21:7–9 ). " Волы их тучны» ( Пс.143:13 ). Мне никогда не приходило таких мыслей, но хотя бы они благоденствовали, а я бедствовал, я знаю, что «от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает» ( Римл.5:3–5 ). «Не было близко мне сердце строптивое». Держась таких правых мыслей прямого пути, я, когда лукавый приходил к моему сердцу, не только не мог до­пустить его к себе, так как у меня не было места для него, но даже и не заметил, когда он приходил и когда я не принял его, – так что я даже и не знал, когда я отклонил его. Лукавство его, как мимоходящая тень, скользнула по мне, не причинив мне никакого вреда. Изучим, возлюбленные, эту прекрасную науку – не только не клеветать, но даже и не слушать клеветы. Ужасное зло – клевета, беспокойный демон, никогда не оставляющий человека в мире. Какого, в самом деле, зла не производит клевета? Из нее рождается вражда, чрез нее возникают ссоры, от нее берут начало разно­гласия; дурные подозрения, возбужденные ею, являются причиной бесчисленных зол; ненависть имеет ее своим источником. И какие бы кто ни вообразил себе бедствия, все они окажутся проистекающими из клеветы, всех увлекающей в злобу. Клевета возбуждает человека к убийству ближнего. Клевета ожесточает душу и разру­шает братское общение, недавнего друга без всякой причины де­лая врагом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Не забудем того, что Бог из каждого зла творит некоторое добро. Что печальнее было грехопадения Адама и Евы со всем родом человеческим? Однако Бог так восстановил их, что теперешнее положение христианина выше Адамова райского положения. Христова крестная смерть для Иудеев соблазн , а для Еллинов безумие ; однако она сделалась спасением всего мира, всем званием честью и славой и приобретением вечной блаженной жизни (1 Кор. 1:22-24). Бог открывает праведным великие тайны. Пришел однажды к святому Пахомию Феодор, мучимый жестокой головной болью, прося Пахомия, чтобы он своими молитвами утолил ее. Святой Пахомий отвечал ему: " думаешь ли ты, что эта боль или другое подобное мучение приключаются без воли и попущения Божьего? - терпи, и когда Бог соблаговолит, то Он поможет и исцелит тебя. " Хорошо воздержание в пище и питье, весьма полезна милостыня; но гораздо больше приобретает болящий, когда он терпеливо и с благодарностью переносит болезнь, ниспосланную по благоволению Божьему. Отсюда становится понятным, что не может иметь спокойствия в сердце тот, кто нетверд в бытии Промысла Божьего. И наоборот, не может долго бедствовать тот, кто постиг живой верой тайну всеобъемлющего провидения Божьего. " Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь. Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится " (Пс. 33:20-21). Истинно изречение одного благоразумного мужа, по имени Серафима Фирмана: " жизнь святых Бог так устраивает, что в каждое мгновение времени и каждой вещи, все в их пользу обращается. " Почему бы и нет? Ибо мы знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу (Римл. 8:28) - так Бог покровительствует им, смотрит за ними Своим недремлющим оком. Вот почему между Его избранными замечается любезнейший подвиг: избранникам Божьим ничего нет приятнее, как хотеть и делать то, что приятно и угодно Богу, Бог же им всегда помогает и сопутствует в том, что им необходимо. Праведные люди любимы Царем небесным, и о чем бы они ни просили у Него, все получают. В этом удостоверяет нас святой Иоанн Богослов, говоря: " мы имеем дерзновение (смелость перед Всевышним) к Богу. И чего ни попросим получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его, и делаем угодное пред Ним. " И это трижды повторяет, чтобы отнять у нас наше малодушие (1 Иоан. 3:21; 4:17; 5:14).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2194...

Ни тогда, когда я терплю притеснения, ни тогда, когда нахожусь в крайних бедствиях, ни даже тогда, когда я вижу грешников благоденствующими, нечестивых наслаждающимися богатством и всех беззаконных на верху счастья, даже тогда я не смущаюсь в сердце своем дурными помыслами и не начинаю говорить: « Почему беззаконные живу. Дети их с ними перед лицем их, и внуки их перед глазами их. Домы их безопасны от страха, и нет жезла Божия на них » (Иов. 21:7, 8, 9). « Волы их тучны » (Пс. 143:13). Мне никогда не приходило таких мыслей, но хотя бы они благоденствовали, а я бедствовал, я знаю, что « от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает » (Рим. 5:3, 4, 5). « Не было близко мне сердце строптивое » . Держась таких правых мыслей прямого пути, я, когда лукавый приходил к моему сердцу, не только не мог допустить его к себе, так как у меня не было места для него, но даже и не заметил, когда он приходил и когда я не принял его, — так что я даже и не знал, когда я отклонил его. Лукавство его, как мимоходящая тень, скользнула по мне, не причинив мне никакого вреда. Изучим, возлюбленные, эту прекрасную науку — не только не клеветать, но даже и не слушать клеветы. Ужасное зло — клевета, беспокойный демон, никогда не оставляющий человека в мире. Какого, в самом деле, зла не производит клевета? Из нее рождается вражда, чрез нее возникают ссоры, от нее берут начало разногласия; дурные подозрения, возбужденные ею, являются причиной бесчисленных зол; ненависть имеет ее своим источником. И какие бы кто ни вообразил себе бедствия, все они окажутся проистекающими из клеветы, всех увлекающей в злобу. Клевета возбуждает человека к убийству ближнего. Клевета ожесточает душу и разрушает братское общение, недавнего друга без всякой причины делая врагом. Она, коснувшись Мариами, сестры Моисеевой, тотчас покрыла ее проказой и навлекла на нее гнев от Господа. Она разрушает целые дома и мирные города возбуждает к войне. Она разрывает узы прекрасного мира и расторгает великий союз любви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

«Но воззвали ко Господу в скорби своей, и Он избавил их от нужды их " ( Пс.106:6 ). Из иудеев более благочестивые возносили молитвы Богу; об этом свидетельствует пророчество Даниила: и сам он, и Анания, Азария и Мисаил, молясь о всем, испросили себе божественную милость. Язычники же, подавляе­мые различными несчастьями, стонали и предавались воплям и безутеш­ному плачу, не имея надежды воскресения; конечно, они не просили у Бога всяческих избавлений от одолевавших их зол, тем не менее, Человеколюбец видел их воздыхания и простер им свою ми­лость. Ведь, конечно, когда язычники, как я сказал, бедствовали вслед­ствие лишения сказанных благ, предстоявшие за них ангелы Божии, по­добно пастырям человеческого стада, взывали к Богу о том, чтобы им был послан общий Спаситель. И человеколюбивый Бог наставил их на путь правый, который есть спасительное слово евангельское. Оно при­вело нас в небесный город, почему и повелевается нам проповедовать всем людям чудеса Божии, чтобы все, узнав о бывшей нам благо­дати, поспешили к тому же самому спасению. А может быть кто-ни­будь прибавит, что в древности иудеи, притесняемые в Египте, взывали к Богу; если и теперь они сделают это, то чрез то достиг­нут совершенной свободы во Христе. «И повел их прямым путем, чтобы во шли в город... обитаемый» ( Пс.106:7 ). Иудеям Господь даровал воз-вращение чрез Кира Персидского; чрез святых же апостолов Он наставил язычников и показал им вышний град, имеющий «основание, которого художник и строитель Бог» ( Евр.11:10 ). «Да исповеданы будут Господу милости Его и чудеса Его – сынам человеческим» ( Пс.106:8 ). Симмах перевел так: и «чудеса Его над сынами человеческими». Конечно, приносят Богу благодарственную песнь не милость, не чу­деса, но те, которые получили такие блага. Дивно и достойно удивле­ния освобождение иудеев, но еще удивительнее и замечательнее спасе­ние вселенной, перемена к лучшему, конец заблуждения и познание истины. Всего этого виновница божественная милость, потому что «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, – говорит божественный апостол, – а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего» ( Тит.3:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Но, несмотря на это, несмотря на жестоковыйность народа, по которой он постоянно раздражал Иегову–Бога своего, Иегова был милосерд к народу Своему и не только щадил его, по молитвам Моисея; но еще постоян­но являл ему знаки Своей милости: вместо прежних скрижалей, которые разбил Моисей, увидев, по сошествии с горы, тельца, Он дал новые скрижали ( Втор.10:1–5 ); продолжая являть милости народу, Он не лишил его Первосвященника за грех Аарона, по-которому, ему не суждено было войти в землю обетованную, но, по смерти его, поставил на его место Первосвященником сына его Елеазара ( Втор.10:6–7 ); но когда Евреи бедствовали в безводной пустыне, Он привел их в Иотвафу, землю, изобилующую потоками вод ( Втор.10:7 ), по устроении скинии, Он отделил колено Левиино, чтобы носить ковчег завета Господня, предстоять пред Господом, служить Ему и молиться и благословлять именем Его ( Втор.10:8–9 ), и еще в то время, когда Моисей был во второй раз на горе, Он, Иегова, вместо того, чтобы погубить людей за беззакония, как хотел было, повторил обетование о наследии земли Ханаанской: «и сказал мне Господь: встань, поди в путь пред народом сим, пусть они пойдут и наследуют землю, каковую я клялся отцам их дать им» ( Втор.10:11 ). Итак, заключает Моисей, чего требует от тебя, Израиль, Иегова Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Иеговы, ходил путями Его, любил Его, служил Ему, и затем он увещевает народ не быть жестоковыйным более, а покоряться Богу ( Втор.10:12 и дал.). Такова связь внутренняя подозреваемых стихов в целой речи Моисея, связь существенная, неразрывно соединяющая эти стихи с предыдущим и последующим. Моисей во всей этой речи не держится хронологического порядка, а доказывает свою главную мысль несколькими примерами, взятыми отрывочно. Потому связь речи лишь внешне как-будто прерывается заметками о станах Еврейских в 6 и 7 стихах. Но о первом –Мозер упоминается потому, что там умер Аарон, и там Бог явил новую милость Своему народу, поставив Первосвященником сына Ааронова Елеазара, упоминается для точнейшего напоминания об этой милости.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/p...

Нужно иметь в виду, что Иудеи жили вдали от царя и находились под чуждым владычеством. Иудеей заведовали персидские сатрапы, которые не всегда были благосклонны к Еврейскому народу. Враги могли вредить Иудеям и, действительно, вредили им и при Дарии. Притом, и персидское владычество лежало на Иудеях, как тяжелый камень, налоги и поборы, делаемые в Иудее сатрапами, были весьма тяжелые, а страна была разорена, опустошена, города и селения лежали в развалинах. К сему присоединились засуха, голод; народ бедствовал, заботился о своих нуждах, а не о храме. «Вот мы ныне рабы (так Ездра молился Господу Богу), на той земле, которую Ты дал отцам нашим, дабы питаться ее плодами и ее добром; вот мы рабствуем. И произведения свои она во множестве приносит для царей, которым Ты покорил нас за грехи наши. И телами нашими, и скотом нашим они (Персы) владеют по своему произволу, и мы в великом стеснении». ( Неем 9:36, 37 ). Очень вероятно, что такое жалкое положение породило в Иудеях равнодушие к построению храма. Это равнодушие порицал и пророк Аггей ( Агг. 1:4 ) Нужны были особенные двигатели, мужи сильные, которые бы побудили Иудейский народ продолжать строение храма. Такие люди и явились, именно, св. пр. Аггей и Захария. Оба они, своими Боговдохновенными речами, весьма сильно действовали на народ, и на его начальников, так сильно, что, среди безотрадного своего положения, они перестали много думать о своих нуждах, и с усердием принялись строить храм. «Старейшины Иудейские, говорит Ездра, строили (храм) и преуспевали, по пророчеству Аггея пророка, и Захарии, сына Адды; и построили и окончили, по воле Бога Израилева, и по воле Кира, и Дария, и Артарксеркса, царей персидских» ( 1Ездр. 6:14 ). Храм был кончен постройкой в шестой год царствования Дария Гистаспа, далеко не в том великолепии, с каким был построен храм Соломонов. И потому, при освящении храма, старцы из Иудеев горько плакали, припоминая великолепие Соломонова храма ( 1Ездр. 3:12 ). Содержание книги. Книгу св. прор. Захарии можно разделить на две части: главы 1–8 и 9–14, из которых – одна писана прозой, а другая – мерной речью.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

О смирении думают лишь те, кто идет путем Христовым и кто учится у Него нищете духовной. Подлинно смиренны только святые. Основа святости их заключается в том, что они ни над кем не превозносятся, а осуждают только сердце свое. Люди гордые и дерзкие, не задумываясь, судят обо всем, даже о самом высоком и святом, смиренные же – лишены дерзости, скромны и тихи. Множество примеров, подтверждающих это, находим в Священном Писании и в житиях святых. Велики пред Богом праведный Авраам, который слушал великие обетования, был назван другом Божиим, но никогда не переставал называть себя прахом и пеплом; пророк и царь Давид, искренне говоривший о себе: «Я же червь, а не человек, поношение у людей» ( Пс. 21:7 ); апостол Павел, называвший себя первым грешником, чуждый дерзости и превозношения, и не боявшийся признаться «в немощи, и в страхе, и в великом трепете» ( 1Кор. 2:3 ). Такое глубокое смирение – пример для всех нас, бесконечно далеких от него. Нам нужно всегда думать о нем и с усердием просить его у Бога. Никакими собственными усилиями мы не сможем стяжать эту добродетель. Смирение – великий дар Божий. И каждый шаг по пути Христову приближает нас к нему. Когда смиренно сердце человека, Дух Святой поселяется в нем. Какое же великое счастье быть смиренным и как трудно это. Господь Иисус Христос говорил ученикам: Больший «из вас да будет всем слуга, ибо кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» ( Мф. 23:11–12 ). Как часто сбываются эти слова Христовы! Сколько гордых, стремящихся стать выше других, потом падают ниже всех; и сколько смиренных, ничтожных, родившихся в нищете и бедствовавших в начале жизни своей, потом становятся великими людьми. Такова история многих святых. Господь говорит: «Многие же будут первые последними, и последние первыми» ( Мф. 19:30 ). Так бывает в жизни, так будет и на Страшном Суде: первые гордые и дерзкие станут последними, а последние – ничтожные и презренные – окажутся первыми. Мы должны помнить слова святого апостола Петра: Все вы «подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» ( 1Пет. 5:5 ). Бог смиренным дает благодать. Нам нужно стремиться к смирению, постоянно просить его у Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Общение должно иметь и с теми, которые как бы от сна воспрянув на подвиг, когда он еще не открылся, а токмо готовился привлещи их, сами себе навлекли искушение, подобное брани в море и многому обуреванию, наипаче же сильнее распалили угль грешников. Ибо таковые приступают к сему во имя Христа, хотя и не внемлют словам, в которых он поучает молитися, да не внидем в искушение ( Мф.26:41 ), и паки в молитве глаголати ко Отцу: и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго ( Лк.11:4 ). Может быть, и не знают они, яко Домувладыка и Учитель ваш часто уклонялся от хотевших наветовати Ему и яко иногда ради их и не ходил явно и когда приближалось время страдания Его, не Сам Себя предал, но ожидал, доколе не пришли на Него с оружием и дрекольми, и тогда рек им: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня ( Мк.14:48 ). – Они же, глаголет Евангелист, предали Его Пилату. По подобию Его, пострадали и текущие к Его мете, памятуя божественные слова Его, в которых Он, подкрепляя нас, глаголет о гонениях: остерегайтесь людей, ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах будут бить вас. Предадят, глаголет, а не сами себя предадите; поведут вас к правителям и царям за Меня ( Мф.10:17–18 ), а не сами себя поведете. Ибо Он хочет, чтобы мы и преходили от места на место, будучи гонимы за имя Его, якоже и паки слышим Его глаголющего: когда будут гнать вас в одном городе, бегите в другой ( Мф.10:28 ); поскольку Он не хочет, чтобы мы сами приступали к щитоносцам и копиеносцам диавола, да не соделаемся для них виновниками множайших смертей, аки бы вынуждая их к большему ожесточению и к совершению смертоносных дел; но чтобы они ожидали и внимали себе, бодрствовали и молились, да не внидем во искушение. Так Стефан, первый по стопам Его подъявший мучение, взят беззаконными во Иерусалим, приведен на сонмище и каменем побиваемый за имя Господа Иисуса Христа прославился, молясь и глаголя: Господи, не вмени им сего греха. Так Иаков, взят был Иродом, вторый мечем во главу усечен. Так избранный из Апостолов Петр многократно был взят, ввержен в темницу, поруган, наконец в Риме ко кресту пригвожден. И прехвальный Павел, после того как многократно был предан, бедствовал даже до смерти, много подвизался и хвалился многими гонениями и скорбями, в том же граде мечем во главу усечен. И он хвалясь страданиями, заключил тем, что в Дамасце в кошнице свешен был по стене нощию и избежал рук ищущего взяти его ( 1Кор.11:32 ). Ибо первым предметом их было благовествовать и учить Слову Божию, чем уверждая братию пребывать в вере, они глаголали и сие, яко многими скорбями ( Деян.14:22 ) подобает нам внити в Царствие Божие, ибо они искали не своей пользы, но многих, да спасутся. И многое можно было бы рещи о сем для таковых людей, да будет поступаемо с рассуждением, – но, как Апостол глаголет, не достанет мне повествующу времени ( Евр.11:32 ). – Петра Александрийского пр. 9.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010