«Да будете чисти и непреткновенни в день Христов исполнени плодов правды Иисус Христом, в славу и похвалу Божию». Пользуясь сими дарованиями, сохраните веру чистою, принося Богу плод правды и устрояя, чтобы Он всеми был прославляем. В сем смысле и сказал Апостол: «в славу и похвалу Божию». Пересказывает же к пользе их и бывшее в Риме. Флп.1:12 .  Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования. Флп.1:13 .  Так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим. «Разумети же хощу вам, братие, яко яже о мне паче во успех благовествования приидоша, яко узы мои явленны о Христе быша во всем судищи и в прочих всех». Поскольку филиппийцы по крайней заботливости послали блаженного Епафродита, то Апостол утешает их, извещая, что возложенные на него узы стали для многих поводом ко спасению. Ибо «успехом благовествования» назвал множество верующих. И причина уз, говорит он, стала известна всем в царском доме; ибо «судищем» ( πραιτριον) назвал царский дом. Вероятно же, что он в это время так и назывался, потому что преобладало римское могущество. Флп.1:14 .  И большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие. «И множайшии братия о Господе, надеявшиися о словах моих, паче дерзают без страха слово Божие глаголами». Во многих же из братий вследствие уз моих родилась смелость, ибо, видя, что я с удовольствием переношу злострадание, небоязненно проповедуют Божественное Евангелие. Флп.1:15 .  Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа. «Нецыи убо по зависти и ревности, друзии же и соблаговоление Христа проповедуют». Но не у всех одна мысль, потому что одни делают это из горячего расположения к благочестию, а другие по неприязни, какую имеют ко мне, стараются увеличить тем мое бедствование. Ибо сие дает видеть Апостол в последующих словах: Флп.1:16 .  Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Для чего? Для того, чтобы внушить смиренномудрие и избавить от обвинений в тщеславии. Потому и здесь, когда Он говорил эти слова, Он « пал на лице Свое, молился », говорит (евангелист), и после молитвы сказал ученикам: « так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение » (Мф. 26:40, 41). Видишь ли, как Он не только молится, но и убеждает: « дух бодр », говорит, « плоть же немощна » (Мф. 26:41). Это говорил Он для того, чтобы предохранить души их от тщеславия, удалить от гордости, сделать их смиренными и приучить к кротости. Таким образом, как Он хотел научить их молиться, так и Сам молился по–человечески, не по Божеству — потому что Божество не причастно страданию — а по человечеству, Он молился, чтобы научить нас молиться и всегда просить об избавлении от бедствий; но если это будет невозможно, то с любовью принимать угодное Богу. Потому Он и сказал: « впрочем не как Я хочу, но как Ты »; не потому, чтобы иная воля Его, и иная Отца; но чтобы научить людей, хотя бы они бедствовали, хотя бы трепетали, хотя бы угрожала им опасность, хотя бы не хотелось им расставаться с настоящею жизнью, не смотря на это предпочитать собственной воле волю Божию. Так и Павел, научившись этому, исполнял то и другое на самом деле. Он и просил избавить его от искушений: « о том », говорит, « Трижды молил я Господа » (2 Кор. 12:8); и, так как это не угодно было Богу, говорил: « посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях » (2 Кор. 12:10). Эти слова, может быть, не ясны; поэтому я поясню их. Павел подвергался многим опасностям и молил Бога, чтобы избавиться от опасностей. Но услышал от Христа: « довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи » (2 Кор. 12:9). Когда таким образом он узнал волю Божию, то, наконец, подчинил волю свою воле Божией. Итак, этою молитвою Христос научил нас тому и другому, — чтобы мы не стремились к опасностям и даже молились, чтобы не впасть в них, но если они постигнут нас, то переносили бы их мужественно и предпочитали собственной воле волю Божию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Духа, уча их соблюдать всё, что Я заповедал вам; и се Я с вами до скончания века. Аминь ( Мф.28:19–20 ). Кто поверит и окрестится, тот спасён будет, а кто не поверит, осуждён будет! ( Мк.16:16 ), равно, как и выше приведённые слова Его к Никодиму и слова Ап. Павла: все вы во Христа крестившиеся, во Христа облеклись! ( Гал.3:27 ), — всякий Православный Христианин должен сказать от всей души: верую и исповедаю в то единое Крещение, которое, как благодатный дар Христа, омыв тело моё водою я Духом от грехов падших прародителей, возродило меня в паки-бытие, т. е. в новую жизнь, облекло меня во Христа, т. е. сделало Его сыном и наследником жизни вечной! 11й член. Чаю воскресения мертвых. Смысл этого тот: вспомнив слова Спасителя, сказанные Саддукеям: А что мёртвые воскресают, и Моисей показал, говоря о купине, когда он Господа называет Богом Авраамовым, Богом Исааковыми и Богом Иаковлевым. Бог же не есть Бог мёртвых, но живых! ( Лк.20:37 .); или Мёртвые услышат глас Сына Божия, и услышав оживут. ( Ин.5:25 ); или слова, сказанные Им Марфе (сестре Лазаря): Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет,  — оживет! ( Ин.11:25 ), и наконец, — ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь,  — имеет жизнь вечную: и Я воскрешу его в последний день! ( Ин.6:54 ), — всякий Православный Христианин, должен от полноты сердечной сказать: верую и исповедаю, что в день второго пришествия Христа на землю воскреснут по воле Его все умершие, от начала мира, и предстанут пред Ним для Страшного Суда Его. 12й член. И жизни будущаго века. Аминь. Смысл этого следующий: вспомнив учение Ап. Павла, говорящего: И как мы носили (при жизни) образ земного, будем носить и образ Небесного (т. е. Христа); но то скажу, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и телесное не наследует нетления. Се тайну говорю вам: мы не все умрём, но все переменимся, вдруг, в мгновение ока, при последней трубе, ибо вострубит, и мёртвые воскреснут нетленными, а мы переменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, а смертному в бессмертие! (Кор.15:49–53); вспомнив и слова Самого Спасителя, когда Он, в объяснении притчи о богаче и Лазаре, упоминая о терзаниях первого и блаженстве второго, говорил в лице Авраама богачу: Вспомни, что ты благоденствовал в жизни своей, а Лазарь бедствовал, ныне он здесь утешается, а ты страдаешь ( Лк.16:25 ); или, описывая блаженство праведных, Он взывал: Приидите, благословенные Отца Моего, Наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира ( Мф.25:34 ).

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

Если мы теперь спросим, какое значение имело чудо насыщения пяти тысяч в связи с капернаумскою беседою, то ответ может быть один: этим чудом чувственная вера иудеев в чудеса доведена до крайнего напряжения, чтобы потом быть ожесточённою. И ожесточение было велико. С этого времени многие из учеников Иисуса отошли от Него и уже не ходили с Ним. Ожесточение народа и многочисленных учеников против Него было столь велико, что Он даже двенадцати сказал: «не хотите ли и вы отойти?...» Между тем эти ближайшие ученики Христа находились под впечатлением не только чуда насыщения народа, но еще чудес укрощения бури и хождения по водам. Это было сильное впечатление. Вечером дня притчей ученики Христа, отпустив народ, взяли Его с собою в лодку и отплыли к Гадаринской стране. Поднялась сильная буря, так что волны потопляли лодку, а Он спал на корме на возглавии. Они разбудили Его в ужасе. Он встал, запретил ветру и морю, и сделалась великая тишина. Тогда новый страх объял учеников, и они говорили между собою: «Кто же это, что и ветер и море повинуются Ему?» Хождение по водам было после насыщения народа, когда ученики одни отплыли по морю. Также поднялся сильный противный ветер, и они бедствовали в плавании. Около четвертой стражи они увидали Его, идущего по морю. Они испугались, думая, что это призрак. Но Он сказал им: «это Я, не бойтесь». И вошёл к ним в лодку, и ветер затих. И в этом случае они также чрезвычайно изумлялись и дивились. Эти чудеса, несомненно, были явлениями личной славы Христа пред ближайшими учениками. Но чтобы правильно оценить их значение, нужно помнить, что это было время ожесточения веры в чудеса. С какою целью было совершено Христом для народа чудо его насыщения, с такою же именно целью были совершены Им для учеников эти чудеса. Они усиливали в глазах учеников Его чудотворную силу. И как народная вера искушалась и была ожесточена Его действиями в Гадаринской стране и в Назарете и Его беседою в Капернауме, так ещё большее искушение пережили ученики... Но они победили искушение. На слова Христа они устами Симона Петра ответили: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни». Однако и из их среды один с этого времени сделался диаволом: в сердце Иуды Искариота зародилась вражда к Учителю.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Если старший сын остался с Отцом, как рассудительный, то младший, собрав все, то есть, и свою волю, и божественное дарование, или все свои пожелания, то есть, поставив себя господином над ними, отошел ко греху, располагающемуся далеко от Бога. Ибо вдали от Бога отказываются те, которые согрешают, не отступлением по месту, но отступлением от добродетели. (15, 13) И там расточил имение свое. Уничтожил благодать, полученную в крещении, благородство души, склонность к добродетели. Ведь таким и столь великим было имущество и богатство его. (15, 13) Живя распутно. Расточительно, невоздержанно, неумеренно. (15, 14) Когда же он прожил все. Лишился всех благ, какие имел от Бога. (15, 14) Настал великий голод в той стране. Ибо где не возделывается хлеб страха Божьего, там великий голод – не хлеба, но добродетели; где плодовитость всякого зла, там бесплодие всякого добра. (15, 14) И он начал нуждаться. Бедствовать, поскольку утекло у него все доброе, и осталась одна невоздержанность. (15, 15) И пошел, пристал к одному из жителей страны той. Жители той страны, то есть, греха – это демоны. Вырвавшись от Отца – о, сколь великое безумие! – он прилепился к врагу, и, не вытерпев послушания человеколюбивому Богу, стал рабом человеконенавистнику бесу. (15, 15) А тот послал его на поля свои пасти свиней. Так бесы отплачивают тем, которые прилепляются к ним. А сказанное являет крайнее рабство несчастного, которому приказаны самые бесчестные дела. Ведь для того Христос и распространяет притчу, и подробно сообщает о горьких обстоятельствах случившегося, чтобы мы узнали, что претерпевают те, которые отступают от заповедей Божиих и шествуют вслед за своим желанием. Полями же бесов может быть постыдные забавы, а свиньями – сладострастные и нечистые помыслы, которые этому несчастному предписано кормить и лелеять. (15, 15) И он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи. В духовном смысле (κατ ναγωγν) рожки 570 – это удовольствия, которыми питаются указанные помыслы. Ведь как те на краткое время услаждают вкус, а затем по большей части оказывают вяжущее действие, так и эти если поначалу имеют временную сладость, то потом доставляют вечную горечь.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Жертвы нечестивых мерзостны, ибо приносятся от преступления. Лживый свидетель погибнет; муж, говорящий хорошо, провозглашает победу [ст. 23–29]. [Глава XXII:] Доброе имя лучше многого богатства [ст. 1]. Кто готов к милосердию, тот будет благословен, ибо от хлеба своего дает бедному. Прогони ругателя, и прекратится ссора с ним, и устранятся поводы и ругательства [ст. 10]. Ленивый говорит: «На улице Лев: среди площади я должен погибнуть» [ст. 13]. Кто злословит бедного, чтобы умножить богатства свои, тот сам отдает более богатому и будет бедствовать [ст. 16]. Не делай бедному насилия, потому что он беден и не притесняй в дверях [своих] нуждающегося, потому что Господь рассудит дело его, и поразит тех, которые поразили душу его. Не будь другом человеку гневливому, и не ходи с человеком свирепым, чтобы не научиться путям его и не принести соблазна душе своей. Не будь с теми, которые поручаются (defigunt manus suas) и представляются порукою за должников [ст. 22–26]. [Глава XXIII:] Не отменяй наказаний отрока: если накажешь его розгою, то он не умрет; ты побьешь его розгою, и освободишь душу его от преисподней [ст. 13, 14]. Не будь на пирушках пьющих много и на обедах тех, которые для насыщения приготовляют мясо [ст. 20]. Не смотри на краснеющее вино, когда цвет его искрится в чаше. Оно входит в тебя с приятностью; но впоследствии укусит, как змея, и разольет яд подобно аспиду (regulus?) [ст. 31, 32]. [Глава XXIV:] Не ревнуй людям злым и не желай быть с ними, потому что ум их замышляет грабительство, и уста их говорят ложь [ст. 1, 2]. Спасай тех, которые приговорены к смерти и не переставай освобождать тех, которых влекут на погибель. Скажешь ли ты: «Не достает сил». Но Сердцевидец знает, и взирающего на душу твою ничто не обманет, и Он воздает человеку по делам его [ст. 11, 12]. Когда падет враг твой, то не радуйся, и бедствие его да не веселит души твоей, чтобы Господь не увидел этого, и чтобы это не было неугодным пред очами Его, и Он не отвратил от него гнева Своего. Не препирайся с злодеями и не ревнуй нечестивым [ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Затем, покаявшись и как бы вынырнув из глубины греха, опять овладев кормилом целомудрия и управив свою дальнейшую жизнь в целомудрии, он молился Богу: " да не увлечет меня стремление вод, да не поглотит меня пучина " (да не потопит мя буря водная, ниже да пожрет мене глубина) (ст. 16). Нечто подобное говорит и апостол, таинственно изображая в своем лице человечество: " троекратно я терпел кораблекрушение " . В самом деле, что это значит: " троекратно я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской " (2 Кор. 11: 25)? Действительно, трижды потерпело кораблекрушение человечество: первый раз в раю через грехопадение, вторично в потопе Ноевом, и в третий раз когда по даровании закона народ впал в идолослужение, пока наконец пришел Кормчий душ наших Христос, утвердил древо Крестное посреди земли и устроил для нас безбурное плавание в небесный град. " День и ночь пребыл во глубине морской " . Под ночью разумеет апостол пребывание человечества до пришествия Спасителя во тьме заблуждений, днем же называет жизнь после явления Спасителя по просвещении крещением. Таким образом, когда все человечество, как мы сказали, бедствовало в воздвигнутой злобой диавола буре, Слово Божие, усмотрев это, нисходит в эту жизнь и входит внутрь корабля в Деву Марию: Его образ мы находим сбывшимся на пророке Ионе. В самом деле, Иона посылается в Ниневию, Христос приходит в эту жизнь; Иона восходит на корабль и спит внутри судна, и Слово Божие в течение девяти месяцев в утробе Девы Марии почти спало, соблюдая молчание для людей. Тогда-то в особенности восстала буря диавольской злобы, как это было и с Ионой; но когда Иона был выброшен в море, то есть, когда Иисус из утробы Девы произошел в эту жизнь, тогда все противные ветры утихли, и до тех пор, пока не увлек Его кит в ад, много знамений и чудес явил Гоподь, совершая плавание в этой жизни. Иона вошел в кита, и Тот снизошел в ад: три дня и три ночи провел Он в аду, точно так же, как Иона во чреве кита. Извергается Иона из чрева китова в Ниневию, и Христос восстает из мертвых и приходит в этот мир, проповедуя покаяние.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1594...

Здесь не только это возбуждает недоумение, но и последующие слова возбуждают еще большее недоумение. Ибо что говорит Он? «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия» ( Мф. 26, 39 ). Здесь представляется, будто Он не только не знает, но и отказывается от Креста. Ибо эти слова значат: если можно, говорит, то Я хотел бы не подвергаться распятию на Кресте и умерщвлению. Но если бы Он не хотел, то разве трудно было остановить тех, которые приступали к Нему? А теперь, видишь, Он Сам спешит к этому: когда- приступали к Нему, Он сказал: «Кого ищете? Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: Это Я... Они отступили назад и пали на землю» ( Ин. 18, 5–6 ). Так, Он сначала ослепил их и показал, что Он мог избежать, а потом и предал Себя, чтобы ты знал, что Он не по необходимости, или принуждению, или насилию приступивших подвергся этому, но добровольно, по собственному предызбранию и желанию и по давнему приготовлению к этому. Он просит избавить Его и от смерти, проявляя Свое человечество и немощь природы, которая не может без страдания лишиться настоящей жизни. Подлинно, если бы Он не говорил ничего такого, то еретик мог бы сказать: если Он был человеком, то Ему надлежало и испытать свойственное человеку. Что же именно? То, чтобы, приближаясь к распятию на Кресте, страшиться, и скорбеть, и не без скорби лишиться настоящей жизни, ибо в природу вложена любовь к настоящей жизни. Поэтому Он, желая показать Свое истинное облечение плотью и удостоверить в истине этого Домостроительства, с великою ясностью обнаруживает Свои страдания. Это одна причина; но есть и другая, не меньше этой. Какая же именно? Он хотел научить нас молиться, и Сам молился по-человечески, не по Божеству: Божество не причастно страданию, Он молился, чтобы научить нас просить об избавлении от бедствий, но если это будет невозможно, то с любовью принимать угодное Богу. Потому Он и сказал: «Впрочем не как Я хочу, но как Ты» ( Мф. 26, 39 ), не потому, что иная воля Его и иная Отца, но чтобы научить людей, хотя бы они бедствовали, хотя бы трепетали, хотя бы угрожала им опасность, хотя бы не хотелось им расставаться с настоящей жизнью, несмотря на это, предпочитать собственной воле волю Божию. Святитель Иоанн Златоуст ( 116, 546–547 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Знамения и чудеса, какие совершил надо мною Всевышний Бог , угодно мне возвестить вам. Как велики знамения Его и как могущественны чудеса Его! Царство Его – царство вечное, и владычество Его – в роды и роды» («Навуходоносор царь всем людем, племеном и языком, живущим во всей земли, мир вам да умножится. Знамения и чудеса, яже сотвори со мною Бог Вышний, угодно бысть предо мною возвестити вам, коль великая и крепкая: царство Его царство вечное, и власть Его в роды и роды») ( Дан.3:98–100 ). И сделал постановление, что всякий народ, племя, язык, если скажет даже слово против Бога Сидраха, Мисаха и Авденаго, погибнет, и дом его предан будет разграблению. И присоединяет: «ибо нет иного бога, который мог бы так спасать» («понеже несть Бога другаго, иже возможет избавити сице») ( Дан.3:96 ). Видишь угрозу в письмах? Видишь страх? Видишь наставление? Видишь высокого вестника и письма, рассеянные по всей вселенной? Итак, что же, скажи мне? Получит ли он одну и ту же награду с апостолами за то, что таким образом возвестил о силе Бога, за то, что проявил такое великое усердие всюду возвестить слово? Не получит даже и самой незначительной части ее, но меньшую последней в бесконечной степени. Однако, он совершил то же самое дело, что и они. Но так как здесь нет сопряженного с благовестием труда и страданий, то и воздаяние уменьшается. Один делал это, опираясь на власть и без опасения, а другие, совершая проповедь , встречали препятствия, были гонимы, подвергались мучению, бичеваниям, бедствовали, были низвергаемы, бросаемы в море, изнуряемы голодом, ежедневно умирали, терзаясь душой своей, болея с каждым из больных, воспламеняясь с каждым из соблазняющихся; вот за эти труды, и в особенности за уныние, и были им назначены очень большие награды. " Каждый, – говорится, – получит свою награду по своему труду» («Кийждо... свою мзду приимет, по своему труду») ( 1Кор.3:8 ); не перестану постоянно повторять этого. Вот почему человеколюбивый Бог, несмотря на то, что Павел часто молил освободить его от страданий и уныния, и скорби, и опасностей, не исполнил его желания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

И еще: « Трепещет от страха Твоего плоть моя » « пригвозди страху Твоему плоти моя » (Пс. 118:120). Он хочет, чтобы мы постоянно так прилеплялись к Богу и соединялись с Ним, чтобы никогда не отступать от Него. Если мы будем так преданы Богу, если пригвоздим к Нему сердца наши, если будем жаждать Его сильным желанием, то получим все, чего желаем и сподобимся будущих благ, во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому со Отцем и Святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. БЕСЕДА 10 « Постарайся придти ко мне скоро. Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною. Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения. Тихика я послал в Ефес. Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные » (2 Тим. 4:9–13).   Почему не все апостолы исцеляли от болезней. — Как можно привлечь благодать Духа. — Богатство Божие.   1. Можно спросить: как (Павел) призывает к себе Тимофея, когда ему была вверена Церковь и целый народ? Не по гордости (апостол) делает это; он сам готов был идти к нему, — послушай, что говорит он: « чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием » (1 Тим. 3:15). Но почему? Потому, что он находился в крайности, уже не мог ходить по собственной воле, жил в темнице, будучи заключен туда Нероном, и готовился в скором времени умереть. Потому, чтобы этого не случилось прежде свидания с учеником, он и призывает его к себе, желая видеть его пред своею кончиною и, может быть, многое передать ему. « Постарайся », — говорит, — « придти до зимы » (ст. 9, 21). « Димас оставил меня, возлюбив нынешний век ». Не говорит: чтобы видеть тебя прежде отшествия из здешней жизни, что весьма опечалило бы (Тимофея); но: потому что я остаюсь одиноким, не имею никого, кто бы помогал мне. « Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику », т. е., возлюбив покой, жизнь безопасную и спокойную, захотел лучше наслаждаться дома, нежели бедствовать со мною и разделять мои настоящие опасности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010