47. Ему же Остерегайся и излишеств, и недостатков. 48. Ему же Всякая добродетель истинна и именуется истиной. 49. Ему же Предлагаемую братии на общей трапезе недорогую еду ешь без притворства. Потому что, отказавшись от них в скором времени, не пришлось бы тебе переменить образ жизни по немощи. Тогда тебе понадобятся всякие дорогие яства, которых нет за трапезой. 50. Монаху Елевферию Чем больше человек совершает добрых дел, тем больше подвергается он оскорблениям, потому что восстают на него злые духи и неправедные люди. Бог попускает оскорблять праведника, давая ему возможность приобрести вечную славу, воздаваемую за перенесение скорбей. Поэтому когда праведник недоуменно скажет Богу: для чего, Владыка мой, все враги мои ополчились на меня; Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби? ( Пс. 9:22 ), когда я тысячекратно оскорблён и утомлён; для чего подвергал себя ранам всякий день ( Пс. 72:14 ) бедственной жизни моей, – тогда ответит ему Бог, сказавший через пророка: ты воззовешь, и Господь услышит ( Ис. 58:9 ). Ответит верному, от всего сердца воззвавшему рабу и скажет: для того попустил Я тебе скорбеть и бедствовать Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу ( 2Кор. 4:17 ). Поэтому и говорится: Много скорбей у праведного ( Пс. 33:20 ). 51. Пресвитеру Анатолию Что удивительного если ты, стяжавший всякую добродетель, для большего подвига предан духу боязливости? Сказано: превратил в развалины крепости его ( Пс. 88:41 ) и возвысил десницу противников его ( Пс. 88:43 ). Но потерпи немного, и увидишь, что Ангел сокрушит сокрушавших тебя врагов. Так что будешь искать, где демон боязни, и не найдёшь его. Тогда собственными глазами увидишь, что преследующие тебя обратились в бегство. 52. Колорвасию Кто не радеет о добрых делах и не желает подражать Христу, но старается преуспеть в красноречии, подобен человеку, предпочитающему каменный хлеб, о который обломает зубы. 53. Монаху Вириму Многие, имевшие некоторые добродетели, полагались на свои силы и мнили о себе высоко. Но они не ожидали, что ворвутся к ним осаждающие и расхищающие душу демоны. Однако, неожиданно изменившись к худшему, они на опыте узнали врагов, вторгшихся через телесные чувства и приведших в запустение душу. Потому и написано: Не верили цари земли и все живущие во вселенной, чтобы враг и неприятель вошел во врата Иерусалима ( Плач. 4:12 ). И после целомудренной жизни изнемогшим в добродетели и усилившимся в пороке после нечистых помыслов можно впасть и в телесную нечистоту. Как говорит пророк: Бродили как слепые по улицам, осквернялись кровью, так что невозможно было прикоснуться к одеждам их ( Плач. 4:14 ). 54. Ему же

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

4 . Яко день и нощь отяготе на мне рука Твоя, возвратихся на страсть 217 , егда унзе ми терн. «Выражение: отяготе на мне рука Твоя пророк, – говорит бл. Феод., – в переносном смысле, берет с человека, который рукою наносит удары и долго не перестает наносить». Т.е. по падении моем, бедствия одно за другим отягощают меня, я возвратихся на страсть – подвергнулся бедствию, страданиям. Егда унзе ми терн. «Терном, – говорит св. Афан., – называет грех . Смысл речи таков: поскольку грех вонзен в душу мою, то я бедствовал». «Весьма справедливо Твое наказание, говорит пророк, потому что причиною бед моих грех, который я возрастил вместо грозда, и уязвляюсь им непрестанно» (Бл. Феод.). С Евр.: «Ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху». 5 . Беззаконие мое познах. Когда прор. Нафан обличил Давида, последний уразумел всю глубину своего падения, весь ужас своего положения, и тотчас покаялся, сказав: согреших ко Господу. Тогда прор. Нафан сказал Давиду: Господь отъя согрешение Твое, не умреши. См. 2Цар. 12:13 . «Не сказал пророк, – говорит бл. Феод., – оставил еси мне грех, но оставил еси нечестие греха 218 , т.е. не наказал по достоинству беззакония, но чрезмерность греха простил и соразмерным наказанием уврачевал оный». Оставил еси нечестие сердца моего. С Евр.: «Но я открыл Тебе грех мой, и не скрыл беззакония моего; я сказал: исповедаю Господу преступления мои; и Ты снял с меня вину греха моего». 6 . За то помолится – т.е. за то, что Ты, Господи, так милосерд ко мне, так милостив к кающимся грешникам, за то будет Тебя просить о помиловании всяк преподобный, всякий кающийся человек во время благопотребно, когда еще можно и должно каяться. «Сим или подает ту мысль, что для всех он будет образцом покаяния, или как бы пророчествует, что, по исполнении времен, все народы от лица Давидова принесут исповедание о грехе его» (Св. Афан.). «Пророк, – говорит бл. Феод., – временем благопотребным называет жизнь новозаветную, в которой уверовавшие по всей земле и на море чествуют Бога Давидовыми песнопениями». Обаче в потопе вод многих к Нему не приближатся. В Св. Писании под водами, потопом, наводнением разумеются войны и другие бедствия (см. Иов. 22:2 ; Ис. 6:6, 17:13, 28:15, 66:12 ; Иер. 47:2 ; Дан. 6:20 и др.). Т.е. такой кающийся хотя и будет в великих и сильных несчастиях, как бы потопленный многими водами, однако же бедствия – эти воды – не дойдут до его сердца, не сокрушат его. «Кающегося не потопит множество искушений» (Св. Афан.). «Симмах, – говорит бл. Феодор., – перевел так: «о сем молится всякий преподобный, улучив время, чтобы не приблизились к нему многие потопляющие воды». Т.е. кто приносит Тебе усердное моление, тот воспользуется всевозможным о нем промышлением, так что, если и впадет в различные бедствия, на подобие вод, его потопляющие, то преодолеет их и препобедит все скорбное». С Евр.: «За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное, и тогда разлитие многих вод не достигнет его».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

5:1, 7). Конечно, насколько относилось это к иудейской синагоге, настолько теперь относится к церкви из язычников. А что язычники принесли плод правды, об этом говорит Спаситель: « отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его » (Мф. 21:43). « И Он благословил их, и они весьма умножились, и скота их не умалял » (ст. 38). 5. Пророк употребил здесь образное выражение. И Господь часто прибегал к подобным сравнениям, и то апостолов называл жнецами, то Самого Себя сеятелем и земледельцем, а тех, которые с готовностью принимают семена учения — тучной землей. И апостол говорит: « я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог », а в другом месте: « вы Божия нива, Божие строение » (1 Кор. 3:6, 9). Итак, апостолы посеяли семена спасительной проповеди, и насадили для Бога духовные сады, и принесли Ему зрелый плод правды. И все после них уверовавшие учению (Христову) продолжают делать то же самое. А, конечно, « кто сеет щедро, тот щедро и пожнет », по словам божественного апостола (2 Кор. 9:6). Скотами же называет тех, кого они пасут, и которых Господь умножил, даровав силу чудотворения. Это подтверждает блаженный Лука в Деяниях: « Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви » (Деян. 2:47). И сам Господь верующих называет овцами. « Овцы Мои », говорит Он, « слушаются голоса Моего » (Ин. 10:27). « Но они умалились и стали бедствовать, вследствие страдания от зла и болезни » (ст. 39). Итак, эти, говорит пророк, никогда обитавшие в безводной пустыни, уверовавши, удостоились столь великого процветания и благословения; те же, которые прежде наслаждались струями пророков, будучи затем лишены их за свою злобу и оставшись совершенно пустынными и бесплодными, подверглись различным несчастьям и были рассеяны по всей вселенной, так что их отечественный город, некогда многолюдный, теперь населяется немногими. « Излилось уничижение на князей их, и Он оставил их блуждать в непроходимом (месте, где) нет пути » (ст. 40). Это пророчество подтверждается делами. В самом деле, те, которые выдают себя за князей их и учителей, не имеют никакого значения: некогда славные и знаменитые, они теперь совершенно ничтожны и у своего собственного народа пользуются презрением.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

6 . Уничижения 520 их лета будут. «Яснее сказать, – говорит св. Афан., – лета их, т.е. отрекшихся от Тебя, будут в великом уничижении», «Надолго, говорит пророк, Ты предал их (Иудеев) на это бедствование. Означает же, – говорит бл. Феод., – вместе отвержение Иудеев, по страдании Спасителя нашего, и будущее оставление их без Божественного о них попечения не на краткое, но на весьма продолжительное время». Утро яко трава мимо идет. «Словом: утро, – говорит св. Афан., – означает время бывшего им явления Христова на горе Синае, а словом: трава – изображает подзаконное служение, как имеющее вскоре потом увянуть. На вечер отпадет, ожестеет и иссохнет. Вечером именует время при конце века, в которое и явился Единородный, и в которое прешел цвет подзаконного служения, приведенный в ожестение обольщением непокорности» (Св. Афанасий). С Еврейского: «Ты как наводнением уносишь их; они, как сон, – как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает». 7 . Яко исчезохом 521 гневом Твоим – изнемогли, как бы умерли от гнева Твоего. «Ясно, – говорит св. Афан., – возвещают бедствия, постигшия их (Иудеев) и всех людей за собственные их грехи». То же и бл. Феодорит. 8 . Век наш в просвещение лица Твоего. Т.е. нашу жизнь положил пред очи Свои. «Как бы так говорит: жизнь наша и дела наши в продолжение жизни оказываются лукавыми пред лицем Твоим; потому что не безызвестно Тебе все, что делается у нас от начала до конца» (Св. Афан. и бл. Феодор.). С Евр.: «Ты положил беззакония наши пред Тобою, и тайное наше пред светом лица Своего». 9 . С Евр.: «Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук». 10 . Лета наша яко паучина 522 поучахуся. Т.е. лета наши, когда размыслим о них, представляются как паутина. «Природа человеческая не имеет в себе ничего твердого и постоянного; подобно паутине легко расторгается» (Св. Афан. и бл. Феод.). Сравнение взято с паука, который, работая из себя паутину, сам себя изнуряет и ослабляет. Таков и человек: как паук, он многими заботами, трудами и болезнями изнуряет и ослабляет себя, от того и жизнь человеческая по своей непрочности похожа на паутину, подобно ей легко расторгается и прекращается. Яко прииде кротость 523 на ны, и накажемся. Т.е. да приидет к нам Твоя кротость, и мы научимся, исправимся: ибо жизнь наша так слаба, что нуждается в Твоем отеческом снисхождении. Поэтому наказуй (вразумляй) нас кротко (Бл. Феод.). С Евр.: «Дней лет наших семьдесят лет, а при большей крепости восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

7. Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими. (Земля ваша пуста, гради ваши огнем пожжени, страну вашу пред вами чуждии поядают, и опусте низвращена от людий чуждих ). Вот поражение, болезнь и страдания еврейского народа: опустошение, пожар, хищение, разорение, вот его неисцельные пятна, раны, язвы ( Ис.1:6 ). Как у ленивого вола, упорного осла, неверного раба отнимают средства к жизни, так и у Израиля, упорного и враждебного Богу, отнимаются средства к жизни и отдаются другим, прежде недостойным того. Этот праведный суд Божий над Иудеей уже настал во дни нечестивого царя её Ахаза, когда «предал его Господь, Бог его, в руку царя Сириян, и они поразили его, и взяли у него множество пленных, и отвели в Дамаск. Также и в руку царя Израильского был предан он, и тот произвел у него великое поражение. В то же время еще Идумеяне приходили и многих побили в Иудее и взяли в плен; и филистимляне рассыпались по городам низменного края и юга Иудеи... Так унизил Господь Иудею за Ахаза, царя иудейского, потому что он развратил Иудею и тяжко грешил пред Господом» (2Пар . 28:5, 16–19; ср.1–4) . Но в будущем времени предстояло еще большее опустошение Иудеи и унижение Сиона. 8. И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город. (Оставится дщерь Сионя, яко куща в винограде и яко овощное хранилище в вертограде, яко град воюемый). Иерусалим – дочь древнего Сиона. Первоначально заселен был естественно укрепленный холм Сион, а впоследствии от него уже по соседним холмам и долинам распространился город. Находясь почти в средине Палестины, Иерусалим с разных сторон был обезопашен многими укрепленными городами; но главным оплотом его был храм, где присутствовал истинный Царь народа – Господь Иегова ( Ис.2:2–4 ). Но вот Господь оставит свой город, и его постигнет жалкая участь: Иерусалим, прежде многолюдный, обстроенный крепкими стенами, теперь будет «как палатка в винограднике, как шалаш в огороде». По снятии винограда и собрании плодов, когда удалится хозяин из виноградника или огорода, палатка и шалаш в них остаются беззащитными, делаются хилыми, разоряются зверями, расхищаются ворами, тлеют от дождя, падают от ветра. Также бедственно и печально будет существование Иерусалима, когда его оставит Господь: когда «виноградник Божий» будут расхищать враги, когда народонаселение страны пойдет в плен ( Ис.5:1–6,7,9–10,13–14,26–30 ); то столица её, Иерусалим будет бедствовать как «город подвергшейся осаде, из него никто не выйдет и в него не войдет, под страхом неизбежной смерти. В таком страхе некогда находились хананеи – жители Иерихона, осажденные войском Иисуса Навина ( Нав.5:16 ), а теперь столь же несчастную судьбу испытает Иерусалим: кругом него страх,– то пожар, то грабеж, то убийство ( 2Пар.28:6–8,17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

А так как они пребывали в неисцелимой болезни и нисколько не вразумились тем, что другие были отведены в плен, то (Бог) сперва увещевает их остаться там, а когда они не выдержали этого и стали убегать в Египет, то (Бог) попустил это, но требовал от них, чтобы они не предавались египетскому нечестию. Когда же они и в этом не послушались, Он посылает к ним пророка, чтобы не развратились совершенно. И так как они не пошли на зов Его, Он Сам идет за ними, исправляет их, удерживает их от большего нечестия и постоянно сопутствует и следует за ними, как нежно любящий отец за сыном, во всем терпящем неудачи. Для этого (Бог) посылал не только Иеремию в Египет, но и Иезекииля в Вавилон. Пророки не противились этому, потому что знали, как много Владыка любит иудеев, даже охотно делали это, подобно благодарному рабу, который исполняется жалости к беспутному сыну (своего господина), когда видит, что отец о нем скорбит и сокрушается. И чего (пророки) не терпели от иудеев? Они были перепиливаемы пилою, гонимы, поносимы, подвергались бесчисленным напастям и после всего этого опять приходили к ним. Самуил не переставал сокрушаться о Сауле, хотя жестоко был оскорблен им и понес нестерпимые обиды; впрочем, он и не помнил ни об одной на них. Иеремия даже написал плач для иудейского народа, а когда персидский военачальник дал ему полную свободу безопасно жить, где хочет, то он предпочел терпеть зло со своим народом и бедствовать на чужой стороне, нежели пребывать в отечестве. Так и Моисей, оставив царский дворец и придворную жизнь, поспешил разделить несчастия израильтян. Даниил в течение двадцати шести дней не вкушал хлеба и томил себя самым строгим постом, чтобы умилостивить Бога к иудеям. Три отрока, находясь в пещи и в сильном огне, возносили усердные молитвы об иудеях, а о себе не сокрушались, потому что были невредимы; и так как надеялись тогда иметь особенное дерзновение, то и молились о них, говоря: « С сокрушенным сердцем и смиренным духом да будем приняты » (Дан. 3:39). Ради них Иисус Навин растерзал ризы свои, ради них Иезекииль проливал слезы и сетовал, видя, что их убивали, а Иеремия говорил: « Оставьте меня, я буду плакать горько » (Ис.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Аще некоторые претерпели многое насилие и тесноту и железо во уста прияли и узы и пребыли непоколебимы по любви к вере и мужественно претерпели жжение своих рук, приближаемых против воли к нечистой жертвы, что о находящихся в Ливии писали ко мне из темницы блаженные мученики, такожде и иные сослужители: таковые, наипаче когда сосвидетельствуют им и прочие братия, могут пребыть во священнослужении и да будут в числе исповедников, подобно как и омертвевшие от многих мучений и уже не могшие ни слова, ни гласа произнести или подвигнуться к сопротивлению вообще насильствующим. Ибо они не согласились на мерзость их, как я слышал паки от сослужителей. Да будет же причтен к исповедникам и всякий живущий по примеру Тимофея и повинующийся глаголющему: преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости. Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедан доброе исповедание пред многими свидетелями ( 1Тим.6:11–12 ). – Петра, Архиеписк. Александрийского, пр. 14. Если какой христианин за имя Христово и за любовь к Богу и веру в Него осужден будет нечестивыми на позорище или на съедение зверям или на рудокопни, то не презирайте его, но от труда и от пота вашего пошлите ему, чем питаться ему и что дать воинам в награду, чтобы дали ему облегчение и попеклись о нем, дабы, сколько зависит от вас, не бедствовал блаженный брат ваш. Ибо кто осуждается за имя Господа Бога, тот святой мученик, брат Господа, сын Вышнего, приятилище Духа Святого, чрез Которого и каждый из верующих получил свет славного святого благовествования ( 2Кор.4:4 ), потому что сподобился нетленного венца ( 1Кор.9:25 ) и свидетельство страдания Его и общения в крови Его, чтобы быть сообразным смерти Христовой в усыновление ( Флп.10:10 ; Еф.1:5 )… Ибо если совершен тот, кто, узнав божественное, раздает имение бедным, то гораздо совершеннее тот, кто раздает его за мучеников. Таковый, достоин будучи Бога, исполнит волю Его, снабжая нужным тех, которые исповедали Его пред народом и царями и сынами израилевыми и о которых объявил Господь, говоря кто исповедует Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим ( Мф.10:32 ). И если они таковы, что и Христос свидетельствует о них пред Отцом; то вы не должны стыдиться приходить к ним в темницы. Если вы поступите так, то это вменится вам в мученичество, потому что те стали мучениками на деле, а вы иначе, по готовности к мученичеству, как общники подвига их. – Апост., Пост., кн. V, гл. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Без веры в загробную жизнь не может быть и речи о нравственности. Что заставило бы человека быть самоотверженным, ограничивать свои чувственные потребности, отказывать себе в удовольствии, бедствовать, мучиться, страдать? Таких оснований не было бы для него без веры в загробную жизнь. Без нее он не имел бы никакой точки опоры ни для своей мысли, ни для чувства. В основание для решения направления и характера своей деетельности он тогда мог бы класть все, что пожелает, или что покажется ему выгодным. Итак, если заставить нравственный взор человека замкнуться в этом ограниченном мире, отклонить от человека перспективу будущей загробной жизни, то в основание его деятельности ляжет земная, чувственная точка зрения, преследующая скоротечные интересы: пользу, удовольствие и т. п., точка зрения, не имеющая ничего общого с безусловной нравственной. В силу этого неправы те, которые думают, что вера в бессмертие души не только не поднимает идеала, но даже роняет его. При ней добро будто бы теряет свою безотносительную ценность и получает вид мотива чисто эгоистического. Нет, вера в бессмертие души осмысливает нравственную жизнь человека, вдохновляет его на пути борьбы с пороком и служит необходимым условием истинно нравственной жизни. Нравственное же совершенство отнюдь нельзя считать лишь средством к получению будущего блаженства. Нравственность сама по себе есть цель, достоинство доброго деяния вь нем самом, почему в каких бы то ни было внешних наградах оно по самому существу своему не нуждается. II. Библейские изречения о кончине мира и страшном суде а) Непреложность кончины мира и страшного суда Страшный суд будет всеобщий. Пред ним предстанут «все народы»,начиная от сотворения мира до последнего дня. Мк. 13:26 . Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою. 27 . И тогда Он пошлет Ангелов Своих, и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба 1Фес. 4:16 . Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Было при этом и еще нечто другое, — то, что неразумные люди могли иметь о нем превратное мнение. Обыкновенно толпа, видя кого–нибудь в непрестанном голоде и недуге и в крайних бедствиях, составляет о таких людях недоброе мнение, от несчастия заключает о жизни, и думает, что они так бедствуют непременно за свои пороки, и много другого подобного говорит между собою, хотя неразумно, однако говорить: «если бы этот человек был любезен Богу, Он не попустил бы ему бедствовать в нищете и других несчастиях». Так было и с Иовом и с Павлом. Тому говорили: «[ если] попытаемся мы [сказать] к тебе слово, — не тяжело ли будет тебе? Впрочем кто может возбранить слову! Вот, ты наставлял многих и опустившиеся руки поддерживал, падающего восставляли слова твои, и гнущиеся колени ты укреплял. А теперь дошло до тебя, и ты изнемог; коснулось тебя, и ты упал духом. Богобоязненность твоя не должна ли быть твоею надеждою, и непорочность путей твоих — упованием твоим?» (Иов. 4:2–6)? Смысл этих слов такой: если бы ты сделал что–нибудь доброе, то не потерпел бы того, что ты потерпел; но ты несешь наказание за свои грехи и беззакония. Это более всего и огорчало блаженного Иова. И о Павле тоже говорили варвары: ибо, когда они увидели повисшую на руке его змею, то не подумали о нем ничего доброго, но сочли его за одного из величайших беззаконников, как видно из слов их: « когда его, спасшегося от моря » говорили они, « суд [Божий] не оставляет жить » (Деян. 28:4). А обыкновенно и это не мало возмущает нас. И однако, когда волны были столь многочисленны и неслись одна за другою, ладья (Лазаря) не потонула; но находясь в раскаленной печи, он любомудрствовал так, как бы прохлаждался непрерывною росою. 11. Он не сказал в самом себе ничего такого, что обыкновенно говорят многие: «если этот богач по смерти будет там наказан и предан мучению, то одно за одно; а если и там он будет наслаждаться такими же почестями, то два — не одно». Не носятся ли многие из вас с этими словами по торжищам и из конского ристалища и языческих театров не вносят ли их в церковь? Я стыжусь и краснею, что высказал эти слова пред всеми, но надобно сказать о них, чтобы вы избавились от непристойного смеха и срама, и вреда, происходящего от этих слов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

В самом деле, скажи мне, какое тут равенство – дать немного денег, и получить оставление грехов? Напитать алчущего – и удостоиться дерзновения в тот страшный день (суда) и услышать слова, стоящие царства: “ Алкал Я, и вы дали Мне есть ” (Мф.25:35)? Разве Тот, Кто явил тебе такую щедрость, не мог сам удовлетворить требованию и этого алчущего? Но Он оставляет его бедствовать в нищете для того, чтобы и он стяжал великую награду за терпение и ты милостынею приобрел себе дерзновение. Итак, будем подавать щедрую милостыню, взирая не на принимающего только, но помышляя о Том, Кто относит к Себе все, что ни делается для бедных, Кто обещает награду за подаяние: к Нему-то возводя ум, постараемся давать (милостыню) со всем усердием, и щедро сеять, пока есть время, чтобы получить и щедрую жатву: “ Кто сеет , – сказано, – скупо, тот скупо и пожнет ” (2Кор.9:6). Итак, не скупою рукою будем бросать эти добрые семена, чтобы в свое время пожать нам в изобилии. Теперь – время сеяния: не упустим же его, чтобы в день воздаяния за посеянное здесь пожать нам плоды и удостоиться человеколюбия Божия. Никакая другая добродетель не может так угасить греховный наш пламень, как щедрая милостыня. Она и грехи наши уничтожает, и доставляет нам дерзновение (пред Богом), и предуготовляет наслаждение неизреченными благами. Но довольно уже сказано к вашему назиданию и в объяснение того, что, давая немногое, мы удостаиваемся от Господа большего. Уклонилось же слово наше к увещанию о милостыне по случаю того, как мы сказали, что патриарх, уступив Лоту часть земли и даже предоставив ему самую лучшую землю, а себе взяв худшую, за это удостоился от Бога такой щедрой награды, что ему дано Богом обетование, превышающее всякий ум и понятие. “ Возведи , – сказано , – очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки ”. Ты, говорит, уступил племяннику часть земли: так вот Я обещаю тебе всю землю; мало этого, Я обещаю дать ее и семени твоему, и при том до века, т.е.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010