Викторина Знаешь ли ты Вологодчину, как знаем ее мы? Большая область! От одного края до другого ехать много часов. Древняя область! Историю отсчитывает со времен неолита. Уникальная область! Сохранила такую архаику, какой в других местах уже не сыщешь! Много ли ты знаешь о Вологодчине? Ответь на одиннадцать вопросов и проверь себя! Начать викторину Кем приходится создатель знаменитого «Вологодского» масла Николай Верещагин художнику Василию Верещагину: Однофамильцем Братом Николай Васильевич Верещагин (1839–1907), создатель новой отрасли русского народного хозяйства — масло- и сыроделия, инициатор крестьянского «артельного маслоделия» — старший брат знаменитого художника-баталиста Василия Васильевича Верещагина (1842–1904). Не угадали. Николай Васильевич Верещагин (1839–1907), создатель новой отрасли русского народного хозяйства — масло- и сыроделия, инициатор крестьянского «артельного маслоделия» — старший брат знаменитого художника-баталиста Василия Васильевича Верещагина (1842–1904). Николай Васильевич Верещагин (1839–1907), создатель новой отрасли русского народного хозяйства — масло- и сыроделия, инициатор крестьянского «артельного маслоделия» — старший брат знаменитого художника-баталиста Василия Васильевича Верещагина (1842–1904). Абсолютная правда! Николай Васильевич Верещагин (1839–1907), создатель новой отрасли русского народного хозяйства — масло- и сыроделия, инициатор крестьянского «артельного маслоделия» — старший брат знаменитого художника-баталиста Василия Васильевича Верещагина (1842–1904). Слово «Вологда» в переводе с вепсского означает: «река с прозрачной водой» «большая вода» «легко преодолимая» «мошковитое место», то есть место, где много мошки Да, по одной из версий название «Вологда» пришло из древневепсского и означает «река с белой, прозрачной, чистой водой». По другой версии, слово «Воло-гда» имеет праславянское происхождение: «воло» — масляный, «гда» — берег. По распространенной версии, которая приводится в разных справочниках, название «Вологда» пришло из древневепсского и означает «река с белой, прозрачной, чистой водой».

http://sever.foma.ru/ds_quiz/znaesh-li-t...

Первые следы заселения человеком территории Н. относятся к среднему палеолиту (стоянки Бельведер близ Маастрихта и Квинтелойен близ Утрехта, ок. 250 тыс. лет назад). Систематическое освоение региона началось с кон. палеолита - нач. мезолита (ок. 12 тыс. лет назад). В VI-IV тыс. до Р. Х., в эпоху неолита, с распространением и развитием свифтербантской культуры (относящиеся к ней поселения концентрировались вокруг воды) и культуры линейно-ленточной керамики (ее влияние прослеживается гл. обр. на юге Н.), произошло преобразование доисторического общества в аграрное. Находки энеолита и бронзового века относят к культурам воронковидных кубков, шнуровой керамики и колоколовидных кубков. Со 2-й пол. IV тыс. до Р. Х. племена культуры воронковидных кубков сооружали мегалиты длиной от 7 до 25 м, в к-рых погребали группы людей вместе с предметами быта и украшениями. В эпоху бронзы (II тыс.- нач. I тыс. до Р. Х.; культуры Элп, Хогкарспел, Хилверсюм, Эмс) изделия из металлов были, как правило, привозными. Лишь к концу эпохи бронзовые находки становятся более многочисленными, появляются металлические предметы местного производства. Несмотря на влияние с юга гальштатской и латенской культур, племена, проживавшие на территории Н. в позднем бронзовом и раннем железном веке, предположительно не относились ни к германцам, ни к кельтам, а представляли собой особую группу, неизвестную античным авторам. Об их религ. представлениях можно судить только по археологическим данным. Вероятно, в аграрном обществе были распространены культы плодородия, солнца, природных стихий. Главную роль в религиозных представлениях играла богиня-мать. В бронзовом веке появился обряд кремации, что свидетельствует об изменении представлений о загробной жизни. Дольмен в Боргере Дольмен в Боргере В I тыс. до Р. Х. на территорию Н. с востока и северо-востока пришли племена кельтов и германцев, ассимилировавшие автохтонное население. В зап. части Н. расселились кельт. племена, среди которых крупнейшим было племя белгов, на востоке - предки фризов и др.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

Шаманские ритуалы подчинены задачам, определяемым перечисленными выше функциями. Главный ритуал, в котором происходит взаимодействие шамана с миром духов, – камлание. В техническом плане камлание представляет собой практическое осуществление архаической техники достижения экстаза. Для этого используются ритмические движения (танцы) на ограниченном пространстве, многократное повторение обрядовых формул, употребление изменяющих сознание веществ, в том числе галлюциногенов. Духовная практика, использующая экстаз как способ достижения единства с духовной реальностью, получила весьма широкое распространение. Её элементы с лёгкостью угадываются в таких сложных религиозных системах, как даосизм, индуизм, буддизм, иудаизм, ислам и даже в маргинальных формах христианства. Иначе говоря, базовые техники обретения духовного (мистического) опыта, ярко выраженные в шаманизме, возникшие во времена неолита, используются до сего дня во многих современных религиях. Литература: 1 . Lehtisalo T. Entwurf einer Mythologie der Jurak-Samojeden, Memoires de la Societe Finno-Ougrienne. Vol. 53. Helsinki, 1927. 2 . Shirokogorov S. W. Psychomental Complex of the Tungus. Kegan Paul. L., 1935. 3 . Spencer B. et Gillen F. J. The Arunta (Londres, 1926), 1. 4 . Ксенофонтов Г.В. Легенды и рассказы о шаманах у якутов, бурятов и тунгусов. М., 1930. 5 . Попов А.А. Тавгичи. Материалы по этнографии авамских и ведеевских тавгичев//Труды Института антропологии и этнографии. I, 5. М.; Л., 1936. 6 . Припузов Н.В. Сведения для изучения шаманства у якутов. Иркутск, 1885. 7 . Торчинов Е.А. Путь золота и киновари: даосские практики в исследованиях и переводах Е.А. Торчинова. СПб.: Азбука-классика: Петербургское востоковедение, 2007. 8 . Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. СПб.: Азбука-классика: Петербургское востоковедение, 2007. 9 . Штернберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936.. 10 . Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд-во МГУ, 1994. 11 . Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. М.: Гелиос, 2002.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

По мнению А.Б. Зубова, к сотериологическому типу относится большинство древних цивилизаций от неолита до мегалита, а также древний Египет, и культуры, сформированные зороастризмом, иудаизмом, христианством, исламом и рядом других религиозных традиций. Их отличительной чертой является то, что общество и каждый человек в отдельности затрачивают колоссальные усилия, заботясь о своей вечной участи, как бы она ни понималась. Отсюда сложнейшие многодневные архаические погребальные ритуалы, громадные могильники, такие как Стоун-Хэндж, и египетские пирамиды, выстроенные примитивными орудиями. Отсюда такое внимание к местопребыванию мертвых, при том, что жилища живых бедны и непритязательны. Отсюда понятно, почему в ряде архаических культур погребальные сооружения воспроизводят строение креативных женских органов (матки), а умершие полагаются в них в характерной позе эмбриона. Согласно этим представлениям, в конце времен умершие вновь выйдут из чрева земли. Отсюда понятна и древнейшая, восходящая к неолиту, символика погребения: семя зарывают в землю, чтобы оно проросло. Именно этот образ телесного погребения как сеяния зерна находит свое продолжение в иудаизме, христианстве и исламе. К сотериологическому типу относится христианская культура Византии и средневековой Европы. К нему принадлежит и культура Древней Руси, в которой золотые купола соседствовали с соломенными крышами. Красота храмового зодчества и убранства символизировала небесную красоту и возводила молящихся к реальности Воскресения. Таким образом, в цивилизациях первого типа смерть воспринимается как стадия жизни, задающая всю систему нравственных координат, в которой страдание приносит свободу, а праведность получает высший смысл. Более того, сама жизнь сопряжена здесь с потусторонней реальностью; уже отсюда она устремлена к благому посмертию. Напротив, в цивилизациях второго типа все внимание уделяется посюсторонней реальности. Гедонизм, по определению, обращен к этой земной жизни, ее радостям и наслаждениям. Главная задача человека — достичь земного счастья. Все остальное, включая загробные размышления, выносится за скобки человеческого бытия. Это логично: коль скоро перспектива конца отравляет жизнь, на эту тему налагается табу. Не посмертие, но комфорт ставятся во главу угла. Поскольку же старость или тяжелая болезнь вырывают человека из привычных условий существования и к тому же лишают его удовольствий, то в подобных культурах весьма популярна идея самоубийства.

http://pravoslavie.ru/232.html

Лит.: Moser H. J. Die evangelische Kirchenmusik in Deutschland. B., 1954; Eggebrecht H. H. Heinrich Schütz: Musicus poeticus. Gött., 1959; idem. H. Schütz und Gottesdienst: Versuch über d. Selbstverständliche. Stuttg., 1969; Geck M. Die Vokalmusik D. Buxtehudes und der frühe Pietismus. Kassel, 1965; D ü rr A. Die Kantaten von J. S. Bach. Kassel, 1971. 2 Bde; Друскин М. C. Пассионы и мессы И. С. Баха. Л., 1976; он же. И. С. Бах. М., 1982; Edler A. Der nordelbische Organist: Stud. zu Sozialstatus, Funktion und kompositorischer Produktion eines Musikerberufes v. d. Reformation bis z. 20. Jh. Kassel, 1982; Williams P. F. The Organ Music of Bach. Camb., 1980-1984. 3 vol.; Захарова О. И. Риторика и западноевроп. музыка XVII - 1-й пол. XVIII в.: принципы, приемы. М., 1983; Генрих Шютц: Сб. ст./Сост.: Т. Н. Дубравская. М., 1985; Smither H. E. A History of the Oratorio. Oxf., 19883. Vol. 2: The Oratorio in the Baroque Era: Protestant Germany and England; Krummacher F. Bachs Zyklus d. Choralkantaten: Aufgaben u. Lösungen. Gött., 1995; Webber G. North German Church Music in the Age of Buxtehude. Oxf., 1996; Швейцер А. И. С. Бах: Пер. с нем. М., 2002; Сапонов М. А. Шедевры Баха по-русски. М., 2005. М. Л. Насонова, Р. А. Насонов Памятники архитектуры и искусства Самые ранние памятники архитектуры на территории совр. Г. (не считая мегалитических сооружений эпохи неолита, напр., дольмены в Вильдесхаузене, земля Н. Саксония) сохранились в городах, основанных римлянами на приграничных территориях империи в бассейнах рек Дунай и Рейн (Кёльн, Майнц, Регенсбург). Особенно богат ими г. Трир (имп. резиденция, ок. 276-390; руины амфитеатра, ок. 100 г.; имп. терм, ок. 300 г.; Порта Нигра (Чёрные ворота), ок. 313-316 гг.; базилика имп. дворца, 1-я пол. IV в., восстановлена после разрушения 1944). Порта Нигра (Чёрные ворота) в Трире. Ок. 313–316 гг. Фотография. 2002 г. Порта Нигра (Чёрные ворота) в Трире. Ок. 313–316 гг. Фотография. 2002 г. Одновременно с рим. памятниками были созданы под влиянием кельтов наскальные рельефы в Бад-Дюркхайме (Пфальц, III в.), металлические изделия филигранного стиля, в сер. IV в. сменившегося полихромным с украшением металла камнями и цветным стеклом, в сер. VI в. под влиянием сарматов стал звериным стилем.

http://pravenc.ru/text/529057.html

Другими, чуть менее важными, но всё-таки достаточно значимыми празднествами в Элладе были Пифийские игры , проходившие в Дельфах. В отличие от Олимпийских состязаний в Дельфах соревновались не в физической ловкости и силе, а в красноречии, музыкальности и мудрости. Здесь состязались философы, музыканты-кифареды, драматурги и танцоры. Проводились раз в четыре года. Истмийские игры в Коринфе в честь Посейдона, проводившиеся раз в два года, состояли как из атлетических соревнований, так и из состязаний в изящных искусствах. §4 Космологические представления древних греков Греческая мифология знает несколько мифов о творении мира. Назовём некоторые из них. Пеласгический миф Появлению этого мифа мы обязаны пеласгам – древнейшему догреческому индоевропейскому населению Греции 555 . Миф сохранялся вплоть до классического периода, что говорит, несомненно, о преемственности космологических представлений эпохи неолита. Так, например, ещё Асий Самосский (700 г. до н. э.) и Павсаний – писатель и географ II в. – в соответствии с этим мифом полагали, что первым человеком на земле был Пеласг. Миф раздроблен и известен в виде отрывков 556 . До сотворения мира Эвринома – богиня всего сущего – поднялась обнажённой из Хаоса и увидела, что ей не на что опереться. Первое, что она сделала, было отделение неба от моря. Затем богиня начала танцевать над морскими волнами. Танцуя, она продвигалась к югу, и за её спиной рождался ветер. Обернувшись, Эвринома схватила северный ветер, сжала его в ладонях, – и перед ней предстал великий змей Офион . Богиня продолжала увлечённо танцевать, и в Офионе пробудилось желание обладать ей, после чего он обвил её, чтобы вступить с ней в союз 557 . Так Эвринома зачала дитя. Затем, превратившись в голубку, Эвринома села на волны и по прошествии времени снесла Мировое яйцо. По просьбе богини Офион обернулся семь раз вокруг яйца и стал высиживать его, пока яйцо не раскололось надвое. Из яйца появилось всё сущее: солнце, луна, планеты, звёзды, земля, горы, реки, деревья, травы и вообще все живые существа 558 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Рис. 15.Спящая женщина. («Sleeping Lady»). Мальта Предполагается, что переходной формой от пещеры, как самой древней формы захоронений, к мегалитической гробнице стали каменные расселины скал. На Иберийском полуострове и островах западного Средиземноморья (Балеары, Корсика, Сардиния) такие расселины накрывали крышей из каменных плит, закрывали плитой вход и таким образом превращали в склепы, в которых покоились десятки умерших 91 . Вход в подземные гробницы и мегалитические святилища обычно делался преднамеренно затруднённым. По мнению большинства археологов, организованный таким образом вход воспроизводил наружные женские половые органы. И доныне европейская традиция устанавливать ворота на кладбищах без ограды отсылает нас к этому древнему обычаю. Отражение культа женского божества в мегалитических постройках Следы культа женского божества встречаются весьма часто в мегалитических постройках. Свидетельство тому – план многих мегалитических комплексов на Мальте, гробниц на Британских островах и на французской части Атлантического побережья. План данных захоронений поразительным образом напоминает человеческую фигуру, зачастую же – фигуру полной женщины. Как мы помним, почитание женских божеств началось ещё в период палеолита. Тогда древний человек начал создавать небольшие выдолбленные из камня статуэтки женщин с ярко выраженными материнскими признаками (тучность, большой живот, крупная грудь). С началом эры земледелия, освоением агрокультуры и последующей за этим трансформацией религиозных представлений почитание женских богинь приобретает новый, «агрономический» смысл. Центральным женским божеством становится земля как порождающее начало всего живого: от растений и животных до человека. Начиная с эпохи неолита, люди верили в то, что смерть и последующее погребение в землю даёт человеку надежду возродиться к новой жизни, точно посеянному семени. С этого времени земля приобретает, как пишет академик В.Н. Топоров, «высший религиозно-аксиологический статус» 92 . Этот статус с полным основанием можно назвать божественным. На славянской почве, например, это привело к появлению женского божества, получившего название «Мать – сыра земля». Данное наименование говорит о важнейшей – материнской, «детородной» – функции земли: об этом, в частности, свидетельствует её «сырость», которая является синонимом оплодотворённой небесной влагой 93 . «Признак сырости, – продолжает академик В.Н. Топоров, – отсылает к самой интимной, глубокой и драматически-напряженной связи Отца-Неба и Матери-Земли. В этой связи главное действующее лицо – Мать-Земля: она принимает небесное семя и родит-воплощает на земле небесный замысел, идею» 94 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

L., 1996; Long W. H. Medieval Glendalough: An Inter-disciplinary Study. Dublin, 1997; O’Reilly S. D. Irish Churches and Monasteries: An Historical and Architectural Guide. Cork, 1997; Fitzpatrick E., O’Brien C. The Medieval Churches of County Offaly. Dublin, 1998; Lalor B. The Irish Round Tower: Origins and Architecture Explored. Cork, 1999; Larmour P., O " Toole S.North by Northwest: The Life and Work of L. McCormick. [Cork,] 2008. Л. К. Масиель Санчес Камнерезное искусство. Традиции резьбы по камню в И. восходят к эпохе неолита (декоративные орнаменты, в основном спирали и концентрические окружности, в курганных погребениях III тыс. до Р. Х.). Местные мотивы повлияли на искусство эпохи железного века (ок. 300 г. до Р. Х.— ок. 400 г. Р. Х.), к-рое в целом развивалось в русле латенского стиля, принесенного из континентальной Европы. В этот период также преобладала декоративная резьба (фаллический камень из Туро, графство Голуэй), однако встречаются и грубые изображения человеческих фигур (скульптура двухголового божества на о-ве Боа, графство Фермана). Наибольшее количество памятников каменной резьбы относится к христ. эпохе (с VI в.), самыми ранними считаются вертикальные плиты с высеченными крестами разнообразной формы или монограммой Иисуса Христа (Хи-Ро). В ряде случаев изображение креста совмещается с латенским декоративным орнаментом (плита из Риска, графство Керри, VII в.?). Датировка подобных произведений, в большинстве встречающихся в зап. р-нах И., затруднена. Их назначение не поддается однозначной трактовке (могли служить надгробными памятниками, обозначать границы свящ. церковной территории). Со временем церковные поселения и мон-ри начали привлекать профессиональных мастеров, мотивы резьбы стали усложняться, появились высококачественные художественные изображения на тщательно обработанной поверхности. Образцом развития камнерезного искусства служит группа памятников на территории графства Донегол, к-рые могут считаться предшественниками отдельно стоящих резных т.

http://sedmitza.ru/text/2560411.html

И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил. (Быт.6и 7). Следовательно, потоп мы можем представить и в виде наводнения, охватившего только лишь пространство земли, населенное людьми, а как велико было это пространство во время потопа, мы совершенно не знаем. При этом нас может не смущать то обстоятельство, что Библия несколько раз говорит о потопе, как о распространившемся «по всей земле». Библия и вся религиозная литература, имеющая объектом своих забот лишь человеческую душу, часто называет землей и даже вселенной лишь область обитания человеков, и даже лишь область определенной человеческой культуры, созревшей для воздействия Священного Писания. Воспитанная на Библии Византия, именовала Вселенной бассейн Средиземного моря, почему и императоров своих называла «повелителями вселенной» и Константинопольскому патриарху дала титул вселенского.    Широкая же распространенность предания о потопе свидетельствует о том, что потоп был событием, охватившим все человечество, и оно сохранилось в памяти многих ветвей человеческого рода. Тот же исследователь Артур Гук сообщает, что халдеи, финикияне, вавилоняне, фригийцы, сирияне, персы, греки и даже армяне — все они имели, более или менее, согласные сказания о потопе. Повествование фригийцев, например, упоминает Еноха, как предвозвестившего потоп, и передает, что он плакал и молился об участи ожесточенных нераскаявшихся жителей допотопного мира. Найдена была древняя фригийская монета, с грубым изображением ковчега, и букв «N-0» на одной из ее сторон, несомненно, относящихся к Ною. Дальше мы обнаруживаем, что Индия и Китай имеют записи о потопе и, что при потопе, был спасен некто с семью человеками его семьи. Мексиканцы имели предание о человеке, который сделал судно, чтобы спастись при имевшей наступить катастрофе.    Ко всему следует указать, что на основании научных (геологических) раскопок установлено, что имеется в земле мощный слой глины, илистого наслоения, который не имеет в себе никаких остатков органической животной жизни. Этот слой резко отделяет слои каменного века (палеолита), от последующих слоев: неолита, бронзового и железного века. Французский ученый Мортилье, назвал этот слой hiatus, т. е. перерыв. Это илистое наслоение со дна морского произошло, как полагают, под действием мирового катаклизма, т. е. суша опустилась ниже уровня океана, воды которого и затопили всю землю, все горы. Как и говорит о том Моисей: «и разверзлись все источники великой бездны» (Быт.7:11), а затем уже упоминает о дожде. Причем эти илистые наслоения покрывают мощным слоем всю Европу, Северную Африку и Западную Азию, до высоких гор. Ученый Кювье так и назвал эти отложения, этот мощный илистый слой, Deluge (Делюж) — потоп.    Конечно, для верующих людей все эти доказательства не нужны, т. к. они знают, что Всемогущий Господь Бог, сотворивши небо и землю, безусловно мог затопить всю сушу водами потопа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

«Теперь уже невозможно цепляться за старые отжившие взгляды на антропологическое развитие людей Палеолита. Когда станет ясно, что Вюрмский ледник растаял не за 100 тысяч лет и не за 40 тысяч лет (как теперь думают), а за один год в водах Потопа, на что есть совершенно неоспоримые доказательства , хронология палеолитического периода войдет в библейские рамки с абсолютной ясностью» 1066 . Для данного факта у о. Стефана имеются «совершенно неоспоримые доказательства». Для научно-фантастического романа всё вполне гладко и безукоризненно, но к библейскому свидетельству это не имеет просто никакого отношения. Потомки Каина вовсе не были отсталыми пещерными людьми. Сам Каин первым построил город и назвал его в честь своего сына Енох ( Быт.4:17 ). Потомки Каина были весьма изобретательны. Иавал был отец живущих в шатрах со стадами ( Быт.4:20 ), а вовсе не собиратель и не охотник. Иувал был отец всех играющих на гуслях и свирели ( Быт.4:21 ). Тувалкаин был ковачем всех орудий из меди и железа ( Быт.4:22 ). Трудно согласовать эти библейские свидетельства с утверждением, будто бы культура «каинитов развивалась самостоятельно..., не зная ни неолита, ни металла» 1067 . Кроме рассмотренных нами, у прот. Стефана Ляшевского есть ещё немало экстравагантных заявлений касательно жизни сынов Адамовых до и после Потопа. Эти авторские мысли также легко могут быть проверены на соответствие содержанию текста Священного Писания и Преданию Церкви. Однако мы не будем этого делать. Приведённых нами примеров достаточно, чтобы определить творчество о. Стефана не как богословское или историческое, но как научно-фантастическую литературу. Никому же не придёт в голову Божественным Откровением поверять Приключения Незнайки в Солнечном городе или увлекательные повести Дж. Толкиена о гномах, эльфах и других сказочных персонажах. Следует правильно определить жанр – и тогда сразу станет очевидно, что название книг «Библия и наука» обманывает ожидание серьёзного читателя. Там нет и в помине ни верности следования библейскому Откровению, ни научного основания.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010