Григорьев не имел практики работы с трупами, обнаруженными в торфяниках. Если я неправ, то принесу публичные извинения. В отличие от Ю. Григорьева, мне в студенческие времена довелось несколько сезонов проработать на раскопках времен верхнего палеолита и неолита. Памятники неолита в Центральной части России, относящиеся к льяловской культуре, представлены торфяниками в районе Ногинска, Рузы и других местах Подмосковья. Если бы Ю. Григорьев посетил, например, Областной краеведческий музей Московской области, находящийся в г. Истре, то он бы легко смог убедиться в том, как на самом деле сохраняются кости в торфяниках. Я специально проконсультировался на эту тему с доктором исторических наук, специалистом в области мезолита и неолита, профессором А.Н. Сорокиным и лучшим специалистом в России по неолиту, археологом В.В. Сидоровым. Признаки торфяного дубления костных объектов с их размягчением встречаются довольно редко, и большая часть костей 5000-летней давности, найденных в торфяниках, дошла до нашего времени, полностью сохранив свою твердость и прочность. Снимки, сделанные Гелием Рябовым после первого вскрытия захоронения в Поросенковом логу. Как видно на фото, никакого болота, а тем более торфяника на этом месте не было Впрочем, ни о каком «торфяном дублении» «Екатеринбургских останков» говорить не приходится. Поросенков Лог, через который проходит Старая Коптяковская дорога, находится на поляне лесного массива. Вдоль дороги и сейчас видны остатки десятков старых рудных карьеров, шахт и угольных площадок. Триста лет дорога «работала» на Верх-Исетский завод. Кроме этого, дорога использовалась для нужд заводских рабочих, крестьян: для отгона скота на пастбища, вывоза сена и дров. Местные жители не были полными идиотами, чтобы прокладывать дорогу по болоту. До 19 июля 1918 года на месте захоронения останков Царской Семьи никаких «мостиков из шпал» не было, поскольку это нормальное проезжее место, сырое на протяжении нескольких метров, да и то после дождя. Сохранились данные метеонаблюдений в Екатеринбурге.

http://ruskline.ru/opp/2017/noyabr/21/ko...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ Сопка у деревни Любынь Шимского р-на. Фотография С. В. Торопова. 10-е гг. XXI в. Сопка у деревни Любынь Шимского р-на. Фотография С. В. Торопова. 10-е гг. XXI в. субъект РФ в составе Северо-Западного федерального окр. Территория - 54,5 тыс. кв. км. Адм. центр - Вел. Новгород. Расположена на западе европ. части России; граничит с Ленинградской, Вологодской, Тверской и Псковской областями. Население - 606,3 тыс. чел. (2018). Национальный состав (2010): русские (88,36%), украинцы (1,11%), цыгане (0,57%), белорусы (0,54%), армяне (0,29%), татары (0,26%), азербайджанцы (0,24%) и др. Н. о. включает 1 городской округ, 21 муниципальный район, 3 города областного значения и 7 городов районного значения, 11 рабочих поселков. История Первоначальное заселение территории Н. о. произошло в эпоху мезолита, поселения появились здесь в VIII тыс. до Р. Х. В наст. время по берегам небольших рек и озер Валдайской возвышенности обнаружено около 10 стоянок и местонахождений, относящихся к этой эпохе. По характеру находок прослеживается сходство поселений бассейна р. Мсты со стоянками на территории В. Поволжья и Волго-Окского междуречья, относимыми к бутовской мезолитической культуре. Памятники раннего неолита (кон. V - нач. IV тыс. до Р. Х.) связаны с валдайской культурой, имеющей определенное сходство с др. ранненеолитическими культурами лесной зоны (нарвской, верхневолжской, волго-камской). К среднему неолиту (кон. IV - нач. III тыс. до Р. Х.) пока можно отнести лишь 2 стоянки. Принципиальное изменение демографической ситуации произошло в период позднего неолита (1-я пол. III тыс. до Р. Х.). К этому периоду относится более 200 стоянок. На территории бассейна р. Мсты сложилась мстинская неолитическая культура со своеобразной ямочно-гребенчатой керамикой. Памятники, расположенные по берегам оз. Ильмень и в верховьях Волхова, на раннем этапе неолита близки к памятникам нарвской культуры, а позднее заметное влияние на них оказала культурно-историческая общность ямочно-гребенчатой керамики.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Изначально использовались металлы метеоритного происхождения. Соответственно, орудия, получаемые таким способом, воспринимались как дар небесных богов. Несомненно, такое железо было редкостью и не могло обеспечить всех потребностей людей. Но изобретение металлургии позволило совершить огромный скачок в развитии человеческой цивилизации. Коварный кузнец В русском языке слова кузнец, коварный и кознь являются этимологически родственными. В древнерусском, а также в некоторых славянских языках кузнеца называют коварь (др.-русск.), ковач (сербск.), коваль (укр.), ková (чеш.). К глаголу ковать восходят и слова коварный и коварство, а также кознь. Кузнец мыслится как «кующий ковы, путы», замышляющий нечто недоброе, строящий козни. Ср. с церковнослав. ковати зъло. Мифы металлургического ряда говорят о зарождении и постепенном росте металлов в чреве земли. Земля уже тогда воспринималась древними людьми как материя, обладающая порождающей, женской сакральностью. Однако «зреют» металлы столетиями, и для того чтобы ускорить этот процесс, используются плавильные печи. Соответственно, кузнец – человек, умеющий порождать из руды металл, – становится таинственной, священной фигурой, знающей тайны бытия металлов. Он становится своего рода владыкой огня. Как и всё священное, его одновременно уважают и боятся. Таким образом, кузнечное ремесло является для древнего человека не только способом производства орудий труда, но и магическим действом, позволяющим «родиться в мир» новым вещам и новым «кускам» материи. §3 Религиозные памятники эпохи неолита Одним из самых известных сохранившихся памятников эпохи неолита является город Иерихон , который большинство учёных считают древнейшим непрерывно населённым городом на земле. Наиболее ранние культурные слои этого поселения датируются примерно 6850 или 6770 г. до н. э. Город был одним из очагов распространения натуфийской культуры. Жители Иерихона имели строения необычной формы, которые традиционно интерпретируются как культовые здания. В результате раскопок были обнаружены статуэтки бородатого мужчины, женщины и ребёнка, что даёт основание предположить существование веры в триаду богов.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Итак, мы видим, что древний человек из глубины веков нес глубокую и сильную веру. Но нес он еще и другую идею. Он нес идею собственной некачественности. И чем ближе к нашему времени, тем сильнее эта идея нашей некачественности, нашей грешности овладевает душой человека. Человек начинает делать с точки зрения материалиста совершенно абсурдные вещи. Уже сама идея охоты на мамонта абсурдна. Для маленькой общины охота на мамонтов была не только в высшей степени трудным и материально бесполезным делом: она просто не смогла бы съесть все это мясо, оно бы разложилось, зато огромное количество хищников пришло бы из тайги поживиться остатками разлагающегося мамонта, и люди были бы поставлены в опасность. Но гораздо яснее это новое, все более усиливающееся чувство человеческого греха, человеческого несоответствия Божественному замыслу о нем, встречается в следующую эпохуэпоху буквально предшествующую созданию государства. Это так называемая эпоха неолита – новый каменный век, когда человек переходит от собирания пищи к ее производству. Возникает земледелие и скотоводство. Человек переходит к оседлому образу жизни. Это огромная тема, почему он переходит к такому образу жизни? Все далеко не так просто. Скотоводство и земледелие возникают не из экономической необходимости, а, скорее всего, по религиозной необходимости. Это особая тема. Но замечу следующее. Человек в эпоху неолита, сев на землю, создав деревни, первым делом занимается странными вещами. Он начинает хоронить своих умерших, причем не после того, как они умерли, а после того, как разложились мягкие ткани и остались одни кости. Он начинает эти кости хоронить в полу своего дома, в том жилище, где он живет. Этого раньше не было. Но все поселения раннего неолита характеризуются тем, что в круглом жилище делается священный участок: примерно под углом 60 градусов, расходящимся от находящегося в центре жилища очага в противоположную от входа сторону, где образуется сектор, в котором есть эта священная земля, где хоронятся кости умерших.

http://azbyka.ru/istoriya-religij

Общая сводная работа по палеолиту Египта была дана Н. Obermaier " ом в Real-lexicon d. Vorgeschichte Ebert " a в статье – Agypten, Palaolithikum. Цельную картину египетского общества в эпоху неолита дали нам раскопки в Бадари (Верхний Египет), Фаюме. Маади и Бени – Салам и Вардан в зап. Дельте. Об этом см.: G. Вгиптоп and G. Сатноп – Thompson, The Badarian civilization, 1928. G. Вгиптоп, The beginnigs of rgyptian civilization (Antiquity, 1929); Childe, Capsians and Badarians (Ancient Egypt, 1928); Fl. Petrie, Catalogue of egyptian antiquities found at Badari and in the Fayum, 1925; Gardner and Сатноп- Thompson, The recent geology and neolithic industry of the Northern Fayum desert (J. R. Anthrop. Inst., 1926); Cathon-Thompson, Explorations in the Northern Fayum (Antiquity I); H. Junker, Bericht uber die von d. Akad. d. Wiss. in Kien nach dem Westdelta entsendete Expedition (Denkschr. d. Akad. d. Wiss. in Wien, Phil.-Hist. Klasse 68, 3); O. Menghin, Die Grabung der Universitat Kairo bei Maadi (Mitt. Deutsch. Inst. f. Agypt. Altert. in Kairo, 1932). Из раскопок эпохи энеолита следует отметить A. Scharff, Das vorge-schichtliche Graberfeld von Abusir-el-Meleq, 1926. Общая сводка археологического материала эпохи неолита и энеолита дана Fl. Petrie в работе Prehistoric Egypt. Периодизации и анализу доклассового Египта посвящены, главным образом, следующие работы: A. Scharff, Grundzuge der agyptischen Vorgeschichte, 1927; H. Junker, Die Entwieklung der vorgeschichtlichen Kultur in Agypten (Festschrift f. P. W. Schmidt); P. Newberry, Agypten als Feld fur anthrop. For-schung, 1928; Б.Б. Пиотровский, Современное состояние изучения додинастического Египта (Проблемы истории докапитал. обществ, 1934, 7–8). Религии доклассового общества Египта – работа М. Л. Снегирева, Проблема культа Матери-Земли в архаическом Египте, 1929]. Древнее Царство С царя II династии Джосера, поселившегося на рубеже Верхнего Египта и Дельты, у «Белой стены» – крепости возникшего затем Мемфиса, начинается новый период египетской истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Но каков же был практический результат труда человека при изготовлении орудий? Насколько эффективен был бытовой инструментарий палеолита? Всегда ли прогресс в те времена был поступателен и линеен? Самым распространённым и, пожалуй, наиболее необходимым инструментом в жизни человека эпохи камня был нож. В раннем палеолите, в период ашеля, использовались ножи двух типов: орудия на отщепах и характерные массивные бифасы. Простые ножи на отщепах по-своему совершенны были всегда, практически на всех этапах каменного века. Главный их элемент (форма и угол заострения рабочего края) на протяжении всех эпох не менялся. Эволюция наблюдается только в способах получения отщепов, размеров и вариантов общей отделки, но она незначительна. Для археологов более интересным объектом исследований являются, конечно, бифасы (рис. 52). Это одни из наиболее распространённых и древнейших инструментов. Функциональный анализ этих изделий однозначно определил их назначение – ножи для резки мяса. Рис. 52. Раннепалеолитические бифасиальные ножи для резки мяса В «развитом ашеле» эти орудия были практически совершенны. Несколько позже, в позднем палеолите, производство ножей-бифасов переживало некоторый подъем, но в эпоху неолита (нового каменного века) функции ножей начинают выполнять совсем другие артефакты. Широкое распространение получили составные, вкладышевые инструменты (рис. 53). Рис. 53. Экспериментальные вкладышевые орудия При их изготовлении в деревянной, костяной или роговой основе прорезался щелевидный паз, в который вставлялись каменные пластины. Закрепляли смолой, костным клеем, битумом и т.п. Вкладыши имели, как правило, стандартные пропорции и изготавливались серийно. Стереотипная продукция, почти без специальной адаптации, использовалась в качестве элементов орудий самого разнообразного назначения (рис. 54) 115 . Рис. 54. Орудия из пластинчатых заготовок (ножи, скребки, проколки, резчики и др.). Вкладыши. Тахта-базарская неолитическая культура Для того чтобы изготовить пластину или получить пластинчатый отщеп по технологии неолита, ни мастерства, ни инженерных озарений, ни особого умения не потребуется... Надо только знать набор определённых технических приёмов и располагать заранее припасённым несложным механизмом из деревяшек. Научиться делать пластины можно, посмотрев, как работает знающий человек, и освоить это занятие даже без словесных объяснений. Сопоставляя мясные разделочные ножи различных периодов эпохи камня, можно уверенно говорить о том, что стандартизация и массовость производства пластинчатых изделий позднего палеолитанеолита, очевидно, полностью дискредитировали расщепление камня как творческий процесс (рис. 55) 116 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/fenomen...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ Карта сев. побережья Кольского п-ова с Кольским острогом и изображением мест-ных жителей. Гравюра из кн.: Gerrit de Veer. Warhafftige Relation. Der dreyen newen Vnerhцrmen seltzamen Schiffart... Nьrnberg, 1598. Р. 225 Карта сев. побережья Кольского п-ова с Кольским острогом и изображением мест-ных жителей. Гравюра из кн.: Gerrit de Veer. Warhafftige Relation. Der dreyen newen Vnerhцrmen seltzamen Schiffart... Nьrnberg, 1598. Р. 225 Субъект РФ в составе Северо-Западного федерального окр. Площадь М. о.- 144,9 кв. км. Адм. центр - г. Мурманск. Относится к районам Крайнего Севера, входит в Арктическую зону РФ; большая часть области расположена за Северным полярным кругом. На юге и востоке омывается водами Белого м., на севере - водами Баренцева м. На западе М. о. проходит гос. граница с Норвегией и Финляндией , на юге М. о. граничит с Республикой Карелия . Полезные ископаемые представлены месторождениями апатито-нефелиновых руд, железных и медно-никелевых руд; имеются месторождения редкоземельных металлов (крупнейшие в РФ), а также полудрагоценных (аметист) и драгоценных (алмазы) камней. На шельфе Баренцева м. ведется добыча нефти; здесь же расположено Штокмановское газовое месторождение. Население - 757,6 тыс. чел. (2017). Национальный состав: русские - 73,14%, саамы - 7,47, финны - 7,42, коми - 3,13, татары - 1,36, украинцы - 0,93, белорусы - 0,53%. В составе М. о. 17 административно-территориальных единиц: 6 районов, 6 городов областного значения и 5 закрытых административно-территориальных образований. Всего в М. о. 16 городов, 12 поселков городского типа и 98 сельских населенных пунктов. Плотность населения - 5,2 чел. на кв. км. Городское население - 92,7%. История, административное устройство Петроглифы Чальмны-Варрэ у р. Поной. III–II тыс. до Р. Х. Фотография. 2006 г. Петроглифы Чальмны-Варрэ у р. Поной. III–II тыс. до Р. Х. Фотография. 2006 г. Заселение территории Кольского п-ова человеком относится к эпохе мезолита (VIII-VII тыс. до Р. Х.), когда шла колонизация М. о. с территории Скандинавии. В эпоху неолита и раннего металла колонизация осуществлялась с территории европейской части России. Памятники М. о. эпохи мезолита и неолита относятся к археологическим культурам комса и ямочно-гребенчатой керамики; эпохи металла - к культуре асбестовой керамики. Известными археологическими памятниками М. о. являются Оленеостровский могильник (о-в Б. Олений в сев. части Кольского зал., IV-III тыс. до Р. Х.), петроглифы Чальмны-Варрэ (р. Поной, III-II тыс. до Р. Х.) и Канозера (VI-II тыс. до Р. Х.).

http://pravenc.ru/text/2564372.html

1935 .XII.24–25. Дорогой Кирилл, последние дни передо мною непрестанно встает долина Кончурки с ее заливными лугами, поросшими травой и ты, маленький, забравшийся в траву с головою и бегающий в ней с возгласом: «Я – травяное животное!» Помнишь ли, как это было, когда мы ходили по этой долине с мамочкой? А помнишь, как мы с тобой ходили по грибы. Мне живо вспоминается девственная заросль около Вифанского пруда, где пространство между мелкими болотцами-лугами, заваленное сгнившими стволами, было сплошь покрыто опятами. В эти места никто не приходит почему-то, и у меня от них впечатление ка- ких-то лесов по Амазонке. А помнишь, как мы с тобой таскали тяжелые корзины с грибами и, чтобы облегчить путь по дороге, делили ее на участки – перегоны между станциями? Хоть и много я видел разных мест, но наиболее родными и дорогими представляются окрестности старого Посада, теперь уже изменившиеся почти до неузнаваемости. Когда же поселился в Посаде, они были совсем глухими, безмолвными и торжественными, отчасти жуткими. Можно было ходить, целыми днями не встречая ни одной души, и казалось, всякий звук, всякое слово нарушает священную тишину лесов. – Давно я собираюсь написать тебе о необходимости подготовлять сводку данных по хронологии геологических образований, – выписывать все, что попадается на эту тему. В моих условиях это делать систематически невозможно, но я буду понемногу сообщать тебе, что встречу. Вот для начала кое-что: прирост торфа в залежи (т.е. уплотненного) в районе Киева 10 см в столетие (Буганское болото). 2. То же в Австрии (Аайбахское болото) 7 см в столетие. 3. Начало торфообразования, т.е. общее увлажнение климата в районе Киева, т.е. исчезновение послеледниковых пустынь совпадает с началом неолита и относится к 5000–7000-ому году тому назад 4. Конец неолита и начало бронзового века ок. 3000 л. тому назад (Украина) (см. «Торфяное дело» 1928, стр. 269–272, Курдюмов). 5. Начало образования сапропелевой толщи 247 в озерах Карелии – 6700-й год тому назад, а в Сакском озере 1620-й год. 6. Годовой прирост сапропеля 0,8–3–4 мм (Доктуровский, Торфяные болота, 2-е изд., 1935, стр. 77). Крепко целую тебя, дорогой.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Слово «Яга» содержит в себе древний индоевропейский корень со значением «болезнь, скорбь, смерть». Так, согласно этимологическому словарю М. Фасмера, праславянский корень родственен с латышским îgt, îgstu – «исходить, чахнуть», с древнеисландским ekki – «скорбь, боль», древнеанглийским inca – «скорбь, болезнь, спор» и древнеиндийским yáksmas – «болезнь, истощение», также возможно сближение с латинским aeger – «расстроенный, больной». В современном английском языке «нашу» Бабу-ягу и по сей день называют Old Hag, что значит «ведьма, старая колдунья». Культ мегалитов и особенно практика связанных с ними захоронений являет нам новый тип религиозного сознания. Его характеризует принципиально новое отношение к умершим предкам. Этому типу религиозного мировоззрения присущи следующие основные черты. Перенос мест погребений за пределы поселений является одной из важнейших черт мегалитической религии. Напомним, что в эпоху неолита погребения осуществлялись под полами жилищ. Так делали, например, представители натуфийской культуры, свидетельствуя о своём желании быть ближе к тем, кто перешёл рубеж вечности и обрёл новые, недоступные при жизни способности (см. гл. III. Религиозные представления эпохи мезолита и неолита). В эпоху мегалитической религии погребения становятся более сложно организованными. Перенося погребения за пределы поселений, люди желают подчеркнуть своё благоговение перед могуществом почивших предков. Осознание человеком своей ограниченности, греховности, неспособности пребывать в постоянном единстве со священным является, очевидно, основной причиной изменения отношения к умершим предкам. Места погребений воспринимаются сакральными, культовыми пространствами, поскольку меняются и представления о смерти и участи умерших людей. Человек надеется на обретение вечной жизни благодаря такому явлению, как «жертва силой» или «жертва трудами». Создание мегалитических строений требует поистине гигантских затрат труда и времени. Объяснить готовность древних людей на подобные подвиги невозможно иначе как указанием на религиозный характер таковой деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Яркие памятники неолита и раннего бронзового века И.— мегалитические гробницы (см. мегалиты), к-рых известно не менее 1000 (вероятная датировка, полученная с помощью радиокарбонного метода: 3500–2500 гг. до Р. Х.). Основным способом погребения были кремация и (или) экскарнация (оставление трупов на открытом воздухе до разложения с последующим перезахоронением). Выделяются 4 типа погребальных памятников: курганы, портальные дольмены, коридорные и галерейные гробницы. Курган соединены галереями с ограждённым камнями или плитами двором; они распространены в основном на севере И., содержат останки от 1 до 30 и более человек. Портальный дольмен — огромная плита, положенная на боковые опоры, известны преимущественно в вост. части о-ва (Ляк-ан-Скаль, гр. Килкенни). Коридорная гробница — коридор из каменных плит ведёт в погребальную камеру с каменным ложем для кремированных останков нескольких человек (от 4–5 в Ньюгрейндже, до 65 в Форноксе I, оба гр. Мит). Иногда достигают диаметра в 80–90 м (Ньюгрейндж, Наут и Даут в долине р. Бойн, гр. Мит). Часто образуют «кладбища», крупнейшие — Кэрроукил и Кэрроумор, гр. Слайго, Лохкрю и комплекс в долине  Бойна. Для коридорных гробниц характерны орнаменты на камнях (спиралевидные, ромбовидные, зигзагообразные), к-рые интерпретируют как солярные и др. символы. Находки — керамика (тип кэрроукил), украшения (каменные и костяные бусы, костяные булавки), меловые шары (символы душ умерших?). Подобные гробницы и орнаментальные мотивы встречаются в Бретани и на Пиренейском п-ове; огромные трудовые затраты, необходимые для их возведения, свидетельствуют о централизации, выделении элиты, и, возможно, теократии. Клиновидные галерейные гробницы (более 400; в основном на юге И.) — небольшие, длина кургана 10–15 м, погребения — кремации, вход с запада или юго-запада. Они датируются более поздним временем, чем 3 первые типа (возможно, нек-рые относятся к бронзовому веку); мегалитические гробницы др. типов в районах их распространения отсутствуют. Мегалиты оставались центрами культовой и социальной активности даже в средние века, здесь совершали новые захоронения, инаугурации правителей, иные обряды. Нек-рые памятники содержат поздние вотивные приношения (золотые рим. монеты и торквес бронзового века с лат. надписью в Ньюгрейндже). Мн. ритуальные комплексы (Темра (Тара), гр. Мит; Эмайн-Маха (Наван), гр. Арма; Круахан (Раткроган), гр. Роскоммон) включают памятники от неолита до раннесредневек. периода.

http://sedmitza.ru/text/2560407.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010