Культура верхнего слоя Сяцзядянь (XI-VII вв.) генетически не связана с предыдущей. Возможно, она сложилась на основе местной культуры Гаотайшань и степных культур с территории Забайкалья и Вост. Монголии при влиянии чжоуских гос-в. Ее соотносят с народом дунху, вероятно монголоязычным. Южные и юго-восточные области. На побережье Восточно-Китайского м. с периода неолита развивались традиции культур штампованной керамики. Многочисленные «раковинные кучи» фиксируют интенсивное использование морских ресурсов. Экспорт керамики и каменных украшений, доставка сырья для них опирались на каботажное судоходство. Стандартизованные типы колец и подвесок могли использоваться в качестве прото-монет; свидетельства их производства открыты на территории совр. Сянгана и Аомыня. В раннем железном веке земли совр. Юж. Китая вошли в зону влияния цивилизации Донгшон, которая включала в себя огромные районы Юго-Вост. Азии. В результате ее взаимодействия с культурами сев. народов на территории совр. пров. Юньнань сформировалась уникальная культура Дянь (Дьен). Ярким воплощением этого синтеза стали многофигурные композиции на бронзовых барабанах, изображающие сцены войны, ритуалов (жертвоприношение, тавромахия и др.), развлечений и т. д. Лит.: Киселев С. В. Неолит и бронзовый век Китая//Сов. Арх. 1960. 4. С. 244-266; Ларичев В. Е. Палеолит Сев., Центр. и Вост. Азии. Новосиб., 1969-1972. Ч. 1-2; Итс Р. Ф. Этническая история юга Вост. Азии. Л., 1972; Кучера С. Р. Китайская археология 1965-1974 гг.: палеолит - эпоха Инь. М., 1977; он же. Древнейшая и древняя история Китая: Древнекаменный век. М., 1996; Ранняя этническая истории народов Вост. Азии: [Сб. ст.]. М., 1977; Крюков М. В., Софронов М. В., Чебоксаров Н. Н. Древние китайцы: Проблемы этногенеза. М., 1978; Новое в археологии Китая: Исследования и проблемы. Новосиб., 1984; Древние культуры Китая: Палеолит, неолит и эпоха металла. Новосиб., 1985; Chang Kwang-chih. The Archaeology of Ancient China. New Haven; L., 1986; Евсюков В. В. Мифология китайского неолита. Новосиб., 1988; Комиссаров С. А. Комплекс вооружения древнего Китая: Эпоха поздней бронзы. Новосиб., 1988; Варенов А. В. Древнекитайский комплекс вооружения эпохи развитой бронзы. Новосиб., 1989; Китай в эпоху древности. Новосиб., 1990; Крюков В. М. Текст и ритуал: Опыт интерпретации древнекитайской эпиграфики эпохи Инь-Чжоу. М., 2000; Кравцова М. Е. Мировая художественная культура: История искусства Китая. СПб., 2004; Деревянко А. П. Палеолит Китая: Итоги и нек-рые проблемы в изучении. Новосиб., 2006; Алкин С. В. Древние культуры Сев.-Вост. Китая: Неолит Южной Маньчжурии. Новосиб., 2007; Кожин П. М. Китай и Центральная Азия до эпохи Чингисхана. М., 2011; Деопик Д. В., Ульянов М. Ю. Историко-археологическое описание региона Восточной Азии в X-I тыс. до н. э.//Общество и государство в Китае: 42-я науч. конф. М., 2012. Ч. 1. С. 39-62.

http://pravenc.ru/text/1841141.html

Из домашних животных известны собака, свинья, буйвол, курица. Преобладают постоянные поселки, хотя встречаются и жилые пещеры. Керамика в основном простых форм, но появляются (кроме Н. Янцзы) сосуды на 3 ножках - триподы. В культурах Янцзы представлены сосуды (вероятно, ритуальные), которые не могут стоять, если их наполнить. Распространяются шлифованные орудия. Наиболее ранний неолитический по всем показателям памятник - Сяньжэньдун (9000-7000; близ оз. Поянху). Самые ранние культуры - Пэнтоушань в районе оз. Дунтинху (7200-7000, 6500-5700; Ср. Янцзы), Цзяху-1 (6000-5500) на стыке Ср. Янцзы и вост. части Ср. Хуанхэ. Севернее этих зон складывается культура Синлунва (ок. 6200-5400), основанная на просоводстве, с которой связаны древнейшие в Вост. Азии находки нефритовых украшений. Особая группа рисоводческих культур складывается южнее хребта Наньлин (она включает и Тайвань). В горно-лесных и степных областях в это же время (в ряде мест и позднее) существовали культуры охотников и собирателей. С т. н. ранне-среднего неолита (ок. 5500-4500) оформляются устойчивые культуры земледельцев. В зонах Янцзы и южнее основой экономики было выращивание риса, севернее - проса. Отмечено изготовление алкогольных напитков. Керамика становится разнообразнее и качественнее. В каждой из зон складываются особые формы триподов и орнаментации посуды, вырабатываются стандарты домостроительства, устойчивые погребальные обряды. Зафиксировано ткачество, изготовление циновок. Для среднего неолита (ок. 4500-3500) характерна расписная керамика, имеющая в культурах всех основных очагов локальные отличия (ранее их значительную часть рассматривали как единую культуру Яншао). Распространяются сложные керамические формы. Нек-рые повторяющиеся изображения на керамике, вероятно, были сакральными символами, напр. «цветок с 4 лепестками» на Шаньдунском архипелаге, Ср. Хуанхэ, в Др. Приморье. На мисках культуры Баньпо-1 (Ср. Хуанхэ) встречаются изображения рыбы, личины и др., на юге Др. Приморья и в Н. Янцзы - рыбы, «четырехугольника с вогнутыми сторонами».

http://pravenc.ru/text/1841141.html

– Ой, тут были люди! – воскликнул он. – Те, которые пасли каменных баранов? – засмеялся Костяков. Все столпились возле ниши; в глубине ее оказалось несколько головешек, угли, зола, обгорелые кости. Осмотрев внимательно площадку, нашли несколько очень грубо обделанных кремневых орудий и осколки кремня. – Люди каменного века! – заявил Ордин. – И даже не неолита, а палеолита, судя по примитивности обделки. – Когда же они жили здесь? Может быть, тысячу лет назад? – подхватил Костяков. – Нет, огнище довольно свежее. Оно на самой поверхности, не покрыто обломками скалы, а только пылью, которую, вероятно, поднимают бараны, топчась здесь. – Следовательно, мы встретим где-нибудь на Земле Санникова дикарей каменного века – может быть, людоедов? – спросил Костяков. – Обгорелые кости как будто человеческие, – подтвердил Ордин. – Неужели это будут ваши онкилоны? – обратился Костяков, словно с упреком, к Горюнову. – Онкилоны ушли из Сибири несколько сот лет назад. В то время северные инородцы не были уже людьми каменного века – они знали употребление железа. – Да, наши прадеды уже добывали руду и ковали железные ножи, стремена, кольца, крючья, – подтвердил Горохов. – Но рядом с этим широко применяли изделия из рога, кости, камня, изготовление которых уцелело у всех туземцев, оторванных от новейшей культуры и живущих в дебрях, куда тяжелый железный товар проникает с трудом. Но эти изделия сравнимы по своей отделке с изделиями неолита, а никак не палеолита, – пояснил Горюнов. – Следовательно, это огнище не онкилонов? – Конечно, нет! Очевидно, здесь уцелели люди древнего каменного века, современники мамонта, пещерного медведя и других животных конца ледникового периода. – И если уцелели эти животные, как мы уже убедились, то, естественно, могли уцелеть и люди, – прибавил Ордин. – Если только онкилоны, обладавшие высшей степенью культуры по сравнению с этими дикарями, не истребили последних, – сказал Горюнов. – Огнище показывает, что они еще существуют или существовали очень недавно, может быть, единицами, – заметил Ордин.

http://azbyka.ru/fiction/zemlja-sannikov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОРЕЯ [Королевство Чосон], гос-во в Вост. Азии. Существовало до 1910 г. (в 1910-1945 в составе Японии), располагалось на Корейском п-ове и в прилегающих материковых районах и на близлежащих островах. История С древнейших времен до нач. X в. К древнейшим памятникам на территории К. относится пещерная стоянка Комынмору (близ совр. Пхеньяна; более 200 тыс. лет назад) с рубящими орудиями и со скреблами, изготовленными грубой обивкой из жильного кварца. Стоянка Кымпхари в пров. Кёнгидо (150-120 тыс. лет назад) относится к кон. среднего - нач. позднего плейстоцена. В пещере Тэхёндон (р-н Йокпхо, близ Пхеньяна) найдены останки, которые, по мнению северокорейских ученых, принадлежат к промежуточной стадии между Homo erectus и неандертальцем. Большинство памятников с ручными рубилами и др. архаичными каменными орудиями (ранее относимых к нижнему палеолиту), по совр. данным, датируются 60-30-м тысячелетиями. Верхний палеолит представлен памятниками Сокдянни, Кульпхо (40-20 тыс. лет назад), Суянгэ, Чоммаль, Йонгул (в основном 17-12 тыс. лет назад). Дольмен на о-ве Канхвадо (Республика Корея). Эпоха бронзы Дольмен на о-ве Канхвадо (Республика Корея). Эпоха бронзы Памятники неолита (12-7 тыс. лет назад) на о-ве Чеджудо (Косанри и др.) с микропластинчатой индустрией и керамикой (ок. 10 тыс. лет назад) имеют сходство с ранней культурой Дзёмон (о-ва Японии), осиповской и громатухинской культурами Приамурья. По датировке к ним близко население Оджинри (севернее совр. г. Пусан). Об истоках неолитических культур на территории К. ученые не пришли к единому мнению. Возможно их автохтонное развитие, однако в сев. районах они имели непосредственную связь с культурной общностью Юж. Маньчжурии и сопредельных территорий. Существуют свидетельства их связей с населением нижнего Амура и Юж. Приморья - т. н. кондонской общностью (напр., культура Сопхохан в пров. Хамгён-Пукто). Для памятников побережья характерны раковинные кучи, свидетельствующие о важной роли морского промысла и рыболовства (Тонсамдон, Саннодэ, Гунсанни, Сопхохан; 5,9-3,4 тыс. лет назад). Изображения морских животных и сцен охоты на них представлены среди петроглифов, предположительно относящихся к периоду позднего неолита или палеометалла. Развитие морского рыболовства способствовало установлению контактов с населением Японского архипелага, откуда вывозили обсидиан для изготовления скребков и наконечников стрел. В этот период имела большое значение наземная охота. Из промысловых животных преобладали олени и кабаны, а также буйволы, водяные олени, барсуки, собаки, выдры, зайцы, медведи. В среднем неолите в зап. районах К. появляется примитивное земледелие (в основном выращивали различные виды проса).

http://pravenc.ru/text/2057272.html

Сравнивая верования доисторических народов в Высшего Небесного Бога с верованиями современных неписьменных народов, можно понять, что Бог-Творец забыт или почти забыт, «вынесен за скобки» религиозной жизни, перестал являться ее центром и смыслом. Связь с Ним или вовсе прервалась или еле теплится, хранимая древним обычаем. Но забывают ненужное. И приходится заключить, что Бог-Творец стал ненужен неисторическим народам, которые научились обходиться без Него. Бог-Творец это и не поздний плод религиозного развития, как полагали эволюционисты XIX века (Гегель, Тэйлор), и не активный Бог «первобытного откровения» (Шмидт), и не умозрительный вывод философствующего дикаря (Содерблом). Это – Бог забытый, отвергнутый, Его знали когда-то, Им жили когда-то, во времена палеолита и неолита, но от Него отказались в какой-то момент все народы, не создавшие письменной цивилизации, государства, не вошедшие в историю. Почему произошел этот «великий отказ», роковое отречение? Чтобы подойти к верному ответу, надо понять, кому отдал свое сердце, отвернувшись от Отца Небесного, первобытный человек. МАТЬ-ЗЕМЛЯ Другим существом, кроме Небесного Бога, почитавшимся доисторическими народами, как мы помним, была «Мать-сыраземля». Великая утроба, рождающая все, связанное с земной жизнью и принимающая в себя вновь то, из чего уходит божественный дух. Ее беременное умершими чрево должно было возродить их к новой, небесной жизни. Она давала человеку тело и пищу для его поддержания и потому тело человеческое вновь возвращалось в землю, «из которой было взято». Сама жизнь мыслилась, кажется, как соединение неба и земли. Бог творит землю, сочетается с ней, и в результате этого брака появляется человек, земнородный, но несущий в себе семя неба, своего Божественного Отца. Современная этнология полностью отвергла теорию матриархата, выдвинутую в середине XIX века швейцарским юристом и историком римского права Я. Бахофеном и тогда же горячо поддержанную Льюисом Морганом, Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Широкое распространение культа женских божеств, начиная с палеолита, матрилинейные системы родства, как показали уже несколько поколений этнологов, вовсе не свидетельствуют об эпохе, когда «материнское право» главенствовало над «грубой и несдержанной силой мужчин» . Однако, несмотря на отсутствие матриархальных сообществ в доисторическом человечестве, почитание материнского и вообще женского начала достоверно обнаруживается на бесчисленных памятниках палеолита, неолита и мегалитической религии. Рождение, смерть, пища, небесное возрождение человеческого тела – все эти важнейшие моменты бытия соединяются в образе сотворенной, соединившейся с Творцом и рождающей Ему из себя Земли.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Захоронения с рогами копытного в руках или на груди умершего (например, Эйнан), а позднее с амулетами в виде бычьих голов (Сескло, Фессалия, VI тысячелетие до Р. Х.) безусловно, указывают на цель посмертного странствия – к Небесному Богу. На ожидание странствия указывают нередкие находки скелетов собак рядом с людскими захоронениями (Эрк эль-Ахмар, Убейд, Альмьера). Сбака, проводник охотника в этом мире, оказывается понятным символом верного пути при переходе в инобытие. Собакоголовые Анубисы, Керберы – позднее воспоминание этого ранненеолитического образа. Характерные для раннего неолита захоронения под полами домов и внутри поселений остаются обычными и в священных городах VII-VI тысячелетий. В Чатал Хююке на площади раскопа в полгектара обнаружено более пятисот захоронений. Хоронили под лежанками жилых домов, причем мужчин – под угловой скамьей, а женщин вдоль длинной стены. Мелларт предполагает, что на этих же скамьях спали живые мужчины и женщины . Кроме того, немало захоронений обнаружено и в овальных ямах вне домов. Довольно много людей похоронено в святилищах. В святилище VI. 10 найдено 32 скелета, в святилище грифов (VII.8) – шесть погребений. Мелларт отмечает, что одежды, украшения и вещи погребенных в святилищах обычно намного богаче и разнообразней, чем у похороненных в домах и в овальных ямах. Ученый предполагает, что в святилищах покоились останки высших жрецов, которые при жизни совершали в них священнодействия. Примечательно, что в хозяйственных двориках и хранилищах запасов захоронения полностью отсутствуют. Это указывает на неслучайность выбора мест погребений чаталхююкцами. Хоронили не там «где попроще», а там, где полагали нужным. Расположения костей скелета, неполнота скелетов указывают на вторичный характер захоронений в Чатал Хююке, да иначе и невозможно было делать при стремлении горожан жить в одних домах со своими усопшими. Ряд стенописей святилищ показывают, что тела умерших оставляли вне города на легких помостах для экскарнации (распада мягких тканей). Затем очищенные кости заворачивали в одежды, шкуры или циновки и погребали в домах и святилищах. Останки посылались охрой и киноварью, черепа в области шеи и лба красили синей или зеленой краской. С погребенными клали небольшие «дары», но статуэток и керамики нет в могилах Чатал Хююка. Иногда черепа, как и в начале неолита, отделялись от скелетов и помещались открыто в святилищах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Палеолит, неолит – это эпохи существования человека, временные границы которых очерчены учеными главным образом из соображений специфики трудовой деятельности и образа жизни. Палеолит – это время охоты и собирательства, кочевого или полукочевого образа жизни. Неолит – время освоения человеком производства продуктов питания, распространения скотоводства, земледелия, переход к оседлости, начало керамической индустрии. Религия этих обществ была частью их бытия, судя по доле затрачиваемого на нее труда – частью важнейшей. И все же, рамками для изучения религии палеолита и неолита являются рамки социально-экономического бытия. У нас слишком мало данных, чтобы выявить в сколь-либо полной форме религиозную систему саму по себе. Впервые такая возможность предоставляется нам для последних тысячелетий неолита и начала эпохи металла. Удивительно, но эту возможность дают не высокоразвитые неолитические сообщества Переднего Востока, не готовые вскоре заговорить на вечном языке письмен египтяне и шумерийцы, но обитатели холодных прибрежий Атлантического океана, жители Британских островов, Скандинавии, Бретани, Иберийского полуострова. Мегалиты, то есть в переводе с греческого «большие камни», – это не какая-то новая технология изготовления орудий и не новые формы хозяйственной деятельности, но совокупность очень характерных памятников, дошедших до нас в большом количестве, всегда известных человеку в последующие за их возведением века, всегда будивших воображение, множивших догадки и домыслы о том, кто были их создатели и в чем были причины их трудов. Мегалитами именуют довольно разнообразную совокупность объектов, возведенных по сходной технологии из необработанных или мало обработанных громадных камней весом до нескольких десятков тонн каждый. Поскольку мегалитические памятники бы ли первоначально исследованы и описаны в тех краях Европы, где сохранилось древнее кельтское население (бретонцы Франции; валлийцы, гэлы Великобритании, ирландцы), и потому что народная легенда связывала эти камни с древними кельтами, их отдельным разновидностям были даны кельтские названия. Всего же таких памятников в Западной Европе известно ныне до пятидесяти тысяч.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Раскопки в неолитическом поселении близ Иерусалима пролили свет на религиозные представления древнейших жителей региона 26.07.2019 Огромное поселение эпохи раннего неолита, крупнейшее из найденных сегодня на территории Израиле было обнаружено во время археологических раскопок вблизи примерно в 5 километрах к западу от Иерусалима в районе деревни Моца , сообщает издание «TheTimesofIsrael» со ссылкой на Управление древностей Израиля. Поселение было основано около 9000 лет назад. Пик его развития пришелся на шестое тысячелетие до Р. Х. По словам археологов Хамуди Халайли и Джейкоба Варди, возглавляющих раскопки в Моце, которые проводятся под патронажем Израильского Управления древностей, «это первый случай, когда такое крупное поселение периода неолита (датируется 7 тыс. до Р. Х.) было обнаружено в Израиле. Здесь жило, по меньшей мере, от 2000 до 3000 жителей, что сопоставимо с небольшим современным городом!» При раскопках, которые ведутся уже без перерыва 18 месяцев, были обнаружены основания довольно масштабных жилых строений, которые, видимо, использовались, в том числе, и как места совершения религиозных ритуалов. Между зданиями были выставлены переулки, свидетельствующие о высоком уровне планирования поселений в те времена. В зданиях для создания полов и для герметизации различных помещений использовалась штукатурка. Особое внимание исследователей обратили на себя местоположения и вид человеческих останков неолитического периода. Хотя часть останков были обнаружены археологами в Моце и в прежние годы (начиная с 2007 г.), наибольшее количество станков и их тщательное изучение проводились именно последнее время. Сразу же было отмечено совпадение этих захоронений с захоронениями в Северном Леванте, а также в центральном районе долины Иордана, прежде всего, в Иерихоне. По словам исследователей, «в местах, где жили люди, также были найдены и правильно выложенные останки умерших людей. Это свидетельствует о том, что места захоронения находились в домах или между ними». Под полами домов (очень часто около очага или под ним, на что указывают обгорелости части костей) чаще хоронили детей, а взрослых сородичей – между домами в специальных оштукатуренных колоколовидных ямах. Покойников укладывали или на левый бок или на правый в позе эмбриона.

http://drevo-info.ru/news/25143.html

Вероятнее всего, нам удастся найти только непрямые, косвенные свидетельства душевных переживаний наших предков. А в таких случаях наши исследования должны носить очень деликатный, далёкий от идеологии характер. В археологии прямым доказательством религиозности человека обычно принято считать факты погребения умерших. Это убедительно. Явные следы таких ритуальных действий в период позднего палеолита хорошо известны. Есть захоронения, датированные средним палеолитом. Более древних могил пока не найдено 150 . Людей в палеолите было немного. Земля большая. Мало чего сохранилось до нашего времени 151 . Но прежде чем приступить к поиску косвенных свидетельств, проследим, какие же ещё находки (кроме погребений) позволяют археологам говорить о религиозности человека, жившего в более близкое к нам время, например в эпоху неолита («нового каменного века»). В первую очередь, к числу таковых можно отнести артефакты, традиционно интерпретируемые как «предметы культа». В материалах археологических коллекций финала палеолита и неолита находок такого рода обнаруживается немало. Обычно это скульптурные изображения людей или животных, сложные для современного понимания, символические наскальные рисунки, гравировки на роговых или костяных пластинах и т.п. Кроме перечисленных артефактов, к категории «культовых» можно отнести и так называемые «бесполезные орудия»... При изучении находок позднего палеолита Дальнего Востока России была отмечена необычайная выразительность форм здешних каменных орудий 152 . Практически каждый тип инструмента выделялся своей «внешностью». Причём иногда достаточно разительно. Это значит, например, что древний нож для мяса отличался по своей форме от ножа для обработки рыбы и уж никак не походил на нож для строгания дерева. Как показали эксперименты, форма каждого из типов орудий в то время оптимально подходила для выполнения именно «своей» работы. Совершенство орудий проявлялось не только в подборе удачных форм древние мастера с большим вниманием относились и к материалу, из которого они изготавливали свои инструменты 153 . Использовался не просто камень, не просто удобный для расщепления и производства изделия, – во главу угла ставились ещё и такие его свойства, которые должны были проявиться после изготовления из него орудия. Учитывались особенности будущего взаимодействия инструмента и того сырья, которое им придётся обрабатывать.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/fenomen...

Несмотря на произошедшую смену образа жизни, на территории Европы и в пределах так называемого «благодатного полумесяца» 40 (см. рис. 3) охота по-прежнему осознавалась человеком как наиболее древний и потому священный образ жизни и деятельности. В связи с этим многие религиозные явления на века сохранили воспоминание об охоте как о сакральном действии. Рис. 3. «Благодатный полумесяц» Такое сакрально-мистическое понимание охоты не только стало основой для многих ритуалов, но и способствовало формированию мировоззрения земельной экспансии, поскольку в освоении новых территорий виделся образ преследуемой охотником дичи. Среди религиозных обрядов, сформировавшихся под влиянием сакрального понимания охоты, можно выделить обряды инициации (посвящения), кровавые жертвоприношения 41 , ритуальное поедание сырого мяса, характерное для некоторых оргиастических культов 42 . Во многих племенах первое участие юношей в охоте, сопровождаемое соответствующими ритуалами, было формой посвящения молодого человека во взрослого мужчину. Подобная инициация делала его полноценным членом мужского сообщества. Показателен в данном отношении пример индоевропейских воинских братств. Вхождение юноши в состав такого братства осмыслялось как приобщение к священным тайнам. Братство носило имя хищника, чаще всего волка. Каждый член братства в своих действиях вёл себя подобно члену волчьей стаи, участвующему в охоте. Как коллективное, так и индивидуальное уподобление хищнику в данном случае является проявлением тотемизма и наследием неолитического образа мышления, при котором охота воспринимается как древний и священный способ бытия. Способы и методы ведения войны также развились из охотничьей тактики нападения на жертву. Восприятие воинов как охотников является ещё одним наследием эпохи неолита. Это особенно ярко прослеживается, например, в «хищническом» отношении кочующих народов к народам оседлым. И древние индоевропейцы, и монгольские племена воспринимали покоряемые земледельческие народы совершенно «по-охотничьи», уподобляя свои действия поведению охотящегося хищного зверя в отношении домашних животных.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010