Когда спросит тебя в будущем сын твой: “что это за уставы, и установления, и законы, которые заповедал вам Яхве, Бог ваш?” — то скажи сыну твоему: “рабами были мы у фараона в Египте, но Яхве вывел нас из Египта рукою мощною; и явил Яхве знамения и великие чудеса и казни над Египтом, над фараоном и над всем домом его пред нашими глазами; а нас вывел Он оттуда, чтобы ввести нас и дать нам землю, которую Он с клятвою обещал отцам нашим. И заповедал нам Яхве исполнять все эти установления, чтобы мы боялись Яхве, Бога нашего… (см. Втор 6:20–24). В этом — сжатый итог всей Торы. Ибо мало дать закон; нужно еще всей властью поэтического слова заклясть народ на вечные времена держаться этого закона, заклясть настоятельно, непререкаемо, взыскующе. Слушай, Израиль! Яхве, Бог наш, Яхве един! Возлюби же Яхве, Бога твоего, всем твоим сердцем, и всей твоей душою, и всеми твоими силами; и да будут слова эти, которые Я заповедую тебе ныне, на сердце твоем, и внушай их детям твоим, и говори о них, сидя в твоем доме, и совершая путь, и ложась, и вставая; и повяжи их, как знак, на руку твою, и да будут они повязкой над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих! (см. Втор 6:4–9). Книга Иисуса Навина Зато некогда составлявшая одно целое с Пятикнижием книга о завоевании Палестины под предводительством Иисуса Навина (Йегошуа бен-Нуна) насквозь эпична; это такой воинский эпос, который только и возможен внутри Библии. Для бесцельного любования геройским подвигом как таковым места не остается; все подчинено цели, каждый подвиг творится “во имя”, и это “во имя” несравненно важнее пластической эстетики героизма. Дело идет не о славе храбрецов, но о судьбе народа и о решающей эту судьбу воле Яхве. В нужные моменты в игру вступает чудо. При осаде древнего города Иерихона (история которого восходит ко временам неолита) применены приемы культовой магии: народ, предводимый своей главной святыней — Ковчегом Завета, — семь дней подряд совершает в полном безмолвии торжественный обход стен, чтобы в конце концов вызвать ритуальными возгласами и звуком труб сокрушительное для стен землетрясение (вошедшая в поговорку “труба иерихонская”).

http://pravmir.ru/literature-vethogo-zav...

Только через полторы–две тысячи лет (двенадцать тысячелетий назад) человек стал выращивать хлеб и одомашнил животных. Прошло еще пять–шесть тысячелетий, и мы видим духовную революцию: происходит несколько удивительных разделений, в которых мы живем до сих пор. Неожиданно умерших перестают хоронить в домах — повсюду их стали выносить на кладбища, дом живых отделился от дома умерших. Второе: до этого главным центром религиозной деятельности человека было его жилище — об этом можно судить по количеству религиозных предметов. В доме был алтарь, там совершались жертвы, стояли, вероятно, какие-то образы Божественного. Внезапно дом и храм разделяются — и уже навсегда. Третье, самое необыкновенное, — это появление изображения Небесного Бога в образе человека — впервые в истории человечества. Мы настолько привыкли к иконе, что не удивляемся ей. А ведь человек всегда избегал этого прямого уподобления, потому что до пришествия Христа Бога не видел никто и никогда. Сын Божий, явившись, Его нам явил. И древний человек понимал, что Бог неизобразим, Он не имеет образа, Его надо изображать символически. Например, в верхнем палеолите Бога часто изображали в виде мамонта или зубра, то есть животного, которого приносили в жертву и через него соединялись с Богом. В эпоху раннего неолита, когда умерших хоронили под полом дома, как правило, небесного Бога изображали в виде бесформенного камня: просто ставили камень вертикально и иногда рисовали глаза, как знак того, что Он все видит. Бесформенность означала, что Бог не имеет формы, Он безвиден — и лучше, чем бесформенным камнем, этого не выразить. В то же время камень вечен — это еще один символ, — в отличие от дерева, камень незыблем. Кстати, этот образ дошел до исторического времени. Помните библейское повествование о Иакове, как он отправился в Харран и по дороге остановился на ночлег? Он взял камень и положил себе в изголовье, а потом увидел во сне лестницу, по которой восходят и нисходят ангелы и Господь стоит на ней. «Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его» (Быт. 28,16—18).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

Эпоха неолита представлена, в частности, следующими археологическими культурами: – культурой Джармо на территории Ирака, Ирана и Восточной Месопотамии; – хассунской и халафской культурами в Северной Месопотамии; – сиро-киликийской культурой в Сирии, Ливане и Малой Азии; – культурой Винча в Центральной и Южной Европе; – культурой Дзёмон в Японии. В периоды мезолита и неолита происходит чрезвычайно важный для дальнейшего развития человеческой цивилизации переход от примитивных форм экономики рыболовов, охотников и собирателей к экономике обрабатывающей и производящей. В это время зарождается сельское хозяйство, основанное на животноводстве и земледелии. Именно появление принципиально новых форм обеспечения человека пищей позволило назвать этот период «неолитической революцией» – самой длинной революцией в истории человечества. §2 Влияние хозяйствования и быта человека на религиозную практику Общая характеристика хозяйствования и быта человека эпохи неолита Примерно 9,5 тыс. лет до н. э. завершается ледниковый период. На всей планете значительно меняется климат и ландшафт. За климатическими и геологическими изменениями последовали и изменения в растительном и животном мире. Крупные млекопитающие уходили на север, за ними шли и люди. Когда численность зверей сократилась до критических пределов, человек вынужден был селиться ближе к водоёмам и кормиться рыбной ловлей. Таким образом, рыболовство, вероятно, послужило первым импульсом к смене образа жизни человека с кочевого на оседлый. С рыбной ловлей появляются и новые орудия труда: верёвки, сети, крючки, лодки. Освоенные человеком возможности помогли ему осознать разные формы существования материи и творчески осмыслить окружающий мир. В эпоху неолита качественно изменилась и структура общества: в это время появляются первые социальные институты. Часть «бывших» охотников переквалифицировалась в воинов. Они стали родоначальниками будущей аристократии. Теперь в их задачу входила охрана поселений и защита соплеменников от врагов. Влияние охоты на религиозную практику

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

На основании дошедших до нас памятников культуры и быта можно судить о том, что в религиозном плане люди эпохи мезолита в основном мало отличались от людей эпохи палеолита. Они часто хоронили мёртвых в эмбриональном положении и собирали отдельно черепа. То и другое позволяет предположить существование в ту эпоху представлений о грядущем воскресении, а также представлений о душе как некоем «двойнике», обитающем в голове (черепе) человека. Хронологические рамки неолита Халафская культура Наибольшего развития в эпоху неолита достигла халафская культура, датируемая концом 6–5 тыс. лет до н. э. Была распространена в Северной Месопотамии и на юго-востоке Малой Азии. Названа по поселению Тель-Халаф в Северной Сирии, вблизи турецкой границы. Носители халафской культуры разводили коров, овец и коз, выращивали эммер (сорт пшеницы], ячмень, лён, вели торговлю. От халафской культуры остались медные орудия, человеческие захоронения с глиняными фигурками и дарами, многочисленные изображения и глиняные фигурки богини-матери, а также изображения дикого быка, почитавшегося символом мужского плодородия (при этом ни одного изображения мужчины не встречается). Среди религиозных памятников халафитов особое место занимают изображения культовых сцен, танцев, поклонения алтарю, украшенному бычьими черепами; скульптуры голов человека и животных, сделанные почти в натуральную величину; известняковые статуэтки людей, изображающие, вероятно, жрецов. Халафиты оставили после себя монументальные храмы. Самым известным из них является так называемый «белый замок». Он представляет собой многоступенчатую пирамиду, весьма напоминающую по форме аккадо-вавилонский храм зиккурат (с аккадск. «вершина»). Очевидно, храм символизировал мировую гору, центр Вселенной. Неолит (от греч. νος – «новый» и λθος – «камень») – новый каменный век; последний этап каменного века. Эпоха датируется 8–3 тыс. лет до н. э. Достижения человека эпохи неолита В период неолита появляются шлифованные орудия из камня, сверлёные отверстия, керамика, прядение, ткачество. Завершается одомашнивание животных, начавшееся ещё в эпоху мезолита 39 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Предположить постепенную эволюцию «всего и во всём» – спокойнее. Привычнее. Не должно быть неожиданностей. Но всё оказалось не так просто... На протяжении сотен тысяч лет палеолита жизнь текла более-менее равномерно. Понемногу люди «плодились и умно- жались», улучшали свой быт, заселяли новые земли. Переходя на новые места обитания и обнаружив там иные источники сырья для своих орудий, наши предки, естественно, адаптировали свою технологию работы к новым каменным породим. Внешне в таких случаях облик орудий труда менялся. Но несущественно. Люди постепенно приобретали опыт. Копился набор технологических инноваций. Время от времени можно было говорить о развитии или даже перемене технологии в целом. Всё это происходило довольно медленно, спокойно и неторопливо... Но только до неолита. Перед началом неолита что-то произошло! Случилось нечто такое, что заставило людей вдруг резко переменить свой образ жизни. Повсеместно и почти мгновенно! Происходит внезапная «технологическая революция», резкая смена археологических эпох. Палеолит уходит в прошлое. Если раньше безо всех неолитических новшеств как-то обходились, то теперь... Иным стало практически всё. За относительно очень короткий промежуток времени 216 , в самом начале неолита, люди «внедрили в производство» огромное количество изобретений: – придумали, как можно регулярно получать растительную пищу (появилось земледелие); – приручили диких животных (скотоводство); – изобрели лук и стрелы (эффективная охота); – выработали вещество, которого не было в «дикой» природе (керамику); – придумали заодно гончарный круг (масса полезной посуды); – создали ткацкий станок (лёгкая, тёплая одежда); – изменили рацион своего питания (стали не только жарить, но и варить и парить). Чего только ни изобрели – трудно даже перечислить 217 . Но самые существенные изменения в это время произошли в технологии работы с камнем. Незадолго до эпохи неолита происходит зарождение «микро-пластинчатой техники» 218 . Популярными становятся «вкладыши». Для изготовления одного инструмента теперь требуется не одна сравнительно массивная каменная заготовка, а набор маленьких, «микропластинчатых» вставок в особую деревянную рукоятку инструмента. В неолите производство таких орудий было доведено до абсолютного совершенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/fenomen...

Среди палеоантропологов распространено мнение, что долгое время святилище, теменос (от греч. τμενοσ – священное место) не отделялось от жилых помещений, располагалось непосредственно в них. На одном и том же очаге готовили пищу и приносили жертвы, рядом со скамьями, на которых спали живые, стояли на полках черепа умерших предков. Священный и обыденный, профанный миры совмещались. Сознание древнего человека еще не навыкло, якобы, отличать чистое от нечистого. То, что в тысячелетия протонеолита и докерамического неолита (6,5-10 тысяч лет до Р. Х.) в жилых постройках часто размещались домашние святилища неоспоримо. Но нельзя забывать, что задолго до неолита, и в среднем и в верхнем палеолите, культовые пещеры очень часто имели чисто религиозное назначение и не использовались для жилья. Скорее, мы можем отметить, что с переходом к оседлому строю жизни меняется и представление людей о своем быте. Он в значительной степени освящается, перестает противопоставляться священному. Это не «неразвитость» сознания, но, скорее, этап развития, некоторая «антитеза» палеолитической религиозности, о содержательном смысле которой мы можем только догадываться. Видимо, как и сам переход к оседлости, расширение сакральной (от лат. sacrum – священный предмет, освящение) сферы в начальный период неолита было связано с миром предков. Переживание рода как священного целого заставляло хоронить предков под полами жилищ, выставлять их черепа близ очага. Это же переживание делало жилище теменосом, священным пространством. Однако если дом в века перехода к неолиту и стал святилищем, то святилищем особенным, родовым. Не в том смысле родовым, что тут священнодействовали только члены родового коллектива, но в смысле объекта священнодействия. В домах мы крайне редко встретим головы быков и баранов, вмонтированные в стены. Ниша с камнем – апофатической иконой Бога также не является обычным элементом интерьера натуфийского или дунайского жилища. Вокруг очага-алтаря в домах нередко стоят крупные камни, но их множественность и соседство с могилами предков указывают скорее на связь с умершими и погребенными тут родственниками, нежели на образ Бога Творца. В доме чтут именно род отцов своих, черпают силу, обращаясь к предкам с молитвой и жертвой. Но уже и тогда в поселениях людей неолита скорее всего существовали специальные храмы, где искали связи и единства не с родом, но с Самим Творцом жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

На 2-м этапе докерамического неолита (7500-6000 гг. до Р. Х.) жилища строились по прямоугольному плану; в домах появилось по неск. комнат, в них - очаги и спальные ниши, обмазанные подкрашенной известью стены, циновки на полах. Выделяются подсобные помещения, бассейны для дождевой воды. Во много раз повысилось качество инвентаря для обработки почвы, стали выращивать пшеницу, ячмень, бобовые (чечевицу, горох, вику и др.) и лен, разводить коз и овец, в конце периода - свиней и коров, есть свидетельства того, что люди стали обмениваться предметами и продуктами своего труда. Интенсивный рост И. в эпоху неолита и бронзового века объясняют обилием растительных культур в юж. части бассейна р. Иордан, богатством ресурсов Мёртвого м. и положением И. на торговых путях. Жители докерамического И. (локализуется на Телль-эс-Султане) поклонялись силам природы, о чем говорят многочисленные вотивные дары божествам (статуэтки животных, реже людей); в зданиях выделяются комнаты-святилища с нишами, в к-рых имелись каменные пьедесталы с каменными стелами (мацеббот). Ритуальный характер могла иметь и постройка с бассейном в большом (6×3,7 м) центральном помещении. Погребальная практика, общая для всего докерамического неолита в И., указывает на развитый культ предков. В ранней фазе отмечено вторичное захоронение черепов в особых погребениях. Позднее черепа использовались в качестве основы для создания погребальной маски (обмазывались глиной или гипсом, лицо моделировалось раскраской и украшалось раковинами). Известно более 15 таких находок, причем каждая отличается индивидуальными чертами, что показывает стремление к реализму изображения. В 30-х гг. XX в. в И. была найдена скульптурная группа (сделана почти в натуральную величину из глины на тростниковой основе) - женщина, мужчина и ребенок. Фигуры сильно уплощены и частично раскрашены. В VI тыс. до Р. Х. в И. сменилось население, здесь появилась давно известная в соседних областях Др. Востока лепная керамика (плоские чаши, кувшины, горшки), в т. ч. тонко орнаментированная и лощеная. К концу эпохи неолита керамика усовершенствовалась. В этот же период построена каменная стена шириной 2-2,5 м.

http://pravenc.ru/text/293672.html

В Германии археологи нашли 6000-летние курганы с деревянными погребальными камерами Погребальный ландшафт периода неолита обнаружили в Ойленберге, недалеко от Магдебурга   МАГДЕБУРГ. Археологи из Государственного управления по управлению наследием и археологии Саксонии-Анхальт (LDA) обнаружили погребальный ландшафт периода неолита в Ойленберге недалеко от Магдебурга, Германия, сообщило интернет-издание Heritage Daily. В ходе раскопок были обнаружены два кургана возрастом 6000 лет из группы Баальберге (4100–3600 гг. до н.э.), культуры позднего неолита, населявшей Центральную Германию и Чехию. Согласно заявлению LDA, курганы были построены на деревянных могильных камерах, в которых археологи обнаружили несколько захоронений. Обе камеры имеют трапециевидную форму и имеют длину от 20 до 30 метров. Почти тысячелетие спустя территория между курганами использовалась в качестве процессионного маршрута для жертвоприношений и захоронений представителями культуры шаровидных амфор (GAC). Эти более поздние люди построили частокол шириной 50 см между курганами, чтобы разграничить путь процессии, проходящий через несколько могильников. У GAC была традиция использовать части животных (например, челюсти свиньи) или даже целых животных в качестве могильных подношений; другие примеры захоронений целого скота были обнаружены на других объектах GAC по всей Центральной Европе. Представитель LDA рассказал: «На этом пути приносили в жертву и хоронили пары молодняка 2-3-летнего скота. В одном случае могила мужчины 35-40 лет была вырыта перед скотомогильниками, создавая образ телеги с возницей или плуга, запряженного скотом». В окрестностях археологи также обнаружили несколько курганов культуры шнуровой керамики, датируемых примерно 2800-2050 годами до нашей эры. Культура шнуровой керамики принадлежала народу позднего неолита и раннего медного века, который считается вероятным вектором распространения многих индоевропейских языков в Европе и Азии. По мнению исследователей, археологические данные указывают на то, что этот ландшафт на протяжении длительного периода времени оставался важным церемониальным центром для доисторических людей. Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024 Поделитесь с друзьями

http://sedmitza.ru/text/10372531.html

Во Франции обнаружены 63 захоронения эпохи неолита В могильнике найдены захоронения нескольких разных типов   ПАРИЖ. Во Франции археологи раскопали могильник эпохи неолита, содержащий 63 захоронения и несколько сотен артефактов, сообщает Live Science. Могильник в Клермон-Ферране, столице региона Овернь в центральной Франции, был обнаружен во время строительных работ в 1980-х годах. Однако археологи начали проводить здесь раскопки только в 2019 году, перед началом работ по расширению шоссе. Радиоуглеродное датирование находок показало, что могильник возник до 6000 г. до н.э., во времена мезолита. Но подавляющее большинство обнаруженных археологами объектов было датировано неолитом. В это время люди начали создавать поселения и заниматься сельским хозяйством; найденные археологами керамические изделия, очаги и вырытые ямы на этом месте датированы периодом между 4750 и 4500 годами до нашей эры. При раскопках также было обнаружено несколько больших ям с останками принесенного в жертву скота. Большинство могил представляют собой простые ямные захоронения без гробов. Тела погребенных в них людей лежат на боку с согнутыми коленями. Однако исследователи также обнаружили несколько гробниц, сложенных из камней без использования скрепляющего раствора, которые, вероятно, были покрыты земляными насыпями. Согласно заявлению исследователей, эти гробницы представляют собой «сложные конструкции, вмещающие останки нескольких человек» и датируются пятым тысячелетием до нашей эры. Археологи также нашли похожие на ящики конструкции, сделанные из длинных каменных плит. Вероятно, они использовались в качестве саркофагов. К четвертому тысячелетию до нашей эры местные жители начали кремировать умерших, о чем свидетельствуют две обнаруженные гробницы с кремированными останками. Могильник использовался вплоть до начала второго тысячелетия до нашей эры. Среди найденного археологами погребального инвентаря налобное украшение, изготовленное из полированного куска оленьего рога, намеренно сломанные керамические горшки, клык дикого кабана, который, возможно, крепился к браслету, и кремневый наконечник стрелы. Исследователи также нашли двусторонний топор возрастом около 3300 лет, вырезанный из цельного куска серпентинита (метаморфической породы). «Различные похоронные практики демонстрируют большое культурное разнообразие, поэтому их необходимо будет тщательно изучить и проанализировать, чтобы проследить историю этого места во времена неолита», — говорится в заявлении команды археологов.   Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024 Поделитесь с друзьями

http://sedmitza.ru/text/10374863.html

Умерших жители города хоронили под полом дома, впоследствии долепливая черепа при помощи гипса. Это указывает, вероятно, на почитание черепов, то есть духов предков. Погребение могло также содержать сопутствующие умершему предметы: камни, оружие и украшения. Кроме культуры Иерихона следует упомянуть две анатолийские культуры эпохи неолита. Хаджилар (ок. 7000 г до н. э.) находится на юго-западе Турции, в 25 км от Бурдура и Чатал-Хююк (ок. 7.400 г. до н. э.), поселение в 50 км от турецкого города Конья. Археологические данные содержат сведения о почитании носителями данных культур богини-матери, изображённой иногда в устрашающем виде, а также быков как символов мужской силы. Чатал-Хююк и культурная революция Долгое время учёные предполагали, что Анатолия значительно отставала в своём культурном развитии от поселений Ближнего Востока. Всё изменилось в 1957 г., когда английский археолог Джеймс Мелларт (James Mellaart) при помощи одного из местных жителей обнаружил сначала холм Хаджилар (Hacilar) недалеко от Бурдура (Турция) с остатками неолитического поселения. В 1958 г. он приступил к раскопкам холма Чатал-Хююк (тур. Çatalhöyük – «вилообразный холм») под Коньей. В результате археологической экспедиции 1961–1965 гг. в Чатал-Хююке были найдены многочисленные артефакты, свидетельствующие о переходе жителей к агрохозяйствованию, о произошедшем одомашнивании животных, а также о том, что, вероятно, именно здесь впервые был приручён крупный рогатый скот. Всё это доказывало, что ранненеолитические земледельческие культуры существовали не только в пределах Ближнего Востока и Месопотамии. С 1993 г. по настоящее время в Чатал-Хююке ведутся раскопки (см. рис. 4) под руководством профессора Иэна Ходдера (Ian Hodder). На данный момент изучено около 5% от общей территории поселения. Возраст наиболее ранних культурных слоёв, до которых сегодня дошли археологи, оценивается примерно 7.400 г. до н. э. Что же представляло собой это поселение раннего неолита? Судя по археологическим данным, население города было достаточно большим для того времени и насчитывало приблизительно от 3.000 до 8.000 человек, что делало поселение настоящим неолитическим мегаполисом. Площадь города составляла 13 га, что примерно в 3 раза больше площади неолитического Иерихона. Несмотря на довольно сложную организацию поселения, город не имел сколь-нибудь выраженной центральной системы управления. Люди жили в небольших, построенных из грязевых кирпичей домах, которые плотно прилегали друг к другу. Вход в дом располагался на крыше. Многие комнаты были украшены настенными рисунками, рельефами и скульптурами.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010