прот. Олег Корытко Глава III. Религиозные представления эпохи мезолита и неолита §1 Общие особенности мезолитической и неолитической эпох Хронологические рамки мезолита Мезолит (от греч. μσος – «средний» и λθος – «камень») – это переходная эпоха от палеолита (эпохи обточенного камня) к неолиту (эпохе шлифованного камня). Датировки данного периода весьма различны и зависят от конкретного региона. Так, на Ближнем Востоке эпоха мезолита началась, по приблизительным оценкам, за 13–10 тыс. лет до н. э. и завершилась примерно за 5–3 тыс. лет до н. э. (натуфийская культура на территории Палестины и Сирии, от Египта до Евфрата). На территории Европы первые артефакты мезолитического периода археологи датируют в среднем 9–8 тыс. до н. э. (азильская культура на севере Испании и юге Франции, культура Маглемозе на севере Европы, свидерская культура в Юго-Восточной Прибалтике). Достижения человека эпохи мезолита Натуфийская культура Натуфийская культура – археологическая культура эпохи мезолита на территории Палестины, Сирии и Южной Турции. Центр распространения – долина Иордана. Название получила от места Вади-эн-Натуф – в 27 км к северо-западу от Иерусалима, где и были обнаружены первые следы этой культуры. Предполагается, что натуфийцы первыми в мире совершили переход от собирательства к земледелию. Носители этой культуры одними из первых одомашнили собак. Примечательно, что их скелеты обнаружены в погребениях натуфийцев рядом с останками людей. Погребения чаще всего располагались под полами жилищ, иногда в пещерах (гора Кармель). Люди могли быть похоронены как на спине, так и в позе эмбриона (в скорченном положении на боку). Ориентировки по сторонам света в положении тела не соблюдалось. В некоторых случаях череп отделялся и хранился отдельно от тела (Хайоним, Нахаль Орен, Айн-Маллаха). Часто встречаются коллективные погребения. Эпоха мезолита была ознаменована рядом важных хозяйственных достижений в истории человечества: появляются лук и стрелы, создаются микролиты (мелкие каменные орудия), одомашниваются многие животные (например, собака). В эпоху мезолита человек осознал пищевую ценность злаков и начал подвергать этот продукт обработке. Например, представители натуфийской культуры использовали собранные злаки, растирая их в каменных ступах пестиками.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Новости Британцы нарушили запрет властей ради тайного ритуала в Стоунхендже 23.06.2021 18:00 Фото: AFP 2021/Chris J Ratcliffe Лондон, 23 июня. Десятки британцев приехали к Стоунхенджу совершить тайные обряды по случаю дня летнего солнцестояния, несмотря на рекомендации властей не отмечать праздник из-за пандемии, передает РИА Новости со ссылкой ha Associamed Press. «Некоторые люди решили проигнорировать нашу просьбу не ходить к камням сегодня утром», – заявила организация English Heritage, которая следит за памятником эпохи неолита. Там также уточнили, что для всех желающих второй год подряд была организована прямая трансляция восхода солнца в Стоунхендже. Несмотря на это, внутри памятника собрались десятки людей. Некоторые из них, как сообщают СМИ, перелезали через невысокое заграждение, чтобы попасть в запретную зону – поближе к камням. В English Heritage выразили недоумение по поводу того, что люди «действуя таким образом, подвергают риску себя, сотрудников музея и полицию». Праздник летнего солнцестояния, который отмечается после 20 июня, традиционно привлекает к Стоунхенджу десятки тысяч людей. Ежегодно в графство Уилтшир, где расположен памятник, приезжают тысячи язычников-друидов, чтобы встретить рассвет самого длинного дня в году и провести свои обряды. Зачастую ритуалы совершаются тайно. Стоунхендж был построен в эпоху неолита – за 2-3 тысячи лет до нашей эры. Он считается одним из самых известных археологических памятников в мире. В начале XX века власти запретили друидам проводить здесь свои обряды. Однако в 2000 году этот запрет был частично снят: теперь день летнего солнцестояния – это единственный день в году, когда язычники могут посещать древнее святилище. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

г. Кэушень) и др. Для данного периода характерны культуры Скела-Кладовей и Прекриш. Наиболее характерной для начала неолита на территории Р. является культура Криш. Для позднего неолита характерны культуры Боян (Мунтения, юго-восток Трансильвании, Юж. Молдова (здесь и далее под топонимом Молдова подразумевается территория, соответствующая территории одноименной исторической провинции Р.)), Турдаш (Трансильвания и Сев. Олтения), Хаманджия (Добруджа) и Буго-Днестровская. Энеолит на территории Р. называют также эпохой расписной керамики культур Гумельница (Мунтения, Юж. Молдова), Петрешти (Трансильвания) и Кукутень (Кукутени)-Ариушд Триполье (Молдова и Вост. Трансильвания). Интересен тот факт, что возле с. Кэрбунари был обнаружен клад, относящийся к культуре Кукутень-Триполье. Он состоял из 852 предметов, 444 из к-рых были изготовлены из меди (Istoria ilustrat. 2009. P. 10-16). Во 2-й пол. III тыс. до Р. Х. из Сев. Причерноморья в Центр. и Юго-Вост. Европу вторглись индоевроп. пастушеские племена. Расселение и ассимиляция ими автохтонов привели к появлению на юго-востоке Европы населения иллирийцев и фракийцев. Территория Р. в эпоху бронзы (ок. 1700-700 гг. до Р. Х.) стала частью географического ареала обитания протофракийских племен. К VII-VI вв. до Р. Х. археологи относят оформление сходной для всей территории Р. материальной культуры. Формирование первых политических образований. К началу культуры Гальштат ок. VIII в. до Р. Х. начался процесс оформления этнических общностей фракийцев и гето-даков. Основным населением территории Р. стали племена гето-даков. Сведения о ранней истории гето-даков скудны, о них упоминали античные авторы сер. VI - нач. II в. до Р. Х. Гекатей Милетский, Гелланик Митиленский, Скилакс из Карианда, Геродот, Фукидид, Ксенофонт, Андротион, Мнасей и др. В IV-III вв. до Р. Х. развитие общественных отношений у гето-даков находилось на стадии родоплеменных союзов. К III в. до Р. Х. относится объединение гето-дакийских племен царем Дромихетом, власть к-рого распространилась на значительную территорию.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Легенда о тяжёлой жизни наших предков в эпоху палеолита уходила в прошлое. Область исследований С.А. Семёнова была необычайно широка. Экспериментатор исследовал и реконструировал даже такие технологические процессы, как разработка горных пород в эпоху неолита, особенности обработки камня путём шлифовки, расщепления с помощью посредника, отжима, путём термического воздействия на камень. Изучался пикетаж, сверление, пиление камня. Кроме реконструкции методов обработки камня проводились исследования палеолитической и неолитической специфики технологии сверления, пиления, строгания, шлифовки и полировки древесины. Каменными орудиями делали доски, брусья, деревянные рукояти к различным инструментам эпохи камня и даже посуду и украшения. Были изучены способы обработки кости, рога, бивней мамонта, раковин. Исследовались особенности работы древнейшими резцами, резчиками, пилками, свёрлами и инструментами для гравировки. Непросто перечислить одни только направления исследований С.А. Семёнова. Его интересовало практически всё: способы охоты в среднем, раннем и позднем палеолите, развитие техники охоты на птиц, охота в тропической зоне, в северной зоне, охота на морского зверя, древнее рыболовство, археологические свидетельства рыболовства в эпоху палеолита и неолита, передвижные и стационарные устройства рыболовства и т.д., и т.д. Следует особо сказать о том, что все такого рода исследования носили комплексный характер. Изучались этнографические данные, результаты археологических исследований памятников эпохи камня, в ходе экспериментов по реконструкции проводились трасологические 57 и технологические наблюдения. Специальное монографическое исследование было посвящено проблематике происхождения древнего земледелия 58 . Базируясь на материалах специальных экспериментальных исследований, автор детально изучает археологические данные о древнейших способах собирательства. Особое внимание уделяется первым очагам земледелия: Передней и Средней Азии, Кавказу, Северной Африке, Индии, Таиланду, Филиппинам, Китаю, Америке и, конечно, Европе. Изучаются системы палочно-мотыжного, подсечно-огневого земледелия, системы ирригации древности. В центре внимания, конечно, орудия труда: мотыги, землеройные палки-копалки, некоторые ручные орудия римского и китайского земледелия. Исследуется специфика орудий сбора урожая. Разработана система исследований, при которой можно практически «документально» выделить и определить факт существования культурного земледелия у того или иного человеческого сообщества. Для решения этой задачи исследуются серпы каменные для срезания злаков, травы; серпы керамические, многосоставные; каменные зернотёрки и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/fenomen...

Древние люди использовали пещеру в Испании в качестве места захоронения на протяжении 4 тысячелетий Обнаружено 7000 костей из захоронения от неолита до бронзового века   БАРСЕЛОНА. По данным археологов, примерно 7000 лет назад древние люди на территории нынешней северо-восточной Испании хоронили своих мертвецов глубоко в пещере, создавая своего рода некрополь. Он охватывает около четырех тысячелетий и теперь содержит более 7000 костей. Более того, есть признаки того, что его могли использовать за десятки тысяч лет до этого, сообщает интернет-издание Live Science. Cova dels Xaragalls (Пещера оврагов) была «коллективным местом захоронения», рассказал археолог Антонио Родригес-Идальго, исследователь из Каталонского института палеоэкологии человека и социальной эволюции (IPHES) и Института археологии Мериды. Он сказал, что людей хоронили в братских могилах внутри пещеры примерно 7000 лет назад, во время позднего неолита или нового каменного века. Но большую часть погребений относят к периоду энеолита («медно-каменного») и на протяжении всего бронзового века, который закончился в Испании примерно 3000 лет назад. Анализ погребального инвентаря, захороненного вместе с умершими, — обычно керамики, кремневых орудий и ожерелий — предполагает, что высокостатусные люди были похоронены в одиночестве в пещере в период позднего энеолита и бронзового века, в то время как общественные захоронения в пещере также все еще использовались для людей, положение которых в обществе было ниже. По словам Родригеса-Идальго, погребального инвентаря было особенно много в эпоху бронзы, когда некоторых людей хоронили с богатыми коллекциями оружия и других предметов. На одном из черепов бронзового века имеется отверстие в черепной коробке, образовавшееся в результате трепанации. По словам Родригеса-Идальго, этот человек, судя по всему, страдал от нескольких заболеваний, и это могло быть попыткой излечения. Однако «мы также знаем, что [он или она] не пережил вмешательство, поскольку в лунке не произошло регенерации кости», — сказал Родригес-Идальго.

http://sedmitza.ru/text/10372353.html

С Богословской точки зрения это вполне согласуется с тем, что в Европу пришли некоторые потомки Сифа, вслед за потомками Каина, так называемыми неандертальцами, которые тогда уже жили в Европе. Потомки Сифа пришли не непосредственно со своей исторической родины – Месопотамии – а из какого-то промежуточного местопребывания, вероятнее всего из Северной Африки, где совсем недавно в пустыне Сахара были найдены в большом количестве на стенах пещер и скалах [ 2 ] рисунки позднего Палеолита. Единичные случаи появления кроманьонцев в Европе могли иметь место и до этого, в раннем Палеолите, ведь " границы " были открыты. Например, в 1947 году в пещере Фонтешевад во Франции найдены части черепа кроманьонца, останки человека современного типа оказались в Ашелльском слое. Вот все, что известно о Палеолите, об истории Палеолитического человека и всех видов живых существ в Европе. Наступает период, который проф. Мортилье назвал " перерыв " . В культурных слоях выше Палеолита повсюду лежит мощный слой пустых пород, обычно глины и суглинка, без признаков какой бы то ни было органической жизни, и это чрезвычайно глубокий слой по сравнению со всеми последующими культурными слоями: Неолита, Бронзового и Железного веков. После Палеолита наступила совершенно новая эра – Неолит, совсем исчезли неандертальцы, исчезла и вся прежняя фауна: мамонты, носороги Мерка, гигантские олени, все виды пещерных зверей. В Европу вошла Африканская фауна, потому современная европейская фауна и не выделяется в особую группу, а полностью входит в африканскую зоологическую группу. Но самое главное – в Европе появились совершенно новые люди. Это уже высококультурные племена в прекрасных шерстяных одеждах, вытканных на ткацких станках, с музыкальними инструментами в руках. Посуда людей Неолита орнаментирована геометрическими фигурами: ромбами, равносторонними треугольниками и квадратами. Они, безусловно, обладали высоко развитой по тому времени техникой: своими " подъемными кранами " и домкратами деревянной конструкции, с помощью которых поднимали на колонны своих храмов огромные каменные перекладины весом в два современных паровоза.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В 2008 г. учебные планы были изменены и этот предмет получил др. название «религия, философия и этика» (Religion, livssyn og etikk). В авг. 2015 г. вступил в силу новый учебный план, предмет стал называться «христианство, религия, философия и этика» (Kristendom, religion, livssyn og etikk). Согласно законодательству, задача этого обязательного предмета - сформировать у школьника представление о христианстве, др. мировых религиях и философских системах на объективной, критической и плюралистической основе. В Н. действуют частные конфессиональные школы (средние, средние профессиональные и высшие). Ок. 135 христ. конфессиональных школ объединены в Союз христианских свободных школ (Kristne Friskolers Forbund). Для того чтобы стать священником в НЦ, необходимо получить высшее теологическое образование. С. Ю. Агишев, В. М. Хусаинов, Д. Д. Шутемов Исторический очерк С древнейших времен до эпохи викингов Проникновение человека на территорию совр. Н. связано со становлением мейендорфской археологической культуры охотников на сев. оленя (14 тыс. лет до Р. Х.). Древнейшие позднепалеолитические и раннемезолитические памятники - приморские стоянки охотников и собирателей в местности Пёулер (фюльке Вестфолл), относятся к археологической культуре Фосна (9,8-6 тыс. лет до Р. Х.); ее разновидностью в Финнмарке является культура Комса. Первые изображения лодок на территории Н.- петроглифы из Форсельв, Рёдёй и Эвенхус - отражают роль моря и кораблестроения в жизни древнейших людей. Появление земледелия в эпоху неолита в IV тыс. до Р. Х. из Центр. Европы на юге Н. связано с распространением культур воронковидных кубков и боевых топоров. В 1800-1500 гг. до Р. Х. на территории Н. сложилась эклектичная культура с разнородным погребальным обрядом (каменные ящики, одиночные погребения в каменных курганах, грунтовые могилы и т. п.). Многочисленные и разнообразные наскальные изображения эпохи неолита (охотничья дичь, сев. олень, лоси, медведи и рыбы) в Н. показывают преобладающее значение охотничьего уклада в каменном веке.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

Поздний палеолит и эпипалеолит (период непосредственно после палеолита) на Святой Земле длился сравнительно недолго – от 35000 г. до 14000–12000 гг. до Р.Х. По традиционной археологической периодизации должен был наступить мезолит, однако вместо него начался докерамический неолит, обладающий всеми признаками европейского неолита (но без керамики) и рядом признаков европейского позднего бронзового века. Выделяют три докерамических периода: докерамический неолит А – 8300–7600 гг. до Р.Х., докерамический неолит Б – 7600–6600 гг. до Р.Х. – и, наконец, переходный период к керамическому неолиту – 6600–6000 годы. Каменный век. Докерамический неолит а (8300–7600 до Р.Х.) Важнейшим следствием этого периода стал переход от собирательства и охоты к сельскому хозяйству, называемый неолитической революцией. Все те злаки (пшеница, ячмень, просо, чечевица), которые впервые стали культивировать в X-VIII тысячелетиях до Р.Х. в Анатолии, в Юго-Западном Иране, в горах Загрос и Иерихоне, выращивают и ныне. До сих пор мы едим хлеб, «изобретенный» в мезолите – неолите. Все те животные, которые были одомашнены в библейских странах в период неолита, – коза, овца, корова, бык, свинья, – все они разводятся и сегодня. Первыми были одомашнены собаки – в мезолите, потом овцы и козы, крупный рогатый скот и несколько позднее – свиньи. Каждое домашнее животное было одомашнено в разных местах: овца – на высокогорьях Турции и Ирака, коза – в горах Загрос в Иране, крупный рогатый скот – на Анатолийском плато в Турции. Период одомашнивания завершился между 9000–7000 гг. до Р.Х. Лошадь была одомашнена в степях и лесостепях Южного Приуралья и Северного Понто-Каспия в VI тысячелетии до Р.Х. В IV-III тысячелетиях до Р.Х. здесь уже были коневодческие поселения (Ботай). На Ближнем и Среднем Востоке лошадь появляется лишь во II тысячелетии до Р.Х. Эта же революция породила цивилизацию, которая могла появиться только тогда, когда появился какой-то устойчивый излишек продуктов сверх необходимого прожиточного минимума; и только земледелие со скотоводством давали возможность создания такого излишка.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

«Священные города» как бы завершают традицию X-VIII тысячелетий до Р. Х. С VI тысячелетия все заметней проступает новая тенденция к разделению миров мертвых и живых. В хассунской культуре (Месопотамия, VII-VI тысячелетия) мертвых, как правило, погребают уже вне поселений. Под полами домов продолжают хоронить только тела детей и подростков. В Библе VI тысячелетия под домами также обнаружены только детские погребения, в которых человеческие кости иногда перемешаны с овечьими. Такие захоронения делались в специальных небольших сосудах. Почти полное отсутствие взрослых погребений говорит о наличии специальных кладбищ. Такие «кладбища» или переходные к ним формы типа «домов мертвых» вскоре были обнаружены. В Библе это постройка «46-14», под полом которой похоронено более 30 человек, в Телль ас-Саване (Средняя Месопотамия) – постройка 1» VI тысячелетия, под которой в ямах на 30-50 см ниже уровня пола находилось более ста вторичных захоронений. В это же время из интерьеров жилищ исчезают и черепа умерших родственников, которые раньше нередко ставили вдоль стен и вокруг очага. Те же тенденции заметны и в погребальных обычаях Дунайской равнины VI тысячелетия. Взрослых и здесь редко теперь хоронят под домами, но обычно – вне поселений, в пещерах или на специальных кладбищах. Причины изменения казалось бы устоявшегося обычая можно понять, поскольку перемены не распространились на детей. Жители среднего неолита почему-то полагали, что именно тех, кто умер во взрослом возрасте необходимо разлучать с домом, предавая земле или на кладбищах или в специальных «домах мертвых». Но чем дети отличаются от взрослых? Подобно неандертальцам и кроманьонцам, обитатели неолитических поселений полагали, что умершие дети в инобытии станут взрослыми. В том же Телль ас-Саване детские захоронения по инвентарю неотличимы от взрослых, в них нет специальных детских вещей. Поэтому живых смущал не возраст сам по себе, а нечто, лишь отчасти связанное с годами земной жизни, а не с «возрастом» в вечности. Надо заметить, что и в настоящее время в Индии общий для всех индусов закон о кремации умерших не распространяется на детей до пяти-шести лет и на святых. Объясняют эти «исключения» обычно тем, что маленькие дети еще свободны от греха и потому не оскверняют собой землю, а святые подвижники аскезой уничтожили в себе все греховное. Очень возможно, что люди среднего неолита размышляли подобным образом и потому перестали хоронить взрослых в своих жилищах. Взрослые были грешны.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

В. С. М. История Древнейший период Первые следы пребывания человека на К. относятся к эпохе мезолита. В 1980 г. на п-ове Акротири около Лимасола было открыто самое раннее поселение охотников и собирателей (ок. 8500 или 8350-7050 гг. до Р. Х.). Люди, жившие в пещерах на обрывистом холме Аэтокремнос, охотились на исчезнувших впосл. карликовых слонов и гиппопотамов. Помимо костей этих животных в большом количестве были найдены морские раковины. Археологи обнаружили орудия из кремня (в т. ч. скребок). Эпоха неолита (7500-3900 гг. до Р. Х.) характеризуется переходом от охоты и собирательства к земледелию. На К. обнаружены поселения докерамического периода: Хирокития (относительно датировки имеются значительные расхождения: ок. 7000-5550/5000 или 5800-3500 гг. до Р. Х.), между Лимасолом и Ларнакой; Калавасос-Тенда (7290-3680 гг. до Р. Х.), примерно в 8 км к юго-западу от Хирокитии; Кастрос на мысе Апостолос-Андреас (5825-4200 гг. до Р. Х.); островок Петра-ту-Лимнити в зал. Морфу (5800-5250 гг. до Р. Х.); Tpyлu-I (ок. 5675 г. до Р. Х.), к западу от Киринии (Керинии), и др. Их обитатели жили в круглых в плане домах и хоронили умерших в ямах под полом своих жилищ. Использование обсидиана и сардоникса, месторождений которых нет на К., свидетельствует о контактах К. соответственно с М. Азией и Юж. Палестиной (или Синаем). Однако редкое применение этих материалов указывает на нерегулярный характер этих связей. Керамику заменяла выдолбленная и отшлифованная посуда из твердого камня (напр., андезита). Проблема заселения острова и происхождения жителей К. (Македония и Фессалия, Киликия, Сев. Сирия) остается спорной ( Le Brun. 1997. Σ. 79). Керамика появилась на К. ок. 4500 или 4750 г. до Р. Х., о чем свидетельствуют находки в Филья-Дракос-А1 близ Морфу (5300-3800 гг. до Р. Х.), Дaлu-Arpuдu-II (ок. 4750 г. до Р. Х.), Сотира-Тепес (4500-3900 гг. до Р. Х.), Калавасос-А (4500-3800 гг. до Р. Х.) и Айос-Эпиктитос - Вриси около Киринии (4500-3900 гг. до Р. Х.). Вначале это были простые, довольно грубо выделанные неглубокие чаши со сливом, напоминающие по форме каменные сосуды эпохи неолита.

http://pravenc.ru/text/1684690.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010