«Всего в районе Тель-Моца было найдено порядка десяти скелетов мужчин, женщин и детей, – сказал в интервью пресс-службе Управления древностей один из руководителей раскопок д-р Хамуди Халайли. – Большая часть захоронений являются вторичными. Это видно по расположению костей скелетов и по неполноте останков». Скорее всего, как и в случае, например, с захоронениями в Чатал-Хююке (знаменитое большое поселение эпохи раннего неолита – 8-6 тыс. до Р. Х. – на территории южной Турции), тела сначала выносили из поселения, помещая их во временные могилы или оставляя на открытом воздухе. После распада мягких тканей кости вновь вносили в поселение и предавали окончательному захоронению. Кроме того, у некоторых скелетов отсутствуют черепа – очевидно, это как-то связано с похоронными обрядами. Археологи полагают, что черепа покрывали глиной и использовали в качестве ритуальных предметов, размещая на открытом месте в домах и в святилищах. Такие оштукатуренные черепа возрастом от 10 до 7 тыс. лет находят при раскопках по всей азиатской части Средиземноморья – от юга Израиля до Турции. Некоторые ученые считают, что обработанные подобным образом черепа свидетельствуют об усложнении культа предков, который способствовал развитию социальных структур во времена неолита. «Скорее всего, эти черепа принадлежали вождям, - считает доктор Халайли. – Когда вождь умирал, его хоронили, а через несколько лет, когда его тело разлагалось, они снимали череп и превращали его в своего рода «естественный бюст». Не исключено, что череп мёртвого мог считаться древними вместилищем жизненной силы умершего или средством поддержания связи с умершими, считают религиоведы. Череп покрывали глиной или гипсом, и, вероятно, красили, чтобы придать ему сходство с лицом умершего. После этого череп помещали в общественное место - своеобразный памятник для «молодых лидеров» и всех остальных жителей. Сходные захоронения были в своё время обнаружены при раскопках в Иерихоне. В слое, датируемом началом 7 тыс до Р. Х. было найдено не менее десяти человеческих черепов с искусно моделированными гипсом чертами лица. Скорее всего, они были выставлены в домах на специальных полках, зримо отражая единство рода и победу над смертью через родовое бессмертие. Как считает известный российский религиовед А.Б. Зубов, «из всех частей тела именно голова с наибольшей полнотой выражает личность человека. Поэтому, то что мы обнаруживаем в раннем неолите – это не просто культ рода, но внимание к конкретным личностям усопших родственников, без помощи которых обитатели древних Эйнаны и Иерихона не могли надеяться на реализацию собственных религиозных задач, также, видимо, связанных с преодолением смерти, через которую переступили, сохранив жизнь, прародители».

http://drevo-info.ru/news/25143.html

377 В данной главе автор не ставит своей целью сравнительный анализ древнееврейской и ханаанской религиозных традиций. Подробнее о перипетиях отношений между этими народами, об их культурных и духовных традициях можно прочитать, например, в следующих книгах: Day J. Yahweh and the gods and goddesses of Canaan. Journal for the study of the Old Testament. Supplement series 265. Sheffield Academic Press, 2002; Noll K.L. Canaan and Israel in Antiquity. London – New York: Bloomsbury, 2013. 378 См. F. Brown, S.R. Driver and C.A. Briggs. A Hebrew and English Lexicon of the Old Testament. Oxford, 1967. В русском синодальном переводе Библии в указанных местах используется греческий аналог термина: «финикийцы», «финикийские купцы». 379 Вспомним стоянку раннего палеолита Гешер Бенот Яаков (ок. 780 тыс. лет до н. э.) и пещеру Кесем (ок. 300–200 тыс. лет до н. э.) на территории современного Израиля (см. гл. II. Религиозные представления эпохи палеолита). 380 Вспомним поселения в долине реки Иордана, относящиеся к натуфийской (13–10 тыс. лет до н. э.) археологической культуре (см. гл. III. Религиозные представления эпохи мезолита и неолита). 382 Согласно библейскому тексту, племя амореев происходило от Аморея – сына Ханаана (см. Быт.10:15–16 ). От Ханаана, согласно книге Бытия, также происходили Сидон, Гергесей, Иевусей и др., давшие названия соответствующим семитским племенам. 383 Угарит был открыт на территории современной Сирии (в 12 км к северу от Латакии) в ходе экспедиций французского археолога Клода Шеффера в 1929–1939 и 1948–1963 гг. 384 Угарит поставлял соседней Месопотамии и Египту ценную кедровую древесину, оливковое масло и вино. 385 В учебной литературе для удобства жители прибрежных районов Средиземноморья часто именуются финикийцами, а жители внутренних территорий – амореями. Вместе с тем нельзя забывать о том, что Угарит хоть и располагался на побережье, но всё же был аморейским поселением. 386 Финикииские города, как и многие города Северного Ханаана, находились в вассальной зависимости от Хеттской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Придумали и совершенно новый способ обработки камня – при изготовлении орудия вместо палеолитического «скалывания» лишнего объёма с заготовки, вместо ударного воздействия стали использовать «трение», – иначе говоря, изобрели «метод шлифовки». Такие инструменты не всегда лучше прежних, обработанных сколами, но зато их можно изготовить в огромном количестве и из самых разнообразных пород. Человек перестал быть «привязанным» к природным источникам качественного кремниевого сырья. Все новшества неолита, в принципе, вели к одной цели – создать массовое производство инструментария и обеспечить высокую мобильность человека. Так, например, распространение керамических сосудов позволяло не только готовить пищу с иным, чем прежде, вкусом, но и хранить запас продуктов. Новые способы охоты, луки и стрелы помогали охотникам освоить фауну новых территорий; изобретение колеса, приручение лошади, изготовление лодок – облегчили переезды; лёгкая тканая одежда сделала багаж более компактным. Человек теперь мог позволить себе удаляться на сотни километров от привычных мест обитания, стал больше путешествовать, больше узнавать, активнее обмениваться житейским опытом со своими соседями. В неолите люди быстро заселили планету. Практически всю. Небывало изменилась бытовая сторона жизни. Дома стали уютнее (изобретена сохраняющая тепло печка). На столах появился хлеб и «доморощенные» овощи. Запасы в погребках. Вкуснее стала пища. Изобрели жидкие блюда (раньше их не в чем было готовить). Украшения для женщин стали делать в массовых количествах 219 . Брагу придумали, а вскоре ещё и пиво. «Жить стало лучше. Жить стало веселее» 220 . Изменения произошли настолько радикальные, что в каменной летописи археологи не могли не выделить новую эпоху – «новый каменный век» – неолит. Последовательность нашей истории оказалась прерывистой. Между палеолитом и неолитом наметился отчётливый рубеж (рис. 80). Рис. 80. Эволюция технологий «каменного века» по современным данным В середине XX века антропологи (специалисты, изучающие костные останки) пришли к предположению, что современный человек (Homo sapiens sapiens) 221 «получился» в результате эволюции существ, названных erectus 222 . Промежуточными «звеньями цепи» считались Homo neanderthal и Homo sapiens.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/fenomen...

Наиболее полно с помощью экспериментально-трасологического метода исследовались коллекции только азиатских археологических местонахождений. Это материалы селемджинской, кельтеминарской и джейтунской культур. Селемджинская позднепалеолитическая культура выделена на основе изучения комплекса многослойных местонахождений на Дальнем Востоке России 121 . Единые, характерные для данной культуры принципы расщепления камня прослеживаются на протяжении достаточно большого временного интервала (от 25 до 10 тыс. лет назад). Экспериментально-трасологическим методом изучены тысячи таких артефактов. Инструментарий данной культуры представлен функционально и морфологически совершенными для позднего палеолита изделиями. Для выполнения самых разнообразных производственных операций здесь изготавливались орудия оптимально специализированных форм, часто из особых, идеальных для каждого из типов инструмента пород камня. Мясные ножи в коллекциях представлены монофункциональными бифасами и орудиями на пластинчатых заготовках. В целом разнообразие функционально-морфологических типов орудий в археологических коллекциях памятников культуры столь высоко, что инструментарий данной культуры можно считать одним из высших достижений в развитии технологии производства в период позднего палеолита (рис. 56). Рис. 56. Орудия селемджинской позднепалеолитической культуры Функциональный анализ неолитического инструментария к настоящему времени наиболее полно проведён по материалам коллекций памятников Средней Азии 122 . С помощью экспериментально-трасологического метода изучены десятки тысяч каменных изделий. Исследованы специфика инструментария, особенности хозяйства и ориентация палеоэкономики населения региона. Орудия скребковых функций и ножи на пластинчатых заготовках можно считать вполне типичными для археологических коллекций неолита самых различных территорий ойкумены. Таким образом, исходя из всех необходимых требований, объектом наших сравнительных экспериментальных исследований станут орудия из коллекции находок ашельской, селемджинской, джейтунской и кельтеминарской культур. Данные артефакты вполне можно считать типичными как для раннепалеолитического, позднепалеолитического, так и для неолитического периодов человеческой истории. Сравнительному анализу эффективности будут подвергнуты бифасиальные ножи, ножи из пластин, крупных и мелких отщепов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/fenomen...

Еще одним островным центром средиземноморской культуры была Мальта. М. Элиаде находил в ней черты, роднящие ее с мегалитическими культурами Британии и Пиренейского полуострова, заметив, при этом, что «нигде, кроме как на Мальте, нет таких ярких образцов мегалитической архитектуры и таких выразительных свидетельств культа мертвых и почитания великой Богини. Раскопки обнаружили очень мало домов, но целых семнадцать храмов, и, предполагается, что их было еще больше. Это подтверждает мнение некоторых ученых, что в период неолита Мальта была isola sacra. Большие эллиптические террасы, сооружавшиеся перед святилищами или между ними, явно предназначались, для ритуальной хореографии и танцев во время процессий. Стены храма украшали чудесные спиральные барельефы; найдено, также, несколько каменных скульптур, лежащих на боку женщин. Но самым сенсационным открытием была огромная статуя сидящей женщины – несомненно, Богини» (Элиаде, цит. изд., с. 151). Культуры Майкопа, Липарских островов, Мальты, Миньяра и Вилы Новы на рубеже 3 и 2 тысячелетий, опережали остальную Европу, но на самом высоком уровне развития стояли тогда народы, жившие на юге Балкан, на островах Эгейского моря и на Крите, культура которых имела очевидные генетические связи с западной Анатолией. Там, впервые в Европе, и был совершен переход от примитивного общества к развитой цивилизации, от архаики к истории, в собственном смысле слова. 3. Языки народов Европы рубежа 3 и 2 тысячелетий В настоящее время, коренные Европейцы говорят на языках уральских, алтайских, нахско-дагестанских, абхазо-адыгских и, изолированном, баскском языке, а также, значительное большинство, – на индоевропейских языках. За четыре тысячелетия, лингвистическая карта Европы претерпела радикальные перемены, но о том, какой она была в канун появления первой Европейской цивилизации, судить можно лишь весьма приблизительно. Только в начале 2 тысячелетия до Р. Х., в Европе, у одного из ее народов, обитавшего на Крите, появилась письменность, которая, однако, еще не расшифрована. Прошли столетия, прежде чем на Крите и Пелопоннесе эта письменность, претерпев метаморфозу, приобрела новый вид, в котором она была недавно, в основном, разгадана, и это была уже письменность на раннегреческом языке. Хорошо известная письменность Европейских народов Средиземноморья, появляется только в первом тысячелетии до Христа. Письменные памятники более древних культур востока не содержат сведений о Европейских языках, разве только, весьма скудные упоминания о Европейских этносах. Так что, языковая карта Европы рубежа 3 и 2 тысячелетий, может быть только результатом умозрительных реконструкций и носить самый схематический характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В качестве образца мифа второго рода можно указать, например, на китайский миф о Хоу Цзи (букв. «повелитель хлеба»), Хоу Цзи – божественный покровитель земледелия, преодолевший ряд испытаний и давший людям пять семян. Рождённый от некоего бога (персонификация неба) и простой девушки (персонификация земли), Хоу Цзи стал олицетворением злаков – зримым плодом этой связи. В мифах древних народов существует также представление о некоем драматическом событии, произошедшем в начале времён с божествами (как вариант: с культурными героями) и положившем начало нынешнему порядку вещей. Составными частями этой драмы являются любовная страсть (половая связь), смерть одного из героев и последующее его воскресение из мёртвых. Одним из вариантов подобной идеи можно считать миф об Осирисе 44 – божестве растительности. Осирис был убит, но преодолел смерть благодаря усилиям своей супруги Исиды и сына Гора. Его возвращение к жизни праздновалось в Древнем Египте ежегодно и символом отмечаемого события являлось весеннее пробуждение растительности. Осознание человеком себя в качестве производителя, а не приобретателя пищи оказало существенное влияние на развитие человеческого общежития. Следствиями этого, в частности, стало: – создание новой системы исчисления времени, основанной на учёте лунных фаз (представление о циклах и круговом течении времени); – переход в значительной степени роли кормильца от мужчины к женщине; – усиление роли женской сакральности и материнства, поскольку женщина уподоблялась, а зачастую и функционально отождествлялась с землёй, «творящей» новую жизнь 45 ; – восприятие Вселенной как периодически (ежегодно) обновляемого Мирового Древа 46 ; – человеческие жертвоприношения и каннибализм 47 (чаще всего в результате усвоения веге-культуры); – восприятие дома как образа Вселенной (imago mundi 48 ). Использование металлов и его влияние на религиозную практику В конце неолитического периода человек начинает использовать металлы (медь, бронза, железо). Новые материалы для изготовления орудий труда и предметов быта способствовали появлению и новых форм мифологии, объясняющей происхождение металлов.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

В настоящее время вопрос о типе религиозной модели на Крите окончательно не решён. Вместе с тем обращают на себя внимание три основных женских образа, чаще всего встречающиеся в минойском искусстве: три ипостаси Великой богини (по А. Эвансу) или же три различных женских божества (по М. Нильссону). Эти образы известны учёным под весьма условными названиями: « Древесная богиня », « Владычица зверей » и « Змеиная богиня ». « Древесная богиня » (см. рис. 52). Главным атрибутом этой богини, как следует из названия, является священное дерево. Богиня присутствует на сцене в виде танцующей, стоящей или сидящей в центре женщины. Иногда в случаях её отсутствия в центр композиции помещается птица как её «заместитель» или предвестник скорого появления богини. Священное дерево касается своей кроной неба и превращается, таким образом, в своеобразное мировое древо, соединяющее собою разные миры. На изображениях часто один из участников приникает к дереву, желая приобщиться к особой божественной энергии, источником которой оно является. Рис. 52. Минойская «Древесная богиня» Образ птицы ещё со времён палеолита и неолита связывался с символическим образом матери-земли. С одной стороны, богиня-птица – дарительница жизни, пропитания и благоденствия. С другой стороны, она же несёт с собой смерть в образе грифа, совы или любой другой хищницы. « Владычица зверей » (см. рис. 53). Обычно изображения этой богини строятся по достаточно единообразной схеме. В центре располагается женщина, по обе стороны которой стоят священные животные (обычно львы или грифоны). Животные изображены так, что выражают очевидную и абсолютную покорность воле богини. Рис. 53. Минойская богиня «Владычица зверей» «Владычица» воплощала собой естественный закон борьбы за существование, следила за тем, чтобы в природе сохранялся оптимальный баланс в соотношении численности различных животных. Между тем сама она «склонялась» на сторону хищников, разделяя с ними их агрессивность и кровожадные инстинкты. Критская «Владычица зверей» нередко отождествляется с греческой Артемидой. Так, например, в гомеровском эпосе Артемида так и именуется: «владычица зверей» или «державная владычица дичи» (Илиада, XXI, 470).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

При небольшой плотности набивки наполнителя под действием веса содержимого и выпирания кола-держателя болванка нередко приобретала округло-заостренную форму, что прослеживается и в археологических образцах. Высокие венчики сосудов долепливались после съема отвердевшего тулова с болванки. Описанный способ формовки был известен и соседям фатьяновцев, которые для обтяжки болванки скорее всего использовали сетчатый текстиль, отпечатки которого не могли сохраниться после выравнивания внутренней и лощения наружной поверхности. В пользу последнего говорят сетчатые отпечатки на керамике, встречающиеся на поселениях с фатьяновской посудой. О широком распространении этого способа формовки на болванках различного рода свидетельствует тонкостенность и отсутствие закраин у днищ некоторых плоскодонных сосудов, что объясняется давлением всей массы глины на площадь днища при формовке на плоской поверхности в нормальном положении. Многие признаки формовки керамики на полутвердой болванке указывают на широкое распространение этого способа производства посуды у населения эпохи бронзы – раннего железного века Верхнего, Среднего Поволжья и Прикамья. В последние десятилетия заметно увеличился объем сведений о керамическом деле у древнего населения Якутии, Прибайкалья, Забайкалья и Северной Монголии. В публикациях и даже в монографиях основное внимание уделяется форме и украшениям сосудов как важным источникам исторической информации и вскользь говорится о керамике с текстильными отпечатками из памятников каменного века, эпохи бронзы и раннего железного века лесной и лесостепной полосы столь обширного региона. Из-за отсутствия в публикациях изображений текстильной фактуры о ней приходится судить пока лишь по описаниям. Так, о керамике раннего неолита IV–III вв. до н. э. лесного Забайкалья сообщается как об обломках клуглодонных сосудов, покрытых оттисками грубой ткани или нитями, однако есть свидетельства об отпечатках сетки-плетенки. В редких случаях приводятся и фотографии отпечатков. На одной из них на наружной стороне черепка наблюдается оттиск сетчатого полотна от текстильной формы, размеры ячеек которого из-за отсутствия масштаба трудно установить. В другом образце прослеживается крупноячеистая фактура «рябчатого» типа, характерная для керамики нижних слоев древнейших дьяковских городищ Подмосковья С. 38–40. Рис. 1].

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

В северных регионах лесной полосы дольше, нежели в других регионах, сохранялись традиции, восходящие к неолитическому времени, проявлявшиеся в нанесении на сосуды сплошных орнаментальных и фактурных полей технолого-эстетического назначения, исследования которых позволяют приблизиться к пониманию истоков связей текстиля и керамики. Таким образом, главной задачей изучения союза текстиля и керамики является осмысление многообразного и разнохарактерного материала в комплексе, в широких временных и пространственных рамках. На данном этапе представилось возможным лишь в общих чертах обозначить масштабность столь сложного явления, как союз текстиля и керамики. Литература и источники 1 . Брюсов А. Я. Сетчатая керамика//СА. 1950. Т. XIV. 2 . Бадер О. Н. Материалы к археологической карте Москвы и ее окрестностей. МИД. 1947. 47. 3 . Бадер О. Н. Культура с текстильной керамикой в Северо-Восточной Европе//СА. 1966. 3. 4 . Бобринский А. А. Гончарство Восточной Европы. М., 1978. 5 . Городцов В. А. Отчет об археологических исследованиях в долине р. Оки в 1897 году//Древности. Т. XVII. М., 1900. 6 . Никитин. А. Л. Дикариха//МИА. 1963. 110. 7 . Никитина. Л. Неолитическое поселение Берендеево I//СА. 1976. 3. 8 . Гришин Ю. С. Памятники неолита, бронзового и раннего железного века лесостепного Забайкалья. М., 1978. 9 . Потемкина. Т. М. О происхождении алакульской культуры в Притоболье//Бронзовый век степной полосы Урало-Иртышского междуречья. Челябинск, 1983. 10 . Зданович Г. Б. Основные характеристики петровских комплексов ура ло-казахстанских степей//Бронзовый век степной полосы Урало-Иртышского междуречья. Челябинск, 1983. 11 . Березанская С. С., Гершкович Я. А. Андроновские элементы в срубной культуре на Украине//Бронзовый век степной полосы Урало-Иртышского междуречья. Челябинск, 1983. 12 . Виноградов Н. Б., Мухина М. А. Новые данные о технологии гончарства у населения алакульской культуры Южного Зауралья и Северного Казахстана//Древности Среднего Поволжья. Куйбышев, 1985. 13 . Косарев М. Ф. Бронзовый век Западной Сибири. М., 1981.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Тератология и гротеск как отражение православного и католического мировоззрений в изобразительном искусстве Виктор Кутковой Тератологическая литера Б 14 века. Разговор о важности в человеческой жизни и широкой распространенности орнамента, начиная с неолита, безусловно, будет банальным. Удивляет другое: очень скудный список книг, особенно русских, посвященных изучению не только тератологического – любого орнамента. Статьи иногда встретить можно, и что не менее удивительно – о тератологии даже чаще, чем о других видах орнаментики, но совсем мало – о гротеске (о нем пишут в основном филологи применительно к своей области знания, т.е. к литературе). А сопоставить тератологию и гротеск никто, кажется, и не пытался, тем более в православном аспекте. Смысл такой, однако, сегодня есть, учитывая ситуацию, возникающую между Западом и Востоком. Контраст обнаруживается сразу – и разительный. Но начнем по порядку. Несмотря на греческую окраску, термин «тератологический стиль» (teras – чудовище, диво; teratologos – фантастический) был введен во второй половине XIX века Ф.И. Буслаевым; сами те орнаменты (преимущественно книжные) существовали до второй четверти XV века, в Рязанской области до XVI столетия. Гротеск – порождение античного Рима, но воскресает в практической жизни искусства после 1480 года, когда «античные лепные узоры были обнаружены в заросших землей помещениях знаменитого «Золотого дома» – дворца императора Нерона. И по этим подземельям, гротам (гротта – по-итальянски пещера) они были названы гротесками» 1 На первый взгляд, тератологический орнамент и гротеск имеют много общего: причудливые фантастические животные, изощрённо соединенные с растительными узорами… И кому-то может показаться, что умерев на православном Востоке, тератологический орнамент примерно через 70–80 лет получает новую жизнь в обличье гротеска на католическом Западе. Увы, сторонники подобного «сближения через миграцию» глубоко обманываются: оба феномена связаны между собой лишь языческими началами, да и те имеют разные временные и географические координаты, разные – по своему язычеству.

http://pravoslavie.ru/121.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010