Любовь Божия никогда не перестает и не прерывается, поэтому все свершающееся на земле и на небе находится в ведении Его Промысла. «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц» (Мф. 10, 30). Кратко историю явления в мир Иверской иконы можно передать так. В седьмом веке воин, по приказу иконоборческий властей, обходя с инспекторской проверкой по домам византийских граждан, ударил копьем в икону Девы Марии в доме одной благочестивой женщины. Совершилось два чуда: из рассеченной щеки на лике Божией Матери заструилась неподдельная кровь, и солдат покаялся в своем служении ереси иконоборчества. Пресвятая Богородица своей чистой кровью разбила «Иерихонскую стену» греха, скорбного бесчувствия сердца этого старого, опытного в пролитии крови, воина и спасла его от духовной смерти. Последний с плачем стал просить прощения у Заступницы мира и посоветовал женщине отпустить икону в море, чтобы другие «жестокосердные» служаки, каким был и он, не надругались над кровоточащим ликом. Иверская икона   пришла в мир, через покаяние простого солдата. Так же поступает и Господь. Он входит в наш мир, не через священные трубы Своего Всемогущества, а через «кроткие и смиренные» сердца покаявшихся грешников. Из пересказа этой немудреной простой истории   ясно видна ее взаимосвязь с освобождением заложников. Матерь Божия словно кротко вразумляла русских людей. Вы стали жестокосердны. Вы надеетесь только на свои человеческие силы. Вы, крепко строите дни своей жизни, подгоняете их друг к другу, как дубовые плахи, так плотно, что между ними не пройдет и дуновения Моей любви. Вы ударяете Меня копьями рабского своеволия и с презрением отвергаете Мою благодать. Но Я не оставлю вас. Не уповайте на силу оружия, на земную удачу и воинские таланты, все это только детские гордые забавы у креста Моего Сына. Надейтесь на Его «благое иго». Все в Его власти: и свет и тьма, и жизнь и смерть, радость победы и горечь поражения.

http://pravoslavie.ru/205.html

Многие века Богородица не устаёт отыскивать заблудших чад Церкви и собирать их во Христе. Она плачет в Своих иконах о погибающих и, как Мать, строго вразумляет их, напоминая грозное пророчество Своего Сына: Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь и они сгорают ( Ин.15:6 ). Своим апостольским подвигом Богородица- Церковь исполняет древнее обетование о Себе: Возведи очи твои и посмотри вокруг. – все они собираются, идут к тебе. Жив Я! Говорит Господь, – всеми ими ты облечешься, как убранством, и нарядишься ими, как невеста ( Ис.49:18 ). Иверская икона Божией Матери Иверская икона Божией Матери одна из наиболее прославленных афонских святынь, которая хранится там уже тысячу лет – по преданию, с 999 года, когда чудесным образом пришла по водам в огненном столпе в монастырь иверитов (грузин). Согласно древнейшему грузинскому сказанию 74 , в Иверском монастыре во времена второго иконоборческого гонения 75 принял постриг некий благочестивый муж из Византии. Он поведал историю о семейной святыне – иконе Божией Матери Одигитрии, лик которой поразил копьём еретик, и из раны истекла кровь. При виде этого страшного явления он раскаялся и, чтобы спасти икону, опустил её в море. Иверская икона Божией Матери. Прорись После прибытия иконы на Афон её поставили в алтарь, но Богородица перенесла образ на врата обители. Иноки воздвигли надвратный храм, где икона пребывает и поныне. Она именуется Портаитиссой (Вратарницей) и освящает монастырские врата как символ входа в Небесный Иерусалим. Сейчас афонская «Вратарница» закрыта двумя окладами. Первый, серебряный, грузинской работы начала XVI века с неё не снимается, но он очень хорошо передаёт основные линии рисунка. В этом образе Богомладенец на руке Матери сидит значительно ниже, чем на других иконах Одигитрии. Его фигура почти полностью входит в контур изображения Богородицы, Которая не держит Сына, а едва прикасается к Его одеждам. Богомладенец свободно восседает как бы внутри Богоматери, опираясь ногами, словно на подножие, на полукруглую складку свисающего с Её рук мафория.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhija-...

– Несомненно, что этот человек притягивал к себе людей, как целебный источник. Старец N. отдавал все, что имел и что не имел. У приснопамятного был жизненный принцип: доброхотно дающего любит Бог ( 2Кор.9:7 ). Милосердная братия из пяти монахов жила в одной из калив скита Святой Анны. Когда отцы приходили к ним на всенощное бдение, братия наполняли их торбы (заплечные мешки) апельсинами и лимонами из своего сада. А другие отцы собирали плоды в своем саду и клали их прямо на главную тропу Скита. Всякий желающий, монах или мирянин, паломник или рабочий, мог свободно приобщиться милостыни отцов и взять в нужном количестве то, что ему требовалось. На длинных переходах и в часовенках даже сегодня можно встретить немного хлеба и оливок, оставленных для незнакомого утомленного путника. Это знаки братолюбивого афонского гостеприимства в Саду Пресвятой Богородицы, где монахи в пришельце видят Самого Христа, согласно Его слову: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня ( Мф.25:35 ). Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне ( Мф.25:40 ). В окрестностях монастыря Ватопед в скиту Колину 28 подвизался преподобный Агапий 29 , достойный делатель сугубой любви. Он попал в плен к туркам и, после того как двенадцать лет прослужил у турецкого господина, чудесным образом был освобожден Пресвятой Богородицей из темницы и возвратился на Афон к своему старцу. Однако старец укорил преподобного Агапия за то, что тот тайком ушел от своего господина. Преподобный сотворил послушание, возвратился назад и своей святостью подвиг турка и двух его сыновей прийти на Святую Гору, где они приняли от него Святое Крещение и были пострижены в монахи. Как призыв к пробуждению звучат в моих ушах и в моем «тяжко слышащем» и нечувственном сердце сладкогласные, исполненные любви и жажды богообщения слова мудрого учителя наших дней иеромонаха Афанасия Иверского: – Небесным наслаждением и вкушением неотмирного бытия бывает минута, когда человек помышляет о таинстве воплощенного Домостроительства, Божественном замысле о спасении человечества через Пресвятую Деву. Мария и Иисус, Иисус и Мария, эти два радостнейших и сладчайших имени – вот рай.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Один его знакомый с недоумением спросил, почему он не приходит в родительский дом, Старец ответил: «Поскольку, ради любви ко Христу, я оставил моих родителей и дал обет [странничества], я уже не могу жить в родительском доме. Сейчас мои родители, братья и родственники — это весь мир». Почувствовать родственную связь со всеми людьми — это было и более отдаленной целью его уклонения от мира. Он говорил: «Я не сделал ничего доброго, а Благий Бог — несмотря на то что у меня семь братьев и сестер — даровал мне ощущать своими братьями и сестрами людей всего мира». Однажды, когда Старец жил в Иверском скиту, его посетил младший брат Лука с одним из своих знакомых. Немного поговорив, они попросили Старца пойти вместе с ними поклониться святыне в Иверский монастырь. Старец показал им дорогу в Ивирон, говоря: «Глядите, Иверский монастырь — в той стороне. Если вы хотите туда пойти, то идите». Они ушли в слезах. «Хоть люди они и благоговейные, но что такое монашеская жизнь, они не поняли», — говорил потом Старец. В другой раз, когда Старец жил уже в «Панагуде», туда приехал его старший брат с еще одним паломником. Они пришли усталые, однако Старец принял их за калиткой у крана с водой. Он побеседовал с ними, но внутрь каливы их не завел, на ночь у себя не оставил и вещи и продукты от них не принял. Однако, уже зная о его правиле, посетители не огорчились. Но в другой раз Старец оставил у себя на ночь своего племянника, потому что тот нуждался в духовной помощи. Конечно, если на то имелась серьезная причина, Старец оставлял у себя и любого другого человека. Когда кто-то спросил его, кто этот юноша, Старец с улыбкой ответил: «Мой племянник». И потом шепотом, чтобы юноша не услышал, добавил: «Ну и что из того, что он мой племянник? Разве моряк имеет огород? Так что же, я — монах — буду иметь родственников?» Однажды младшая сестра Старца приехала в Суроти, чтобы его повидать. Он заставил ее ждать несколько часов. В конце концов, после всех, он принял ее на одну минуту, не присаживаясь, стоя на ногах, да вдобавок еще и отчитал ее за то, что она приехала. Даже перед кончиной, когда он был болен и его братья и сестры приехали его увидеть, он сказал им: «Ну что вам здесь нужно, зачем вы приехали? Ведь здесь монастырь». До конца своей жизни Старец был выше родственных связей и чувств. Особенно внимательно он соблюдал это правило в монастыре — не желая давать монахиням даже самого малого повода к соблазну.

http://pravmir.ru/249925/

После крещения таким образом многих знатных особ св. Нине представился удобный случай прибыть в Грузию. Жестокий Диоклетиан пожелал жениться на прекрасной Рипсимии, которая, по совету Гаианы, немедленно вместе с прочими оставила Рим и устремилась бегством к пределам Армянского царства через город Ефес. Император, без того ненавидевший христиан за непризнание его равным божеству, посрамленный поступком святых дев, воздвиг на них жестокое гонение 36 . Святые девы, в числе которых была и св. Нина, из Ефеса тайком добрались до столицы Армянского царства Двин и поселились за городом, питаясь трудами рук своих. Узнав от своих приближенных о местопребывание святых дев, император немедленно отправил письмо к армянскому царю Тиридату, в котором вкратце сообщал о поведении христиан по отношению к язычеству вообще и об их ненависти против обоготворения правительственных особ и, между прочим, повелевал Тиридату употребить все усилия найти и склонить святую деву к беззаконию, а в случае неудачи предать ее вместе с прочими жестокой казни. Воля кесаря немедленно была исполнена; все девы были найдены и после долгих увещаний, кроме святой Нины и весьма немногих, преданы жестокому мучению. По повелению гласа во время страдания святых дев святая Нина отправилась на север к пределам Грузинского царства, достигнув юго-западных его провинций. Утомленная от страха, голода и холода, босая, в рубище, с крестом в руках, остановилась она у озера Паравани, в виду снежных высот Джавахетских гор. Доблестная дева, увидев впервые снежные высоты дикого Кавказа, поражена была зрелищем для ее новым, думая – нет ли в этом диавольского искушения, и, оплакивая свое скитальчество, подложив большой камень под голову, заснула на берегу озера. Господь наш Иисус Христос , истинный путеводитель всех Своих последователей, явился рабе Своей, ободрил юную посланницу Свою следовать по повеленному ей пути и вручил ей запечатанную книгу с нижеследующими десятью заповедями, подобно скрижалям Моисея: 1) Где будет проповедано Евангелие сие, в целом мире, там будет сказано и о жене сей ( Мф. 26:13 ). 2) Нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе ( Гал. 3:28 ). 3) Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Св. Духа ( Мф.28:19 ). 4) Свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля ( Лк. 2:32 ). 5) Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари ( Мк. 16:15 ). 6) Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня ( Мф. 10:40 ). 7) Ибо Мария была так возлюблена Богом, что Он всегда внимал истинным словам Ее. 8) Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить ( Мф. 10:28 ). 9) Иисус говорит Марии Магдалине: иди ко братьям Моим и скажи им ( Ин. 20:17 ). 10) Проповедуйте всегда во имя Отца и Сына и Св. Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сколько теперь встречается в Америке дорогих лиц, с которыми мы когда-то вместе молились в столь памятных Св.-Троицкой и Иверской церквах в Белграде. Там великий святитель Митрополит Антоний со своими сподвижниками зажег светильник веры, теперь озаряющий всю Зарубежную Русь и бросающий свои лучи в далекую порабощенную Россию. Он почивает там теперь сном отдохновения, а дело его живет и ширится, свидетельствуя о могучей силе нашего Православия. Пришлось нашим соотечественникам лишиться своей трудовой беженской жизни и пройти путь испытаний через лагеря Европы, долгие месяцы и годы жить там томительной надеждой на переселение в Америку, по теперь, наконец, для многих из нас, уже исполнилась эта мечта, порой казавшаяся несбыточной. И вот теперь, когда, совершая божественную литургию, обратишься к народу с зажженными светильниками в руках с троекратным молитвенным возгласом: «призри с небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди и, его же насади десница Твоя», или провозгласишь: «мир всем», или произнесешь молитвенныя слова: «благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца и причастие Святого Духа да будет со всеми вами» – тогда неожиданно видишь перед собою дорогия лица, с которыми несколько лет тому назад пришлось разстаться со слабой надеждой встретиться когда-либо вновь. Некоторыя из этих лиц стали бледными и изнеможденными и их покрыли морщины и взор стал более углубленным, а другие из детей стали юношами и девушками, иные превратились в согбенных старцев, но они остались такими же дорогими братьями во Христе и верными чадами Церкви. И когда произносишь слова: помяни, Господи, «господина нашего Высокопреосвященнейшего Митрополита Анастасия», то замечаешь, как они усердно возлагают на себя крестное знамение и низко склоняют свои головы, молясь, чтобы Господь помянул и подкрепил того духовного вождя и отца, который не оставил их в самые трудные дни, когда над ними повис Домоклов меч, но собрал разсеянное стадо своих овец в одну семью и стал на их страже по Евангельскому слову «пастырь овцам зовет своих овец по имени, и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его» ( Иоан. 10, 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

Те еретики, которые вовсе не крестятся во имя Святой Троицы, как-то: боносияне 162 и катафриги 163 , так как они не веруют во Христа Господа, а веруют по своему извращенному понятию, что Дух Святый есть какой-то низкий человек, Монтан 164 , равно как и подобные им многие, когда приходят во святую Церковь , тогда они бывают принимаемы через крещение во имя Святой Троицы. Но их 165 подобных вероломным иудеям и не верующих в воплощение Единородного, заблуждение ереси затемняет; но когда приходят они к Православной Церкви, то должны быть научены относительно исповедания истинной веры, чтобы они веровали в одного и того же Сына Божия и человеческого, Господа нашего Иисуса Христа, в Его Самого, существующего в божестве от вечности и соделавшегося человеком в конце веков, как говорит об этом Евангелие святого Иоанна: «Слово плоть бысть», не теряя того, что было, приобретая то, чего не было. Ибо тайной своего воплощения Единородный Отца наше умножил, Своего же не умалил. Итак, одно и то же Лицо есть Слово и плоть, как свидетельствует об этом тот же евангелист. Кто был Сыном Божиим на небе, тот проповедовал на земле, как говорит об этом тот же евангелист Иоанн. Он подчинил нас Тому, о Ком дал нам познание. В этом месте кого он называет истинным Богом, как не Отца Всемогущего?! Но что он относительно Всемогущего Сына присовокупил: «Да будем и мы в истинном Сыне Его Иисусе Христе». Вот он называет Отца истинным Богом, а Иисуса Христа истинным Сыном Его. Кого он разумеет под истинным Сыном? Яснее показал: «Сей есть истинный Бог и жизнь вечная». Итак, если по заблуждению Нестория, иное было Слово и иной был человек Иисус Христос, который есть истинный человек, то непременно Он не есть истинный Бог и живот вечный. Но Единородный Сын Слово прежде век соделалось человеком. Этот же, следовательно, и есть истинный Бог и жизнь вечная. Известно, что Святая Дева услышала глаголющего к ней ангела, как свидетельствует об этом евангелист Лука ( Лк. 1:28–35 ). Зачав Господа, отправилась к Елисавете, родственнице своей; от этой-то Елисаветы вдруг услышала: «Откуда мне сие, что удостоилась того, что пришла ко мне Матерь Господа моего?» Вот эта Дева и служительница Господа называется и Матерью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

У него не было никаких проблем со здоровьем, и вдруг он заболел и постепенно начал терять вес. Он дошел до того, что стал весить сорок килограммов! Он бегал по врачам, однако это не приносило улучшения. Казалось, не было никакого спасения, он был обречен на смерть. Кто-то сказал ему, что на Афоне есть старец, который мог бы ему помочь. Вместе со знакомыми он поехал к старцу Паисию. Они побеседовали, и старец сказал: «Теперь послушай. Пойдешь к себе в сад, рядом с домом, и около лестницы будешь копать. Там ты найдешь один предмет. Возьми его и привези сюда». «Я поразился двум вещам, – говорил этот человек. – Во–первых, откуда он знал, что у меня за дом, и, во–вторых, тому, что он велел копать в определенном месте, искать конкретный предмет. Вернувшись в Салоники, в Корделио, я стал копать там, где он указал, и действительно нашел то, что он сказал. Это были магические орудия, которые мне подложили. Я отвез их старцу, он спустился к Иверскому монастырю и выбросил их в море. Я стал поправляться и наконец совсем выздоровел. С тех пор раз в месяц я бываю у старца. Он мой учитель, он ведет меня к молитве. Я стал церковным человеком». Осенью 1990 года, узнав, что старец приехал в Суроти, я поехал с ним встретиться. Когда пришла моя очередь, я открыл дверь и вошел в комнату, где он был. Старец сидел прямо напротив, на диване. Я увидел, что он находится внутри светлого облака и окружен золотым светом! Стена по правую и по левую сторону от него сверкала от этого золотого света, сияло все пространство. Этот свет и этот облик старца заставили меня опереться на дверь, чтобы не упасть: такое я наблюдал впервые. Тогда в первый раз он дал мне поцеловать свою руку. Я хотел задать ему два вопроса, на которые он мне ответил, прежде чем я их произнес. Он подарил мне три крестика, ровно столько, сколько у нас членов семьи. Последнее, насколько я слышал, случалось и со многими другими посетителями. В 1993 году я поехал к старцу и задал ему один личный вопрос, касающийся моей семьи. Он не ответил мне, а когда я уходил, спросил, куда я иду. Я сказал, что иду в Иверский монастырь ночевать. Я спустился к Иверскому монастырю и на следующий день, рано утром, отправился в Карею, на автобус. Я запутался в тропинках и, несмотря на то что какое-то непобедимое желание толкало меня пойти к старцу, вместо того чтобы оказаться на дороге к его келлии, оказался рядом с Кареей (дорога от Иверского монастыря до Карей – рядом с его келлией). Непобедимое стремление пойти к старцу заставило меня вернуться, хотя я рисковал опоздать на автобус. Старец был в саду и ждал меня. Он ответил мне на вопрос, который мы обсуждали накануне.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Украдкой я вглядывался в икону, надеясь увидать хоть капельку чудесно источенного мира. Фарисей! – я искал чуда, ради чуда, я требовал знамения, подобно тому, как требовали его от Спасителя Иудеи. Помните, что Он им ответил? – «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме Ионы пророка. Ибо, как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф.12:39–40 ). Трехдневное пребывание пророка во чреве китове прообразовало собой предстоящее крайнее смирение и уничижение Спасителя в Его искупительных страданиях и крестной смерти. Жизнь и кончина всякого христианского мученика является малым подобием, образом и подражанием Христовым страданиям. Мученичество, как подвиг христианской любви, и есть то наивысшее знамение, которое многократно было являемо перед глазами людей. О чем же говорит и чему учит сие неложное знамение? Оно предвозвещает и свидетельствует о торжестве Истины, о победе, победившей мир – о вере нашей, о конечном торжестве православного Христианства. Ведь за распятием и погребением Спасителя последовало Его всесветлое Воскресение. И каждый мученик, убиваемый палачами, обретает жизнь вечную. В конце концов земная история Христианской Церкви тоже завершится мученической Голгофой, ибо без Голгофы нет Воскресения. Обо всем этом, как думается, и должно вспоминать, когда Господь дарует Церкви нового мученика. XX век по праву можно назвать – веком русского мученичества, хотя, конечно, и в других Поместных Церквах просияли в наши дни преславные мученики. Верится, что брат Иосиф, избранник Богородицы, сподобился Божественной милости – увенчать славную чреду новомучеников XX столетия; столетия, которым завершается второе тысячелетие Христианства. Потому мы не ошибемся, если скажем, что мученичество брата Иосифа есть событие вселенского значения. Отныне мученик Иосиф принадлежит не только русскому, но и всему вселенскому Православию. Быть может, для того и сокрылась от нас пятнадцать лет хранимая братом Иосифом Мироточивая Икона, дабы мы ныне устремили свое духовное внимание на Ее скромного хранителя, мученичество коего было предумащено благодатным и многолетним мироточением Иверского образа Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

Чрез двенадцать дней Иоанн навсегда оставил дворец и, придя к прежнему своему духовнику, иеромонаху Симеону, жившему в Бебеки (местность в Константинополе), вошел в его комнату и радостно его приветствовал. Но духовник, не узнавая его, спросил, кто он и что ему надобно. – Я твой духовный сын, – отвечал Иоанн. – Почему же на тебе турецкая, а не христианская одежда? – О отче! За этим-то я и пришел к тебе, чтобы очистить себя от этой скверной одежды. – Потом начал рассказывать ему все с ним случившееся, прося его мудрого совета и помощи, для спасения себя от могущих быть за ним поисков. Слыша искреннее раскаяние Иоанна, духовник поскорбел вместе с ним о его падении, потом оставил его в своем доме, а сам пошел к соседу – русскому купцу, духовному своему сыну, посоветоваться с ним о дальнейшей участи Иоанна. Купец, как истинный христианин, порадовался обращению отверженника и сказал духовнику, чтобы он привел его к нему, так как он намерен отправить Иоанна в Россию. И действительно, чрез два дня Иоанна переодели в русское платье и отправили в Крым. Пробыв в Крыму 10 месяцев, Иоанн во все это время не обрел душевного покоя, его сердце тосковало и приходило в трепет при мысли об отречении от Христа, а потому для примирения со своей совестью и Богом он решился возвратиться в Константинополь и там вступить в мученический подвиг. Прибыв в Константинополь, Иоанн пришел к духовнику, иеромонаху Симеону, рассказал ему, что во все время пребывания в Крыму он не мог примирить себя с Богом и что тайная мысль подсказывает и преследует его исповедать пред турками христианскую веру и очистить свое падение своей кровью, приняв мученическую кончину. Но благорассудительный духовник посоветовал ему не вдруг вступать в такой страшный подвиг, а сперва отправиться на святую Афонскую Гору и там среди великих старцев приготовить себя к страданию за Христа. Иоанн послушался доброго совета и вскоре отправился на Святую Гору, и поселился в Иверском монастыре, где открыл иверским старцам как о себе, так и о своем падении.

http://isihazm.ru/1/?id=1830

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010