Умножи, Господи, достояние Твое по всей вселенней от конец и до последних земли; ересь сию низложи силою Пресвятаго Твоего Духа; Жребий Пречистыя Твоея Матери соблюди непреклонен и нерушим во веки; пребывающия же в нем освяти и прослави с Тобою, милующия их помилуй; кровы святых Твоих воздвигни во славу Твою и в память нашу; и сию молитву от уст наших приими, яко кадило благоухания, и призри на ны, якоже призрел еси на жертву Авраамову и на всесожжение Иефаево, и восприими ны, яко благ и человеколюбец.    По окончании молитвы был свыше голос:    – Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небеси.    Мучители, услышав этот внезапный голос, ужаснулись, но мрак, лежащий на их умственных очах, помешал им понять случившееся, так как Дух Святой, Которого они хулили, не пришел разогнать этот мрак.    Блаженные отцы предали души свои в руки Божии, умерли от огня в 1276 году по Рождестве Христовом, а по греческой рукописи, находящейся в протате, в Иверской и Ватопедской обителях – 10 октября 1280 года. Всех святых числом было 26, из них монахов было 22 и 4 мирянина. Имена последних нигде не записаны, имена же монахов следующие: Фома, Варсонофий, Кирилл, Михей, Симон, Иларион, Иаков, Иов, Киприан, Савва, Иаков, Мартиниан, Косма, Сергий, Мина, Иосиф, Иоанникий, Павел, Антоний, Евфимий, Дометиан и Парфений. Из них первый, т.е. Фома, был, как сказано выше, игуменом и вел главным образом спор с богомерзкими латинянами, последний же, т.е. Парфений - экклесиархом, который был снесен огненным пламенем с башни на землю и не тотчас умер, но прожив еще тридцать дней и рассказав о всем происшедшем скрывшимся на время и теперь возвратившимся братиям. Он предал душу свою в руки Божии в десятый день ноября, получив венец мученический с прежде пострадавшими братиями.    После этого беззаконные латиняне рассеялись по всей Святой Горе, и не скрылись от них ни обитель, ни башня, ни келья и никакое другое монашеское жилище, но все было разрушено или предано огню, а имущество разграблено. Протатом они не в состоянии были тотчас овладеть и, сделав несколько попыток, должны были с большим ущербом для себя отступить на время.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Мученичество вмч. Иакова Персянина. Роспись нартекса ц. Христа Пантократора в мон-ре Дечаны. Ок. 1348 г. Мученичество вмч. Иакова Персянина. Роспись нартекса ц. Христа Пантократора в мон-ре Дечаны. Ок. 1348 г. Частицы мощей И. П. широко распространены на христианском Востоке. В записках неизвестного арм. путешественника упоминается о мощах И. П. в мон-ре св. Стефана в Манганах в К-поле ( Brock S. P. Medieval Armenian Pilgrim " s Description of Constantinople//REArm. N. S. 1967. Vol. 4. P. 87). Согласно свидетельству рус. паломников XIV в. (Стефана Новгородца, Игнатия Смольнянина, дьяка Александра, диак. Троице-Сергиева мон-ря Зосимы), в мон-ре Пантократора в К-поле существовало почитание главы святого ( Majeska G. P. Russian Travellers to Constantinople in the 14th and 15th Cent. Wash., 1984. Р. 43, 95, 153, 187, 293, 387). В наст. время глава великомученика хранится в мон-ре вмц. Анастасии Узорешительницы на п-ове Халкидики, а часть главы - в ц. вмц. Екатерины на о-ве Керкира. Часть ноги находится в мон-ре свт. Николая Чудотворца близ Апикии на о-ве Андрос, др. частицы мощей - в храме Гроба Господня в Иерусалиме, в Киккском мон-ре на о-ве Кипр, в ряде афонских мон-рей (Иверском, Ксиропотаме, Великой Лавре, Дохиаре, прп. Дионисия, Симонопетре, Пантелеимоновом, в скитах Нов. Фиваида и Богородица), в греч. мон-рях Агафона, Дусику, Мега Спилео, ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос, в мон-рях нмч. Феодора, Таксиархов близ Нафплио на п-ове Пелопоннес, Живоносного Источника на о-ве Андрос, Неа-Мони на о-ве Хиос, Честного Креста Господня на о-ве Самос, в исихастирии Вознесения Господня в Козани (Македония) и др. Часть мощей И. П. хранится в мон-ре Сирийцев (Дейр-эс-Суриани) в Вади-эн-Натрун (Египет) и в ц. аль-Тахира в Мосуле (Ирак). На Западе существуют др. версии местонахождения честной главы И. П. Известно лат. сказание (BHL, N 4102), согласно к-рому в 1103 г. мон. Вильгельм (Людовик) привез главу в аббатство Кормери (близ г. Тур, Франция) из К-поля, где он получил ее от архимандрита мон-ря св. Диомида в Никомидии (Turris S. Diomedi - башня св. Диомида). Однако, как сообщается в Проприях на день памяти И. П. из Бревиария базилики св. Петра в Ватикане за 1674 г., мощи И. П. были перенесены в Италию римлянином Кириллом, а глава при папе Евгении IV (1431-1447) была передана собору св. Петра в Ватикане кард. Иорданом Урсином.

http://pravenc.ru/text/200345.html

Градостроительной проблемой М. были пожары, уничтожавшие застройку и храмы, как, напр., большой пожар 1737 г. Городские районы развивались неравномерно. Сохранялось значение Немецкой слободы, служившей для молодого царя-реформатора Петра Алексеевича своего рода градостроительным полигоном - местом размещения новых военных частей, солдатских полков (Преображенский, Семёновский, Измайловский), резиденций европ. образца (Головинский дворец, дворец Лефорта). Подражающие европ. архитектуре общественные здания появились в др. частях города - напр., Сухарева башня (не сохр.), вместившая Навигацкую школу. В честь празднования военных побед на европ. манер, с подражанием классической культуре возводили триумфальные сооружения: проездные ворота, имевшие форму башен (Синодальные, Никольские не сохр., Воскресенские восстановлены в 1994-1995 вместе с Иверской часовней, архит. О. И. Журин). С 1712 г. в связи со строительством новой столицы и с Северной войной возведение каменных зданий было законодательно запрещено (отмена указа - в 1728). Дворцовая архитектура петровского времени представляла собой симбиоз европ. палаццо и старинных палат с использованием европ. архитектурной типологии, ордера, декоративных элементов и мотивов, при этом сохраняющих пространственный и пропорциональный вид здания, близкий к постройкам допетровских резиденций знати: дворец Лефорта в Немецкой слободе (90-е гг. XVII в.; архит. Д. В. Аксамитов; после смерти 1-го хозяина в 1699 был передан А. Д. Меншикову и перестроен с участием Дж. М. Фонтана), дом кн. М. П. Гагарина на Тверской (1707-1708, не сохр.), Путевой дворец на Покровке (нач. XVIII в., не сохр.). Поскольку владельцы городских усадеб нового образца по-прежнему являлись прихожанами городских церквей, дворцы петровской эпохи вряд ли имели помещения, специально предназначенные для церковной службы. Церковь вмц. Параскевы Пятницы на Пятницкой ул. 1739–1744 гг. Архит. И. Ф. Мичурин. Фотография. 1910 г. Церковь вмц. Параскевы Пятницы на Пятницкой ул. 1739–1744 гг.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

Умножи, Господи, достояние Твое по всей вселенней от конец и до последних земли; ересь сию низложи силою Пресвятаго Твоего Духа; Жребий Пречистыя Твоея Матери соблюди непреклонен и нерушим во веки; пребывающия же в нем освяти и прослави с Тобою, милующия их помилуй; кровы святых Твоих воздвигни во славу Твою и в память нашу; и сию молитву от уст наших приими, яко кадило благоухания, и призри на ны, якоже призрел еси на жертву Авраамову и на всесожжение Иефаево, и восприими ны, яко благ и человеколюбец. По окончании молитвы был свыше голос: — Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небеси. Мучители, услышав этот внезапный голос, ужаснулись, но мрак, лежащий на их умственных очах, помешал им понять случившееся, так как Дух Святой, Которого они хулили, не пришел разогнать этот мрак. Блаженные отцы предали души свои в руки Божии, умерли от огня в 1276 году по Рождестве Христовом, а по греческой рукописи, находящейся в протате [ 270 ], в Иверской и Ватопедской обителях — 10 октября 1280 года. Всех святых числом было 26, из них монахов было 22 и 4 мирянина. Имена последних нигде не записаны, имена же монахов следующие: Фома, Варсонофий, Кирилл, Михей, Симон, Иларион, Иаков, Иов, Киприан, Савва, Иаков, Мартиниан, Косма, Сергий, Мина, Иосиф, Иоанникий, Павел, Антоний, Евфимий, Дометиан и Парфений. Из них первый, т. е. Фома, был, как сказано выше, игуменом и вел главным образом спор с богомерзкими латинянами, последний же, т. е. Парфений — экклесиархом, который был снесен огненным пламенем с башни на землю и не тотчас умер, но прожив еще тридцать дней и рассказав о всем происшедшем скрывшимся на время и теперь возвратившимся братиям. Он предал душу свою в руки Божии в десятый день ноября, получив венец мученический с прежде пострадавшими братиями. После этого беззаконные латиняне рассеялись по всей Святой Горе, и не скрылись от них ни обитель, ни башня, ни келья и никакое другое монашеское жилище, но все было разрушено или предано огню, а имущество разграблено. Протатом они не в состоянии были тотчас овладеть и, сделав несколько попыток, должны были с большим ущербом для себя отступить на время.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Умножи, Господи, достояние Твое по всей вселенней от конец и до последних земли; ересь сию низложи силою Пресвятаго Твоего Духа; Жребий Пречистыя Твоея Матери соблюди непреклонен и нерушим во веки; пребывающия же в нем освяти и прослави с Тобою, милующия их помилуй; кровы святых Твоих воздвигни во славу Твою и в память нашу; и сию молитву от уст наших приими, яко кадило благоухания, и призри на ны, якоже призрел еси на жертву Авраамову и на всесожжение Иефаево, и восприими ны, яко благ и человеколюбец. По окончании молитвы был свыше голос: – Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небеси. Мучители, услышав этот внезапный голос, ужаснулись, но мрак, лежащий на их умственных очах, помешал им понять случившееся, так как Дух Святой, Которого они хулили, не пришел разогнать этот мрак. Блаженные отцы предали души свои в руки Божии, умерли от огня в 1276 году по Рождестве Христовом, а по греческой рукописи, находящейся в в Иверской и Ватопедской обителях – 10 октября 1280 года. Всех святых числом было 26, из них монахов было 22 и 4 мирянина. Имена последних нигде не записаны, имена же монахов следующие: Фома, Варсонофий, Кирилл, Михей, Симон, Иларион, Иаков, Иов, Киприан, Савва, Иаков, Мартиниан, Косма, Сергий, Мина, Иосиф, Иоанникий, Павел, Антоний, Евфимий, Дометиан и Парфений. Из них первый, т.е. Фома, был, как сказано выше, игуменом и вел главным образом спор с богомерзкими латинянами, последний же, т.е. Парфений – экклесиархом, который был снесен огненным пламенем с башни на землю и не тотчас умер, но прожив еще тридцать дней и рассказав о всем происшедшем скрывшимся на время и теперь возвратившимся братиям. Он предал душу свою в руки Божии в десятый день ноября, получив венец мученический с прежде пострадавшими братиями. После этого беззаконные латиняне рассеялись по всей Святой Горе, и не скрылись от них ни обитель, ни башня, ни келья и никакое другое монашеское жилище, но все было разрушено или предано огню, а имущество разграблено. Протатом они не в состоянии были тотчас овладеть и, сделав несколько попыток, должны были с большим ущербом для себя отступить на время.

http://isihazm.ru/1/?id=1831

Она опять прошлась и остановилась у большой, под стеклом. фотографии со старинной картины. Справа и слева от озера большие купы дерев, темных, кругловатых; какая-то башня: далекие горы за озером, светлые облака; на переднем плане танцует женщина с бубном и мужчина: пастух, опершись на длинный посох, смотрит на них: на траве, будто для беззаботной пирушки, расположились люди. женщина с ребенком, тоже смотрят. Лодки плывут по бледному озеру. И кажется, так удивительно ясна, мечта- тельна и благосклонна природа; так чисто все. Так дивно жить в этой башне у озера, бродить по его берегам, любоваться нежными, голубоватыми призраками далеких гор. Анне Дмитриевне представилось, что если бы она жила в этой стране, то все иное было бы, и, возможно, она узнала бы ту истинную любовь, высокую и пламенную, которая есть же ведь, наконец! Завтракала она одна, как обычно. Потом вышла на улицу. Хотелось пройтись. Снег мягко скрипел под ногой, падали белые его хлопья, медленно и беззвучно: что-то вкусное, свежее и острое несли они с собой; и, оседая на ветвях деревьев, шапочках барышень, усах мужчин, давали белое оперение, называемое зимой. Анна Дмитриевна шла по Арбату и думала, что любой извозчик, трусцой плетущийся в Дорогомилово, или курсистка, бегущая с лекций, более правы и прочны,-- может быть, даже счастливы, чем она, живущая в своем особняке и тратящая тысячи. Пройдя но Воздвиженке, вышла она на МОХОВУЮ, обогнула Манеж.. направилась вдоль решетки Александровского сада. Начинало смеркаться. Смутно синел снег за оградой, летали вороны, высокие башни в Кремле УХОДИЛИ во мглу. Зажигались золотые фонари. С сердцем, полным печали, тягости, Анна Дмитриевна подошла к Иверской, знаменитому палладиуму Москвы - часовне, видевшей на своих ступенях и царей, и ниших. Купив свечку, взошла, зажгла ее и поставила перед Ликом Богородицы, мягко сиявшим в золотых ризах. Кругом -- захудалые старушки, бабы из деревень; ходил монах с курчавой бородой, в черной скуфейке. Плакали, вздыхали, охали. Ближе к стене Музея занимали места те, кто устраивался на ночь. Ночевали здесь по обету, чтобы три или десять раз встретить ту икону Богоматери, которую возят по домам и которая возвращается поздно ночью. Здесь служится молебен. И невесты, желающие доброй жизни в замужестве, матери, у которых больны дети, жены, неладно живущие с мужьями. мерзнут здесь зимними ночами, когда лихие голубки уносят из Большой Московской к Яру разгулявшихся господ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Москва. Часовня Николая Чудотворца в Сухаревой башне. Иверская часовня в Сухаревой башне /// Объект утрачен Часовня.  Утрачена.   Освящена в честь: Николая Чудотворца Год постройки:1882. Год утраты:1934 (снесена) Адрес: г. Москва, Большая Сухаревская пл. Координаты: 55.77275, 37.632039 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Каменные Сретенские ворота Земляного города, украшенные высокой башней, вместо деревянных, построил царь Петр I. По фамилии командира стоявших в этой местности стрельцов Л.П. Сухарева ворота стали называться Сухаревой башней. Первый ярусы башни были построены в 1692–1693 гг. Сразу же к башне с севера была пристроена небольшая деревянная часовня в честь Иверской иконы Божией Матери, приписанная к Николо-Перервинскому монастырю. Строительство Сухаревой башни было, по-видимому, закончено в 1701 г., а в 1755 г. Иверскую деревянную часовню заменили каменной. Это было небольшое прямоугольное сооружение. Часовню разобрали в 1883 г. «из-за неудобного устройства и расположения» и перевели в западную часть первого этажа башни. К ней примыкали две кельи, находившиеся за иконостасом. Об убранстве часовне ничего не известно. В 1934 г. Сухарева башня была разобрана. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . http://rutlib.com/book/21735/p/10 В ходе разборки Сухаревой башни был сохранен наличник одного из сдвоенных окон третьего этажа. Его перевезли в Донской монастырь, где в то время работал филиал Государственного музея архитектуры. Там его вмуровали в аркаду монастырской стены. Этот наличник сохранился и до наших дней, но доступ к нему ограничен, так как этот участок стены находится на территории, закрытой для посетителей. Часы Сухаревой башни также сохранились, они установлены на Передних воротах музея-усадьбы Коломенское. http://moscow.org/moscow_encyclopedia/ Что связывает Сухареву башню и Передние ворота В июне 1934 года – 85 лет назад – в Москве снесли один из самых красивых архитектурных памятников Первопрестольной столицы – Сухареву башню, построенную в 1695 году.

http://sobory.ru/article/?object=34850

К 1-му десятилетию после основания И. м. относится и появление на Афоне выходцев из Юж. Италии и с Сицилии: в Житии преподобных Иоанна и Евфимия Святогорцев говорится о приезде Льва Беневентского, брата венецианского дожа Беневенто Пандольфа II, и его 6 учеников, к-рые были приняты в И. м. Льва связывало духовное братство с прп. Гавриилом Иверским, их часто видели беседующими. Когда число приверженцев Льва выросло, иверские монахи оказали беневентанцам финансовую помощь в возведении единственного на Афоне лат. Амальфитанцев мон-ря (ок. 993; уничтожен в кон. XIII в., при нашествии каталонцев, сохр. башня), организованного по уставу прп. Венедикта Нурсийского. Ок. 984 г. скончался прп. Иоанн-Торникий и в И. м. наступил кризис. Прп. Иоанн решил вместе с сыном, прп. Евфимием, и неск. учениками уехать в Испанию, где надеялся встретить «немалое число иверийцев [грузин]», чтобы, как указано в Житии, «избавиться от житейских забот, связанных с настоятельской должностью. Ибо он принял ее на себя преимущественно ради блаженного Торникия, чтобы помогать ему в построении и утверждении новой Иверской обители». В 985 г. он покинул мон-рь, однако в портовом г. Авидос его друг, правитель города, воспротивился этому и сообщил в К-поль. Император, не желая упадка И. м., вызвал прп. Иоанна в К-поль и убедил вернуться на Афон и принять настоятельство И. м. (Lefort. 1985. Vol. 1. P. 32-33). Сохранилась дарственная, выданная в нояб. 996 г., где говорится о пожертвовании бывш. мандатора (офицерский чин) Захарии, сына Михаила, своему духовному отцу прп. Иоанну и его Великой Лавре своего имения на о-ве Лемнос, куда входили: ферма, 10 домов, мельница, 4 глиняных кувшина емкостью 500 тетарт (1,25 тыс. литров), виноградник площадью 20 плинфиев (ок. 0,5 га), пахотная земля и пастбище на 2 тыс. модиев, 3 пары волов, 2 коровы и 2 осла (Actes d " Iviron. 1985. Vol. 1. N 11). Однако болезнь вынудила прп. Иоанна передать управление мон-рем сыну, прп. Евфимию, ставшему экономом. В Житии цитируется письмо преподобных Иоанна и Евфимия, относящееся к периоду их совместного управления И. м. и адресованное груз. подвижникам свт. Арсению Ниноцминдскому и прп. Иоанну (Грдзелисдзе), ранее подвизавшимся в Великой Лавре, но затем перебравшимся в Отхтаэклесиа. Преподобные просили монахов прибыть на Афон, с тем чтобы помочь прп. Евфимию в его переводческой деятельности, т. к., будучи настоятелем, он не имел времени на лит. деятельность. Прп. Иоанн и свт. Арсений вначале обосновались в построенных для них келлиях и близ Кареи, в Караве, основали скит во имя прп. Симеона Столпника, а позднее перебрались в И. м. (Lefort. 1985. Vol. 1. P. 34).

http://isihazm.ru/1/?id=748

Второй аналогий находится под иконой Иверской Божией Матери, которая помещается на левом столпе храма Великомученицы Екатерины. В этом аналогии хранятся следующие св. мощи св. угодников Божиих: Иоанна Предтечи, Иоанна Златоуста , Николая Чудотворца, Петра и Алексия Святителей Московских, Иоанна Милостивого, Никиты епископа Новгородского, Исаии епископа Ростовского, Игнатия Богоносца , Авраамия Ростовского, мученика Пантелеймона, св. Пафнутия, часть древа Животворящего Креста Господня, Григория Богослова , Риза Спасителя, архимандрита Поликарпа, мученика Дамиана, часть клобука преподобного Сергия Радонежского; смирна, от волхвов Христу принесенная, власы Царевича Димитрия, великомученика Георгия, великомученицы Ирины, Феодора Тирона, Князя Константина Ярославского, Князя Владимира, Гурия Казанского, Димитрия Чудотворца, Афанасия Патриарха и святых младенцев Вифлеемских 1031 . Печатный антиминс 1612 года 1032 Описываемый нами антиминс 1612 года, ныне находящийся в Патриаршей ризнице, печатан на грубом редком холсте с оловянной доски. Последнее обстоятельство подтверждается присутствием тех мелких штрихов, которые возможны лишь на таком мягком и податливом металле, как олово, где они выходят несколько расплывчато, не так тонко и отчетливо, как на меди, но и не так резко и толсто, как на дереве. Размер антиминса 67,4x49,2 сантиметра. Средина его занята рисунком Положения Спасителя во гроб, в 10 фигур, с семистрочной славянской надписью крупной вязью; в углах четыре символа Евангелистов (тетраморф); кругом, между двух линий, кайма из травного зело -образного орнамента вперемежку со звездами о восьми лучах. Спаситель возлежит на плите гроба, головою вправо от зрителя 1033 ; руки протянуты вдоль тела; на крещатом нимбе, над теменем, видна одна из трех обычных букв – О . У изголовья склонившаяся к Спасителю и обнимающая Его голову Богоматерь; на нимбе буквы ΜР ΘV(hyжho заменить на цслав, если необходимо). Рядом с Ней три жены с печальным выражением лиц, без надписей, – очевидно (по сравнению с другими печатными антиминсами), Мария Магдалина, Мария Клеопова и Мария Иаковля. У ног Спасителя два старца, без надписей, – очевидно, Иосиф Аримафейский и Никодим; затем Иоанн Богослов с надписью над нимбом: IOAh . За гробом семиконечный крест; по сторонам дщицы крупные буквы в размере вязи: ICXC . Под перекрестьем два склонившихся ангела с платами в руках; над каждым надпись скорописного характера: аггл гднь . Гроб в виде прямоугольного ящика; под ним панорама горной цепи. Быть может, резчик хотел изобразить здесь Голгофу и вообще прилежащие гористые окрестности Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

С нач. XVII в. в источниках фигурируют Трехсвятская башня Белого города и одноименные ворота у устья Неглинной, с 1658 г. (Всехсвятские ворота) к 3 святителям было добавлено имя четвертого - митр. сщмч. Филиппа II (Колычева) . О молитвенной помощи взывает к 4 святителям патриарх Никон (Минов) (грамота 1656 г. о моровой язве). В гос. грамотах времени Никона и более поздних упоминаются 4 святителя, так же как и в иконописном подлиннике. Во вновь созданный Валдайский Святоозерский в честь Иверской иконы Божией Матери мужской монастырь патриарх Никон поместил частицы мощей святителей П., Алексия, Ионы и Филиппа ( Васильева Е. Е. «Богоначальным мановением»: песнопение святыням Моск. Кремля//Патриарх Никон: Стяжание Св. Руси. М., 2010. Ч. 2. С. 1038-1050). Во время занятия Москвы Великой армией имп. Наполеона I Бонапарта в 1812 г. гробница П. в Успенском соборе была частично разорена. Архиеп. Дмитровский Августин (Виноградский) с разрешения Синода торжественно открыл мощи П. при освящении 1-й придельной церкви Успенского собора. Совр. серебряная рака с бронзовым посеребренным балдахином сооружена в 1819 г. В 1872 г. в Москве было основано Петра митрополита братство . В 1875 г. было официально установлено празднование Собору 4 Московских святителей, в т. ч. П., по ходатайству митр. Московского и Коломенского свт. Иннокентия (Вениаминова) . Текст акафиста П. составлен А. Ф. Ковалевским и получил одобрение Синода в 1889 г. (изд. в 1900, см.: Попов А. В. Православные рус. акафисты. М., 2013). Реликвии Крест чудотворца П. как главная святыня московской великокняжеской семьи упоминается в завещании вел. кн. Василия II Васильевича Тёмного, к-рый в 1461-1462 гг. передал его старшему сыну Иоанну III Васильевичу (ДДГ. 61. С. 197), а тот в 1504 г. своему наследнику, Василию III Иоанновичу (Там же. 89. С. 362) . Перед своей кончиной в 1533 г. Василий III «снем с собе крест Петра чюдотворца, и приложил ко кресту сына своего и благословил его крестом, и рече ему: «Буди на тебе милость Божия и Пречистыя Богородици, и благословение Петра чюдотворца, как благословил Петр чюдотворец прародителя нашего великого князя Ивана Даниловича, и до ныне; и буди на тебе благословение Петра чюдотворца, и на твоих детех и на внучатех, от рода в род»» (БЛДР. Т. 10. С. 38). Так же поступил Иоанн IV Васильевич Грозный, завещав крест царевичу Иоанну Иоанновичу и отметив, что этим крестом «чудотворец благословил прародителя нашего великого князя Ивана Даниловича и весь наш род» (ДДГ. 104. С. 433 (1572 г.?)).

http://pravenc.ru/text/2580092.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010