из династии Багратидов. Иоанн Торникиос был советником Грузинского царя Давида, но отказался от светской карьеры, чтобы стать монахом. Он принял постриг в Македонии и сначала отправился в монастырь на гору Олимп в Вифинии. Основатели Иверской обители были учениками преподобного Афанасия и основали обитель по его благословению. С тех пор Великая Лавра и Иверский монастырь считаются монастырями-побратимами. Первостроители обители и последующие поколения насельников Ивирона не оставляли своим попечением соотечественников. Так, преподобный Евфимий перевел на грузинский Святое Евангелие и другие душеполезные книги. Благополучие Ивирона было прервано в 1259 году, когда пираты практически полностью разрушили его. Он был восстановлен благодаря помощи вселенских патриархов и вновь занял достойное место среди других монастырей Афона. Указом Константинопольского Патриарха от 1357 года Иверский монастырь был передан в управление грекам, которые к тому времени превосходили грузин численностью. В последующие века Ивирон сильно пострадал от набегов, как и весь полуостров. Он несколько раз восстанавливался на средства, подаренные правителями Византии, Сербии, Грузии и России. В середине XVII века, по приглашению русского царя Алексея Михайловича, иверские монахи прибывают в Москву. Царь просил доставить в столицу чудодейственную икону Иверской Божьей Матери, надеясь, что она поможет излечению его тяжелобольной дочери. Чудо действительно совершилось, и благодарный царь пожертвовал Иверскому монастырю крупную сумму денег. В 1617 – 1626 годах в Иверском монастыре был построен водопровод, в 1622 году – башня и здание причала (арсаны), а в 1674 году была расписана часть Соборного храма. Сильные пожары 1740 и 1865 годов уничтожили большую часть монастыря. Работы по его восстановлению начались год спустя, в 1866 году. С Ивироном тесно связана судьба священномученика Патриарха Григория V. Рядом с обителью на месте кельи, где он подвизался шестнадцать лет, возведен параклис в его честь. В XIX веке Иверский монастырь оказал очень большую финансовую помощь восставшим против турецкого владычества грекам. На нужды освободительного движения монахи пожертвовали некоторые исторические реликвии своей обители. В том числе уникальный серебряный позолоченный подсвечник, в виде лимонного дерева, весом более шестидесяти килограммов. Восставшие, однако, отказались от дара и возвратили подсвечник обители, чтобы «он горел перед иконой Богородицы за православный народ». Интересна история этой реликвии. Лимонное дерево было подарено Ивирону жителями Москвы, о чем свидетельствует стихотворение на русском языке, выбитое на подсвечнике. На надписи указана и дата пожертвования – 30 апреля 1818 года.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Монастырь амальфитанцев, важнейший из трех итальянских монастырей на Афоне, вероятно, жил по уставу св. Венедикта и существовал до XIII в. До наших дней от него сохранилась башня в местности, называемой Морфону. Афанасий питал такие теплые чувства к Иоанну Иверскому, что в своем Завещании назначил его эпитропом Великой лавры. В обязанности последнего входило следить за порядком в монастыре и назначением игумена. Сам Афанасий жаловался на то, что так и не сумел найти достойного преемника. Св. Иоанн скончался уже после смерти святого, его сын, св. Евфимий, также был назначен эпитропом, но не смог должным образом выполнять эти обязанности из-за распрей между греками и грузинами, возникшими в Иверском монастыре. Тем не менее оба монастыря поддерживали дружественные отношения, а игумен Иверской обители ежегодно возглавлял празднование памяти св. Афанасия. После видения ангела св. Фантину (память 30 августа) он с учениками, в том числе с Никифором Нагим, уехал из Калабрии. После кончины тело св. Никифора источало миро. Он не упоминается в Синаксарях и его не следует путать с Никифором, поминаемым 4 мая. В XI в. их число достигнет 700. Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви» , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря 18 июля 2012 г. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии М 19 июля 2019, 20:57 Святой Афанасий и другие монахи!молите Господа Бога о нас грешных! андрей варламов 17 апреля 2018, 19:19 Святой мой миленький Афанасий спасибо тебе за то что позволил по быть с тобой наедине инесса 19 февраля 2018, 23:31 Святой Афанасий!молю тебя!прошу прощения!у Господа и всех Святых!тяжело просить такое..но когда ты знаешь что диагноз старшный!и я немогу ничем помочь своему отцу..прошу облегчить ему ...страдания !ему очень больно и тяжело!я прошу отпустить все его грехи и если он что то сделал не так при жизни...и не мучать и не страдать..я его очень люблю мне сложно его отпускать...Я стараюсь!и хочу что бы ему было хорошо!что бы Господь его принял к себе!и он наблюдал за нами с верху и продолжал любить!!!!

http://pravoslavie.ru/54896.html

Монастырь Ксиропотам, посвященный сорока Севастийским мученикам, едва ли не самый древний на Святой Горе. Ранние монастырские предания называют основательницей монастыря императрицу Пульхерию (450 – 457), дочь императора Аркадия. На берегу до сих пор стоит древняя постройка – «башня Пульхерии». Хотя на том месте, где сейчас стоит монастырь Ксиропотам, были и более ранние монашеские поселения. Однако, согласно данным археологов, основание монастыря относится к X веку. Монастырь получил свое название от имени святого Павла Ксиропотама, человека царского происхождения, жившего здесь отшельником. По его ходатайству, император Роман дал средства на восстановление монастыря. Имя святого Павла упоминается уже в первом типиконе Святой Горы (971). Он был выдающимся духовным руководителем, не одобрял идею создания крупных монашеских общин, которую старался воплотить в жизнь преподобный Афанасий, и прилагал все усилия в борьбе за идеал пустынножительства в маленьких изолированных скитах и отшельнических кельях. Он даже ездил с жалобой на реформы преподобного Афанасия в Константинополь вместе с другими афонскими подвижниками. Но император принял сторону святого Афанасия, и святой Павел возвратился на Афон, продолжал подвизаться и вел строго аскетический образ жизни. Однако после его смерти его община стала общежительным братством по образцу общин преподобного Афанасия и к одиннадцатому веку превратилась в один из богатейших монастырей Афона, владеющим большими земельными участками. Тогда владения Ксиропотамской обители простирались до Иверского монастыря и до монастыря Святого Павла; теперь здесь расположены обители Симонопетра, Григориат и Дионисиат. С течением времени монастырские владения уменьшились, но и теперь Ксиропотаму принадлежат немалые площади, покрытые лесами; особо выделяется каштановый лес. Обитель благоденствовала до начала XIII века. Во время латинской оккупации и в тяжелые годы пиратских набегов Ксиропотам начал приходить в упадок. После Флорентийского собора монастырь принял унию с Римом, по указанию императора Михаила Палеолога и Патриарха Иоанна (Векка). Измена Православию была обличена знамением Божиим: когда представители римского духовенства и монахи Ксиропотама начали служить первую совместную литургию, началось мощное землетрясение, которое уничтожило монастырь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Патриарха Александрийского Афанасия, пространная больница для иноков и больница для прокаженных – единственное прибежище их на всей Афонской горе. К востоку от монастыря на берегу залива возвышается башня и Арсенал – кораблехранилище, назначенное для охранения в пристани небольших кораблей. Недалеко отсюда находится Климентово пристанище, где, как говорит предание, Божья Матерь ступила на Афонскую землю. В разстоянии четверти часа ходу от монастыря на берегу же стоит скромная часовня, воздвигнутая в память явления здесь Иверской иконы Божьей Матери и принятия её благочестивым иноком Гавриилом. Значение Ивера в Иерархии Афонских монастырей; братство его. Иверский монастырь, один из древнейших и знаменитейших монастырей св. горы, в порядке Афонских обителей занимает второе место. Как монастырь штатный, он управляется Эпитропами. Братство его многочисленно. Владения и богатство его. Ивер – один из богатейших Афонских монастырей. Владения его на св. горе простираются на час ходу в длину и ширину. Но, зато ему принадлежат хорошие участки на Каламарии, близ Солуня, богатое имущество в Княжествах – Молдавии и Валахии, в Бессарабии и подворье в Москве, на Никольской улице, с монастырем св. Николая Чудотворца. 5. Котломуш Местоположение Котломуша. Сей монастырь находится за Иверской обителью, к северо-западу от неё на северо-восточном склоне Афона, окружаемый с северной и западной стороны горами и густым лесом, с восточной и южной прекрасной долиной, усеянной садами, виноградниками и уединенными келлиями и простирающеюся до самой границы Иверского монастыря. От Ивера и от берега морского он отстоит на час пути. Название его. Настоящее название монастыря: Куртурмуш. Это слово турецкое, по русски значит: освободился, освобожденный. Вот как объясняют иноки обители это название: В то время, когда враги распространились по всей св. горе и опустошили почти все св. обители, подошли они и к обители Преображения Господня ( так именовался прежде монастырь), готовя и ей такую же участь.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

(1199 г.) за подписью самого св. Саввы и именной его печатью 19 . 6.Ставроникита Местоположение монастыря. Монастырь Ставроникита стоит от Иверской обители и Кареи на час пути и лежит на высоком крутом берегу моря, в 20-ти саженях от воды; с восточной и северной стороны омывается водою. Название его. Название монастыря в переводе с греческого языка на Русский означает: крест ( ςαβρος ) Никиты. Название это объясняют или тем, что здесь прежде поставлен был крест подвижником Никитой, так как на св. горе существует древний обычай – ставить кресты на распутьях и перекрестных дорогах; или тем, что тут в пещере жил и спасался кресторез Никита. Основание его. На том месте, где теперь Ставроникита, с давних пор существовала небольшая обитель, посвященная св. Предтече Господню Иоанну. Разграбленная и опустошенная варварами она долго находилась в запустении. Обновителем её и основателем настоящего монастыря был Патриарх Цареградский Иеремия 1-й в 1653 г. (1536 г.-поправка на полях). Он хотел-было посвятить обновленную обитель снова Предтече Господню; но явление чудотворной иконы св. Христова Николая побудило его посвятить её Мирликийскому чудотворцу. Эта икона была брошена в море иконоборцами. Когда, в присутствии Патриарха Иеремии, рыбаки закинули в море сети, то извлекли её из глубины морской; к ней приросла большая раковина. Когда стали отдирать раковину, на лике Святителя показалась как бы кровь. Икона с торжеством была перенесена в соборный храм, который и был посвящен памяти Святителя Христова Николая Чудотворца. Здания монастыря. Монастырь теснее и меньше всех обителей Афонских. На четвероугольных стенах его расположены тесные келлии в три этажа, трапеза; в южной стене находятся ворота, ведущие в монастырь, и при них высокая сторожевая башня, в которой находится ризница или Скевофилакон. Соборная церковь отличается от прочих церквей на св. горе тем, что не крестообразная, а четвероугольна. Она довольно высока, но тесна. Чудотворный образ Святителя Николая чудотворца находится на правом столбе пред иконостасом.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Вдруг заступлением и покровом Божьей Матери вокруг обители распространился густой мрак, так что враги, не смотря на все усилия, не смогли найти монастырских стен, и должны были оставить обитель. Иноки, спасенные столь чудесным образом, в память этого события переименовали монастырь и назвали его: Куртурмуш, т. е. освободившийся от нашествия врагов. В устах простого народа из слова Куртурмуш образовалось Котломуш, как более легкое для произношения. Основание монастыря. На месте нынешнего монастыря издревле стояла небольшая обитель во имя Преображения Господня. Настоящий монастырь основан в XII-м веке иждивенцем Греческого Царя Алексия Комнина. Во время вторжений варварских он был разорен и опустошен до основания, и возобновлен Господарями и воеводами Валахии Неагулом, Радулом и Ведиласом, которые и считаются вторыми ктиторами обители. Во время Греческого восстания Котломуш потерпел много на равне с другими монастырями. Расположение и здания его. Монастырь имеет вид правильного четыреугольника, обнесенного стеной, из которой с южной стороны возвышается высокий пирг (башня). Кельи каменные, в два и три этажа, идут вдоль стены вокруг монастыря; в стене западной на третьем этаже находится обширная, разписанная священными изображениями, трапеза, , а в северной двое железных ворот. Соборная Церковь в честь и славу Преображения Господня утверждается на четырех каменных столбах, над которыми возвышается глава; Церковь – с мраморным помостом, с притвором, увенчиваемым двумя главами. Внутреннее расположение её крестообразно с полукруглыми оконечностями клиросов. В притворе, по правую сторону, стоит большая мраморная чаша для совершения водосвятий. Святыня. В Котломуше находятся следующие части св. мощей: рука св. муч. Евстратия, перст св. муч. Марины, левая стопа и левая рука св. муч. Кирика, большая кость от колена св. Евстафия Планиды, глава св. Алипия Столпника, рука Преподобно-мученика Харлампия, правая нога св. Праведной Анны. Кроме мощей есть значительная часть Животворящего древа. Библиотека. Библиотека в монастыре не значительна, и находится в большом пренебрежении. Много в ней царских грамот; грамот Валахских Воевод, писанных на пергаменте по славянски, и Цареградских Патриархов: Патриарха Дионисия, Парфения ( данная 1640 г.), Каллиста, Кирилла (1624 г.), Антония (1397 г.). Патриаршие грамоты писаны на пергаменте с оловянными печатями. Владения. Земли, находящейся во владении монастыря, довольно. Ему принадлежит и первая пристань на Афонской горе, самая безопасная для кораблей, называемая Калягра. Она находится к востоку от пристани Иверского монастыря в получасовом разстоянии от него и укреплена высокой башней с келлиями, небольшой церковью и с огромными вратами, куда подводятся корабли. К Калягре пристают большей частью, все корабли, плывущие к Афону.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Юрий 4 марта 2017, 10:29 Наверное, когда неправда в жизни накапливается, она приводит к таким результатам. Мы видим , что что-то делается неправильно и молчим, потому что не хочем лишних неприятностей. Как говорится, себе дороже. Дальше делается что-то еще более неправильное, и мы снова молчим и бездействуем. В результате строится целая пизанская башня лжи и неправды. Когда ее наклон превосходит допустимый предел,-она рушится. Наверное, в глазах Божьих наклон в нашей жизни превысил допустимый. Ведь этим разрушениям войны предшествовал долгий период после развала предыдущего строя. И это все постепенно накапливалось, мы не становились лучше.К сожалению, мы становимся лучше не тогда, когда сами живем лучше. Светлана 3 марта 2017, 21:49 Вот она нескончаемая война добра и зла в наши дни !!! Конец этому злу известен давно. Пока Господь пребудет с нами, мы победим!!! Светлана 3 марта 2017, 12:21 Прости нас Господи и помилуй по великой Твоей милости... Любовь Юрченко 3 марта 2017, 00:16 Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче. Тебе Господь судить ибо Ты сказал " Аз воздам " . Светлана 2 марта 2017, 14:05 Это раны на нашем сердце... Господи, помилуй нас грешных. Прости им, ибо не ведуют, что творят. татьяна 2 марта 2017, 06:47 Вместо тысячи слов...- несколько снимков.Всем кто ищет изъяны и недостатки в Церкви,в священстве.Просто посмотреть эти фото и сделать выводы.И благодарить бесконечно Бога за то,что имеем.Спаси Господь за репортаж! Ирина 1 марта 2017, 18:44 Господи Боже! Спаси и сохрани! Господь Бог! Спаси и сохрани! Milana Valevska 1 марта 2017, 18:08 Батюшки- Ангелы Небесные... 28 февраля 2017, 20:59 Господи,помилуй! Господи,прости! Помоги нам,Боже,Крест наш понести.... Ольга 28 февраля 2017, 10:55 Помощи Божией и вожделенного мира вам, дорогие братья и сёстры! С Великим искупительным Постом. 28 февраля 2017, 09:30 Храни вас Господъ Андрей 28 февраля 2017, 06:41 Прости нам Господи все наши прегрешения и пошли нам милости своей!!! Аминь!!! Наталья Богоявленская 27 февраля 2017, 22:56

http://pravoslavie.ru/101362.html

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Иверон     Иверон Афон               Осн. в 972 г., престольный праздник 15/28 августа, в день Успения. Игумен: архим. Василий. Тел. (30-377) 23643. Факс (30-377) 23248.   История Ивирон имеет множество святых мощей, больше, чем любой другой монастырь на    Афоне .  В отдельном храме при вратах монастырских находится знаменитая чудотворная икона Божией Матери, называемая Портаитисса (Вратарница )Иверская. Чудотворная икона Вратарница, почитаема с IX века.           Иверон. (Рисунок Григоровича-Барского)     Ивер основан в исходе десятого века царственными иноками- св. Иоанном, св. Евфимием и родственником их св. Георгием, происходившими из грузинской династии рода Багратионов. Благополучие Ивера было прервано в 1259 году, когда пираты практически полностью разрушили его. Он был восстановлен благодаря помощи вселенских патриархов и вновь занял достойное место среди других монастырей Афона .     В середине XVII века, по приглашению русского царя Алексея Михайло вича, иверские монахи прибывают в Москву. Царь просил доставить в столицу чудодейственную икону Иверской Божьей Матери, надеясь, что она поможет излечению его тяжело больной дочери. Чудо действительно состоялось, и благодарный царь пожертвовал Иверу крупную сумму денег, а также передал ему монастырь Св. Николая в центре Москвы.       Русский паломник-пешеходец Василий (Григорович-Барский) посетил Ивер в 1744 году. Странник так описал увиденное:         В 1617-1626 гг. в Иверском монастыре был построен водопровод, в 1622 году – башня и здание причала (арсаны), а в 1674 году была расписана часть Соборного храма. Сильные пожары 1740 и 1865 гг. уничтожили большую часть монастыря. Работы по его восстановлению начались год спустя, в 1866 году.         Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца. 1844 г., Афонская Гора:   Собор византийского характера и очень хорош. Меня заняла особенно наружная его галерея своими символическими, библейскими и вооб ще историческими изображениями.

http://isihazm.ru/?id=501&c_pid=2

С особенным пылом, с особенным воодушевлением рассказывал он нам о золотых днях его жизни, когда он восхищался Грановским и другими. К удовольствию моему, я заметил у него на столе сочинения Пушкина, Лермонтова и Кольцова. При этом он продекламировал несколько стихотворений из Пушкина и Кольцова. В настоящее время здесь гостит профессор Санкт-Петербургского университета Цугарелли для исследования документов по иверскому делу 332 . Дело это возникло (или возгорелось) по самому ничтожному поводу, как мне передал о. Товия. Вблизи Ивера есть грузинская келия. Грузины и пожелали в своей церкви построить купол, а греки и не позволили. Это сильно взбесило грузин, которые к тому еще считают монастырь этот принадлежностью грузин. Вследствие они решились доказать документально свои права на владение монастырем 333 . С этою целью их умный старец Венедикт, лично убедившись в существовании в иверской библиотеке документов о принадлежности этого монастыря грузинам, начал дело. В часов семь выехали мы из Ивера. Солнце было на закате. Долго-долго мы любовались Ивером, расположенным при самом море. Его крепкие каменные стены когда-то служили оплотом от вражеских нападений, хотя в настоящее время достаточно двух-трех крупповских пушек 334 , чтобы его разгромить в четверть часа. Над всем Ивером высится огромная пирга 335 , или башня. Эти пирги есть во всех древних греческих монастырях. Назначение их состояло в том, чтобы спасаться от нападений варваров. В эти башни иноки запирались и подступающих варваров или обливали кипятком, или же убивали каменьями через особо приготовленные для этого отверстия, которые и теперь видны. Путь наш теперь лежал по-над морем. Благодаря отсутствию жары путь был не слишком утомителен, хотя приходилось взлезать по страшно крутым юрам и спускаться со страшных стремнин, так что просто волосы дыбом становились; ожидаешь – вот-вот мул скользнет, и ты очутишься на дне бездны. А мул, как нарочно, идет по тропиночке над самою бездною; видно, это удовольствие ему составляет – держать в страхе седока.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Строительство собора, спустя почти 7 лет простоя, было возобновлено лишь летом 1915 года. И уже при Советской власти, когда неспокойно было в губернии и Ярославль еще дымился пепелищем после белогвардейского мятежа, 16 сентября 1918 года состоялось освящение новопостроенного храма с главным престолом в честь Казанской иконы Божией Матери. Зимой 1927—28 годов монастырь закрыли, сестер выгнали. Все огромное хозяйство, леса, пожни, огороды, дворы, двухэтажные, каменные и деревянные дома, скотина, пасека, церковная утварь, счет в банке – все было враз отнято местными властями. В главном корпусе монастыря размещено было общежитие пединститута, а в каменном здании бывшей трапезной организован детский приют. В 1931 году на базе монастыря была организована сельхозартель «Красная Горушка», желающие поселиться в пустующие кельи быстро нашлись. Колхозники зажили хорошо, а хозяйство сразу же стало передовым. В колхоз приезжали новые люди, строили дома. Горушка стала поселком. В Казанском соборе до войны были оборудованы колхозное хранилище и склады, водонапорная башня и работала небольшая электростанция. В алтарной его части одно время действовал даже магазин-сельпо. В 1960е годы собор был передан государству и тем самым остался без присмотра, тогда же и началось его разрушение. Кульминацией разрушения стал пожар в августе 1980 года, когда сгорели его могучие купола. В 1988 году группа энтузиастов, краеведов Данилова, сподвигла горожан на субботники по расчистке храма. Открытый в 1992 году приход просуществовал 11 лет. В июле 2003 года началось возрождение обители. 26 декабря по решению Святейшего Синода на Горушке вновь открылся Даниловский Казанский женский монастырь. Самарский Иверский женский монастырь Россия, г. Самара, Волжский пр., д. 1. В 40х годах XIX столетия у самарцев возникла мысль устроить в городе женскую обитель в надежде, что сия обитель послужит духовному просвещению народа. В октябре 1850 года в Самаре была основана община сестер милосердия, впоследствии ставшая Иверским женским монастырем. Она была создана для «противодействия расколу и молоканской ереси». Молокане, будучи христианами, не признавали священников и храмов и совершали богослужения в обычных жилых домах под руководством выборных пресвитеров. Средства на устройство общины самарцы собирали по подписке. 12 марта 1855 года император высочайше утвердил образование в Самаре Иверской женской общины.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010