Эти земли царь Василий Шуйский пожаловал Лавре еще весной 1609 года в память героической обороны монастыря от польско-литовских войск. В 1630-х годах здесь образовалась лаврская слободка. Ее приходским храмом стала деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом преподобных Сергия и Никона, игуменов и чудотворцев Радонежских. По пути из обители в столицу в этих местах останавливались насельники Лавры: Троицкая дорога проходила как раз мимо Троицкой слободы. В начале дороги в 1695 году была выстроена знаменитая Сухарева башня. И в XVIII веке Подворье получило название Троицко-Сухаревского. В 1815 году оно становится постоянной резиденцией московских митрополитов – настоятелей Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Поэтому и в документах, и в литературе Троицко-Сухаревское подворье часто называлось Митрополичьим. Первым здесь поселился архиепископ Августин (Виноградский) – духовный писатель и блестящий проповедник. В 1819 году его сменил митрополит Серафим (Глаголевский) . А с 1825 года на долгие 46 лет хозяином Подворья становится митрополит Филарет (Дроздов) . Он пожертвовал значительную сумму денег на устройство благотворительного учреждения при Троицкой церкви. В 1868 году сюда переезжает новый Московский митрополит Иннокентий (Вениаминов) , просветитель Алеутских островов и Аляски. При нем восточной стороны домовой церкви Митрополичьих палат был достроен второй придел. 17 сентября 1875 года его освятили в честь Иверской иконы Божией Матери. В 1898 году на Московскую кафедру вступает митрополит Владимир (Богоявленский) – строгий и мудрый архипастырь, пламенный проповедник. При нем над домовым храмом возводится световой барабан, сооружается купол и устраивается колокольня. 1 сентября того же года митрополит Владимир в сослужении наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Павла (Глебова) совершил полное переосвящение храма. Святитель Макарий (Невский) , ревностный миссионер, просветитель алтайского края, молитвенник и аскет занимал московскую кафедру с 1912 по 1917 год. При нем в 1913-1915 годах возводится трехэтажный надвратный корпус.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Троицы_Жи...

Постепенно происходило восстановление московских святынь. 10 (23) ноября 1812 года, преосвященный Августин, совершив литургию в Сретенском монастыре, читал от себя особую молитву со слезами, прерывавшими чтение ее, а потом перенес с крестным ходом икону Иверской Богоматери в часовню у Воскресенских ворот и до поставления образа на прежнее место совершил водосвятие перед дверьми часовни, вокруг которой развалины строений и обгорелые стены домов покрыты были народом . Из Сретенского монастыря владыка Августин ездил в Вифанию для погребения Московского митрополита Платона, скончавшегося 11 (24) ноября . 19 ноября, во вторник, по случаю знаменитых побед, одержанных мужеством и храбростью наших войск при г. Красном (5 и 6 ноября), в Сретенском монастыре был соборно совершен преосвященным Августином благодарственный молебен. Перед его началом Господин Главнокомандующий в Москве, граф Федор Васильевич Растопчин, читал донесение Его Императорскому Величеству Главнокомандующего армиями, князя Голенищева-Кутузова об этих победах. Торжество сопровождалось пушечною пальбой из шести французских орудий, и во весь день был по всем церквям колокольный звон . 1 (14) декабря 1812 года преосвященный Августин освятил Покровский собор и Китай-город, 12 (25) декабря – Белый город. Продолжая заниматься делами, архиепископ Августин в январе переместился из Сретенского в Богоявленский монастырь, который заменял кафедру до открытия Архангельского собора . 2 (15) сентября – 12 (25) октября 1812 года Захватчики в Сретенском монастыре Решение фельдмаршала Кутузова сдать Москву Наполеону без боя было принято вечером 1 (14) сентября на военном совете в подмосковной деревне Фили. Вечером 2 (15) сентября она была занята Наполеоном, и с этого времени по 11 (24) октября неприятель находился в Москве – рушил, грабил, убивал, осквернял святыни. Зверства французов в Москве С самого вступления неприятеля в город начались пожары. Сперва загорелись москотильные лавки и гостиный ряд в Китай городе, потом вспыхнуло пламя в Балчуге и запылал в Земляном городе каретный ряд. В ночь с 3 (16) на 4 (17) сентября огонь охватил большую часть столицы, достиг Кремля, загорелись конюшни близ дворца и арсенальная башня. В продолжение трех суток в Москве сгорело три четверти всего числа домов (из 9257 строений, считавшихся в Москве до неприятельского нашествия, сгорело 6496), большая часть церквей была разрушена, либо разграблена. За несколько дней город превратился в пустыню, усеянную грудами развалин, среди которых возвышались трубы обгорелых и сгоревших домов и немногие уцелевшие церкви .

http://pravoslavie.ru/58354.html

По всему этому пути ехал я более часа, потому что не торопился. Наконец предстала предо мной древняя обитель Иверская. Перед северными воротами её у большого каменного струйника я спустился с мула своего, и с благоговением вошёл в эту обитель, предводимый высланным встретить меня монахом. Иду медленно по двору св. обители, устланному камнями и камешками, смотрю в оба. В середине её стоит древний собор, перед ним с запада огромная братская трапеза с пристроенной к ней колокольней, и перед ними водосвятный фиал, вроде сквозной ротонды с куполом, покоящимся на колоннах самой тяжёлой и неуклюжей работы. А на всех четырёх сторонах обители, составляющих удлинённый параллелограмм, высятся двухъярусные кельи, инде с открытыми галереями перед ними. На южной стороне взгромождена высокая башня с прилегающей к ней многоугольной бойницей, которую Греки называют Промахон. Эта бойница вдаётся внутрь монастырского двора, а за ограду его не выступает. Значит, она поставлена таким образом, как последняя защита от неприятеля, уже вторгшегося внутрь монастыря. В нём кроме главного Собора ещё есть две малые церкви: одна у самых ворот обители супротив северной стороны Соборного храма, а другая поодаль от неё к востоку. В первой стоит чудотворная икона Иверской Божьей Матери, а вторая освящена во имя св. Иоанна Предтечи. Во время осмотра обители я не видел ни одной живой души. Все спали, дабы во всю ночь славословить Бога. А я не мог заснуть в отведённой мне келье, к счастью новенькой, опрятной и без насекомых. За несколько минут до начала всенощного бдения я представился первому Проэстосу обители, отцу Серафиму, а от него ушёл в собор, где и поместился на левой стороне в первом возвышенном стоялище, στασδι. Стою тут и смотрю в небо храмового купола, легко покоящихся на четырёх беломраморных колоннах. К стенкам его прикреплены медные длинные пояса, составленные, шириною пальца в четыре. Всех их десять. Из купола они спущены в середину храма, и своими концами соединены с так называемым хоросом, висящим среди церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Преображенский. Спасо-Преображенский мужской монастырь. Надвратная церковь Иверской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Спасо-Преображенский мужской монастырь. Надвратная церковь Иверской иконы Божией Матери. Храм Иверской иконы Божьей Матери расположен над северными вратами монастыря. На сегодняшний день в нем заменены деревянные полы и ступени, проведены внутренние отделочные работы. Храм действующий. От храма в обе стороны расположены корпуса, которые заканчиваются башнями - это северо-западная башня и северо-восточная. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=46698

Далее: Воронкова Маша – 1-я Безымянная башня и пороховой склад в ней, Панюнин Коля - Тайницкая башня и ее стрельница. Антонович Леша рассказал о реке Москве, ее притоках и городах. Далее: Семенова Маша - Благовещенская башня и Портомойные ворота, Гурьев Коля – Водовзводная башня и водоподъемная машина Христофора Галовея, Ермола Аня - Кремлевская набережная. Вместо болящей Тихановой Насти о Боровицкой башне ее подземных ходах и покушениях на Брежнева рассказывала Татьяна Станиславовна. Ваня Лабациев рассказал о реке Неглинной, а Усова Варя об Александровском саде на этой реке. Историю Оружейной башни, вместо того же Данилы, ярко и красочно поведала Ирина Евгеньевна Воронкова. Яхно Ира сорвала аплодисменты слушателей рассказом о Комендантской башне Московского Кремля и Кремлевских звездах. Далее: Семенова Маша – самая высокая Троицкая башня, Усова Варя – барбакан - Кутафья башня, Рымынова Настя - Обелиск к 300-летию Романовых и Средняя Арсенальная башня. У могилы Неизвестного солдата ребята выслушали рассказ Кирилла Юрьевича и помолились об упокоении убиенных воинов. Панюнин Коля говорил об Угловой Арсенальной башне с родником, Мельничук Маша - о Никольской башне, иконе Николы Можайского и о месте трагической гибели Великого князя Сергея Александровича. Вновь вернувшись на Красную площадь, усталые и замерзшие вспомнили о слоне из жарких стран, которого посольство аравийского царя, с богатыми дарами, подарили государю Иоанну Васильевичу. Жил он в компании львов, которых прислала в дар Иоанну IV английская королева как раз возле Никольской башни. В конце экскурсии Лефтерова Юля рассказывала о Сенатской башне и захоронениях рядом с ней, о Воскресенском мосте и Иверской часовне. На следующем уроке Мировой художественной культуры ребята вспоминали экскурсию и все самое интересное про башни. Так мы ходили вокруг Кремля. А 19 декабря, на Николу зимнего, пойдем внутрь, на экскурсию по самому Кремлю. © Православная классическая гимназия " Радонеж " , 2000-2024. При использовании материалов обязательна ссылка на сайт гимназии: www.gymnasia-radonezh.ru

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/101...

Вдруг внимание мое привлекли голоса. Я тихонько выглянула. Перед башней — там, где прежде была водосборная площадка, — стояла группа экскурсантов. Жирный экскурсовод-грузин, размахивая руками, вещал: — …Меж тем, как мы теперь, в Советском Союзе, умеем строить быстро, крепко, красиво и дешево, монахи использовали самые примитивные способы строительства. С моря налетел порыв ветра, пошевелил тяжелые плети плюща, обвивающего башню. Мне показалось, что сама башня горестно вздохнула и ветерок унес ее печальные слова: — Века пронеслись надо мною… Ни непогода, ни ураганы, ни вражеские набеги, ни корни мощного плюща не смогли сдвинуть ни одного камня моих стен. Не советская ли власть, не советский ли динамит нанесли смертельное увечье моей «примитивной» монашеской кладке?.. Но вряд ли эта жалоба дошла до сознания этих людей. Очищение от скверны на Афонской горе Я не спеша шла в гору, осматривая развалины, носящие те же следы нашей «культуры», и пыталась мысленно восстановить эту груду обломков и догадаться, каково было их первоначальное назначение. Но вот вершина горы. С душевным трепетом перемахнула я через каменную ограду — все-таки это монастырская ограда. Можно было дойти до калитки, но меня отталкивал топот, свист, пение и смех экскурсантов. Хотелось отмежеваться от них, как от чего-то непристойного. Кроме того, я хотела спокойно порисовать, а затем, когда стемнеет, прикорнуть на суховатой траве, покрывающей жесткую каменную крошку. Стемнело неожиданно быстро. Я не успела закончить рисунок и решила здесь же выспаться, а утром закончить этюд. Мне казалось, что красивее Иверской горы ночью не может быть места на черноморском побережье, но я убедилась, что природа многолика и красота ее до того многообразна, что, наслаждаясь ею, нельзя воскликнуть, подобно Фаусту: «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!» Ведь каждое мгновение прекрасно по-своему. Впрочем, прав и Маленький Принц, сказав, что самое прекрасное — это то, что видишь сердцем. Мое сердце за долгие годы неволи и каторжного труда так изголодалось по прекрасному, что поглощало его в неимоверном количестве и никак не могло им насытиться, точнее — пресытиться. Но если верно говорят, что разделенное горе — полгоря, а разделенная радость — двойная радость, то для полной радости мне не хватало возможности ею поделиться.

http://azbyka.ru/fiction/skolko-stoit-ch...

В 1489 г. в И. м. было всего 50 монахов, что свидетельствует об упадке обители (Idem. Р. 23), характерном и для др. мон-рей Афона в этот период. Однако, по сведениям мусульм. податного реестра, в 1520 г. в И. м. подвизался уже 151 монах (Lowry. 1981. S. 125; Lefort. 1995. Vol. 4. Р. 23). Афонская документация 2-й пол. XV-XVI в. позволяет судить о временном понижении статуса И. м.: его игумен ставил подпись после подписей прота и игуменов Великой Лавры, Ватопеда и Хиландара, что обусловлено поддержкой, оказываемой серб. правителями своему мон-рю. В 1486 г. Хиландар пытался оспорить принадлежавшие И. м. поля, пастбища и сенокосы Комитиссы, расположенные на северо-западе Афона (Actes d " Iviron. 1995. Vol. 4. N 100). Иверские монахи в 1492 и 1503 гг. были вынуждены пойти на компромисс и совместно с монахами Хиландара владели территорией, принадлежавшей И. м. с XI в. Сперва Хиландар, а затем Ватопед навсегда изгнали И. м. из Комитиссы (Lefort. 1995. Vol. 4. Р. 28-29). В кон. XV - нач. XVI в. И. м. пользовался покровительством рода Джакели-Цихисджварели, представителей правящей династии груз. княжества Самцхе-Саатабаго, сведения о чем сохранились в 3 записях 162-164) «Книги агап» (Хаханашвили. 1901; Метревели. 1998. С. 184-187; Бердзенишвили. 2007. С. 275-276) и в др. материалах иверского архива. Так, атабаги Кваркваре Великий (1451-1498) и его сыновья Кайхосро (1498-1500) и Мзечабук (1500-1515) передали мон-рю значительные пожертвования; на их средства были восстановлены башни-бастионы и часть келлий, заново выстроены главная башня, больница, надстроены боковые главы кафоликона, возведена и расписана наружная галерея храма. Ктиторские портреты Кайхосро и Мзечабука, а также груз. царей, имеющих особые заслуги перед И. м., были включены в программу росписи (Порфирий (Успенский). 1877. Ч. 1. Отд. 2. С. 190; Натроев. 1909. С. 56). В 1883 г. по указу греч. настоятеля мон-ря фрески были записаны, надписи переделаны (Марр. 1900. С. 73; Кончошвили. 1901. С. 175-176; Надареишвили. 1903. С. 268-269). Сведения «Книги агап» подтверждает греч. надпись на зап. стене кафоликона, где указано, что в сент. 1513 г. были закончены строительные работы в церкви и на башне; также были отремонтированы проемы в монастырских стенах для стрельбы из орудий (Millet, Pargoire, Petit. 1904. P. 67. N 220).

http://isihazm.ru/1/?id=748

Напрасно кто говорил бы им, что седьмой вселенский собор, восстановляя иконопочитание, вместе освятил и изящество художественного вкуса: они не поняли бы такого наставника, или ответили бы ему, что равночестны все образа, какие бы они ни были, и что катехизис учит почитать не их, а тех, кого они представляют. Но оставим их в покое, и займёмся дальнейшим обозрением достопримечательностей Иверской лавры. На берегу моря близь лодочной пристани высится башня, в которую втягивают мореходные лодки, та самая, которую под названием арсаны кропотливо описал Барский. Она сооружена в 1622 году при игумене Григории; а в 1626 году игумен Иеремия устроил церквицу в верхнем ярусе её. (Архив. Надпись.) «У самых ворот Ивера по правую сторону мощёной дороги, ведущей в сию обитель, устроен большой водоём, обложенный камнем и облицованный спереди мрамором под стать фонтану. Из него вода получается через кран. Вверху его на мраморном камне начертана надпись на греческом языке: „Сия вода проведена издалека иждивением архонта Сермазана Ивира и Николая постельника из Валахии, и содействием и усердием игумена Гавриила уроженца Афинского. Окончена работа сего водоёма в лето седмь тысяч десятью десять да двадцать, сентября 28-го“. Замысловато сие летосчисление. Считай его так: 7000 + 10 10=7100 + 20=7120: и разумей, что водоём был устроен в 7120 году от Адама, или в 1619 от Христа, вычитая из 7120–5501 год, протекший от создания первого человека до Рождества Христова. В этот ём вода доведена из двух горных мест в разные времена. Родник её нашёл и открыл Григорий в первое игуменство своё ранее 1613 года, в который Радул воевода Угро-влахийский призвал его в своё княжество и подарил Иверской лавре Троицкий монастырь с имениями. Потом в 1617 и 1618 году складен был на извести каменный водопровод с черепичными трубами, σουλινρια, внутри его, а в 1619 докончена была постройка его при игумене Гаврииле. Строили же его мастера иеромонах Пахомий, старец Мефодий кузнец, старец Матфей, монах Пахомий и монах Клеоник: а на материалы и на рабочих издержаны были 60.000 аспр, не считая пищи и питья, νευ τ σα φαγαν κα πιαν.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Народный молебен на Васильевском спуске 24 мая 2012 года 24 мая 2012 года, в День славянской письменности и культуры, на Васильевском спуске был совершен народный молебен перед великой святыней – древнейшим на Руси списком Иверской иконы Божией Матери, недавно переданной Русской Православной Церкви. Молебен служили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним, а также многочисленные иерархи и духовенство. Фото: Иван Правдолюбов/ Православие.Ru Комментарии читателей 2012-06-08 18:02 Ольга(мама Ванятки) : Слава Богу за все!!! Какое счастье,что мы можем так свободно молиться,шествовать Крестным ходом.С нами Царица Небесная-Заступница. 2012-06-05 13:41 Татьяна : Как радостно, что столько собралось верующих! Видно, что " С нами БОГ " . Верю в возрождение России и выход Русской Православной Церкви из ВСЦ (всемирного совета церквей). 2012-05-26 17:55 Наталья : Слава Богу за все!!! 2012-05-26 15:46 елена : всё хорошо только мало фотографий 2012-05-26 15:41 мари : нормально 2012-05-25 21:48 Дмитрий : Похвально. Ваш комментарий HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Народный молебен на Васильевском спуске 24 мая 2012 года 24 мая 2012 года, в День славянской письменности и культуры, на Васильевском спуске был совершен народный молебен перед великой святыней – древнейшим на Руси списком Иверской иконы Божией Матери, недавно переданной Русской Православной Церкви. Молебен служили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним, а также многочисленные иерархи и духовенство. Фото: Иван Правдолюбов/ Православие.Ru Спасская башня Кремля Фото: Иван Правдолюбов/Православие.Ru Комментарии читателей 2012-09-23 16:27 Юлия : Умом Россию не понять. Как много противоречивого в самом сердце Москвы. Икона, колокола, золотые двуглавые орлы и рубиновые пятиконечные звезды. Но Слава Богу, Россия жива в своем белокаменном уборе и сиянии золотых куполов молитвами великих земных ангелов. Ваш комментарий

http://pravoslavie.ru/foto/image5756.htm

При открытии в окт. 1799 г. новых епархий настоятель Юрьева мон-ря архим. Амвросий (Келембет ; впосл. архиепископ) стал епископом Оренбургским и Уфимским, а настоятель Валдайского Иверского мон-ря архим. Феофилакт (Русанов) - епископом Калужским и Боровским. Для «заведения» в Уфе мон-ря еп. Амвросий «выпросил» у митр. Гавриила эконома Новгородского архиерейского дома и настоятеля Деревяницкого мон-ря игум. Лаврентия. 16 окт. 1799 г. имп. Павел I освободил митр. Гавриила от управления С.-Петербургской епархией, оставив ему титул митрополита Новгородского и Олонецкого. С переездом в конце того же года на жительство в Новгород митр. Гавриил смог уделить гораздо больше времени проблемам Новгородской епархии. Серьезное внимание владыка обратил на состояние мон-рей. В частности, выяснилось, что Кириллов Белозерский мон-рь «до крайнего упадку от настоятеля доведен; башня упала, и многие здания к тому же наклоняются». В результате по представлению Гавриила настоятель мон-ря архим. Каллист (Звенигородский) 7 марта 1800 г. был уволен на покой. В февр. 1800 г. по инициативе митрополита бывший ранее наместником Александро-Невской лавры архим. Иосиф (Чапужников), добившийся успехов «в устройстве монашествующих», стал настоятелем Александрова Свирского мон-ря, где сразу ввел устав, во всем сходный с Валаамским. В том же году лаврский иером. Товия (Трубачевский), возведенный в сан игумена, возглавил Клопский мон-рь. Бывш. лаврский иером. Мисаил (Джурский), с 1798 г. являвшийся строителем Антониева Дымского мон-ря, получил в управление в сане игумена Отенский мон-рь; его место занял иером. тихвинского Большого Успенского мон-ря Герасим (Гайдуков), находившийся ранее в послушании у мон. Игнатия (Ушакова). В 1800 г. в качестве приписного к Николаевскому Розважскому монастырю был восстановлен Перекомский мон-рь в Поозерье. А. К. Галкин Новгородская епархия в 1800 г.- нач. XX в. 19 дек. 1800 г. митр. Гавриил (Петров) был почислен на покой и остался жить в Новгородском архиерейском доме. Новгородская кафедра вновь получила общего архиерея с С.-Петербургской: им стал архиеп. Амвросий (Подобедов) , возведенный 10 марта 1801 г. в сан митрополита Новгородского, С.-Петербургского, Эстляндского и Выборгского (с 4 дек. 1803 именовался митрополитом Новгородским, С.-Петербургским, Эстляндским и Финляндским). В июне 1801 г. митр. Амвросий впервые посетил Новгород и приветствовал свою паству в Софийском соборе. Впосл. он неоднократно посещал Новгородскую губ.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010