Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Болгарии скончался известный старец и духовник настоятель Коколянского монастыря архимандрит Назарий (Терзиев) 13.06.2011 9 июня в Болгарии скончался известный старец и духовник настоятель Коколянского монастыря архимандрит Назарий (Терзиев) . Согласно духовному завещанию почившего, продолжить его дело в качестве настоятеля обители мог бы его духовный сын иеромонах Феоктист (Димитров), представитель Болгарского Патриарха в Москве, сообщает сайт «Двери.Бг». Известно, что старец оставил личное посмертное письмо на имя Патриарха Болгарского Максима, но пока неясно, удовлетворят ли эту посмертную просьбу старца Патриарх и Синод Болгарской Церкви , которые в начале этого года направили иеромонаха Феоктиста на служение в Москву. Архимандрит Назарий (в миру — Николай Терзиев) родился 27 ноября 1933 г. в Несебре. После получения образования работал картографом, но в 1960 г. ушел в Рильский монастырь и вскоре принял монашество. Потом он нес послушания в Бачковском монастыре. В 1965 г. был поставлен настоятелем Коколянского монастыря, которым и оставался до своей смерти. В отпевании архимандрита Назария 10 июня приняли участие митрополит Неврокопский Нафанаил, епископы Браницкий Григорий и Знепольский Иоанн, а также большое число священнослужителей и мирян из разных уголков Болгарии. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 14.06.2011 08:58:19

http://drevo-info.ru/news/10869.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 День прославления мощей святителя Евфимия, патриарха Тырновского, впервые отметила Болгарская Церковь 24.10.2023 22 октября Болгарская Православная Церковь впервые отметила новый праздник - день прославления мощей святителя Евфимия, патриарха Тырновского . Это был последний и самый известный патриарх Второго Болгарского царства, писатель и книжник. Память его почитается 20 января . Как сообщает болгарский телеканал NOVA, мощи были найдены в 1905 году при раскопках в соборе Бачковского монастыря, где патриарх провёл последние годы. Однако учёные не были уверены в подлинности останков, и их поместили в Национальный церковный историко-археологический музей. Болгарский Священный Синод официально признал подлинность мощей на своём заседании 3 октября. Перед днём прославления мощи на несколько дней привезли в столицу Болгарии и выставили в храме святой Мариамны. Во время встречи мощей Патриарх Неофит первым поклонился святыне и вложил в раку знаки патриаршего достоинства - драгоценную панагию и крест, а также молитвенные чётки и свой патриарший посох, которые теперь будут храниться вместе с мощами. Как сообщают болгарские СМИ, в храм поклониться святыне пришли тысячи паломников. В субботу мощи были возвращены в Бачковский монастырь, где они теперь будут покоиться. Главное празднование состоялось 22 октября, когда мощи святителя Евфимия были крестным ходом перенесены в Успенский собор Бачковского монастыря. Торжественное богослужение возглавил митрополит Ловчанский Гавриил. За богослужением вместе с насельниками монастыря молились тысячи паломников, мэр Пловдива и губернатор региона, а также послы православных стран. Перед храмом образовалась огромная очередь из мирян, желающих поклониться святыне, сообщают болгарские СМИ. Gorthodox.com / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 25.10.2023 02:36:13

http://drevo-info.ru/news/29426.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Синод Болгарской Православной Церкви решил не выступать с официальным обращением по поводу раскрытия досье спецслужб коммунистического периода 17.02.2012 Синод Болгарской Православной Церкви решил не выступать с официальным обращением по поводу раскрытия досье спецслужб коммунистического периода, согласно которым 11 из 15 митрополитов ранее были агентами, сообщает болгарское издание «Монитор». Досье были раскрыты в середине января 2012 г., но до сих пор митрополиты не могут достичь единого мнения по этому поводу. В начале заседания Патриарх Болгарский Максим подчеркнул, что подобное заявление должно быть принято единогласно, так чтобы каждый из членов Синода его подписал. Митрополиты Ловчанский Гавриил и Доростольский Амвросий, на которых не было обнаружено досье, заявили, что за сотрудничество с органами каждый должен извиняться персонально, так как некоторые иерархи долгое время активно сотрудничали с органами, а другие лишь иногда писали отчеты о заграничных командировках. «Мы не приняли общую декларацию, потому что каждый, согласно собственной совести и сопричастности к спецслужбам, должен говорить лично», — заявил митрополит Гавриил. Также на Синоде было принято решение о приглашении Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Болгарию в апреле этого года и утверждена программа его визита. Святейший Патриарх Кирилл прибудет в Софию 28 апреля и направится в Бачковский монастырь, чтобы поклониться чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, а затем посетит кафедральный собор св. мученицы Марины в Пловдиве. 29 апреля Патриарх Московский и всея Руси совершит богослужение в кафедральном храме-памятнике св. блгв. Александра Невского в Софии, затем встретится с болгарскими политиками, русской общиной и организациями соотечественников в Болгарии. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 18.02.2012 10:16:55

http://drevo-info.ru/news/12403.html

Пловдив, 26 августа, Благовест-инфо. Панихида по грузинам, погибшим в ходе конфликта в Южной Осетии, и молебен о мире в Грузии состоялись 22 августа в Бачковском монастыре (Болгария), сообщает ежедневник «Plovdiv-online» . Инициатором проведения молебна перед чудотворной Бачковской иконой Пресвятой Богородицы стало посольство Грузии в Софии. Богослужение возглавил настоятель монастыря епископ Агатонийский Борис (Добрев), который в 1991-2001 гг. был настоятелем Болгарского подворья в Москве. Место для молебна было выбрано не случайно: Бачковский монастырь около 1083 г. основал как место для своего погребения видный византийский полководец грузинского происхождения Григорий Бакуриани, отмечает агентство «Фокус» . На богослужении присутствовали грузины, проживающие в Болгарии, а также посол Грузии в Болгарии Михаил Уклеба. Георгий Абуладзе, грузин, долгое время проживающий в Пловдиве, сказал: «Мы организовали молебен в память погибших в военных действиях в Грузии, за мир, стабильность и благоденствие всего Кавказского региона». По словам посла М. Уклебы, в Болгарии сейчас проживают около 130 грузин, в основном в Софии, Пловдиве, Варне и Плевене. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Петрицонском монастыре» найдены статьи: БАЧКОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ - см. Петрицонский мон-рь ПЕТРИЦОНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Петричская, Бачковская), чудотворная, древнейшая из икон Пресв. Богородицы на территории Болгарии; находится в Петрицонском монастыре Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Петрицонском ...

Основная вина за грехи народа лежит на «пастырях Израилевых», которым Иезекииль посвящает отдельное пророчество. Вместо того чтобы заботиться об овцах, они лишь «пасли самих себя... ели тук... откормленных овец закалали, а стада не пасли» (Иез 34. 1-3). Те, кому поручено Богом укреплять слабых, врачевать больных и возвращать угнанных, покинули сынов Израилевых, которые «рассеялись... без пастыря и, рассеявшись, сделались пищею всякому зверю полевому» (Иез 34. 2-6). Бог накажет неверных пастырей - запретит им пасти овец и лишит их возможности «пасти самих себя» (Иез 34. 10). Он Сам соберет овец «из всех мест, в которые они были рассеяны в день облачный и мрачный», будет пасти и «покоить их» на тучных пажитях, «на горах Израилевых» (Иез 34. 11-16). Бог обещает поставить над овцами истинного пастыря, раба Своего Давида, заключить с ними «завет мира» и даровать им благословение (Иез 34. 23-26). Его овцы «не будут уже добычею для народов», они перестанут гибнуть от голода и диких зверей. Обращаясь к сынам Израилевым, Бог называет их овцами и обещает Свое покровительство: «И узнают, что Я, Господь Бог их, с ними... и что вы - овцы Мои, овцы паствы Моей...» (Иез 34. 28-31). По указанию Бога Иезекииль обращается к горе Сеир (по-видимому, речь идет о гористой местности, в к-рой жили идумеи; эта местность находилась восточнее долины Араба - Zimmerli. 1983. Vol. 2. P. 234). Бог отомстит горе Сеир за то, что ее жители враждовали с сынами Израилевыми и предавали их «мечу во время несчастья их» (Иез 35. 1-5). Он опустошит гору Сеир, сделает ее «пустою и безлюдною степью», пустыней, наполненной убитыми (Иез 35. 6-9). Ее жители радовались несчастьям «двух земель» (Израиля и Иуды), а потому и она будет наказана, «и вся Идумея вместе» с ней (Иез 35. 10-15). Пророчество о восстановлении нового Израиля Видение прор. Иезекииля. Роспись костницы Бачковского мон-ря, Болгария. 2-я пол. XII в. Видение прор. Иезекииля. Роспись костницы Бачковского мон-ря, Болгария. 2-я пол. XII в. От имени Бога Иезекииль обращается со словом утешения к сынам Израилевым. Чтобы вознаградить Свой народ, понесший «на себе посмеяние от народов» (Иез 36. 6), Бог призывает горы Израилевы: «...распустите ветви ваши и будете приносить плоды ваши народу Моему Израилю; ибо они скоро придут». Нынешнее опустошение сменится изобилием: Бог умножит «людей и скот, и они будут плодиться и размножаться», земли будут «возделываемы и засеваемы», «заселены будут города и застроены развалины» (Иез 36. 8-11). Земля, ставшая местом гибели для мн. людей, не будет «более слышать посмеяния от народов», потому что ее народ будет благоденствовать (Иез 36. 13-15).

http://pravenc.ru/text/293579.html

св. Петки в Софии (1581). Его произведения являлись образцами т. н. синтетического стиля, в к-ром еще сильны были традиции визант. периода. Позже здесь работали мастера Вело (Евангелие для Драгалевского мон-ря, 1648) и Постол (1719). С нач. XVII - сер. XVIII в. производство ювелирных изделий осуществлялось в районе Бачковского мон-ря; отличительной чертой искусства местных мастеров было использование для изготовления окладов Евангелий отдельных серебряных пластин в технике филиграни. Наиболее значительным произведением этой школы является т. н. Венецианская дарохранительница (1637), изготовленная мастером Зафиром Златым. Венецианская дарохранительница. 1637 г. Мастер Зафир Златый (Бачковский мон-рь) Венецианская дарохранительница. 1637 г. Мастер Зафир Златый (Бачковский мон-рь) Миниатюрные произведения церковной резьбы по дереву создавались в рамках традиций визант. мелкой пластики и являлись естественным продолжением средневек. резьбы по слоновой кости и стеатиту. Подобный вид искусства был распространен в странах, испытавших влияние визант. культуры переходного периода. Центрами его развития являлись в первую очередь мон-ри Афона. Сохранились сведения о том, что уставами нек-рых монашеских братств предписывалось изготовление миниатюрных резных деревянных предметов. В технике миниатюрной резьбы по дереву изготовлялись кресты, панагии, небольшие иконы, в т. ч. диптихи и триптихи. На крестах в зависимости от их размеров изображались сцены праздников и Страстей Христовых, иллюстрации ветхозаветных событий, отдельные святые и ангелы. Материалом для изготовления рельефов служили самшит, кипарис, липа и грушевое дерево. Церковное шитье XV-XVII вв. продолжило традиции визант. шитых тканей, сохранившихся в ряде крупных мон-рей, расположенных в порабощенных балкан. землях. Особенно распространенной была продукция молдо-влахийских мастерских (к северу от Дуная). В болг. музеях и коллекциях хранится лишь небольшое количество произведений этого периода. Среди лучших образцов - Тырновская (1569) и Врачанская (1623) плащаницы, использовавшиеся в чинопоследовании Погребения Христа, новом в этот период, воздух с изображением сцены Причащения апостолов из Охрида (XVI в., СНИМ).

http://pravenc.ru/text/149669.html

Выставка «Шедевры иконописи XIII-XIX вв. из музеев и частных собраний Болгарии» открывается в Государственном историческом музее 2 сентября 2009 г. 13:30 2 сентября 2009 года в Государственном историческом музее (Красная площадь,1) откроется выставка «Шедевры иконописи XIII-XIX вв. из музеев и частных собраний Болгарии». Организаторы экспозиции — Министерство культуры Республики Болгария, Министерство культуры  РФ, Национальный исторический музей (София), Государственный исторический музей и Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО. Выставка представляет искусство иконописи Болгарии — одного из главных центров христианской культуры в Европе. Богатство и разнообразие икон иллюстрируют зрелость болгарского иконографического творчества, многочисленность тенденций и поисков в различные периоды истории. Произведения отобраны из коллекций Национального исторического и Церковного историко-археологического музеев, а также Национальной художественной галереи, Регионального исторического музея Варны и частного собрания Светлина Русева. В экспозицию вошли около 60 икон XIV-XIX веков и плащаница XV века из Бачковского монастыря — бесценные памятники церковного искусства Болгарии. Многие из икон выставляются впервые. Подбор произведений соответствует различным направлениям развития церковной живописи и дает возможность получить целостное представление об искусстве средневековья и эпохи османского господства в Болгарии. Особый акцент выставки — иконы XIV века. Некоторые из них являются произведениями константинопольской школы и отражают взаимоотношения с Византией, другие раскрывают специфику местных художественных мастерских. Иконы периода XVI - XVIII веков представляют два главных направления в иконописи — первое, связанное с парадной живописью в традициях иконописной школы на Крите и Святом Афоне, второе — с различными региональными направлениями, с проявлениями черт специфической культурной идентичности. В состав выставки включены два оригинальных произведения XIX века — так называемые иерусалимии , связанные с паломничеством болгар в святые места. В экспозиции также представлена уникальная в своем исполнении плащаница XV века из Бачковского монастыря, совершенно незнакомая специалистам вне Болгарии и всего раз показанная публике в Национальном историческом музее. Тематически выставка объединила иконы, посвященные Иисусу Христу, Богородице, Архангелу Михаилу, св. Иоанну Крестителю и наиболее почитаемым святым, прослеживая развитие их образов во времени, разнообразие их иконографии, стиля и техники. Иконы, сочетающие живопись и резьбу по дереву, несомненно, вызовут интерес российского зрителя. Выставка продлится до 2 ноября 2009 года. Пресс-показ выставки состоится 2 сентября в 14.00. Открытие выставки — в 16.00. Аккредитация в пресс-службе ГИМ: тел/факс 692-0151. Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/731903.htm...

d " éxposition. Gen.; Berne, 1988; Barsanti C. L " Esportazione di marmi dal Proconneso nelle regioni, pontiche durante il IV-VI sec.//Riv. dell " Inst. Nazionale di Archeologia e Storia dell " Arte. Ser. III. 1989. Vol. 12. P. 91-220; Pillinger R. , Minuev A. , Georgiev P. Ein frühchristliches Grabmal mit Wandmalereien bei Ossenovo (Bezirk Varna, Bulgarien). W., 1989; Сантова М. 24 златарски творби от Бачковския манастир. София, 1990; она же. Чипровският дискос. София, 1997; Мусакова Е. Украсата на два глаголически ръкописа - Зографското и Мариинското четвероевангелие//Проблеми на изкуството. 1991. Кн. 4. C. 27-36; Пилингер Р. Гробница с псалмов текст от Стара Загора//Изв. на музеите в Южна България. 1992. Кн. 14. C. 59-67; Die Schwarzmeerküste in der Spätantike und im frühen Mittelalter: Ref. von 16. bis 19. Oct. 1990/Hrsg. R. Pillinger. W., 1992; Die spätantiken Befestigungen von Sadovec (Bulgarien). Münch., 1992. (Münchner Beitr. z. Vor- und Frühgeschichte; Bd. 43); Георгиев П. Златната църква в Преслав//Преслав. 1993. Кн. 5. C. 7-25; он же. Мартириумът в Плиска и началото на християнството в България. София, 1993; Гергова И. Ранният български иконостас XVI-XVIII в. София, 1993; Геров Г. , Пенкова Б. , Божинов Р. Стенописите на Роженския манастир. София, 1993; Маджаров К. Диоклецианопол. София, 1993. T. 1: Топография; Овчаров Д. , Овчаров Н. , Аладжов Ж. Големият дворец във Велики Преслав I: Преславската патриаршия през Х в. София, 1993; Пуцко В. Преславский керамический епистилий//Преслав. 1993. Кн. 4. C. 138-151; Станилов С. Преславското съкровище и произходът на старобългарската металопластика//Преслав. 1993. Кн. 5. C. 138-164; Танчева-Василева Н. Раннохристиянски култов комплекс при с. Воден//Североизточна Тракия и Византия през IV-XIV в. София, 1993. C. 73-91; Studia protobulgarica et medievale Éuropi: В чест на проф. В. Бешевлиев. В. Търново, 1993; Matakieva-Lilkova T. Icons in Bulgaria. Sofia, 1994; Totev T. Pour la question des églises a coupole cruciforme de Preslav//ИАИ.

http://pravenc.ru/text/149669.html

Манастирът в «Тузлалъка» - център на рисувана керамика в Преслав през IX-X в. София, 1982; он же. Преславско златно съкровище. София, 1982; он же. Бележки за проникването на техниката на клетъчния емайл в Преслав//Преслав. 1993. Кн. 5. C. 102-115; он же. Преславското съкровище. Шумен, 1993; он же. Дворцовият манастир в Преслав. Шумен, 1998; Gerassimov T. Deux plats en argent de la Haute époque byzantine trouves en Bulgarie//Cah. Arch. 1966. Vol. 16. P. 215-219; Божков А. Тревненска живописна школа. София, 1967; он же. Българската историческа живопис. София, 1972. Т. 1; он же. Българската икона. София, 1984; он же. Българско изобразително изкуство. София, 1988; Иванов М. Златарските произведения от XVI-XVII в. в музея на Бачковския манастир. София, 1967; Lafontaine-Dosogne J. Notes d " archéologie bulgare//Cah. Arch. 1967. Vol. 17. P. 45-48; Цончева М. Художественото наследство на тракийските земи. София, 1971; Buschhausen H. Die Spätrömischen Metallscrinia und Frühchristlichen Reliquiare I. W., 1971. T. 1: Katalog. (Wiener byzant Stud.; IX); Чаврыков Г. Болгарские монастыри: Памятники истории, культуры и искусства. София, 1972; Чичикова М. Mensa sacra от Nikopolis ad Nestum//ИАИ. 1972. T. 33. C. 245-257; Друмев Д. Златарско изкуство. София, 1976; он же. Резбарско изкуство. София, 1989; Ваклинов С. Формиране на старобългарската култура VI-XI в. София, 1977; Каменова Д. Сеславската църква. София, 1977; она же. Стенописите на Искрецкия манастир. София, 1984; Коева М. Паметници на културата през българското Възраждане: Архитектура и изкуство на българските църкви. София, 1977; Овчаров Д. Архитектура и декорация на старохристиянските гробници в нашите земи//Археология. София, 1977. Т. 19. Кн. 4. C. 20-29; Пандурски В. Паметници на изкуството от Църковен ист.-археол. музей. София, 1977; Овчаров Д. , Ваклинова М. Ранновизантийски паметници от българските земи (IV-VII в.). София, 1978; Tschilingirov A. Christliche Kunst in Bulgarien. B., 1978; Прашков Л. Църквата «Рождество Христово» в Арбанаси.

http://pravenc.ru/text/149669.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010