Троянский монастырь является третьим по величине монастырем Болгарии после Рыльского и Бачковского. Согласно монастырской летописи, здесь около 1600 г. подвизался некий монах со своими учениками. Вскоре один иеромонах, направляясь из Св. горы в Валахию, посетил это место и оставил копию чудотворной иконы Божией Матери «Троеручица». Была построена деревянная церковь и несколько келлий. В первой половине XVIII b. монастырь расширился и экономически окреп. В это время в нем открылось училище, которое продолжало свою работу и после освобождения Болгарии от турок. Троянский монастырь был убежищем для борцов за свободу Болгарии. В 1872 г. здесь был организован тайный монашеский комитет во главе с игуменом Макарием. Все нынешние строения монастыря относят к 1835–1865 г.г. В монастыре есть богатейшая коллекция икон. Батошевский мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы (возле г. Севлиево) основан в XIII b. После завоевания Тырнова турками монастырь был разрушен и восстановлен лишь в 30-х г.г. XIX ст. Петропавловский женский монастырь возле села Лясковца основан в правление династии Асенов (1186–1350). В годы турецкого господства на Балканах монастырь дважды разрушался, но заботами ревнителей православного монашества был восстановлен. В 1874 г. здесь было открыто первое болгарское Духовное училище. Просуществовало оно здесь 12 лет — до 1886 г., затем было переведено сначала в Тырнов, а постом в Самоков. Женский монастырь Пречистая Богородица Витошская, расположенный у горы Витоши, основан в 1345 г. болгарским властителем Иваном Александром. После разрушения турками монастырь был восстановлен около 1469 г. и с тех пор оставался одним из культурно-просветительных центров болгарского народа. С того же года в монастыре имеется храм во имя Успения Божией Матери. После освобождения от византийского господства и особенно в XIII и XIV b. в. в Болгарии снова по желанию и при поддержке болгарских царей и феодалов возникают монастырские обители в районах Старапланины, Рилы, Витоши, Родоп и особенно возле Тырново.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

Бачковский монастырь Успения Богородицы Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Бачковский монастырь (болг. Бачковски манастир, в древности «Петрицонский») — второй по величине после Рильского православный ставропигиальный мужской монастырь Болгарской Православной Церкви. Находится в регионе Родопских гор на правом берегу реки Чаи, в 189 км от Софии и в 10 км от Асеновграда. Знаменит сочетанием традиций византийской, грузинской и болгарской культур. Бачковский монастырь — одно из самых посещаемых мест в Болгарии, важный туристический центр, входит в список ста национальных достояний Болгарии. При монастыре действует гостиница для паломников. Содержание История [ править править код ] Бачковский монастырь Успения Божьей Матери был основан в 1083 году византийским полководцем грузинского происхождения, доместиком византийского императора, Григорием Бакурианом и его братом Абазием. Григорий Бакуриани лично написал типик монастыря на греческом, грузинском и армянском языках, отметив о своем грузинском происхождении на первой странице типика, подписав его в конце грузинскими буквами. Монастырь был населен только иверийскими (грузинскими) монахами, что отмечалось в уставе. Богослужение велось на грузинском языке. В то время эта местность входила в состав Византийской империи. Во времена Второго Болгарского царства обители покровительствовал царь Иоанн-Александр, увековеченный на одной из сохранившихся фресок монастыря, с XI века при монастыре функционировала школа. Вероятно, что в XIV веке в монастырское братство стали вступать греческие и болгарские монахи, хотя монастырь продолжал оставаться иверийским. После завоевания Болгарии турками последний патриарх Второго Болгарского царства Евфимий Тырновский был заточен именно в Бачковском монастыре, где и умер около 1403 года. В застенках монастыря патриарх вместе со своими учениками активно занимался книжной и религиозной деятельностью. С этого момента начался постепенно усиливающийся процесс эллинизации Болгарской Церкви, естественно и Бачковского монастыря, братия которого стала пополняться иноками греческой и болгарской национальности, игуменами начали ставить греков или эллинизированных болгар. Бачковский монастырь. Иконописная панорама

http://azbyka.ru/palomnik/Бачковский_мон...

Монастырь На Священном Синоде УПЦ постановили образовать четыре новых монастыря Речь шла об образовании Городницкого Георгиевского ставропигиального мужского монастыря в г.. Новоград-Волынском. В Болгарии ограблен знаменитый Бачковский монастырь Пока непонятно, как грабители проникли в монастырь. Полиция опросила всех монахов и служителей монастыря, у всех находившихся в ночь ограбления в монастыре людей взяты отпечатки пальцев. Православие в Финляндии: «Господь спасает при любых обстоятельствах» Хорошо ли живется православным в Финляндии, почему опасно быть богатым и здоровым, и как уходят из Церкви в два клика? Сербский монастырь Высокие Дечаны стал объектом провокаций со стороны экстремистов Неизвестные, предположительно в ночь на воскресенье, 12 октября проникли на территорию монастыря, и в 300 метрах от монастырского храма черной и красной краской написали на стенах построек аббревиатуры своих организаций: UCK (Армия освобождения Косова), АНА (Албанская национальная армия), ISIS (Исламское государства Ирака и Сирии (в русской транскрипции ИГИЛ), «Халифат грядет» («The Caliphate is Coming»), а […] В подмосковном монастыре хотят увековечить память жертв репрессий Сейчас на территории монастыря установлены крест и мраморная плита с надписью о трагических событиях. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/tag/monastyr/page/7/

К концу XVIII b. в среде монашества появляются люди, которые будят народ от его духовного сна, укрепляют веру и национальное самосознание — преп. Паисий Хилендарский и св. Софроний Врачанский. В XIX b. представители монашества уже не только будят народ, но и активно участвуют в освободительной борьбе. Но все же это лишало представителей монашества возможности углублять аскетические подвиги и внутреннее делание. Освободительная война, Первая и Вторая мировые войны, установление коммунистического режима негативно влияли на жизнь монастырей, их просветительскую и духовную роль. В настоящее время в Болгарской Церкви имеются два рода монастырей: подчиненные непосредственно Св. Синоду и подчиненные местному правящему епископу. Монастыри управляются Игуменским Советом, состоящем из 6 монахов во главе с игуменом, избираемым всей монашеской общиной. Рыльская обитель, основанная преп. Иоанном Рыльским в 927 г., в первое время своего существования находилась в хорошем состоянии. Ее насельники свято исполняли заветы своего наставника — основателя монастыря, а это вело и к внешнему благоустройству монастыря. Еще во время создания Рыльский монастырь становится литературным центром. В XIV b. монастырь был разрушен лавиной. Восстановил его феодал Хреле, который построил в нем внушительную 25-метровую башню («Хрелева башня»), стоящую и по сей день, несмотря на то, что во времена турецкого господства на Балканах монастырь трижды разрушали и сжигали. В своем нынешнем виде он был восстановлен в 1834–1837 г.г. Соборная церковь — в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Главные святыни обители — мощи преп. Иоанна и икона XII b. Пресвятой Богородицы Одигитрии. В монастыре имеются музей и библиотека с ценными рукописями. Монастырь сыграл большую роль в деле освобождения болгар. Важное место в истории Болгарской Церкви занимает Бачковский монастырь в честь Успения Божией Матери. Он основан в 1083 г. одним из высших византийских сановников выдающимся полководцем Григорием Бакуриани. Так как Бакуриани, вероятно, был грузином по национальности, монастырь объявлялся грузинским. Его иноками могли быть только грузины. Вскоре Бакуриани пал на поле битвы. Император велел воздвигнуть в монастыре доселе существующую церковь во имя святых Архангелов Михаила и Гавриила в память о своем сподвижнике. Начиная с XIV b. братия монастыря стала пополняться иноками греческой и болгарской национальности. В последней четверти XIX b. между болгарами и греками шла упорная борьба за обладание монастырем. В 1894 г. Св. Синод БПЦ принял монастырь в свое ведение. Монастырь ставропигиальный. В главном монастырском храме хранится чудотворный образ Божией Матери XI b. с надписями на грузинском языке.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

Пакуриан подарил Бачковскому монастырю много недвижимых владений, которые и были утверждены за ним царскими хрисовулами. В феме Филиппопольской монастырю принадлежало, прежде всего, укрепление Петрицос, иначе – Василикис, с лежащими близ него деревнями и полевыми участками, в числе которых находились – Янова, где и был устроен монастырь, Бачкова, Добролонк, Добростан, Бурцево, Лалкува и Яврова со всеми их окрестностями. Затем, монастырь владел здесь и местностью Стенимах с построенными на нем двумя укреплениями, с деревнями – Липица, св. Варвары близ Пренезы и исихастириями – св. Николая, св. Илии и св. Георгия с их окрестностями. Кроме того, Пакуриан подарил монастырю укрепление Баница с источником и всеми местностями, полями, оврагами и окрёстностями, а в Тополинице – село Гелова со всею окрестностью. В феме Волеру, в пределах Мосинополя, Пакуриан дал в собственность монастырю пригород Зауца со всею окрестностью и владениями, в крепости Мосинополе – купленные им участки земли для зданий, построенные на собственные средства дома, приобретенные покупкой от некоего Вардана, приближенного к Пакуриану человека, здания в Мосинополе, вместе с монастырем св. Григория у горы Папикия, с виноградниками, садами, метохом внутри крепости и всею недвижимостью. В той же феме, в пределах Перифеория, Пакуриан подарил монастырю пригород Мина с окружающими его местностями, а в крепости Перифеория – поместье Апасия, одного из родственников Пакуриана. Все это, повторяется в уставе, Пакуриан подарил храму Богородицы Петрицонитиссы в Иверском монастыре, дабы он владел всеми местностями, участками и пр. со всеми их правами 77 . Далее, брат Пакуриана магистр Апасий в своем завещании написал: «где брат мой Григорий построит церковь и монастырь и устроит склеп, в котором и будет положен (по смерти), там должно быть погребено и мое тело», причем добавил, что, как свой дар за поминовение, он, Апасий, приносит в дар монастырской церкви свое поместье Прилонкион в феме Фессалоники, называемое также Стефаниана, подаренное ему по царскому хрисовулу вместо его собственности в великой Антиохии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/g...

Монастырь ставропигиальный. В братстве насчитывается до 20 иноков. В главном монастырском храме хранится чудотворный образ Божией Матери XI века с надписями на грузинском языке. У противоположной стены покоится скончавшийся в 1957 г. Экзарх Болгарский Стефан . Здесь же похоронен и скончавшийся в 1971 г. Святейший Патриарх Кирилл. По преданию, хранимому Болгарской Православной Церковью, в этом монастыре в заточении окончил свои дни угодник Божий Патриарх Тырновский св. Евфимий. «Банковский монастырь, — читаем в одном из болгарских изданий, посвященном данной обители, - это религиозный центр с редкой по своему разнообразию историей. На протяжении своего существования ему приходилось быть символом... борьбы за правду» . Троянский монастырь, расположенный на реке Осым в восьми километрах юго-восточнее Трояна, является третьим по величине монастырем Болгарии после Рыльского и Бачковского. Согласно монастырской летописи, здесь около 1600 года подвизался некий монах — «старый духовный отец» со своими учениками. Вскоре один иеромонах, направляясь из Св. Горы в Валахию, посетил это место и оставил подвижникам принесенную им из Хилендарского монастыря копию чудотворной иконы Божией Матери «Троеруица». Когда возле «старого духовного отца-пустынника» собралось еще братии, была построена деревянная церковь и несколько келий. Все нынешние строения монастыря относят к 1835 -1865 гг. Троянский монастырь как памятник эпохи болгарского возрождения представляет собой большой духовный и культурный центр. Во второй половине XIX века и в первые десятилетия XX монастырь являлся средоточием письменности и просвещения. С 1919 по 1934 гг. в монастыре помещалось специальное монашеское училище, в котором преподавалось немало общеобразовательных предметов. Монастырь не стоял в стороне и от народных стремлений к свободе: в 1872 г. здесь был основан комитет, в который входила почти вся братия. Во главе с игуменом архимандритом Макарием (1831 - 1906) монастырь принимал участие в переходе русских освободителей через Троянский проход. В дни лютой зимней стужи 1878 г. оказывалась помощь по прочистке пути и доставке провизии. В монастыре был устроен и лазарет. В 1974 г., согласно решению Священного Синода Болгарской Православной Церкви, в Троянском монастыре открыт барельеф архимандрита Макария.

http://sedmitza.ru/lib/text/441210/

Поток паломников в обитель увеличивается с каждым годом, которые приезжают, чтобы напитаться благодатной живительной силой. Бывает так, что ступишь в монастырь и ощущаешь совершенно особую атмосферу близости к Богу. Ведь монастыри – это духовная лечебница, а Путна всегда была духовным центром для всего румынского народа. Болгария Южные славяне приняли христианство в IX в., значительно раньше, чем Русь, причем они очень быстро впитали художественные византийские традиции, создав на их основе собственную культуру. Монастыри скоро стали могучими центрами духовности и просветительства. Они формировали национальное самосознание, которое помогало болгарскому народу в годы тяжелейших испытаний выстоять, сначала против Византии (XI–XII вв.), а позднее – пережить трагические страницы пятивекового турецкого ига (XIV–XIX вв.). Во всех крупных монастырях всегда трудились писатели, историки, переводчики, просветители. Здесь получали образование не только духовное, но часто и светское. Поэтому болгарские монастыри всей своей сущностью неразрывно связаны с национальной историей, став на века оплотом духовной поддержки и надежд народа. Величайшими святынями для болгар стали Рильский и Бачковский монастыри. Всемирную известность получили уникальные фрески XII в. в храме Святого Пантелеймона в Бояне, в пригороде Софии. В Болгарии сохранились редчайшие средневековые скальные монастыри – Ивановский и Алажда, с остатками фрагментов росписи Тырновской школы живописи. Они были местом подвижничества отшельников в XIV в., в период широкого распространения здесь идей исихазма, проповедовавшего абсолютное безмолвие, аскетизм и нравственное совершенствование. Другой известный монастырь – Троянский (1835 г.), знаменит росписями одного из виднейших болгарских живописцев Захария Зографа, трактовавшего темы добра и зла в остро социальной манере. Древний Роженский монастырь знаменит сохранившимися фресками XVI–XVII вв., а также резными деревянными иконостасами. Нельзя не упомянуть монастырь в городе Шипка, являющийся символом освобождения Болгарии от османского ига, которое было сброшено в результате Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Монастырь представляет собой величественный храм-памятник, воздвигнутый в византийском стиле неподалеку от знаменитого горного перевала Шипка. Он был возведен в 1902 г. на пожертвования русского и болгарского народов, на мраморных плитах внутри храма благодарно высечены имена русских воинов и болгарских ополченцев, павших на Шипке и под Казанлыком. Там же, в высоких горах Стара Планины, сохранился средневековый Гложенский монастырь, возведенный на краю отвесной скалы русским князем Георгием Гложей, который, спасаясь от преследования татар в XIII в., переселился в эти земли.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Важное место в истории Болгарской Православной Церкви занимает Банковский монастырь в честь Успения Божией Матери, расположенный на высоком правом берегу горной реки Чепеларской, над селом Бачково. Основан монастырь в XI в. (1083) одним из высших византийских сановников выдающимся полководцем Григорием Бакуриани. Так как Бакуриани, вероятно, был грузином по национальности (есть мнение, что он армянин), то в написанном им уставе — Типике — монастырь объявлялся грузинским. Его иноками могли быть только грузины, знающие грузинское письмо и язык (насколько строго соблюдалось это постановление, неизвестно). В Типике подробно регламентируется весь монастырский уклад, распределение должностей, отправление церковных служб; особое внимание уделяется поминовению усопших, в частности самого ктитора, его брата и отца. В 1084 г. Патриарх Иерусалимский Евфимий утвердил этот устав для монастыря. Вскоре (ок. 1086) Бакуриани пал на поле битвы с печенегами, которые были призваны на помощь в Болгарию восставшими против Византии павликианами. Предание гласит, что в память о своем сподвижнике император велел воздвигнуть в монастыре доселе существующую церковь во имя святых Архангелов Михаила и Гавриила. Вероятно, что в XIV веке в монастырское братство стали вступать греческие и болгарские монахи, хотя монастырь продолжал оставаться иверским. После же покорения страны турками и взятия ими Константинополя вся духовная и гражданская власть над православным населением государства была передана Константинопольскому Патриарху. С этого времени начался постепенно усиливающийся процесс эллинизации Болгарской Церкви, естественно и Бачковского монастыря, братия которого стала пополняться иноками греческой и болгарской национальности, игуменами начали ставить треков или эллинизированных болгар. Монастырь также стал местом заточения провинившихся духовных лиц. В 1604 г. в центре монастыря был воздвигнут новый храм в честь Святой Троицы. В последней четверти XIX столетия, в связи с крайним обострением греко-болгарского церковного спора, между обеими сторонами шла упорная борьба за обладание монастырем. Окончилась она тем, что в 1894 г., по просьбе монастырского братства, Св. Синод Болгарской Православной Церкви принял монастырь в свое ведение.

http://sedmitza.ru/lib/text/441210/

СПб., 1909. Дометиан, архим. Живой памятник вечной признательности и неизменной любви к братьям-освободителям//ЖМП. 1974. Дылевский Николай, преп. Софийского Университета. Рыльский монастырь и Россия в XVI и XVII веке. София: Изд. Министерства информации и искусств, 1946. Дылевский Н. М. Рыльский монастырь и Россия-Украина в XVI -XVII веках. Научно-популярный очерк. С.: Синодальное изд-во, 1974. Дымша Стефан, свящ. Паломничество Предстоятеля Русской Православной Церкви//ЖМП. 1972. Желязков Е., прот. День памяти героев Шипки//ЖМП. 1969. Захаров Н. Братский визит (Патриарха Болгарского Максима)//ЖМП. 1972. Игнатьев А. Академик И. И. Снегаров (некролог)//ЖМП. 1971. Игнатьев А. Бачковский монастырь//ЖМП. 1967. 1968. Игнатьев А. В Рильском монастыре//ЖМП. 1969. Игнатьев А. 20-летие Болгарского церковного подворья в Москве//ЖМП. 1968. Игнатьев А. Засадка болгарского Гложенского монастыря//ЖМП. 1973. Игнатьев А. Знаменательное столетие в жизни Болгарской Церкви//ЖМП. 1971. Игнатьев А. Избрание нового Предстоятеля Болгарской Православной Церкви//ЖМП. 1971. Игнатьев А. К 90-летию освобождения Болгарии//ЖМП. 1968. Игнатьев А. Кончина и погребение Святейшего Патриарха Болгарского Кирилла//ЖМП. 1971. Игнатьев А. Памяти проф. Н. Н. Глубоковского //ЖМП. 1966. Игнатьев А. Переход Болгарской Православной Церкви на исправленный юлианский календарь//ЖМП. 1969. Игнатьев А. Посещение Болгарской Православной Церкви Архиепископом Кентерберийским//ЖМП. 1972. Игнатьев А. Празднование в Болгарии 1100-й годовщины блаженной кончины святого Кирилла-Константина Философа//ЖМП. 1969. Игнатьев А. Празднование 1100-летнего юбилея Болгарской Православной Церкви//ЖМП. 1970. Игнатьев А. Преп. Иоанн Рыльский и его обитель//ЖМП. 1959. Игнатьев А. Преподобный Паисий Хилендарский//ЖМП. 1973. Игнатьев А. Протопресвитер Стефан Цанков (некролог)//ЖМП. 1965. Игнатьев А. 50-летие Болгарской высшей духовной школы//ЖМП. 1973. Игнатьев А. Святейший Патриарх Болгарский Максим (краткая биография)//ЖМП. 1971. Игнатьев А.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Календарь Материалы 21 декабря 2004 г. [Интернет-журнал/Общество] В последнее время в прессе много говорилось о докладе министра культуры А.С.Соколова на последнем заседании правительства Российской Федерации (16 декабря 2004г.). Предлагаем вниманию наших читателей текст этого выступления, что, по нашему мнению, позволит всем желающим составить непредвзятое представление о состоявшейся дискуссии, затронувшей важные вопросы жизни нашего общества. [Интернет-журнал/Книжная закладка] Иеромонах Флавиан (Матвеев) В жизни каждого верующего человека случаются удивительные события, в которых мы можем видеть тонкость той грани, которая отделяет нас от мира духовного, неосязаемого. Такая история три года назад случилась и со мной. Некоторые уже слышали об этом необыкновенном случае из моего устного рассказа. Однако я не спешил с публикацией, чтобы время испытало подлинность дела: ведь с течением временем чувства все более подчиняются рассудку и правда кристаллизуется, становится очевиднее. [Сретенский монастырь/Священномученик Иларион] Дмитрий Сафонов Святитель Иларион любил говорить, что насколько христианин должен осознавать свои грехи и скорбеть о них, настолько же он должен радоваться бесконечной милости и благодати Божией и никогда не сомневаться и не отчаиваться в своем жизненном подвиге. У него самого была поразительная восторженность и любовь ко всему, что было ему дорого и близко - к Церкви, к России, к Академии, и этой бодростью он заражал, ободрял и укреплял окружающих. [Встреча с Православием/Апологетика] Алексей Сидоров Эта статья профессора Алексея Ивановича Сидорова представляет собой предисловие к русскому изданию книги известного православного богослова Жан-Клода Ларше «Преподобный Максим Исповедник – посредник между Востоком и Западом». Книга подготовлена к публикации издательством Сретенского монастыря и поступит в продажу в конце декабря. [Поместные Православные Церкви/Болгарская/Святые и святыни/Храмы и монастыри] Бачковский монастырь находится в горах Родопы, на левом берегу Чепеларской реки, в 11 км. от города Асеновград. Монастырь основан 1083 византийским полководцем грузинского происхождения Григорием Бакуриани и его братом Абазием, которые оставили свое завещание на строительство монастыря. Новости 21 декабря 2004 г.

http://pravoslavie.ru/archive/041221

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010