При храме устроен музей, где хранятся старинные иконы, богослужебные сосуды и церковная утварь, а также старопечатные книги, в том числе Ирмологий 1825 г., много гравюр с Афона и из Рыльского монастыря. Успенский храм был болгарским. Недалеко от него греки построили церковь во имя Святителя Николая. На церковном дворе этого храма есть параклис во имя св. Симеона Столпника. Над храмом возвышается колокольня, колокол для которой в 1883 г. был прислан в подарок из Вены. Храм во имя св. Марины был построен греками, не признававшими фанариотов. Рез ной деревянный иконостас этого храма украшает ныне храм св. Василия в Асеновграде. Сохранились два греческих Евангелия в серебряном переплете и серебряный потир 1867 г. Все эти храмы находятся на западном берегу реки Асеницы. В восточной части города также несколько храмов. Свято-Георгиевский храм построен в 1848 г. мастерами из села Югово Смолянского округа. Храм большой, каменный, с тремя балконами для хора, трехкупольный. Славится отличной акустикой. Благовещенский храм первоначально был монастырской приходской церковью. Он по строен в 1835 г. на фундаменте более древ него храма. На церковном дворе есть бассейн для великого водоосвящения. Церковь эту называют еще Балуклия — из-за сходства ее с храмом во имя Живоносного Источника Богоматери в Константинополе. В храме есть почитаемый образ Божией Матери — Элеусы. Ежегодчо в праздник Преполовения этот об раз торжественной литией переносят в расположенный близ города Бачковский монастырь. В восточной же части, в самом центре города, в ста шагах один от другого находятся Троицкий и Свято-Димитриевский храмы. История их строительства также тесно связана с историей борьбы национальных группировок. Еще в 1857 г. болгары заложили Троицкую церковь, намереваясь сделать ее болгарской. Греки-фанариоты добились прекращения строительства. Тогда болгары вы строили напротив храм во имя св. великомученика Димитрия Солунского. Св. великомученик Димитрий изображен на храмовой иконе в полный рост, с копьем в руке. В иконостасе рядом с иконой Спасителя — образ св. Климента Охридского, а рядом с образом св. Димитрия Солунского — св. царь Борис, просветитель Болгарии. Закончен храм в 1866 г. К тому же времени греки закончили и Троицкую церковь, просторный трехкупольный храм. В 1934 г. при храме построена красивая колокольня.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Среди болгарских обителей особо выделяется Рыльский монастырь, основанный преподобным Иоанном Рыльским, с разновременными постройками (Хрелёва башня и часовня с фресками – XIV в., храм Рождества Богородицы – XIX в.). Монументальную живопись Болгарии можно считать органичной частью византийского искусства. от эпохи Первого Болгарского царства, как и от раннего времени, сохранились набольшие фрагменты. Более явно, хотя также фрагментарно, представлены XII и XIII вв. Это, соответственно, фрески, гробничной церкви Бачковского монастыря и Боянской церкви. Значительная часть моленных икон сохранилась от более позднего времени сс.175–188], наиболее ранние примеры – оригинальные по технике керамические иконы XXI вв., имевшие некоторое продолжение и в последующие века. От византийского времени осталась Петричская икона Божией Матери, сохранились иконы XIII и XIV вв. Миниатюры, подолжавшие традиции византийских скрипториев, известны с IXX вв. О характере миниатюр рукописей можно судить и по близким по времени русским спискам (Остромирово Евангелие – в РГБ). Для эпохи Второго Болгарского царства характерны три направления этого вида искусства – так называемые неовизантийский, тератологический и балканский стили. В более позднее время под турецким игом в Болгарии продолжали строиться храмы чаще всего вытянутые в плане, зального типа, встречаются и триконховые композиции. Стилистика икон соответствовала балканским поствизантийским традициям. В эпоху активизации национальных сил в XVIII и XIX вв. известны несколько художественных школ и имён мастеров-иконописцев. После освобождения Болгарии в 1878 году начинается активное возрождение храмостроительства и церковного искусства. В начале ХХ в. российским архитектором А.Н. Померанцевым в Софии в “византийском стиле” построен Патриарший храм-памятник св. благоверного князя Александра Невского. Сербия существует как единое государство с XII века, хотя территория её с VI-VII столетий населена славянами. Здесь формировались небольшие княжества под властью Византии, а впоследствии самостоятельные.

http://azbyka.ru/cerkovnoe-iskusstvo-kak...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛАРИОН (Цонев Димитр Драганов; 12.01.1913, Елена - 28.10.2009, Варна), митр. Доростольский и Червенский Болгарской Православной Церкви (БПЦ). По линии матери родственник митр. Тырновского Илариона (Михайловского) . Среднее образование получил в Елене. В 1927-1933 гг. учился в Софийской ДС, в 1933-1937 гг.- на богословском фак-те Софийского ун-та. В 1937-1938 гг. заведовал приютом для сирот в Тырнове. 4 сент. 1938 г. в Дряновском мон-ре пострижен в монашество, а 21 сент. в Варне рукоположен во диакона. Был секретарем Варненской и Преславской митрополии, в 1940-1943 гг. учитель-воспитатель в Софийской ДС. 4 нояб. 1941 г. в ц. Иоанна Рильского при Софийской ДС рукоположен во иерея. С нач. 1944 до 30 сент. 1957 г. протосинкелл Великотырновской митрополии. 5 дек. 1947 г. возведен в сан архимандрита. В 1957-1964 гг. инспектор Софийской ДА, в 1964-1965 гг. игумен Троянского монастыря , с 1965 по 1972 г. последовательно возглавлял Культурно-просветительский и Богословский отделы при Свящ. Синоде БПЦ. С 1 авг. 1972 г. игумен Бачковского мон-ря (см. Петрицонский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь ). 21 янв. 1981 г. в Пловдиве в храме св. Марины хиротонисан во епископа Траянопольского. С 1981 по 1990 г. последовательно занимал должности председателя церковного настоятельства храма-памятника во имя блгв. кн. Александра Невского в Софии, директора Центрального церковно-исторического и археологического музея при Болгарской Патриархии, игумена Троянского монастыря, викария митр. Варненского и Преславского Иосифа (Лазарова) , патриаршего викария и заведующего Богослужебным и Духовного надзора отделами при Свящ. Синоде. В 1990-1992 гг. викарный епископ Великотырновской епархии, в 1992-1994 гг. администратор этой епархии. С 1994 г. патриарший викарий Софийской митрополии. 7 сент. 2003 г. избран, а 12 окт. утвержден митрополитом Доростольским и Червенским. Взошел на кафедру 19 окт. того же года.

http://pravenc.ru/text/389209.html

В этой удивительной стране и люди удивительные. Как много замечательных встреч было в этот день. И все люди, как один, говорили, что любят братушек – так продолжают с нежностью называть нас, потомков русских солдат, воевавших за освобождение многострадального болгарского народа от турецкого ига. Неожиданно Стоил Владиков предложил провезти нас на своем джипе по горам Родопам, и мы с радостью и благодарностью согласились. Взяв благословение у отца Эмила и у отца Милена, мы отправляемся в путь. Здравствуйте, горы! Мы едем в другую часть Болгарии, в тихую и спокойную, со страшными пропастями и горными речками, с доброжелательными жителями, готовыми обнять и приласкать нас. Мы еще не знали в тот момент, что нам предстоят встречи с дорогим батюшкой, иеромонахом Антимом, игуменом Кричимского монастыря, что мы доберемся почти до границы с Грецией, посетим храмы в Широкой Лыке и в Чепеларе, что сумеем приложиться к святым иконам Бачковского монастыря, возведенного в сердце Болгарии грузинскими князьями братьями Бакуриани, что сумеем полюбоваться на крепость царя Асена над городом храмов и монастырей – Асеновградом, который очень полюбится отцу Андрею, и только тогда снова вернуться в Пловдив, такой древний и такой молодой. Все было впереди. Кричимский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы Когда батюшка Антим увидел на пороге своего монастыря в горах нашу немногочисленную группу, он был безконечно счастлив. Если мы со Стоилом постоянно приезжаем к нему, то отец Андрей и Ольга Скрипкина были здесь впервые. Они уже были наслышаны и о монастыре, и о иеромонахе Антиме, который совершенно один обитает в монастыре в горах, но Господь впервые послал им встречу с удивительной доброты батюшкой. Объятия, расселение нас в кельи, которые батюшка подготовил к нашему приезду, молитвы в храме, трапезы в саду, откуда видны горы и снова горы, и облака над горами, и на одной из вершин – каменный валун, напоминающий орла. Это раньше в нем видели орла. Так его все и величали. А вот отец Андрей и Ольга Николаевна вмиг распознали в нем согбенного монаха, чем-то напоминающего преподобного Нила Столобенского.

http://pravoslavie.ru/38185.html

1959 . [Ефрем Мцире. Сообщения о причине обращения грузин, которые содержатся в книгах/Подг. текста, предисл., лексикон-указатель Брегадзе Т. Тбилиси 1959]. Переводы Петра Ивера, сделанные преп. Ефремом – см. 14 .188. 291 . Gribomont J. Histoire du texte des Ascétiques de S. Basile//Bibliothèque du Muséon. 32. Louvain 1953. 78–79. Иоанэ Петрици Ум. ок. 1125. Подвизался в Петрицонском, ныне Бачковском грузинском монастыре в Болгарии. 292 . 1937, 1940. [Труды Иоанэ Петрици. Подг. текста, иссл-ние Нуцубидзе Ш., Каухчишвили С. 2 Тбилиси 1937, 1940]. 293 . 1967 . [Иоанэ Петрици. Лествица блаженств. Тбилиси 1967]. 294 . Кисьов С. Банковский монастырь. София 1990. 126. 295 . Марр Н. Я. Иоанн Петрицский, грузинский неоплатоник XI-XII веков//Записки Вост. Отд. Имп. Рус. Археол. Об-ва. 1909. 19. 53–113. 296 . Соколов И. Грузинский монастырь в Визаитии//ХЧ 1906. Апрель. 297 . 1971 . [Шанидзе А. Грузинский монастырь в Болгарии и его типик. Тбилиси 1971]. 298 . Василиев А. Бачковската костница. София 1965. 299 . Василиев А. Ктиторски портреты. София 1960. 300 . Lemerle P. Le Typicon de Grégoire Pakourianos. Cinq études sur XI е siècle byzantin. P. 1977. 301 . Tarchnisvili M. Typicon Gregorii Pacuriani. Louvain 1954. (CSCO. 143, 144). 302 . Шанидзе А. Страници из историята на грузино-българските взаимоотношения//Ист. преглед. София. 1958. 14. Виссарион (Кикодзе) Схимонах, подвизавшийся на Афоне в XIX в. 303 . Афонский схимонах Виссарион, Грузин//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия. 9 .98). Том «Октябрь». 114–123. 304 .//Антоний (Святогорец), иером. Жизнеописания афонских подвижников благочестия XIX века 8 .467). М. 1994. 32–35. Венедикт (Китиашвили), св. преп.: Иларион Грузин Новый (Канчавели) Пам. 14/27 февраля. Иеросхимонахи; подвизались на Афоне в XIX в., где прославились духовными подвигами. Сними связан подъем духовной и творческой активности груз. афонцев; в 1823–1824 гг. ими переписан ряд груз. рукописей. 305 .//Антоний (Святогорец), иером. Жизнеописания афонских подвижников благочестия XIX века. 8 .467). М. 1994. 31–32.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Приходские священники прибегали к невероятным трюкам, чтобы увернуться от надзора властей над их приходской деятельностью. Так как область болгарских коммунистов зависела от поддержки их московских хозяев, отношение коммунистической власти к Болгарской Православной Церкви находилось под знаком отношения советской власти в СССР к религии и к Русской Православной Церкви. Если во времена И. В. Сталина, да и то в определенный исторический отрывок (1941–1953 гг.), большевистская власть имела некоторое благосклонное отношение к Русской Православной Церкви, то и болгарские коммунисты считались с этим и, по крайней мере, старались проводить свой террор над ней более скрытно. Когда в 1956 г. с благоволения H. С. Хрущева к власти пришел Тодор Живков, он, чтобы демонстрировать свою верность вассала и свое верноподаничество, среди других проявлений этого подчеркнуто усилил давление и гонение на Церковь . Преследовалась всякая религия и идеалистическое мировоззрение, но так как Православие и Болгарская Православная Церковь в Болгарии являются господствующими, то основной удар всегда обрушивался на нее. С 1957 до середины 70-х годов с большей или меньшей интенсивностью в печати проводились атеистические кампании. В 1960–63 гг. прокатилась кампания по закрытию церквей и монастырей. В 1961 г. власти замахнулись на болгарскую национальную святыню – Рыльский монастырь. Монастырь национализировали, его объявили национальным музеем, монахов выселили. В Рыльском монастыре воцарилась мерзость запустения. В 1962 г. была изъята Синодальная типография в Софии и ее помещения, а также и помещение синодального книжного магазина в центре Софии, которые находились в партере Духовной академии, были превращены в ресторан. Власти грозились закрыть так же Бачковский и Троянский монастыри. В 1959 г. был взорван Покровский девический монастырь в гор. Габрово. To и дело в печати обсуждалось закрытие или разрушение храмов св. Александра Невского и св. великомученицы Недели в Софии. С 1962 г. до конца коммунистического режима в 1989 г. проводились пропагандистские атеистические шествия и милицейские акции во время Страстной недели и на Пасху, сопровождающиеся кощунствами, насилиями, арестами и репрессивными приговорами. (Димитър Димитров, Съветска България през три британски мандата 1956–1963, BBC, Лондон, 1994. Эти действия властей были отражены и в ежедневной болгарской печати, например, газета «Вечерни новини», 27.IV.1967 г.) Однако эти акции коммунистических властей выявили Божие всемогущество. Сильнее проявлялась Божия благодать в Церкви и это ясно чувствовалось в богослужении. В результате гонений и запретов среди интеллигенции и людей среднего поколения, дотоле равнодушных к религии, как и главным образом среди молодежи, вспыхнул интерес к религии и влечение к Церкви. Болгарская Православная Церковь обрела новое пополнение молодым поколением.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Н. П. Игнатьев как церковно-политический деятель на Православном Востоке. СПб., 1909. Дометиан, архим. Живой памятник вечной признательности и неизменной любви к братьям-освободителям//ЖМП. 1974. 9. Дылевский Николай, преп. Софийского Университета. Рыльский монастырь и Россия в XVI и XVII веке. София: Изд. Министерства информации и искусств, 1946. Дылевский Н. М. Рыльский монастырь и Россия-Украина в XVI -XVII веках. Научно-популярный очерк. С.: Синодальное изд-во, 1974. Дымша Стефан, свящ. Паломничество Предстоятеля Русской Православной Церкви//ЖМП. 1972. 10, Желязков Е., прот. День памяти героев Шипки//ЖМП. 1969. 12. Захаров Н. Братский визит (Патриарха Болгарского Максима)//ЖМП. 1972. 6. Игнатьев А. Академик И. И. Снегаров (некролог)//ЖМП. 1971. 4. Игнатьев А. Бачковский монастырь//ЖМП. 1967. 11; 1968. Игнатьев А. В Рильском монастыре//ЖМП. 1969. 5. Игнатьев А. 20-летие Болгарского церковного подворья в Москве//ЖМП. 1968. 7. Игнатьев А. Засадка болгарского Гложенского монастыря//ЖМП. 1973. 1. Игнатьев А. Знаменательное столетие в жизни Болгарской Церкви//ЖМП. 1971. 5. Игнатьев А. Избрание нового Предстоятеля Болгарской Православной Церкви//ЖМП. 1971. 10. Игнатьев А. К 90-летию освобождения Болгарии//ЖМП. 1968. 5. Игнатьев А. Кончина и погребение Святейшего Патриарха Болгарского Кирилла//ЖМП. 1971. 5. Игнатьев А. Памяти проф. Н. Н. Глубоковского//ЖМП. 1966. 8. Игнатьев А. Переход Болгарской Православной Церкви на исправленный юлианский календарь//ЖМП. 1969. 3. Игнатьев А. Посещение Болгарской Православной Церкви Архиепископом Кентерберийским//ЖМП. 1972. 11. Игнатьев А. Празднование в Болгарии 1100-й годовщины блаженной кончины святого Кирилла-Константина Философа//ЖМП. 1969. 8. Игнатьев А. Празднование 1100-летнего юбилея Болгарской Православной Церкви//ЖМП. 1970. 8. Игнатьев А. Преп. Иоанн Рыльский и его обитель//ЖМП. 1959. 9. Игнатьев А. Преподобный Паисий Хилендарский//ЖМП. 1973. 1. Игнатьев А. Протопресвитер Стефан Цанков (некролог)//ЖМП. 1965. 6. Игнатьев А. 50-летие Болгарской высшей духовной школы//ЖМП.

http://sedmitza.ru/lib/text/441210/

Моя мечта о путешествиях обернулась созданием паломнической службы. Я поняла, в чём смысл путешествий. Поездки по святым местам помогают быть ближе к Богу, умиротворяют душу, напоминают, как много было в истории настоящих подвижников. Самое большое желание чтобы как можно больше людей открыли для себя веру, почувствовали эту основу жизни. Поэтому мы старались построить маршруты так, чтобы люди могли, не спеша, побывать в святых местах, помолиться, подышать нашим горним отечеством. Очень важно, чтобы и бабушки, и немощные по здоровью вернулись не выжатыми от бесконечных переездов, где все впечатления сливаются в калейдоскоп, а наполненными новыми силами и с внутренними ответами от Господа. Такое, конечно, должно быть без суеты. Прошлой зимой мы решили поехать в Россию на нашей болгарской машине. Через три месяца по таможенным правилам нам нужно было возвращаться на ней обратно. А весной уже был разгар украинских событий, и ехать нам пришлось через Европу. Как всё устраивает Господь! Мы въезжали в Болгарию со стороны Софии, а именно в этом регионе сосредоточены самые известные монастыри. Решили, что будем останавливаться в них, знакомиться с настоятелями, узнавать подробности для размещения паломников. На Вербное воскресенье мы были в великолепном Рильском монастыре, потом ночевали в Бачковском, созданном для уединения и молитвы. Поднимались в густом тумане, когда уже стемнело, по крутому серпантину в Сокольский монастырь , ночевали в традиционном домике в горах. Мы были потрясены невероятным горным воздухом. Слышали о нём много, но наяву он оказался неописуемо хорош! Потом мы поехали по намеченному маршруту в Поморие, в монастырь святого Георгия . Шла вторая неделя нашего путешествия и переезда, мы устали и спросили о возможности ночёвки. Нас встретил управитель, как это у них называется, с интересным именем Пламен, в крещении Серафим. Нас разместили, и мы пошли на вечернюю службу. Там мы и увидели игумена Йеротея молодого, со звучным голосом и волевым профилем. Старинный храм, чудотворная икона святого Георгия, целебный источник, тихий двор… Как-то сразу почувствовалось успокоение, усталость долгого пути прошла. Мы решили побыть здесь дня три как минимум. После службы к нам подошел игумен с сияющими, искрящимися юмором глазами и сказал, что машину можно поставить на парковке на территории монастыря, что ворота закроют, а калитка открыта всю ночь для паломников и странников. «Можете гулять, сколько хотите», сказал он дружелюбно, чем нас немало удивил. А когда мы пошли гулять, то поразились полноте жизни в городе. Шли праздничные дни, на площадях танцевали традиционный танец «хоро», звучали болгарские фольклорные песни.

http://azbyka.ru/way/skazhi-mne-gospodi-...

31 октября 1943 г. состоялось примирение двух Церквей. В древнем кафедральном соборе Тбилиси была совершена Божественная литургия, объединившая в молитвенном общении Католикоса Каллистрата и представителя Московской Патриархии – архиепископа Ставропольского Антония. После этого Священный Синод Русской Церкви под председательством Патриарха Сергия вынес определение, по которому, во-первых, признавалось восстановленным молитвенное и евхаристическое общение между Русской и Грузинской Православными Церквами, и, во-вторых, было решено просить Католикоса Грузии предоставить русским приходам в Грузинской ССР сохранять в своей богослужебной практике те порядки и обычаи, которые они наследовали от Русской Церкви. 7.4. Современное состояние Грузинской Православной Церкви Монашество и монастыри. Распространителями монашества в Грузии явились 13 сирийских подвижников во главе с прп. Иоанном Зедазнийским, присланных сюда в VI в. из Антиохии прп. Симеоном Столпником. Именно они основали один из первых монастырей в Грузии – Давидо-Гареджийский. К древнейшим монастырям Грузии относятся также Моцаметский (VIII в.), Гелатский (XII в.), где погребены цари Грузинского царства, Шио-Мгвимский (XIII в.). С 980 г. на Святой Горе Афон действует Иверский монастырь, основанный прп. Иоанном Ивером. Инок испросил у византийского императора небольшую обитель св. Климента на Афоне, где впоследствии и был основан монастырь. Иверские иноки были удостоены явления иконы Божией Матери, названной по имени обители Иверской, а по месту нахождения ее над монастырскими вратами Вратарницей (Портаитиссой). В 1083 г. в на территории Болгарии византийским феодалом Григорием Бакурианисом был основан Петрицонский монастырь (ныне Бачковский) – один из крупнейших очагов средневековой грузинской культуры и монашества. Через эту обитель осуществлялись тесные культурные связи между Византией и Грузией. В монастыре активно шла переводческая и научно-богословская деятельность. В конце XIV в. обитель захватили турки-османы и разрушили ее. С конца XVI в. монастырем завладели греки, а в 1894 г. монастырь был передан Болгарской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На образе – два оклада, серебряный и золотой, – земная оценка ее духовной значимости. С какого времени икона хранится в Бачковском монастыре, точно неизвестно. Но в начале XIV века она уже находилась здесь. По мнению одних, образ был подарен братии грузинами Игнатием и Афанасием, другие же считают, что он «улетел» из одного грузинского монастыря, где к нему относились с небрежением, и «приземлился» здесь, в месте под названием Клувия. При его «приземлении» вспыхнул неопаляющий огонь, и свет от него сиял так сильно, что «превратил ночь в день». Два пастуха, брат и сестра, три ночи подряд наблюдали негаснущее пламя и решили подойти и посмотреть, что же это за чудесный огонь. Так чудотворная икона оповестила людей о своем прибытии. Дали знать об этом в монастырь, и братия с литией перенесла икону в церковь Пресвятой Богородицы и поставила ее в иконостас. Но, ко всеобщему удивлению, наутро ее место оказалось пустым. Икона «убежала» в Клувию. Ее вернули в монастырь, но в течение следующих дней чудесное бегство повторялось еще дважды. Один от монахов рассказал недоумевающей братии, что ему явилась во сне Богородица и сказала, что останется в монастыре, если ей отведут специальное место справа от входа в храм, чтобы она могла видеть, кто с каким сердцем входит в Божий дом, и каждый год на второй день Пасхи будут возвращать ее на старое место. Так и сделали: поставили икону в церкви справа от главного входа, где она находится и по сей день. На второй день Пасхи ее ежегодно относят с литией в Клувию, где служат молебен. В Клувии, на месте «приземления» образа Божией Матери, из-под скалы забил источник со сладкой целебной водой. Вверху на скале была написана копия иконы. Узкая лестница круто поднимается вверх, до иконы на скале, перед которой постоянно зажжена лампада. Неподалеку построена часовня святого архангела. Сильная вера ведет пожилых женщин и матерей с детьми подниматься по крутой лестнице и ставить свечи перед Богородицей. Об этом рассказывают много чудесных историй. Раз одна девочка упала с крутой лестницы, но родители нашли ее целой и невредимой, играющей на траве у ручья. В другой раз кормящая мать, стоя на самой верхней ступеньке лестницы, выронила из рук младенца. В ужасе она сбежала вниз и увидела свое дитя спокойно спящим на полянке. Благодарная мать сняла с шеи ожерелье из золотых монет и повесила его на икону Пресвятой Богородицы. В водах целебного источника у монастыря люди, страдающие от болезней и недугов, получают исцеление. Тысячи верующих круглый год, особенно на Богородичные праздники, посещают монастырь, с верой рассказывают перед иконой Богородицы Бачковской о своих болях и страданиях и возвращаются домой духовно окрыленными. Использован материал портала Двери.Бг и журнала " Църковен вестник " 9/2007

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010