Из уставов, написанных после святых Пахомия и Василия, известны следующие: 1) Иерусалимский, составленный св. Саввой Освященным († 532); 2) Студийский, получивший начало от прп. Феодора Студита († 826); 3-5) 3 афонских устава, из к-рых 1-й (971/2) был написан Евфимием, игум. Студийского мон-ря, и утвержден имп. Иоанном Цимисхием, 2-й принадлежит устроителю афонского иночества св. Афанасию († ок. 1000), а 3-й (1045) составлен в царствование и по повелению имп. Константина IX Мономаха мон. Космой Цинцулуком; 6) устав Константинопольского патриарха Алексия, написанный им между 1034 и 1043 гг. для своего мон-ря во имя Успения Богоматери; 7) устав Михаила Атталиата 1077 г., употреблявшийся в основанном им М. в К-поле; 8) устав груз. мон-ря Пресвятой Богородицы Петрицонитиссы в Бачковском (Петрицонском) мон-ре близ совр. Асеновграда (Болгария), данный в 1083 г. ктитором его Григорием Пакурианом ; 9) устав св. Христодула, данный в 1091 г. мон-рю св. Иоанна Богослова на Патмосе; 10) устав имп. Ирины, супруги Алексея I Комнина, написанный ок. 1114 г. для женского мон-ря Пресвятой Богородицы Благодатной; 11) устав царского мон-ря Пантократора, данный в 1136 г. визант. имп. Иоанном II Комнином ; 12) устав Льва, еп. Нафплийского и Аргосского, написанный в 1143 г. для монастыря Богоматери в Арии; 13) устав, составленный в 1158 г. Афанасием, игум. мон-ря вмч. Маманта в К-поле, находившегося под покровительством придворного Георгия Мистика; 14) устав честного мон-ря τν Ηλου Βμων или τν Ελεγμν (метох вифинского мон-ря Элегмон), находившегося в К-поле, данный имп. Мануилом I Комнином в 1162 г.; 15) устав мон-ря свт. Николая в Казоле (Юж. Италия), написанный в 1174 г. игуменом его Николаем; 16) устав св. Саввы Сербского, данный афонскому Хиландарскому мон-рю; 17) устав Махерасского мон-ря на о-ве Кипр, данный (1201-1210) иеромонахом (впосл. епископ Тамасский) Нилом. Перечисленными памятниками далеко не исчерпывается то количество уставов, которое существовало в действительности и применялось к жизни визант. М. в IX-XII вв. ( Соколов. 1894. С. 318-319).

http://pravenc.ru/text/2564106.html

— Это был Ваш старший брат? — Старший, на три года старше меня, да. И когда у меня уже исполнился возраст, позволяющий пойти в семинарию учиться, она только один раз мне сказала, что есть, потому что я даже не знал, что такое семинария. В то время было такое замалчивание информации о Церкви. Я дома знал, что есть только храм, а что есть организация как Церковь, этого, конечно, не знал. И не знал, что есть семинария. И она это говорила. Как только она сказала, что «есть семинария, может быть, ты хочешь учиться там?» Я сразу сказал: «Да». И вот так. Конечно, были трудности, пытались мне не дать возможности пойти в семинарию. Ее запугивали, что снимут с работы, она смеялась даже: «Ну, если хотите, вы уволите меня, это меня не пугает». — Сколько лет Вам тогда было? — 14 лет было. И в семинарию пришел, и там потом познакомился со своим духовным отцом. Конечно, раньше немножко, потому, что он из нашего края, он приходил служить в храмах недалеко от места, где мы жили. Тогда был архимандрит Герасим, я с ним познакомился, и, когда он потом был игумен, наместник Бачковского монастыря, я пошел к нему, и уже на каникулах в семинарии я уже не ходил домой, не возвращался домой, а служил, так сказать, уже как послушник, в Бачковском монастыре. И потом он меня постриг в монахи, уже как епископ Герасим, и потом меня рукоположил. И так мое служение продолжалось. — Скажите, а вот есть в Вашей жизни какой-то святой, который для вас особо близок, дорог, который дает вам силы, помогает? — Это Святой Кирилл, славянский просветитель. Но, прежде всего, это Божия Матерь. И так получалось, что где я ни служил, храмы или монастыри были посвящены Успению Божией Матери. Вот сам Бачковский монастырь посвящен Успению Божией Матери. Потом я был в Греции, учился, потом меня направили в Московскую духовную академию, в аспирантуру, и после этого даже во время еще аспирантуры меня назначили представителем Патриарха Болгарского при Патриархе Московском. Я служил в Болгарском подворье в храме Успения Божией Матери в Гончарах, на Таганке. Там тоже храм Успения Божией Матери. И когда вернулся в Болгарию, Священный Синод меня назначил игуменом Троянского монастыря. Он тоже празднует свой праздник в день Успения Божией Матери. И вот почти везде, и даже вот сейчас в Варне кафедральный собор тоже посвящен Успению Божией Матери. И с помощью Атонского Балканского Сдружения, с председателем Андреем Кристовым успели принести несколько икон Матери Божией в Болгарию. Прежде всего, это копии чудотворной иконы, доставленные с Афона. Ее поставили в Храме Александра Невского. Как раз перед кончиной Патриарха Максима эту икону принесли, он поцеловал ее, и через несколько дней после этого скончался. Как бы передал Болгарскую Церковь в руки Матери Божией. И мы надеемся, что Она и впредь будет заступаться и молиться о Болгарской Церкви и о болгарском народе.

http://pravmir.ru/arxipastyr-mitropolit-...

  Преподобный Андрей Критский в своем Великом каноне говорит о «лествице деятельного восхождения души». В этом же каноне вспоминается праведный Иов, как пример оправдания на Суде Божием: «Иова на гноище слышавши, о душе моя, оправдавшегося, того мужеству не поревновала еси». В результате чего тот, кто раньше был на престоле, – «иже первее был на престоле», – «наг на гноище гноен», а тот, кто имел, множество домочадцев и был прославлен, – «безчаден и бездомок», его палаты превратились в гноище, а сокровища – «бисерие» – в «струпы». Вспомним в этой связи, что Иов изображен сидящим под троном сатаны, а недалеко от него расположено изображение богача На рубеже тысячелетий складывается тот иконографический канон Страшного суда, которому суждено будет существовать затем, по крайней мере, еще семь веков. Одним из важнейших источников, оказавшим влияние на состав и характер композиций Страшного суда, было Житие Василия Нового (Х в.). В XI–XII вв. одновременно на обширной территории христианского мира был создан целый ряд значительнейших образов Страшного суда. Наиболее известные из них – росписи церкви Панагии Халкеон в Салониках, 1028 г., фрески Сант Анджело ин Формис, две иконы с изображением Страшного суда из монастыря святой Екатерины на Синае XI–XII вв., две миниатюры Парижского Евангелия (Национальная библиотека в Париже, gr. 74), пластина слоновой кости из музея Виктории и Альберта в Лондоне, грандиозная мозаика базалики Торчелло в Венеции, фрески церкви Мавриотиссы в Кастории, росписи Бачковской костницы в Болгарии и гигантские мозаики пола собора в Отранто, 1163 г., и близкого по времени Трани Страшный Суд. Синай, монастырь св. вмц. Екатерины В центре композиции изображается Христос – Судия мира. Ему предстоят Богоматерь и св. Иоанн Предтеча – ходатаи за род человеческий. У их ног Адам и Ева – первые люди на земле. По сторонам этой центральной группы сидят апостолы (по шести с каждой стороны) с открытыми книгами в руках. За апостолами ангелы, стражи Небесные. С четырьмя великими архангелами – Михаилом, Гавриилом, Рафаилом и Уриилом, которые впервые упоминаются вместе в апокрифической «Книге Еноха», часто связывается эсхатологическая тематика. Они должны трубным гласом воззвать всех мертвых на Страшный Суд, и они же ограждают Церковь и каждого верующего от сил тьмы Под апостолами изображены идущие на Суд народы. Справа от Христа – праведники, слева – грешники. Среди последних в поздних композициях изображены с соответствующими подписями: немцы, русь, ляхи, эллины, эфиопы (обратим внимание, что в число грешников попадают отнюдь не по признаку национальной принадлежности). Иногда изображены группы людей, обращающиеся к Судии со словами, по Евангелию, «когда мы видели Тебя алчущим» и прочее.

http://pravmir.ru/ikonografiya-strashnog...

Церковь в эпоху турецкого владычества в Болгарии (конец XIV- 2-я половина XIX века) Ликвидация Тырновского Патриархата Правивший в Видине Иоанн Срацимир, сын царя Иоанна Александра, воспользовался тем, что во время оккупации города венграми (1365–1369) митрополит Видинский Даниил бежал в Валахию. Вернувшись на престол, Иоанн Срацимир подчинил Видинскую митрополию Константинопольскому Патриархату, подчеркивая тем самым свою церковную и политическую независимость от Тырнова, где правил его брат Иоанн Шишман. В начале 1371 года митрополит Даниил вел переговоры с Константинопольским Синодом и получил в управление Триадицкую епархию. В июле 1381 года Синод Константинопольского Патриархата поставил на кафедру Видина митрополита Кассиана, что закрепляло церковную юрисдикцию Константинополя над Видинской митрополией. В 1396 году Видин был взят турками. 17 июля 1393 года османская армия захватила Тырново. Патриарх Евфимий фактически возглавил оборону города. Сочинения Григория Цамблака «Похвальное слово Патриарху Евфимию» и «Рассказ о перенесении мощей св. Параскевы», а также «Похвальное слово св. Филофее» митрополита Иоасафа Видинского повествуют о разграблении Тырнова и разрушении многих церквей. Уцелевшие храмы опустели, лишившись большинства священников; те же, кто выжил, боялись служить. Патриарх Евфимий был сослан в заточение (вероятно, в Бачковский монастырь), где скончался около 1402 года. Болгарская Церковь осталась без своего Первоиерарха. В августе 1394 года Константинопольский Патриарх Антоний IV совместно со Священным Синодом принял решение отправить в Тырново митрополита Иеремию, который в 1387 году был поставлен на кафедру Мавровлахии (Молдавии), но в силу ряда причин не смог приступить к управлению епархией. Ему поручалось отбыть «с Божией помощью в святую Тырновскую Церковь и беспрепятственно совершать там все дела, подобающие архиерею», за исключением рукоположения епископов. Хотя посланный в Тырново иерарх не был поставлен во главе этого диоцеза, а лишь временно замещал предстоятеля епархии, рассматривавшейся в Константинополе как вдовствующая, в болгарской исторической науке данное деяние трактуется как прямое вмешательство Константинопольского Патриархата в юрисдикцию автокефальной Болгарской Церкви (Тырновского Патриархата). В 1395 году митрополит Иеремия уже находился в Тырнове и в августе 1401 года еще управлял Тырновской епархией.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

– Таково содержание примечательного 84 устава Григория Пакуриана, данного Бачковскому монастырю 85 . 1 А.А. Цагарели. Памятники грузинской старины в Святой Земле и на Синае (Православный Палестинский Сборник, выпуск 10). СПб. 1888; М. Джанашвили, Грузинские обители вне Грузии. Тифлис. 1899; Епископ Порфирий Успенский , История Афона. Часть 3. Афон монашеский. Отделение 1. Киев 1877. Отделение 2. С.-Петебург. 1892; Епископ Кирион, Иверийцы, как пилигримы и основатели обителей во святых местах востока. СПб. 1905 (и в «Сообщениях Императорского Православного Палестинского Общества за 1905 г., выпуск 2). 2 T τυπιχν τ χτεθν παp το μεγλου δομεστχου τς Δσεως χυpο Грηγοрου το Пαχουрιανο πpς τν παp’ ατο χτισϑεσαν μονν τς ‘Υπεpαγας Θεοτχου τς Nετpιτζονιτσσης.–Typikon de Grégoire Pacourianos pour le monastère de Pétritzos (Bakovo) en Bulgarie. Texte original publé par le R.P. Louis Petit. СПб. 19904 (и в приложении к «Византийскому Временнику», т.11–1904) – Устав издан по рукописи 18 в. из библиотеки Бухарестской семинарии. Он состоит из предисловия, инвентарного каталога и 33 – х глав. 3 Γρηγριος Пαχουрιανς μγας δομστιχος τς Δσεως χα τ π’ ατο τυπιχν τς μονς τς Θεοτχου τς Пετрιτζονιτσσης.­ – Dissertatio philologica, quam scripsit ad summos in philosophia honores ab amplissimo philosophorum Ienensium ordine rite impetrandos Georgius Musaeus. Lipsiae. 1888. 4 И. Соколов, Состояние монашества в византийской церкви с половины 9 до начала 13 века. Опыт церковно – исторического исследования, стр. 174–175, 318 и др. Казань, 1894. 5 Ανρ οτος (Пαχουрιανς) μιχρς ν δμας χατ τν ποιητν, πλν λλ μαλητς, γνους λαμπρο ξ ’ Αρμενων ρμμενος.– Anna Comnena, Alexias, lib. 2 c. 4, p. 96. Bonnal. 1839. 5 а) Проф. Н. Марр, Аркаун, монгольское название христиан, в связи с вопросом об армянах – халкидонитах, стр.17 – 24. СПб. 1905; срав. проф. А.А. Цагарелы, Сведения о памятниках грузинской письменности, т.1, в. 3, стр. 12 примечание. СПб. 1894. 6 τν γννησιν χ τν ων λοντος χ τς τν ‘Ιβрων παμφαεσττης φυλς. Τυπιχν, 2 1–2 , Срав. 8 10–11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/g...

Новости 12 декабря, 2011 Прот. Всеволод Чаплин: Ценности веры, святынь, Отечества - выше прав человека Хотелось бы надеяться, что современный мир по крайней мере научится равно уважать и гармонизировать разные иерархии ценностей, отказавшись от попытки установить монополию антропоцентризма на закон и на общественное устройство. 12 декабря, 2011 В Болгарии отреставрируют чудотворную Бачковскую икону Пресвятой Богородицы Синод разрешил проведение реставрационных работ, которые должны пройти в стенах обители, и возложил их финансирование на Бачковский монастырь. 12 декабря, 2011 Продлена фотовыставка «Детский взгляд на христианскую Европу» В свободное от паломничества и экскурсий время педагоги вместе с детьми читали Евангельские притчи в виноградниках Мозельской долины. В память о принявших здесь смерть за Христа – мучениках Фивейского легиона запускали огненные воздушные фонарики в ночное небо. 12 декабря, 2011 На перешедшего в православие пастора совершено нападение в Финляндии Молари, являясь представителем " Russia Today " и Правда.ру, хотел попасть на митинг как журналист, но Сторше неожиданно напал на него и забрал фотоаппарат безо всяких объяснений. 12 декабря, 2011 Более 300 фотографий российской императорской семьи выставлены на аукцион в Женеве Фотографии входили в частную коллекцию швейцарца Фердинанда Тормейера (1858-1944), который был учителем французского языка и литературы при цесаревиче Николае Александровиче и Великом князе Георгии Александровиче. 12 декабря, 2011 Принято коммюнике круглого стола в Пекине, посвященного соработничеству Церкви и соотечественников в Азиатском регионе Эта встреча явилась продолжением взаимодействия Русской Православной Церкви и Министерства иностранных дел Российской Федерации в сфере координации работы с соотечественниками в различных регионах мира. 12 декабря, 2011 На скит святых Антония и Феодосия Киево-Печерских в Польше совершено нападение Пресс-секретарь полиции Хайнувки сообщила, что были уничтожены, в числе прочего, семь ульев, деревья на пешеходный мост, крест с купола на входных воротах скита. Основной кабель питания был срезан и трактор, принадлежащий скиту, был сдвинут в пруд.

http://pravmir.ru/category/news/page/520...

Болгария В Болгарии выберут Патриарха В работе Собора примут участие 142 делегата-выборщика: 14 митрополитов, 19 епископов, 48 священников, 13 монахов, 11 монахинь, 32 мирянина, 3 представителя трех самых крупных ставропигиальных монастырей (Рыльского, Бачковского и Троянского) и по одному представителю от Софийской и Пловдивской духовных семинарий. Избраны три кандидата на Патриарший престол Болгарской Церкви В Болгарской православной Церкви избраны три кандидата на Патриарший престол: митрополит Старо-Загорский Галактион, митрополит Русенский Неофит и митрополит Ловчанский Гавриил. Победа под Плевной — общая память двух народов (+ФОТО) Протоиерей Александр Салтыков: Не было в истории такого события, когда одно государство воевало за чужие интересы, только из благородного сочувствия братьям - христианам. Болгария в результате победы обрела свободу, а Россия ничего не получила. Патриарх Болгарский Максим: настоящий «дядо» Патриарх Максим был тогда относительно молод, но он воспринимался мной как настоящий библейский старец: вдумчивый, немногословный, седые мохнатые брови. Больше всего мне запомнилось, насколько быстро он смог вникнуть в суть стоящих передо мной задач и устранить все проблемы. Сохранивший Церковь В 1992 году правительство, сформированное Союзом демократических сил, который считал Патриарха Максима " коммунистическим подпевалой " , спровоцировало раскол в церкви, поставив под сомнение легитимность его интронизации, и создало альтернативный синод во главе с митрополитом Неврокопским Пименом, который вскоре отправил Патриарха Максима " в отставку " . Рыльский монастырь (Фото) Рыльский монастырь в Болгарии - это не просто архитектурный шедевр и центр духовной жизни Болгарии. Он - символ Болгарии, ее сердце. Церковь на границе Одиннадцать оставшихся жителей села Извор по очереди охраняют церковь Святой Троицы, одну из самых больших на юге Сербии, на границе с Болгарией. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. 12

http://pravmir.ru/tag/bolgariya/page/5/

Некогда один из монахов Святой Горы отправился в валашские земли. Он нес с собой чудотворную икону Богородицы – дар близким. живущим в валашской земле. Услышав, что в Троянских горах с недавнего времени подвизается благочестивый отшельник со своим послушником, святогорец пришел к нему, и они провели вмести в постнических подвигах много времени. К ним отовсюду стекались люди, чтобы поклониться святой иконе, явившей немало чудес в троянском крае. И еще много лет после все добрым словом вспоминали святогорского монаха. Когда же пришло время продолжать ему свой путь в валашские земли, он оседлал коня, перекрестился и отправился в дорогу. Но не успел он выехать со двора, как конь споткнулся и упал. В этом монах увидел Божий знак, отложил путешествие и вернулся с иконой к отшельнику. Через какое-то время он снова тронулся в путь, но на том же самом месте его конь опять упал. Так понял он: это происходит потому, что икона не хочет покидать этого места. Тогда он решил оставить икону, с глубоким поклоном и слезами умиления он простился с ней и с Богом в сердце отправился дальше один. Троянский отшельник вскоре пригласил еще нескольких братьев, они построили для чудотворной Богородичной иконы маленькую деревянную церковку и стали служить в ней. Постепенно число братии росло, были выстроены келии и странноприимница для паломников. Так и возник Троянский монастырь. Слава чудотворной иконы Богородицы Троеручицы распространилась далеко за пределы края, ибо святыня подавала исцеление идущим к ней с верой: больные излечивались, прокаженные очищались, немые начинали говорить, а расслабленные – ходить. Каждому помогала икона в его бедах, и не только христиан, но даже турок не оставляла в беде, когда они к ней прибегали с верой в ее помощь. Она спасла местное население от землетрясения и от чумы 1837 года. Эпидемия охватила весь край, от нее страдали все: и христиане, и евреи, и турки. Люди бежали из городов и сел в виноградники, чтобы в них найти укрыться от болезни, но и там умирали. Жители городов Лов и Сопот искали спасения под покровом Божией Матери, в Троянской обители. Наступил праздник Успения Пресвятой Богородицы. Местные старейшины советовали игумену закрыть ворота и не пускать на праздник паломников, чтобы пришлые больные не заразили здоровых. Но игумен отвечал: «Не могу, чада, этого сделать, потому что и эти наши братья-христиане в нужде своей приходят в монастырь, чтобы исповедоваться, причаститься. Как же можно их не пустить? Но вы не бойтесь, веруйте в Матерь Божию, она нас обережет и сохранит от чумы».

http://pravoslavie.ru/41348.html

Монастырь объявлен национальным памятником культуры. Храмы и другие строения [ править править код ] Соборный храм монастыря расположен на северном дворе монастыря. Был впервые построен еще при первом ктиторе обители, Григории Бакуриани. Нынешний собор в честь Успения Божией Матери был возведен в 1604 году, на основе прежнего. Ктиторская надпись датирует роспись церкви 1643 годом. Церковь возведена по образцу святогорских трехапсидных храмов. Церковь расположена близ собора, на северном дворе. Храм во имя Святых Архангелов был построен до XIII века, а затем значительно перестроен - вероятно в середине XIV века, в годы ктиторства царя Иоанна-Александра. В период между 1839 и 1841 годами Захария Зограф расписал арочный свод под храмом. Храм во имя святителя Николая Чудотворца и другие постройки на южном дворе монастыря были возведены в 1834 году. Церковь и её открытый притвор была расписана Захарией Зографом между 1839 и 1841 годами. Расположена поодаль, на монашеском кладбище. На начало XXI века - самое значительное здание сохранившееся в монастыре от ранней застройки. В нижнем этаже расположено костохранилище, а в верхнем - часовня. Костница, снабженная четырнадцатью гробницами, была предназначена собственно для семейства Бакуриани. Часовня была распиана грузинским изографом Иоанном Иверопульцем. Храм выполнен техникой opus mixtum из камня и тонкого кирпича. План постройки кавказский, новый для Балканского полуострова. Фасады пластичны, разчленены слепыми аркадами - тоже новшество для восточно-римской архитектуры того времени. Расположена в сохранившемся южном крыле монастыря. Трапезная была воздвигнута одновременно с соборным храмом, в начале XVII века. В 1643 году трапезная была украшена росписью сравнимой с лучшими святогорскими образцами. Около 1840-х годов известный изограф Алексий Атанасов написал вверху внешней стены трапезной панораму монастыря с образами всех её ктиторов, участвующих в крестном ходе с чудотворной иконой Божией Матери. Святыни [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Бачковский_мон...

мон-рей, а монахи преимущественно занимались просветительской и книжной работой. С X-XI вв. известно о существовании обителей на землях, населенных сербами: мон-ря Биела возле г. Шавник, неск. обителей вокруг г. Биело-Поле (см. ст. Биело-Польские церкви ), ц. Петра и Павла в Стари-Расе близ г. Нови-Пазар (Рашская обл., Косово и Метохия). Во 2-й пол. XII в. действовали мон-ри в Арилье , Стара-Павлица (см. в ст. Павлица ) и др. В X-XI вв. в западноболг. землях зародилось пустынножительство. Первым болг. пустынником считается прп. Иоанн Рильский , который ушел в глухие леса горного массива Рила в поисках уединенной жизни: рядом с его пещерой впосл. возник Рильский монастырь . В XI-XII вв. мон-ри появились на месте подвигов пустынножителей Прохора Пшинского , Гавриила Лесновского и Иоакима Осоговского . Несмотря на утверждения нек-рых историков, что афонскую обитель Зограф болгары основали уже в X в., когда граница Болгарского гос-ва подходила к Св. Горе, ее основатель и большинство насельников в первые века существования обители скорее всего были греками. В нек-рых афонских документах упоминается, что в XI в. на полуострове существовал мон-рь Зелянос (Желянос), слав. происхождение основателя к-рого не вызывает сомнений. В нач. XI в. появились первые известия о болгарском жен. М.: Косара, дочь болг. царя Самуила , после гибели супруга серб. (зетского) кн. Иоанна Владимира приняла постриг с именем Феодора и поселилась при построенном мужем храме Пресв. Богородицы (Пречиста-Краинска или Острос, сохр. развалины; Черногория). Но в последующие века сведений о жен. мон-рях не осталось, редко встречаются упоминания о пострижении представительниц знати. Завоевание Византией Болгарии (1018-1186) изменило положение болг. М.: большие мон-ри основывались реже и, как правило, по инициативе визант. чиновников или Охридских иерархов (см. ст. Охридская Архиепископия ). В 1083 г. визант. полководец груз. происхождения Григорий Пакуриан на полученных им за службу землях близ г. Филиппополя (ныне Пловдив) основал Петрицонский монастырь . Согласно ктиторскому типику, в состав братии могли входить лишь монахи-грузины, но с XIV в. среди насельников стали преобладать греки и болгары. Впосл. этот мон-рь под слав. названием Бачковский стал одним из духовных центров Болгарии.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010