Пока непонятно, как грабители проникли в монастырь. Полиция опросила всех монахов и служителей монастыря, у всех находившихся в ночь ограбления в монастыре людей взяты отпечатки пальцев. 27 января. ПРАВМИР. С воскресенья 25 января полиция не допускает посетителей в средневековую обитель.  Столь строгие меры были приняты после того, как около 7 утра в субботу, 24 января, было обнаружено, что неизвестные лица проникли в игуменские покои и перевернули там все верх дном, — сообщает Седмица.Ru  со ссылкой на болгарское издание «Стандарт Ньюз». Список похищенного пока не опубликован. По неофициальным сведениям, речь может идти о краже около 10 тысяч левов (около 5 тысяч евро) церковных денег. Пока непонятно, как грабители проникли в монастырь. Он находится под охраной, ворота закрываются на ночь и открываются утром перед службой. Полиция опросила всех монахов и служителей монастыря, у всех находившихся в ночь ограбления в монастыре  взяты отпечатки пальцев. Среди версий происшедшего есть и весьма оригинальная: в покои проник один из насельников монастыря и инсценировал ограбление с целью  отомстить за скандальное отстранение от управления монастырем предыдущего настоятеля епископа Бачковского Бориса (Добрева). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 7 октября, 2021 24 апреля, 2021 17 апреля, 2024 2 апреля, 2024 28 августа, 2023 16 марта, 2023 3 сентября, 2022 11 апреля, 2022 29 декабря, 2021 7 октября, 2021 24 апреля, 2021 17 апреля, 2024 2 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-bolgarii-ograblen-zn...

1974. Дылевский Николай, преп. Софийского Университета. Рыльский монастырь и Россия в XVI и XVII веке. София: Изд. Министерства информации и искусств, 1946. Дылевский Н. М. Р ыльский монастырь и Россия–Украина в XVI -XVII веках. Научно–популярный очерк. С.: Синодальное изд–во, 1974. Дымша Стефан, свящ. Паломничество Предстоятеля Русской Православной Церкви//ЖМП. 1972. Желязков Е., прот. День памяти героев Шипки//ЖМП. 1969. Захаров Н. Братский визит (Патриарха Болгарского Максима)//ЖМП. 1972. Игнатьев А. Академик И. И. Снегаров (некролог)//ЖМП. 1971. Игнатьев А. Бачковский монастырь//ЖМП. 1967. 1968. Игнатьев А. В Рильском монастыре//ЖМП. 1969. Игнатьев А. 20–летие Болгарского церковного подворья в Москве//ЖМП. 1968. Игнатьев А. Засадка болгарского Гложенского монастыря//ЖМП. 1973. Игнатьев А. Знаменательное столетие в жизни Болгарской Церкви//ЖМП. 1971. Игнатьев А. Избрание нового Предстоятеля Болгарской Православной Церкви//ЖМП. 1971. Игнатьев А. К 90–летию освобождения Болгарии//ЖМП. 1968. 5. Игнатьев А. Кончина и погребение Святейшего Патриарха Болгарского Кирилла//ЖМП. 1971. Игнатьев А. Памяти проф. Н. Н. Глубоковского//ЖМП. 1966. Игнатьев А. Переход Болгарской Православной Церкви на исправленный юлианский календарь//ЖМП. 1969. . Игнатьев А. Посещение Болгарской Православной Церкви Архиепископом Кентерберийским//ЖМП. 1972. Игнатьев А. Празднование в Болгарии 1100–й годовщины блаженной кончины святого Кирилла–Константина Философа//ЖМП. 1969. Игнатьев А. Празднование 1100–летнего юбилея Болгарской Православной Церкви//ЖМП. 1970. Игнатьев А. Преп. Иоанн Рыльский и его обитель//ЖМП. 1959. Игнатьев А. Преподобный Паисий Хилендарский//ЖМП. 1973. Игнатьев А. Протопресвитер Стефан Цанков (некролог)//ЖМП. 1965. Игнатьев А. 50–летие Болгарской высшей духовной школы//ЖМП. 1973. Игнатьев А. Святейший Патриарх Болгарский Максим (краткая биография)//ЖМП. 1971. Игнатьев А. Храм святой Недели в Софии//ЖМП. 1974. Игнатьев А. Хроника Болгарской Церкви//ЖМП. 1972. Игнатьев А. Церковный историко–археологический музей в Софии//ЖМП.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2256...

1974. 9. Дылевский Николай, преп. Софийского Университета. Рыльский монастырь и Россия в XVI и XVII веке. София: Изд. Министерства информации и искусств, 1946. Дылевский Н. М. Рыльский монастырь и Россия–Украина в XVI–XVII веках. Научно–популярный очерк. С.: Синодальное изд–во, 1974. Дымша Стефан, свящ. Паломничество Предстоятеля Русской Православной Церкви//ЖМП. 1972. 10, Желязков Е., прот. День памяти героев Шипки//ЖМП. 1969. 12. Захаров Н. Братский визит (Патриарха Болгарского Максима)//ЖМП. 1972. 6. Игнатьев А. Академик И. И. Снегаров (некролог)//ЖМП. 1971. 4. Игнатьев А. Бачковский монастырь//ЖМП. 1967. 11; 1968. Игнатьев А. В Рильском монастыре//ЖМП. 1969. 5. Игнатьев А. 20–летие Болгарского церковного подворья в Москве//ЖМП. 1968. 7. Игнатьев А. Засадка болгарского Гложенского монастыря//ЖМП. 1973. 1. Игнатьев А. Знаменательное столетие в жизни Болгарской Церкви//ЖМП. 1971. 5. Игнатьев А. Избрание нового Предстоятеля Болгарской Православной Церкви//ЖМП. 1971. 10. Игнатьев А. К 90–летию освобождения Болгарии//ЖМП. 1968. 5. Игнатьев А. Кончина и погребение Святейшего Патриарха Болгарского Кирилла//ЖМП. 1971. 5. Игнатьев А. Памяти проф. Н. Н. Глубоковского//ЖМП. 1966. 8. Игнатьев А. Переход Болгарской Православной Церкви на исправленный юлианский календарь//ЖМП. 1969. 3 . Игнатьев А. Посещение Болгарской Православной Церкви Архиепископом Кентерберийским//ЖМП. 1972. 11. Игнатьев А. Празднование в Болгарии 1100–й годовщины блаженной кончины святого Кирилла–Константина Философа//ЖМП. 1969. 8. Игнатьев А. Празднование 1100–летнего юбилея Болгарской Православной Церкви//ЖМП. 1970. 8. Игнатьев А. Преп. Иоанн Рыльский и его обитель//ЖМП. 1959. 9. Игнатьев А. Преподобный Паисий Хилендарский//ЖМП. 1973. 1. Игнатьев А. Протопресвитер Стефан Цанков (некролог)//ЖМП. 1965. 6. Игнатьев А. 50–летие Болгарской высшей духовной школы//ЖМП. 1973. 8. Игнатьев А. Святейший Патриарх Болгарский Максим (краткая биография)//ЖМП. 1971. 9. Игнатьев А. Храм святой Недели в Софии//ЖМП. 1974.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

В 1375 году на Соборе болгарского духовенства Евфимий был избран Тырновским патриархом . Управляя Болгарской Церковью, Евфимий следовал за церковной политикой Константинопольских патриархов-исихастов Каллиста I и Филофея Коккина , строго следил за чистотой Православия и вел борьбу с разными ересями, в т. ч. и с поздними формами богомильства . В синодик царя Борила   были внесены анафемы против мон. Феодосия (Фудула) и учителя его Пиропула, однако неясно, в чем состояла их ересь.  Патриарх Евфимий заботился о нравственном состоянии паствы, запретил четвертый брак, осуждал неблагочестивые обычаи населения. Православные славяне и румыны уважали патриарха Евфимия и обращались к нему за разъяснением церковных канонов и правил. В 1393 году в отсутствие болг. царя Иоанна Шишмана он разделил с паствой тяготы осады и падения болгарской столицы, репрессии и выселение захватчиками. Григорий (Цамблак)  намекает на какое-то противодействие туркам знатных граждан города, за что все 110 чел., в т. ч. и патриарх Евфимий, были приговорены к казни. Как описано в Похвальном слове, когда патриарх Евфимий, ожидая казни, положил голову на плаху, внезапно рука палача онемела. Турецкие власти испугались и заменили казнь ссылкой в т. н. Македонию - топоним, который в XIV веке воспринимался весьма широко и иногда охватывал и Фракию . По всем данным патриарх был сослан в Бачковский монастырь . В монастыре он продолжил книжную деятельность. Патриарх Евфимий был известен красноречием, его современник митр. Иоасаф Бдинский  писал в 1396 году, что " тогда… говорили многие: «Лучше бы солнце угасло, но не замолкал бы Евфимиев язык!» " Точных сведений о времени и месте смерти патриарха Евфимия не сохранилось. Возможно, он скончался 10 января , как указано в заглавии единственного молдавского списка Похвального слова Григория Цамблака. 20 января  как день его памяти появился в русских списках в XVI и XVII веках по аналогии с днем памяти прп. Евфимия Великого. Многочисленные легенды о последних годах его жизни были собраны в конце XV-XVI веков в " Ловчанском сборнике " (сохранилась фотокопия XIX века). Одна из приписок к сборнику сообщает о тайном погребении патриарха (здесь он уже назван святым, что указывает на его почитание) в Богородицкой церкви Бачковского монастыря , которая в момент составления сборника уже была разрушена. Это свидетельствует о том, что в конце XV века место захоронения было неизвестно. В настоящее время могила патриарха Евфимия считается утраченной. В начале XX века в монастыре были открыты гробницы: близ западного входа в главную церковь (XVII века) и под сводами церкви арх. Михаила (XI в.), в одной из которых, возможно, был погребен патриарх, но исследователи считают эти могилы " благочестивой фальсификацией " . Наиболее вероятно, что патриарх Евфимий был похоронен в одной из 17 гробниц, которые находились в притворе старого кафоликона (XI в.), разобранного при строительстве нового в 1604 году  .

http://drevo-info.ru/articles/13679897.h...

Др. серебряный позолоченный оклад рукописного Евангелия 1578-1605 гг. связан с именем католикоса-патриарха Зап. Грузии Евфимия I (Сакварелидзе) . Две вкладные надписи содержат обращение католикоса к Пресв. Богородице: «Панагия Портаитисса, помилуй в двух жизнях католикоса Евфимия». То, что оклад был задуман католикосом-патриархом как дар И. м., отражено и в иконографической программе. Поле разделено на 3 зоны, в каждой по 2 евангельских сюжета («Благовещение» и «Крещение Господне», «Рождество Христово» и «Преображение», «Сретение» и «Воскрешение Лазаря»). Наверху в центре представлена Иверская икона Божией Матери, стоящая на двери, украшенной полудрагоценными камнями. Чуть ниже перед дверью изображен в рост в молении католикос-патриарх, облаченный в крещатый саккос, с нимбом. В правой части 2 нижних зон изображены в рост основатели И. м.- преподобные Евфимий, Иоанн и Георгий Святогорцы. В нижней части композиции «Благовещение» помещены погрудные изображения великомучеников Феодора, Георгия и Димитрия. На оборотной стороне оклада - образы святителей Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца, Василия Великого и Григория Богослова. Все надписи сделаны асомтаврули. Памятник может быть атрибутирован как работа мастеров Зап. Грузии, обращавшихся в этот период к архаизирующей визант. традиции XII-XIV вв. (напр., крест мастера Мамне, кон. XV в., Гелати - см.: Amirinachvili Ch. L " Art des ciseleurs géorgiens. P., 1971. Il. 94-97). В И. м. Евангелие, очевидно, было доставлено посольством ивиритов, посетивших Грузию в 1592-1604 гг. Оклад печатного Евангелия (Венеция, 1671) относится к нач. XVIII в. В его украшении использованы серебряные с позолотой скань и пластины с чеканными изображениями евангельских сюжетов. Вверху по сторонам расположенного в центре «Распятия с предстоящими» показаны символы евангелистов Луки и Марка, ниже - «Благовещение». В верхней части оклада - «Сретение» и «Рождество Христово», в нижней - «Крещение» и «Воскрешение Лазаря». В композиционном размещении этих сюжетов отмечают сходство с памятниками из Бачковского мон-ря, выполненными в мастерской Пловдива. Возможно, оклад был сделан на подворье И. м.- в Роженском монастыре близ Мелника.

http://pravenc.ru/text/293365.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Араповский мон-рь св. Недели [Болг. Араповски манастир «Света Неделя»], Болгарской Православной Церкви. Расположен в 8 км восточнее г. Асеновград, близ с. Арапово (совр. Златоврых). Возник в 1856 г. как монашеская община, преобразованная через 3 года в обитель. Расположение А. м. на открытом пространстве в поле не характерно для болг. мон-рей, к-рые устраивались обычно на холмах, в предгорьях или в горах, и обусловлено нахождением вблизи него св. источника. Отсюда и специфическая черта внешнего облика А. м., напоминающего средневек. крепость, хотя сами постройки не имеют фортификационного назначения и традиционны для эпохи болг. национального возрождения. Строительство соборного храма, трехнефного с 3 апсидами, было начато в 1856 г. мастером Стою, избравшим в качестве образца соборы Горно-Воденского и Бачковского мон-рей; освящен в 1859 г. в честь св. Недели. Средства на постройку и украшение храма были собраны населением окрестных сел; имена дарителей сохранились в ктиторских надписях над сев. и юж. вратами храма. В 1928 г. купол храма пострадал от землетрясения, восстановлен и заново расписан худож. Н. Эвровым в 1930 г. В 1856-1859 гг. был возведен П-образный корпус, огибающий храм с востока, запада и севера (сохранился только зап. двухэтажный келейный корпус); позднее в юго-зап. углу пристроили Г-образное крыло (восстановлено в 1935). В 60-х гг. XIX в. на юго-востоке монастырского двора появилась трехэтажная жилая башня высотой ок. 9 м (отреставрирована в 70-х XX в.), по преданию, в ней неоднократно находил убежище легендарный родопский гайдук Ангел Воевода. В 1870 г. над св. источником (перед сев. вратами) была поставлена часовня - однонефная постройка с апсидой и массивным цилиндрическим сводом; расписана в 1875 г. В 1929 г. в зап. части А. м. построена колокольня. Св. равноап. Кирилл крестит царя Бориса II. Св. равноап. Мефодий проповедует народу. Роспись ц. св. Недели Араповского мон-ря. 1864 г.

http://pravenc.ru/text/75834.html

Монастырская церковь представляет собой маленькое прямоугольное каменное строение с полуцилиндрическим сводом. Церковь неск. раз перестраивалась: на рубеже XVI-XVII вв. наос был продлен на запад, а к сев. стене пристроен маленький открытый нартекс. К этому же времени относится и наиболее древняя сев. часть монастырского двухэтажного строения, где размещались кельи, гостиница и трапезная. Юж. часть корпуса была возведена позже на основе старого фундамента, на 1-м ее уровне располагались главные монастырские ворота. В 1855 г. была обновлена церковь, в 1865 г. во дворе построена часовня. Возле церкви сохранилось неск. каменных надгробий XIX в. Прор. Малахия. Роспись Архангельской ц. Нач. XVII в. Прор. Малахия. Роспись Архангельской ц. Нач. XVII в. Основная часть росписей монастырской церкви датируется нач. XVII в. Живопись в древней части наоса принадлежит распространенному в Болгарии типу и имеет сходство с росписями в церквах с. Арбанаси (за исключением ц. св. Архангелов) и мон-рях Трынского р-на. Для нее характерна простота линий и пропорций. Более позднюю роспись пристроек можно сравнить с живописью ц. св. Архангелов в Арбанаси, главной церкви и трапезной Бачковского мон-ря: она отличается декоративностью и тщательной проработкой рисунка. Стены и конху алтарной апсиды занимают 2 регистра с эпизодами важнейших евангельских сюжетов. Праздничный цикл расположен на сев. и юж. стенах. Наличие пейзажей, фигур людей и домашних животных придает композиции «Рождество Христово» бытовой характер. Около юж. дверей храма сохранились фрагменты композиции «Страшный Суд». В направлении с востока на запад в центре свода размещены медальоны с изображениями Христа (Вознесение, Ветхий Денми и Вседержитель). Ниже на своде располагаются орнаменты, фризы с изображениями ветхозаветных пророков, праздники и Страсти Христовы, на стенах - святые. Росписи в преддверии, сохранившиеся частично, отличаются от остальных по стилю и колориту и датируются кон. XVII - нач. XVIII в. Здесь есть изображения святых в полный рост и погрудные в медальонах. На юж. стене алтаря сохранились остатки поминальной надписи и жен. ктиторский портрет плохой сохранности, изображающий, вероятно, монахиню. Все надписи на фресках сделаны на болг. языке.

http://pravenc.ru/text/149185.html

В иконной галерее города Пловдива открыта экспозиция «Храм – дом божественного откровения» 13 сентября 2006 г. 18:09 В иконной галерее г. Пловдива (Болгария) открыта экспозиция «Храм — дом божественного откровения» Здание иконной галереи было построено в 1975 году специально для собрания икон. Теперь полностью возобновлен его интерьер, посетителям внушается сопричастность не столько к религиозному культу, сколько к представлению о предназначении христианского храма. Музейные специалисты совершили экспедиции по Болгарии с целью обнаружения икон, находящихся под угрозой уничтожения или же употребляющихся не для целей культа. В экспозиции «Храм — дом божественного откровения» представлены копии стенописей Куленского и Бачковского монастырей и Асеновой крепости. Впервые здесь демонстрируются копии стенописей 30-х годов ХХ века. Невозможно до конца понять историю болгарских — монастырей, характер их деятельности, место, занимаемое в национальном сознании, не вникнув в глубину исторических судеб болгарского народа. Монастыри Болгарии с самого их основания представляли собой нечто больше чем религиозные институты, глухие обители, куда удаляются от соблазнов мирской жизни, чтобы окунуться в атмосферу религиозного экстаза. Сто двадцать монастырей Болгарии, сохранившихся до наших дней, являют собой живую летопись культуры, творческого созидания, становления и роста самосознания болгарского народа, летопись его дум и чаяний. Первые христианские монастыри в Болгарии были созданы в IX веке нашей эры. Прологом просветительской миссии монастырей можно считать 886 год, когда князь Борис - поселил в новопостроенном монастыре Св. Пантелеймона (недалеко от города Преслава) учеников великих Кирилла и Мефодия. Так возникла первая староболгарская литературная школа, вошедшая в историю под названием Плиско-Преславской. Не меньшую роль сыграл и основанный Климентом Охридским другой монастырь Св. Пантелеймона (в окрестностях города Охрида, ныне это территория Республики Македония), который по праву считается староболгарской «академией».

http://patriarchia.ru/db/text/141759.htm...

Эпоха отступления ( 2Сол. 2:3 ), под знаком которой находится православный мир, не минула и Болгарскую Православную Церковь . Если Патриарх Максим в решительные моменты отстаивает Болгарскую Православную Церковь и Православие в ней, этого нельзя сказать о св. Синоде и о его двуличной лицемерной политике. Множатся факты ужасающих противоканонических действий болгарских Архиереев, как посещений еврейской синагоги Митрополитом Дометианом Видинским, Неофитом Доростоло-Червенским (Русенским), Галактионом Старо-Загорским, Епископом Иларионом (ныне Митрополит Доростольский); принятие подарков от еврейских раввинов (Митрополит Галактион в качестве предстоятеля храма св. Ал. Невского); присутствия на католических мессах (Митрополит Неофит Доростоло-Червенский в Русе; Митрополит Арсений Пловдивский с Епископом Евлогием на мессе римского папы в Пловдиве); принятие подарков от еретиков – римский папа во время своего визита в Болгарию отвалил целую церковь в Риме, храм св. Викентия и Анастасия в дар Болгарской Православной Церкви и св. Синод принял этот змеиный дар (19.XI.2002 г.). 25 мая 2003 г. в этом же католическом храме св. Викентия и Анастасия в Риме в присутствии и при «молитвенном участии» католических иерархов болгарские архиереи – Каллиник Врачанский, Кирилл Варненский, Галактион Старо-Загорский и Гавриил Ловчанский совершили литургию. Некоторые «Архиереи» нагло демонстрируют свою принадлежность к масонству («епископ» Павел из «покаявшихся» раскольников). Причастность и связь высшего клира Болгарской Православной Церкви с масонством уже и не скрывается – из-за того, что масоны развязали свои мошны и дают Архиереям деньги. Стало быть, наши Архиереи служат не Богу, а Мамоне. Масонам предоставляются православные храмы и монастыри для совершения их действ по поводу убийства масона Илии Павлова – кафедральный собор Софийского Митрополита и Патриарха Болгарского св. Недели в Софии, монастырь св. Николая в гор. Арбанаси, близ Велико Терново, храм св. Ал. Невского (13 и 14 марта и 7 декабря 2003 r.). В Бачковском монастыре совершаются болгарскими Архиереями с еврейскими раввинами совместные «панихиды» за упокоение душ (!) Экзарха Стефана и Патриарха Кирилла. Высший клир буквально убивает Болгарскую Православную Церковь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В свободной Болгарии Болгарская Православная Церковь усердно заботилась о развитии учебного дела, открывая семинарии и пастырско-богословские курсы. Возводились новые храмы, печаталась духовная литература и выходила церковная периодика. С 1901 г. был начат синодальный перевод Библии на новоболгарский язык, который был окончен в 1919 г. и вышел в свет в 1925 г. Под влиянием светского образования и с прямым поощрением болгарских властей молодые болгарские поколения воспитывались в духе атеизма, и насаждалось ожесточенное отношение к Церкви. Под влиянием западной декадентской литературы ширились нравственный упадок и эпидемия самоубийств. Болгарская Церковь энергично боролась за духовно-нравственное воспитание болгарского народа и неустанно исполняла свой пастырский долг. Особенно усердно работали с молодежью Старо-Загорский Митрополит Мефодий (Кусевич), Видинский Митрополит Неофит, Скопский Митрополит Неофит, Охридский Митрополит Борис и Неврокопский Митрополит Борис. Болгарская Православная Церковь неустанно трудилась над духовным образованием своих будущих пастырей. Еще в 1872–74 гг. в гор. Лясковец была открыта Богословская школа, переросшая в дальнейшем в Петропавловскую семинарию. В 1875–76 гг. открылась Богословская школа в гор. Самокове, священническая школа в гор. Прилепе в Македонии в 1884 г., такая же в гор. Адрианополе во Фракии в 1884 г., Константинопольская (Цариградская) семинария с 1891 по 1912 гг., с 1915 г. переместившаяся в гор. Пловдив, Софийская Семинария с 1903 г., Духовная монашеская школа в Рыльском монастыре с 1852 по 1911–18 гг., в 1919–20 гг. переместившаяся в Троянский монастырь, Церковно-певческая школа (1906–1920 гг.) и Священническая школа в 1910–26 гг. в Бачковском монастыре, Священническая школа в 1921–35 гг. в Черепишком монастыре, переросшая в Пастырско-богословский институт (1938–48 гг.). В 1901 г. был построен внушительный комплекс зданий Софийской Духовной Семинарии с немалым вкладом личных средств Митрополита Видинского Кирилла. По уровню своего обучения Софийская Семинария «Св. Иоанн Рыльский» считалась престижным учебным заведением и в ней обучались и люди со светским уклоном, чтобы получить хорошее образование и подготовку.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010