Болгарские цари Иван Александр и Иван Шишман были частыми гостями монастыря, проводя здесь время в отдыхе и беседах со святыми Феодосием и Евфимием, а обитель стала вторым, после Килифаревского монастыря, центром Тырновской книжной школы. Здесь было создано Четвероевангелие царя Ивана Александра (так называемое Лондонское Евангелие), хранящееся сейчас в Британской библиотеке. Оно было переписано в 1355–1356 годах монахом Симеоном для болгарского царя Ивана Александра. «Слава Святой Троице, Которая есть восхваление нашего Бога, исполняющего всякое доброе начинание, творимое во имя Его, потому что от Него происходит все, всякое начало и всякий конец. Написан был этот животворящий источник новой благодати пресладкого учения Христова и Его божественных учеников апостолов, названный Четвероевангелие, не ради внешней красоты и ярких цветов, золота, льна или драгоценных камней и бриллиантов украшения, но ради священного слова, что внутри…» Этими словами монах-переписчик Симеон начинает свою приписку, то есть свое личное послание читателю этой книги – царю Ивану Александру, для которого была изготовлена эта богато иллюстрированная рукопись. В прологе, восхвалив Святую Троицу, переписчик дает указания относительно места, где был составлен этот документ, – это монастырь Святой Троицы около Тырново. Четвероевангелие царя Ивана Александра имеет большой формат и написано так называемым представительным, то есть уставным, письмом Тырновской книжной школы. Личные качества святого Евфимия как духовного пастыря и его огромные познания в скором времени воздвигают его на патриарший престол – это произошло в 1375 году. Жизненный путь последнего высокообразованного Тырновского патриарха замечателен. Он активно занимается духовно-административной и литературной деятельностью. Он инициирует и осуществляет важную реформу правописания и языка, подвергает ревизии старые переводы, сравнивая их с греческими оригиналами, и создает новые переводы богослужебных и богословских книг. Большое внимание точности перевода он уделяет потому, что считает: ошибки приводят к еретическим заблуждениям. Литературное наследие святителя Евфимия богато и разнообразно: это жития святых, похвальные слова, послания и прочие сочинения. После падения Тырново под натиском турецких войск 17 июля 1393 года Болгарский патриарх был отправлен в заточение в Бачковский монастырь, где, как предполагается, он находился в 1402–1404 годах. Около 1416 года Тырновская Патриархия была подчинена Константинопольской.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРНО-ВОДЕНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТЫХ КИРИКА И ИУЛИТТЫ МОНАСТЫРЬ Церковь во имя святых Кирика и Иулитты. 1850 гг. Церковь во имя святых Кирика и Иулитты. 1850 гг. Пловдивской епархии Болгарской Православной Церкви. Находится на склоне гор Чернатица в Зап. Родопах, близ г. Асеновград. Был основан в XIV в. Изначально располагался недалеко от источника, в 500 м от совр. местонахождения. В XVII в., возможно в 1666 г., турки разрушили мон-рь с целью обратить правосл. население в ислам, но он был восстановлен на новом месте и освящен во имя прп. Параскевы (Петки). 1696 г. датирована ктиторская плита в фонтане, сделанная мастером Николой. В 1808 г. над источником была построена часовня. В 1810 г. мон-рь был полностью сожжен керджалиями. В 1819 г. была реконструирована часовня над источником, а к 1850 г. мон-рь был полностью отстроен в сохранившемся ныне виде. Церковь расписана зографом Алексеем Атанасовым, к-рый особое внимание уделил теме мученичества и христ. самопожертвования. Роспись храма завершилась 13 окт. 1850 г., о чем гласит надпись над входом. Вскоре настоятель иером. хаджи Иероним освятил ц. во имя святых Кирика и Иулитты. После учреждения Болгарского экзархата и поставления в Пловдиве болг. иерарха Г.-В. м. долгое время был резиденцией Филиппопольского (греч. название Пловдива) иерарха К-польской Православной Церкви. В 1906 г. партизаны изгнали греч. духовенство из обители. В 20-30-х гг. при мон-ре было открыто богословское уч-ще. Г.-В. м. сильно пострадал при пожаре 1924 г. и при землетрясении 1928 г. С 1943 - по сент. 1944 г. в обители находился концлагерь. После войны мон-рь нек-рое время был в запустении, затем был обращен в психиатрическую лечебницу. С 1983 г. здесь размещается творческая база Союза болг. архитекторов. Г.-В. м.- это комплекс из 4 двухэтажных братских и хозяйственных корпусов, замкнутых в квадрат, с церковью в центре. Вост. жилой корпус, являющийся центральным фасадом мон-ря, украшен рядом окон, массивными деревянными воротами и эркером над ними. Церковь обители близка по архитектуре к церкви Бачковского мон-ря (см. Петрицонский мон-рь ) афонского крестово-купольного типа с 3 алтарными апсидами и 4 закомарами, с обширным псевдобазиликальным притвором и сводом в виде слепого купола. По стилю и технике строения можно сделать предположение, что ее архитектором был мастер Васил Димов, построивший в 40-х и 50-х гг. XIX в. неск. храмов близ Асеновграда. В церкви находятся иконы, написанные Захарией Зографом : «Спаситель», Богородицы «Живоносный Источник», св. Иоанна Предтечи, св. Афанасия, храмовая икона святых Кирика и Иулитты. Г.-В. м. является памятником культуры. Церковь действует как приходская. В братских корпусах располагается гостиница. Лит.: Bulgarian Monasteries. Sofia, 1997. S. 190-197; Димитров Б. Христианство в болгарских землях. София, 2003. С. 174-175. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/166229.html

- Я бы назвал православное богословие православным действием, православной практикой. Богословие в его институциональности – Болгарская Православная Церковь – спасло меня и физически, и духовно: в свое время меня, круглого сироту, принял Бачковский монастырь, и там началось мое сознательное бытие. Православие – это сердцевина, как исповедь. Православие – родниковое Христианство, самое неподдельное, самое сохраненное в течение веков, и, слава Богу, что оно есть в Болгарии, и что оно – основное вероисповедание болгарского народа. И прав Митрополит Тырновский Климент (исключительная личность – участник легии Раковского, первый председатель Болгарского Красного Креста и соучредитель Болгарской Академии Наук, министр просвещения, дважды председатель Совета Министров Болгарии, депутат Учредительного, Первого Великого и нескольких обычных народных собраний, создатель болгарской художественной драмы и повести, великомученик-митрополит, претерпевший гонения и мучения, сосланный в Гложенский монастырь под городом Тетевен), который в своей знаменитой проповеди 14 февраля 1893 года произнес памятные слова «Есть у нас Православие – есть болгарский народ; нет Православия – нет болгарского народа!». Православие – это та движущая сила, тот фундамент, та незыблемая основа болгарского народа, которая не только его поддерживала, но воздвигла его на исторической сцене, как действующий народ – и как культуру, и как традицию, и как веру, и как духовность. Это вера – и ничего больше. В историческом плане, когда в Европе были только княжества, маленькие городки-державы, только Болгария была государством – со своей организацией, армией, структурами управления, и при этом, находящимся между двумя мощными империями – западно-франкской и восточно-византийской. И эта Болгария была таковой со своей Верой и общественно-религиозным институтом – Православной Церковью. Именно Православная Церковь поддерживала наше национальное сознание, нашу культуру, наш язык, наши традиции, нашу духовность. Особенно когда наше Отечество потеряло свою независимость в 1393 году. Тогда практически были уничтожены две основные национальные сферы – общественно-политическая (государство) и общественно-религиозная (Церковь). Царь Иван Шишман был убит, Патриарх Евтимий сослан. С того дня не было свободного государства, не было самостоятельной Церкви, не было образовательной системы. Иностранное владычество, рабство. И только в маленьких храмах в селах и городах, и особенно в монастырях, сохраняется светильник национальной идентичности, родной культуры и традиций, и Православной Веры.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Церковь святителя Николая интересна не только как один из редких двухэтажных памятников — она совершенно уникальна по решению своей нижней части — высокой и открытой во все четыре стороны, не имеющей параллелей не только в Грузии, но и в других странах греко-восточного мира. Среди памятников Грузии можно найти всего лишь несколько примеров церквей с двухэтажным решением: это упомянутый выше Мартвили, Шорети, Марткопи, Лагами, Лехтаг—Ламариа около Местии и Загер в Цвирми эпохи зрелого средневековья. Первые этажи названных церквей, за исключением Мартвили, представляют собой замкнутые в стенах помещения. В Мартвили и Гелати нижний этаж открыт арками, наверху возведен купольный храм, в то время как все остальные примеры поверху имеют зальные пространства. Несмотря на ряд общих черт с мартвильской двухэтажной церковью, гелатский храм по пропорциональному соотношению верхней и нижней частей и по решению второго этажа носит отличительный характер. Беглый просмотр материала двухэтажных храмов разных стран (Пастушья и Грузинская церкви в Ани, Нораванк, Тегер — Армения; костница Бачковского монастыря, церковь Бояна и Асенева церковь — Болгария; Золотые ворота в Киеве, надвратная церковь Киево-Печерского монастыря, а также двухэтажные церкви Херсонеса, Константинополя, церкви-капеллы Франции и Германии и т. д.) показал, что эти сооружения по решению нижнего этажа представлены в двух вариантах: замкнутые помещения или открытые арками этажи, причем последние встречаются довольно редко. А. Грабар, разрабатывая вопрос о происхождении двухэтажных церквей, находит их истоки в древнейших мартириях с открытыми алтарями над гробами мучеников. Эти здания позднее оформились в двухэтажные сооружения с погребениями внизу и часовнями на втором этаже. Среди памятников Грузии, нижняя часть которых отведена под крипты, можно назвать миниатюрную, квадратную в плане и открытую арками на четыре стороны постройку в Череми, древнейшую церковь монастыря в Некреси (третья четверть IV века), для VI—VII веков Малый храм Джвари во Мцхета, Кацхи, Зегани, Икалто — VIII век, Кабени Ксанский, Биети — IX век, Табакини, Касагина — X век и ряд других. Крипты в этих памятниках либо полностью находились под землей, но чаще для них были возведены невысокие субструкции, с использованием при этом уклона почвы для устройства входа в наиболее пониженной ее точке. Крипты устраивались под церквами зального типа (Малая церковь Джвари, Кацхи), под трехцерковными базиликами (Зегани), а также под купольными храмами (Икалто). Второй этаж представлял либо удлиненный зал, либо купольное здание («свободного креста», креста, вписанного в прямоугольник, здания с четырьмя подкупольными устоями).

http://sobory.ru/article/?object=05396

Тринадцатый и особенно весь четырнадцатый век были веками духовного и культурного расцвета Болгарии, своеобразным вторым болгарским Золотым веком. Это проявилось не только в книжной деятельности, но и в живописи и музыке. Зародилась т. наз. «Терновская иконописная школа», которая выражалась в разламывании старых изобразительных похватов и проявлении экспрессивности и свободы в изображении фигур, не отступая при этом от восточного иконописного канона. Однако в сюжете Тайной вечери многократно наблюдается изумительная профанация сакральности Евхаристии – на пасхальной трапезе валяются лук, чеснок и репа! Это можно объяснить только наивной непосредственностью, духовным неразумением и нерадивым пренебрежением как исполнителей подобного изображения, так и его заказчиков. В архитектурном наследии эпохи византийского владычества в Болгарии нельзя не отметить архитектурный шедевр – церковь Асеневой крепости близ Асеновграда, с дивно найденными масштабом и точно уравновешенными пропорциями крестокупольной базилики в сочетании с колокольней в самом здании, который отмечает новый храмовой стиль конструкции в восточно-православном зодчестве. Сей храм скорее всего является делом грузинского гения (конец XI в.), когда вблизи крепости был воздвигнут грузинами Бачковский монастырь. Но удивительно то, что подобный тип храмовых построек развился в позднейшее время исключительно только в Болгарии, тогда как в Греции и в православном мире этот вид отсутствует. В 1375 г. после смерти Патриарха Иоанникия II Евфимий был избран болгарским Патриархом. Царь Иоанн Александр умер в 1371 г. Болгарским Царем стал его сын от второго брака Иоанн Шишман. Беспечность, с которой отнеслись сначала болгары и болгарское общество к неумолимому турецкому завоеванию (Реляция турецкого военачальника Лала Шахина султану Мураду), сменилась паникой и всеобщим унынием. Только сербы дважды попытались противопоставить достойный и организованный отпор турецким завоевателям – в 1371 г. в битве при деревне Черномен и в 1389 г. в эпической битве на Косовом поле. Болгарское Царство Иоанна Шишмана потеряло всю Фракию, Черноморское побережье, северо-западную Болгарию (Видинское «царство»). Нижняя земля (с XIX в. называемая Македонией) была давно утеряна и находилась после распада Душановской Сербии в раздробленном состоянии под властью местных болгарских и сербских феодалов. Задунайская Болгария (позднее Валахия) еще в 30-х годах XIV в. переметнулась под венгерский вассалитет и хранила до поры сомнительную лояльность к болгарской царской власти, особенно после брачных выходок Царя Иоанна Александра.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Св. Патриарха Евфимия сослали в Бачковский монастырь, где он продолжил свою книжную и пастырскую деятельность, борясь с ересями (очевидно с богомильской и павликианской) среди окрестного населения (Григорий Цамблак, Похвала Евфимию, Патриарху Терновскому). 17/30июля 1402 г. (или 4/17 апреля 1404 г.) великий духовный вождь болгарского народа скончался. Вселенская Патриархия, Церковь -Мать Болгарской Церкви, поступила со своей первородной дочерью – Болгарской Православной Церковью и с болгарским народом как злейшая мачеха. В нарушение всех канонов, при живом предстоятеле Болгарской Церкви, сразу же после взятия Велико Терново турками в 1394 г. она посадила на болгарский патриаршеский престол управляющим своего ставленника, церковного авантюриста, выгнанного из Молдовы (Молдавии) Молдовского Митрополита Иеремию, уничтожая не канонически каноническую Болгарскую Патриархию и сведя се к епархии своего диоцеза. В 1396 г. пало и Видинское «царство». Болгария была обезглавлена государственно и духовно. Сопротивление туркам было яростным, как тому свидетельствуют источники и археологические данные, но разобщенным, без единого государственного руководства, без государственной стратегии. Отсутствовала координация со стороны государства. Боролись города и местные правители, каждый сам за себя, да и то только тогда, когда турки подступали к ним и непосредственно нападали на них. Пока народ, изнемогая, боролся, Царь Иоанн Александр, позднее и Иоанн Шишман, то вступали в союз с турками, то делались их вассалами. В борьбе с турками многолюдный по средневековым меркам болгарский народ был обескровлен, потерял треть своего населения и был на грани своего биологического и физического существования (проф. Хр. Гандев, Българската нация през XV век, C., 1972 r.). Как и в XIII в., когда народ нашел в себе силы расправиться с татарами и с правящей верхушкой, выдвинув из своей среды Ивайло, так и в XIV в. появился народный вождь Момчил, который, однако, рано погиб в борьбе с турками (†7.VI. 1345 r.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

и. с Влахернским храмом в К-поле. Предположение о связи П. и. с чудотворной иконой из Влахернского храма находит подтверждение в близкой иконографии обеих икон, а также во времени создания П. и., которое совпадает с развивающимся почитанием Влахернской иконы (напр., на это указывает изображение «Влахернитиссы» на визант. иконе с 5 образами Пресв. Богородицы, нач. XII в., монастырь вмц. Екатерины на Синае). По мнению И. Герговой, возможно, именно об этой иконе упоминает Михаил Атталиат, когда сообщает, что имп. Роман Диоген во время похода в Армению нес икону-палладий ( Гергова . 2012. С. 118); известно, что Пакуриан принимал активное участие в военных действиях Византии против сельджуков в этом регионе (см. подробнее: Бакалова Е. Бачковската костница. София, 1977. С. 14-19). Вероятно, Григорий Пакуриан для основанной им обители заказал копию чудотворной Влахернской иконы. Возможно, почитание этой к-польской святыни было семейным: одна из родственниц военачальника - Кали Пакуриан пожертвовала список с Влахернской иконы в серебряном окладе в афонский Иверский мон-рь ( Гергова. 2012. С. 118). В 1311 г. по заказу братьев, уроженцев южногруз. исторической обл. Тао, Афанасия «модзгвари» (т. е. наставника семинарии Петрицонского монастыря) и Окропира Эгнатишвили был создан новый, чеканный, сребропозлащенный оклад, части к-рого в настоящее время покрывают верхнее и правое поля иконы, нимбы и фон (сведения о вкладе приведены в длинной надписи на груз. языке, расположенной в нижней части фона). Фон в верхних частях покрыт традиционным для груз. торевтики растительным орнаментом. В ктиторской надписи указаны расходы (125 перперов) и перечислены венценосцы - визант. имп. Андроник II (1282-1328) и его соправители - сын Михаил IX (1294-1320) и внук Андроник III Палеологи, цари Зап. Грузии Константин I (1293-1327) и его соправитель Димитрий (по др. источникам неизв.) Багратиони. Несмотря на груз. происхождение дарителей, стиль и технологические особенности изготовления оклада свидетельствуют о том, что он был выполнен в духе визант.

http://pravenc.ru/text/2580464.html

Публикации Иконография Изображения прп. Евфимия Святогорца сохранились в нескольких средневековых настенных росписях (костница Бачковского (Петрицонского) монастыря, вторая половина XII века - датировка Э. Бакаловой; конец XI - haчaлo XII века - датировка Д. Мурики; церковь Богородицы монастыря Ахтала, 1205-1216; церковь Крестового монастыря в Иерусалиме, XVII век), а также на миниатюрах греко-грузинской рукописи, т. н. Афонской книги образцов . Евфимий Святогорец представлен вместе с другими святыми Грузинской Православной Церкви - преподобными Георгием и Иоанном Святогорцами и Иларионом Грузином . Иконография прп. Евфимия Святогорца следует традиции создания образов преподобных, типичной для восточнохристианского искусства: в монашеском одеянии, седовласый, с непокрытой головой, с седой длинной остроконечной бородой, с крестом (Ахтала) или со свитком (Крестовый монастырь) в руке. В образах старца прослеживаются определенные портретные черты (аскетическое удлиненное лицо). Отличительной чертой ранних изображений является прическа: волосы разделены на две части пробором и забраны за уши, на лбу ложатся двумя полукружиями. Изображения Евфимия Святогорца снабжены титлами, исполненными древнегрузинским письмом - асомтаврули. На миниатюрах в греко-грузинской рукописи надписи выполнены по-гречески. Иконографические черты Евфимия Святогорца и надпись: " Святой Евфимий " - на фреске XI века, украшающей софит центральной арки трапезной пещерного монастыря Удабно в Гареджи, дали повод отождествить образ с образом Евфимия Святогорца. В Житии прп. Георгия Святогорца описывается икона, созданная по заказу грузинского епископа в Константинополе вскоре после смерти прп. Георгия для гробницы преподобных Евфимия Святогорца и Георгия, на которой они изображены молящимися перед Пресвятой Богородицей. Литература Использованные материалы   ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 60   Мачханели. 1982. С. 96   ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 52-54   ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 60-61   ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 69   НЦРГ. A 97, A 193, H 2211; Hieros. Patr. 24; Sinait. Iber. 4

http://drevo-info.ru/articles/13680585.h...

Самый важный центр монастырской духовной жизни является поклонение перед чудотворным образом Бачковской Пресвятой Богоматери. Очень возможно, что икона находится на территории монастыря еще со времени его основания и всегда остаивалась центром внимания для монахов, верующих и посетителей. Не прекращается поток поклоников, приходивших получит благословение чудотворного образа, высказать свою боль и выпросит защиту. Место где икона выставлена выбрано самой Богоматери и связано с ее сокрытие и наитие. Во времени самых трудных начальных лет турецкого владычества, икону спрятали в место с именем Клувия, где потом снова нашли в начале и вернули в монастыре. На удивление монахов, она снова исчезла и ее нашли на том самом месте в горе. Это повторилась в два раза, пока у один из братьев монастыря не был сон, в котором Божия матерь передала ему, что хочет чтоб икону ее выставили в соборной церкви монастыря, на правой стороны центральной двери, в отдельном иконостасе, с тремями ступеньками впереди, чтоб была всегда в храме и встречала каждого нуждающегося в ее помощи. Есть также сказание, что Чудотворная икона является копие той иконы Богоматери, нарисованную св.евангелистом Лука и что она чудодейном образе перелетела с Грузии до монастыря. Тип изображения «умиление», у иконе также два оклада – серебряный и золотой. Хотя до сих пор она не изучена полностью, по всей вероятности она из По сторонам образа Богоматери стоит надпись «влахерниотиса», это означает, что тип живописания возпроизводит или является копие прославленную икону Богоматери Влахерна – покровительница Константинополя. В бытности покровительницей города против всяких нашествеников и врагов, не удивительно, если Григорий Бакуриани, сам воин, пожелал чтоб самую важную икону основанного ими монастыря, воспроизвела указанного прототипа. Не смотря на то, что образы св.Девы и благословеного Сына уже темны, просветленность и любовь склоненного лика матери к «Сына Человеческого» довольно видимы. Полосы по двух сторон изображения перекрыты более старого серебряно-позолоченного оклада, подареного в 1311г. братьями монахами в – Афанасий и Окропир. На нем вычеканена надпись на древнегрузинском языке, который гласит: «Окована сия икона Пресвятой царицы нашей Богородицы в Петриционе двумями родными братьями таойцами, сыновьями Игнатия – наставником Афанасием и Окропиром за 125 перперов вместе с серебряной ламападой перед иконой в царствование в Греции благочестивых царей Андроника, Михаила Андроника Палеологов, а в Грузии – Константина и Димитрия Багратидов, в лето от начала (мира) по-гречески 6819, а по-грузински 6915. Святая Богородице, прими в жертву сей малый их дар и прости им и будь ходатаем им и их родителям в день суда перед твоим сыном и Богом нашим. Аминь, аминь да будет, аминь. В хроникон 531, индикта 9. Христе Боже, помилуй их души, человеколюбче, аминь.»

http://azbyka.ru/palomnik/Бачковский_мон...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иона (Проданов), еп. Агафонийский. Фотография. Сер. ХХ в. [болг. Йона] (Проданов Иван Петков; 29.03.1915, Пловдив - 12.12. 1959, София), еп. Агафоникийский Болгарской Православной Церкви (БПЦ). Начальное образование получил в родном городе. С 1928 по 1934 г. обучался в Пловдивской ДС. С 1934 г. послушник в Рильском монастыре, где 8 янв. 1940 г. был пострижен в монашество. С 1935 по 1939 г. студент богословского фак-та Софийского ун-та. Во время обучения был рукоположен во диакона, служил в Пловдивской епархии. Впосл. был рукоположен во иерея, 31 окт. 1939 г. назначен преподавателем, евфимерием и библиотекарем в Пловдивской ДС. С 21 апр. 1947 по 30 нояб. 1949 г. игумен Бачковского мон-ря (см. Петрицонский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь ). По его инициативе было восстановлено сгоревшее западное крыло монастырского комплекса. В период игуменства был возведен в сан архимандрита. 15 нояб. 1949 г. назначен главным секретарем Св. Синода БПЦ; этот пост занимал до 15 июля 1955 г. 30 дек. 1951 г. в кафедральном храме-памятнике св. Александра Невского в Софии хиротонисан во епископа с титулом «Агафоникийский». 15 июля 1955 г. повторно назначен игуменом Бачковского монастыря. Написал краткую историю Бачковского монастыря (Бачковски манастир: (Кратък ист. очерк с 24 снимки в текста). София, 1956) и учебник для духовных училищ по литургике (Литургика. София, 1950), а также ряд статей в болгарской периодике. Принимал участие в многочисленных международных конференциях и конгрессах. Похоронен в Бачковском монастыре. Лит.: Кръстев С. Агатоникийски еп. Йоан//Църк. вестн. София, 1952. Бр. 4/5. С. 1-2; Кончина еп. Агафоникийского Ионы//ЖМП. 1960. 3. С. 47-48; Цацов Б. Архиреите на Българската Православна Църква. София, 2003. С. 306-307. Х. Темелски Рубрики: Ключевые слова: ЕВЛОГИЙ (Стамболджиев Божидар Стоянов; род. 1954), еп. Адрианопольский Болгарской Православной Церкви (БПЦ)

http://pravenc.ru/text/578320.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010