Большой вред церковной жизни причинили жестокие бомбардировки англо-американской авиации крупных болгарских городов, продолжавшиеся с 14 ноября 1943 г. по 17 апреля 1944 г. (только в Софии за это время погибло 852 мирных жителя, и было разрушено 12 тыс. зданий). В результате частичного разрушения 19 ноября здания Синода и связанного с этим временного прекращения выхода официального печатного органа «Церковного вестника» административная церковная деятельность оказалась сильно ослаблена. Резко сократилось производство свечей для храмов. Бомбардировка 10 января 1944 г. произвела новые значительные разрушения (серьезно пострадала Синодальная палата), увеличилось число жертв. По этому поводу Синод 27 января выступил с «Посланием к болгарскому народу» (опубликованным в «Церковном вестнике»), в котором призывал не падать духом, а молясь и уповая на Бога, проявить единомыслие, сплоченность, твердость и братскую солидарность. [viii] Из-за бомбардировок в январе 1944 г. Софийская семинария была эвакуирована в Петропавловский монастырь (округ Лясковец), Богословский факультет Софийского университета и Пловдивская семинария — в Бачковский монастырь, Пловдивская митрополия — в г. Асеновград, синодальная типография — в г. Луковит, а сам Синод (канцелярия, часть ризницы, библиотеки и другие службы) 22 января вынужденно переехал в Черепишский Успенско-Богородицкий монастырь, в здание местного Богословско-пастырского института, который, в свою очередь, был эвакуирован в Рильскую обитель. Учебный год был приостановлен, прекратился выпуск почти всех синодальных и епархиальных периодических изданий, кроме «Церковного вестника», который выходил в ограниченном объеме. [ix] В Рильский монастырь по решению Синода от 11 марта эвакуировали и Центральный церковный историко-археологический музей, в том числе ценности, вывезенные с греческой и югославской территории (после окончания войны их вернули этим странам). [x] В марте 1944 г. в результате авиационных налетов был разрушен ряд софийских храмов (пострадал и собор св. кн. Александра Невского), здание Богословского факультета, сгорели все три столичных церковных магазина, склад книг и икон, а также 30 марта — синодальная часовня, синодальная библиотека и помещение синодальной ризницы, где была уничтожена остававшаяся там после эвакуации часть вещей и архивных документов. Из 19,3 тыс. хранившихся в библиотеке книг уцелели лишь эвакуированные ранее 514. Кроме перевезенных в Рильский монастырь документов, полностью сгорел бесценный Синодальный архив, в том числе хранившиеся в огнезащитном сейфе оригиналы султанского фирмана об учреждении Болгарского экзархата 1870 г. и свидетельство о крещении царя Бориса III. 31 мая 1944 г. от бомбардировки серьезно пострадало остававшееся в Софии синодальное издательство, сгорело много хранившихся там книг. [xi] Было разрушено и несколько храмов в других городах Болгарии: Пловдиве, Русе, Враце и т.д. Лишь 6 октября 1944 г. канцелярия Синода вернулась в Софию.

http://bogoslov.ru/article/600839

В Болгарии отреставрируют чудотворную Бачковскую икону Пресвятой Богородицы 12 декабря, 2011. Новостная служба Синод разрешил проведение реставрационных работ, которые должны пройти в стенах обители, и возложил их финансирование на Бачковский монастырь. 12 декабря. ПРАВМИР. В Болгарии будет отреставрирована чудотворная Бачковская икона Пресвятой Богородицы, сообщает Седмица.ru со ссылкой на болгарское издание «Двери Православия». Специальная комиссия Синода в составе митрополитов Сливенского Иоанникия, Неврокопского Нафанаила и Пловдивского Николая подготовила положение по реставрации и обязала мастеров информировать комиссию о каждом этапе проводимых работ. В этом году реставраторы Йовка Юрукова и Ганчо Ганев сняли серебряный киот с чудотворной иконы и ужаснулись, увидев её плачевное состояние. По их мнению, это чудо, что изображение Пресвятой Девы еще не рассыпалось. На их требование срочно провести консервационные работы по сохранению чудотворной иконы игумен Бачковского монастыря епископ Агатонийский Борис ответил, что на это нужно разрешение Синода. Синод разрешил проведение реставрационных работ, которые должны пройти в стенах обители, и возложил их финансирование на Бачковский монастырь. Проведение консервации поручено проф. Григору Григорову из Национальной художественной академии, реставратору Илие Асенову и двум афонским монахам Симеону  из монастыря Дионисиат и Мефодию из монастыря Зограф. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-bolgarii-otrestavrir...

В самом Иране существовали не только несторианские, но и диофизитские и монофизитские храмы. Что касается якобы отсутствия нужной коммуникации и незнания, что делается в соседних странах, то это, скорее всего, незнание истории Вашими наставниками. Византия имела постоянные, прочные дипломатические, религиозные, торговые и культурные связи не только с соседним Ираном, но также с Индией, Тураном, Скифией и Китаем. Сошлюсь как на пример на факты из истории Грузии. Грузинские монастыри были в Константинополе, на Афоне – Иверская Лавра, в Болгарии – Бачковский монастырь, на Кипре, в Египте, в Антиохии – на Черной Горе, более 20 монастырей было основано в Палестине. Знаменитый грузинский монастырь с известной иконописной школой был на Синае. Этот список можно продолжить. О какой же географической изоляции можно говорить? Уже сам факт перевода творений святого Исаака Сир-ского на греческий (имеется также древний перевод на грузинский язык) говорит о том, что святой Исаак Сирский был известным писателем в православном мире, а не неизвестным аскетом с потерянными документами. Наверно, Ваши наставники не знают о грандиозных книгохранилищах в Александрии, Пергаме и Константинополе, которые были фактически уничтожены. А с ними вряд ли могли равняться современные библиотеки. Египетский царь Птолемей Братолюбивый посылал специальные экспедиции в дальние страны, чтобы приобрести ценные рукописи. Его традицию продолжали византийские императоры. Обычно последователям и ученикам не то что святого, а светского философа хочется знать о его жизни. Неужели никто не поинтересовался сведениями о великом наставнике монахов? Логика Ваших учителей в следующем: документально нельзя доказать, что святой Исаак Сирский был несторианином; документально нельзя доказать, что он был православным, значит,– он был несторианином! Такой оригинальный силлогизм представили Вы в своем письме, если отбросить словесную шелуху. Почему в последнее время поднят вопрос о вероисповедании святого Исаака Сирского? Кому это нужно? Прежде всего либералам и экуменистам.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ДИОНИСИЙ II КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Дионисий II Галатянин (греч. Διονσιος Γαλατιανς; + 1556 ), патриарх Константинопольский (17 апреля 1546 - июль 1556) Родился в Галате (район Константинополя ). До патриаршества был епископом Никомидии . По одной из версий, он был патриархом с весны (апрель) по осень 1537 года, однако это не подтверждается большинством источников. После смерти патриарха Иеремии I (1545) Священный Синод под председательством Иерусалимского патриарха Германа осудил распространившуюся тогда в Греческой Церкви симонию и издал постановление о том, что только полный состав Священного Синода мог избирать нового патриарха. Дионисий Галатянин был избран патриархом при поддержке состоятельной части населения Галаты и после широких народных выступлений, но вопреки желаниям Синода. В числе первых действий новый патриарх подтвердил ставропигиальные права монастыря св. Анастасии и ее храмов в Фессалонике (1542, 1547), Бачковского монастыря (1547) и др. При нем Венецианская республика разрешила православной общине на острове Керкира иметь учителя греческого языка (1546). Вероятно, Дионисий II издал сигиллий, согласно которому монастырь Богородицы Кесариани под Афинами получил права ставропигиального. Другая грамота Дионисия II относится к монастырю св. Иоанна Предтечи близ Созополя. Из письма митр. Митрофана Кесарийского известно, что Дионисий II во время поездки по Пелопоннесу назначил на должность нотария в Нафплионе свящ. Иоанна Гавалу, а его предшественника, ученого Иоанна Зигомалу, пригласил преподавателем древнегреческого языка в Константинополь. Также стараниями Дионисия II дидаскалом Великой национальной школы стал Михаил Гермодор Листархос, получивший образование в университетах Падуи и Феррары. Также патриарх восстановил монастырь Богородицы Камариотиссы на острове Халки (позднее на этом месте было построено греческое коммерческое училище; теперь в его здании размещается турецкое военно-морское училище).

http://drevo-info.ru/articles/13679642.h...

О состоянии иверского монашества вне Грузии, именно в Святой Земле, на Афоне и Синае, в русской литературе уже известны некоторые сведения. 1 Существенным к ним дополнением следует, по нашему мнению, признать недавно опубликованный на греческом языке устав Григория Пакуриана или Бакуриана, данный в 1084 году основанному им грузинскому монастырю Богородицы Петрицонитиссы или Бачковскому, близ Стенимаха в Болгарии 2 . Правда, устав этот был известен и раньше 3 , но в сокращенном переложении на новогреческий язык, с существенными дефектами, сравнительно с оригиналом, которые неизбежно были привнесены и в русский анализ этого устава 4 . В виду того, что в распоряжении грузинологов имеются лишь конспективные типики монастырей Иверского на Афоне и Шатбердского и уставы Шио-Мгвимской лавры и Ваганского монастыря в Грузии, представляется задачей весьма интересной подвергнуть анализу оригинальный и полный устав знаменитого в Византии грузинского монастыря Петрицонитиссы, обстоятельно знакомящий с его внутренним устройством, с бытом и жизнью иверских монахов вне Грузии, могущий пролить свет на положение монашества и в пределах этой страны. Ктитор монастыря Петрицонитиссы Григорий Пакуриан был известным в истории Византии деятелем 11 века. Анна Комнина, между прочим, говорит, что он происходил из знатного армянского рода 5 . Это свидетельство можно признать справедливым в том смысле, что Пакуриан происходил из огрузинившихся армян-халкидонитов Тао-Кларджетии, 6 хотя сам он в монастырском уставе прямо называет себя грузином, да и монастырь в честь Богородицы Петрицонитиссы основали исключителъно для грузинских монахов 7 , поэтому и именует его монастырём иверов (μον τν βρων) 8 . Пакуриан хорошо знал и армянский язык: устав монастыря был им написан в трёх редакциях – греческой, грузинской и армянской, дабы подлинный его текст сохранился в точности, не подвергся нежелательным для ктитора изменениям и был понятен и тем грузинским монахам, которые были знакомы более с армянским языком, чем с греческим; затем, сам Пакуриан подписал подлинник устава по-армянски 9 ; наконец, среди его родственников были и армяне 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/g...

С тех пор и отец Антим величает этот валун русским монахом. У батюшки теперь в храме много русских икон – дарения наших паломников. И он так рад, что у него есть мы. Когда Стоил привозит меня одну к батюшке, он с грустью в голосе спрашивает, а где же отец Андрей и почему же не приехала ставшая ему родной и близкой Оленька Скрипкина. Однажды, когда Скрипкина позвонила мне из России, я как раз находилась у отца Антима. Он взял трубку. Голос его дрожал, в глазах стояли слезы: «Приезжай, Оленька», – только и мог произнести он. Батюшка построил новую келью для отца Андрея и других священников из России. Он очень ждет всех нас. Именно он и сказал так трогательно и проникновенно: «Болгария ждет вас, братушки!» Все в монастыре напоминает нашему дорогому батюшке о русских паломниках. Вот инжир у храма, с которого Ольга Николаевна впервые в жизни собирала плоды, смеясь, удивляясь, радуясь. Инжир в Болгарии называется «смукиня» (смоква). Напитались мы этой зрелой, мягкой, вкусной смукиней с преогромным удовольствием… Теперь отец Антим не перестает повторять: «Вот приедет Оленька, смукини будет рвать и радоваться, как дитя малое!» Козочки в загоне снова напоминают ему о русских паломниках, ведь мы им хлебушек давали. Собачке Поличке приносили угощение, черного кота баловали, с овечками беседовали, удивляясь тому, что отец Антим один со всеми своими животными управляется, делает очень вкусный сыр из козьего молока, варит огненные похлебки из чечевицы и фасоли, хлеб печет, варенье варит… Сказка, да и только! В этом году зима в Болгарии неожиданно оказалась и вьюжной, и снежной. Дорогу в монастырь занесло, батюшка был совсем один. Говорит, что его согревала мысль, что русские снова приедут, и не только те, которые были у него, но и другие, за которых он молится. Я ведь отдала ему очень много записочек из России. И ежедневно в горах несется ко Господу молитва болгарского батюшки о русских людях… О России. Он ждет нас. Ждет всегда… Дорога среди скал все равно ведет в Пловдив Наши поездки в Хасково и другие города, в Бачковский монастырь послужат для следующих рассказов о Болгарии. А сейчас мы снова вернемся в Пловдив.

http://pravoslavie.ru/38185.html

– Рыльская обитель, основанная преподобным Иоанном Рыльским. Это огромный архитектурный комплекс. Высота каменных стен, окружающих монастырь, местами достигает 24 м. Главными святынями монастыря являются мощи прп. Иоанна Рыльского и святая чудотворная икона Божией Матери Одигитрии (XII в.); – Бачковский монастырь (о котором уже упоминалось в главе «Грузинская Православная Церковь ). Основан в 1083 г. полководцем Григорием Бакурианис-дзе, грузином по национальности. В написанном им Уставе (Типике) монастырь объявлен грузинским. На протяжении длительного времени монастырь продолжал оставаться грузинским. После покорения Болгарии турками хозяевами монастыря стали греки. В 1894 г. монастырь был отдан в ведение Болгарской Православной Церкви. Монастырь ставропигиальный; – Троянский монастырь (на р. Осым), в 8 км юго-восточнее Трояна, является третьим монастырем по величине в Болгарии после Рыльского и Бачковского. По монастырским летописям, ок. 1600 г. здесь подвизался некий «старый духовный отец» с учениками. Вскоре один иеромонах, направляясь со Св. Горы в Валахию, посетил это место и оставил подвижникам копию чудотворной иконы Божией Матери «Троеручица» из Хиландарского монастыря. Тогда на этом месте была построена деревянная церковь и несколько келий. Из святых Болгарской Церкви можно назвать князя Бориса, крестителя болгар (память 2 мая), равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, создателей славянской письменности (память 11 мая), Климента Охридского, ученика Кирилла и Мефодия (память 27 июля и 25 ноября), Наума, друга св. Климента, организатора Преславской литературной школы (память 27 июля), преподобного Иоанна Рыльского, основателя Рыльской обители (память 18 августа и 19 октября) и др. Структура управления . Главой Болгарской Церкви является Патриарх (носитель высшей исполнительной власти). Высшая административная духовная власть принадлежит Священному Синоду (входят все митрополиты во главе с Патриархом); кроме того, существует Малый Синод (4 избираемых митрополитов), работающий постоянно. Высшей законодательной властью в Церкви обладает Церковно-Народный Собор, куда входят все служащие архиереи и светские лица. При Священном Синоде имеется также Высший Церковный Совет (состоит из 2 священнослужителей, 2 мирян и 2 заместителей под председательством Патриарха), занимающийся хозяйственными и финансовыми вопросами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1552-1555 гг. мастером Антонием, украсившим до того старый кафоликон монастыря Ксенофонт. Работы были вкладом Молдавского господаря Александру Лэпушняну, о чем была сделана надпись в наосе (на греч. языке) и в нартексе (на кириллице). Простота архитектуры (сводчатый неф и нартекс без куполов и арочных перекрытий) не лишили программу росписей обязательных элементов: на склонах свода - цикл Великих праздников (событий НЗ), по центру - медальоны с образами пророков, в люнете зап. стены - Богородичные праздники: Рождество, Введение во храм и Успение. На стенах размещены фигуры святых, в юго-вост. углу - серб. святых: прп. Симеона и свт. Саввы. В нартексе парекклисиона по стенам написаны фигуры преподобных, к-польских, афонских и синайских святых, а также обязательные для монастырских храмов сюжеты с явлением ангела прп. Пахомию, Зосимой и Марией Египетской; в стилистике росписей угадывается попытка подражать принципам монументальной живописи Византии 1-й четв. XV в., прежде всего росписям храмов Мистры. В 1686/87 г., при игум. Луке, в нартексе бывш. старого кафоликона были сделаны росписи по заказу серб. ктитора, митр. Михаила Бачковского (Бачка), надпись о вкладе известна теперь по упоминанию еп. Порфирия (Успенского); сохранились фрагменты с фигурами святых. Распятие. Оборотная сторона иконы Божией Матери «Одигитрия». XIV в. (мон-рь св. Павла на Афоне) Среди икон П. м. есть древнейшие на Св. горе, напр. оглавная икона Богородицы (кон. XII в.) небольшого размера (44×35 см), называемая как Богоматерь Зерцало, некогда, вероятно, бывшая частью складня с композицией оглавного Деисуса. Подобные иконы, восходящие к доиконоборческим образцам, послужили в поствизант. время источниками таких рус. иконографических изводов, как Богоматерь Огневидная. К числу выдающихся произведений визант. мастеров принадлежат неск. выносных 2-сторонних икон Божией Матери, написанных на золотых фонах: «Одигитрия» с особым эпитетом Высокочтимая (Υπερευλογημνη) кон. XIII - нач. XIV в. (по монастырскому преданию, доиконоборческого времени; почитается как Мироточивая (Μυροβλτισσα) с композицией Собор архангелов Гавриила и Михаила на обороте; выносная с образом «Одигитрия» и Распятием на обороте позднего XIV в., написанная в мастерских К-поля или Фессалоники (Treasures.

http://pravenc.ru/text/2578598.html

2016 год, фото: bg-patriarshia.bg vk fb tw ok @ g+ lj Бачковский монастырь, плавание за Крестом 2016 год, фото: bg-patriarshia.bg vk fb tw ok @ g+ lj Иорданов день в Болгарии Фото: БГНЕС vk fb tw ok @ g+ lj Ледяные воды реки Тунджа Фото: БГНЕС vk fb tw ok @ g+ lj Освящение вод и крещенские купания в Александрии Патриарх Феодор II выпускает голубя. Александрия, 2016 год Фото: patriarchateofalexandria.com vk fb tw ok @ g+ lj Иордань на Валааме. 2014 г., фото: valaam.ru vk fb tw ok @ g+ lj На пути к Иордани 2013 г., фото: valaam.ru vk fb tw ok @ g+ lj Наместник Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий освящает воды 2013 г., фото: valaam.ru vk fb tw ok @ g+ lj Оптина пустынь, народ Божий фото: optina.ru vk fb tw ok @ g+ lj Святогорская Лавра. митрополит Святогорский Арсений совершает Великое освящение воды Фото: svlavra.church.ua vk fb tw ok @ g+ lj Святогорская Лавра Фото: svlavra.church.ua vk fb tw ok @ g+ lj Крестный ход возвращается в Святогорскую лавру Фото: svlavra.church.ua vk fb tw ok @ g+ lj Великое освящение вод на реке Волге совершает архиепископ Костромской Алексий (Фролов) 2012 г., фото kostromaeparhia.ru vk fb tw ok @ g+ lj Архиепископ Костромской Алексий (Фролов) 19 января 2012 г., фото kostromaeparhia.ru Рейтинг: 9.2 Голосов: 1403 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Александр 25 февраля 2016, 16:42 Благодарю за интересную подборку! Фотографии замечательные! Можете ли сообщить, откуда взята миниатюра: Крещение Господне Миниатюра 985 г пищу не из праздного интереса: очень необычная композиция иконы и ее пространственное решения. эта ссылка поможет мне в искусствоведческой работе. Заранее благодарю. Татьяна Константиновна 20 января 2016, 03:04 Дорогие братья и сестры! С Праздником БОГОЯВЛЕНИЯ!!! Спасибо за прекрасные праздничные фотографии! Наташа 19 января 2016, 19:36 С Праздником, православные!!! Бог се в Македонии http://www.bigorski.org.mk/index.php 19 января 2016, 18:54 Милости Божией и благодати от Духа Святаго! С великим праздником Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, дорогие братия и сестры!

http://pravoslavie.ru/89728.html

В 1898 г. Успенский и М. П. Милюков изучили эпиграфику и церковные памятники Македонии на оз. Преспа (пещерные храмы юж. берега, о-в Мали-Град, руины «Великой церкви» на о-ве Айос-Ахилиос), и обследовали надгробную плиту 993 г. с кириллическим граффито, сообщающим о семье царя Самуила. После 2-й экспедиции в Македонию (1900) Кондаков сформулировал задачи изучения древностей Балкан как особой ветви археологии В. и. ( Кондаков Н. П. Македония: Археол. путешествие. СПб., 1909). Политическая обстановка 10-х гг. XX в. не благоприятствовала развитию славяно-визант. археологии, да и общество южнослав. земель не было еще готово к изучению национальных древностей. Небольшое число специалистов (Б. Филов), работая в рамках Археологического музея в Софии и провинциальных музеев (Варна и др.), положили начало серийным изданиям и приступили к раскопкам памятников визант. эпохи. 1-й том начатой в 1913 г. серии монографий «Материалы по истории Софии» посвящен раскопкам Софийского собора, давшим богатый материал (в т. ч. раннехрист. кладбище с расписными склепами) для истории раннего христианства в Сердике - городе, где проходил Собор 342-343 гг. В том же году был основан археолого-этнографический журнал «Старинар» (Белград), существующий до наст. времени. После первой мировой войны влияние на развитие изучения археологии В. и. в южнослав. странах оказали эмигранты из России, в т. ч. Кондаков и Грабар, опубликовавший одну из первых книг по истории болгаро-визант. искусства VI-XVII вв., а также статью о «двухэтажных церквах-гробницах» в Бачковском мон-ре (см. Петрицонский монастырь ), храме Асеновской крепости и Боянской церкви, положившую начало длительной дискуссии, в к-рой приняли участие Брунов, Э. Бакалова, Б. Пенкова и др. С 20-х гг. XX в. в Болгарии одно за др. следуют открытия визант. храмов IV-VI вв. (Красная церковь в Перуштице (1921); Беловская базилика (1924) и др.; Круглая (Золотая) ц. в Преславе эпохи царя Симеона); новые материалы дают работы в Несебыре (XIII-XV вв.), в столицах Болгарии (Тырново, Плиска, Преспа) и приморских городах (Варна, Созополь).

http://pravenc.ru/text/372678.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010