Б. р. в России В 1852 г. российское правительство, единственное в мире, в лице своих дипломатов ходатайствовало об освобождении Бахауллы, когда тот был заточен в тюрьму, и предложило ему убежище. Посмертный портрет Баба был выполнен художником, приведенным для этой цели российским консулом в г. Тебризе. Рус. был первым европ. языком, на к-рый была переведена Китаб-и-Акдас (1899). Рус. востоковеды и дипломаты XIX - нач. ХХ в. были в числе первых, кто изучал Б. р. (напр., Казем-бек А. Баб и бабиды. СПб., 1865; Розен В. Р. Первый сборник посланий Бабида Бехауллаха. СПб., 1908). Первая в мире община бахаитов за пределами Ирана появилась на территории Российской империи, в Ашхабаде, в нач. 80-х гг. XIX в. (существовала до 1938). Там же в 1918 г. был построен первый бахаитский храм (здание храма простояло до 1963), общины бахаитов вновь появились в 1990 г. и в наст. время действуют на всем постсоветском пространстве. Численность бахаитов составляет ок. 6 млн чел. с центрами более чем в 200 странах мира. Крупнейшие общины находятся в Индии - свыше 1 млн и Иране - свыше 300 тыс. В России общины бахаитов находятся в основном в крупных городах - Москве, С.-Петербурге, Казани, Краснодаре, Красноярске, Мурманске, Хабаровске, Якутске, Чите, Петропавловске-Камчатском, Новосибирске, точная их численность неизвестна. Ист.: Китаб-е Акдес: «Священнейшая книга» современных бабидов/Текст, пер., введ. и прил. А. Г. Туманского//Зап. АН по ист.-филол. отд-нию. СПб., 1899. Т. 3; Абдул-Баха. Мысль мира: Речи и наставления Абдул-Баха о новой культуре мира. М., 1992; он же. Парижские беседы: Выступления Абдул-Баха в Париже в 1911 г. СПб., 1999. Лит.: Уманец С. Современный бабизм. Тифлис, 1904; Бертельс Е. Э. Бехаит об истории бехаизма//Восток. М.; Л., 1925. Кн. 5. C. 202-207; Эсслемонт. Дж. Э. Баха-улла и новая эра/Пер. с англ. проф. Д. В. Пивоварова. Екатеринбург, 1991; Хэтчер У. С. , Мартин Дж. Д. Новая мировая религия/Пер. с англ. С. Сухарева. СПб., 1995; Герлиц П. Религия Бахаи//Религии современности: История и вера. М., 2001.

http://pravenc.ru/text/77700.html

Иудаизм исповедуют немногочисленные общины (ашкеназов), насчитывающие ок. 1,5 тыс. чел. Новые религиозные движения представлены адептами бахаизма (см. Бахаи религия ), общим числом 163 тыс. чел., к-рые объединены в Национальную духовную ассамблею Бахаи. Значительную активность развивают псевдоиндуистские НРД, такие как Брахма Кумарис, Об-во сознания Кришны, Об-во приверженцев Сатья Сай Бабы, Об-во Вишва Хинду Паришад, насчитывающие в совокупности от 5 до 10 тыс. чел. Распространение христианства Археологические находки, найденные в З., свидетельствуют о том, что данная территория была заселена с древнейших времен. В разных частях страны были обнаружены останки древнего человека и каменные инструменты. В кон. I тыс. до Р. Х.- нач. I в. по Р. Х. территория совр. З. была заселена говорившими на языках банту мигрантами-земледельцами с севера и отчасти пришедшими с юга нгони. Следы перехода от каменных орудий труда к металлическим относятся к первым векам по Р. Х., к VI в. в центральной и зап. частях совр. З. земледельцы обрабатывали медь и железо. Приблизительно к X-XI вв. медные слитки изготавливались в зап. части совр. пров. Коппербелт, что говорит о повсеместной торговле медью, которую использовали в качестве валюты. В нач. II тыс. животноводство стало интенсивно распространяться в южной части совр. З., жители плато Тонга (Батока) занимались хлопкопрядением и гончарным делом. Произошло первое знакомство местного населения с исламом, оказавшее влияние на укрепление связей с араб. купцами, к-рые преимущественно торговали золотом и др. ценными металлами. Приблизительно к XIV в. относятся первые признаки становления классового общества. С кон. XVI в. шел процесс возникновения удельных племенных союзов и раннегос. образований: на юго-западе, в верхнем течении реки Замбези,- Лози (Баротсе, известное с 60-х гг. XIX в. как Баротселенд); на юго-востоке - Марави; на северо-востоке - Казембе; в нижнем течении р. Луапула - Лунда. Первые попытки распространения христианства на территориях в верхнем течении Замбези были предприняты в кон. XVI в., когда нек-рые из португ. католич. священников, прибывших на вост. берег Африки для служения капелланами в португ. гарнизонах на территории совр. Мозамбика, ушли в глубь континента для проповеди католичества среди местного населения. С 1577 г. на этих территориях основывали миссии доминиканцы, а с 1607 г.- иезуиты. Однако деятельность ордена иезуитов была запрещена, а общая политическая обстановка не способствовала успеху проповеди.

http://pravenc.ru/text/182545.html

Холмске и в Южно-Сахалинске. В 2001 г. была зарегистрирована МРО последователей веры Бахаи в г. Долинске. К настоящему времени сохранилась одна организация Бахаи в г. Южно-Сахалинск. В 1993 г. в областном центре стараниями миссионеров из Владивостока были зарегистрированы 2 общины Общества сознания Кришны (ОСК) (вайшнавы), после 1997 г. они не стали перерегистрироваться, в последующие годы действует одна группа ОСК в областном центре. В Южно-Сахалинске существует община Церкви Иисуса Христа святых последних дней (мормоны), первые представители которой появились на Сахалине в 1997 г. В 2000 г. на остров приехали первые миссионеры из Владивостока (граждане США). Главным способом привлечения новых членов церкви стали бесплатные курсы английского языка. Собрания верующих с 2007 г. проводились в здании в центре города, по соседству с Городским собранием, что вызвало негативную реакцию части городской общественности . Сегодня организация зарегистрирована и продолжает свою деятельность. Образование первой буддистской общины в Сахалинской области стало следствием поездки на остров миссионера одной из самых представительных буддистских организаций Японии «Риссё Косэй-кай» из г. Саппоро (Япония, Хоккайдо) в 1992 г. Южно-Сахалинская буддистская МРО «Риссё Косэй-кай» («Общество по утверждению истинного закона и совершенствованию сообщества верующих») была зарегистрирована в 2011 г. Свидетели на территории Сахалинской области начали действовать в середине 1970-х гг. В 1993 г. организация была зарегистрирована . В 2001–2002 гг. в Южно-Сахалинске был построен Зал царств (пр. Победы, д. 67б). Жители города активно протестовали, и в 2003 г. мэр Южно-Сахалинска Ф. Сидоренко отменил разрешение на строительство. Начались судебные процессы . В 1997–1999 гг. были зарегистрированы общины Свидетелей в Корсакове, Холмске, Александровске-Сахалинском, Охе, п. Ноглики. Количество Свидетелей по области составляло около 2000 чел . В апреле 2017 г. Верховный суд России принял решение о признании Управленческого центра Свидетелей в России и 395 их местных религиозных организаций экстремистскими.

http://bogoslov.ru/article/6194001

Ислам В Н. исповедуют 1,16 млн чел., гл. обр. переселенцы из Сев. Индии и иностранные торговцы. Первые мусульмане прибыли в Катманду из Кашмира при Ратне Малле (1484-1520). В наст. время мусульмане в Н. относятся к отдельной кастовой группе. Ок. 97% мусульман проживают в области тераев, остальные - в Катманду или в горных районах на западе страны. Индуизм Является доминирующей религией, определяющей образ жизни большинства непальцев. В наст. время общее количество его приверженцев превышает 21,55 млн чел. Считалось, что монархи династии Шах (1769-2006), будучи носителями божественной благодати, обладали особой священной властью (в народном сознании они воспринимались как аватары бога Вишну). В 2015 г. Н. провозглашен светским гос-вом, но индуизм сохранил доминирующие позиции в обществе. Индуизм исповедуют представители практически всех этнокастовых групп: чхетри (4,37 млн индуистов), бахун-брахманы (3,21 млн), тхару (1,63 млн), магары (1,49 млн), ками (1,21 млн), невары (1,17 млн) и др. Буддизм В Н. исповедуют ок. 2,4 млн чел., гл. обр. жители сев. областей страны, граничащих с Тибетом. Некоторые из неваров, живущих в долине Катманду, также являются буддистами. Особенность буддизма в Н. определяется близостью индийских центров махаяны и ваджраяны и Тибета. В области тараев близ Сиддхартханагара (Бхайрава) располагается Лумбини - предположительное место рождения (оспаривается в Индии) основателя буддизма Сиддхартхи Гаутамы Будды, известного как Шакьямуни . С 1981 по 2001 г. наблюдается резкий рост приверженцев буддизма в Н. с 800 тыс. до 2,4 млн чел. В последнее десятилетие количество буддистов несколько сократилось в связи с тем, что нек-рые из них перешли в индуизм, религию бон, джайнизм и христианство. Буддисты этнической группы тамнагов составляют более половины всех сторонников буддизма в Н. (1,34 млн чел.). Новые религиозные течения Представлены Бахаи религией , первые последователи которой появились в Н. в 1952 г. Согласно переписи 2011 г., численность бахаистов в Н. составляла 1283 чел. Традиционные племенные верования

http://pravenc.ru/text/2565038.html

Новые религиозные течения представлены в Н. приверженцами Бахаи религии . Первые бахаиты прибыли в Ниамей из Тираны (Албания) в авг. 1965 г. В 1975 г. в Ниамее была основана Духовная ассамблея Нигера (National Spiritual Assembly of Niger). В 1978 г. правительство объявило бахаитов сектантами и запретило их деятельность на территории страны. В 1992 г. Национальная ассамблея возобновила работу. В 2014 г. насчитывалось ок. 5 тыс. приверженцев бахаизма. Традиционные африканские верования Традиционные африканские верования народов Н. основываются на поклонении предкам и животным, вере в перевоплощение души, культе плодородия. Традиц. африкан. культы сохраняются среди мусульман и принявших христианство местных жителей. Часть народов хауса, канури и чанга привержена культу «Бори», к-рый содержит элементы магии. Его последователи образуют полутайные религиозно-магические союзы, в которых большое влияние имеют жрецы и жрицы. Повседневная жизнь кочевого народа водаабе (люди табу) регулируется мн. строгими правилами (покорность старейшинам племени и старшим родственникам, терпение, дисциплина, самоконтроль и проч.). Члены племени не убивают и не продают животных, они используют скот только для получения молока и как транспортное средство. Сложно определить точное количество приверженцев традиц. африкан. культов, но их количество постоянно снижается. Религиозное законодательство Согласно Конституции 2010 г., Н.- светское гос-во (ст. 8). Провозглашена свобода вероисповедания. Дискриминация по религиозному, расовому, половому, этническому признакам, по социальному положению и политическим убеждениям карается по закону. Президент страны, вступая в должность, приносит присягу на священной книге своей религии (ст. 50). За межрелиг. диалог в стране отвечает Мин-во по делам религий. В гос. школах религ. обучение запрещено. При законодательно закрепленной свободе совести руководство Н., в к-ром сильны авторитарные тенденции, пресекает критику в свой адрес со стороны христ. духовенства. 27 апр. 2014 г. трансляция на гос. телевидении речи католич. еп. Джалвана Лорана Ломпо, позволившего себе критические высказывания о правящей партии страны, была прервана. История

http://pravenc.ru/text/2565190.html

Документально проживание евреев на территории Молдавского княжества засвидетельствовано с рубежа XIV и XV вв. К кон. 20-х гг. XX в. еврейское население Бессарабии насчитывало 352 523 чел., действовали 366 синагог и молельных домов. В наст. время иудеи (ок. 900 чел.) организованы в 7 общин, открыты 4 синагоги. Также в М. действует одна община Союза мессианских еврейских общин. Ислам В 1994 г. была образована 1-я культурная ислам. ассоциация в РМ «Ас-селам». 14 марта 2011 г. зарегистрирована «Исламская лига Республики Молдова», объединившая мусульм. общины на территории РМ. По данным переписи 2004 г., на территории М. проживали 1667 мусульман. Индуизм Представители Международного об-ва сознания Кришны начали свою деятельность в М. с 1992 г., орг-ция была зарегистрирована в 1994 г. и в наст. время состоит из 2 общин. Новые религиозные течения Представлены общиной Бахаи религии , зарегистрированной в 2007 г. и насчитывающей ок. 350 адептов. Два крупных центра расположены в Кишинёве, более мелкие - в Тирасполе, Бендерах, Бельцах, Комрате и Единце. Религиозное законодательство РМ - светское гос-во. В то же время оно признает первенство правосл. Церкви, имеющей длительные исторические традиции в стране и вносящей большой вклад в повседневную жизнь и культуру ее жителей. Гос-во поддерживает социальную, культурную и благотворительную деятельность правосл. Церкви. После провозглашения независимости РМ присоединилась к ряду международных договоров, к-рые были учтены при принятии религ. законодательства. Законом 979-XII от 24 марта 1992 г. определен статус религ. организаций и их составных частей. Закон провозгласил право граждан на свободу совести, выбора религ. культа, его отправления в индивидуальной или ассоциированной форме, право на распространение своей веры, исполнение церковных обрядов. Тем из граждан, которым религ. убеждения не позволяют идти на военную службу, предлагается альтернативная деятельность. Права граждан на свободу совести и вероисповедания были зафиксированы в Конституции РМ, принятой 29 июля 1994 г. (ст. 31). Согласно конституции, религ. орг-ции свободно действуют в соответствии со своими уставами и с законодательством страны, отделены от гос-ва и пользуются его поддержкой. Запрещаются любые преследования по религ. убеждениям, призывы к нетерпимости и ненависти по религ. мотивам. Конституционные положения о религ. культах были конкретизированы в Законе 125 от 11 мая 2007 г., где был определен юридический статус религ. орг-ций и их составных частей согласно с действующими международными договорами о правах человека, к к-рым присоединилась РМ. По закону, ограничения в отношении религ. организаций применяются лишь тогда, когда они нарушают общественный порядок, посягают на здоровье граждан, общественную мораль, права и свободы граждан. Закон устанавливает невмешательство государства в деятельность религиозных организаций, поддерживает их автономность, отделение от гос-ва и равенство в правах перед законом. История

http://pravenc.ru/text/2564036.html

Иудаизм. Евр. диаспора в З. крайне малочисленна: количество верующих не превышает 7 тыс. чел. Первые евр. поселенцы прибыли в З. в сер. XIX в. из Вост. Европы, в 1849 г. они организовали общину в Булавайо, позднее общины появились в Гатуме (ныне Кадома), Квекве и Солсбери (ныне Хараре), где помимо общины ашкенази возникла единственная в стране сефардская конгрегация. Основным координирующим центром евр. диаспоры является Совет еврейских представителей Зимбабве (Zimbabwe Jewish Board of Deputies), находящийся в Булавайо. Индуизм и буддизм распространены среди иммигрантов из стран Юж. Азии. Общее количество последователей не более 20 тыс. чел. Новые религиозные движения представлены последователями бахаизма (см. ст. Бахаи религия ), за последние десятилетия их численность выросла за счет бывш. мусульман и индуистов. Общее количество адептов ок. 40 тыс. чел. Традиционные африканские верования - анимизм, фетишизм и культ предков - распространены среди представителей в основном сельского населения различных народностей, преимущественно живущих в отдаленных районах З., при этом формально они могут принадлежать к к.-л. христ. деноминации. В наибольшей степени это характерно для вост. групп народности шона (маньика и ндау; ок. 60%), а также для немногочисленных бушменов (85%). Приблизительная оценка количества приверженцев традиц. верований с учетом двоеверия составляет 3,5-4 млн чел. Распространение христианства Междуречье Замбези и Лимпопо было освоено в глубокой древности. Археологические исследования подтверждают наличие культур каменного века, здесь находят памятники эпохи мезолита и неолита. До нач. I тыс. по Р. Х. территорию совр. З. населяли различные народы, родственные совр. бушменам и готтентотам, говорившие на кайсанских языках. С первых веков по Р. Х. на территории совр. З. обосновываются предки совр. народов З.- бантуязычные земледельческие племена. В VI в. они создали высокоразвитую культуру, на основе к-рой с XII в. племенем каранга народа шона начало строиться гос-во Мономотапа. Оно сочетало элементы рабовладельческого уклада и раннего феодализма и достигло расцвета в XIV-XV вв. При посредничестве торговцев из арабо-суахилийских городов-гос-в на вост. побережье Африки, на территории совр. Кении и Танзании, гос-во Мономотапа торговало с араб. миром, при помощи малайцев - с Индией и Китаем. Предметами экспорта были золото и слоновая кость, в страну импортировались фарфор, жемчуг и текстиль.

http://pravenc.ru/text/199795.html

Новые религиозные движения представлены синкретической сектой Каодай, возникшей в 20-х гг. XX в. во Вьетнаме и распространенной среди вьет. диаспоры К., относящейся к единому центру, Святому престолу, в Хошимине; в стране насчитывается ок. 30 тыс. ее последователей. Бахаизм (см. Бахаи религия ) представлен в К. немногочисленными группами верующих в юж. части страны. Несмотря на быстрый рост общин после появления первых бахаистских проповедников в 60-х гг. XX в., в результате долгих лет гражданской войны количество адептов не превышает 12 тыс. чел., многие из к-рых иностранцы. Э. Небольсин История Древнейший период Первые поселения человека на территории К. относятся к эпохе палеолита. Как показали раскопки в Млу-Прей (Мелупрей), Лонгпрао и Самроунг-Сен, местное население уже к XIV тыс. до Р. Х. занималось земледелием, собирательством, рыболовством и охотой. Одна из наиболее развитых неолитических культур Юго-Вост. Азии - сомронгсенская (IV тыс. до Р. Х.), названная так по местонахождению обнаруженных остатков поздненеолитических поселений в центральной части К., к юго-востоку от оз. Тонлесап. При раскопках были найдены кости животных и рыб, многочисленные раковины съедобных моллюсков, каменные шлифованные топоры, тесла, долота, наконечники мотыг (некоторые с плечиками), костяные наконечники стрел и рыболовные крючки, а также много обломков глиняных сосудов, вылепленных вручную, разнообразные украшения (шлифованные браслеты из камня и раковин, бусы из камня, кости и раковин и др. предметы). Обнаружены также мегалитические постройки. В период позднего неолита в долинах рек стали появляться первые постоянные поселения земледельцев, развивалось орошаемое земледелие. Первые обитатели региона относились к австро-азиат. этнической группе, позднее они смешались с представителями дравидских народов Юж. и Вост. Индии, вытесненных ариями в Индокитай. В бассейне Меконга они контактировали с монголами из Китая, а затем с монами, переселившимися из долин рек Менам и Иравади. Т. о., сложилась мон-кхмерская этническая группа, к к-рой принадлежат совр. народы К. и часть населения нек-рых соседних гос-в. I-VIII вв.

http://pravenc.ru/text/1320197.html

обр. среди части карана). Значительным влиянием пользуются суфийские ордены кадирийя, идрисийя, шадилийя. Шиитского направления придерживаются гл. обр. карана. Шииты представлены 3 течениями - чисто шиитским (ходжа итна ашери) и 2 исмаилитскими (бохра давуди и ходжа исмаили). Небольшое число сторонников имеет псевдоислам. секта ахмадийя, ведущая активную миссионерскую деятельность. В последние годы наблюдается существенное увеличение числа мусульман за счет иммиграции и прозелитизма. Индуизм Распространен среди малочисленной части карана (по разным оценкам, от 2 до 9 тыс. чел.), проживающих гл. обр. в Антананариву и Махадзанге, где находится единственный индуистский храм (построен в 1954). Буддизм В нач. XXI в. исповедовали до 3 тыс. чел. Новые религиозные движения Представлены последователями бахаи религии , к-рые начали деятельность в М. в 1955 г. Их численность за последние десятилетия выросла в неск. раз: по состоянию на 2005 г. имелось 35 молельных собраний, общее количество адептов достигало 20 тыс. чел. Традиционные племенные культы Значительно распространены в М., их придерживается почти половина населения в периферийных районах страны. Большинство традиц. религий сочетают веру в единого Бога-творца с культом предков, анимизмом и фетишизмом, но каждая этническая группа имеет свои особенности. По традиц. религ. представлениям совершенный и мудрый бог, известный под именами Занахари («создатель»), Андриананахари («господин-создатель») и Андриаманитра («благоуханный господин»), полностью отстранился от созданного им мира и безразличен к людским заботам. Посредниками между ним и людьми выступают духи предков («разана»), обладающие особой силой («хасина»), к-рую они используют как во благо, так и во зло людям. Приверженцы традиц. культов верят в поддержку духов предков и «советуются» с ними, исполняя обряды по поводу всех значимых событий в жизни. По традиц. воззрению развитие человека проходит 3 этапа - «до рождения», «жизнь» и «после смерти». Переход от одного этапа к другому осуществляется с помощью специальных обрядов интеграции: космической (1-я стрижка волос у ребенка), социальной (обрезание у мужчин и роды у женщин) и божественной (похороны).

http://pravenc.ru/text/2561206.html

Мандеизм , синкретическое религ. направление гностического характера, сочетающее черты иудаизма, христианства и традиц. персид. верований, по данным на 2005 г., насчитывает ок. 8 тыс. приверженцев. Зороастризм , являющийся древнейшей религией И., исповедуют, по разным подсчетам, от 15 до 40 тыс. чел., хотя в нач. XX в. количество его сторонников доходило до 800 тыс. чел. В нек-рых источниках (напр.: Barrett. 2001. Vol. 1. P. 379) встречаются цифры, отличные от офиц. статистики, значительно завышающие количество зороастрийцев, численность к-рых приближена к 2 млн чел., что, однако, маловероятно. Новые религиозные движения представлены адептами бахаизма (см. Бахаи религия ), численность которых составляет от 300 до 400 тыс. чел. Религиозное законодательство Кафедральный собор Армянской Апостольской Церкви во имя Христа Всеспасителя в Исфахане. 1655–1664 гг. Кафедральный собор Армянской Апостольской Церкви во имя Христа Всеспасителя в Исфахане. 1655–1664 гг. Согласно ст. 12 Конституции И., гос. религией И. является ислам джафаритского мазхаба. Конституция 1979 г. закрепила положение об обязательном соответствии всех принимаемых законов основам джафаритской школы мусульм. права. Др. ислам. мазхабы, в частности ханафитский, шафиитский, маликитский, ханбалитский и зейдитский, пользуются «полным уважением». Их приверженцы свободны в исполнении религ. обрядов, организации системы религ. образования и принятии решений по делам, касающимся персонального статуса (брака, развода, наследства, завещания). В ст. 4 утверждается, что все гражданские, уголовные, финансовые, экономические, адм., культурные, военные и другие законы и постановления должны быть основаны на принципах шариата. Соответствие законов шариату определяют исламские правоведы (факихи) Совета по охране Конституции и исламских норм. Правовой статус немусульман в обществе регламентирован в различных сферах иран. законодательства. Деятельность религ. меньшинств в И. курируется Орг-цией культуры и исламских связей, а также Мин-вом разведки и безопасности. Мин-ва совместно осуществляют контроль над бытовыми, религ. и культурными аспектами жизни немусульман в И.

http://pravenc.ru/text/673877.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010