Религиозное общество друзей (см. Квакеры ) имеет 45 общин, ок. 8 тыс. верующих. Церковь Иисуса Христа святых последних дней (см. Мормоны ) составляют 30 тыс. адептов в 84 общинах. Иеговы Свидетели имеют в Г. 211 общин, куда входят 14,5 тыс. чел. Помимо этого существует много т. н. независимых протестант. церквей, общая численность их приверженцев - ок. 50 тыс. чел. Ислам исповедуют ок. 8 тыс. чел., в основном эмигранты-арабы. В г. Пуэрто-Кортес существует Исламское общество Гондураса (Comunidad Islámica de Honduras). Новые религиозные движения представлены многочисленными группами последователей африкан. спиритизма, в основном среди темнокожих эмигрантов с о-вов Карибского м., в первую очередь с Ямайки, их общее количество - ок. 70 тыс. чел. Также есть 32 тыс. адептов бахаизма (см. Бахаи религия ). Анимизм иногда включающий элементы христианства, распространен среди коренного индейского населения в труднодоступных лесных районах, в основном в племенах мискито, суму, торрупан и ленка. Число приверженцев - ок. 7 тыс. чел. Распространение христианства Г. был открыт Колумбом во время последнего плавания, в 1502 г. В 1521 г. папа Лев X учредил еп-ство Трухильо. Прибытие в Г. в 1527 г. миссионеров-францисканцев обеспечило основу для распространения христианства. Они основали в Тегусигальпе мон-рь Сан-Диего-де-Алькала, составили грамматику языка майя, собрали первые сведения об истории и о традиц. религии местного населения. В 1525 г. Э. Кортес заложил здесь первые испан. поселения, в 1542 г. территория Г. вошла в Нов. Испанию, а с 1560 г.- в генерал-капитанство Гватемала. Значительная часть индейского населения была истреблена испанцами. Вместе с тем в Г. и др. колонии Центр. Америки было завезено немного африкан. рабов ввиду неразвитости в этом регионе плантационного хозяйства. В 1550 г. на территории Г. появились монахи ордена мерседариев . В 1561 г. резиденция епископа была переведена из Трухильо в Комаягуа. В 1682 г. начала действовать семинария, учрежденная еп. А. Варгасом-и-Абаркой. Под началом еп. Антонио Лопеса де Гваделупе были созданы многочисленные объединения мирян, общины монашеских конгрегаций, больницы и благотворительные об-ва. К нач. XIX в. в Г. существовало 1 еп-ство и ок. 300 церквей.

http://pravenc.ru/text/166125.html

стран Лат. Америки в связи с относительно высоким уровнем жизни в К.-Р. В 2005 г. был создан музей иудейской общины. Существует также небольшая община иудеев-реформистов со своей синагогой в столичном округе Мата-Редонда. Буддизм Буддизм проник в К.-Р. в нач. XX в. вместе с кит. рабочими, к-рые принимали участие в строительстве железных дорог. В 1974 г. при содействии посольства Японии создан 1-й буддийский культурный центр. В 1989 г. состоялся визит далай-ламы в К.-Р. На нач. XXI в. буддизм исповедовало ок. 90 тыс. чел., представлены практически все его основные школы. Традиционных верований Традиционных верований придерживаются ок. 100 тыс. чел. Синкретические традиц. верования распространены среди коренного индейского населения (кабекар, брибри, борука), проживающего в основном на территории провинций Сан-Хосе, Лимон, Пунтаренас. Новые религиозные движения Новые религиозные движения представлены бахаизмом (ок. 4 тыс. чел.; см. Бахаи религия ). Религиозное законодательство Конституция К.-Р. гарантирует свободу вероисповедания (ст. 75); гос. религией является католицизм. Католич. Церковь имеет преимущества в получении субсидий от гос-ва, строительстве культовых сооружений, а также обладает правом регистрации браков наравне с гос. органами (браки, заключенные в церквах др. религ. конфессий, подлежат дополнительной гос. регистрации). Гос-во признает многообразие верований, которые не противоречат «универсальной морали» (ст. 75) и не приводят к нарушению общественного порядка. Ст. 28 конституции запрещает клирикам вести политическую пропаганду. Руины ц. ап. Иакова в Картаго. 1575 г. Наиболее ранние свидетельства человеческой деятельности на территории К.-Р. датируются X-VII тыс. до Р. Х. К ним относятся каменные орудия (топоры, молотки, ножи), а также предметы вооружения (наконечники стрел и копий) из долины Турриальба (пров. Картаго). Основными занятиями местного населения были охота и собирательство. Постепенный переход к земледелию произошел в IV тыс. до Р. Х. (находки сельскохозяйственных орудий труда из камня, дерева и кости, окаменевших клубней и корешков возделываемых культур, гл. обр. маиса, ямса и батата). Ранние образцы примитивной керамики (горшки, цилиндрические сосуды) относятся к III-II тыс. до Р. Х.

http://pravenc.ru/text/2458859.html

христ. конфессий), незначительно число адептов иудаизма, Бахаи религии , буддизма , индуизма . Православие Антиохийскую Православную Церковь представляют 6 епархий (архидиоцезов): Трипольская и Эль-Кура, Илиопольская и Селевкийская (Захлейская и Баальбекская), Гор Ливанских (Библская и Ботрисская, Джубайльская и Эль-Батрунская; центр - Бруммана), Бейрутская, Аркадийская (Аккарская; центр - Шайх-Таба), Тиро-Сидонская (Сурско-Сайдская; центр - Марджъуюн). Члены Антиохийской Православной Церкви проживают в основном в городских центрах. Единственный район с преобладанием сельского православного населения - плато Эль-Кура к югу от Триполи (центр - г. Амьюн). Большинство верующих - арабы, литургию служат на араб. языке. В Бсалиме (пригороде Бейрута) действует подворье Русской Православной Церкви . Богослужения совершаются в храме св. Иоанна Предтечи (в юрисдикции Антиохийской Православной Церкви), расположенном в центре столицы близ Посольства России в Л. Приход состоит гл. обр. из сотрудников дипломатических служб и их семей, жен ливанцев, живших и учившихся в СССР и постсоветских странах, их детей, а также потомков эмигрантов 1-й волны, приехавших сюда в период пребывания Л. под франц. мандатом. На воскресной службе в Бейруте собирается от 30 до 50 чел. В связи с боевыми действиями в Сирии представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока в наст. время находится в Бсалиме, являясь одновременно настоятелем подворья РПЦ. Нехалкидонские Церкви (Данные на нач. XXI в.). В Антильясе близ Бейрута расположен престол Киликийского католикосата Армянской Апостольской Церкви (ок. 175 тыс. чел.); в юрисдикции этой Церкви в пределах страны находится Ливанская епархия (центр - Бейрут). На территории Л. учреждены 3 епархии Сирийской яковитской Церкви : Бейрута, Гор Ливанских (центр - Баушария), Захле и Бекаа (всего ок. 8 тыс. чел.) - и епархия Ассирийской Церкви Востока с центром в Бейруте (ок. 4 тыс. чел.). В Бейруте также есть немногочисленная община Коптской Церкви (ок.

http://pravenc.ru/text/2463663.html

У бахаи нет духовенства. В каждой стране, где существует достаточно большая община бахаи, раз в год (21 апреля) тайным голосованием всех взрослых членов общины избирается национальный совет из девяти членов, называемый Национальным Духовным Собранием. Раз в девятнадцать дней вся община собирается для богослужения, совещаний по делам общины и углубления дружеских взаимоотношений между бахаи 751 . Бахаистские общины возглавляет Всемирный Дом Справедливости, избираемый в количестве 9 человек на съезде в г.Хайфе (Израиль) председателями национальных бахаистских общин. Съезд проходит раз в пять лет, первый состоялся в 1963 году. Дом справедливости располагается в резиденции на склоне горы Кармел (Израиль). Он направляет деятельность Всемирной общины Бахаи, опекает святые места бахаистов в Акке и Хайфе, связанные с жизнью Баха-Уллы и Абдул-Бахи 752 . Раз в 5 лет все действительные члены Национальных Духовных собраний избирают тайным голосованием членов Международного Собрания – Всемирного Дома Справедливости. В структуре Бахаи существует институт советников («выдающиеся и преданные бахаи, назначаемые каждые 5 лет Всемирным Домом Справедливости»). В 1990 году, по данным самих адептов, их было 81. Девять из них – во Всемирном Центре Бахаи в Хайфе, остальные ведут работу на разных континентах: 18 – в Африке, 17 – в Северной и Южной Америке, 18 – в Азии, 9 – в Австралии и Океании, 10 – в Европе 753 . Каждая континентальная коллегия советников назначает на пятилетний срок членов вспомогательных коллегий, помогающих им в работе по поощрению и выдаче советов местным духовным собраниям и отдельным бахаи. В 1990 г., по данным последователей Баха-Уллы, в мире насчитывалось 702 члена вспомогательных коллегий: 180 – в Африке, 171 – в Северной и Южной Америке, 216 – в Азии, 63 – в Австралии и Океании, 72 – в Европе 754 . Храмы, именуемые Домами Преклонения, открыты для всех народов. Хотя архитектурное решение в каждом случае свое, общим для Домов Преклонения является наличие девяти входов и центрального купола, символизирующего единство и разнообразие человеческого рода. Культовая практика включает молитвы, медитации, чтение отрывков из Священных Писаний бахаи и других мировых религий 755 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novye-re...

Новый год в бахаизме приходится на 21 марта 42 . Культовая практика бахаистов включает пост со второго по двадцатое марта, соблюдение поста предписано всем бахаи в мире в возрасте от 15 до 70 лет. Во время поста бахаи не едят и не пьют от восхода до заката 43 . От соблюдения поста освобождаются путники, беременные и кормящие женщины. Есть в бахаизме и собственные священные места, связанные с жизнью основателя их «религии», Бахауллы, к ним рекомендуется совершать паломничества 44 . Культовая практика бахаи включает молитвы, медитации, чтение отрывков как собственных священных писаний, так и священных писаний других религий 45 . Спасение, согласно бахаизму, заключается в совершении добрых дел и в вере в Бога 46 . Каковы доказательства мессианства Бахауллы в глазах его почитателей? Бахаисты пишут: «Тот факт, что это событие (смерть, или, как пишут бахаисты, «вознесение» Бахауллы. – В.П.) отмечается общиной верующих, представляющей собой срез всего рода человеческого и утвердившейся за полторы сотни лет в отдаленнейших уголках земли, свидетельствует о том, что в мире действуют силы единения, разбуженные пришествием Бахауллы» 47 . Нужно заметить, что если именно широкое распространение религиозного учения является доказательством его истинности, то в таком случае у бахаистов есть серьезные конкуренты: еще более в мире распространены, например, мормоны или «Свидетели Иеговы». Если распространенность является признаком мессианства, то почему мессиями нельзя признать основателей именно этих сект? Мессианство Бахауллы, по мнению бахаистов, подтверждается тем, что он предвидел «современное состояние человечества» 48 . Правда, не нужно быть пророком, чтобы предсказать, что ожидает мировое сообщество в будущем 49 . Если значительная часть библейских пророчеств уже сбылась 50 (в Ветхом Завете мы находим 1239 пророчеств, а в Новом Завете – 578), то ничего похожего в трудах Бахауллы найти невозможно. А потому никаких весомых доказательств мессианства Бахауллы не существует. Как мы уже убедились, Бахаулла утверждал, что он является «богоявлением» наравне с Иисусом Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Молодой торговец Сеид Али Мухаммад, известный под именем «Баб» (по арабски «Врата») 23 мая 1844 года в персидском городе Ширазе провозгласил скорое появление Посланника Бога, «ожидаемого народами мира». Исламское духовенство враждебно встретило проповедь Баба и использовало свое влияние на правительство для организации преследования Баба и его приверженцев. 9 июля 1850 г. он был расстрелян в Тебризе. Был казнен тогда и целый ряд его последователей. Однако смерть Баба лишь придала уверенности его последователям в справедливости пророчества Учителя о том, что со временем появится «Обещанный», который объединит всех людей и сам будет проявлением единственно истинного и живого Бога 743 , 744 . Современный бахаизм считает, что пророчество Баба исполнилось в Мирзе Хусейн Али (1817–1892), которого посвященные чаще зовут Баха-Аллахом (Баха-Улла). Он признан как пророк, продолжающий ряд посланников Бога, как избранник Бога и «Обещанный у всех народов» 745 , 746 . В 1863 г. в Багдаде Баха-Улла провозгласил себя «Тем, о Ком пророчествовал Баб». Бахаисты также подверглись преследованиям, и более девяти тысяч их было убито в 1850-х годах. Однако путем эмиграции в Америку в лице сына Баха-Уллы бахаизм получил второе рождение. В 1852 г. царское правительство России предложило убежище Баха-Улле, томившемуся в то время в тегеранской тюрьме Сиях-Чаль. Когда в Туркестане была установлена русская администрация, там, начиная с 1882 года, стали селиться первые бахаи – беженцы из Ирана. Через некоторое время Ашхабад стал настоящим убежищем для бахаи 747 . Большую роль в проповеди бахаизма сыграл старший сын Баха- Уллы Аббас Эфенди (1844–1921), принявший имя Абдул-Баха («слуга Бахи»). Отправившись в путешествие по Европе и Америке (1911–1913) и широко проповедуя учение Баха-Уллы, Абдул-Баха способствовал распространению новой религии 748 . Впоследствии Баха-Улла объявил его своим преемником и толкователем учения 749 . Организация аккредитована при Экономическом и Социальном Совете и Международном Детском Фонде ООН в качестве международной неправительственной организации с консультативным статусом 750 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novye-re...

и национальных); равенство между женщинами и мужчинами; признание общего источника и сущностного единства великих религий мира; устранение крайностей нищеты и богатства; самостоятельный поиск истины; установление всемирного содружества народов, основанного на принципах коллективной безопасности; признание гармонии религии с разумом и научным знанием. Одно из центральных положений Б. р.- служение человечеству. Различие в социальных аспектах религий, с т. зр. бахаитов, обусловлено временем и местом их появления, духовная же основа всех вер едина: человек живет для того, чтобы познать своего создателя и поклоняться ему. Все человечество, независимо от цвета кожи, составляет единый организм, к-рый находится в процессе эволюции, результатом ее должна стать единая планетарная цивилизация. Последователи Б. р. полагают, что в нынешнюю эпоху человечество уже способно признать единственность бога, общность религий и единство человеческой семьи. Они верят в то, что религ. откровения будут появляться и в будущем, чтобы обеспечить божественное руководство для «вечно развивающейся цивилизации». Первопричиной возникающих в мире конфликтов считается «неосмысленная» приверженность тем или иным традициям, движениям, мировоззренческим системам, а одной из наиболее распространенных форм предрассудков является придание человеком «чрезмерной значимости» своей принадлежности к некой группе (этнической, национальной, социальной, религ. и т. п.), к-рой он приписывает превосходство над др. С т. зр. бахаитов, гармония науки и религии возможна потому, что истина (реальность) едина. Научные истины открыты человеком, а религ.- богооткровенны. Бог выступает и источником откровения, и творцом мироздания. Последнее составляет объект научного исследования. Видимое противоречие между наукой и традиц. религ. воззрениями объясняется тем, что за века своего существования мн. религ. системы подверглись искажениям и их становилось все труднее отличать от первоначального послания, данного богом. Для устранения конфликтов недостаточно только преобразования экономической системы, несправедливость в сфере труда и потребления - результат человеческой алчности, поэтому людям необходимо духовное обновление.

http://pravenc.ru/text/77700.html

Каодай - секта синкретической направленности, создана в 1926 г. и состоит примерно из 13 различных автономных групп, подчиненных одному центру - «Святому Престолу». Каодай объединяет 2 млн верующих, в основном в пров. Тэйнинь, в Хошимине и в дельте Меконга. Религию Хоахао (квазибуддийская секта, возникшая в 1939) исповедует 1 млн чел. в зап. части юж. В., в пров. Анзянг. «Кокосовая религия», возникшая в 50-х гг. XX в., имеет синкретический характер, насчитывает не более 5 тыс. последователей в дельте Меконга. Бахаизм (см. ст. Бахаи религия ) представлен во В. немногочисленной группой верующих в юж. части страны. Первые бахаистские проповедники появились в Юж. В. в 1954 г., количество приверженцев этой веры стало быстро расти и к 1973 г. достигло 130 тыс. чел., сосредоточенных в 659 приходах. Согласно статистике, с 1975 г. число бахаистов сократилось, в наст. время оно не превышает 2 тыс. чел., многие из них иностранцы. Ислам Мусульмане проживают в зап. части пров. Анзянг, Хошимине, Ханое и в провинциях юж. побережья страны. В основном они принадлежат к национальному меньшинству тям, в Хошимине и пров. Анзянг встречаются мусульмане из коренных вьетнамцев и эмигрантов из Малайзии, Индонезии и Индии. Общая численность мусульман оценивается примерно в 65 тыс. чел. Более половины из них являются суннитами, остальные причисляют себя к последователям местной тямской разновидности ислама - Бани, особенность к-рой заключается в том, что Коран для них существует лишь в сокращенной форме на 20 страницах на языке тям, посты соблюдает лишь иерархия, для мирян пост необязателен. Бани также участвуют в традиц. тямских народных праздниках-фестивалях, включающих молитвы индуистским богам и тямской «богине-матери». Индуизм во В. исповедуют примерно 50 тыс. чел. В основном это представители этноса тям из юж. части Центр. В., сохранившие с древности консервативные формы индуизма и поклоняющиеся божествам Шиве и Парвати. Помимо этого 4 тыс. индуистов живут в Хошимине, нек-рые из них этнические тям, большинство - индусы, живущие во В., или потомки смешанных браков. Анимизм

http://pravenc.ru/text/161139.html

Мисоги-кё - «Учение об очищении» (ок. 100 тыс. приверженцев). Основатель - Иноуэ Масаканэ (1790-1849), самурай; интересовался учениями о богах, гаданиями и врачеванием, прошел обучение у знатоков придворной жреческой традиции Сиракава, пережил откровение в вещем сне и стал жрецом; преследовался как проповедник «новых и странных взглядов». Впосл. движение разделилось на неск. ветвей, наиболее влиятельная представлена семейной традицией Саката, восходящей к Саката Канэясу (1820-1890). Он учредил посмертное почитание Иноуэ Масаканэ. Центр движения - Кобутидзава, префектура Яманаси. Почитаются бог творения Амэ-но минакануси, богиня Аматэрасу, бог Окунинуси, а также бог Сусаноо - первый «осквернитель» и бог - покровитель очищений и обожествленный основатель движения. Важнейшим средством единения с богами считается правильное дыхание, достигаемое особыми упражнениями, а также очистительные молитвы и обряды. Омото-кё - «Учение о великой основе» (ок. 170 тыс. приверженцев). Основатели - Дэгути Нао (1836-1918), вдова ремесленника, и крестьянин Онисабуро (1871-1948), ее зять, принятый в семью Дэгути. Оба они неоднократно переживали единение с божествами. Дэгути Нао вещала от имени божества Кондзин, сообщала о других откровениях, в частности записывала содержание видений. Онисабуро толковал ее записи, дополняя их собственными, и составил несколько версий учения. По одной из них, Нао была «одержима» мужским божеством-творцом, а он сам - женским божеством-спасителем. Дэгути Онисабуро то проповедовал единство всех верований в мире и искал сотрудничества с другими религиями, такими как Бахаи религия , то занимался ультранационалистической пропагандой; он и последователи Омото-кё не раз подвергались преследованиям, в частности за незаконную издательскую деятельность. Движение Омото-кё присоединилось к Ассоциации течений синтоизма в 1956 г. Центр - г. Камеока, префектура Киото. Учение Омото-кё отличается от других, входящих в К., наибольшей степенью синтетичности: в нем соединяются синто, буддийские, христ. и др. элементы; подробно разработана космология (небеса, срединный мир и ад) и учение о смене времен (счастливый «век богов», серебряный, медный века; в железный век власть постепенно переходит от благих богов к дурным; совр. «век грязи» и буд. праведный «век Мироку», т. е. будды Майтрейи ). Буддийские представления о смене мировых эпох соединяются с наставлениями о возврате к «веку богов», характерными для жреческих синтоистских учений; в разных вариантах пропагандируется принцип «дух правит, тело подчиняется» (рэйсю тайю). Единый бог, великая основа мироздания, почитается под именами Амэ-но минакануси и Каму-Сусаноо. Основатели др. учений - Будда, Бодхидхарма, Конфуций и Христос - воспринимаются как «4 духа» этого единого бога; в каждом человеке, по учению Омото-кё, также присутствует 4 души. Омото-кё дало начало неск. движениям «новейшего синтоизма».

http://pravenc.ru/text/1684301.html

Они имеют общие для всех основные истины; но, по указанной причине, различаются во многих подробностях и по относительному значению каждой из них» 14 . Те же идеи мы находим в неоиндуизме: «Семена всех религий заложены в Санатана Дхарме 15 (Вечные Истины) Веданты» 16 ; «Санатана дхарма является матерью всех религий, сводов этических норм и дхарм всего мира. …Санатана Дхарма является местом, где сходятся все пути» 17 ; «Он (Саи Баба. – В.П.) проводит черту между религией, как установленной формой поклонения, и духовностью, которая является сущностью любой религии» 18 . Разделяют эту точку зрения и бахаисты: «Бахаи считают, что существует одна вечная и постоянно прогрессирующая религия — вера в единого Бога, знание божественных истин и законов, постепенно раскрываемое Богом перед человечеством по мере его развития. Каждое откровение посланников Бога (таких как Авраам, Моисей, Зороастр, Кришна, Будда, Христос, Мухаммад, Баб и Бахаулла) является развитием предыдущего и закладывает основу для последующего проявления Божественного знания. Итак, различные религии являются последовательными главами книги религии, написанной Творцом. Внешняя их форма меняется, но внутренняя духовная суть остается неизменной, только полнее раскрывается в каждом откровении» 19 . Как видим, несмотря на некоторые отличия, все вышеперечисленные духовные учения едины в одном: есть некая глобальная «истина»,  некая суперрелигия,  проявлением которой являются все религии. Но у подобного подхода есть слабые места. Он автоматически подразумевает относительную истинность любой мировой религии и «нетрадиционного религиозного движения». Но если истинность всех религий относительна, то тогда возникает справедливый вопрос: в чем на Земле воплощены абсолютные духовные ценности? Если нет религиозного учения, в полноте открывающего истину, то хотелось бы узнать: с каким  реальным духовным эталоном апологеты «братства религий» сравнивают содержание того или иного религиозного учения, чтобы оценить степень его истинности? Они декларируют существование «всемирной религии», но в чем и кем она выражается во всей полноте? Ведь сверхрелигия, – это то, к чему стремятся, но, следуя логике сторонников «братства религий», во всей полноте она себя не проявляет 20 .

http://azbyka.ru/mif-o-bratstve-religij-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010