Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Антон Чкондидский (Глонистависдзе), прп. - житие Антон (Антоний), архиеп. Чкондидский Грузинской Православной Церкви (XII-XIII вв.), гос. и духовный деятель, глава гос. канцелярии. Занимал должность чкондидел-мцигнобартухуцеси (главы исполнительной власти Грузинского гос-ва) с позднего периода царствования Георгия III (1156-1184), а также после восстановления в 1190 г. В том же году св. царица Тамара пожаловала ему Самтависскую епархию и с. Кисисхеви. А. как первому визирю вменили в обязанность заботу о царских мон-рях - известно, что в 1184 г. при его участии был восстановлен арм. мон-рь Агарцин на территории царского домена. Из царской грамоты 1196 г. (или 1202), где А. упомянут как ?????????????? (греч.- первый из самых почитаемых), известно, что он подвел водопровод к царскому мон-рю Шиомгвиме. Надпись мон-ря Ванис Квабеби в Джавахети 1198 г. (или 1204) гласит, что при А. было воздвигнуто ограждение названного мон-ря. С именем А. связано строительство и роспись главной церкви монастырского комплекса Кинцвиси, на ктиторской фреске к-рого он изображен с макетом церкви в руках. Предполагают, что А. изображен и на стене Колагирского пещерного мон-ря, на основании чего можно предположить, что в кон. XII в. именно под его началом произошло обновление и расширение мон-ря. В 1195 г. А. участвовал в Шамхорской битве груз. войска против полчищ азерб. атабага, предводительствуя воинам Крестом Животворящим и не прибегая к мечу. Возможно, он принимал участие и в Басианской битве 1203 г., как это отмечено в приписке к медицинскому трактату «Врачебная книга» (XIII в.), где под упомянутым чкондидел-мцигнобартухуцеси, можно предполагать, имеется в виду А. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Антон Чкондидский (Глонистависдзе), прп. " .

http://pravicon.com/info-3629

«Песнь Вардзийской иконе Пресв. Богородицы» - один из наиболее значительных памятников гимнографической лит-ры и духовной культуры Грузии. Сохранились 8 песней канона, 2-я утеряна. Кекелидзе исследовал строфический состав и метрическую структуру песней и отметил ямбической строй канона. Для создания акростиха И. Ш. искусственно разбил мн. строки, т. о. дополнив их число до необходимого. По мнению Кекелидзе, Л. Джгамаия и Лолашвили, моделью структурно-поэтической формы канона Вардзийской иконе Пресв. Богородицы послужил для И. Ш. канон Рождеству Христову, написанный и внесенный в Минею прп. Георгием Святогорцем . Своей смысловой глубиной и высокохудожественной формой канон выражает идеологическое кредо и эстетическую природу груз. действительности «золотого века» св. царицы Тамары. Как следует из акростиха, песнопение было создано в храме Успения Пресв. Богородицы в мон-ре Вардзиа после победы груз. войск в Басианской битве. В обильном использовании И. Ш. символических и аллегорических эпитетов ученые усматривают многочисленные параллели с метафрастическими чтениями прп. Иоанна Дамаскина и прмч. Андрея Критского на праздник Рождества Пресв. Богородицы. Воспевая Богоматерь, И. Ш. использует такие эпитеты, как «Ежевика», «Лествица», «Гора», «Жезл Ааронов», «Ларец», «Манна», «Подсвечник», «Руно» и др. Эпитеты «Царица» и «Дева» Р. Сирадзе и Н. Сулава трактуют как аллюзию к образу царицы св. Тамары, обителью к-рой считалась Вардзиа, что указывает на наличие в сочинении 2-го смыслового плана. В каноне отражена распространенная в то время идея избранности Грузии и груз. народа, а также бытующее в груз. традиции мнение о Божественном происхождении груз. царского дома Багратиони «от корней Иисусовых» ( Сирадзе. 1992. Т. 1. С. 97-105). Для толкования новозаветных парадигм гимнограф прибегает к иподигмам Ветхого Завета, что позволяет говорить о параллелизме образов. «Новый путь», к-рый стал возможен с рождением Богомладенца Непорочной Девой, подан в произведении как олицетворение пути Христа, дающего человечеству возможность духовного спасения, возвращения в Эдем. Первородному греху праматери Евы противопоставлена высшая безгрешность непорочно зачавшей Сына Пресв. Девы. Гимнограф обращается к Богоматери с мольбой освободить человеческий род от духовного плена, от незримой темницы (пещеры) преходящего мира, возвратить ему «Божественное облачение». Образу пещеры, места духовного испытания души, противопоставлен образ горы Синай, на к-рой Бог передал заповеди прор. Моисею. В каноне также находит отражение и полемика вокруг вопросов христ. догматики: обличаются и порицаются ереси Оригена, арианство, несторианство.

http://pravenc.ru/text/471558.html

С именем И. Ш. связаны 2 известных произведения груз. средневек. лит-ры: поэма «Абдул-Мессия» («Раб Мессии») и гимнографический канон «Песнь Вардзийской иконе Пресв. Богородицы». Долгое время И. Ш. также считался автором т. н. «Сирийского хроникона» (также «Великий индиктион», «Пасхалия зрячая») (НЦРГ. A 85, 1233 г.). Однако, согласно с последними исследованиями Н. Гогуадзе, М. Кавтарии, Р. Чагунава, автором рукописи является св. Тбели Абусеридзе . И. Ш. в колофонах «Сирийского хроникона» назван «святым» и «блаженным», к-рый «сотворил ямбы Богоподобные, прекрасные» (Л. 307 об.). Из контекста колофонов рукописи становится понятно, что ко времени ее создания преподобный уже почил. Вокруг авторства И. Ш. в отношении «Абдул-Мессии» также ведется дискуссия. В последней строфе эпилога поэмы «Витязь в тигровой шкуре», созданной современником и последователем И. Ш. Шота Руставели, авторство приписывается И. Ш. Эту т. зр. разделяли Н. Я. Марр , Кекелидзе, И. Лолашвили, Е. Метревели . Однако поэма, сохранившаяся в поздних рукописях (XVIII-XIX вв.), претерпела значительные искажения. Ее текст был исправлен в XVII-XVIII вв. Иаковом (Якобом) (Думбадзе) из мон-ря Шемокмеди, посвятившим поэму св. царю мч. Арчилу . На рубеже XVIII-XIX вв. груз. лит. деятели пытались выявить первичный текст поэмы, особенные усилия к этому приложил Давид Ректор. На сегодняшний день авторский оригинал поэмы И. Ш. считается утерянным; Б. Дарчия и А. Хинтибидзе полагают, что «Абдул-Мессия» всецело принадлежит Иакову (Думбадзе). Первоначальное посвящение поэмы также вызывает споры. По мнению Кекелидзе, Ш. Нуцубидзе и др., «Абдул-Мессия» посвящен груз. царю св. Давиду IV Строителю и царице св. Тамаре; по мнению А. Барамидзе, чья т. зр. является наиболее приоритетной,- царице св. Тамаре и ее супругу Давиду Сослану. Лолашвили и Метревели считают, что И. Ш. написал поэму в связи с победой груз. войск в Басианской битве. Однако поэма - художественное произведение, и отсутствие в ней конкретных исторических деталей затрудняет окончательное разрешение вопросов посвящения, датировки и авторства текста.

http://pravenc.ru/text/471558.html

Тамаре были нужны сильные, здоровые, с хорошими генами наследники и муж – мощный защитник и объединитель грузинского царства, а не гуляка, развратник и интриган. Вскоре она его выдворила вон со словами: «Я не могу исправить тень кривого дерева…» Мотовство вредило казне. В 1189 г. возвращается в Тбилиси Давид-Сослан, откуда он ранее уехал по причине свадьбы Тамары с Ю. Боголюбским. Этот строгого и достойного кавказского воспитания юноша соответствовал званию «не мальчика, но мужа». Она его знала с детства, их вдвоем воспитывала расторопная тетя Русудан Деметреевна, помогая тамариной матери Бурдухан Худановне. Отечество оказалось в опасности: Юрий (тут он назвался Георгием) на юге Иверии – в Самцхе и Имеретии, заняв Кутаиси и Гори, с апломбом короновался в Гегути. Местные царьки ему присягнули, поддерживаемые идеологически недовольными столичными вельможами. Даже преданные царедворцы клана Дадиани разделились на два лагеря. Но Тамаре по стати и по стратегии более подходил алан Сослан. Он был и красив, и силен, хорошего телосложения, владел многими языками, и знатен (из рода Царазонов), и богат: имел свои серебряные и свинцовые рудники в Уаллагирском (Алагирском) ущелье, психологически гибок и выдержан – истинный соправитель царицы Тамары. Об аланских воинах слава простиралась до Атлантического океана. Героическая Алания часто удерживала натиск захватчиков, стремившихся овладеть Закавказем и Северным Кавказом. Сослан (в крещении, Давид) пополнил казну, доставив из Алании несколько арб (телег) с серебром и золотом. Сразу окунулся в острые баталии в качестве полководца. Последовал разгром в 1195 году сельджукских султанов под эгидой Абубекра, захват турецкого форпоста Карса и полное фиаско войск западно-турецких правителей в Басианской битве в 1205 году под предводительством ретивого султана Рума Рукн-ад-Дина. Грузия теперь простиралась от Каспия до Черного моря. Буферное южно-причерноморское Трапезундское царство было создано в апреле 1204 года, где стал царствовать византиец Алексей Комнин, воспитанный в Иверии. Слава о Тамар-мэпе и Грузии достигла Византии и Палестины. Историк, поэт Басили того времени писал: «Но лев по когтям узнается, а Тамар – по делам: кто пожелает знать, пусть посмотрит города, крепости и области, принадлежащие султанам, ею взятые, границы, вдвое ею расширенные против тех, которые она, воцарившись, застала, как крайние пределы царства, – и ищущий правды о делах Тамар уже по одному этому узнает ее» .

http://bogoslov.ru/article/4017153

Нагрудный крест св. царицы Тамары. XII в. (ГМИГ) Нагрудный крест св. царицы Тамары. XII в. (ГМИГ) Католикос Михаил скончался в 1190 г. О нем неизвестный историк св. царицы Тамары (возможно, Басили Эзосмодзгвари) писал, что «никто не скорбел по нему, ни знатные, ни простые, ибо ненавистен был каждому» (КЦ. Т. 2. С. 122). Архиеп. Антоний (Глонистависдзе) был восстановлен в должности чкондидел-мцигнобартухуцеси, а католикосом-патриархом стал Феодор II . В правление св. царицы Тамары Патриарший престол занимали Василий IV , Иоанн VII и Епифаний . На рубеже XII и XIII вв. Грузия, успешно выступавшая против тюрк. племен, приобрела значительный политический авторитет. Султан Рукн-ад-Дин с объединенным тур. войском выступил против св. царицы Тамары, встав лагерем близ Басиани (Юж. Грузия). Он потребовал от царицы сдаться и обещал взять ее в жены, в противном случае угрожал разрушить страну и взять ее наложницей. Муж царицы Давид Сослан во главе объединенного груз. войска двинулся на стан турок, а св. Тамара молилась за победу грузин пред Вардзийской иконой Божией Матери. Вместе с ней находился патриарх Феодор и еп. Гелатский свт. Иоанн Шавтели , гимнограф, философ и ритор. Во время литургии о даровании победы грузинам в мон-ре Одзрхе, в момент, когда грузины стали одерживать верх, произошло чудо: юродивый Евлогий трижды пал на землю с возгласом: «Славен Бог! Всемогущ Христос!.. Милость Божия снизошла на дом Тамары!»- и прп. Иоанн Шавтели передал его слова царице (КЦ. Т. 2. С. 99, 138). Прп. Иоанн Шавтели в честь победы грузин в Басианской битве (1202) написал «Песнь Вардзийской Богородице» (1204). Ему же принадлежит посвященная св. царице Тамаре ода «Абдул-Мессия». Вардзийская икона Божией Матери. XII–XIII вв. Вардзийская икона Божией Матери. XII–XIII вв. В царствование Георгия III и св. Тамары большое влияние при дворе приобрели представители курдского рода Мхаргрдзели, исповедующего монофизитство,- амирспасалар Саргис и его сыновья, амирспасалар Захария и мсахуртухуцеси (министр двора) Иване. Видимо, вероисповедание столь значимых политических деятелей беспокоило груз. общество и Церковь. В источниках описывается, как во время одного из богослужений «армянин, монофизит по вере» амирспасалар Захария Мхаргрдзели вслед за присутствовавшими на литургии знатными лицами подошел к причастию и священник отказал ему. Конфликт было решено разрешить с помощью «словопрений». Из Армении прибыли представители Армянской Церкви во главе с Ванским католикосом; с груз. стороны присутствовали св. царица Тамара, ее супруг Давид Сослан, епископы. Спор был разрешен, Захария подтвердил истинность правосл. веры, но отказался принимать ее, а его брат Иване принял Крещение от католикоса Грузии, и вслед за ним «многое множество армян явились, чтобы принять крещение» (КЦ. Т. 2. С. 82-90).

http://pravenc.ru/text/638558.html

Единство русской литературы на всем пространстве Руси от Новгорода на севере до Киева на юге и от Владимира и Ростова на северо-востоке до Галича и Волыни на юго-западе сказалось особенно отчетливо в повестях о нашествии монголо-татар, и прежде всего – в уже упоминавшихся нами в начале этой статьи повестях о Калкской битве 1223 года. В Новгородской первой и в Лаврентьевской летописях сохранилась одна из таких повестей, и замечательно, что монголо-татары рассматриваются в ней как общие враги всех дотоле известных русским восточных народов – половцев, ясов, обезов (грузин), касогов. Жестокость нового врага подчеркивается рассказом о том, как связанных князей удавили, уложив под доски, на которые сами татары сели обедать, чтобы изобразить тем самым свое полное равнодушие к страданиям врагов. Другой рассказ о Калкской битве читается в Ипатьевской летописи в составе «Жизнеописания Даниила Галицкого» и подчеркивает мужественное поведение Даниила, не чуявшего на себе ран в битве. Более поздний рассказ о Калкской битве в Новгородской четвертой летописи делает ее участниками богатыря Александра Поповича и других «богатырь 70», убитых в битве. Повести о Калкской битве объясняют поражение русских – «недоумением» русских князей, действовавших несогласованно и эгоистично. Одним из главных виновников поражения автор повести считает киевского князя Мстислава, который не помог другим русским князьям, когда обратившиеся в бегство половцы «потъпташа бежаще станы русскыхъ князь». Во всех повестях о Калкской битве говорится о том, что поражение русских явилось следствием недостатка единства русских князей и свидетельствуется появлением врагов «из невести». Последнее не менее важно, чем первое. С точки зрения книжных людей Древней Руси, враждебность таинственна и непонятна. Враги находят на Русь из «страны незнаемой». Напротив того, мир добрый – это мир, хорошо известный, мир упорядоченного строя, мир законного престолонаследия и взаимной уступчивости князей. Поэтому междоусобицы князей сами являются следствием отсутствия порядка в общественной жизни и открывают ворота на Русскую землю неведомым народам. Вражда князей – предвестие враждебного завоевания, само же враждебное вторжение неведомых народов – вестник конца мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Логичнее было бы увековечить память воинов русско-литовского войска, павших в этой битве. К сожалению, Герман Вартберг донёс до нас имя только одного боярина Всеволода. Остальные остались безымянными. Все остальные вожди русско-литовского войска уцелели в этой битве. Про Ольгерда было сказано выше. Память его, кстати, увековечена в Великом Новгороде. Ольгерд изображен на памятнике Тысячелетие России. На этом же памятнике мы можем видеть скульптурное изображение князя Витовта Кейстутовича. Витовт имел теснейшие связи не просто с русскими землями, а с самой Москвой. Свою дочь Софию он отдал замуж за великого князя московского Василия, сына Дмитрия Донского. В своем завещании Василий отдавал жену и сыновей под защиту Витовта. В 1425 году великий князь Василий умер, после чего в 1427 году Софья официально передала Московское княжество под руку Витовта, ставшего на несколько лет регентом (правителем) Московского княжества при малолетнем Василие Васильевиче, своём внуке. Примерно в это же время Витовт заключил договоры с князьями тверским (1427), рязанским (1430) и пронским (1430), согласно которым они становились его вассалами. Кроме будущего правителя (регента) великого княжества Московского в битве при Рудау участвовали ещё многие прославленные герои русской земли. Можно назвать, например, Андрея и Дмитрия Ольгердовичей. В 1380 году они привели свои полки в войско Дмитрия Ивановича, приняв участие в Куликовской битве. Их помощь в победе над Золотой Ордой неоценима. За десять лет до этого Андрей и Дмитрий Ольгердовичи вместе с отцом сражались против тевтонцев в битве при Рудау. Их память также нужно увековечить на Калининградской земле. Память русских героев, а не псов-рыцарей Тевтонского ордена! Ливонская хроника Германа Вартберга//Сборник материалов и статей по истории Прибалтийского края, Том II. 1879, с.119 Ливонская хроника Германа Вартберга//Сборник материалов и статей по истории Прибалтийского края, Том II. 1879, сс.116-117 Ливонская хроника Германа Вартберга//Сборник материалов и статей по истории Прибалтийского края, Том II. 1879, сс.117-118

http://ruskline.ru/analitika/2020/02/24/...

Пропагандистская установка заключалась в том, чтобы отобрать у Александра, а соответственно, и у Руси одержанные победы. Задача очищения образа князя от деформаций пропагандистских антироссийских мифов удачно решалась, в частности, в вышедшей в 2021 году в Издательстве Московской патриархии книге Д.М. Володихина «Александр Невский: Воин, государь, святой» 197 . В историографии и политическом дискурсе представлены следующие аргументы против традиционного героического позиционирования Невской битвы 198 . 1 . Отсутствие упоминания о Невской битве в шведских источниках 199 . Казалось бы, действительно, шведы должны были отразить информацию о сражении, если оно являлось значимым событием. Но ведь и в русских источниках нет упоминания о событиях значимых для Швеции. Средневековые источники реагировали преимущественно на то, что происходило в своем локальном контексте. Так, например, согласно шведским источникам, в 1187 году новгородцы и карелы взяли крупнейший шведский город, религиозный и политический центр Сигтуну. Событие, безусловно, являлось исторически значимым. В истории Швеции ему уделяется большое внимание. Но в новгородских и в целом в русских источниках о взятии Сигтуны нет ни одного упоминания 200 . Следует ли из этого, что взятия Сигтуны не было, или что новгородцы не были к нему причастны? Очевидно, не следует. Но именно такая логика применяется к Невской битве. 2 . Первая запись о Невской битве будто бы появилась не ранее 30-х годов XIV столетия. 3 . Сообщение Новгородской летописи о гибели в Невской битве некого шведского епископа не подтверждается биографиями руководителей епископий. Среди семи шведских епископов ни один в 1240-м году не ушел из жизни. 4 . Имя убитого в Невской битве шведского воеводы Спиридона не могло принадлежать шведу. 5 . Описание Невской битвы представляло собой в действительности переложение информации о взятии русскими в 1301 году шведской крепости Ландскроны, располагавшейся при впадении реки Охты в Неву. 6 . Невская битва представляла собой грабительское нападение княжеской дружины на шведский купеческий лагерь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Можно предполагать поэтому, что один из источников Новгородско-Софийского свода был памятником, связанным со смоленскими Ростиславичами (летописью или отдельным сочинением о Мстиславе Удалом). Любопытные дополнения к рассказу о битве на Липице содержатся также в Тверском сборнике XVI в. (ПСРЛ, т. XV. СПб., 1863) – после слов «О многы побды, братье» здесь читается яркое описание поля боя, усеянного мертвыми и ранеными, и далее говорится: «Князь же Константин повеле погребати их... У князя же Константина тогда бяше в полку два человека храбрых, Олешка Попович и человек его Торопь и Тимоня Золотой Пояс». О том, что этот рассказ не представляет собой творчества составителя Тверского сборника в в., а восходит к более раннему источнику, свидетельствует краткое известие о сражении 1216 г. в Сокращенных сводах конца XV в. (ПСРЛ, т. XXVII. М., 1962) и Устюжском летописце (Устюжский летописный свод. М.–Л., 1950), в которых тоже упоминаются «два храбра» (богатыря) князя Константина: «Добрыня Золотой Пояс да Александро Попович с своим слугою Торопом». Поскольку упомянутый здесь Константин (вместе с Мстиславом и Владимиром одержавший победу на Липице) был ростовским князем, можно предполагать в этих источниках отражение ростовской литературной традиции (в Новгородско-Софийском своде эта традиция, возможно, отразилась в другом месте – при упоминании участия Александра Поповича в битве на Калке в 1223 г.). Основная идея рассказа о битве на Липице – осуждение вражды между «братьями»-князьями – очень характерна для свода, составленного в период феодальной войны в Московском княжестве. Текст повести о битве на Липице мы публикуем по неизданной Новгородской Карамзинской летописи (РНБ, F.IV.603, лл. 314 об.– 319 об.) с исправлениями нескольких явно ошибочных чтений по Новгородской четвертой летописи. О побоище новгородцев с Ярославом. В 6724 (1216) году. 1 марта во вторник пошел Мстислав с новгородцами на своего зятя Ярослава, а в четверг побежали к Ярославу клятвопреступники Владислав Завидович, Гаврила Игоревич, Юрий Олексинич, Гаврилец Милятич с женами и детьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

297 ...в шестую годину дни... – Шесть часов дня – около одиннадцати часов утра по современному времяисчислению. 299 ...царя Теляка... – Речь идет, видимо, ο золотоордынском хане Тулун-беке (в русских источниках он именуется Тюляком). Известен ярлык 1379 г., данный от его имени митрополиту Михаилу (Митяю). 300 ...в великий полкъ. – Великий полк, видимо, то же, что большой полк (как он именуется в разрядных книгах), то есть полк, возглавлявшийся великим князем. 302 ...от шестаго часа до 9-го – от одиннадцати часов утра до двух часов дня по современному времяисчислению. 303 ...въ 9 час дне... – Девять часов дня – это около двух часов дня по современному времяисчислению. 304 ...воина Георгиа, и славнаго Дмитриа... – Имеются в виду святые – покровители христианского воинства – Георгий Победоносец и Дмитрий Селунский. 308 ...съдомлян... – Β Библии рассказывается ο погрязших в грехах жителях города Содома. Здесь же «содомляне» – бранный эпитет татар. 309 ...князь Феодоръ Романовичь Блоозерский... Александръ Пересвтъ, бывый преже боляран брянскый... – Большинство этих имен перечислено в кратком рассказе ο битве 1380 г. в Троицкой (Симеоновской) летописи и в Синодике. Летописная повесть ο Куликовской битве добавляет κ ним имена еще четырех убитых, причем Дмитрий Мининич, Дмитрий Монастырев и Федор Тарусский, как следует из летописей, погибли не на Куликовом поле, а в битвах с Ольгердом в 1368 г., в битве 1378 г. на Воже и в битве под Белевым в 1437 г. 312 ...на поганых обдищех, на костех татарскых... – «Стать на костях» – значит занять после победы над врагом поле боя. Во время такого «стояния» разбирали трупы павших, хоронили своих соратников. Значение выражения «на обдищех» неясно. 313 ...слуз своему Моисею... Ярославу, сроднику великих князей... – Здесь упомянуты библейский пророк Моисей, древнееврейскнй царь Давид; новым Константином именуется, видимо, Владимир Святославич, при котором Русь приняла христианство в качестве официальной религии, как Римская империя – при императоре Константине. Ярослав – сын Владимира, отомстивший Святополку, убийце его братьев Бориса и Глеба.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010