142 (1) Маскил Давида; молитва во время пребывания его в пещере. (2) Голосом моим взываю к Г-споду, голосом моим Г-спода умоляю. (3) Изливаю пред Ним жалобу свою, беду свою пред Ним рассказываю, (4) Когда изнемогает во мне дух мой; но Ты знаешь путь мой, на стезе этой, (по которой) хожу я, расставили сеть мне. (5) Посмотри направо и увидишь, что нет знакомого со мной, исчезло убежище у меня, никто не заботится о душе моей. (6) Воплю к Тебе, Г-споди, говорю: Ты укрытие мое, доля моя на земле живых. (7) Внемли мольбе моей, ибо очень ослабел я, спаси меня от преследователей моих, потому что они сильнее меня. (8) Выведи из стеснения душу мою, чтобы славить имя Твое; мною гордиться будут праведники, когда Ты воздашь мне (благом). 143 (1) Псалом Давида. Г-споди, услышь молитву мою, внемли мольбе моей, верностью Твоей ответь мне, справедливестью Твоей. (2) И не входи в суд с рабом Твоим, ибо не оправдается пред Тобой ни один живущий, (3) Ибо преследовал враг душу мою, втоптал в землю жизнь мою, засадил меня во тьму, подобно давно умершим. (4) И изнемог во мне дух мой, ужаснулось сердце мое во мне. (5) Вспомнил я дни прежние, размышлял о всех деяниях Твоих, о делах рук Твоих рассуждаю. (6) Простер я к Тебе руки мои, душа моя – к Тебе, как земля иссохшая. Сэла! (7) Поспеши, ответь мне, Г-споди, изнемогает дух мой, не скрывай лица Твоего от меня, а (то) уподоблюсь сошедшим в могилу. (8) Дай мне услышать утром милость Твою, ибо на Тебя полагался я, объяви мне путь тот, по которому идти мне, ибо к Тебе вознес я душу мою. (9) Спаси меня от врагов моих, Г-споди, у Тебя убежище мое. (10) Научи меня исполнять волю Твою, ибо Ты Б-г мой, добрый дух Твой (да) выведет меня на равнину. (11) Ради имени Твоего, Г-споди, оживи меня, справедливостью Твоей выведи из беды душу мою. (12) И милостью Твоей истреби врагов моих и погуби всех притеснителей души моей, потому что я раб Твой. 144 (1) (Псалом) Давида. Благословен Г-сподь, скала моя, обучающий битве руки мои, пальцы мои – войне. (2) Милость моя и крепость моя, опора моя и избавитель мой, щит мой, и на Него полагаюсь я, Он (тот, кто) подчиняет мне народ мой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

142 (1) Маскил Давида; молитва во время пребывания его в пещере. (2) Голосом моим взываю к Гсподу, голосом моим Гспода умоляю. (3) Изливаю пред Ним жалобу свою, беду свою пред Ним рассказываю, (4) Когда изнемогает во мне дух мой; но Ты знаешь путь мой, на стезе этой, (по которой) хожу я, расставили сеть мне. (5) Посмотри направо и увидишь, что нет знакомого со мной, исчезло убежище у меня, никто не заботится о душе моей. (6) Воплю к Тебе, Гсподи, говорю: Ты укрытие мое, доля моя на земле живых. (7) Внемли мольбе моей, ибо очень ослабел я, спаси меня от преследователей моих, потому что они сильнее меня. (8) Выведи из стеснения душу мою, чтобы славить имя Твое; мною гордиться будут праведники, когда Ты воздашь мне (благом). 143 (1) Псалом Давида. Гсподи, услышь молитву мою, внемли мольбе моей, верностью Твоей ответь мне, справедливестью Твоей. (2) И не входи в суд с рабом Твоим, ибо не оправдается пред Тобой ни один живущий, (3) Ибо преследовал враг душу мою, втоптал в землю жизнь мою, засадил меня во тьму, подобно давно умершим. (4) И изнемог во мне дух мой, ужаснулось сердце мое во мне. (5) Вспомнил я дни прежние, размышлял о всех деяниях Твоих, о делах рук Твоих рассуждаю. (6) Простер я к Тебе руки мои, душа моя – к Тебе, как земля иссохшая. Сэла! (7) Поспеши, ответь мне, Гсподи, изнемогает дух мой, не скрывай лица Твоего от меня, а (то) уподоблюсь сошедшим в могилу. (8) Дай мне услышать утром милость Твою, ибо на Тебя полагался я, объяви мне путь тот, по которому идти мне, ибо к Тебе вознес я душу мою. (9) Спаси меня от врагов моих, Гсподи, у Тебя убежище мое. (10) Научи меня исполнять волю Твою, ибо Ты Бг мой, добрый дух Твой (да) выведет меня на равнину. (11) Ради имени Твоего, Гсподи, оживи меня, справедливостью Твоей выведи из беды душу мою. (12) И милостью Твоей истреби врагов моих и погуби всех притеснителей души моей, потому что я раб Твой. 144 (1) (Псалом) Давида. Благословен Гсподь, скала моя, обучающий битве руки мои, пальцы мои – войне. (2) Милость моя и крепость моя, опора моя и избавитель мой, щит мой, и на Него полагаюсь я, Он (тот, кто) подчиняет мне народ мой.

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

15 И оставите имя ваше избранным Моим для проклятия; и убьет тебя Господь Бог, а рабов Своих назовет иным именем, 16 которым кто будет благословлять себя на земле, будет благословляться Богом истины; и кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины, — потому что прежние скорби будут забыты и сокрыты от очей Моих. 17 Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце. 18 А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью. (Ис 65:11-18) Методический материал Вопросы на осознание текста Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями можно в комментариях Вопросы для связи с жизнью Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями можно в комментариях Вопросы для личного размышления Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями можно  в комментариях Прочтите толкования Крейг Кинер, культурно-исторический комментарий Святитель Василий Великий Святитель Феофан Затворник   Крейг Кинер, культурно-исторический комментарий 5:3. Древние авторы и ораторы иногда «обрамляли» раздел текста, начиная и завершая его одной и той же фразой. Таким образом, перечисленные в этом разделе блаженства связаны с дарами Царства (5:3, 10). Многие евреи считали, что Царство может быть установлено только в великой битве, силой оружия; Иисус же обещает царство «нищим духом», «кротким» (5:5) и «миротворцам» (5:9). В иудаизме нищета и благочестие нередко объединялись; понятие «нищий» может означать как фактическую нищету (Лк 6:20), так и полную зависимость от Бога, часто порождаемую нищетой («нищие духом», как здесь). 5:4. Обычно плач был связан либо с «покаянием, либо с тяжелой утратой; сочетание с «утешением» указывает на то, что здесь подразумевается последнее. Плач может означать сокрушение по поводу тяжких грехов Израиля, но в данном контексте, вероятно, выражает страдание от притеснений. «Утешение» было одним из благословений, которые Бог обещал послать во времена, когда Он восстановит Свой страждущий народ (Ис 40:1; 49:13; 51:3,12; 52:9; 54:11; 57:18; 61:2; 66:13).

http://bible.predanie.ru/evangelskoe-cht...

17 Саул и все Израильтяне... очень испугались и ужаснулись. Логично было бы, если бы против филистимского гиганта и от Израиля вышел гигант, т.е. Саул (см. 9,2; 10,23.24). Однако Саул «испугался и ужаснулся» вида Голиафа и его слов, не меньше, чем все прочие израильтяне. 17 сын Ефрафянина. См. Быт. 35,19; 48,7 ; Руфь 1,2; 4,11 ; 1Пар. 4,4 ; Мих. 5,2 . 17 Давид возвратился от Саула. Этими словами данный эпизод связывается с событиями предыдущей главы, в которой рассказано о том, как Давид поступил на службу к Саулу. Очевидно, он не постоянно находился при Сауле, а делил свое время между царской службой и работой в отцовском хозяйстве. 17 одарил бы того царь. Ср. 8,14–18; 22,7. дочь свою выдал бы за него. Ср. Нав. 15,16 ; см. ком. к 18,17–19. 17 необрезанный Филистимлянин. См. ком. к 14,6. 17 рассердился Елиав на Давида и сказал. В данном случае можно провести параллель между сыновьями Иессея и сыновьями Иакова: последние также стали испытывать неприязнь к своему брату Иосифу, когда тот получил знамение об ожидавшей его великой будущности ( Быт. 37,2–11 ), и дурно обошлись с ним ( Быт. 37,12–19 ). на кого оставил немногих овец тех в пустыне? Давид, несмотря на все свое нетерпение принять участие в битве, со всей ответственностью подошел и к более прозаическим обязанностям: и овец, и данные ему отцом припасы он, прежде чем отправиться к боевым линиям израильтян, передал в надежные руки (см. ст. 20 и 22). дурное сердце твое. Если ранее упоминание о высоком росте Елиава уже в некотором роде уподобило его Саулу (16,6.7), то теперь это уподобление усиливается благодаря его глубокому заблуждению относительно человеческих качеств Давида (ср. 13,14: «Господь найдет Себе мужа по сердцу Своему»; 16,7: «Господь смотрит на сердце»).32 пусть никто не падает духом. Букв.: «ни один человек». Септуагинта предлагает иное прочтение этого места: «пусть мой господин не упадет духом», что также возможно, поскольку по-древнееврейски слова «человек» и «господин» пишутся и произносятся практически одинаково.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

181 «Хорошо было бы, если бы человек мог слушаться Господа своего по побуждению любви, если бы он мог всегда свободно и легко исполнять заповеди Бога своего, но свобода заключает в себе возможность колебания и падения, поэтому свобода имеет нужду в подкреплении сильном, которое могло бы остановить колебания и удержать от наклонности ко злу, – а таковое есть страх смерти» (164: 8). 182 «О своем служении людям Христос говорит как о битве с сатаной, с “князем мира” ( Ин. 12: 31; 14: 30; 16: 11 ). Не свидетельствует ли даже само это наименование о том, что сатана поистине овладел человеческим родом, который вместо Царства Божия превратился в царство дьявола? “Власть тьмы” Христос видит и в грехе, и в болезни, и в одержимости, и в смерти (Иоанн 6:70; 13: 2; Лк. 8:28; 13: 16; 22: 31 ). Поэтому, врачуя души и тела, Он говорит о том, что полагает начало всеобщему избавлению от сатаны, который низвергается со своего престола ( Лк. 10:18 ). Не отвлеченная моральная проповедь составляет сущность провозвестия Христова, а освобождение мира от власти сатаны и греха» (126. Глава 1. От Книги Бытия к апостолу Павлу). 183 «... Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф. 20: 28 , Мк. 10: 45 ). «От Него и вы во Иисусе Христе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением…» ( 1Кор. 1:30 ). «Ибо вы куплены дорогою ценою» ( 1Кор. 6: 20; 7: 23 ). «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою...» ( Гал. 3:13 ). «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший себя для искупления всех» (Тим. 2: 5, 6). «... Ты был заклан, и кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени...» ( Откр. 5:9 ). «Христос есть “искупление” ( 1Кор. 1:30 ), Он предал Себя для нашего искупления… даровал нам бессмертие, как некую цену за каждую душу… Он сделал собственным достоянием всех искупленных Им от смерти через жизнь. И если мы стали рабами Искупившего, то, конечно, должны обращать взоры к Нему, чтобы жить не для себя самих, но для Стяжавшего нас ценою жизни, ибо мы Его достояние» (Святитель Григорий Нисский . Цит. по 168. См. стр. за 22. 01 по новому стилю). «Христос именуется искуплением ( 1Кор. 1:30 ) как освобождающий нас, содержимых под грехом, как давший Себя за нас в искупление, в очистительную жертву за вселенную» (85: 176, 177). О догмате искупления см. также, например, 85: 167–183.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

18 И иной Ангел, имеющий власть над огнем, вышел от жертвенника и с великим криком воскликнул к имеющему острый серп, говоря: пусти острый серп твой и обрежь гроздья винограда на земле, потому что созрели на нем ягоды. Под обрезанием гроздьев можно понимать жатву и наказание грешников. Этот образ встречается и в ветхозаветных книгах: «Всех сильных моих Господь низложил среди меня... как в точиле истоптал Господь деву, дочь Иуды» (Плач 1, 15); «Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною; и Я топтал их во гневе Моем и попирал их в ярости Моей; кровь их брызгала на ризы Мои» (Ис. 63, 3).  «имеющий власть над огнем» – вероятно, над стихией огня. Бог управляет миром через Ангелов, и у каждой стихии имеется управляющий Ангел. Например, ниже, в 16, 5, упоминается Ангел вод. «от жертвенника» – кажется, имеется в виду не золотой жертвенник святилища, упомянутый в 8, 3–5, а жертвенник всесожжения, под которым находились души убитых за Христа святых, упоминавшийся в 6, 9. Эти святые просили тогда у Бога правосудия, и вот теперь оно совершается. «с великим криком» – святые (через Ангела) просят правосудия с нетерпением, потому что:  «созрели на нем ягоды» – то есть зло и грех на земле достигли своего предела. В книге пророка Иоиля, в описании Страшного суда, Господь говорит: «Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела; идите, спуститесь, ибо точило полно и подточилия переливаются, потому что злоба их велика» (Иоиль 3, 13).  То, что Ангел вышел от жертвенника всесожжения, наводит на мысль, что гибель грешников является не только наказанием от Бога, но также и жертвой Богу, хотя, конечно, эту жертву следует отличать от жертвенной смерти праведников. Как поклонение Богу может быть добровольным:  его исполнили своей жизнью и смертью праведники, а может быть и невольным: к нему будут принуждены в свое время враги Божии, – точно так же можно рассуждать и о жертве. Праведники и святые принесли себя в жертву Богу добровольно. Грешники же, не пожелавшие сделать этого по своей воле, все равно будут принесены Ему в жертву – против своей воли. Эта мысль находит подтверждение и в Священном Писании. Например, у пророка Иеремии  египтяне, павшие в битве с Навуходоносором при Кархемисе (605 год до Р. Х.), названы жертвоприношением Господу Богу Саваофу,  и это при том, что египтяне именуются там же врагами Божиими (Иер. 46, 10). Похожее место есть и у Исаии (Ис. 34, 5–6). Также у пророка Софонии истребление уклонившихся в язычество евреев названо жертвой (Соф. 1, 7). 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

1 . Прежде всего «Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола» ( Лк.4:1–2 ). Когда Его искушал дьявол, ибо Он должен был бороться с ним, дважды, без каких-либо описаний, как бы мимоходом употреблено слово «дух». Но когда Христос поборол три искушения, о которых говорится в Писании, о Духе написано более подробно и выразительно. Сказано: «Возвратился Иисус в силе духа». «Сила» прибавлена здесь, потому что Он поверг дракона и в тяжелой битве одолел искушения. Итак, «Возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране. Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем». ( Лк.4:14–15 ). 2 . Когда читаешь: «Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем», удержись от мысли, что только они удостоились этого благовествования, а ты лишен его. И если сказанное верно, то Господь говорит не только в том собрании иудеев, но и сегодня, в нашем собрании. И не только в том собрании учит Иисус, но и в других, и на всей земле. Но для того, чтобы учить, Ему необходимы глашатаи, через которых Он мог бы говорить. Так возопим же ко Христу, чтобы Он нашел и нас, готовых петь Ему! И как во времена, когда смертным необходимы пророчества, Всемогущий Бог ищет пророков и находит их, таких как Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил, так и Иисус ищет орудия, посредством которых Он мог бы нести Свое слово людям и наставлять их в синагогах и всеми прославляться. В наше время Иисус Христос «от всех… прославляем» более, чем тогда, когда Его знали только в одной провинции. 3 . Поэтому Он «пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня» ( Лк.4:16–18 ). Не случайно Он развернул свиток и нашел ту главу, где было пророчество о Нем, – это было Божьим промыслом, ибо сказано: «И ни одна из них [птиц] не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены» ( Мф.10:29–30 ). Так и книга пророка Исайи была открыта именно на этом чтении, где говорилось о тайне Христа: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня» – эти слова относятся ко Христу – не случайно, но по воле и промыслу Божьему.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

1Мак.10:1 . И в сто шестидесятом году выступил Александр, сын Антиоха, Епифан, и взял Птолемаиду, где и приняли его, и воцарился там. 1Мак.10:2 . И услышал это Димитрий царь, и собрал весьма многия рати, и вышел против него на войну. 1Мак.10:3 . И послал к Ионафану Димитрий письма с предложениями мирными, так что величал его. 1Мак.10:4 . Ибо говорил: поспешим заключить с ним мир, прежде нежели он заключит его с Александром против нас: 1Мак.10:5 . Тогда он припомнит все озлобления, какия мы причинили ему, и братьям его, и народу его: 1Мак.10:6 . И дал ему власть собирать рати, и готовить оружия, чтобы быть ему споборником его, и велел отдать ему заложников, что в Акре. 1Мак.10:7 . И пришел Ионафан в Иерусалим, и прочел письма в слух всех людей и Акрян. 1Мак.10:8 . И устрашились страхом великим, когда услышали, что царь дал ему власть собирать рати; 1Мак.10:9 . и выдали Акряне Ионафану заложников: а он отдал их родителям их. 1Мак.10:10 . И водворился Ионафан в Иерусалиме, и начал устроять и обновлять сей город. 1Мак.10:11 . И сказал производителям работ, чтобы они строили стены вокруг горы Сионской для твердости из камней четвероугольных; и они делали так. 1Мак.10:12 . Тогда ушли инородцы, бывшие в крепостях, кои построил Вакхид. 1Мак.10:13 . И оставил каждый место свое, и ушел в землю свою. 1Мак.10:14 . Только в Вефсуре остались некоторые из покинувших закон и повеление Божие, ибо он служил им убежищем. 1Мак.10:15 . И услышал царь Александр о тех обещаниях, какия Димитрий послал Ионафану; при том разсказали ему о битве и доблестях, кои он совершил с братьями своими, и о трудах понесенных ими, 1Мак.10:16 . и сказал: не найти нам такого мужа! сделаем же его ныне другом и споборником нашим. 1Мак.10:17 . И написал ему письма, и отправил их к нему, высказавшись сими словами: 1Мак.10:18 . «Царь Александр брату Ионафану обрадование. 1Мак.10:19 . Услышали мы о тебе, что ты муж крепкий силою и способный быть нам другом. 1Мак.10:20 . Посему мы теперь поставили тебя сего дня первосвященником народа твоего, так чтобы ты назывался и другом царя, (и послал ему порфиру и золотой венец), и помышлял о наших выгодах, и хранил дружбу с нами»,

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1Мак.6:18 . Между тем занимавшие Акру теснили Израиля на святых местах, и причиняли ему зло завсегда, а язычникам – добро. 1Мак.6:19 . Посему Иуда задумал изгнать их, и созвал весь народ, чтобы осадить их. 1Мак.6:20 . и собрались дружно и осадили их в сто пятьдесятом году; и устроил он против них стрельницы и машины. 1Мак.6:21 . Но некоторые из них вышли из сей крепости, и вместе с приставшими к ним несколькими нечестивцами из израильтян 1Мак.6:22 . Отправились к царю; и сказали: когда же ты разсудишь и отмстишь за братьев наших? 1Мак.6:23 . Мы [Это говорили израильтяне] старались служить отцу твоему, и исполнять, что он скажет, и повиноваться приказаниям его. 1Мак.6:24 . А так как Акру заняли не наши люди, то за это Иудеи чуждались нас, и которые из нас попадались им, те были убиваемы, и наследства наши расхищаемы. 1Мак.6:25 . И не на нас только протянули они руку, но и на все пределы свои. 1Мак.6:26 . И вот теперь они осадили Акру в Иерусалиме, чтобы взять ее, а святилище и Вефсур укрепили. 1Мак.6:27 . И если ты не предупредишь их поспешно, то они сделают больше сего, и ты не сможешь сдержать их. 1Мак.6:28 . И разгневался царь, когда выслушал это, и собрал всех друзей своих, и начальников войска своего и конницы. 1Мак.6:29 . И из других царств и с островов моря пришли к нему рати наемныя. 1Мак.6:30 . И было число войск его сто тысяч пеших и двадцать тысяч всадников, и тридцать два слона, обученные брани. 1Мак.6:31 . И пришли они чрез Идумею, и ополчились у Вефсура, и бились несколько дней, и устроили машины. Но Иудеи сделали вылазку, и сожгли их огнем, и сражались мужественно. 1Мак.6:32 . И ушел Иуда из этой крепости, и ополчился в Вефзахарии [Ныне Бетсахур, или деревня пастырей в виду Вифлеема] супротив стана царскаго. 1Мак.6:33 . Царь же встал рано, и двинул ополчение свое ускоренным ходом по дороге в Вефзахарию; и приготовились войска его к сражению, и затрубили в трубы. 1Мак.6:34 . А слонам показали красный сок винограда и шелковиц, чтобы побудить их к битве. 1Мак.6:35 . И разделили этих зверей на отряды, и поставили при каждом слоне тысячу мужей, одетых в кольчуги и в медные шлемы, да пятьсот отборных всадников отрядили к каждому зверю.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1Мак.8:3 также о том, что сделали они в стране Испанской, чтобы овладеть находящимися там серебряными и золотыми рудниками, «В стране Испанской…» – Испания, как известно, во вторую Пуническую войну между Римом и Карфагеном была главным предметом спора и ареной для борьбы, и после битвы при Заме в 201 г. до Р. Х. формально отошла от Карфагена к Риму, но окончательное закрепление этой страны за Римом стоило последнему большой борьбы и многих усилий, благодаря свободолюбивому характеру жителей. Только в 19 г. до Р. Х. с покорением г. Кантабров завершилось завоевание всего полуострова, так что римляне ко времени нашего историка собственно не были еще полновластными господами всей страны. 1Мак.8:4 и своим благоразумием и твердостью овладели всем краем, хотя тот край весьма далеко отстоял от них, равно о царях, которые приходили против них от конца земли, и они сокрушили их и поразили великим поражением, а прочие платят им ежегодно дань; Под царями, которые «приходили против них (т. е. римлян) от конца земли…» – вероятнее всего, надо разуметь испанских и особенно карфагенских царей или просто начальников отдельных испанских народностей и полководцев, которые в древности часто назывались царями. 1Мак.8:5 они также сокрушили на войне и покорили себе Филиппа и Персея, царя Китийского, и других, восставших против них, Филипп, упоминаемый здесь, есть Филипп III, сын Димитрия II, с 221 г. царь Македонии; после многолетней войны с римлянами был совершенно разбит Квинкцием Фламинием в 197 г. у Киноскефалийских холмов (в Фессалии) и вынужден заключить унизительный для себя мир (Лив. XXXI, 5; XXXIII, 1–13, 30; Флор. II, 7). – Персей, сын и преемник Филиппа, в 168 г. до Р. Х. разбит Эмилием Павлом в битве при Пидне, и умер спустя 5 лет в плену (Полив. XXIX, 6 и 7; Лив. XLIV, 40 и д.; XLV, 4 и д.; Флор. II, 12). – «Царя Китийского…», т. е. Македонского, см. к I, 1. – «И других восстававших против них…», т. е., вероятно, народностей и князей, помогавших Персею, каковы были: эпироты, фессалийцы, фракийцы и гентийцы из Иллирии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010