539 «Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» ( Рим. 13:3–4 ). 540 В главе 13 Послания к Римлянам ап. Павла, из которой взяты приведенные в двух предшествующих примечаниях слова, речь идет о необходимости послушания земным властям и исполнения закона, в то время как Христос утверждал, что его Царствие «не от мира сего». 541 Между прочим, приводимые вами слова Спасителя сказаны Им апостолам, которые пытались защищать Его в Гефсиманском саду (См.: Мф. 26:52–53 (примеч. 2 и 3 к «Открытому письму» В. П. Соколова), и распространительное их толкование не соответствует контексту и так же произвольно, как если бы кто-либо для противоположной цели стал цитировать слова Спасителя о «двух мечах»: «Продай одежду и купи меч» ( Лк. 22:35–38 ). 542 Сергий Радонежский (ок. 1321–1391) – основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря. Активно поддерживал объединительную и национально-освободительную политику князя Дмитрия Донского, к которому был близок. Благословил последнего на борьбу с татарами перед Куликовской битвой. Канонизирован Русской православной церковью. Дмитрий Донской (1350–1389) – великий князь московский (с 1359 г.) и владимирский (с 1362 г.), сын Ивана II. При нем в 1367 г. построен белокаменный кремль в Москве. Возглавил вооруженную борьбу русского народа против монголо-татар; руководил их разгромом в битве на р. Вожа (1378). В Куликовской битве 1380 г. (верховья Дона) проявил выдающийся полководческий талант, за что был прозван Донским. В княжение Дмитрия Донского Москва утвердила свое руководящее положение в русских землях. Дмитрий Донской впервые передал великое княжение Василию I без санкции Золотой Орды. Канонизирован Русской православной церковью. 545 Экхарт (Eckhart) Иоганн (Майстер Экхарт) (ок. 1260–1327) – представитель немецкой средневековой мистики, приближавшийся к пантеизму; доминиканец, проповедовал на немецком языке. В учении об абсолюте выделял безосновное божественное ничто («бездну») как основу Бога и всего бытия. В 1329 г. папской буллой многие тезисы Экхарта объявлены еретическими.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

80 1Ин.4:3 . 81 «Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: “пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им”, то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей» ( Втор.13:1–3 ). 82 Шейх (араб.— старик) — титул правителей княжеств и вождей кочевых племен в Аравии, глав мусульманских сект, дервишских орденов; у некоторых народов Ближнего и Среднего Востока староста деревни; иногда почтенный человек вообще. 83 Хиджра (араб.— переселение) — дата переселение Мухаммеда и его приверженцев из Мекки в Медину в сентябре 622 г. При халифе Омаре I (634–644) год хиджра объявлен началом мусульманского летосчисления. Исходным для него принято 1 число 1 месяца (мухаррама) (16 июля) 622 г. 84 Битва при Бадре (араб.) — первое крупное сражение между мусульманами и курайшитами (до данной битвы в 623–624 гг. состоялось несколько малых столкновений между мусульманами и мекканцами), произошедшая во втором году по хиджре семнадцатого числа месяца Рамадан в пятницу утром 17 марта 624 г. в Хиджазе (запад Аравийского полуострова). Крупная боевая победа мусульман и фактически поворотный пункт в их борьбе против курайшитов. Усилила распространение ислама вплоть до крупного поражения мусульман в битве при Ухуде (627). 85 Битва при Ухуде (араб.) состоялась 23 марта 625 г. у горы Ухуд (северо-западная часть Аравийского полуострова) между силами мусульманской уммы Медины во главе с Мухаммедом и силами курайшитов во главе с Абу Суфианом из Мекки. Битва при Ухуде стала реваншем курайшитов за битву при Бадре, выигранную мусульманами в 624 г. 86 Иер. 14:14 . 87 Нет никакого греческого описания этих событий, хотя в арабском мире поход к Византии описывают как большое историческое событие (битва при Табуке). Однако вероятнее, что армии в битве не встречались.

http://azbyka.ru/islam-pravoslavnyj-vzgl...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации XXII (ХХ). Как с некоего узника спали оковы после отслуженной за него мессы В битве, где был убит король Элфвин, произошел знаменательный случай, о котором, как я думаю, не следует умолчать, поскольку рассказ о нем может послужить к спасению многих. Во время сражения один из воинов короля, юноша по имени Имма, был повержен вместе с другими; весь день и следующую ночь он пролежал как мертвый среди убитых, но наконец пришел в сознание, сел и кое-как перевязал свои раны. Посидев немного, он встал и пошел искать товарищей, которые могли бы оказать ему помощь. Но в это время он был застигнут и пленен воинами врага, которые отвели его к своему господину, комиту короля Эдильреда. Спрошенный, кто он такой, он побоялся признаться в том, что он воин, и назвался бедным обремененным семьей, который вместе с другими подобными ему принес воинам еду. Комит велел лечить его, но как только Имме стало лучше, его сковали, чтобы он не убежал ночью. Однако они никак не могли его заковать, поскольку цепи сразу спадали с него. У него был брат по имени Тунна, священник и аббат монастыря в городе, который в его честь до сих пор зовется Узнав, что его брат пал в битве, Тунна пошел искать его тело и, найдя похожее на него во всех отношениях, решил, что это и есть его брат. Поэтому он отвез тело к себе в монастырь, с честью похоронил его и отслужил множество месс за упокой его души. Именно из-за этого Имму, как уже говорилось, не могли сковать, потому что цепи спадали с него. Пленивший его комит очень удивился этому и стал допытываться, не знает ли он развязывающих о которых говорят легенды. Но Инна сказал, что ничего не знает о таких заклятиях. «Однако,-сказал он,-у меня в моей стране есть брат-священник, и я знаю, что он считает меня мертвым и творит по мне частые мессы; поэтому, если бы я был сейчас на том свете, моя душа благодаря его заступничеству избавилась бы от наказания». Когда он был в плену у комита, сторожившие его догадались по его обличью, одеянию и речи, что он не простого рода, как он сказал, а благородного. Тогда комит призвал его и велел открыть свое происхождение, обещая не причинять никакого вреда, если он честно расскажет, кто он. Пленник так и сделал и открыл, что он один из приближенных короля. Комит сказал: «Я по всем твоим ответам понял, что ты не крестьянин, и ты должен был умереть, потому что все мои братья и родичи погибли в той но я не убью тебя, чтобы не нарушать свое слово».

http://sedmitza.ru/lib/text/440814/

   Спасайся.    Чем окончилось искушение?    Ответ. Не удалось ничего по желанию ис­кусителю: как пришел, так и ушел ни с чем, более того, со стыдом. Познал непобедимого Иисуса, но Сын ли Божий, чего хотел знать, говоря: «если Ты Сын Божий, -» не узнал. Иску­шал первого Адама в раю — и низложил его, и пленил, а ко второму приступил было — и ни­чего не успел, и оказался немощным.    Слава Победителю! Для нас победил врага нашего, которого мы победить не могли, и научил нас, как побеждать его, побежденного Им. Как полководец искусный обучает вои­нов для битвы, так Царь наш и Вождь наш Иисус научил нас подвизаться против врага нашего — князя тьмы, и его, уже побежденно­го Им, побеждать. Он подал нам оружие и си­лу Свою. Он ободряет нас силой Своей, «и обу­чает руки наши битве, и персты наши сраже­нию» (Пс 143:1), говоря: «Мужайтесь: Я победил мир» (Ин 16:33). Подал нам «и меч духовный, ко­торый есть Слово Божие» (Еф 6:17).    Видим, что Он врага нашего отражал Сло­вом Божиим и, как мечом духовным, козни его пресекал, говоря: «написано, сказано». Так и нам должно тем же орудием препоясаться и против врага нашего стоять, подвизаться и его побеждать. Сколько раз нападает на нас и пускает на нас стрелы свои, столько раз будем отражать их духовным мечом Слова Божия. Если к любви мира сего старается привести нас, то будем отвечать ему: «Сказано в Писа­нии: «не любите мира " " , и прочее (1 Ин 2:15). Если к воровству подговаривает, то будем отражать его словом: «Сказано в Писании: «не кради " " , и прочее. Но притом всегда будем призывать нам на помощь всесильного Госпо­да Иисуса, и Он победит через нас врага на­шего. Ибо без Него победы в такой трудной битве не будет. «Сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий» (1 Ин 5:4—5)? О сем Победителе будем дерзать. «Тот, Кто в» нас, «больше того, кто в мире» (1 Ин 4:4). «Благодарение Богу, даровавшему нам побе­ду Господом нашим Иисусом Христом» (1 Кор 15:57)!    Спасайся.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

“И вопросил Давид Господа, сказав: идти ли мне против Филистимлян, предашь ли их в руки мои? И сказал Господь Давиду: иди, ибо несомненно предам Я филистимлян в руки твои. И пошел Давид в Бааль-Перацим и поразил их там Давид и сказал: разбил Господь врагов моих предо мною, как лавина преграду. Потому и назвали то место Бааль-Перацим” ( 2Цар. 5:19-20 ). Как предполагают Гишон и Герцог, филистимляне заняли пересыхающее летом русло реки Рефаим, ожидая, что Давид двинется на них с запада, со стороны Иерусалима. Однако Давиду каким-то образом удалось вывести незамеченной свою армию из города, совершить обходной маневр и ударить с другого фланга. Не ожидавшая этого удара филистимская армия побежала, бросая по дороге идолов своих богов, которые призваны были помочь ей одолеть евреев. По окончании сражения Давид велел, как указывает “Хроникон”, собрать этих “истуканов” и сжечь ( 1Пар. 14:12-13 ). В честь своей победы в этой битве Давид сложил согласно традиции 144й псалом, в котором утверждает, что и этой победой, и всеми другими своими успехами он обязан только Богу: “Псалом Давида. Благословен Господь, моя опора — Он обучил мои руки битве, мои пальцы — войне. Он — мое благоволение, и Он — моя крепость, моя сила, мое убежище, мой щит…” ( Пс. 144 1–2). Но, по всей видимости, победа в том бою вряд ли была полной. Потери филистимлян были относительно невелики, они жаждали реванша, и вскоре их армия снова появилась в Рефаимской долине. В Библии Давид снова запрашивает Бога о том, выходить ли ему на открытое столкновение, и Тот через “урим” и “туммим” запрещает идти на лобовое столкновение и велит совершить обходной маневр: “И опять выступили филистимляне, и расположились в долине Рефаим. И вопросил Давид Господа, и Он сказал: не выступай прямо, обойди их с тыла и придешь к ним со стороны тутовых деревьев. И будет, когда услышишь отзвук шагов в вершинах тутовых деревьев, тогда устремись, ибо вышел Господь тогда перед тобою, чтобы поразить стан филистимский” (И Сам. 5:23–24). Для верующего человека нет сомнений в том, что успех этой битвы был предрешен тем, что Давид действовал по слову Бога и находился под Его покровительством. Талмуд сообщает, что в решающий момент тысячи ангелов, выполняя приказ Творца, стали так сильно раскачивать деревья, за которыми Давид укрыл свою армию, что филистимляне не услышали за шумом их ветвей и листьев топота шагов приближающихся израильтян, и когда те ударили по ним с тыла, впали в настоящую панику. Сам шум деревьев и был очевидным чудом, явленным Богом Давиду в этом сражении, так как стояла совершенно безветренная погода и никакой естественной причины для раскачивания и шума деревьев не было.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-david/?ful...

     Итак, Священное Писание говорит о том, что история, как мы ее знаем, однажды завершится. Христиане ожидают конца этого мира и явления мира грядущего — где зло и грех навсегда исчезнут, а творение будет восстановлено во всей славе и радости рая. Но что мы можем знать о последних событиях мировой истории? Священное Писание — в Евангелиях, в Апостольских Посланиях, и, особенно, в книге Откровения, говорит о финальной битве Бога и сатаны, которая разразится в конце времен. Конечно, когда мы говорим о «битве» важно понимать, что речь не идет о физической конфронтации — диавол и все его бесовские полчища всего лишь творения, все мироздание принадлежит только Богу. Но Бог сражается за другое — за души людей. И главная война мировой истории — именно эта. Наступит время, когда она завершится. Но о ее последних битвах нам кое-что известно из Писания. Перед концом мира силы греха и противления достигнут, кажется, наибольшего могущества, одержат, кажется, неоспоримую победу, принудят весь мир склониться перед ними. Во главе их явится жуткая и таинственная фигура Антихриста, о которой нам стоит поговорить подробнее. Для нас слово «антихрист» звучит как какое-то старинное ругательство, что-то в ряду с «аспидами» и прочими «шлындрами». На самом деле этот термин появляется у Апостола Иоанна, а святой Апостол Павел пишет о нем: «человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2Фесс.2:3,4). Антихрист — противник Христа, но не просто противник. Греческая приставка «анти», вошедшая в наш язык в значении «против», имеет еще один смысл — «вместо». Антихрист — это «подменный христос», тот, кто будет пытаться занять в сердцах людей то место, которое принадлежит Христу. В этом отношении любой такой обманщик может быть назван «антихристом», как говорит апостол Иоанн: «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время» (1Иоан.2:18).

http://pravoslavie.ru/76837.html

В ту Гефсиманскую ночь, освещённый лунным светом, боролся Иисус с Отцом Своим. Боролся одиноко, всеми оставленный. Трижды вступал Он в ту брань. И страшно писать и говорить что-либо об этой борьбе, свидетелями которой мы не явились. Страшно проронить слово недостаточно благоговейное и священное, описывая это. Страшно словом своим неосторожным оскорбить и осквернить как-то те священные чувства Божественного Борца и таинственного Отца Его. Борение первое Долго молчал тенистый ночной сад. Но вот вопль разорвал то страшное безмолвие: «О, если бы Ты благоволил пронести Чашу сию мимо Меня» ( Лк.22:42 ), «если возможно, да минует Меня Чаша сия» ( Мф.26:39 ). То боролась немощь Сына Человеческого, страшась страшного страдания. То боролась чистота Его, страшась погрузиться в пучину всех грехов людских. То боролась Жизнь со Смертью, та борьба и ныне отражается в борении всякого живого организма с дыханием смерти. И если сначала молил предположительно: «Если возможно», то дальше уже взывает утвердительно: «Авва Отче! всё возможно Тебе» ( Мк.14:36 ), т.е. Сам отвечает на Свой вопрос «Если возможно?» ( Мк.14:35 ) И отвечает утвердительно: «Да, ведь всё возможно, ведь всё, а значит, и это возможно Тебе». Это была страшная минута, когда казалось, что Сын победит, умолит Отца. И Он мог бы. Ведь сказал же Он потом Петру: «Или думаешь, что Я не могу умолить теперь Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов ангелов?» ( Мф.26:53 ). Значит, и теперь, и даже потом ещё Он мог бы умолить, победить и... и тем потерпеть страшное поражение в этой битве! Но Он не умолил, подставил бедро для поражения, как Иаков, и воскликнул: «Впрочем, не как Я хочу (а значит, хотел Он отвести Чашу), но как Ты!» ( Мф.26:39 ; Мк.14:36 ; Лк.22:42 ). Так сдался Сын Отцу и тем победил на первый раз. Борение второе Вторично Христос приступает к Отцу. Но теперь уже, как бы сразу сдаваясь Ему, сразу утверждая саму невозможность минования Чаши, которую допускал в первый раз: «Отче мой, если не может Чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будет воля Твоя» ( Мф.26:42 ). Если иначе невозможно, то пусть будет так, сдается Иисус, побеждая в страшной битве. Борение третье

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Американский ученый доказал факт существования 53-х лиц, упоминаемых в Ветхом Завете 06.09.2017 Доцент университета Пердью Лоуренс Микитюк, специализирующийся на истории иудаизма, начал свои исследования в 1990-х годах. Он принялся анализировать материалы археологических экспедиций в поисках свидетельств об исторических лицах, упомянутых в Библии , сообщает Rublev.com со ссылкой на Christian News. «В то время как одни ученые, полагая руку на Библию и принося на ней присягу, верят в саму Библию, другие, ученые-ревизионисты, отвергают ее историчность, заявляя, что это — ”творческое сочинение”. Я ищу конкретные, объективные доказательства вне Библии, которые помогли бы создать прецедент», — цитирует издание заявление ученого, распространенное в недавнем пресс-релизе университета. Л. Микитюк полагает, что подтвердить историчность той или иной библейской личности возможно, только в случае, если три идентифицирующих признака — имя человека, его отчество и звание (сан или должность) — совпадают с внебиблейскими историческими источниками, например, содержатся в древних письменных памятниках. «Иногда трехступенчатый процесс верификации не требуется. Это происходит в тех случаях, когда мы знаем, что личность, о которой упоминается в древних памятниках, и личность, о которой говорит Библия, связаны с единичным событием или обстоятельством», — пояснил исследователь. В качестве примера он привел личность Ахава, царя Израильского царства в 873—852 годах до н. э. Известно, что он был участником знаменитой битвы при Каркаре (853 г. до н. э.), о котором упоминают ассирийские летописи. «Его ассирийский враг писал об “Ахаве израильтянине”, одном из царей, с которыми он сражался в этой битве. Поэтому Ахав, царь Израиля, о котором говорится в Библии, и Ахав, царь израильтянин в битве при Каркаре, упомянутый в ассирийском памятнике, — это один и тот же человек», — отметил американский историк.

http://drevo-info.ru/news/22744.html

Глава 22 1–14. Пророчество об Иерусалиме. 15–25. Пророчество о царедворцах Севне и Елиакиме. Ис.22:1–14 . Пророк возвещает Иерусалиму грозный суд Божий. Город некому охранять – иудейская армия разбита и враги угрожают уже столице Иудейского царства. Жители Иерусалима, однако, организуют защиту города, не желая обратиться за помощью к Всевышнему, Который, собственно, и послал на них это грозное испытание. Другие же совершенно отчаялись во всяком спасении и проводят время в безумных пиршествах. Это ожесточение иудеев не будет им прощено Господом! Ис.22:1 . Пророче­с­т­во о долине виде­ния. – Что с тобою, что ты весь взошел на кровли? «Долина видения». Как видно из 9 и 10 ст., здесь пророк имеет в виду Иерусалим. Долиной (точнее: котловиной) он назван потому, что окружен высокими горами ( Пс.124:2 ; ср. Иер.21:13 ). «Видения». Это слово обозначает Иерусалим как место, где пророк имел видения или откровения от Бога. «Взошел на кровли». Очевидно, в то время, какое имеет в виду пророк, на ближайших к Иерусалиму горах уже показывались отряды вражеских войск (ассирийских), направлявшиеся в южную Иудею ( 4Цар.18:13, 14 ). Ис.22:2 . Город шумный, волну­ю­щийся, город лику­ю­щий! Поражен­ные твои не мечом убиты и не в битве умерли; Ис.22:3 . все вожди твои бежали вместе, но были связаны стрелками; все найден­ные у тебя связаны вместе, как ни далеко бежали. «Ликующий» – в переводе с евр. «полный безумного вопля». Это указывает на панику, охватившую жителей Иерусалима. «Не в битве умерли», т. е. не легли с честью на поле брани, но, как видно из 3-го стиха, бежали с поля битвы и были захвачены врагами, которые и предали их жестокой казни. «Стрелками» – в переводе с евр. «без помощи лука», т. е. врагам не пришлось даже, при взятии бежавших иудеев, употреблять в дело оружие – так те были поражены ужасом! «Найденные» – правильнее переводить, как и у LXX, «воины твои». 22 Ис.22:4 . Потому говорю: оставьте меня, я буду плакать горько; не усиливайтесь утешать меня в разо­ре­нии дочери народа моего.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава II Иоиль. IÏ1—11. Трубите трубою на Сионе, вопите, на горе святой Моей, да придут в смятение все жители земли, ибо наступает день. Господень, ибо близок день тьмы и мрака, день облачный и бурный: как утренняя зари (mane) распространяется по горам народ многочисленный и сильный; подобного ему не было от начала и после него не будет в роды родов. Перед ним огонь пожирающий, а за ним палящее пламя; перед ним земля, как сад наслаждения, а позади его пустынная степь, и никто не убежит от него. Вид их, как вид коней, и они будут скакать, как всадники; они будут скакать по вершинам гор как бы с шумом колесниц, как бы с треском огненного пламени, пожирающего солому, как сильный народ, готовый к битве. При виде их будут испытывать мучение народы, у всех лица сделаются подобными горшку. Как храбрые будут бегать они и как воители влезли (или   будут взлезать) на стену; каждый будет идти своею дорогою, и не уклонятся от путей своих. Никто не будет давить брата своего, каждый будет идти своею дорогою. Они будут падать чрез окна, но останутся невредимы; они будут входить в город, бегать но стене, взлезать на дома, проникать чрез окна подобно вору. Пред ними пришла в сотрясение земля, поколебались небеса, солнце и луна помрачились и звезды потеряли свой свет. И Господь дал глас Свой пред воинством Своим, ибо весьма многочисленно полчище Его; оно могущественно и исполняет слово Его. Ибо велик день Господень и весьма страшен, и кто выдержит его“?    LXX: «Трубите трубою на Сионе, возглашайте на горе святой Моей, да придут в смятение все жители земли, ибо наступает день Господень, ибо близок день тьмы и мрака, день облачный и туманный, как утренняя заря распространится по горам народ многочисленный и сильный; подобного ему не было от начала и после него не будет к роды родов. Перед ним огонь пожирающий, а за ним палящее пламя; перед ним земля, как рай наслаждения, а позади его как поле пустынное, и никто не спасется от него. Видь их, как вид коней, и они будут преследовать подобно всадникам; они будут скакать но вершинам гор как бы с шумом колесниц и как бы с треском огненного пламени, пожирающего солому, и как многочисленный и сильный народ, готовый к битве.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3160...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010