Разве Он этого не знал заранее? Разве Он не понимал, что в течение двух тысячелетий истории после Его смерти и Воскресения только явное меньшинство людей ответит на Его жертвенную, горячую любовь, а большинство сделает вежливый реверанс в Его сторону, а то и просто равнодушно пройдет мимо? Спаситель мог бы в песок стереть всех Своих мучителей одним Своим словом, но Он никому никогда не делал зла и не сделает. Перед арестом в Гефсиманском саду Богочеловек молился Небесному Отцу: Если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет… Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить… Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира… Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их… Да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них… ( Лк. 22, 42 ; Ин. 17, 4, 6, 20, 26 ). Иисус Христос испил всю чашу человеческих страданий до самого дна, сойдя Своей Душой после смерти тела до самых адских глубин. И вот тогда Он все озарил и осветил светом Своего Божества. Тьма не может вынести света, так как не имеет собственного бытия. В самом аду жаждущие света души поспешили ко Христу, приняли Его Благую Весть, согрелись Его любовью и вышли с Ним из ада и адского состояния. Кто не захотел встречи со Христом в аду, тем Бог дал возможность убежать от света в адские глубины вечной тоски. Христос и в наше время стучится в души людей, в которых царят духовная пустота, безысходность и ад. В самой глубине человеческой души Бог готов к встрече с человеком. Спаситель прошел через Голгофу к Воскресению, через Крест – к Вечной Жизни. Человек болен грехом и страдает от этого. Это страдание преодолимо, если человек добровольно впускает Христа в свою душу и вместе с Ним начинает борьбу со злом и грехом. Грех и смерть сами не сдадутся. Человеку приходится воевать с самим собой, изуродованным злом, за себя, обновленного Вечной Жизнью и Богом. Воин на фронте терпит трудности и страдания, но идет к победе. И в земной нашей жизни страдания приходят без нашего зова. Если через них мы к Богу и бессмертию не идем, то они становятся бессмысленными и адскими. Если же человек в духовной битве с помощью Божией движется к духовной победе и к Царству Небесному, то его страдания имеют великий смысл: они, как огонь, очищают душу от греховной заразы и смертности. Если страдания ведут к битве за вечность, они очистительные, святые. Но спасают не сами страдания, а мужественное прохождение через них.

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

Следовательно, во всех отношениях должно противостоять противникам праведности и никоим образом не откладывать плотской гибели в защиту Истины. Ибо по справедливости это часто исполняют те, которые, когда возрастает добродетель мужества, будучи просвещены свыше, обдумывают более изобильный плод борьбы, чем успех искреннего исповедания, при всем при том не питают в глубине души презрение к слабым членам Церкви, ибо написано: Дух бодр, плоть же немощна ( Мф.26:41 ). И на это ристалище не влекутся насильственно те, кто не побужден к этому свыше, ибо написано: Кто может вместить, да вместит ( Мф.19:12 ), и снова: Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут в искушении ( Дан.12:10 ), но не все. Вот почему пусть каждый будет доволен пределами даров, которые, как всякий знает, он по Господню определению в себе имеет и пусть он не выйдет случайно за меру принесенного ему дара. Оттого подобает, чтобы тот, кто знает, что силы для битвы покинули его, и по собственному суждению понимает, что способен на меньшее, не покорялся войску врага, не противодействовал тем, кто добровольно готовится к битве, принимая противоположную сторону, чтобы тот, кто не готов к битве и кого делает робким страх войны, не получил в наказание праведное мщение злословия, так как написано: За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда ( Мф.12:36 ). Потому если праздный болтун, который должен быть осужден, придет в судилище, по какому приговору будет наказан очернитель святых? Тот, кто знает себя, не стремится к возвышенному, не препятствует идущим в горняя, и тот, кто не может помышлять о небесных, все время пребывает в глубинах и пропастях земли, как сказано это у Соломона: Чрез меру трудного для тебя не ищи, и, что свыше сил твоих, того не испытывай ( Сирах.3:21 ). Подобным образом заключает и философ Катон: «Учись на примере многих, чему ты должен себя посвятить, а чего должен избегать. Чужая жизнь – учитель для нас». 954 Действительно, если кто-либо, открыто заявляющий, что есть свято, попадает в ад, много больше те, кто втайне проповедует истину, оказываются в преисподней, ибо если такой человек будет противодействовать борьбе защитников благочестия, которой учат в палестре, конечно, ничто не поможет тайно возвещающим истину.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Со временем Давид простил Авессалома, но тот, кто однажды убил брата, захотел теперь свергнуть отца. Он вернулся в Иерусалим и стал вести умелую пропаганду среди израильтян: «если бы поставили меня судьею в этой земле! Ко мне приходил бы всякий, кто имеет спор и тяжбу, и я судил бы его по правде». Популисты во все времена обещают именно это: немедленное удовлетворение всех требований, счастье для всех с завтрашнего дня! Добившись расположения народа, Авессалом поднял открытый мятеж. Давиду пришлось бежать из Иерусалима с немногими приверженцами, а его собственный сын захватил его столицу и на виду у всех вошел в его гарем, что было для восточного царя наивысшим оскорблением. Так сбылось пророчество о наказании Давида за его грех с Вирсавией и Урией, а в стране началась гражданская война. Здесь Библия повествует о тонкой спецоперации, проведенной сторонниками Давида. За Авессалома выступил мудрый советник Ахитофел. Он предлагал ему сразу погнаться за Давидом и покончить с ним одним ударом, пока он не успел собрать войско и приготовиться к сражению, ведь он бежал из дворца в сопровождении немногих сторонников и совсем не был готов к войне. Видимо, в таком случае шансы Авессалома были неплохими. Но Давид подослал к Авессалому еще одного мудреца, Хусия, чтобы тот стал агентом влияния во вражеском лагере. Он уговорил Авессалома сначала самому как следует подготовиться к битве – и так выиграл время для военных приготовлений Давида, а заодно и сообщил ему о всех планах мятежников. Ветераны былых сражений сошлись к своему царю, и кто теперь мог устоять перед их натиском? В решающей битве они разгромили мятежников. Авессалом бежал с поля боя верхом на осле, но запутался своей роскошной шевелюрой в ветвях раскидистого дерева, повис меж небом и землей и так попал в руки воинов Давида. Вопреки приказу царя, они немедленно убили главу мятежа. Но для Давида радость победы померкла перед известием о смерти любимого сына. Войско ликовало, Давид рыдал: «Авессалом! Сын мой Авессалом! О, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом!»

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Сожжение чародейских книг Искреннее обращение ко Христу означает разрыв с любыми формами оккультизма . Как мы читаем в Книге Деяний Апостольских, «многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои. А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч [драхм]. С такою силою возрастало и возмогало слово Господне» (Деян.19:18-20). Рукописные книги были очень дороги, но люди, обратившиеся ко Господу, не захотели их продать, очевидно, понимая, что этим они дадут другим повод ко греху. В наше время это многим непонятно – ну, воровство или убийство легко признать грехами, они наносят явный вред людям, их имуществу или жизни. А в чем грех «медиумов», «экстрасенсов» и тому подобных людей? Разве что косвенный: человек, например, положился на «целителей» и упустил момент, когда ему могла бы помочь нормальная медицина... Непонимание тут связано с тем, что Церковь и мирские люди видят человека и то, что является для него благом совсем по-разному. Для человека, далекого от Церкви, земная жизнь – это все, что у него есть, по крайней мере, все, на что стоит обращать внимание. Гадательство и обаятельство – дело, может, и бесполезное, но не вредное. Да и вдруг поможет (чем черт не шутит!) решить какие-то проблемы со здоровьем, деньгами или личной жизнью? Церковь же видит человека как существо вечное – каждый и каждая из нас призваны обрести жизнь вечную и блаженную в Боге. Наступит момент, когда мы убедимся, с невыразимой радостью или невыразимым ужасом, что земная жизнь была дана нам для того, чтобы войти в вечную радость, а теперь дверь закрылась, и мы навсегда оказались по ту или по другую сторону – в раю или во тьме внешней. Оккультизм лишает нас мира с Богом. В битве, кипящей в духовном мире, мы оказываемся не на Его стороне И оккультизм лишает нас чего-то бесконечно более важного, чем здоровье или достаток, он лишает нас мира с Богом. В битве, кипящей в духовном мире, мы оказываемся не на Его стороне.

http://pravoslavie.ru/73368.html

Спасайся.   Письмо восьмидесятое Чем окончилось искушение? Ответ. Не удалось ничего по желанию искусителю: как пришел, так и ушел ни с чем, более того, со стыдом. Познал непобедимого Иисуса, но Сын ли Божий, чего хотел знать, говоря: если Ты Сын Божий, – не узнал. Искушал первого Адама в раю – и низложил его, и пленил, а ко второму приступил было – и ничего не успел, и оказался немощным. Слава Победителю! Для нас победил врага нашего, которого мы победить не могли, и научил нас, как побеждать его, побежденного Им. Как полководец искусный обучает воинов для битвы, так Царь наш и Вождь наш Иисус научил нас подвизаться против врага нашего – князя тьмы, и его, уже побежденного Им, побеждать. Он подал нам оружие и силу Свою. Он ободряет нас силой Своей, и обучает руки наши битве, и персты наши сражению (Пс 143:1), говоря: Мужайтесь: Я победил мир (Ин 16:33). Подал нам и меч духовный, который есть Слово Божие (Еф 6:17). Видим, что Он врага нашего отражал Словом Божиим и, как мечом духовным, козни его пресекал, говоря: написано, сказано. Так и нам должно тем же орудием препоясаться и против врага нашего стоять, подвизаться и его побеждать. Сколько раз нападает на нас и пускает на нас стрелы свои, столько раз будем отражать их духовным мечом Слова Божия. Если к любви мира сего старается привести нас, то будем отвечать ему: «Сказано в Писании: не любите мира», и прочее (1 Ин 2:15). Если к воровству подговаривает, то будем отражать его словом: «Сказано в Писании: не кради», и прочее. Но притом всегда будем призывать нам на помощь всесильного Господа Иисуса, и Он победит через нас врага нашего. Ибо без Него победы в такой трудной битве не будет. Сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий (1 Ин 5:4-5)? О сем Победителе будем дерзать. Тот, Кто в нас, больше того, кто в мире (1 Ин 4:4). Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом (1 Кор 15:57)! Спасайся. Письма 81 – 90   Письмо восемьдесят первое

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Спасайся. Чем окончилось искушение? Ответ. Не удалось ничего по желанию искусителю: как пришел, так и ушел ни с чем, более того, со стыдом. Познал непобедимого Иисуса, но Сын ли Божий, чего хотел знать, говоря: «если Ты Сын Божий, -» не узнал. Искушал первого Адама в раю – и низложил его, и пленил, а ко второму приступил было – и ничего не успел, и оказался немощным. Слава Победителю! Для нас победил врага нашего, которого мы победить не могли, и научил нас, как побеждать его, побежденного Им. Как полководец искусный обучает воинов для битвы, так Царь наш и Вождь наш Иисус научил нас подвизаться против врага нашего – князя тьмы, и его, уже побежденного Им, побеждать. Он подал нам оружие и силу Свою. Он ободряет нас силой Своей, «и обучает руки наши битве, и персты наши сражению» ( Пс 143:1 ), говоря: «Мужайтесь: Я победил мир» ( Ин 16:33 ). Подал нам «и меч духовный, который есть Слово Божие» ( Еф 6:17 ). Видим, что Он врага нашего отражал Словом Божиим и, как мечом духовным, козни его пресекал, говоря: «написано, сказано». Так и нам должно тем же орудием препоясаться и против врага нашего стоять, подвизаться и его побеждать. Сколько раз нападает на нас и пускает на нас стрелы свои, столько раз будем отражать их духовным мечом Слова Божия. Если к любви мира сего старается привести нас, то будем отвечать ему: «Сказано в Писании: «не любите мира« " , и прочее ( 1Ин 2:15 ). Если к воровству подговаривает, то будем отражать его словом: «Сказано в Писании: »не кради« " , и прочее. Но притом всегда будем призывать нам на помощь всесильного Господа Иисуса, и Он победит через нас врага нашего. Ибо без Него победы в такой трудной битве не будет. «Сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий» ( 1Ин 5:4–5 )? О сем Победителе будем дерзать. »Тот, Кто в " нас, «больше того, кто в мире» ( 1Ин 4:4 ). «Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом» ( 1Кор 15:57 )! Спасайся. Письма 81 – 90 Что ожидало Христа после того, как Он претерпел искушение и победил лукавого духа?

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

– Хорошо, ты говоришь, Бог такой сильный, такой могучий, разве Он не больше сильный, чем дьявол? – Да, да, Пятница, – ответил я, – Бог сильнее и могущественнее дьявола, и потому мы просим Бога, чтобы он поверг его в бездну, чтобы Он дал нам силу устоять против его искушений, и отвратил от нас его огненные стрелы. – Но, – возразил он, – раз Бог больше сильней и больше может сделать, почему Он не убить дьявол, чтобы не было зло? Его вопрос до странности поразил меня.… Сначала я не знал, что ему ответить, сделал вид, что не слышал его, и переспросил, что он сказал. Но он слишком серьезно добивался ответа, чтобы забыть свой вопрос…» В самом деле, чего ж проще? Одна хорошая молния, и с дьявольскими соблазнами покончено раз и навсегда. Покончено ли? Не заступит ли на место уничтоженного злого духа другой такой же? Бог мог бы уничтожать всякое Свое творение, которое восстанет против Него, но Он решил так не делать. Он создал мир, в котором существует подлинная свобода и подлинный выбор. А это значит, что некоторые ангелы и люди совершат неправильный выбор – и у них будет возможность это сделать. Но главное, если, как желает простодушный Пятница, «Бог убить дьявол», будет ли это победой? Для Бога – возможно; но не для нас. Мы останемся ни при чем – в битве добра и зла мы будем посторонними, победа, которую будут праздновать на небесах, не будет нашим праздником. Но Бог решил по-другому – люди удостоены чести принять участие в Его битве и разделить Его победу. Как говорит Откровение Иоанна Богослова, И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерт и ( Откр.12:9-11 ).

http://azbyka.ru/soblazny-chto-eto-takoe...

10:6 );  «все это происходило с ними прообразовательно 39 (???????; 1Кор. 10:11 ) а описано в наставление нам, достигшим последних веков». Св. апостол предлагает нравственные поучения на примере древних событий для современных ему читателей: «чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы» и т. д. ( 1Кор. 10:6–10 ). Данный метод активно использовался в святоотеческих произведениях, поэтому типологически толкуемые тексты Ветхого Завета также можно назвать мессианскими в новозаветной перспективе. Кроме целого ряда типологий, введенных новозаветными авторами 40 , усвоенных и развитых у святых отцов 41 , церковные писатели рассматривали немало новых параллелей. Например, манну — как прообраз христианской Евхаристической трапезы 42 , распростертые руки Моисея, даровавшие евреям победу в битве против амаликитян — как прообраз крестного распятия Христова, принесшего победу над диаволом 43 , и многое другое. Типологический подход мог использоваться в святоотеческой литературе совместно с методом, известным под названием ?????? (по-русски «феория» или «теоретический метод»). ?????? позволяет усмотреть дополнительный богословский смысл в библейском тексте путем анализа особенностей его изложения (стиля, композиции и т. д.). Из новозаветных авторов данный метод использует св. ап. Павел в Послании к Евреям, когда придает литературным особенностям повествования книги Бытия о Мелхиседекебольшее внимание, нежели историческому контексту: Мелхиседек «без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни» ( Евр. 7:3 ), — пишет он, указывая на то, что священный автор книги Бытия опустил сведения о происхождении салимского царя. Однако апостол не подвергает при этом сомнению то, что исторически Мелхиседек имел конкретную дату рождения и настоящих родителей. В данном случае у св. ап. Павла ?????? выступает как вспомогательный метод для построения типологии Мелхиседека как прообраза Господа Иисуса Христа. В отличие от типологии, ?????? могла быть применена не только к Писанию Ветхого, но и Нового Завета 44 ; в таком случае она является своеобразным расширением первой и отталкивается уже от событий новозаветной истории, которые служат для иллюстрации богословских идей, становятся символами церковной жизни и аскетической практики.

http://azbyka.ru/messianskie-mesta-vetxo...

10). Войска противников обратились в бегство, поражаемые градом камней с небес (Нав 10. 11) (возможно, речь идет о метеоритном дожде или об огромном, словно камни, граде - Abel F. M. Les stratagèmes du livre de Josué//RB. 1949. Vol. 56. Р. 333). Далее описывается чудо, совершенное Богом, когда по молитве Иисуса в битве при Гаваоне «остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: «стояло солнце среди неба, и не спешило к западу почти целый день»» (Нав 10. 13). Этот текст ВЗ подвергается постоянным нападкам со стороны критиков. Тем не менее для автора книги не остается сомнений в чудесном характере описанного явления: «И не было такого дня ни прежде, ни после того, в который Господь [так] слышал бы глас человеческий. Ибо Господь сражался за Израиля» (Нав 10. 14). Возможно, в основе этого чуда мог быть природный катаклизм ( Butler T. C. Joshua. Waco (Tex.), 1983. P. 116. (WBC; 7)). В военном эпосе, распространенном на древнем Ближ. Востоке, встречаются упоминания о небесных светилах, к-рые принимают активное участие в баталиях, «сражаясь» на той или др. стороне ( Walton J. H. Josua 10.12-15 and Mesopotamian Celestial Omen Texts//Faith, Tradition and History/Ed. A. R. Millard e. a. Winona Lake, 1994. P. 180-190). Кроме того, небесные светила в культурах древнего Ближ. Востока являются символами языческих божеств, и тогда этот рассказ имеет антимифологическое религ. значение, к-рое подчеркивает силу и непобедимость Бога Израиля ( Dus J. Gibeon: Eine Kultstätte des SMS (Sonne) und die Stadt des benjaminitischen Schicksals//VT. 1960. Vol. 10. Р. 353-374). Книга Праведного (упомянутая также в 2 Цар 1. 18), возможно, представляла некий сборник военных героических поэм, составленный в раннеизраильскую эпоху. Во 2-й половине 10-й гл. описывается захват израильтянами юж. части Ханаана (Нав 10. 21-43). В ходе военной кампании также были взяты Макед, Ливна, Лахиш, Еглон, Хеврон, Давир (Нав 10. 28-39). Царя газерского Горама, пришедшего на помощь Лахишу, постигла та же участь, что и царей захваченных городов (Нав 10.

http://pravenc.ru/text/293947.html

132 Имя Халев означает “горячий”, “храбрый”. Он был сыном Иеффониин из Колена Иудина. 45 лет после того, когда Обетованная земля была уже вполне завоевана и разделена между коленами, Халев, уже 85 летний старец, обратился к Иисусу Навину с требованием себе удела, и просил себе в качестве удела в Обетованной земле Кириаф-Арбу (Хеврон), в которой жили сыны Енаковы, в больших укрепленных городах. О кончине Халева ничего не известно. О личности Халева Сам Господь свидетельствовал в кратких, но выразительных словах: “Раба Моего Халева, за то, что в нем был иной дух, и он совершенно повиновался Мне, введу в землю, в которую он ходил, и семя его наследует ее” ( Чис. 14, 24 ). Из потомства его нам известны: Асха, его дочь, художник Веселиил, правнук его, богач Навал (жил во времена царствования Давида). 133 Амаликитяне – могущественный народ, занимавший страну между Палестиной и Египтом. В книге Чисел они назывались “первым из народов”. За грех противодействия народу Божию они были сильно разбиты в битве при Рафадиме. В последствии были поражены Гедеоном, Саулом, и Давидом. Наконец, над ними исполнилось слово Господне, и имя их исчезло с лица земли. 134 Имя Корей означает “плешивый”, “лысина”. Он являлся старшим сыном Ицгара, правнуком Левия. Потомки Корея, как непринимавшие участия в возмущении, были пощажены Богом. Из рода Кореян выходили известные певцы, как то Эман с сыновьями; верные привратники, как то левит Коре, служители при доме Божием и храбрые сильные воины. 137 Название Кадес или Кадес-Варни означает “святое место”. Кадес находился в пустыне Син. Кадес отстоял от Хорива в 11 днях пути по дороге от горы Сеар ( Втор. 1, 2 ). Евреи имели здесь стан в конце первого года своего странствования и сюда возратились соглядатаи ( Чис. 13, 27 ). Кадес лежал близ громадной уединенной скалы, из подошвы которой стремительно вытекает ручей, живописно падающий каскадами в море. Означенное место в настоящее время называется Аин-Кадес и лежит в прямом направлении от горы Синая к Хеврону, к югу от Вирсавии. От Кадеса идет очень хорошая дорога к горе Ор.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010