А святыня может и в тени, и в грязи ждать, пока не умрет человек, который ее попирал или пока не уйдет поколение, которая ее попирает, она может ждать, чтобы засиять с новой силой, а погибшая душа человеческая останется погибшей. Если вы надумаете торговать святыней, знайте – бич Христов уже занесен над вами, как над торговцами в иерусалимском храме, оставьте помысел свой, чтобы бич не опустился на вас. Но как же нам разбогатеть – спросит кто-то из вас. Я знаю только один ответ на это. Если торговля святыней единственный путь к богатству, тогда искренне вам советую – оставайтесь бедными! Произнесена перед молодежным торговым союзом. О предках и потомках Проповедь в день памяти Косовской битвы Погибели предшествует гордость, и падению – надменность. ( Притч.16:18 ) [Иов] сказал [жене своей]: ты говоришь, как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? ( Иов.2:10 ) Как смерть через человека, так через человека и воскресение из мертвых. ( 1Кор.15:21 ) Так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших... и вложу в вас дух Мой, и оживете. ( Иез.37:12,14 ) Бог всеблагий на сербов разгневан Из-за их смертельных прегрешений (Петар Негош. «Горный венец») Дни поражений забывать труднее, чем дни побед. Французы забыли многие дни своей славы, но Седан забудут не скоро. Русские не помнят многих своих побед, но день поражения при Цусиме вошел в вечный народный календарь. Евреи каждый год отмечают разорение Иерусалима, а победы Саула и Давида забыты. А сербское племя! Кому из сербского племени придет в голову ежегодно отмечать победу при Плочнике, Мишаре или Волчьем Доле? Дни этих побед в нашем народе не так известны, как известен Видовдан, день поражения и гибели на Косовом поле. Поражение в Косовской битве мы, сербы, увековечили в искусстве, вере и политике. Лучшие поэтические произведения воспевают косовское поражение, Косовская битва занимает главное место в нашей великой народной литературе. Художники и скульпторы, не менее поэтов, вдохновлялись нашей великой национальной трагедией по имени Косово. Эта трагедия и сегодня имеет ту же силу вдохновения, какую имела в прошлом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

А так как этого, к сожалению, не случилось, то мы имеем полное право предполагать, что их в этот период уже не было, а ссылки на них составителя Паралипоменон заимствованы им и добросовестно выписаны из того же первоисточника, который он непосредственно имел под руками в своем распоряжении. Что дело происходило именно таким, а не иным образом можно видеть с надлежащей ясностью и из самых книг. Приведем несколько примеров. В 4-й главе писатель говорит о потомках Симеона ( 1Пар.4:41 и далее): «и пришли сии, по именам записанные во дни Езекии царя Иудейского, и перебили кочующих и оседлых потомков Ханаана, которые находились там около Филистимского города Герары... Из них же, из сынов Симеоновых, пошли к горе Сеир 500 человек (следует перечень их предводителей) и побили уцелевший там остаток Амаликитян и живут там до сего дня». Замечание «живут до сего дня» представляет анахронизм для эпохи, в которую были написаны книги Паралипоменон, потому что Симеонитяне в этих местах после падения Иудейского царства и пленения вавилонского жить не могли. Это выражение буквально взято из древнейшего первоисточника. Следовательно, и упоминание о записи, которая была произведена при Езекии и входила, подобно прочим записям того же рода, в книги царей Израильских, в неизменном виде перенесено в книгу Паралипоменон оттуда же. Еще более наглядный пример представляет ссылка на записи Самуила ( 1Пар.29:29 ): «дела царя Давида, первые и последние, описаны в записях Самуила провидца» и др. Историю еврейского царства составитель Паралипоменон начинает повествованием о битве Саула с Филистимлянами на горах Гелвуйских; несколько ниже упоминает и о более ранних событиях – посещении Саулом Аэндорской волшебницы ( 1Пар.10:14 ), пребывании Давида в Секелаге, когда он укрывался от Саула ( 1Пар.12:1 ); но все эти события случились после смерти Самуила и посему не могли быть им описаны. На другие, более ранние события, современные Самуилу, нет никаких указаний; следовательно, из приводимых составителем записей Самуила он для своей истории ничем не воспользовался и ссылку на них заимствует из своего действительного первоисточника, в котором история, очевидно, начиналась значительно ранее, всего вероятнее, с того же пункта, как и книги Царств, и эту чужую ссылку хронист, не мудрствуя лукаво, воспроизводит с буквальной точностью, хотя в историческом повествовании Паралипоменон и нет ничего, ей соответствующего.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

А что означают слова, которые сказал человек Божий царю Амасии: Пусть не идет с тобою войско Израильское, потому что нет Господа с Израильтянами, со всеми сынами Ефрема, ибо если решишь ты положиться на них, то обратит тебя Бог в бегство перед лицом врагов, поскольку есть сила у Бога поддержать или обратить в бегство 240 ? Почему и как сила Божия одних поддерживает в битве, давая им отвагу, а других обращает в бегство, наводя на них страх? Не потому ли, что Тот, Кто сотворил на небе и на земле все, что захотел 241 , действует также и в сердцах людей? Мы можем прочесть, что сказал Иоас, царь Израильский, послав гонца к царю Амасии, желающему сражаться с ним. Здесь он, между прочим, говорит: Ныне сиди у себя дома. Зачем ты подстрекаешь ко злу, ведь и ты падешь, и Иуда с тобою? 242 Далее Писание добавляет: Но не послушался Амасия, так как от Бога было это, дабы предать их в руку [Иоаса» за то, что стали прибегать к богам Идумейским 243 . Вот, Бог, желая отомстить за грех идолослужения, такое действие произвел в сердце того, на кого вполне справедливо гневался, что последний не послушая спасительного увещания, но презрев его, отправился на войну, где пал вместе со своим войском. А через пророка Иезекииля Бог говорит так: И пророк, если прельстится и станет говорить, -Я, Господь, прельстил пророка этого, и простру руку Мою на него и истреблю его от среды людей Моих, Израиля 244 . В книге Есфирь (а это была женщина из народа Израильского в земле пленения, сделавшаяся супругой чужеземного персидского царя 245 ) написано, что она, когда необходимо стало ей вступиться за свой народ, который царь повелел избить по всему его царству, обратилась с мольбой к Господу, ибо эта великая нужда побуждала ее, чтобы вопреки царскому приказу и вопреки своему положению она отважилась войти к царю. И посмотрите, что говорит Писание: Он взглянул на нее как бык, в ярости негодования своего, и испугалась царица, и изменился цвет [лица] ее от слабости, и склонилась она на голову шедшей перед ней подруги.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Ангел Божий говорил Пахомию Великому : «Кто через свою худую жизнь сделался мертвым для Бога и добродетели, тот смердит в тысячу раз хуже мертвого тела, так что мы никоим образом ни стоять, ни пройти не можем». Ни блудники, ни воры, ни пьяницы, ни клеветники Царства Божия не наследуют. Ведь в обителях рая нет водки, нет табака… Двое пьяниц пили до самой ночи, а потом пошли к реке, где была привязана их лодка; хотели переправиться на другой берег. Сели в лодку, стали грести. Гребли, гребли, а берега все нет. Старались так до рассвета и тут увидели, что забыли отвязать лодку: гребли, а с места не сдвинулись! Так и все люди, которые находятся во власти страстей и пороков: они, как слепые, топчутся на одном месте и никогда не увидят света истины. Чтобы стяжать добродетели, надо на первое место поставить не плоть, создавая ей блага, а душу. А то есть на свете люди, подобные жене миллионера, мирового банкира Д. П. Моргана. Лежа на смертном одре, эта дама приказала слугам принести ее любимое платье: хотела еще раз взглянуть на него. Когда платье принесли, умирающая судорожно схватила его, прижала к себе и тут же скончалась. Забрать у нее платье не удалось, пришлось отрезать ножницами. Вот что несчастная унесла с собой в тот мир: кусок тряпки и бездну нераскаянных грехов! А мы, христиане, уходя из этого мира, должны взять с собой не бездну грехов, не кусок тряпки, а множество добрых дел и очищенную душу. В Греции была война с турками. Воин Николай шел на место сражения и по дороге остановился переночевать в гостинице. Ночью дочь хозяина гостиницы, обуреваемая плотской страстью, стала искушать его. Он же рассуждал так: «Ведь я иду на войну и могу погибнуть в битве, и, если я совершу этот смертный грех, как предстану пред Богом в нечистоте, какой ответ дам Ему?». И он не открыл дверь; заснул и увидел сон: идет битва между греками и турками, то одолевает одна сторона, то другая; жестокая битва, и все поле усеяно трупами, и среди них — только одно пустое место. И слышит голос: «Ты тоже должен был погибнуть, как все эти воины, но за то, что ты сегодня ночью не послушался дьявола, одолел его, не согласился на грех — ради этого ты останешься жив».

http://azbyka.ru/fiction/jako-s-nami-bog...

Антиномичность мышления, присущая всем падшим существам (как людям, так и демонам), у падших ангелов наиболее ярко проявляется в вопросе о конечных результатах существования современной формы бытия Вселенной. Обладая величайшей проницательностью и исключительными умственными способностями, демоны не могут не понимать, что их борьба против своего Творца a priori обречена на провал. Но в том-то и заключается парадокс, что при этом (вероятно в силу своей безмерной гордыни, помрачившей их разум) они продолжают надеяться на победу над Богом. Смысл этого явления, как и многих других аналогичных явлений духовного порядка (наблюдающиеся, в том числе, и у людей) постичь невозможно, их приходится лишь учитывать, как данность. Исходя из этой непостижимой для нас надежды, которой тешат себя падшие ангелы, готовясь к решающей битве, они пытаются усилить свои дьявольские легионы, увеличив их за счет отпавших от Бога душ как живых людей, так и умерших. Люцифер, совместно с лжемессией – антихристом, предполагает дать бой Создателю в месте, духовно именуемом Армагеддон, как об этом предупредил нас Творец пророческими устами Своего апостола Иоанна Богослова: И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам: это – бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной под «землею всей вселенной», полагаю, здесь подразумеваются одновременно обе части нынешнего мира: материальный мир и мир духовный, то есть живые сподвижники дьявола совокупно с душами уже умерших его поклонников чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя … Ион собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон ( Откр. 16:13-16 ; см. также Откр. 17:9-14 ). Слушать Божий или бесовские внушения? Весьма приятен, ибо льстит самолюбию падших ангелов, и сам факт того, что люди по своим нравственным качествам, с их помощью, могут стать демоноподобными, а не богоподобными. Это тем более приятно демонам, что они великолепно знают о необходимости (для людей) богоуподобления, как о главной цели всей земной жизни человека. Именно к этой цели, то есть к богоподобию в любви, самоотвержении, в милосердии и кротости призвал нас Творец еще в глубокой древности, во времена ветхозаветные, говоря: Я – Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я – свят ( Лев. 11:44 ). Когда же Бог пришел во плоти на землю, в Своей Нагорной проповеди Он указал нам узкий и трудный путь к святости и богоподобию через подвиг самосовершенствования, призывая нас: …будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный ( Мф. 5:48 ).

http://azbyka.ru/semya/svoboda-ljubvi-il...

Беседы на Книгу святого пророка Божия Даниила Часть 1 Я хочу побеседовать с вами о Книге пророка Даниила, которая содержит в себе удивительные предсказания о древних и грядущих царствах и повествование о жизни некоторых Божьих пророков. Также эта Книга говорит о Царствии Христовом и о последних днях чело­ве­чес­кой истории, а именно: о битве верных Богу со всемирным духовным «Ва­ви­лоном» греха. Пусть благословение Божие не покидает нас на про­тяжении всей этой беседы. Святый пророче Божий Данииле, моли Бога о нас! Книга пророка Даниила начинается словами: «В третий год царствования Иоакима, царя Иудейского, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, к Иерусалиму и осадил его. И предал Господь в руку его Иоакима, царя Иудейского, и часть сосудов дома Божия, и он отправил их в землю Сеннаар, в дом бога своего, и внес эти сосуды в сокровищницу бога своего» ( Дан.1:1–2 ). Здесь мы видим, какую трагедию переживал Израиль в 605 году до Рождества Христова, когда во дни Иоакима, в третий год царствования сего царя Иудейского, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, к Иерусалиму и осадил, как сказано в Библии, этот город. Множество израильтян были пленены, многие из них были превращены в рабов и отправлены в Вавилон, чтобы, находясь там, выполнять волю языческих правителей, языческого царя. Почему такая трагедия произошла в жизни иудейского народа? Почему в жизни верующих людей случается иногда так, что господствовать, управлять ими начинают язычники, еретики, а хуже того – безбожники-атеисты? Почему Господь попускает это? Ведь здесь прямо сказано, что «предал Господь в руку его», то есть в руку царя Вавилонского… Зачем Господь порой как бы отдает свой народ в руки тех управителей, которые не имеют никакого отношения к нашей святой вере? Это происходит оттого, что своими грехами верующие люди огорчают Бога, и Он, столь милостивый и столь долго терпевший их дурные дела, насылает, наконец, на них начальников злых и бестолковых, языческих правителей, еретичных и безбожных, чтобы они порабощали народ Его. Господь попускает такие бедствия для того, чтобы люди, оказавшиеся в этом рабстве, вспомнили, быть может, о своем Создателе и каялись и молились, обращаясь к Единому Господу Богу, со всей сердечной прямотой и искренностью. И это Вавилонское пленение, которое переживал Израильский народ более 70 лет, очень похоже на то «вавилонское пленение», которое мы с вами до сих пор переживаем: ведь с февраля 1917-го года по сие время над нами стоят безбожные правители, и нет православных монархов, царей, которые бы защищали нас и оберегали святую Веру православную, спасали бы русский народ от всяких опасностей. Этот текст из Даниила особенно понятен нам, потому что мы живем в очень сходный с описываемым в сей Книге временной период. Правда, положение древних израильтян было еще хуже, чем наше современное: их всех согнали с родной земли и увели в землю Вавилонскую, где сделали рабами.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Блаж. Иероним Стридонский так истолковывает рассматриваемый нами стих: «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе. – Чтобы как ангелы непорочно служат Тебе на небе, так и люди служили на земле. Пусть покроются стыдом от этой мысли те, которые сочиняют, будто на небе ежедневно происходят разрушения. В самом деле, к чему послужит нам подобие небес, если на небе есть грех». Итак, Небо свободно от греха и непослушания Богу. Господь Бог всецело очистил духовное Небо от греха и скверны, непослушания Его Святой воле. Именно поэтому Небеса и могут быть для нас примером, именно поэтому мы и молимся: «да будет воля Твоя и на земле, как на небе». Надо различать духовное Небо от пространственного неба (космоса). Мир материальный и мир духовный, хотя и существуют рядом, но все же не соприкасаются. В жизни человека его духовное начало непрестанно находится в борьбе с плотским началом. Сказано: «ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» ( Гал. 5:17 ). Когда-то подобная дисгармония наполняло и духовное Небо, когда Люцифер восстал против власти Бога и увлек за собою треть ангелов. Но Архистратиг Михаил, встав во главе верного Богу ангельского воинства, низверг сатану и его приспешников (бесов) на землю. С тех пор земля и есть поле битвы. Линия фронта проходит по человеческим сердцам. Но однажды и Земля, вся наша планета, освободится от власти дьявола, точно так же, как свободны от его власти Небеса и Небеса Небес. Это будет особый мир, где перемены произойдут не только на духовно-религиозном, но и на космически-физическом уровне. Подражать Ангелам, в нашем случае, означает постараться сделать все для того, чтобы власть сатаны прекратилась на нашей планете. Свергнуть с себя власть лукавого и его приспешников – и есть стратегическая задача воинствующей земной Церкви. И как в случае с освобождением Небес, в последней битве за освобождение нашей планеты примет участие Архистратиг Михаил. Сказано: «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Бог помогает праведнику. Царь Езекия делал угодное в очах Господних. Он разрушил все языческие капища и разбил статуи идолов в своих землях, поэтому в Библии сказано: И был Господь с ним: везде, куда он ни ходил, поступал он благоразумно ( 4Цар. 18:7 ). Когда же могущественный царь ассирийский Сеннахирим с большим войском напал на Иерусалим, Господь сделал так, что всё его войско погибло за одну ночь, а царя Сеннахирима разрубили на куски его же сыновья. Затем праведный царь Езекия разболелся. Тогда он в слезной молитве стал просить Господа облегчить страдания, да еще молился пророку Исайе о предстательстве за него пред Богом. Господь услышал его молитву: царь Езекия выздоровел и правил в Иерусалиме еще пятнадцать лет. Ненависть и зависть. Господь запретил иметь в сердце своем ненависть к брату своему. Не завидуй делающим беззаконие ( Пс. 36:1 ). Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей ( Притч. 14:30 ). Царь Саул позавидовал, что Давид более популярен, чем он, и возненавидел его. Наказанием за зависть стало хроническое безумие Саула: напал на него злой дух, искушая убить Давида. Наши нынешние поклонники природы попытались бы объяснить сумасшествие Саула неким естественным законом. Напрасный труд! Никакими законами природы не могут они объяснить, отчего наступает безумие у людей. Но если бы они поняли, что безумие происходит вследствие греховного попирания нравственного закона Бога, тогда им стали бы понятнее слова: напал злой дух ( 1Цар. 18:10 ). Поняли бы они, почему во Франции в старину душевнобольных называли «одержимые дьяволом ». Спиритизм. Господь Бог запретил обращаться к колдунам и гадалкам, к лицам, имеющим дело со злыми духами или вопрошающим мертвых. Того, кто сделает это, Господь покарает, говоря: истреблю его из народа ( Иез. 14:8 ). Эту заповедь Господню нарушил царь Саул и поплатился за то головой. Несмотря на то, что в начале своего правления он истребил всех гадальщиков, колдунов и спиритов всех мастей на своей земле, впоследствии, когда царь сам отступил от Бога, он отправился к одной кудеснице и потребовал вызвать некоего духа, чтобы узнать о своем будущем. Саулу явился дух пророка Самуила и в гневе предрек ему, что он завтра погибнет. И в самом деле, царь Саул погиб на следующий день в битве с филистимлянами. Таким образом, царь Саул погиб не из-за слепого случая, не оттого, что был неискусен в бою, не из-за превосходящих сил противника, но вследствие своего собственного греха. Его смерть так же объясняется не законом природы, но законом нравственным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Боговдохновенный законодатель израильтян Моисей, объявляя народу гнев Божий на Корея и его сообщников, сказал: Если они умрут, как умирают все люди и постигнет их такое наказание, какое постигает всех людей, то не Господь послал меня; а если Господь сотворит необычное, и земля разверзнет уста свои и поглотит их (и домы их и шатры их) и все, что у них, и они живые сойдут в преисподнюю… Лишь только он сказал слова сии, расселась земля под ними…и сошли они живые в преисподнюю ( Чис. 16: 29–33 ) Пророк Давид воспевал Господу: милость Твоя велия на мне, и избавил еси душу мою от ада преисподнейшаго ( Пс. 85: 13 ). Когда душа святого пророка Самуила была вызвана волшебницей, по просьбе царя Израильского Саула, для совещания о предстоящей битве с врагами, то волшебница, увидев эту душу, сказала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду. Тогда узнал Саул, что это Самуил ( 1Цар. 28: 14 ). Пророк Исаия говорит сатане: ты извержен во ад, в глубины преисподней ( Ис. 14: 15 ). Подобно сему выражается о падшем ангеле, от лица Божия, пророк Иезекииль: Шумом падения его Я привел в трепет народы…и обрадовались в преисподней стране все дерева Эдема…наравне с деревами Едемскими ты будешь низведен в преисподнюю ( Иез. 31: 16: 18 ). Пророк назвал падшего ангела фараоном, и уподобил его древу сладости; другие ангелы, увлеченные главным падшим ангелом в погибель, также уподоблены древам сладости, по состоянию их до падения. То же место для ада определяет и Священное Писание Нового Завета. Возвещая о нисшествии в ад Своей душою и неразлучным с ней Божеством, Богочеловек сказал: Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи ( Мф. 12: 40 ). Объясняя слова Спасителя, блаженный Феофилакт Болгарский говорит, что Господь исполнил это предсказание Свое, «сошед в преисподнюю землю до ада». Господь, по словам святого апостола Павла, сниде прежде в долнейшыя страны земли, – по русскому переводу: в преисподние места земли ( Еф. 4: 9 ), а по словам апостола Петра: находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал ( 1Пет. 3: 19 ). «Душа Христова, – говорит святой Иоанн Дамаскин , – нисходит во ад для того, чтобы как живущим на земле воссияло солнце правды, так и для сидящих под землею, во тьме и сени смертной, воссиял свет» (Точное изложение православной веры, кн. 3, гл. 29).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

Быт. 11:29 Аврам и Нахор взяли себе жен; имя жены Аврамовой: Сара; Сара по Быт. 20была сестра Авраму, т. е. дочь отца его, но не дочь матери его. имя жены Нахоровой: Милка, дочь Арана, отца Милки и отца Иски. Быт. 11:30 И Сара была неплодна и бездетна. Быт. 11:31 И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, Вероятно, Харран близ Едессы, где погиб Красс в битве против парфян (см. Плутарха жизнеописание Красса 26, 27, 28). они остановились там. Быт. 11:32 И было дней жизни Фарры [в Харранской земле] двести пять лет, и умер Фарра в Харране. История Фарры доводится здесь до конца для того, чтобы с следующей главы сосредоточить всё внимание на Аврааме. Глава XII. Призвание Аврама, путешествие из Харрана в Ханаан, голод; путешествие в Египет Быт. 12:1 И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; М. Филарет замечает, что повеление, данное Богом, не определяет той стороны, в которую должен был направиться Аврам, упоминание в Быт. 11о земле Ханаанской есть только указание летописца, а не повеление, известное Аврааму и Фарре. Повеление Божие Авраму было дано не в Харране, где временно остановилось семейство Фарры, а в Уре Халдейском, как видно из Быт. 15:7 . Ясно, что важнейшим актом повеления было выселение Аврама из развратной среды, но земля, обещанная ему, была ещё для него неизвестна. Таково толкование и Талмуда, и книги Праведного (Сефер Яшар; см. главу «Ной»). Из Ура вышел не только Аврам, но и всё семейство его, и только в Харран – или потому, что Фарра умер, или потому, что не хотел идти далее. Аврам оставил отеческий дом и шёл далее, доколе не получил опять Божии повеления ( Быт. 12:7 ). Быт. 12 и Я произведу от тебя великий народ, И физически (измаильтяне, идумеи, амалекитяне, Израиль), и нравственно, ибо все верующие суть наследники Авраама ( Гал. 3:7, 9, 14, 29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010