Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Чудотворный образ Божией Матери «Венецкая» Старинному уральскому селу Усть-Ницинское Слободо-Туринского района в 2012 году исполнилось 390 лет. Это одно из самых старых поселений Урала, кстати, символично и само его зарождение: Усть-Ницинское основано самим архиепископом Киприаном, первым архиепископом Тобольской епархии. И считалось Усть-Ницинское когда-то духовным центром большой территории. Здесь стояли две церкви и одна часовня. Правда, до наших времен дожила лишь уникальная по архитектуре каменная двухэтажная церковь во имя Святой Троицы (1732 г). В советское время в хорошем капитальном здании церкви располагались изба-читальня, клуб, зерносклад... И лишь в 1989 году здесь начались работы по восстановлению храма и возобновилась приходская жизнь. Самой главной святыней сельского храма является чудотворная икона Божией Матери «Венецкая»(эта надпись расположена внизу большой метровой иконы). Иконографический тип Богородицы «Венецкая» неизвестен. А вот само изображение напоминает смешение нескольких известных икон Богородицы «Галатская», «Минская», что-то есть от «Страстной», от «Барской» и «Коневской». Судя по манере письма, икона написана провинциальным мастером, постаравшимся собрать воедино сразу несколько важных, на его взгляд, моментов из известных икон Богородицы. Выражения ликов Богородицы и Младенца Христа подкупают своей милой простотой и человеческой мимикой. Примечательно, что весь задний фон иконы богато покрыт рельефным растительным узором, отсутствуют какие-либо другие изображения святых. Вероятно, раньше икона находилась в богатом серебряном, как это было принято, окладе – поэтому и весь задний план оставлен пустым. Настоятель и прихожане храма очень надеются узнать более подробно о своей святыне: может, кто-то слышал об иконе Богородицы «Венецкая» или у кого-то сохранились письменные упоминания о ней. По словам настоятеля Усть-Ницинского храма Живоначальной Троицы митрофорного протоиерея Феодора Герасимова «Венецкая» пребывала в храме со времени его основания, кем и когда написан был этот образ доподлинно неизвестно. Во времена богоборчества, когда советская власть приняла решение о закрытии сельского прихода, благочестивые местные жители тайком вынесли икону из храма, тем самым сохранив святыню от поругания. После того, как сельский храм был вновь возвращен верующим, чудотворный образ вернули на место его постоянного пребывания.

http://pravicon.com/info-3676

В 19 в. благодатными проявлениями милости Божией прославились и другие Богородичные иконы –два списка (Рыбинский и Угличский) иконы «Недремлющее Око», названной так в связи с надписью над образом «Аз сплю, а сердце Мое бдит» ( Песн. 5:2 ); празднование в честь иконы приходится на 29 мая. В тот же день с 1859 г. совершается празднование Цесарской-Боровской иконы. 29 июня и 1 октября чествуется одесская святыня – Касперовский образ Божией Матери, названный так по имени помещицы Юлиании Ивановны Касперовой, в доме которой хранилась эта святыня до ее прославления. Касперовская икона защитила свой город от вторжения неприятеля в Крымскую войну. В 19 в. было установлено празднование Звенигородской и Барской иконам Божией Матери и иконе, именуемой Тучная Гора, местное почитание которой началось еще в 18 столетии, с тех пор как в Твери одна молодая женщина, доведенная до отчаяния притеснениями в семье мужа, собиралась покончить самоубийством в пустой бане, но на пути ей явился инок и сказал: «Куда ты, несчастная, идешь? Воротись назад; иди помолись Божией Матери Тучной Горе – и будешь жить хорошо и спокойно». Монаха искали и не нашли, а икона была найдена в доме чудесно вразумленной женщины на чердаке. Новоявленным угодникам и прославленным иконам составлялись службы и акафисты. Писались новые акафисты и службы святым, память которых давно уже чтилась Церковью. В 1802 г. иеромонах Ювеналий (Медведский) написал акафист святителю Алексию. Архиепископ Херсонский Иннокентий (Борисов) составил акафисты Покрову Богородицы и Страждущему Спасителю, службу Собору Вологодских святых. В 1814 г. святой Филарет (Дроздов) , еще в сане архимандрита, составил молебствие в память об избавлении России от нашествия галлов. В 1856 г., уже будучи митрополитом Московским, святитель Филарет пересмотрел и исправил Чин архиерейского исповедания и обещания перед рукоположением и Чин присоединения иноверцев. 21. Церковное искусство Святейший Синод неизменно уделял внимание иконографии, требовал не допускать отступлений от иконописного канона при печатании образов. В 19 в. русская иконопись сохраняла зависимость от художественных приемов западной религиозной живописи. Смена стилей – классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, эклектика, – которая наблюдалась в светской живописи, отражалась и на священных изображениях, создававшихся часто теми же художниками, которые писали и светские картины. Из художников, посвятивших свой талант преимущественно иконописному искусству, своим высоким мастерством выделялись А. В. Прахов и Самохин. Но помимо того, иконы писали и другие крупные живописцы, известные главным образом своими полотнами со светской тематикой: В. Л. Боровиковский, О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, А. Г. Венецианов, В. Г. Перов, И. Е. Репин.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

По территории О. и К. е. прошли несколько общеукр. крестных ходов. В 2001 г. состоялся крестный ход, инициатором к-рого была общественная орг-ция «Путь православных». В окт. 2004 г. в рамках Всеукраинского крестного хода в Коростень были привезены чудотворные иконы Божией Матери: Феодоровская, Державная, Киевская «Призри на смирение» и Почаевская. 21 июля 2016 г. по территории О. и К. е. прошел Всеукраинский крестный ход мира, любви и молитвы за Украину. Духовенство и верующие во главе с митр. Виссарионом встретили крестный ход, идущий с запада Украины с Почаевской иконой Божией Матери, молебном. 20-28 июля 2017 г. в О. и К. е. состоялся крестный ход с чудотворной Киево-Барской иконой Богородицы; он был приурочен ко дню памяти равноап. кн. Владимира. Во время крестного хода духовенство и верующие молились о мире на Украине и между странами. Ежегодно в Овруче совершается крестный ход к памятнику прмч. Макарию (26 мая). Из Овруча в день празднования Казанской иконе Божией Матери и на Усекновение главы Иоанна Предтечи совершаются крестные ходы в Казанской иконы Божией Матери мужской монастырь в урочище Кипячее близ пос. Чоповичи Малинского р-на. В О. и К. е. особо почитаются местные образы Пресв. Богородицы: копия древней Овручской иконы из овручского Васильевского мон-ря, Ступищанская икона и новопрославленная Радомышльская (Иверская) икона. В Никольском храме в с. Левковичи почитается икона свт. Николая Чудотворца из Левковичского мон-ря. В Васильевском соборе Васильевского жен. мон-ря хранится частица мощей прмч. Макария Овручского. В 90-х гг. XX в. возобновилось паломничество к св. источнику на территории Кипячевского Казанско-Богородичного мон-ря. Возведена часовня над св. источником близ с. Сорокопень Овручского р-на. Архиерей: митр. Виссарион (Стретович; с 22 июня 1993). Монастыри Действующие: овручский Васильевский (женский, в Овруче, существовал в 1909-1924 и в 1941-1959, возрожден в 1991), Кипячевский Казанско-Богородичный (мужской, в урочище Кипячее близ пос. Чоповичи Малинского р-на, существовал в 1917-1934, возрожден в 2002).

http://pravenc.ru/text/2578157.html

   В XIX веке было установлено празднование Звенигородской и Барской иконам Божией Матери и иконе, именуемой Тучная Гора, местное почитание которой началосьеще в XVIII столетии, с тех пор как в Твери одна молодая женщина, доведенная до отчаяния притеснениями в семье мужа, собиралась покончить самоубийством впустой бане, но на пути ей явился инок и сказал: «Куда ты, несчастная идешь? Воротись назад; иди помолись Божией Матери Тучной Горе — и будешь жить хорошои спокойно». Монаха искали и не нашли, а икона была найдена в доме чудесно вразумленной женщине на чердаке.    Новоявленным угодникам и прославленным иконам составлялись службы и акафисты. Писались новые акафисты и службы святым, память которых давно уже чтиласьЦерковью. В 1802 году иеромонах Ювеналий (Медведский) написал акафист святителю Алексию. Архиепископ Херсонский Иннокентий (Борисов) составил акафистыПокрову Богородицы и Страждущему Спасителю, службу Собору Вологодских святых. В 1814 году архимандрит Филарет (Дроздов) составил молебствие в память обизбавлении России от нашествия галлов. В 1856 году, уже будучи митрополитом Московским, святитель Филарет пересмотрел и исправил Чин архиерейскогоисповедания и обещания перед рукоположением и Чин присоединения иноверцев.    Синод неизменно уделял внимание иконографии, требовал избегать не каноничных элементов при печатании образов. В XIX веке русская иконопись сохранялазависимость от художественных приемов западной религиозной живописи. Смена стилей – классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, – которая наблюдалась всветской живописи, отражалась и на священных изображениях, создававшихся часто теми же художниками, которые писали и светские картины. Из художников,посвятивших свой талант преимущественно иконописному искусству, своим высоким мастерством выделялись Прахов и Самохин.    Наряду с художниками-иконописцами, прошедшими академическую школу, в провинции иконы писались и ремесленниками. Эти иконы предназначались для сельскиххрамов и для частных, главным образом, крестьянских и мещанских домов. В этом ремесленном иконописании «богомазов» сохранялись отзвуки древней иконописи.Особенным совершенством отличались иконы, которые писались в знаменитом Палехе, где навыки иконописного мастерства передавались из поколения в поколение.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Другая святыня Успенской церкви - икона Божьей Матери - находилась на возвышении в алтаре. Очевидно, она была сначала украшением Николаевской, впоследствии Троицкой, а позже Успенской церкви. Эту икону почитали как чудотворную. Изображение Богородицы погрудное, на левой руке у Нее сидит Богомладенец, Который поднятой правой рукой поддерживает подбородок Божьей Матери, а левой держит раскрытую книгу, на которой надпись: " Братия мои и сестры сиы суть: блаженый слышащие слово Божие и хранящие " . Правая рука Божией Матери поднята и как бы указывает на Сына Божьего. Икона покрыта кованой серебряной ризой, обустроенной в XVIII в. Сведения об этой иконе и ее чудеса были записаны в книгу основателем и настоятелем церкви Тимофеем Матковским. Примером чудотворства иконы Божьей Матери было исцеление от смертельной болезни настоятеля церкви Матковского и исцеления нескольких рабочих церкви, работавших на строительстве храма, а также факты: дважды (1737, 1760) церковь могла сгореть, но была спасена. В советский период истории Украины, когда правительство уничтожало любые формы религиозной жизни, в городе Бар был закрыт православный монастырь. Но Свято-Успенскому православному храму удалось сохраниться, а в 1975 г. была проведена его капитальная реставрация. Он до сих пор остается украшением города. Престольные праздники [ править править код ] Успение Пресвятой Богородицы - 28 августа Как добраться [ править править код ] Адрес : Украина, г. Бар, ул. святого Николая, 22/10 Телефоны: +38 097 546 35 23 , +38 093 905 51 10 Храм открыт ежедневно с 8.00 до 18.00. Расписание богослужений [ править править код ] В храме богослужения отправляются ежедневно: вечерние в 16 и утренние литургии в 9. Исповедь происходит за вечерним богослужением и утром, за полчаса до начала Литургии. После Божественной литургии служится молебен о здравии и отправляется панихида за упокой душ умерших. Каждое воскресенье за вечерним богослужением в 16 часов отправляется акафист Барской иконе Божьей Матери.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенски...

3.), возможен здесь, где цивилизация, свобода и равенство доведены до высшей степени? Неужели распространение разумной, себялюбивой ассоциации, которую называют цивилизацией, уничтожает и противоречит потребности инстинктивной и любовной ассоциации? И неужели это – то равенство, за которое было пролито столько крови и столько совершено преступлений?» Эти вопросы возникают у него с таким напряжением, с такой болью, что Толстой не в силах остановиться; он с горечью говорит, что «непогрешимый блаженный голос… Всемирного Духа… заглушается в нас шумным, торопливым развитием цивилизации»; еще дальше он говорит, что «воображаемое знание (т. е. цивилизация) как раз уничтожает… первобытные потребности добра в человеческой природе». Толстой смело и безбоязненно идет до конца в своих сомнениях и уже здесь ставит вопрос: «кто мне определит, что такое свобода, что цивилизация, что варварство?» С падением крепостного права начинается для Толстого новая знаменательная эпоха. Все те мечты, которые до этого наполняли его, получили возможность реального осуществления, – Толстой работает среди народа (как мировой посредник), создает замечательную яснополянскую школу. Толстой начинает постепенно проникаться народным мировоззрением – его взглядом на землю, на труд. Мотивы руссоизма, жившие раньше в его душе, получают теперь новое развитие, связываются с конкретным народным бытом, и отсюда рождается глубокая тяга к «опрощению», к слиянию с народом и отречению от всей «барской» культуры. Здесь закладываются основы новой критики цивилизации, которой противопоставляется (как позже у Михайловского) не так называемая «естественная» жизнь, а жизнь народа: этот социальный мотив постепенно разрастается в отрицание всей современной культуры как культуры «барской». Толстой, став на этот путь, не останавливается на полдороге – он доходил до того, что писал, например, что «литература, как откупа, есть только искусная эксплуатация, выгодная только для ее участников и невыгодная для народа». Отрицание современной жизни расширялось дальше и дошло до своего апогея в книге «Что такое искусство?», где Толстой отвергает все то, что непонятно народу, отрекается от искусства, недоступного массам.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

«Кому же, милая моя? Я нынче стала бестолкова. Кругом соседей много есть; Куда мне их и перечесть». — XXXV «Как недогадлива ты, няня!» — «Сердечный друг, уж я стара, Стара; тупеет разум, Таня; А то, бывало, я востра, Бывало, слово барской воли…» — «Ах, няня, няня! до того ли? Что нужды мне в твоем уме? Ты видишь, дело о письме К Онегину». – «Ну, дело, дело. Не гневайся, душа моя, Ты знаешь, непонятна я… Да что ж ты снова побледнела?» — «Так, няня, право, ничего. Пошли же внука своего». — XXXVI Но день протек, и нет ответа. Другой настал: всё нет, как нет. Бледна как тень, с утра одета, Татьяна ждет: когда ж ответ? Приехал Ольгин обожатель. «Скажите: где же ваш приятель? — Ему вопрос хозяйки был. — Он что-то нас совсем забыл». Татьяна, вспыхнув, задрожала. «Сегодня быть он обещал, — Старушке Ленский отвечал, — Да, видно, почта задержала». — Татьяна потупила взор, Как будто слыша злой укор. XXXVII Смеркалось; на столе, блистая, Шипел вечерний самовар, Китайский чайник нагревая; Под ним клубился легкий пар. Разлитый Ольгиной рукою, По чашкам темною струею Уже душистый чай бежал, И сливки мальчик подавал; Татьяна пред окном стояла, На стекла хладные дыша, Задумавшись, моя душа, Прелестным пальчиком писала На отуманенном стекле Заветный вензель О да Е. XXXVIII И между тем душа в ней ныла, И слез был полон томный взор. Вдруг топот!.. кровь ее застыла. Вот ближе! скачут… и на двор Евгений! «Ах!» – и легче тени Татьяна прыг в другие сени, С крыльца на двор, и прямо в сад, Летит, летит; взглянуть назад Не смеет; мигом обежала Куртины, мостики, лужок, Аллею к озеру, лесок, Кусты сирен переломала, По цветникам летя к ручью, И, задыхаясь, на скамью XXXIX Упала… «Здесь он! здесь Евгений! О Боже! что подумал он!» В ней сердце, полное мучений, Хранит надежды темный сон; Она дрожит и жаром пышет, И ждет: нейдет ли? Но не слышит. В саду служанки, на грядах, Сбирали ягоду в кустах И хором по наказу пели (Наказ, основанный на том, Чтоб барской ягоды тайком Уста лукавые не ели И пеньем были заняты:

http://azbyka.ru/fiction/evgenij-onegin/

Случилось, и как нарочно сейчас после слухов об Антоне Петрове, что и в нашей губернии, и всего-то в пятнадцати верстах от Скворешников, произошло некоторое недоразумение, так что сгоряча послали команду. В этот раз Степан Трофимович до того взволновался, что даже и нас напугал. Он кричал в клубе, что войска надо больше, чтобы призвали из другого уезда по телеграфу; бегал к губернатору и уверял его, что он тут ни при чем; просил, чтобы не замешивали его как-нибудь, по старой памяти, в дело, и предлагал немедленно написать о его заявлении в Петербург, кому следует. Хорошо, что всё это скоро прошло и разрешилось ничем; но только я подивился тогда на Степана Трофимовича. Года через три, как известно, заговорили о национальности и зародилось «общественное мнение». Степан Трофимович очень смеялся. — Друзья мои, — учил он нас, — наша национальность, если и в самом деле «зародилась», как они там теперь уверяют в газетах, — то сидит еще в школе, в немецкой какой-нибудь петершуле, за немецкою книжкой и твердит свой вечный немецкий урок, а немец-учитель ставит ее на колени, когда понадобится. За учителя-немца хвалю; но вероятнее всего, что ничего не случилось и ничего такого не зародилось, а идет всё как прежде шло, то есть под покровительством божиим. По-моему, и довольно бы для России, pour notre sainte Russie.   3 Притом же все эти всеславянства и национальности — всё это слишком старо, чтобы быть новым. Национальность, если хотите, никогда и не являлась у нас иначе как в виде клубной барской затеи, и вдобавок еще московской. Я, разумеется, не про Игорево время говорю. И, наконец, всё от праздности. У нас всё от праздности, и доброе и хорошее. Всё от нашей барской, милой, образованной, прихотливой праздности! Я тридцать тысяч лет про это твержу. Мы своим трудом жить не умеем. И что они там развозились теперь с каким-то «зародившимся» у нас общественным мнением, — так вдруг, ни с того ни с сего, с неба соскочило? Неужто не понимают, что для приобретения мнения первее всего надобен труд, собственный труд, собственный почин в деле, собственная практика! Даром никогда ничего не достанется. Будем трудиться, будем и свое мнение иметь. А так как мы никогда не будем трудиться, то и мнение иметь за нас будут те, кто вместо нас до сих пор работал, то есть всё та же Европа, всё те же немцы — двухсотлетние учителя наши. К тому же Россия есть слишком великое недоразумение, чтобы нам одним его разрешить, без немцев и без труда. Вот уже двадцать лет, как я бью в набат и зову к труду! Я отдал жизнь на этот призыв и, безумец, веровал! Теперь уже не верую, но звоню и буду звонить до конца, до могилы; буду дергать веревку, пока не зазвонят к моей панихиде!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1932...

Тот объясняет: — Вашей, дескать, барской милостью Данило на оброк отпущен и сколько брать с него — тоже указано, а как платит он исправно, я и думал… — А ты, — кричит, — не думай, а гляди в оба. Вон у него что завелось! Где это видано? Вчетверо ему оброк назначить. Потом призвал Данилу и сам объяснил ему новый оброк. Данило видит — вовсе несуразица и говорит: — Из воли барской уйти не могу, а только оброк такой тоже платить не в силу. Буду работать, как другие, по вашему барскому приказу. Барину, видать, это не по губе. Денег и без того нехватка, — не до каменной поделки. В пору и ту продать, коя от старых годов осталась. На другую какую работу камнереза поставить тоже не подходит. Ну, и давай рядиться. Сколько все-таки ни отбивался Данила, оброк ему вдвое барин назначил, а не хошь — в гору. Вот куда загнулось! Понятное дело, худо Данилу с Катей пришлось. Все прижало, а робятам хуже всего: до возрасту за работу сели. Так и доучиться им не довелось. Митюнька — тот виноватее всех себя считал — сам так и лезет на работу. Помогать, дескать, отцу с матерью буду, а те опять свое думают: — И так-то он у нас нездоровый, а посади его за малахит — вовсе изведется. Потому — кругом в этом деле худо. Присадочный вар готовить — пыли не продохнешь, щебенку колотить — глаза береги, а олово крепкой водкой на полер разводить — парами задушит. Думали, думали и придумали отдать Митюньку по гранильному делу учиться. Глаз, дескать, хваткий, пальцы гибкие и силы большой не надо — самая по нему работа. Гранильщик, конечно, у них в родстве был. К нему и пристроили, а он рад-радехонек, потому знал — парнишечко смышленый и к работе не ленив. Гранильщик этот так себе средненький был, второй, а то и третьей цены камешок делал. Все-таки Митюнька перенял от него, что тот умел. Потом этот мастер и говорит Данилу: — Надо твоего парнишка в город отправить. Пущай там дойдет до настоящей точки. Шибко рука у него ловкая. Так и сделали. У Данилы в городе мало ли знакомства было по каменному-то делу. Нашел кого надо и пристроил Митюньку. Попал он тут к старому мастеру по каменной ягоде. Мода, видишь, была из камней ягоды делать. Виноград там, смородину, малину и протча. И на все установ имелся. Черну, скажем, смородину из агату делали, белу — из дурмашков, клубнику — из сургучной яшмы, княженику — из мелких шерловых шаричков клеили. Однем словом, всякой ягоде свой камень. Для корешков да листочков тоже свой порядок был: кое из офата, кое из малахита либо из орлеца и там еще из какого-нибудь камня.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

А в Маше отвращение от барской работы дошло до какого то ожесточения, вызывало ее на бессознательный, безумный героизм Раз брат упрекнул ее, что она от работы отговаривается болезнью, а в плясках да играх перед всей деревней отличается. „Разве, — говорит, — ты думаешь, до барыни не дойдет? Нехорошо, что ты нас под барский гнев подводишь“. После этого Маша перестала ходить на улицу. Скучно ей, тоскливо смотрит она из окошка на игры подруг, слеза бежит у ней по щеке, а не выйдет из избы. Тетка стала посылать ее к подругам, брат стал упрашивать, чтобы она перестала сердиться на его попрек. „Я, — говорит, — Федя не сердита, а только ты не упрашивай меня понапрасну — не пойду“ Так и не ходила, а по ночам не спала да по огороду все гуляла, одна-одинешенька, и никому того не сказывала, — да раз невзначай тетка ее подстерегла… „Бог с тобой, Маша, — говорит ей тетка. — Жить бы тебе, как люди живут. Отбыла барщину, да и не боишься ничего… А то вот по ночам бродишь, а днем показаться за ворота не смеешь“. — „Не могу, — шепчет, — не могу! Вы хоть убейте меня — не хочу“. Так и оставили ее. Между тем Маша выросла, стала невестой, красавицей. Старуха тетка начинает ей загадывать о замужней жизни и пророчить счастье замужем. Но Маше и то не по нраву: „Что ж замужем-то, одинаково, — говорит. — Какое счастье!..“ Тетка толкует, что не все горе на свете, есть и счастье. „Есть, да не про нашу честь“, — отвечает Маша. Слушая такие речи, и Федя начинает задумываться. Но Федя не может предаваться своим думам: он отбывает барщину. Маша же продолжает упорно отказываться от всякой работы. Все на деревне стали дивиться и роптать на безделье Маши, а барыня однажды так рассердитась, что велела немедленно силою привести к себе Машу. Привели ее. Барыня бросилась к ней, бранится и серп ей в руки сует: „Выжни мне траву в цветнике“. Да и стала над нею: „жни!“ Маша как взмахнула серпом — прямо себе по руке угодила. Кровь брызнула, барыня перепугалась: „Ведите ее домой скорее! вот платочек — руку перевязать!“ Тем дело и кончилось; Маша оценила даже барской милости: как пришла домой, так сорвала с руки барынин платочек и далеко от себя бросила.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010