Под опекой Шнорали Нерсес с юных лет неустанно занимался литературой, переводами, писал толкования и другие религиозные произведения. Под влиянием Нерсеса Шнорали он проникся идеей объединения Церквей, следуя в этом отношении взглядам своего великого учителя и Григора Тга, и очень сожалел, что дело объединения осталось незавершенным. 282 В 11 в. Из–за политических бедствий и нестабильности многие армянские князья обосновались в Киликии, находившейся под византийским владычеством. Постепенно там стало складываться политически независимое княжество. В 1080 г. Рубен, один из близких родственников царя Гагика II Багратуни, провозгласил независимость Киликийского армянского княжества, которое в конце 12 в. превратилось в большое царство, просуществовавшее до 1375 г. Эта новая Армения вела широкую морскую торговлю с Европой, находилась в дружественных отношениях с соседними княжествами крестоносцев и в то же время была связана с Великой и Малой Арменией. В силу политических причин и географического положения Киликия быстро развивалась экономически и политически, постепенно превращаясь в новый центр армянской культуры со множеством монастырей. 283 Орманян М. Азгапатум. Константинополь, 1912. С. 1518 (на арм. яз.). Прозаические работы Ламбронаци, включая «Синодальное слово», были переведены на итал. яз. ( Aucher): Венеция, 1812; нем. яз. ( Neumann): Лейпциг, 1834; на европейские языки были переведены комментарии к Псалмам, Экклезиасту, Пророкам и послание к Левону II. Одна из последних публикаций трудов Ламбронаци: Nerses of Lambron. Commentary on the Revelation of Saint John/Trans, of the Armenian text, notes and introd by Thomson R. W./Hebrew University Armenian Studies. 2007. 9. 284 Ламбронаци считает восточных вардапетов «невежественными, невоздержными и болтающими глупости». Намекая на Григора Тутсворди и Давида Кобайреци, он пишет: «Мне ли угождать двум мужам из Дзорагета, лающим подобно наглым псам и поносящим нас, которые хотят протащить в католикосы этого Анеци (епископ г. Ани Барсег. – К.А.), упоённого гусанами, пьяного от чревоугодия».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН VII католикос-патриарх всей Грузии (ок. 1205/06-1210). Сведения о нем содержатся в соч. «История и восхваление венценосцев» (ок. 1222) груз. анонимного автора, где в главах 39-40 описывается религ. диспут между груз. и арм. духовенством, решающую роль в к-ром сыграл «сподвижник ангелов, Боговдохновенный» И. Исследователь источника акад. прот. К. Кекелидзе считает, что этот отрывок «не гармонирует с общим духом памятника» и является более поздней вставкой, «сделанной вскорости же после появления памятника» (История. 1954. С. 6). Поводом для религ. спора послужил отказ священников дать просфору присутствовавшему на литургии, к-рую служил И., амирспасалару (военачальнику) груз. царицы св. Тамары монофизиту Захарии Мхаргрдзели; тот взял ее тайком и употребил. Увидев это, И., «воспламенившись, как огонь», обличил его и сказал, что ни один православный не даст «добровольно... армянину по вере... просфору», а похитить ее - низкое и недостойное дело. За трапезой во дворце разгорелся спор о вере. Будучи не в силах противостоять доводам И., Захария решил «позвать учителей» своей веры, которые посрамили бы И. Брат Захарии мсахуртухуцеси (начальник личного войска царя и служителей царского двора) Иване тщетно пытался отговорить его. В скором времени ко двору прибыли арм. католикос (вероятно, Барсег (Барсел) I Анеци; 1105-1113) и вартопеды, «поставили стол для суда и сели», здесь же присутствовали царица св. Тамара, «уповающая на Царицу [Небесную]», ее муж Давид Сослан, представители груз. знати, а также Захария и Иване Мхаргрдзели. Когда вошел И., «цари поднялись и с честью посадили его рядом с собою; почтили его по чину и ученые и вардапеды армянские», после чего «главенствующие из армян начали излагать велеречиво и пространно веру свою». И., «исполненный небесного дара, разумно объяснял и мудро отвечал, ниспровергал их слова и утверждал свои». По словам летописца, прения затянулись до вечера, но ни одна из сторон не желала уступить другой. Тогда И. «произнес страшное для уха слово» и предложил испытать истинность веры «делами, а не словами»: взять 2 собак и каждой из сторон держать их 3 дня без пищи, после чего положить перед ними 2 просфоры, освященные за правосл. и монофизитским богослужением, «чтобы все видели славу Божию».

http://pravenc.ru/text/469660.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Колокольня. 1245 г. Фотография кон. XIX в. (ГИМ) АХПАТ [ Арм. Haxpat ], действующий мон-рь Армянской Апостольской Церкви в одноименном селе на севере Армении (адм. окр. Гугарк). Расположен на небольшом плато, окруженном ущельями. Основан в 976 г. при Ашоте III Багратуни. В X-XIII вв. был одним из центров духовной культуры Армении, крупным монастырским владением, имевшим обширные земельные угодья с деревнями и крестьянами. Со 2-й пол. XII в.- резиденция церковного предстоятеля Ташир-Дзорагетского царства. Сюда из Санаина была перенесена усыпальница царского рода Кюрикидов-Багратидов. В 1081 г. в А. был рукоположен в арм. католикоса еп. Анийский и Ширакский Барсег. С кон. XI в. Ташир-Дзорагет подвергался набегам турок-сельджуков, в 1105 г. А. и Санаин были разграблены эмиром Кзылом, в 1111 или 1113 г. царство пало. Однако вскоре его территория была освобождена от сельджуков и присоединена к Грузии ее царем Давидом Строителем. Со 2-й пол. XII в. А. принадлежал арм. княжескому роду Арцруни, затем Захаридам (Захарянам). В XV-XVII вв., после ослабления рода Захарянов, в мон-ре пребывали владыки («парон-тер»), совмещавшие княжескую и духовную власть. На протяжении XVII-XVIII вв. из-за частых нападений лезгин предстоятели А. находились в Тифлисе. Неск. лет в мон-ре жил Саят-Нова. В позднее средневековье архиепископу А. подчинялись уделы Армянской Церкви на территории Грузии, Имеретии, Абхазии, Борчалу и Касаха, кроме Санаинского. В 1822-1826 гг. из-за обострения русско-иран. отношений в А. из Эчмиадзина переехал Католикос Ефрем. После присоединения Вост. Армении к России мон-рь стал духовным центром Сомхита (Борчалу) и Касаха, ему принадлежали обширные угодья, деревни с крестьянами, рудники и проч. В нач. XX в. мон-рь опустел, лишился большей части своих владений, его постройки сохранялись как памятник архитектуры. В наст. время является действующим мон-рем (вновь открыт при католикосе Вазгене I ).

http://pravenc.ru/text/77212.html

E. Renhart, J. Dum-Tragut. Graz; Salzburg, 2001; Rev. Fr. Shnork Souin " s Home Page//http://www.geocities.com/Athens/Thebes/1089 [Электр. ресурс]. М. С. Желтов, С. И. Никитин Церковное пение и гимнография Формирование церковнопевч. традиции ААЦ происходило на основе древней арм. муз. культуры, однако сведения об арм. музыке дохрист. времени крайне скудны. Судя по « Истории Армении » Мовсеса Хоренаци и по трудам нек-рых др. раннесредневек. историков, опиравшихся на древние источники, музыканты дохрист. Армении подразделялись на випасанов () - поэтов и певцов, исполнявших гл. обр. героические сказания, и гусанов () - создателей любовной лирики. По-видимому, музыкально-поэтическое искусство языческой Армении развивалось под персид. влиянием. Возможно, что муз. составляющая А. о. испытала на себе влияние музыки арм. языческого жреческого богослужения. Маштоц. Текст с хазами. X в. (Матен. 1001. Фрагмент 294) Маштоц. Текст с хазами. X в. (Матен. 1001. Фрагмент 294) Традиц. арм. духовная музыка монодична и не предполагает инструментального аккомпанемента. Ее основным жанром является шаракан (). Этот термин, происходящий от корня шар ( - ряд), используется в неск. смыслах; чаще всего он обозначает песнопение на небиблейский текст, т. е. синонимичен терминам « духовная песнь » (ср.: Кол 3. 16) или « духовный гимн » . В трудах средневек. историков Агафангела, Корюна, Егише, Мовсеса Хоренаци и Лазара Парпеци упоминаются псалмопение, духовные песни, песни благословения и песни благодарения ( [салмосергут‘иун], (?) [ногевор ерг], (?)(?) [ерг орннут‘еан], (?)(?) [ерг орннабанут‘еан]) как наиболее распространенные певч. жанры раннего арм. богослужения. Согласно историку XIII в. Киракосу Гандзакеци (к-рый, вероятно, опирался на не дошедшие до наст. времени более ранние источники), как слова, так и напевы первых шараканов были сочинены основоположниками арм. письменной культуры, святыми переводчиками Месропом Маштоцем и Сааком Партевом . В ряду авторов ранних шараканов Киракос называет также выдающихся деятелей V-VII вв. Мовсеса Хоренаци, католикоса Ованнеса Мандакуни, Ананию Ширакаци и др. Однако возможно, что сообщаемые Киракосом сведения неточны и жанр шаракана начал развиваться в Армении не ранее 2-й пол. VII-VIII в. Из гимнографов VII в. известны также католикос Саак Дзорапореци и Барсег Тчон , составивший первый сборник арм. песнопений.

http://pravenc.ru/text/Армянский ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОВАННЕС АРКАЕХБАЙР [Ованнес Царебрат; арм. (?)(?) ] (20-е гг. XIII в.- 1289), архиеп. Бардзрберда и Молевона Армянской Апостольской Церкви , рабунапет (глава монастырской школы), ученый, поэт, редактор, переписчик, миниатюрист. Имя в крещении - Пахтин. Младший брат короля Киликийской Армении Хетума I (1226-1269), в связи с чем получил прозвище Аркаехбайр (букв.- «Брат короля»). Учился и воспитывался в древнем мон-ре Дразарк у своего брата, философа и музыканта игум. Барсега. О. А. основал и возглавил рукописную школу в мон-ре Грнер и скрипторий при ней, где не только создавались рукописи, но и переводились, редактировались, расшифровывались и восстанавливались древнейшие манускрипты. Его воспитанниками были известные писец и миниатюрист Григор Пицак, писец, миниатюрист и фрескист Степанос Вахкаци, писцы Костандин и Барсег. О. А. являлся заказчиком, получателем и часто переписчиком 22 «роскошных» киликийских рукописей 60-80-х гг. XIII в. (в наст. время хранятся в разных коллекциях мира) - на их основе Л. Р. Азарян выделил особую рукописную школу О. А. Эти манускрипты были созданы в близлежащих друг от друга монастырях в Бардзрберде, Акнере и Грнере, входивших в возглавлявшуюся О. А. епархию. Здесь был разработан вид мельчайшего (т. н. бисерного) арм. киликийского болоргира (минускула): потребность уместить в книгу небольшого формата текст Библии привела к резкому уменьшению размера букв, которые измеряются микронами, и к появлению их скорописных, более графичных, однако ясно читаемых форм (Матен. 4243, 345, 195, 196). Здесь также была разработана система иллюстрирования армянских рукописных Библий и сборников авторскими портретами на полях, заставками в ширину столбца и историзованными или декоративными (зооморфными, птицевидными или орнаментальными) инициалами в начале частей книг. Ованнес Аркаехбайр перед ап. Иоанном Богословом. Миниатюра из Сборника фрагментов Библии. 1263–1266 гг. Худож. Степанос Вахкаци (Матен. 4243. Л. 15)

http://pravenc.ru/text/2578129.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕРАЗГАВОРС Фрагмент юж. фасада собора Спасителя в Еразгаворсе. Фотография. Нач. XX в. (Архив Государственного музея истории Армении, Ереван) Фрагмент юж. фасада собора Спасителя в Еразгаворсе. Фотография. Нач. XX в. (Архив Государственного музея истории Армении, Ереван) [позднее Ширакаван], уничтоженное в сер. XX в. городище к северо-востоку от древнего Ани (иль Карс, Турция), на правом берегу пограничной с Арменией р. Арпачай (Ахурян). В Х в. здесь находилась одна из столиц ширакских Багратидов с ц. Спасителя (Аменапркич) - первым из крупных соборов послеараб. возрождения христ. культуры Армении. Собор был построен, согласно католикосу Ованнесу Драсханакертци, царем Смбатом I (890-914) рядом с его дворцом. Рассказывая о торжественном освящении храма, католикос описал красоту и богатство внутреннего убранства, в т. ч. отметил золотую скинию (букв.- арку, «камар») над престолом. Собор, пострадавший от нашествия сельджуков в 1064 г., был восстановлен кн. Гнелем и Анийским еп. Барсегом (впосл. католикос Барсег I Анеци). Надписи 1228 и 1231 гг. на стенах храма сообщают о том, что кн. Иване Закарян и его племянник Шахиншах освободили Е. от налогообложения. В позднее средневековье в соборе заложили окна и восточные ниши и надстроили стены над угловыми участками, превратив его по внешнему виду в крепость. Купол разрушен во время русско-тур. войны 1806-1812 гг. В 50-х гг. ХХ в. церковь была взорвана. Строительство Е. возрождало традицию дворцовых соборов VII в.: по типологии, пропорциям плана и нек-рым особенностям декора храм напоминал собор в Аруче (уточненная датировка - 2-я пол. 60-х гг. VII в.). Возможно, Е. послужил образцом при возведении в 944 г. однотипного, но построенного в новой стилистике кафедрального собора в соседнем Аргине, владении ширакских Багратидов. Е. относится к типу т. н. купольных залов. К продольным стенам его просторного наоса примыкает 2 пары мощных пилонов, несущих крестово-купольную систему перекрытий. Главное отличие от предшествующих купольных залов заключается в применении на боковых фасадах парных треугольных ниш, аналогичных тем, к-рые традиционно присутствовали на вост. фасаде, по сторонам апсиды. Тенденция к декоративности, характерная для арм. искусства развитого средневековья, отразилась в фасадном убранстве и резных орнаментах. Парные окна под щипцами продольных рукавов украшены прямоугольными резными рамами, арочными бровками оформлены не только остальные окна, но и ниши. Декор бровок содержит орнаменты в неск. рядов; к мотивам, восходящим к VII в., прибавились новые, с более мелкой пластикой. Общий вид собора, вероятно, за счет узости оконных и дверных проемов оказался строже внешнего вида храмов в Аруче и Птгни (3-я четв. VII в.). Стилистически архитектура Е., относящаяся к доанийскому этапу развития арм. зодчества, близка к архитектуре церкви в Огузлу (кон. IX в.).

http://pravenc.ru/text/190111.html

Святой мученик Иоанн Влах Святой Иоанн родился в XVII веке в Валахии и происходил из богатой благородной семьи. Он был захвачен турками, когда они завоевали его страну после восстания воеводы Михны (1662). Его купил воин, привязал к дереву и подверг крайнему поруганию. Угнетенный стыдом и болью, Иоанн убил своего истязателя, когда тот спал. Его обнаружили другие воины и отвезли в Константинополь, где он предстал перед визирем. Визирь отдал его жене погибшего солдата, сказав, что она может делать с ним что хочет. Очарованная наружностью 15-летнего юноши, женщина предложила ему на ней жениться при условии, что он примет ислам. В ответ Иоанн перекрестился и призвал имя Иисуса Христа. Его бросили в тюрьму и много дней подвергали ужасным истязаниям. Бесстыдная женщина несколько раз приходила и снова повторяла свое предложение. Но верный раб Христов и исповедник целомудрия доблестно сопротивлялся всем нападкам как боли, так и сладострастия. Тогда визирь приказал городскому префекту казнить его. Святого Иоанна повесили 12 мая 1662 (или 1665) года в Константинополе. Он торжественно присоединился к лику святых. Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря 25 мая 2012 г. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Дрогба 19 декабря 2012, 18:45 Святой Влаха (св. Барсег) — философ и врач, родился в Себастии в армянской семье. Родители его придерживались язычества, но он стал истым христианином, вел жизнь благочестивую, за что и был избран епископом Себастийским. При Диоклетиане был до смерти замучен. Это-то я знал. Но не знал, что в католичестве он считается покровителем врачей и ветеринаров, строителей и штукатуров, диких животных и крупного рогатого скота (то есть явился прямым предтечей св. Франциска, в честь которого назван Сан-Франциско), ткачей и резчиков по камню, дубильщиков и скорняков... Молясь святому Влаха, избавляются от болей шеи и болезни горла... Св. Барсег в России — св. Власий, в Италии — Сан-Бьяджо, в Испании — Сан-Блас, в Англии — Сейнт-Блез, в Германии — св. Бласиуса, в Болгарии — Свети Влас... Сколько топонимов существует на карте во славу св. Барсега!.. Но самое большое количество приходится на Панаму, где есть залив св. Бласа, остров св. Бласа, пик св. Бласа... Добавьте сюда еще и лечебный суп из морских продуктов — суп св. Влаха. Реликвии этого святого находятся в Майнце и Любеке, Триере и Кельне, Милане и Риме... В своей книге Марко Поло указал место, где святой принял мученическую смерть. Но почему Дубровник — самый южный хорватский город — выбрал своим покровителем именно армянина-святого? Артемий 25 мая 2012, 20:08 Я тоже так хочу. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/53770.html

ч. и смертные приговоры. В этих условиях в стране нарастал социально-политический протест. Важнейшим институтом, оказывавшим поддержку протестовавшим и преследуемой демократической оппозиции, была католич. Церковь в РК, которая находилась под влиянием идей теологии освобождения. Теологи этой школы считали, что христианство должно выполнять роль защиты справедливости для бедных и угнетенных, в т. ч. через политическую деятельность. Католиком был один из лидеров оппозиции Ким Дэ Джун. В окт. 1979 г. Пак Чон Хи был убит главой южнокорейского ЦРУ. Временно исполняющим обязанности президента стал премьер-министр Чхве Гю Ха, однако после военного переворота в дек. 1979 г. реальная власть оказалась в руках ген. Чон Ду Хвана. В марте-мае 1980 г. по всей стране начались антиправительственные выступления, а в мае того же года в Кванджу (пров. Чолла-Намдо) произошло народное восстание. Восставшие требовали демократизации, улучшения условий труда и социальных гарантий, расширения прав профсоюзов. Большую идейную и информационную роль в народном движении играли католич. миссионеры. Восстание было подавлено силами полиции и армии, погибли неск. сот чел. В окт. 1980 г. была принята новая конституция, ознаменовавшая начало периода Пятой республики, а в февр. 1981 г. на непрямых выборах Чон Ду Хван был избран на пост президента. Период президентства ген. Чон Ду Хвана (1981-1987) отмечен высокими темпами экономического роста: среднегодовой темп прироста ВВП составлял ок. 10%. При этом сохранялся авторитарный режим военной диктатуры. Интерьер ц. Благовещения в г. Пусан. 2000 г. Интерьер ц. Благовещения в г. Пусан. 2000 г. На фоне активного развития южнокорейско-греч. отношений в 70-80-х гг. XX в. правосл. миссионерская деятельность распространилась на крупные портовые города Пусан и Инчхон, куда приезжали греч. специалисты для работы на местных верфях. В 1982 г. в Пусане был приобретен участок земли с домом, в к-ром была устроена ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы. В 1982 г. начали совершать богослужения в Инчхоне.

http://pravenc.ru/text/2057276.html

Однако, Мун не только лишь надеялся на лучшие времена, но действовал. Уже в семидесятые годы на территории СССР стали действовать «подпольные миссионеры» Церкви Объединения. 669 Прибыв в Россию как представители иностранных фирм, они контрабандно переправляли мунистскую литературу, создавали связи с людьми, способными оказать поддержу, укреплялись, выясняли обстановку. Им принадлежит немалая заслуга в том, что в момент изменения внутриполитической ситуации в СССР, мунисты, совершенно не потеряв времени, сразу вышли на общественную арену. Это случилось в 1989 году. А с 1990 года Движение Объединения Муна стало не просто известным, но и популярным. Следует отметить, что вначале даже некоторые иерархи РПЦ не разобрались в истинной природе Движения Объединения: так, в Москве, в Свято-Даниловом монастыре с 28 октября по 1 ноября 1989 года Советом мировых религий (основанным Муном) была проведена конференция на тему «Троичные основания христианского единства». Представитель Церкви Объединения Чон Фан Куак прибыл в Россию по особому приглашению РПЦ и имел аудиенцию у митрополита Филарета (Вахромеева), 670 который был затем, в свою очередь, приглашён на заседание Ассамблеи мировых религий, прошедшей в августе 1990 года в США, где встретился с Сан Мён Муном и его супругой. Несколько лет спустя, в январе 1993 года, тепло приветствовали Чон Фан Куака и на Украине. Харьковская газета «Время», комментируя беседу представителей Православной Церкви и Ассоциации Святого Духа за объединение мирового христианства, писала: «встреча показала, что обе эти религии могут мирно сосуществовать». 671 В 1989 году в еженедельнике «За рубежом» одно за другим появляются два интервью – первое с Хак Джа Хан Мун, супругой основателя Церкви Объединения, а второе – с самим Муном, 672 в котором он активно высказал свою поддержку М.С. Горбачёву и заявил, что «готов в меру своих сил оказывать любую поддержку его программе с тем, чтобы она успешно осуществилась». 673 В том же 1989 году Движением Объединения были организованы поездки ряда журналистов из СССР на мероприятия, проводимые ДО.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/munizm-v...

Монастырь Чон-ян-са (по переводу с китайского – «Светозарный») красиво расположен при входе в живописное и дикое ущелье, образуемое высокими кряжами целой системы Алмазных гор, покрытых вековым сосновым и кедровым лесом. Гранитные верхушки высоких гор самых причудливых очертаний и форм местами покрыты вечными снегами, дающими в знойное лето живительную и здоровую прохладку. Внизу ущелья вечно шумит горная, с множеством красивых водопадов, река, которая во время дождей и таяния снегов обращается в ужасно грозную стихию, с неимоверною силою несущую громадные камни и все, что попадается па пути. С горных источников по бамбуковым трубам и деревянным желобам по всему монастырю проведена чудная ключевая вода. Климат Ким-кан-сана, по мнению корейцев, самый здоровый во всей Корее. Сюда выезжают знатные мандарины и богатые дворяне на летнее дачное пребывание, особенно, если в Сеуле свирепствует какая-либо эпидемия. Ким-кан-сан от Сеула находится в 200 верстах. Горное ущелье, в котором расположены монастыри Ким-кан-сана начинается верст за 15 до первого монастыря, и дорога все-все время идет чудным сосновым и кедровым лесом, по берегу горной реки, переходя то на ту, то на другую сторону ее. Среди этого великолепного парка то там, то здесь устроены китайской архитектуры небольшие буддийские кумирни и павильоны, стены и столбы коих сплошь исписаны именами и фамилиями посетителей Ким-кан-сана. Монастырь Чон-ян-са основан в конце IV века; был несколько раз возобновляем, и теперешний главный храм, построенный более 500 лет тому назад, служит замечательным памятником китайско-буддийской архитектуры. Этот монастырь пользуется некоторым покровительством ныне царствующего императора: в прошлом году он пожертвовал 1200 дол. корейскою монетою, на которые они воздвигают громадный павильон пред входом в главный храм и новое здание для помещения братии. Таковая царская милость была оказана этому монастырю по просьбе мандаринов, которые всегда находят здесь самое широкое гостеприимство. Братия монастыря оказала и нам довольно радушную встречу и устроила нас с большим комфортом в сравнении с тою грязью и неудобствами, кои испытывали мы на постоялых дворах.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/iz-pis...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010