Движение святости представлено: Свободной методистской церковью Парагвая (Iglesia Metodista Libre del Paraguay; в нач. XXI в. ок. 2,3 тыс. чел.; в П. с 1945), Церковью Назарянина (Iglesio de Nazareno; ок. 1 тыс. чел.; в П. с 1977), Христианским и миссионерским альянсом (Alianza Cristiana y Misionera; в нач. XXI в. 400 чел.; в П. с 1966). Большинство баптистов (20 тыс. чел. в 106 общинах на 2000 г.) объединены в Евангелическую баптистскую конвенцию Парагвая (Convención Evangélica Bautista del Paraguay). В 1919 г. в страну прибыл 1-й миссионер-баптист из Аргентины. В 1920 г. открыта баптист. церковь в Асунсьоне. В 1952 г. создана Баптистская миссия Парагвая (до этого парагвайские баптисты входили в Баптистскую миссию Рио-де-ла Плата). В 1955 г. в стране было 5 баптист. церквей: 3 - в Асунсьоне, по одной - в Сан-Хуане и Энкарнасьоне. В нач. 50-х гг. XX в. в П. построена 1-я в Лат. Америке баптист. больница. В 1956 г. основана Евангелическая баптистская конвенция Парагвая. С 1956 по 1970 г. количество прихожан возросло с 655 до 1471 чел. В 1986 г. в стране насчитывалось 46 баптист. церквей, количество прихожан составило 5310 чел. На 2016 г. в стране существовало также 10 слав. баптист. церквей. Методисты , прибывшие в П. из Аргентины впервые в 1886 г., представлены Евангелическо-методистской общиной Парагвая (Comunidad Evangélica Metodista del Paraguay), включающей 4 дистрикта и ок. 30 церквей (2015). Адвентисты седьмого дня, по данным самой орг-ции на 2018 г., насчитывают в П. ок. 12,5 тыс. чел. в 61 общине. Они объединены в Миссию парагвайского союза церквей (Paraguay Union of Churches Mission), созданную в 2010 г. Первый миссионер-адвентист Э. У. Снайдер прибыл в П. из США в 1900 г. и установил контакт с нем. колонистами. В 1901 г. он крестил первых 5 новообращенных. В 1907 г. основана 1-я в П. адвентистская церковь с 12 прихожанами. В 1912 г. действовали 7 церквей с 200 адвентистами. В ходе Чакской войны (1932-1935) деноминация сократилась вдвое. В 1948 г. основана Миссия Парагвая, к 1959 г. число адвентистов возросло до 500 чел. Начиная со 2-й пол. 60-х гг. XX в. численность адвентистов в П. постоянно увеличивается.

http://pravenc.ru/text/2578963.html

Помимо названных религ. орг-ций в Н. действуют неск. реформатских церквей, возникших в результате миграций из бывш. нидерланд. колоний. Крупнейшей из них является реформатская Молуккская евангелическая церковь в Нидерландах (индонезийское Geredja Indjili Maluku, нидерланд. Molukse Evangelische Kerk in Nederland), основанная в 1952 г. переселенцами с Молуккских о-вов; в наст. время насчитывает ок. 25 тыс. чел. в 65 общинах. Англиканская ц. Св. Троицы в Утрехте. 1911–1913 гг. Архит. П. Й. Хаутзагерс Англиканская ц. Св. Троицы в Утрехте. 1911–1913 гг. Архит. П. Й. Хаутзагерс Англиканская Церковь в Нидерландах (Anglicaanse Kerk in Nederland) история к-рой восходит к 1585 г., когда в Гааге служил 1-й англикан. капеллан, имеет в наст. время 21 приход, объединенный в диаконство Нидерландов в составе архидиаконства Северо-Западной Европы, входящего в диоцез Европы. Насчитывается ок. 8,5 тыс. прихожан. Лютеранство . В 2004 г. общины Евангелическо-лютеранской церкви в Королевстве Нидерланды, объединявшие до этого ок. 14 тыс. чел. в 55 общинах, вошли в состав ПЦН. Также действуют общины Евангелической церкви Германии (Evangelische Kirche in Deutschland) в Амстердаме, Гааге и Роттердаме (их прихожанами являются гл. обр. немцы), а также сканд. лютеран. общины в портовых городах (гл. обр. в Роттердаме). Моравские братья (см. ст. Чешские братья ) (Моравская церковь, гернгуттеры, общины евангелических братьев; evangelische broedergemeente), присутствующие в Н. с 1736 г., насчитывают в стране ок. 5,5 тыс. чел. в 7 общинах. Меннониты в Н. объединены Всеобщим баптистским об-вом (Algemene Doopsgezinde Sociëteit), возникшим в 1811 г. и в наст. время насчитывающим 6085 чел. в 110 общинах. Большинство баптистов в Н. объединены в Союз баптистских общин в Нидерландах (Unie van Baptistengemeenten in Nederland), к-рый был создан в 1881 г. в составе 7 общин, в 2005 г. насчитывал 11,1 тыс. чел. в 85 общинах. Первая баптист. община была основана в Амстердаме в 1609 г. англичанином Дж. Смитом , но совр. баптизм в Н. не имеет прямой преемственности с первыми баптистами и ведет начало от деятельности нидерланд. пастора НРЦ Й. Э. Фейссера, к-рый в 1843 г. был отстранен от служения за отказ крестить детей и в 1845 г. с группой сторонников принял т. н. крещение по вере от представителя Гамбургского баптистского об-ва Ю. Кёбнера. Часть баптистов, не входивших в союз, в 1981-2006 гг. были объединены в Братство баптистских общин в Нидерландах (Broederschap van Baptistengemeenten in Nederland). В 2006 г. братство и Христианско-миссионерский альянс (Christian and Missionary Alliance (CAMA)) создали Союз баптистов и христианско-миссионерских общин (Alliantie van Baptisten- en CAMA-gemeenten). Действуют и др. небольшие баптист. орг-ции (напр., баптисты седьмого дня), а также независимые баптист. общины. Всего в стране насчитывается от 15 до 20 тыс. баптистов.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

усилиями германских миссий. Постоянный рост общин происходил за счет притока местных арабов, многие из к-рых в прошлом были воспитанниками учебных заведений, содержавшихся нем. лютеран. церковью. В 1979 г. была создана самостоятельная структура,- Евангелическая лютеранская церковь Иордании и Св. земли, в состав к-рой вошли все араб. общины (ок. 500 верующих), управляемые независимо от небольшой нем. общины (ок. 200 верующих), возглавляемой пресвитером Евангелическо-лютеранской церкви Германии (см. ст. Союз евангелических церквей в ГДР ). Иерархи этих церквей размещаются в одном и том же здании лютеран. прихода в Старом городе Иерусалима. Имеются также небольшие дат. и швед. лютеран. общины. В 1982 г. Норвежская духовная миссия в И., окормляющая преимущественно евреев-христиан из Румынии и Венгрии, передала все полномочия по управлению 2 принадлежащими ей церквами в Хайфе и Яффе местным христ. общинам. Баптисты представлены в И. 2 орг-циями: Ассоциацией баптистских церквей Израиля, насчитывающей 1200 верующих в 12 общинах, и Баптистской конвенцией Израиля, объединяющей 3 тыс. чел. в 17 общинах. Пресвитерианство представлено Церковью Шотландии в И., открывшей миссию в Галилее в 40-х гг. XIX в. В течение следующего столетия эта церковь содействовала развитию просвещения и здравоохранения в И. Пресвитерианская община (3 орг-ции, 200 верующих), объединяющая преимущественно выходцев из Шотландии, обслуживает паломников и туристов, окормляет странноприимные дома в Иерусалиме и Тиверии, в сотрудничестве с Независимым Эдинбургским медицинским миссионерским об-вом содержит школу медсестер с больницей в Назарете. Плимутские братья насчитывают в И. 6 общин, 600 верующих. Движение святости учредило 2 орг-ции: Церковь Назарянина (2 общины, 100 верующих) и Христианский миссионерский альянс (1 община, 50 верующих). Пятидесятники представлены такими орг-циями, как Ассамблеи Бога (15 общин, ок. 2 тыс. верующих), Церковь Бога пророчеств (5 общин, ок. 600 верующих) и т. н. Библейская евангелическая миссия (2 общины, ок.

http://pravenc.ru/text/293910.html

Позволим себе процитировать выдержку из баптистского журнала «Вера и жизнь» за 1995 год: «Члены общины смеются, плачут, дрожат и трясутся всем телом или ведут себя, как пьяные; кто-то лежит на полу (один из них лежал в судорогах целых четыре дня). Все чаще и чаще мы слышим подобные сообщения. Из Англии, из Швейцарии, из Бразилии... Этот феномен проявился и на четырехдневном конгрессе, состоявшемся в начале октября 1994 года в Берне. Многие из трех тысяч участников падали на пол, бились в судорогах, кричали и истерически смеялись. Стоило нам только произнести: «Сойди, Дух Святой!», как все богослужение было сорвано, то есть не было никакой проповеди , о ней даже речи не могло быть. На протяжении целой недели Дух Святой сходил с такой силой, что мы были абсолютно нетрудоспособными. Девушка, регистрировавшая членов конгресса, из-за постоянных судорог и сегодня еще не в состоянии отвечать на телефонные звонки. Первые три или четыре богослужения были сплошным хаосом». В Англии наблюдались даже обмороки и приступы истерии, патологические вздрагивания, подпрыгивания и танцы. Англиканский епископ катается по полу и рычит как лев, кто-то кряхтит, кто-то мычит. Один из мужчин кукарекает как петух, а истолкование гласит: «Господь говорит, что наступил день». Говард Браун заявляет: «Однажды вечером я проповедовал о преисподней. Вся община начала вдруг смеяться. Чем больше я людям говорил об аде, тем громче был смех». Председатель Немецкого евангелического альянса доктор богословия Рольф Хилле поведал в одном журнале об еще более странном случае, рассказанном одним пастором. «...После этого стали происходить более чем странные вещи. Из Лондона позвонили руководители одной из общин и попросили меня помолиться за них по телефону. Я ответил им: «Положите телефонную трубку на свою голову». Одни сделали это, я дунул в трубку и они оба как по команде упали под обеденный стол. Сила Святого Духа опрокинула их. После этого они поехали на конференцию, где дунули на всю группу руководителей общин, съехавшихся в этот город. Какое наслаждение! Это новое действие Духа Святого можно передать другому! Наша дочь Лиз, также смеясь, оказалась под кухонным столом после того, как я дунул на нее в трубку».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

повышен до нунция. С 1973 г. действует Епископская конференция Мали, которая является членом Епископской конференции франкофонных стран Зап. Африки (Conférence Episcopale Régionale de l " Afrique de l " Ouest Francophone, CERAO). Протестантские церкви, деноминации и секты В нач. XXI в. крупнейшей протестант. деноминацией являлась Евангелическая христианская Церковь Мали (580 приходов, 42 тыс. чел.; гл. обр. представители этноса догон), созданная на основе миссий Христианского миссионерского альянса, начавшего работу в М. в 1923 г. Протестантская евангелическая Церковь Мали (280 общин, 25 тыс. чел.; гл. обр. представители этноса бамбара) объединяет общины Миссионерского союза Евангелия (США; Gospel Missionary Union), члены к-рого первыми из протестант. проповедников организовали постоянные миссии в М. в 1919 г. Обе церковные структуры относятся к движению святости . Также в нач. XXI в. присутствовали небольшие группы адвентистов седьмого дня (5 церквей, 1640 чел.; с 1982), пятидесятнической орг-ции Ассамблеи Бога (20 общин, 1,3 тыс. чел.), Протестантской Церкви области Каес (16 общин, 1 тыс. чел., гл. обр. представители малинке и касонке; создана в 1953 внеденоминационной Объединенной мировой миссией), Иеговы свидетелей (7 общин, ок. 300 чел. (2015); с 1965), Баптистской евангелической Церкви (1 община, 120 чел.; с 1951) и др. (статистические данные представлены гл. обр. по W orld Christian Encyclopedia: A Comparative Survey of Churches and Religions in The Modern World/Ed. D. A. Barrett. Oxf., 2001. Vol. 1. P. 480-482). Ислам Ислам начал распространение в М. в IX в. и в наст. время является религией подавляющего большинства населения страны. Мусульмане М. придерживаются почти исключительно суннитского направления. Важную роль в религ. жизни занимают суфийские братства (тарикаты). Старейший тарикат в М.- тиджанийя, имеющий особое влияние в юж. областях страны (в нач. 10-х гг. XXI в. ему следовали ок. 5% мусульман). На западе М. ощутимо влияние тариката хамаллийя, на севере - кадирийя.

http://pravenc.ru/text/2561722.html

В 1998 г. от баптистов отделился «Союз независимых евангельских церквей» во главе с пастором А. В. Каракуцем, который также возглавил «Межрегиональный христианский творческий союз». В среде баптистов возник «Совет христианских евангельских церквей» - объединение орг-ций разных протестант. деноминаций (зарегистрирован в марте 1999); в него входят 12 московских общин. В 1992 г. была зарегистрирована евангельская христианская миссия «Благовестие», в 2003 г. создан межконфессиональный «Российский евангельский альянс», включающий баптистов и представителей др. близких к ним конфессий. Организация евангельских христиан «Ассоциация христианских церквей «Единение»» (зарегистрирована в 2000 с центром в М., перерегистрирована в 2002 в Костроме) включает московские орг-ции евангельских христиан: церковь «Благодать Божья» (1993) и «Евангельский христианский центр апостола Павла» (в 1997-2002 «Духовная академия апостола Павла»). Новой структурой, объединившей часть незарегистрированных баптистских общин, стало «Братство независимых церквей ЕХБ России». Братство было организовано на учредительном съезде 30 апр. 2003 г., собравшем представителей от 32 независимых церквей ЕХБ. На следующем съезде в дек. 2009 г. было решено полностью отказаться от регистрации. Тем не менее «зонтичной структурой» для данного союза баптистов стала зарегистрированная в дек. 2000 г. при офисном здании в районе Кузьминки независимая христ. миссия «Вестник мира», руководство к-рой предоставило помещение для собраний московской общины нового братства. Инициативники имеют единственный в М. молитвенный дом в Царицыне, он не зарегистрирован в качестве культового здания, является частным владением, приобретенным в 1998 г. неск. баптист. семьями. Существуют др. незарегистрированые общины инициативников в М. Глава одной из них, пастор В. Г. Василиженко, решил перейти к открытому служению и в 1994 г. зарегистрировал ассоциацию «Духовное возрождение», за что был исключен из Международного совета церкви ЕХБ. В 2006 г. он стал главой Общественного совета при Российском союзе ЕХБ. Христиане веры евангельской (ХВЕ, пятидесятники)

http://pravenc.ru/text/2564186.html

85% гвинейцев исповедуют суннитский ислам маликитского толка. Христианство исповедуют ок. 4% гвинейцев (1,7% - католицизм, 1,3% - протестантизм, 1% - независимые африкан. церкви). 10% по-прежнему придерживаются традиц. культов. Количество представителей новых религ. движений, людей, не причисляющих себя к к.-л. религ. деноминации, и атеистов крайне незначительно (менее 1%). Католическая Церковь Гвинеи представляет собой архиеп-ство Конакри, имеющее 2 еп-ства-суффрагана - Канкан и Нзерекоре. Во главе Церкви стоит архиеп. Венсан Кулибали. По данным 2005 г., в Г.- 3 архиепископа (2 на покое), 1 епископ, 106 священников, 42 монаха, 107 монахинь, 56 приходов. Общее число католиков - 170 тыс. чел. Англиканская Церковь Гвинеи представлена отдельным еп-ством, входящим в состав пров. Зап. Африка, и является членом Англиканского сообщества. Диоцез Гвинея имеет 8 приходов с общим количеством прихожан 1,5 тыс. чел. Протестантские церкви, деноминации и секты. Крупнейшей протестант. конфессией является Протестантская евангелическая церковь (50 тыс. чел.- 1995), созданная в 1918 г. амер. Христианским миссионерским альянсом и представляющая «Движение святости». Она объединяет 212 приходов с общим количеством прихожан 50 тыс. чел. Баптисты объединены в Баптистскую конвенцию Гвинеи, в 4 приходах - 100 верующих. Пятидесятники представлены такими орг-циями, как Ассамблеи Бога (Assemblées de Dieu en Guinée) (30 общин, 5 тыс. чел.), Пятидесятническая церковь Аллилуия (Église Pentecôtiste Alleluia) (20 общин, 3 тыс. чел.), и неск. более мелкими общинами, насчитывающими ок. 3 тыс. сторонников. Адвентисты седьмого дня принадлежат к Объединенной миссии Сахель, входящей в состав дивизиона Западно-Центральная Африка. Миссия имеет в Г. 3 прихода с общим количеством прихожан 770 чел. Новоапостольская церковь объединяет более 22 тыс. приверженцев в 70 приходах. Свидетели Иеговы имеют в Г. 20 общин с общим числом адептов ок. 870 чел. Распространены независимые африкан. церкви (НАЦ), в основном харизматического характера, возникшие в сер. XX в. Наиболее многочисленные из них - Свободная пятидесятническая церковь (Église Libre Pentecôtiste), Церковь открытой Библии (Église de la Bible Ouverte) и Евангелическая церковь Шехина (Église Evangélique Shekhina), помимо этого существует множество небольших орг-ций. НАЦ насчитывают в общей сложности ок. 90 тыс. чел. В глухих местах страны проживают неск. тысяч верующих, обращенных посредством радиопроповедей. Общее количество протестантов в Г. на 2004 г.- ок. 125 тыс. чел.

http://pravenc.ru/text/161792.html

Георг фон Фибан: «Открыть водопровод может всякий человек. Каким образом? Дух Божий обитает в нем! О, Боже, даруй, чтобы мы исполнили предварительные условия, дабы быть нам крещенными Духом Святым!» Якоб Феттер: «Вторым условием (для принятия Духа Святого) есть познание того, что Слово Божие готово исполниться: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего» ( Иоиль 2,28–29 ). Мы живем во время перед пришествием Иисуса. Благодать, которую обещал, Он даст нам. Он вновь исполнит нас Духом, чтобы Церковь Божия пробудилась от сна». Пробуждение в Уэльсе (Великобритания) и восторженные отзывы о нем также способствовали тому, что атмосфера ожидания пробуждения в Германии накалилась до предела. Поэтому приглашение доктора Торрея в качестве одного из ораторов на конференцию Альянса в Бланкенбурге (1905) было вполне естественным. – Е. Эдель сообщал об этом в бюллетне Альянса: «После того, как д-р Торрей изложил библейские условия крещения Духом..., он повелел встать тем, кто готов отдать все, даже самое лучшее и самое дорогое, ради того, чтобы получить от Бога желаемое. В зале поднялись со своих мест сотни детей Божиих. Тогда Торрей стал молиться, чтобы Дух Святой снизошел на всех желающих этого... О себе я могу сказать лишь то, что на меня сошел свыше чудный, нежный поток огня, и мне показалось, что если я сейчас открою глаза, то увижу пламя по всему залу». У пастора И. Пауля, впоследствии ставшего лидером пятидесятнического движения, и который ранее трудился в Немецкой палаточной миссии вместе с Я. Феттером в качестве евангелиста и был одним из известных деятелей немецкого Движения за общение, еще до посещения Уэльса (1905 г.) и до доклада Торрея в Бланкенбурге, тоже встречались перфекционистские высказывания. [Перфекционизм (учение о совершенстве) – учение, из которого следует, что будто христианин, пройдя усиленное «тщательное освящение» или «полное освящение» достигает «чистого сердца», благодаря которому уже здесь на земле он может жить в состоянии практической безгрешности.] Так, еще в 1904 г. на конференции в Гнадау, где ему впервые пришлось столкнуться с критикой, Пауль свидетельствовал: «Я лично испытал, что ветхий человек опять зашевелился во мне. Но потом пришел момент, когда Бог открыл мне, что следует взирать на Иисуса, довериться Ему для того, чтобы Он стал моим вторым Адамом  и чтобы Адама первого я никогда больше уже не видел. Я совершил это верою, и вот результат: с тех пор я его больше и не видел».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/igra-s-o...

“Но (и в таком состоянии) не презрел человека Милосердый, даровавший ему бытие и блаженное состояние, но первоначально вразумлял его многими способами и призывал к обращению — стенанием и трясением (Быт 4:14), водным потопом и истреблением всего почти человеческого рода (Быт 6:13), смешением и разделением языков (Быт 11:7–8), руководством Ангелов (Быт 18:2 и др.), сожжением городов (Быт 19:24 и др.), прообразовательными богоявлениями, войнами, победами, поражениями, знамениями и чудесами, явлением различных сил, законом и пророками. Всем этим имелось в виду достигнуть истребления греха, разлившегося многоразличными потоками, поработившего себе человека и нагромоздившего жизнь всякого вида пороком, а также — и возвращение человека к блаженному состоянию”, — писал преподобный Иоанн Дамаскин, видя и в войнах милосердный Промысел Божий о человеке. Битва пяти царей против четырёх (около 1900 г. до Р. Х.) …кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию (Быт 9:6) Уже описание военных столкновений эпохи патриархов даёт представление о военном искусстве того времени. Четырнадцатая глава книги Бытия сразу предоставляет обильный материал для исследователя стратегии и тактики древнего мира. Первые стихи этой главы вводят читателя в военно-политическую ситуацию в районе Малой и Средней Азии, говоря об альянсах и военных союзах между правителями и подчинёнными им территориями. И было во дни Амрафела, царя Сеннаарского, Ариоха, царя Елласарского, Кедорлаомера, царя Еламского, и Фидала, царя Гоимского, пошли они войною против Беры, царя Содомского, против Бирши, царя Гоморрского, Шинава, царя Адмы, Шемевера, царя Севоимского, и против царя Белы, которая есть Сигор (Быт 14:1–2). Первый упомянутый в Писании союз — это союз четырёх месопотамских царей Амрафела (Хаммурапи), Ариоха, Кедорлаомера и Фидала. Данные, вскользь упомянутые в Ветхом Завете, скрывают масштаб этого военно-политического объединения, однако исторической науке стал известен документ, описывающий объединительные тенденции того времени в данном регионе, и вот какую оценку даёт им военный историк Е. А. Разин: «Военная мощь нового государства была столь велика, что к Саргону обращались за военной помощью торговые колонии семитов, находившееся в Малой Азии. Ко времени правления внука Саргона I относится первый документально засвидетельствованный военный договор о взаимопомощи, заключённый “Шумером и Аккадом” с царьками государства Элам, находившегося в юго-западной части нынешнего Ирана» 6 . Саргон I правил в XXIV веке до Р. Х., поэтому время правления его внука достаточно близко подходит к рассматриваемому периоду. Упомянутые в документе “царьки государства Элам” с большой долей вероятности ко времени жизни Авраама и составили свой собственный союз, естественно, не без ведома, а может быть и с подачи тогдашнего правителя Вавилона, который в XIX веке до Р. Х. стал новым политическим и экономическим центром в Междуречье.

http://pravmir.ru/voennoe-iskusstvo-v-kn...

В этих развернутых аллегориях вся история Израиля и Иудеи представлена как череда супружеских измен. Бесконечные вассальные союзы с могущественным державами – Египтом, Ассирией, Вавилоном – и другими окрестными народами на протяжении всего монархического периода израильской и иудейской истории влекли за собой, конечно же, и импорт культов чужеземных божеств. И то и другое – и вассальные альянсы и иноземные культы – проявление неверности, изображаемой Иезекиилем как череда прелюбодеяний жены, которая «расточала блудодейство… на всякого мимоходящего, отдаваясь ему» (Иез 16:15). Наказанием за это стал вавилонский плен: «Это будет сделано с тобою за блудодейство твое с народами, которых идолами ты осквернила себя» (Иез 23:30). Наконец, обратимся ко Второ-Исайе. Бог спрашивает Свой народ: «Где разводное письмо вашей матери, с которым Я отпустил ее?.. Вот, вы проданы за грехи ваши, и за преступления ваши отпущена мать ваша» (Ис 50:1). Здесь очевидная параллель с разводным процессом у Осии (Ос 2:1-13), с той лишь разницей, что у Второ-Исайи, пророка искупления и восстановления, этот риторический вопрос, очевидно, должен иметь отрицательный ответ: Бог не давал Своему народу «развода», возвращающиеся из вавилонского плена иудеи не смогут продемонстрировать никакого «разводного письма». Завет с ними остается в силе: «Как жену, оставленную и скорбящую духом, призывает тебя Господь, и как жену юности, которая была отвержена, говорит Бог твой. На малое время Я оставил тебя, но с великою милостью ( ) восприму тебя» (Ис 54:6-7). «Жена» была «оставлена» (плен), а потом вновь была «принята» (возвращение из плена). Это оставление и отвержение не были «разводом» (в этом – отличие от Осии). Если у Осии происходит «развод» (Ос 2:1-13), а потом восстановление брака (Ос 2:14-23), что вообще-то по закону запрещено (Втор 24:1-4. Иер 3:1), то у Второ-Исайи нет и «развода», есть лишь временное отвержение «мужем» своей «жены» – временное наказание пленом. Бог остается верен, не смотря ни на что, и лишь благодаря Его верности изначальные отношения будут восстановлены и «жена», оставленная «мужем», лишившаяся во время изгнания многих детей, будет вновь принята с прежней любовью.

http://bogoslov.ru/article/4872312

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010