—158— Этот меморандум был представлен в Пештский снем, где в ответ на него была сказана мадьярская поговорка: „kása nem étel, fót nem ember“ (каша – не пища; словак – не человек). Вместе с тем Пештский снем („парламент“) распорядился, чтобы чиновники терроризовали словаков и заставили их подписать протест против меморандума. Это удалось, и политическое положение Угрии стало очень печальным для словаков. Но всё же на свято-мартинском собрании словацких патриотов зародилась „Матица словенская“ – институт необычайной важности. Этим словаки более всего обязаны епископу Стефану Мойзесу, который добился аудиенции австр. императора (в Вене 21 июля 1861 г.), плодом которой было утверждение Матицы и обещание государя внять словацкому меморандуму. Но последнее осталось без внимания, так что сам Мойзес выражался об этом предмете так: „в Вене главным двигателем политики есть страх: кто сумеет нагнать там значительную долю страха, тот и восторжествует“. Ныне словаки имеют свою Матицу, свою баньско-быстрицкую гимназию, музей; в Словенске издается 25 журналов и газет 786 (8 политических, 4 беллетристических и научных, 2 специальные, 6 католич., 2 евангелических и 1 хозяйственный), несколько сборников 787 и 25 календарей, из которых преимущественно и почерпает свои сведения словак. Словаки еще не пали духом и неустанно протестуют против притеснения и бесправия, тем не менее мадьяризация всех угорских славян, в том числе и слова- —159— ков, прогрессирует – во всех отношениях, всеми способами! 788 . Мадьяризации словаков более всего содействует римско-католическая церковь . В Словенске 6 епископов – все они, конечно, мадьяры. Духовные семинарии и монастыри также мадьярского духа и столь же шовинистичны как и все средние мадьярские школы. Преподаватели в семинариях и монастырских училищах убеждают своих воспитанников переменять свои славянские фамилии на мадьярские, доказывая нужду в этом тем, будто славянское имя составляет позорное клеймо на образованном и занимающем высокое положение человеке. Ученики богословия не упражняются в семинариях ни в проповеди, ни в катехизических беседах, ни даже в чтении евангелия на словенском языке; так что кандидат священства, получающий славянский приход, не знает по-славянски и столько, сколько знает пастух. Так заботятся словенские епископы о своих духовных овцах 789 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Монастырь Моштаница впервые упоминается в письменных источниках в 1579 году в книге «Отечник», которая сегодня хранится в Хиландаре . Сам монастырь, безусловно, более древний, но время его создания точно определить до сих пор невозможно. Одна из легенд гласит, что Моштаница была построена в 1113 году. Это подтверждается надписью на старом монастырском ключе. Утверждение, что монастырь был построен королем Драгутиным , основано на том, что он был правителем этой области. Хотя и не исключена возможность того, что Драгутин действительно построил монастырь, нет никаких свидетельств, подтверджающих это. Хорватский историк Франьо Рацки отмечал, что некогда монастырь был католическим. Это утверждение не было отвергнуто, поскольку известно, что до середины XV века эту территорию в основном населяли католики. Во всяком случае, Моштаница впервые упоминается в конце XVI века, в период османской экспансии на запад. В письмах, отправленных монахами австрийским генералам, говорится, что монастырь находится в очень тяжелом положении. Однако ранее Моштаница был достаточно богатым монастырем: братством монастыря был приобретен серебряный крест с позолотой и инкрустацией драгоценными камнями. Позднее этот крест был обнаружен в ризнице монастыря Баньска . Вскоре Моштаница была сожжена вместе с монастырем Рмань . Монастырь был перестроен в 1642 году и действовал до Венской войны, когда снова был сожжен и разрушен. В 1699 году монастырь был снова отремонтирован. Монастырь Моштаница разрушался во время каждой австрийско-турецкой войны. Так случилось и в 1716 году, после чего снова началось его восстановление. Когда сербский народ в долине реки Уна в 1786 году восстал против турецких властей, Моштаница снова оказался под прицелом врага. Пятая реконструкция монастыря последовала во время Австрийского правления в 1792 году. В 1833 году монастырь перестроили, но неизвестно сносили ли его до этого. Во время восстания Печии в 1858 г. Моштаница снова подверглась нападению, и примерно в 1863 году последовала очередная реконструкция. Сербский принц Михайло Обренович сыграл большую роль в этом обновлении. В 1875 г. опять вспыхнуло восстание и турки в снова сожгли монастырь. Спустя три года началась подготовка к его реставрации. Восстановительные работы были завершены в 1883 году. Но даже в XX век не принес монастырю мира. Во время военных действий силы НДХ снесли монастырь в 1941 году, но сразу после войны его отстроили заново.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Стефана Уроша III (Стефана Дечанского) и деспота Стефана Лазаревича. Начальная часть 1-го Жития в основном посвящена драматическим взаимоотношениям его героя с отцом, а во 2-м М. упоминается в родословце сербской династии Неманичей с определением «Баньский краль». Оба памятника получили распространение в рукописной традиции Московской Руси XVI в. Сведения из них были включены в сокращенном виде в Русский Хронограф, составленный между 1516 и 1522 гг. в Иосифовом Волоколамском мон-ре (ПСРЛ. Т. 22. Ч. 1. С. 395, 403-404), и перешли во все позднейшие редакции памятника XVI - 1-й четв. XVII в. (Там же. Ч. 2. С. 182, 186-188), в Никоновскую летопись, созданную в 1526-1530 гг. в окружении митр. Даниила (ПСРЛ. Т. 10. С. 48, 196-198), и в Лицевой летописный свод посл. четв. XVI в. Не позднее 2-й четв. XVI в. большие извлечения из Жития Стефана Дечанского (в т. ч. повествующие о М.) были включены в состав посмертных чудес свт. Николая Чудотворца, причем и на декабрьскую и на майскую памяти (ВМЧ. Декабрь, дни 6-17. СПб., 1904. Стб. 645-660; Иосиф. Оглавление ВМЧ. Ч. 2. Стб. 155-156). В 70-х гг. XVI в. тексты этих чудес были проиллюстрированы (в т. ч. с изображением М.) в составе лицевого жития свт. Николая (РГБ. Больш. 15), созданного в мастерских Московского Кремля. Начиная с 1640 г. тексты неоднократно издавались Московским Печатным двором в сборнике с Житием, со службами и с чудесами свт. Николая. С посл. четв. XVIII в. (старшее известное издание - Гродно, 1781) книга неск. раз издавалась старообрядцами. В Ярославле в 1644 г. сцены из Жития Стефана Дечанского с изображением М. были включены во фресковый цикл ц. Николы Надеина, а в 1673 г.- ц. Николы Мокрого ( 2007. С. 95-98). От хиландарских посольств сер. XVI в. в Москве было известно, что М. является (наряду со святыми Саввой и Симеоном Сербскими) одним из главных ктиторов этого святогорского монастыря. В 1550 г. хиландарские монахи преподнесли царю Иоанну IV Васильевичу Грозному икону М. и список службы ему ( 1965. С. 93), совр.

http://pravenc.ru/text/2563220.html

24.Храм Всех Сербских Святых (в селе Джураковац) Храм Всех сербских святых в местечке Джураковац построен в 1997г. Албанские экстремисты разрушили храм в июле 1999г., после прихода итальянского контингента KFOR. Приходской дом был ограблен и сожжен. 25.Соборный храм св.Троицы (г.Джаковица) Постройка соборного храма святой Троицы в г.Джаковица началось в 1994г., а была закончена в 1998г. Храм возведен на фундаменте прежней пятикупольной мемориальной церкви. Старая церковь была задумана как мавзолей для погредения останков убитых, погибших от голода и холода воинов в войнах 1912-1918 годов; ее строительство было закончено в 1940 году, но уже в 1949 году в день свт.Саввы Сербского безбожники ее разрушили. Пятьдесят лет спустя, на том же самом месте, новый храм переживет похожую судьбу. Храм в г.Джаковица был одной из самых красивых церковных построек. Авторы проекта – Любиша Фолич и Радомир Фолич. Самым значительныим благотворителем стал Момчило Станоевич. Сразу после ввода итальянского контингента KFOR местные албанские экстремисты начали осквернение храма, расположенного в самом центре города. Ценная греческая мозаика Святой Троицы над центральным порталом была разбита на мелкие кусочки. Интерьер храма сожжен и осквернен. Стены были исписаны надписями и вульгарными рисунками. В конце-концнв храм был взорван 24-25 июля 1999г., несмотря на постоянные обращения представителей Сербской Церкви в KFOR c просьбой обеспечить безопасность этой святыне. 26.Храм свт.Николая (в деревне Осояне, г.Печ) Церковь свт.Николая –«Николяча» - расположена на луговом холме в старинной сербской деревне Осояне у реки Куявче, в 8 км юго-восточнее от г.Истока. Место Осояне упоминается королем Милутином в грамоте монастырю Баньска в 1314г. В кастихе монастырю Девич 1761-1779 гг. записаны имена сербов благотворителей из этой деревни. Храм свт.Николая в деревне Осояне разрушен и осквернен албанскими экстремистами в середине июня 1999года, после размещения итальянского контингента KFOR. 27.Храм св.Николая

http://pravoslavie.ru/40101.html

318 Саввино житие св. Симеона: «Последи же тех ти (Студеницкий) пашь светы монастырь сьзда, его же и нарече в име Владычице... создавь от мала и до велика, и се­ла предав и с инеми правдами монастырю иконы и сосуды чьстными и книги и ризы и завесы и яже суть писана в злопечатнии повелеи его, паче же и в церкви написано на стене и с клетвою и с заузою, яко да никто ие повторить егова предания». Позд­ний список грамоты Студенице у Шафарика: Schaffarik PJ . Serbische Lesekorner oder historisch-kritische Beleuchtung der serbischen Mundart. Pesth, 1833. 319 Помянник Сопочанского монастыря: «Помени, Господи, ктитора нашего мироточца Срьбского и Анастасию монахию» (Записки географического общества. Т. XIII). 320 Св. Савва в житии: «Сам же созда монастыре. И право у Топлицы св. отца Нико­лы. И другы таможде свету Богородицу у Топлицы. Потомжде созда монастырь св. Геор­гия в Расе. И всем тем монастырем створи управу, яко же подобает». Стефан говорит то же, но пространнее. О монастыре св. Николая пишет: «Близ Св. Богородице на усти реке Баньке, ходещу же оному босу... и чрьньчекое правило устави у нем». О Георгиевском: «Всякое детелию украсив и изещне с всякими делы црьковными и устави чрьньчске правило». В храме Юрьевых столбов цело древнее изображение святого, с надписью: «Свет Симеон Неманя и хтитор места сего святого» (Записки географического обще­ства. Т. XIII. С. 140). По синаксарю Сербляка (л. 124) Неманею построены еще храмы: Богоматери в Топлице, св. Николая на Баньской реке, архистратига Михаила в Скопии, св. Пантелеимона в Нише (Раич. История разных славенских народов. Ч. 2) 321 По «Законнику Душана» видно, что в Сербии были священники «башинницы» и «небашинницы» – своеземельные и безземельные; последние обрабатывали для себя «три ниве законите» – церковные. Властелин-помещик обязывался содержать священника: иначе тот имел право переходить на другое место. Священники собирали в приходе произведения земли, что называлось «поповска земльна бирь». Часть этого сбора шла епископу (Законник Стефана Душана. Зак. 6, 28, 31, 32, 38).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Жемчужиной храмовой росписи церкви является икона XIII века – «Милостивая, на которой запечатлена Богоматерь с Богомладенцем с корзинкой в руках полной хлебов. Из корзинки Богомладенец берёт хлеба и раздаёт страждущим. Данная фреска-икона почитается верующими как чудотворная. В храме периодически совершаются богослужения. Адрес: Sahat Kulla 21 20000 Призрен, Косово. Телефон: +383 49 776460 Электронная почта: djstefanovic@gmail.com Подробнее... Церковь Святого Спаса (Призрен) [ править править код ] Церковь Святого Спаса в Призрене была построена около 1330 года и находится в юго-западной части города. Расположена на небольшом плато ниже городской крепости, которая возвышается над городом. Церковь построил дворянин Младен Владоевич (дед Вука Бранковича), который в 1348 году передал ее в дар задужбине царя Душана Стефан монастырю Святых Архангелов в каньоне призренской Быстрицы. В османский период церковь была заброшена и какое-то время использовалась как амбар, в результате чего ей был нанесен значительный ущерб. Самый старый слой фресок, датированный примерно в 1335 годом, находится в алтаре. В 1990 году Республика Сербия включила её в число памятников культурного наследия Республики Сербия исключительной важности наряду с другими церквями в Призрене. Албанские экстремисты подожгли и сильно повредили церковь во время мартовского погрома 2004 года. Адрес: Nuri Sherifi, Prizren, Косово. Подробнее... Церковь святого великомученика Димитрия Солунского (Косовска-Митровица) [ править править код ] После войны 1999 г. Косовская Митровица разделилась на северную и южную части. Из-за разделения церковь Святого Саввы, расположенная в южной (албанской) части города, стала недоступной для сербов, которые мигрировали в северную часть города. Возникла необходимость построить новый храм, строительство которого началось в ноябре 2001 года. Место для строительства нового храма было тщательно выбрано так, чтобы храм мог быть виден из любой части города. Наравне с монастырем Баньска, церковь является духовным центром Северного Косова.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Серб...

Именно эти фрески были использованы при оформлении книги «Песни южных славян», входящей в Библиотеку всемирной литературы (11 том 1 серии). Адрес: Монастырь Грачаница, Грачаница, 10500, Косово. Электронная почта: gracanicamanastir@gmail.com Страница монастыря в Фейсбук Подробнее... Женский монастырь Девич [ править править код ] Монастырь Девич был основан в 1434 году на том месте, где в пустом стволе букового дерева подвизался исихаст XV века святой Иоанникий Девичский. Монастырь находится в густых лесах, в пяти километрах от города Србица. Ктитор — деспот Джурдж Бранкович — построил обитель в знак благодарности за излечение его больной дочери-девицы. Отсюда и произошло название — Девич. Во время турецкого ига монастырь неоднократно подвергался осквернению, сожжению и разрушению, однако неизменно восстанавливался и реконструировался. Сегодня в Девиче насчитывается несколько церквей: Введения во храм Пресвятой Богородицы, святого Иоанникия и святого Георгия. В них сохранились три слоя фресковой росписи: XV, XVI и XIX веков. Ранее монастырь располагал богатейшим собранием книг, переписанных в собственной мастерской, которые хранились здесь на протяжении столетий. Наибольшим духовным сокровищем Девича по-прежнему являются мощи святого Иоанникия, находящиеся под спудом. Он особо любим сербским народом как великий чудотворец и целитель, по молитвам которого и сегодня происходят многие чудеса. Одно из них — незримое присутствие и заступничество святого Иоанникия за свою обитель. Адрес: Manastiri 100 Llausha, Kosovo. Телефон: +383 28 582833 Электронная почта: manastirdevic.drenica@gmail.com Страница монастыря в Фейсбук Подробнее... Женский монастырь святой Параскевы в Улие (Лепосавич) [ править править код ] О времени постройки и основателе монастыря Святой преподобномученицы Параскевы Римской нет точных упоминаний. Считается, что фундамент монастыря относится к временам средневековья, и хартия святого короля Милютина является тому подтверждением. В ней упоминается деревня Улие с церковью в честь Входа Господня в Иерусалим, которую король Милютин подарил монастырю Баньска. Как и многие православные святыни, эта церковь была разрушена во время турецкого владычества на Балканах.

http://azbyka.ru/palomnik/Косово_(монаст...

Сохранилась каменная скульптура Богородицы с младенцем Христом на коленях, ранее находившаяся над порталом храма. Ныне скульптура хранится в соседнем монастыре Соколица. Другие детали фасада храма находятся ныне в Национальном музее в Белграде и Археологическом музее в Скопье. В 2004 году в стены вернулась монашеская жизнь, был построен новый братский корпус, в 2006 году началась масштабная реставрация. Ныне монастырь Баньска — один из духовных центров сербского Косова. Адрес: 38216 Косово Телефон: 028/669-146 (о. Данило, игумен монастыря) Электронная почта: manastirbanjska@gmail.com Официальный сайт монастыря Подробнее... Мужской монастырь Высокие Дечаны [ править править код ] В 2004 году монастырь был внесен в перечень объектов Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Фрески монастыря были охарактеризованы как «одни из наиболее ценных экспонатов палеологовского ренессанса в византийском изобразительном искусстве» и «ценное отображение жизни XIV века». В 2006 году он был зачислен в список всемирного наследия, находящегося под угрозой, по причине возможных атак албанских боевиков. Находится под защитой KFOR. Главный собор, посвящён Спасу Вседержителю (Пантократору) и сложен из пурпурного, светло-жёлтого и чёрного мрамора. Работу осуществляли строители под началом францисканского монаха Вита из Котора. Он отличается от других сербских храмов того времени своими внушительными размерами и заметными романскими чертами. В интерьере церкви — около 1000 изображений отдельных святых, все основные сюжеты Нового завета, фрески с портретами царей из рода Неманичей (XIV в.). В монастырской ризнице сохранились также произведения сербского ювелирного искусства, около 60 икон XIV—XVII вв. (самая богатая коллекция икон в Сербии), имеется деревянный иконостас XIV века, трон игумена и резная гробница короля Стефана III. Адрес: Манастирска бб, Дечани, Косово. Телефон: +381 64 800 3000 , +383 49 776 024 Электронная почта: manastir@decani.org Официальный сайт монастыря Подробнее... Мужской монастырь Драганац [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Косово_(монаст...

Закрыть itemscope itemtype="" > Услышим ли мы завтра благовест над Косово? Интервью с художником Валерием Близнюком 19.05.2008 393 Время на чтение 10 минут Поразительно, но все они были сняты за четыре часа в четырех сербских монастырях: Печская патриархия, где на протяжении веков возводили на патриарший престол сербского Патриарха, Баньска, Грачаница и Высокие Дечаны. После произошедшего два месяца назад отделения Косово от Сербии эти святыни оказались беззащитны и могут быть разрушены в любой момент. Беззащитными стали и сербы - жители Косово и Метохии. В годы Османского владычества над сербскими храмами не раздавался благовест. Теперь колокола древних церквей могут умолкнуть снова. " Я слышал благовест... " - так назвал свою фотовыставку Валерий Близнюк. Она стала одним из важнейших событий православной жизни последних месяцев. - Валерий, принято считать, что фотография - это зеркало. В ней отражается взгляд автора, его отношение к изображенному событию, человеку, ситуации. Какими глазами смотрели на Косово и Метохию Вы? Как фотохудожник? Как верующий человек? Или просто - как путешественник? - По профессии я художник. Всю жизнь писал пейзажи, рисовал, занимался литографией, офортом, с некоторых пор стал заниматься иконописью. И вот эти поездки, в данном случае - в Сербию, а перед этим был еще ряд поездок в Грецию, в Италию - изначальной целью этих поездок было собирание материала для будущей работы. Сейчас нет таких великих учителей-художников, какие были в древности, скажем, тот же преподобный Андрей Рублев. И нашими учителями становятся стены храмов, иконостасы, древние иконы. - Изначальной? Вы хотите сказать, что потом цель изменилась? - Цель, наверное, осталась и эта. Но сместился акцент. Когда мы приехали в монастырь Высокие Дечаны, при первом же беглом взгляде - я был шокирован. Со всех стен на меня смотрели лики неземной красоты. Да, это лики святых - но как они написаны! Сами фрески и иконы просто потрясали. Меня захлестнул поток разных мыслей и чувств, думалось: эту красоту не охватить, не изучить и за всю жизнь! А у нас лишь час времени! Потом резко пришло озарение - а сколько жизни отмерено этим святыням? Даже если я вернусь сюда через год или два - застану ли эти храмы, этот монастырь... Все, что происходит вокруг, заставляло усомниться в этом.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

По окончании осады Даниил перешёл в Карею. Когда поднялись неудовольствия между королями братьями – Драгутиным и Милютиным, Даниил, посвящённый в епископа Баньского 270 , был посредником-миротворцем между братьями и, отклонив войну, убедил Драгутина отказаться навсегда от предприятий, оскорбительных для чувств христианских 271 . Совершив христианское дело, Даниил возвратился в любимое Карейское уединение. Потом он же, по просьбе страдальца королевича Стефана, принимал живое участие в примирении отца с сыном 272 . После того Даниил собрался было отправиться в Иерусалим; во король, призвав его к себе, назначил ему покойное пребывание в патриаршей обители. По избрании блаж. Никодима в архиепископа, предоставлена была Даниилу Холмская кафедра 273 . Он был свидетелем смерти короля Милютина. Новый король Стефан любил его ещё более, чем отец, так как живо чувствовал признательность за участие его в избавлении из заточения. Когда двоюродный брат короля Владислав склонил Болгарского князя в свою пользу и против короля, в совете вельмож Стефана положили: дело посредника успешнее других может совершить Холмский епископ Даниил и – блаж. Даниил счастливо исполнил поручение в Константинополе и у Болгарского князя 274 . – Не взирая на почести и знаки любви, которыми осыпал король блаженного Даниила, Даниил снова удалился в Афонское уединение. По смерти блаж. Никодима Сербский собор (в 1325 г.) избрал Даниила в архиепископа 275 . В этом звании Даниил ревностно заботился об обращении к православию Богомилов, живших около Прилепа 276 , равно как с успехом отражал нападения папы 277 . – Во время войны Болгарской (1330 г.) он оставался при королеве для советов 278 . Сербия одолжена была ему построением многих храмов и разведением виноградников 279 , Он венчал на королевство Душана, хотя и со скорбью за его отношения к отцу 280 . Блаженный Даниил, при любви к Господу, любил просвещение и отчизну свою 281 . Он собирал сведения о прошлом Сербии и написал Родослов, где в первой части красноречиво описал дела Сербских властителей, а во второй – жизнь Сербских первосвятителей 282 . Блаженно почил 19 декабря 1338 г. 283 . Сербская Церковь поёт ему: «чудо явився извещения (по повествованию), делами добродетелей Божиих воссиял еси, монашествующих лики упасл еси, архиерейская седалища утвердил еси, еретическаго нападения не усуминився, Церковью Христовою управляя, преподобне отче Данииле, премудре: уснул еси, яко спя, тело же твое цело и нетленно соблюдено бысть и подает цельбы болящим от различных недугов и демоны прогоняет. Сего ради молим тя, моли спастися душам нашим» 284 . Празднование Новодворской иконе Богородицы

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010