Новости Фотовыставка «Я слышал благовест... Косово и Метохия» проходит в ЦДХ на Крымском валу 26.03.2008 22:12 Москва, 26 марта, Благовест-инфо. Уникальные византийские памятники церковного искусства, запечатленные фотокамерой художника Валерия Близнюка, представлены на выставке «Я слышал благовест... Косово и Метохия» в Центральном доме художника на Крымском валу. Мимо экспозиции невозможно пройти, и не только потому, что она расположена прямо в холле ЦДХ. 70 фотографий, для которых художник избрал монохромное решение, знакомят с архитектурой и фресками четырех древних монастырей, само существование которых поставлено под угрозу: Печская патриархия (1233 г.), Баньска (1316 г.), Грачаница (1320), Высокие Дечаны (1335 г.). Искусствовед, преподаватель РГГУ Нина Квливидзе рассказала на вернисаже, что выставка произвела на нее особое впечатление еще и по той причине, что ей довелось видеть эти памятники воочию, будучи в Сербии: «Эти фотографии – не только великолепные произведения фотоискусства. Они доносят до зрителя удивительную по силе, яркую культуру, воплощенную в сербских росписях. Сербская земля воспринимается сербами как земля святая. И на этой святой земле есть святая святых – Косово и Метохия. Косово поле – это настоящая Сербия для каждого христианина». Эти фото вызывают сердечное чувство, которое очень близко чувству стыда и вины, продолжила Н. Квливидзе. «То самое чувство, которое преследует, когда проезжаешь по этим местам в Сербии. Призыв, высказанный или невысказанный, к русским, не оставляет совесть спокойной. Что можно сделать, как помочь?» Как минимум необходимо осознавать, что сохранившиеся церкви с их росписями – это величайшие памятники высоты духа и творческого подъема, убеждена искусствовед. Косово можно рассматривать как памятник памятников, энциклопедию византийского искусства. Благодаря чудному климату этой страны старинные фрески производят впечатление свеженаписанных, рассказала Н. Квливидзе. «Они потрясающей сохранности, и не должны оставлять равнодушным никакое сердце. На представленных фотографиях нет фиксации страшных разрушений, но то что, происходит с этими памятниками, похоже на бросание драгоценных фолиантов с древними миниатюрами в огонь бестрепетной, равнодушной рукой. Это драгоценные крупицы византийской культуры, которая почти полностью уничтожена в Константинополе, в значительной мере в результате исторических обстоятельств утрачена в Греции, в силу тяжелых исторических и неблагоприятных климатических условий значительно утрачена на Руси и чудом сохранилась в Сербии, в Косово. Необходимо всему культурному миру встать на защиту этих произведений, – призвала эксперт. – Сжигание библиотек и уничтожение храмов – это вандализм, который не может быть оправдан никакими сиюминутными политическими выгодами. Художественное достоинство этой культуры исключительно».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

20 января 2003 года албанцы бросили две гранаты на дом Славиши Вукадиновича в селе Янина Вода под Обиличем. Во время нападения никто не пострадал, но был причинен значительный материальный ущерб. 6 февраля 2003 года албанцы бросили гранату на дом Слободана Тодоровича в Обиличе, а 10 апреля был подожжен дом серба Павла Милича. 12 апреля 2003 года албанские террористы подложили 40 кг мощной взрывчатки под железнодорожный мост у села Ложиште, вблизи Баньской (община Звечан). Между тем, из-за ошибки и детонации взрыв только повредил мост, и два албанца погибли. Они оказались членами «Косовского защитного корпуса» и так называемой АНА (Албанской национальной армии). Расследование полиции УНМИК показало, что целью нападения был взрыв моста в тот момент, когда через него будет проходить поезд, на котором сербы из центральных косовских анклавов ездят в Лепосавич и в сторону Белграда. После этого нападения, шеф УНМИК Михаель Штайнер назвал так называемую АНА (Албанскую национальную армию) террористической организацией, чем признал наличие албанского терроризма в крае. Накануне Пасхальных праздников 2003 года и сразу после них было зафиксировано несколько новых нападений. На Великую Пятницу 25 апреля 2003 года албанские хулиганы жестоко избили сербку Смильку Анджелович (66 лет) в ее собственном доме в Липляне. Ее супруг Любинко нашел свою жену лежащей на кухне в луже крови с тяжелыми черепно-мозговыми травмами. Стул, которым пожилую женщину били по голове, также был в крови. Расследование показало, что наиболее вероятным мотивом нападения было намерение заставить Анджелковичей продать свои дома албанцам, что они упорно отказывались делать, желая остаться жить там, где проведи всю свою жизнь. В тот же день из Гнилана пришло страшное известие о том, что албанцы выбросили из городской библиотеки на свалку около 1000 книг на сербском языке. Среди книг найденных в мусорных контейнерах были произведения известного нобелевского лауреата Иво Андрича, Петра Негоша и поэтессы Десанки Максимович.

http://pravoslavie.ru/40798.html

Мне рассказывали весьма трогательные сцены подобного рода. Но их муж или отец сразу же подвергаются опасности, и если они быстро не переселятся в Сербию, арнауты их, как правило, убивают. Принятие ислама сербскими крестьянами совершенно объяснима, потому что с этим прекращаются все их муки и беды. В этих областях есть и тайные крипто-сербы, которые внешне приняли все албанское, особенно одежду и манеру поведения, и, помимо сербского, знают в совершенстве албанский язык. Вблизи города Гнилана есть сербы крипто-католики, которые пошли еще дальше так, что приняли ислам, но в семье, в своих домах они все еще христиане… Очень редко, когда кто-то отвечает за эти преступления и если это происходит, то виновный, как правило, не бывает наказан. Это отчаянное положение не изменилось и с введением конституции 1908 года (со стороны так называемых младотурок). Более того, из-за стремлений младотурок к оттоманизации, положение всех христиан в Турции ухудшилось… Многие церковные и монастырские имения они/младотурки/провозгласили общественным достоянием, и на них расселены магометане, иммигрировавшие из Боснии, которые в действительности говорят только на сербском языке. Этих магометан поселили и на пастбищах и выгонах сербских сел, чтобы лишить их условий для существования. Так раздроблялись компактные сербские поселения и устраивались оазисы смешанного христианско-магометанского населения… Турецкое правление и арнаутские преступления и насилия! Впрочем, это и для самых гуманных людей Западной Европы расплывчатые понятия. Для нас сербов это акты уничтожения нашего народа…Они касаются народа, который был центром Сербского государства. В Старой Сербии находятся наши самые прекрасные церковные постройки средних веков: Грачаница, Дечаны, Печ, Сопочани, Баньска и другие. Почти в центре этой области Косово, о котором нам тяжело вспоминать, потому что на нем в 1389 году в битве между сербами и их союзниками в одной стороны и турками с другой стороны погибла свобода балканских христиан. Защищая свое государство на Косово погибла вся сербская элита.

http://pravoslavie.ru/40798.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОВАЧЕВИЧ [серб. Любомир (4(16).01.1848, Петница близ Валева - 19.11(2.12).1918, Врнячка-Баня), серб. историк, один из родоначальников критической серб. историографии. Род. в семье священника. Начальную школу окончил в Петнице, гимназию - в г. Шабац, философский фак-т в Великой школе (впосл. ун-т) - в Белграде (1867-1870). Во время обучения занимался исследованием белградских архивов. Участвовал в сербско-турецкой войне 1876-1877 гг. Работал преподавателем гимназии, директором Учительской школы в Крагуеваце, преподавал историю серб. народа, общую историю и сербский язык в Высшей женской школе и Военной академии в Белграде (1878-1882, 1889-1893). С 1894 г. профессор истории в Великой школе. В 1895-1896 гг. и 1901-1902 гг. был министром просвещения Сербского княжества и не мог совмещать гос. службу с преподавательской деятельностью, поэтому 3 периода он был секретарем отдела общественных наук (1892-1896, 1900-1906 и 1913-1914), временным (1905-1912) и постоянным (1912-1913) главным секретарем Сербской королевской АН. Член Сербской королевской АН (с 1887). Награжден орденами кн. Милоша Великого 5-й степени и св. Саввы Сербского 4-й степени. К. был сторонником критического подхода к оценке исторических событий и основное внимание уделял анализу исторических источников. Собрал и подготовил к изданию грамоты (повельи) афонских монастырей, но большая часть материалов пропала в годы первой мировой войны, сохранившиеся документы опубликовал С. Новакович (Законски споменици српских држава века/Приред.: С. Београд, 1912). Одновременно с В. Ягичем опубликовал хрисовул кор. Милутина монастырю Баньска (Светостефанска Београд, 1890. 4). Опроверг легенды о предательстве Вуком Бранковичем кн. Лазаря во время Косовской битвы (Вук Н. Београд, 1888. 10. С. 215-301). Вместе с Л. Йовановичем составлял «Историю сербского народа», но довел хронологию только до 1020 г. (Ucmopuja српског народа. Београд, 1890. Св. 1; 1891. Св. 2; Ucmopuja српског народа: Hajcmapuja ucmopuja. Београд, 2000).

http://pravenc.ru/text/1841604.html

269 Так говорит ученик Даниила. По его известию, сличённому с грамотой Милютина и родословом, это нападение Франков на Афон окончилось в 1296 г. Феодул магистр, известия которого напечатаны in Anecdota Boissonadi II, 226, относил разорение Афона Каталонцами к 1308 году. Но преимущество остаётся. за современниками. 270 Слова Даниила в Зап. геогр. общ. XIII, 302. Гласник VI. 38. Даниил говорит, что при погребении кор. Елены († февр. 6-го 1306 г.) был он в звании Баньского епископа. 271 Летоп. в Гласнике V, 57. Даниил у Раича II, 421. 422. Так как при погребении кв. Елены в февр. 1306 г. Даниил был уже Баньским епископом, то примирение Драгутина с Милютиным и матерью совершено, без сомнения, в 1305 году. 277 Служба: «святителю Христов, Божественных преданий учителю, тебе, яко истинного пастыря Христос показал есть словесному стаду, Сербским людем, ихже и от соблазнов спасл еси и укрепил их быти в православии». 281 У Григоровича (путеш. 19) Евангелие 1329 г., писанное «повелением преосв. госп. архиеп. всех Срьбских земль и Поморских кир. Данила, тогда владычествующа на престоле св. святителя кир Саввы». Майкову (стр. 50) известен перевод Кормчей, приписываемый арх. Даниилу. 282 Родослов в музее Румянцева, стр. 155–157. Подлинник в Хиландаре; три списка в Карловцах и Львовской университетской б-ке. Ученик Даниила: «провозвести жития Богоугодная господий своих, – благоверных царей земль Сербских – и паки по сих благая действа жизни непорочныя преосвященных архиепископов». После Даниила писались только заметки по годам, краткие летописи. У Шафарика (в памятниках) изданы три летописи: одна оканчивается 1453 годом, другая – 1503 г., третья, изданная по 8 спискам, переходит, по некоторым спискам, в XVII столетие. Троношская летопись, изданная в 5 ч. Гласника, отличается полнотой и в составителе её видно желание излагать события в их связи. Она оканчивается первой четвертью XVI стол. Ещё краткая летопись в Латинском переводе В Псячевича издана – в «ар.» Кукучевича 3, 3–30. Кроме краткости и сухости известий, в Сербских летописях видна ещё одна странность: хронологические показания их большей частью неверны.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Хаджи Миодраг Миладинович посетил Афон и Хиландар 15 раз. Он снял больше 7000 фотографий (цветных и черно-белых, на пленке и на слайдах). Фотографии были напечатаны во многих национальных и международных изданиях и журналах. На выставке в Белграде, Ниш, Алексинац и Пловдив (Болгария) были представлены 60 черно-белых фотографий. На них показана жизнь монахов и их путь к открытию и познанию духовного источника.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 28 января, 2024 20 января, 2024 28 апреля, 2024 20 апреля, 2024 13 апреля, 2024 6 апреля, 2024 16 марта, 2024 9 марта, 2024 3 марта, 2024 28 января, 2024 20 января, 2024 28 апреля, 2024 20 апреля, 2024 Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Другие фотоленты Показать еще Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи .

http://pravmir.ru/banskij-monastyr-v-kos...

— Будут ли распространяться новые учебные стандарты на академии и семинарии за рубежом, например на Украине или во Франции, где открылась новая семинария? — Здесь необходимо соблюсти баланс: с одной стороны, разработать единые требования для всех учебных заведений Русской Православной Церкви, а с другой — следовать законодательствам тех стран, в которых эти учебные заведения созданы. Это задача непростая, но выполнимая. Тем более что все европейские страны, включая Россию, встраиваются в Болонскую систему. — Владыка, Вы недавно побывали в Косово — регионе, где христиане живут в наиболее суровых условиях, на грани выживания. Какими личными впечатлениями от посещения Косово Вы могли бы поделиться? — Мне впервые довелось побывать в Косово , и впечатления, вынесенные мной из этой поездки, очень яркие и неоднозначные. Я посетил древнюю Печскую Патриархию, монастыри Грачаница, Дечаны, Баньска. Однако самое яркое впечатление осталось у меня от знакомства с теми замечательными людьми, которые, несмотря на множество трудностей и реальную опасность, совершают подвиг во имя сохранения Сербского Православия на этой земле. Многие из них — монахи. Они проживают на маленьких, огороженных колючей проволокой территориях под охраной международных миротворческих сил. Я много читал о варварском отношении к православным святыням Косовского края. Но одно дело читать, и совсем другое — лично убедиться, что пугающие сведения о поругании храмов и монастырей в Косово нисколько не являются преувеличением. Некоторые из храмов стерты с лица земли и не подлежат восстановлению, другие лежат в руинах. И если какие-то храмы начали восстанавливать, то это идет очень и очень медленно. Будут ли восстановленные храмы реально доступными для сербского православного населения Косово сейчас и в дальнейшем? Не будут ли они превращены в безликие «памятники зодчества»? Хватит ли сил у немногочисленных подвижников, оставшихся на земле своих отцов, дедов и прадедов, восстановить благолепие храмов и не дать угаснуть монашеской жизни в стенах древних обителей? Эти вопросы я не раз задавал себе во время поездок по Косовской земле. Эти же вопросы читались в глазах встречавшихся со мной людей.

http://patriarchia.ru/db/text/977979.htm...

Участники благотворительной организации «Косовское Поморавье» «В Косово и Метохии нет лекарств!» – «В банках Косово нет наличных!» – «Сербам Косово грозит гуманитарная катастрофа!» – вот несколько заголовков из СМИ последних нескольких дней, рассказывающих обществу о том, как живет южный сербский край. Яринье, переход на административной (для некоторых – «государственной») границе, через который доставлялись к нам в Косово медикаменты и наличные, был закрыт с 23 сентября до 18 октября из-за стрельбы у монастыря Баньска, рядом с одноименным селом на севере края. Но для нас-то, для тех сербов , что живут на юге края, ничего нового абсолютно нет – мы живем так годами , без всякой истерики в СМИ. Резануло в неведомо какой раз: о действительных бедах верещат и с умным видом рассуждают о «решении проблем» только тогда, когда что-то происходит на севере, и когда иностранные и отечественные журналисты заимствуют названия статей друг у друга, а в текст добавляют от себя побольше озабоченности да патетики. Оказывается, ты живешь лишь в кавычках длинных, пустых речей всевозможных «международных представителей», надувающих щеки в рассуждениях о «снижении напряженности», в призывах к сдерживанию «обеих» («обеих», то есть сербов тоже, да!) сторон, о «приоритете мирных отношений»… Мир – приоритет для тех, у кого он есть. А мы, сербы Косово и Метохии, о нем лишь продолжаем мечтать. Годами мы мечтаем, например, о том, чтобы аптеки в наших анклавах снабжались лекарствами и медикаментами, чтобы нам не нужно было метаться по краю или по заграницам в поисках препаратов, марли, бинтов, простейших вещей для беременных и новорожденных, чтобы лечь в больницу со всем необходимым. На юге Косово постоянные и длительные задержки с выплатой пенсий и зарплаты (это если кому-то посчастливилось, и он имеет работу, конечно). Любая блокада, любой запрет сначала отрабатывается на сербах Косовского Поморавья и других южных частях края, но просвещенная общественность узнает об этих запретах и блокадах лишь тогда, когда они касаются севера, не раньше. «Сербы с юга – они подопытные. Потерпят. Пока нас не коснется, все нормально, ничего страшного». А все-таки, знаете, страшно. Страшно, когда, например, старый человек остается один-одинешенек, без лекарств и денег, когда в доме нет еды, когда его жизнь зависит от того, вспомнит ли кто-нибудь о его существовании, зайдет к нему и накормит.

http://pravoslavie.ru/156869.html

Мощи короля Милутина вернут Косовскому монастырю Баньска 23 декабря 2006 г. 15:21 «Святой Синод Болгарской Православной Церкви принял историческое решение о возвращении части мощей сербского короля Милутна монастырю Баньска, построенном им самим», — сообщил агенству ТАНЮГ игумен Симеон, настоятель монастыря, расположенного в северной части Косовской Митровицы. «Возвращение короля Милутина в Косово и Метохию — для нас Божий промысел и великая милость», — сказал отец Симеон и добавил, что в монастырской церкви Святого архидьякона Стефана, где пять веков назад были захоронены мощи баньского короля, готовится новое место для их упокоения. По словам отца Симеона, предстоит заключение договора между двумя церквями, по которому часть мощей, хранящихся в Соборной церкви Святой Недели в Софии, передадут Сербии, так как король Милутин — великая святыня и для болгарского народа. Отец Симеон подчеркнул, что для монастыря Баньска совсем не случаен тот факт, что  решение принято в то время, когда начались работы по восстановлению монастыря Баньска, лечебного источника и самого села Баньска. После исторического решения Болгарской Церкви, принятого в прошлую пятницу, в монастыре Баньска началась подготовка к встрече мощей короля Милутина, намеченной на 15 августа будущего года, в день, когда монастырь прославляет своего покровителя — святого архидьякона Стефана. Игумен монастыря рассказал, что два с половиной года назад было завершено восстановление монастырской гостиницы, и это вдохнуло жизнь в разрушенный до основания  и опустевший монастырь, полное восстановление и возвращение к положению времен короля Милутина которого еще только предстоит. В сегодняшнем восстановлении монастыря большую помощь оказывают Координационный центр за Косово и Метохию и Министерство культуры Сербии. Возобновились переговоры с республиканским Институтом защиты памятников культуры и Министерством культуры о продолжении проекта восстановления, особенно важного теперь, когда речь идет о подготовке места захоронения мощей короля Милутина. Сербский король Милутин, один из великих ктиторов церквей и монастырей не только Сербии, но и Константинополя, Иерусалима и Солоников, упокоился в 1321 году и по своему завещанию похоронен в церкви Святого архидьякона Стефана монастыря Баньска. Из Баньска, в 1460 году, для сохранения от поругания турками, его мощи были вывезены в монастырь Горна-Баня близ Софии, а затем — в церковь Святого короля в Софии (теперь это Соборная церковь Святой Недели). Софийская Соборная церковь и сегодня — место паломничества  к мощам короля Милутина, которого болгарский народ, также как и сербский, почитает своей святыней. Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/174134.htm...

Монастырь Баньска (Косово и Метохия) отметит престольный праздник святого первомученика архидиакона Стефана 13 августа 2007 г. 16:01 15 августа монастырь Баньска отметит храмовый праздник святого первомученика архидиакона Стефана. После более чем пятисот лет пребывания в развалинах обитель Баньска становится центром монастырской жизни в Косово и Метохии. Поселившись в Баньска в июле 2004 года, братия заложила фундамент монастырской жизни, начав с введения ежедневных богослужений. Процесс восстановления монастыря Баньска развивается весьма динамично. Монашеский корпус, предназначенный для четырех монахов, вскоре становится слишком мал, чтобы приютить всех желающих постричься в монахи именно в этом монастыре. Одной из важнейших задач стала ликвидация видимых последствий турецкого ига, которые до последнего времени сохранялись на территории монастыря. С этой целью в первую очередь была демонтирована турецкая стена, окружающая Баньску. В дальнейшем будут удалены и прочие следы пребывания турок — слепая калота (плоский купол) на храме и части минарета на северной части храма. Монастырь Баньска решительно опровергает слухи о якобы непрофессиональном проведении восстановительных работ. «Демонтаж турецкой стены был осуществлен по проекту, получившему одобрение белградского Института защиты памятников культуры, и под профессиональным присмотром. Весь процесс проходил максимально аккуратно, с отделением всех важных частей каменной пластики, — сообщил пресс-службе Рашко-Призренской епархии игумен монастыря отец Симеон. — Слухи о том, что наше историческое наследие разрушается экскаваторами, не соответствуют действительности». Идет подготовка к работам по восстановлению Милутиновой крепостной стены XIV века, которая в настоящее время разрушается и находится под угрозой исчезновения. Братия ожидает, что возвращение мощей короля Милутина и статуи Баньской Богородицы на их историческое место в обитель будет не только способствовать дальнейшему восстановлению монастыря, но и поможет в борьбе за сохранение Косово и Метохии в составе Сербии. Братия ведет активную работу и вне монастырских стен. Так, началось восстановление лечебного курорта Баньска, что создает перспективы развития не только для жителей ближайших населенных пунктов, но и для всего севера Косово. Насельники монастыря приглашают всех верующих почтить 15 августа своим присутствием празднование памяти защитника Неманичей и монастыря Баньска, святого архидиакона Стефана. В 9.00 начнется праздничная Божественная литургия, которую будет совершать епископ Рашко-Призренский Артемий и епископ Банялукский Ефрем. Пресс-служба Рашко-Призренской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/280785.htm...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010