Расцвет монашества способствовал духовному возрождению нашего народа HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Йован Янич Расцвет монашества способствовал духовному возрождению нашего народа Можно открыто сказать, что только благодаря сильному и стабильному монашеству и священству в Косово и Метохии, несмотря на небывалые погромы, геноцид и этнические чистки в течение прошедших 8 лет, некоторая часть сербов все-таки осталась в Косово и Метохии. Сербская Православная Церковь продолжает выполнять свою высокую миссию. В Косово и Метохии это удается благодаря многочисленному монашеству и преданному священству. Рашко-Призренская и Косовско-Метохийская епархия Сербской Православной Церкви имеет самое многочисленное монашество во всей Сербской Церкви. Она расположена на юге Сербии и охватывает Кочоыво и Метохию и Рашскую область – земли являющиеся колыбелью Сербской Церкви, сербской культуры и государственности. В последние годы, насмотря на суровые испытания, епархия переживает настоящий всплеск возрождения монашества. Епископ Рашко-Призренский Артемий и игумен монастыря Баньска Симеон ответили на вопросы журнала «Нин». За Божественной литургией в Дечанском монастыре / - Сколько сегодня в Косово и Метохии монахов и монахинь? Епископ Артемий: В Рашко-Призренской и Косовско-Метохийской епархии всего 25 монастырей. Из них семнадцать населенных, три восстанавливающихся, пять разрушенных (надеемся, и они в ближайшее время будут восстанавливаться и оживать). Из населенных монастырей тринадцать находятся в Косово и Метохии (семь мужских и пять женских), четрыре - в Рашской области (три мужских и один женский). Всего одинннадцать мужских и шесть женских действующих монастырей, в которых подвизаются 185 монахов и монахинь, из них: монахов и послушников – 131, монахинь и послушниц - 54 В Косово и Метохии всего 109 (71+38=109) А в Рашской области всего 76 (60+16=76). Есть еще ставропигиальный монастырь Печка Патриаршая, находящийся под прямым управлением Его Святейшества Патриарха Сербского Павла. В этом монастыре живут 18 монахинь.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Сербская Церковь начинает процесс против иностранных государств (версия для печати)/Православие.Ru Сербская Церковь начинает процесс против иностранных государств Православие.Ru , 9 декабря 2004 г. 8 декабря 2004 г., Белград / По сообщениям ряда сербских информационных агенств, 8 декабря 2004 года в Белграде прошла конференция для журналистов, на которой епископ Рашко-Призренеский Артемий заявил, что возглавляемая им епархия Сербской Православной Церкви начала процесс в Международном суде по правам человека в Стасбурге с целью возмещения ущерба причиненного православным святыням в Косово. Владыка Артемий сообщил, что процесс начат против Италии, Германии, Франции и Великобритании в связи с тем, что они не смогли предотвратить уничтожение сербских святынь в зонах своей ответственности в Косово и Метохии. При этом он пояснил, что США не входит в круг стран, против которых выдвинуто обвинения в силу того, что компетенция Страсбургского суда распространяется только на Европу. Тяжба начата с целью достижения правовой защиты и возмещения ущерба нанесенного Сербской Церкви и Рашко-Призренской начиная с 12 июня 1999 года. Владыка Артемий сообщил, что «епархия будет требовать в Страсбурге и компенсации ущерба за пережитой страх, душевную боль, страдания и мучения, через которые начиная с 12 июня 1999 года и до сего дня прошли все члены Сербской Православной Церкви – священство, монашество и верующий народ». Епископ Артемий Обвинительные материалы, которые будут представлены в суде, разделены на две части. Первая часть охватывает период с 12 июня 1999 года до марта 2004, а вторая – период мартовского погрома. Владыка Артемий признает, что «этот процесс не будет ни легким, ни быстрым», но считает своей обязанностью сделать все, что возможно. Он также сказал, что интересы Сербской Церкви на суде в Страсбурге будут защищать иностранные адвокаты, обладающие достаточным опытом проведения подобного рода процессов. Принимавший участие в конференции игумен монастыря Баньска иеромонах Симеон оценил предстоящий судебный процесс, как «единственный в истории международного права». Напомним, что с июня 1999 года в Косово уничтожено около 150 православных святынь. Во время погрома 17 и 18 марта 2004 года уничтожено и разромлено 36 православных церквей, монастырей и других религиозный и культурно-исторических объектов, некоторые из которых относятся к XV веку.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

2. Архиерейские кафедры Мы говорили выше, что разделением страны на епархии и поставлением епископов Св. Савва начал свою архиепископскую деятельность. Всех епархий было учреждено им восемь, именно: а) в собственной Сербии с приобретениями Стефана Немани – 1) рашская или расская (существовавшая прежде), 2) хвостенская, иначе студеницкая, 3) топлицкая, 4) моравская или моравицкая, 5) дебрьская; б) в Зете или Диоклее – 1) зетская, 2) будимльская; в) в Захолмии или Холмии – одна на всю область холмская или захолмская (по степеням своего достоинства, епархии эти перечисляются в таком порядке: зетская, рашская, хвостенская, холмская, топлицкая, будимльская, дебрьская, моравицкая) 291 . Это число восьми епархий, как кажется, оставалось неизменным до Стефана Милутина Уроша II. В правление сего последнего, во-первых, открыты были новые епархии в местностях, которые прежде принадлежали сербам, таковы – липлянская или грачаницкая, звечанская или баньская и кончульская; вовторых, явились новые епархии вследствие расширения границ государства, именно – призренская, скопийская, браннчевская и мачевская. Старший брат Милутина Драгутин, как мы говорили выше, отказавшись от королевского престола, владел после того на правах венгерского вассала областью белградской, – при нем также была здесь своя особая епархия. Таким образом, в правление Милутина число всех епархий сербской архиепископии доходило до 16-ти. После Милутина при Стефане Дечанском прибавилась завоеванная у болгар новая епархия вишская, но перестали существовать две или вероятнее три из епархий прежде бывших, именно – звечанская, мачевская и – как нужно предполагать – белградская. Под, архиепископом, равно как и под патриархом, могли быть не только простые епископы, но и митрополиты (и в самой утвержденной грамоте Св. Савве на архиепископию, данной патр. Германом, сказано: «да имать (новопоставлеииый архиепископ) область над всеми грады же и землями, над митрополиты же и епископы», (у Дометиана но изд. Данич. стр. 220). Но за исключением, недолго в позднейшее время бывшего и находившегося в особом положении, епископа белградского, это последнее титло не было носимо ни одним из сербских епископов, по крайней мере до первой половины правления Милутинова включительно (cм. Monumenma Serbica Mukлoшuчa р.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Вучич с предложением согласился. А вот Курти — нет. По его словам, Брюссель «не оставил выбора» и положил на стол единственный вариант консенсуса. Отказ премьера неудивителен. Его правительство проводит на севере региона совсем другую политику. Только за последние пару недель отсюда поступили новости, свидетельствующие о фактах дискриминации в отношении сербов. Так, администрация города Косовска-Митровица, чтобы проложить новую автодорогу, решила пожертвовать сербским кладбищем. Старинный погост попросту сровняли с землей. А в Каменице группа неизвестных напала на несколько сербских школ: здания забросали камнями и повесили на них баннеры с оскорбительными высказываниями. Полиция лишь сообщила, что ищет виновных. Под удар националистов попала и Сербская Православная Церковь. В Северном Косово находится ее Рашко-Призренская епархия. Поводом стал инцидент в деревне Баньска. В конце сентября несколько десятков вооруженных боевиков забаррикадировались на территории местного монастыря. Спустя несколько часов косовская полиция взяла ситуацию под контроль. Позже премьер Курти заявил: из обители конфисковали внушительный арсенал оружия. А в распоряжении властей оказались документы, якобы свидетельствующие о планах Белграда захватить Баньску и несколько других населенных пунктов. Ответ последовал спустя месяц. Без каких-либо объяснений полиция самопровозглашенной республики 20 октября арестовала настоятеля монастыря Девина-Вода протосинкелла Фотия (Костовски). Священник — гражданин Северной Македонии — в тот день прибыл в Департамент по делам иностранцев, чтобы продлить вид на жительство. Однако в ответ получил уведомление о депортации и дальнейшем запрете на въезд в Косово. «В предоставленном ему документе были приведены статьи закона, относящиеся к " причинам национальной безопасности " , без указания какой-либо уголовной или иной ответственности, поскольку у отца Фотия проблем с законом не было», — рассказали в Рашко-Призренской епархии. После полицейские временно конфисковали у священника паспорт и мобильный телефон, обыскали автомобиль. А также не разрешили забрать из обители личные вещи. Уже через несколько часов настоятель был на границе с Македонией.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/08/pr...

Святитель Даниил II, архиепископ Сербский Аудио Святитель Даниил родился около 1270 года в богатой и благочестивой семье и был придворным короля Сербии Милутина. Стремясь следовать примеру великих подвижников монашества, он покинул двор и принял постриг в Кончульском монастыре в 1304 году. Впоследствии он стал игуменом сербского Хиландарского монастыря на Афоне. Святителю Даниилу, глубоко скорбевшему из-за полыхавших в то время междоусобных войн в Византии и самой Сербии , пришлось вдобавок ко всему пережить кровавый набег каталонцев, разграбивших Святую Гору и предавших смерти множество монахов . Даниил организовал оборону своего монастыря и сумел отразить нападение. Вскоре после этих событий святитель оставил должность игумена и удалился для безмолвной жизни в келью, основанную святым Саввой возле Кареи и называвшуюся Типикарион. Однако там ему довелось пробыть недолго. Король Милутин призвал его в Сербию и поставил епископом Баньским . Посодействовав примирению Милутина с братом Драгутином, святитель Даниил с позволения государя вновь удалился в Хиландар, где проводил время в молитвах и изучении Библии. Именно в это время он написал свое самое известное сочинение «Жития царей и архиепископов Сербских», охватывающее период с 1234 года до современных ему событий. Этот труд, впоследствии дополненный и продолженный, оказал решающее влияние на формирование национального и религиозного самосознания сербского народа. Отказавшись от намерения совершить паломничество в Святую Землю ради участия в выборах нового архиепископа Печского, святитель Даниил получил епископскую кафедру в Хуме. Эта епархия находилась под сильным давлением латинян и была возмущаема движением еретиков-богомилов. После коронации короля Стефана Дечанского, в которой Даниил также принимал участие, святитель вновь вернулся в Хиландар, намереваясь возобновить иноческую жизнь. Однако после смерти архиепископа Никодима ему пришлось принять на себя управление Сербской Церковью. Его интронизация состоялась14 сентября 1324 года. Ревностный аскет, подвижническими трудами стяжавший у Господа драгоценный дар слез, святитель Даниил как архипастырь умел искусно направлять корабль Церкви к мирным гаваням. Он добился примирения Милутина с его сыном Стефаном Дечанским, боролся против еретиков, основал монастыри в Баньске и Дечанах и построил множество церквей. Святитель Даниил почил в мире 20 декабря 1337 (или 1338) года. Между Милутином и Драгутином. Этот набег имел место между 1307 и 1309 гг. 1311–1314 гг. 2 января 2013 г. скрыть способы оплаты Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/58523.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла [серб. Браничевска enapxuja] Сербской Православной Церкви (СПЦ), была учреждена архиеп. Евстафием II (1292-1309) при реорганизации и разделении Сербской архиепископии на 15 епархий (упом. на 12-м месте). Главный город рим. пров. В. Мёзия Виминакий, основанный кельтами, при заселении этих земель славянами был переименован в Браничево, с IV в. стал епископской кафедрой. В 1219 г. при учреждении свт. Саввой I Сербским автокефальной Сербской архиепископии Браничево еще не входило в ее юрисдикцию. Первый известный по имени архиерей Б. е. митр. Моисей упомянут в дарственной грамоте 1318 г. кор. Милутина Баньскому мон-рю. Второй, еп. Иосиф, назван в Загребском Синодике Православия посл. четв. XIV в. и, как предполагается, занимал кафедру до учреждения в СПЦ Патриаршества в 1346 г., когда Б. е. была возведена в ранг митрополии. В 1380-1390 гг. митрополией управлял митр. Михаил, с 1416 г.- архиеп. Вениамин, к-рый, видимо, последний из архиереев занимал кафедру в ц. св. Николая в Браничеве. В 1428-1430 гг., при деспоте Георгие Бранковиче , серб. столица и кафедра Б. е. были перенесены в новопостроенный на Дунае г. Смедерево. После завоевания Сербии турками не сохранилось точных сведений об архиереях Б. е., вероятно, она была вскоре упразднена. После окончания первой мировой войны и обновления Патриаршества в СПЦ 30 авг. 1921 г. было принято решение о восстановлении Б. е. с центром в Пожареваце в границах Голубацкого, Деспотовацкого, Млавского, Моравского, Парачинского, Пожаревацкого, Рамского, Ресавского и Хомольского районов. В 1922-1930 гг. Б. е. управлял еп. Митрофан (Раич). При еп. Иоанне (Иличе), находившемся на кафедре в 1932-1934 гг., на основании нового Устава СПЦ была проведена реорганизация епархии, начал издаваться епархиальный «Браничевский вестник». Еп. Вениамин (Таушанович) , занимавший кафедру в 1934-1952 гг., вел активное строительство храмов, учредил газ. «Святосавский путь», создал епархиальный союз христ. объединений. Во время второй мировой войны Б. е. принимала священников-беженцев, в мон-рях были устроены дома-приюты. После смерти еп. Вениамина правящим архиереем Б. е. стал еп. Хризостом (Войнович ; 1952-1989), при к-ром было освящено 30 новых храмов, 85 приходских домов и 13 монастырских корпусов, особое внимание он уделял подготовке священнических кадров и развитию мон-рей. В 1989-1993 гг. Б. е. управлял еп. Савва (Андрич) , с 1994 г. на кафедре пребывает еп. Игнатий (Мидич) .

http://pravenc.ru/text/153329.html

У владыки черногорского Василия один, именно белградский, называется митрополитом, а все остальные неопределенно архиереями. 299 В записи 1657 г. митрополит коласийский Михаил называет себя митрополитом коласийским, кратовским, щипьским и радомирским. В записи 1653 г. тот же митрополит называет себя баньским, кратовским и щипским (Ученых Записок II Отд. Акад. Наук кн. II, вып. 2, стр. 105 и 108). 300 Что такое турецкое название города – Кюстендил или Гюстендил, объясняется сербским его названием Костандин (см. в каталоге владыки Василия), т. е. оно есть испорченное из Константин, как Кюстендже (на Черном море) из Констанции. Единственный Константин, по имени которого город мог быть назван, есть именно сейчас помяну тый воевода; турки так назвали его, по всей вероятности, потому, что в правление этого воеводы подчинили его своей власти (у Гaммepa ibid.; подобным образом Молдавию они назвали Богданией потому, что она признала их власть в правление воеводы по имени Богдана). 301 В половине XVII в. епархия истибская присоединена была к епархии коласийской (см. предыдущую припись). 302 Что автор жития во всяком случае есть не Дометиан, которому оно несправедливо усвояется надписанием, что он по всей вероятности есть именно Феодор, это видно из следующих слов автора о себе: «сих ради и аз вашему повелению отеческому повинувся ныне хвалимаго всеблаженаго Саввы житие.... в повесть предлагаю слышащи(м), не от слышания токмо сиа прием, но от честных его ученик, иже с ним спостник и странчьствиа спутник и хожениа струдник, иже яко пребогатое ськровище или причастие отче иже по них онаго стаду писанием оставите» (разумеется, очевидно, Дoмemuah) ibid. л. 2 об. – По всей вероятности, это именно житие Саввы принесено было святогорским старцем Исаиею в Россию вел. кн. Василию Ивановичу в 1517 году, Царск. стр. 50, cfr Kapaмзuha по изд. Эйнерлинга т. VII, прим. 379. – В рукописях вслед за этим житием помещается еще «месяца февруариа в 13 день похвала святых и преподобных отец наших Симеона и Саввы, учители серпьскою», нач.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ [Серб. Михаило] (Боичич; рубеж XVI и XVII вв.- 1669, мон-рь Хиландар, Афон), митр. Кратовский Печской Патриархии. О жизни М. известно из неск. серб. записей и рус. источников. В челобитной рус. царю Алексею Михайловичу от 25 июня 1652 г. М. сообщил, что происходит из семьи «Сербския земли града Кратова князя». Из-за бесчинств мусульман его отец Николай оставил княжество и принял «священнический чин», отдав сына патриарху Печскому Паисию (Яневацу) , у к-рого потом тот служил архидиаконом «лет пятнадцать» (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1652 г. Д. 4. Л. 39). В послании к царю Алексею Михайловичу от 2 апр. 1647 г. патриарх Печский Паисий сообщал о хиротонии М. во митрополита «Вретанийского, еже именуется Ровища» (Там же. 1648 г. Д. 5. Л. 3-6). Судя по включенным в пространный титул М. географическим названиям - «Кратовский», «Коласийский», «Баньский», «Радомирский», «Паланкский», «Шипский», «Радовишский» и др. (см.: Записи) - его епархия граничила с Охридской архиепископией и включала совр. города Кратово, Штип, Крива-Паланка и Радовиш (Республика Македония) и Кюстендил (Болгария). Вероятно, до хиротонии М. был насельником мон-ря Хопово , т. к. впервые Москву он посетил в нач. 1648 г. с жалованной грамотой этой обители и просил предметы церковного обихода и денег на ремонт мон-ря (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1648 г. Д. 5. Л. 24, 26). 1649-м годом датированы записи М. на полях Минеи и Восьмигласника из мон-ря Лесново и запись в Псалтири, к-рую он сделал, находясь в с. Шашковац в Косове и Метохии ( 4. Бр. 6848-6850). Когда османские власти потребовали отдать якобы унаследованную М. казну патриарха Паисия, ок. 1649 г. он ушел на Афон. В наказание османы схватили и пытали его родного брата Веньямина. За тысячу «тарелий» М. выкупил брата и вместе с ним, архим. Дионисием и иеродиаконами Дамаскином (иногда называется племянником М.) и Никодимом в кон. 1651 г. прибыл на «вечное житье» в Москву. М. пожаловали «корма и платье», святительские облачения, 30 нояб. пригласили на прием к царю, а 30 янв. 1652 г. разрешили посетить Троице-Сергиев монастырь (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1652 г. Д. 4. Л. 11-12, 22, 26, 30-31). 23 июня 1652 г. М. в челобитной просил царя увеличить жалованье брату «Веньямину Микулаеву сыну Томаеву», а в челобитной от 25 июня 1652 г.- принять его родственника на царскую службу (Там же. Л. 38, 39).

http://pravenc.ru/text/2563626.html

Мы будем говорить здесь только о первых, а о вторых скажем особо, в отделе: православная сербская церковь в нынешней Австрийской империи. Письменных памятников, в которых перечислялись бы все сербские епархии, существовавшие в те или другие данные времена, мы не имеем от этого периода почти до самого его конца, именно до начала XVIII века. В разбросанных по разным местам и относящихся к разным временам частных записях упоминаются как существовавшие прежде начала XVIII века следующие епархии собственных или коренных сербских земель: 1) скопийская, 2) призренская, В) рашская или новопазарская, 4) новобрдовская (бывшая липлянская или грачаницкая), 5) хвостенская, 6) баньская, 7) ужицкая (бывшая моравская или моравицкая), 8) браничевская, 9) нишская, 10) белградская, 11) смедеревская, 12) прокупская и моравская (вероятно, бывшая топлицкая), 13) колоссийская (коласийская) и кратовская, 14) вучитрнская, 15) белоцерковская, 16) венчацкая и рудничская или просто рудничская, 17) петрушская, 18) ровинская, 19) герцеговинская или захолмская, 20) петровская и полугерцеговинская, 21) милешевская, 22) дебребоснийская (бывшая просто дебрьская), 23) зворничская, 24) зетская или черногорская. От XVIII века мы имеем два каталога архиерейских кафедр сербского патриархата: а) принадлежащий патриарху иерусалимскому Хризанфу 1713 г.; б) принадлежащий владыке черногорскому Василию Петровичу 1734 г. У патр. Хризанфа перечисляются следующие епархии коренных сербских земель: 1) скопийская, 2) призренская, 3) герцеговинская (’Е ρσεκου), 4) старовлашская или расская, 5) босносараевская (боснийская), 6) белградская, 7) валиевская (или валевская), 8) самоковская, 9) кюстендильская, 10) нишская, 11) шабацкая ( Σεμπεσου), 12) цетинская или черногорская (см. его Синтагматион, по венецианскому изд. 1778 г. стр. 93). У владыки Василия перечисляются епархии тех же земель: 1) боснийская, 2) герцеговинекая, 3) рашская и новопазарская, 4) ужицкая, 5) белградская, 6) нишевская, 7) косовская, 8) истибская (ищипская), 9) кюстендильская (костандинская) 10) скопийская, 11) призренская, 12) черногорская (не названная в каталоге, во подразумеваемая; см. прибавление к его Истории о Черной горы в Чтен. Общ. Ист. и Древн. 1860 г. кн. 2, стр. 14): так как епархия ужицкая одна и та же с валевской, то недостает из Хризанфовых самоковской и шабацкой, и лишния против него косовская и истибская. Сколько именно было кафедр при самом уничтожении патриархата, остается неизвестным; но во всяком случае упоминаются как существовавшие в то время: 1) скопийская, 2) рашская или новопазарская, 3) белградская, 4) нишская, 5) ужицкая, 6) самоковская, 7) кюстендильская, 8) истибская, 9) боснийская, 10) герцеговинская, 11) черногорская (см. брошюру Τ κατ τς ρχιεπισκοπς стр. 58 fin. и 63, и Гласн. VII, 174 и 357; об епархии npuзpehckoй cfr huжe).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Осенью в Сербии пройдет Международный симпозиум, посвященный восстановлению монастыря Баньска 14 марта 2008 г. 11:47 В Белграде пройдет Международный научный симпозиум «Возобновление средневековых монастырских комплексов, образцы и опыты», посвященный восстановлению монастыря Баньска. Организаторами конференции выступили министерство Косова и Метохии Республики Сербия, министерство веры и Рашко-Призренская епархия Сербской Православной Церкви , сообщили 14 марта на учредительном заседании комитета по проведению симпозиума. Заседание комитета прошло в министерстве Косова и Метохии. На конференцию будут приглашены специалисты из Сербии, а также ожидается участие специалистов из других православных стран, которые поделятся своим опытом в реставрации старых монастырей, сказал на совещании комитета епископ Рашко-Призренский Артемий. По словам владыки, ожидается участие представителей синайского монастыря святой Екатерины в Египте, а также представителей из Греции, России, Румынии и Болгарии. «Все участники имеют практику восстановления монастырей, — подчеркнул владыка Артемий. — На конференции они смогут поделиться своим опытом, и мы сможем перенять из него все самое лучшее в нашем деле восстановления монастыря Баньска». Симпозиум состоится в конце ноября 2008 г. при попечительстве семьи кронпринца Александра Карагеоргиевича. Рашко-Призренская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/378121.htm...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010