Началось восстановление монастыря в Косово HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Православие.Ru Началось восстановление монастыря в Косово С закладки камня в основание фундамента нового корпуса, 15 июля началось восстановление древнего сербского монастыря Баньска, расположенного к северу от Косовской Митровицы (Косово и Метохия). Фундамент нового монастырского корпуса освятил епископ Рашко-Призренский Артемий. Предполагается, что уже до конца этого года здесь должна поселиться новая братия. Баньска, 16 июля 2003г. Монастырь Баньска С закладки камня в основание фундамента нового корпуса, 15 июля началось восстановление древнего сербского монастыря Баньска, расположенного к северу от Косовской Митровицы (Косово и Метохия). Фундамент нового монастырского корпуса освятил епископ Рашко-Призренский Артемий. Предполагается, что уже до конца этого года здесь должна поселиться новая братия. После освящения, обратившись с речью к собравшимся, владыка Артемий подчеркнул, что в этот тяжелый момент сербской истории восстановление древних святынь является знаком, того, что и те святыни, которые уничтожаются сейчас увидят день своего воскресения. Восстановление этой святой обители, как и всех остальных монастырей, по словам владыки Артемия, необходимо для того, чтобы сербский народ выстоял и остался «на святых косовско-метохийских землях». «Пока мы есть в Косово оно будет нашим. Если бы, не дай Боже, не стало сербов на этих просторах, Косово не было бы сербским, пусть даже и в границах какой-нибудь большой Сербии. Нам не нужно Косово без сербов. Поэтому мы должны выдержать, выстоять в надежде и спасении и остаться на этих землях, на которые прежде всего должны вернуться те, кто был вынужден уйти из Косово и Метохии, для того чтобы Бог благословил весь наш народ», - подчеркнул владыка Артемий. На заклядке фундамента нового монастырского корпуса в Баньской присутствовали также епископ Тимокский Иустин (Стефанович), представители Координационного центра Сербии и Черногории по Косово и Метохии, финансирующего восстановление монастыря, а также представители республиканского общества защиты памятников, члены которого разработали проект постройки, и верующие из села Баньска. Также в этом разделе

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Мужской монастырь Баньска Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Баньска (серб. Манастир построен между 1313 и 1317 годами сербским королём Милутином. Относится к Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] Ансамбль монастыря. Вид сверху Кольцо царицы Феодоры, 1322 г. Фасад из разноцветного мрамора Скульптура Богородицы со Христом Монастырь Баньска с храмом Св. Стефана был построен между 1313 и 1317 гг. сербским королём Милутином как его «задужбина» (монастырь на помин души). Помимо храма, в монастыре располагались трапезная, библиотека, конак (место отдыха) и царский дворец. Сам Милутин планировал быть похороненным в этом монастыре, и после смерти его воля была исполнена. В 1389 году, после поражения сербов в битве на Косовом поле, прах короля был перенесён в Трепчу, а в 1460 году — в болгарскую Софию, где ныне и находится. Так как монастырь был царской усыпальницей, его статус был достаточно высок, монастырь был ставропигиальной Лаврой, и считался 4-м по значимости монастырём Сербии (три первых — Студеница , Монастырь Милешева и Сопочаны) . Строительством монастыря руководил тогдашний игумен Даниил, позже ставший сербским архиепископом Даниилом II . В средневековых источниках и народной памяти монастырь Баньска называется одним из самых красивых монастырей Сербии. Он был построен в рашском стиле, как и Студеница , которая, по воле Милутина, была взята за образец при постройке нового монастыря. Снаружи собор был облицован плитами голубоватого, розового и белого мрамора. Роспись в храме (плохой сохранности) была выполнена на золотом фоне, в традиционном для сербской живописи стиле XIII века. В диаконнике имеется изображение епископа, в жертвеннике — фрагмент неизвестной композиции, в медальонах на западной арке, в наосе сохранились поясные изображения епископов. Высокое качество росписи указывает на то, что исполнители были приглашены из Константинополя. Аналогичной росписью, но без золотого фона были украшены трапезная монастыря и др. постройки (сохранились незначительные фрагменты).

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Король Милутин возвращается на Косово Баньска, 22 декабря 2006 г. Святой король Милутин «Мощи святого сербского короля Милутина возвращаются из Болгарии в Сербию, и будут захоронены в монастыре Баньска в северной части Косовской Митровицы в Косово и Метохии», - сообщил представителям газеты «Вечерние новости» епископ Рашко-призренский Артемий. Информация об этом опубликована на сайте епархии www.eparhija-prizren.com В настоящее время мощи великого сербского правителя покоятся в церкви Святой Недели в Софии, где считаются одной из самых больших святынь. «Идея возвращения мощей нашего великого просвятителя, правителя и покровителя возникла уже давно, но только сейчас для этого созданы конкретные условия, - говорит владыка Артемий. - Четыре года назад я направил письмо Его Святейшеству Патриарху Павлу с предложением запросить у Болгарской Православной Церкви о возможности возвращения мощей. Это событие имело бы большое значение для нашего народа в Косово и Метохии в эти судьбоносные дни. Идея особенно окрепла два года назад, когда стал возрождаться монастырь Баньска. Два дня назад мы, наконец, получили письмо министра культуры Драгана Коядиновича, в котором нас уведомили о том, что Синод Болгарской Церкви принял решение о возвращении мощей». В Сербию мощи святого Милутина вернутся не полностью, а только их часть, потому что этот сербский король весьма почитаем и в Болгарии. Его почитание в Болгарии настолько сильно, что церковь Святой Недели (Святого Воскресения) в народе называют церковью Святого Короля. Сейчас, как сообщает корреспондент «Вечерних новостей», предстоят интенсивные переговоры сербского и болгарского Синодов о процедуре переноса и о том, какую часть реликвии следовало бы возвратить в Сербию. В Рашко-призренской епархии считают, что логично было бы возвратить мощи в монастырь Баньска, который построил сам король Милутин. В монастырской церкви его мощи покоились с его преставления в 1321 году и до нашествия турок, когда они были перенесены в Трепчу, а оттуда в 1460 году, по указанию митрополита Силуана, ради спасения от поругания, в Софию. По словам Епископа Артемия, событие должно состояться в течение следующего года и сопровождаться большими торжествами обеих Церквей. «Мы планировали возвратить мощи короля Милутина до 2010 года, а с Божьего благословения сможем сделать это раньше, - сообщил для «Новостей» владыка Артемий. - Это великая и радостная весть не только для оставшихся в Косове и Метохии сербов, но и для всего сербского народа, особенно в тот момент, когда решается статус нашего южного края. Возвращение короля домой послужит возрождению сербского народа, и мы можем только благодарить Бога за понимание Болгарской Церковью наших стремлений. Младший брат короля Драгутина, Милутин, считается одним их великих строителей и возродителей церкви. За 42 года своего правления он построил и восстановил 42 храма.

http://pravoslavie.ru/19993.html

Из церковного убранства — икон, рукописей, серебряных, позолоченных и золотых подсвечников, кадильниц, хороса, — которыми, по словам биографа короля Милутина Даниила II, храм щедро одаривал король, не сохранилось ничего. Единственными находками, которыми оказались драгоценные украшения, стали случайно обнаруженные во время Первой мировой войны в 1915 году в могиле королевы Феодоры (первой жены короля Стефана Дечанского и матери царя Душана) два золотых кольца. Одно из них украшено старинной камеей, а на втором находится изображение двуглавого орла и надпись: «Кто его носит, да поможет ему Бог». Первое находится в частной коллекции, а второе хранится в Национальном музее в Белграде. Сохранилась каменная скульптура Богородицы с младенцем Христом на коленях, ранее находившаяся над порталом храма. Ныне скульптура хранится в соседнем монастыре Соколица . Детали фасада храма находятся в Национальном музее в Белграде и Археологическом музее в Скопье. В XV веке сгорела библиотека. В XVI веке монастырь был разрушен турками, так как в нём собирались беглецы из турецкой неволи. В дальнейшем турки построили вокруг монастыря стену и превратили его в свою крепость. В XIX веке полуразрушенная церковь была превращена турками в мечеть, существовавшую до Первой мировой войны. В 1938—1939 годах в здании был вновь создан православный храм. Консервация памятника была проведена в 1939—1940 годах, частичная реставрация храма проведена в 1990 году. В 2004 году в стены обители вернулась монашеская жизнь, был построен новый братский корпус, в 2006 году началась масштабная реставрация. Сейчас монастырь Баньска — один из духовных центров сербского Косова. В окрестностях монастыря, в селе Баньска, также находится курортный комплекс с источниками лечебной воды, температура которой 43°C и 47°C. Монастырь входит в список памятников культуры Сербии исключительного значения. Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Святой первомученик архидиакон Стефан считается покровителем династии Неманичей. Как добраться [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

В 80-х годах XVI века церковь заново была расписана. В алтарном пространстве были написаны изображения Богородицы, Причащение апостолов и служба отцев, Благовещения Пресвятой Богородицы; неф был расписан фигурами святых. Циклы Великих праздников, Страстей Христовых и Акафиста Пресвятой Богородицы расположены в верхних частях храма. На восточной стене нартекса находится Деисус: в композиции Богоматерь и Иоанн Креститель возносят молитвы о спасении человеческого рода, Христос выступает здесь как Вседержитель и Судия; на западной стене находится изображение Страшного суда. Образ святого Иоанна Предтечи написан в нише над входом в неф, а в верхних частях нартекса расположена фреска с житием святого. При реставрационных работах был выявлен более старый слой фресок, написанных в XIV веке. Часть из них сохранилась. Адрес: Ораховачки пут, Велика Хоча, Косово. Подробнее... Мужской монастырь Баньска [ править править код ] Монастырь Баньска с храмом Св. Стефана был построен между 1313 и 1317 годах сербским королём Милутином как его «задужбина» (монастырь на помин души). Помимо храма, в монастыре располагались трапезная, библиотека, конак (место отдыха) и царский дворец. Сам Милутин планировал быть похороненным в этом монастыре, и после смерти его воля была исполнена. В 1389 году, после поражения сербов в битве на Косовом поле, прах короля был перенесён в Трепчу, а в 1460 году — в болгарскую Софию, где ныне и находится. Так как монастырь был царской усыпальницей, его статус был достаточно высок, монастырь был ставропигиальной Лаврой, и считался 4-м по значимости монастырём Сербии (три первых — Монастырь Студеница, Монастырь Милешева и Сопочаны). Строительством монастыря руководил тогдашний игумен Даниил, позже ставший сербским архиепископом Даниилом II. В средневековых источниках и народной памяти монастырь Баньска называется одним из самых красивых монастырей Сербии. Он был построен в рашском стиле, как и Студеница, которая, по воле Милутина, была взята за образец при постройке нового монастыря.

http://azbyka.ru/palomnik/Косово_(монаст...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАНЬСКА МОНАСТЫРЬ ВО ИМЯ СВ. СТЕФАНА Собор во имя св. Стефана. 1312–1316 гг. Фотография. XX в. Собор во имя св. Стефана. 1312–1316 гг. Фотография. XX в. [серб. Сербской Православной Церкви, в окрестностях г. Титова-Митровица. Известен как центр Баньской епархии с кон. XIII в. до 1314 г. Сохранились письменные источники с упоминанием 3 архиереев (все с именем Даниил). Мон-рь располагал огромными имениями, дарованными грамотой кор. Милутина. В 1312-1316 гг. кор. Милутин на основании раннего сооружения построил собор во имя св. Стефана, в к-ром устроил гробницу, где и был погребен в 1321 г. Б. м. неоднократно разорялся турками (впервые в 1389), поэтому мощи кор. Милутина были перенесены в Трепчу, затем в Софию (1455), в наст. время находятся в ц. св. Недели (ц. Святого короля). Собор Б. м. был превращен в мечеть и лишь в 1938-1939 гг. снова стал действующим правосл. храмом. Собор св. Стефана - однонефная постройка с куполом на пилонах, с приделами с сев. и юж. сторон, перед нартексом были 2 башни-колокольни (не сохранились) - повторяет лучшие образцы серб. храмового зодчества XII-XIII вв., прежде всего собор Студеницкого мон-ря. Порталы и окна были украшены рельефами в романо-визант. стиле (напр., Богоматерь с Младенцем Христом, хранится в мон-ре с. Соколица). Снаружи собор был облицован плитами голубоватого, розового и белого мрамора. Роспись в храме (плохой сохранности) была выполнена на золотом фоне, в традиц. для серб. живописи стиле XIII в. В диаконнике имеется изображение епископа, в жертвеннике - фрагмент неизвестной композиции, в медальонах на зап. арке, в наосе сохранились поясные изображения епископов. Высокое качество росписи указывает на то, что исполнители были приглашены из К-поля, аналогичной росписью, но без золотого фона были украшены трапезная мон-ря и др. постройки (сохранились незначительные фрагменты). Частичная реставрация построек Б. м. проводилась в 1940 г. Лит.: В. Светостефански хрисовул, крала Стефана Уроша II Милутина. Беч, 1890; Л. Светостефанска Српске akaдeмuje. 1890. Т. 4; С. Задужбина Милутина у cpnckoju ucmopuju//Глас Српске akaдeмuje. 1892. Т. 32; М. М. Жича и Лазарица. Београд, 1928. С. 64-74; В. школа Noмopja. Београд, 1965. С. 102-106; Т. П. Манастир гласник. 1970. Т. 6. С. 41-64; Шупут М. Манастир Баньска. Београд, 1989; Todi В. Serbian Medieval Painting: The Age of King Milutin. Belgrade, 1999. P. 263-264, 338-339. Б. Тодич Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77496.html

«Это — реликварий Сербской Церкви и всего сербского народа, — говорит художник, ­— а святые, покоящиеся здесь, являются одновременно и нашими святыми — их имена есть и в нашем церковном календаре». В 1878 году в результате русско-турецкой войны османы пали, и Сербия получила независимость. В начале XX века для возрождения монашеской жизни в Дечанской Лавре были приглашены афонские иноки из русского Пантелеимонова монастыря. Выдающиеся монастыри Косово и Метохии являются мировым наследием. И все мы — непосредственные наследники этого культурного и духовного богатства. Желание познакомить всех с этим удивительным по красоте искусством сербских храмов и побудило Валерия Близнюка сделать выставку под названием «Я слышал благовест. Косово и Метохия», которая будет проходить в Центральном Доме художника с 25 марта по 6 апреля этого года. Анастасия Верина Оборонительные сооружения перед воротами монастыря Высокие Дечаны: кольца колючей проволоки и дзот-КПП Сербская девочка у храма святого Петра в Расе близ города Нови-Пазара, находящегося рядом с Косово (большая часть жителей города - албанцы) Национальный центр сербов Косово и Метохии - город Косовская Митровица. Город разделен на две части - сербскую и албанскую - между которыми стоят войска НАТО и ООН. Храм Св. Троицы в селе Петрич, разрушенный албанцами летом 1999 года. Начиная с 1999 года в Косово и Метохии было разрушено более 150 храмов. Сербский поселок в окрестностях монастыря Баньска. Инок из монастыря Баньска. Фрески Дечанского монастыря, XIV век. Образ Божией Матери Одигитрия из монастыря Баньска. Немецкие солдаты контингента НАТО контролируют дорогу в Косово. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций:

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Обнаженное тело Христа и набедренная повязка свидетельствуют, что образ происходит не от поясного, как полагал Э. Панофский 861 , а от полнофигурного изображения. Причем оба варианта – погрудный с прижатыми к телу руками или поясной со скрещенными впереди руками – могли отражать одну и ту же модель, но как бы показанную на разном уровне. Учитывая мотив скрещенных рук, таким прототипом могло быть лишь мертвое тело Спаса, уже снятого с креста и положенного на плащаницу, как изображается оно на древних шитых эпитафиях, таких как из ризницы Сан Марко в Венеции (XI в., ил. 9) 862 и музея Виктории и Альберта (около 1407 г.) 863 . Правда, на них тело показано сбоку, как если бы оно было видно со стороны. Именно так представлена фигура снятого со креста и лежащего на плащанице Христа на эмалевой пластине XII в., помещенной прямо под Распятием на сборной иконе из Эрмитажа (ил. 10) 864 и алтарной фреске церкви Самари в Мессении начала XIII в. 865 Но ближе всего рассматриваемому варианту самый древний тип плащаницы, известный по двум иконографически идентичным сербским эпитафиям, возможно, происходящим из одной константинопольской мастерской первой четверти XIV столетия. Одна из них находится в музее Принстонского Университета и, согласно греческой надписи, содержит поминовение Михаила сына Киприяна 866 . Другая хранится в музее Сербской Православной Церкви в Белграде (ил. 11). Надпись на церковно-славянском языке упоминает сербского короля Уроша II Милутина (1282–1321) – плащаница была вкладом его вдовы в Милютинский мавзолей-храм в Баньском монастыре 867 . На обеих плащаницах изображен лишь обнаженный и мертвый Христос, причем так, как если бы на плащаницу было возложено и приготовлено к погребению реальное тело Иисуса. Он показан сверху, фронтально, со скрещенными на животе руками и кровавыми ранами распятого, прямо фиксированной головой и тканью воздуха, покрывающего бедра. Тело его свидетельствует о перенесенных страстях, но образ лишен какого-либо нарративного контекста. По мнению С. Чурчича, белградская плащаница, помимо литургического назначения на Великом Входе и во время страстных служб, могла использоваться как погребальный покров на символической Гробнице Христа, сооруженной в Баньском монастыре, – Милутинской усыпальнице сербского короля Уроша, на поминовение которого и была вложена эпитафия 868 . Такие архитектурные устройства гроба Христа под балдахином или киворием, вызывая прямые аллюзии с иерусалимским кувуклием Гроба, известны как по сохранившимся памятникам, так и по описаниям 869 . Они же запечатлены в храмовых росписях протесиса Маркова монастыря (1376, ил. 12) и в нартексе Дечан (1350) 870 , где образ мертвого Христа положен на тканый покров Гроба-престола таким образом, как он изображен на Белградской плащанице. Однако взгляд на композицию сбоку сразу лишает фигуру фронтальности и статичности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

-Что Вы, как монах и игумен монастыря Баньска, думаете о том, что сербское монашество сегодня более всего ширится именно там, где нашему народу и нашим святыням более всего угрожают, на Косово и Метохии? Игумен Симеон: Ответ на этот вопрос полностью мог быть пронизан Евангелием. Ведь, как сказано в Священном Писании, «сила Божия в немощи свершается», или, как говорил святой апостол Павел, «когда я слаб, тогда я силен». По глубокому промыслу Божьему, в Косово и Метохии именно в этот исторический момент, судобоносный для определения будущего статуса и существования этого сербского края по отношению к государству Сербия, созданы условия для непредвиденной и неслыханной для современных исторических обстоятельств, в которых уже долгое время живет сербская Церковь, экспансии монашества в одной епархии. Тот, Кто невидимо и для нас непостижимо управляет движением не только отдельных людей, но и целых народов, и всей историей, подготовил основу для того, чтобы в нужный момент в Косово и Метохии возрастал и расцветал цвет Церкви и народа – его монашество. Человеческий фактор, который позволил, или точнее сказать, был открыт для такого разлива божеской милости, мы видим в лице Его Преосвященства Епископа Рашко-Призренского Артемия. Он – тот маяк и магнит, который притягивает к себе многих своей богоугодной жизнью, силой своей веры, силой своей любви, красотой своей надежды. Как игумен, наполнивший запустелый монастырь Црна Река, он затем как Архиерей наполнил Косовско-Метохийские монастыри, большинство из которых были населены, в основном, одним–двумя старыми монахами или монахинями, или закрывались. И словно этого не было довольно, за пятнадцать лет своего архипастырства он восстановил и оживил много пустовавших или давно разрушенных монастырей. Святых Архангелов около Призрена, Баньска около Звечана, Дубоки Поток около Зубиного Потока, Сочаница около Лепосавича, Джурджеви Ступови около Нового Пазара... И вновь основанные – Улие около Лепосавича, Врачево около Лешка... Поскольку тот монашеский поток не мог разместится в уже существующих и действующих монастырях, он разлился, начав затоплять и те, которые давно опустели, привнося в них дыхание истинной и вечной жизни.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Но в Косово и Метохии останется и будет существовать Церковь Божия. За прошедшие века она пережила многих завоевателей и прокураторов, переживет и сегодня. Полномочия и бытие Церкви Божией в Косово и Метохии измеряются веками, и в будущем также станут измеряться веками. И тогда будет восстанавливаться все то, что разрушено, как и сегодня обновляются монастыри Баньска, Джурджеви Ступови, Святых Архангелов... Но без Договоров и Соглашений УНМИК. И наконец, г-н Рикер, Вы должны знать, что на территории государства Сербия, в Косово и Метохии, нельзя проводить работы и заключать подобные Соглашения без одобрения Сербской Церкви и сербского государства. Право собственника, создателя и хранителя культурного наследия соблюдается и в Вашем государстве, почему же Вы пытаетесь оспорить его здесь, на территории государства Сербия? В свете какой исторической перспективы это следует рассматривать, г-н Рикер? Кем Вы нас представляете, подписывая Соглашение, касающееся нашего имущества и культурных ценностей, но не считая необходимым нас об этом уведомить? А мы вынуждены узнавать обо всем из газет, а от Вас лично — только спустя 2,5 месяца в случайном разговоре и при этом еще и при попытке обмана? Мое желание по восстановлению уничтоженного и оскверненного сербского культурного наследия непоколебимо и недвусмысленно. Кто бы более от меня, епископа Рашко-Призренского, желал возродить 150 разрушенных церквей и монастырей? Разве можно помыслить, что разрушение и уничтожение стольких святынь принесло бо´льшую боль какому-нибудь иностранцу, а не мне и нашим верующим? Мы все стараемся сделать все возможное для того, чтобы восстановление началось как можно быстрее. Подтверждением тому служит проводящееся под нашим руководством обновление многих монастырей в Рашко-Призренской епархии, веками находившихся в запустении (Баньска, Светых Архангелов, Джурджеви Ступови...). Тем самым мы хотим подчеркнуть, что любая помощь нашим усилиям и нашему участию в этом направлении нужна и будет принята с благодарностью, но при условии соблюдения прав собственника, создателя и хранителя культурного достояния, дошедшего до нас через века сербской истории. И еще. Вы, вероятно, не привыкли к такому искреннему и открытому способу коммуникации. Но, что поделать. Таков язык истины.

http://patriarchia.ru/db/text/292963.htm...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010