Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАНЬСКА МОНАСТЫРЬ ВО ИМЯ СВ. СТЕФАНА Собор во имя св. Стефана. 1312–1316 гг. Фотография. XX в. Собор во имя св. Стефана. 1312–1316 гг. Фотография. XX в. [серб. Сербской Православной Церкви, в окрестностях г. Титова-Митровица. Известен как центр Баньской епархии с кон. XIII в. до 1314 г. Сохранились письменные источники с упоминанием 3 архиереев (все с именем Даниил). Мон-рь располагал огромными имениями, дарованными грамотой кор. Милутина. В 1312-1316 гг. кор. Милутин на основании раннего сооружения построил собор во имя св. Стефана, в к-ром устроил гробницу, где и был погребен в 1321 г. Б. м. неоднократно разорялся турками (впервые в 1389), поэтому мощи кор. Милутина были перенесены в Трепчу, затем в Софию (1455), в наст. время находятся в ц. св. Недели (ц. Святого короля). Собор Б. м. был превращен в мечеть и лишь в 1938-1939 гг. снова стал действующим правосл. храмом. Собор св. Стефана - однонефная постройка с куполом на пилонах, с приделами с сев. и юж. сторон, перед нартексом были 2 башни-колокольни (не сохранились) - повторяет лучшие образцы серб. храмового зодчества XII-XIII вв., прежде всего собор Студеницкого мон-ря. Порталы и окна были украшены рельефами в романо-визант. стиле (напр., Богоматерь с Младенцем Христом, хранится в мон-ре с. Соколица). Снаружи собор был облицован плитами голубоватого, розового и белого мрамора. Роспись в храме (плохой сохранности) была выполнена на золотом фоне, в традиц. для серб. живописи стиле XIII в. В диаконнике имеется изображение епископа, в жертвеннике - фрагмент неизвестной композиции, в медальонах на зап. арке, в наосе сохранились поясные изображения епископов. Высокое качество росписи указывает на то, что исполнители были приглашены из К-поля, аналогичной росписью, но без золотого фона были украшены трапезная мон-ря и др. постройки (сохранились незначительные фрагменты). Частичная реставрация построек Б. м. проводилась в 1940 г. Лит.: В. Светостефански хрисовул, крала Стефана Уроша II Милутина. Беч, 1890; Л. Светостефанска Српске akaдeмuje. 1890. Т. 4; С. Задужбина Милутина у cpnckoju ucmopuju//Глас Српске akaдeмuje. 1892. Т. 32; М. М. Жича и Лазарица. Београд, 1928. С. 64-74; В. школа Noмopja. Београд, 1965. С. 102-106; Т. П. Манастир гласник. 1970. Т. 6. С. 41-64; Шупут М. Манастир Баньска. Београд, 1989; Todi В. Serbian Medieval Painting: The Age of King Milutin. Belgrade, 1999. P. 263-264, 338-339. Б. Тодич Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77496.html

11) Епархия кончульская. О времени открытия сей епархии должно быть сказано то же самое, что предшествующей, т. е. что она открыта после Св. Саввы, но ори Милутине или ранее – неизвестно (единственное известное упоминание о ней, относящееся к последним годам правления Милутина, см. в Памяти. Шафар. стр. 54). Местность епархии и местопребывание епископа точно также пока остаются достоверным образом неизвестными. Даничич, не знаем – говоря правду ли, утверждает, что существовал монастырь Кончул, который находился на верхней болгарской Мораве выше городка Врани, и что будто в сем именно монастыре и была кафедра епископа кончульского (в Речнике под словом Коньчульским; у Гана в 1-м uздahuu Reise ha первой карте поставлена на левом берегу Моравы выше Врани, близь местечка Трновац, албанская деревня Кондюл: но так как он совсем не упоминает о ней в тексте сочинения, то нужно полагать, что в ней нет никаких остатков и памятников христианской древности). В житии архиепископа Даниила 2-го упоминается другой монастырь Кончул во имя Николая Чудотворца, находившийся где-то на р. Ибре (Родосл. стр. 335). Если и действительно существовал первый монастырь, то, как кажется, вероятнее, что кафедра епископа находилась во втором. 12) Епархия звечанская, иначе баньская. Город Звечан, в настоящее время в развалинах, находился недалеко на запад от городка Митровицы, который в северо-западном углу Косова поля, при впадении Ситницы в Ибар (cм.Гuльфepдuhra ibid. стр. 295 sqq). Монастырь Баньска во имя первомучепика Стефана, созданный Милутином (у Шафар. в Памяти, стр. 53 и 60 и Родосл. стр. 149 fin.), находился верстах в 15 на запад от того же городка Митровицы, ва реке Баньска, впадающей в Ибар (Гuльфepд. ibid. 300 sqq). Что епархии звечанская и баньская были не две особые епархии, как думают некоторые, а одна и та же, называвшаяся по главному городу области звечанской, а по кафедральному монастырю баньской, видно из того, что архиепископ Даниил 2-й, до поставления в архиепископы бывший епископом в монастыре Баньска (Родосл. стр. 357 sqq), называется в актах звечанским (Monumenma Serbica Mukлoшuчa р. 60). Быв открыта Милутином, епархия звечанская или баньская им же была и закрыта (Родосл. стр. 360). Из немногих епископов звечанских или баньских известен сейчас помянутый Даниил (ibid.).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Рязанская область Рязань, город. Рязань. Илии Пророка, церковь (с приделом Стефана архидиакона) Сербия АК Воеводина, Западно-Бачский округ. Сомбор. Сомборский Стефановский монастырь. Церковь Стефана архидиакона Расинский округ. Крушевац. Стефана архидиакона, церковь Рашский округ. Жича. Жичский Вознесенский монастырь. Собор Вознесения Господня (с приделом Стефана архидиакона) Рашский округ. Доляни. Сопочанский Троицкий монастырь. Церковь Троицы Живоначальной (с приделом Стефана архидиакона) Смоленская область Новодугинский район. Липецы. Спаса Преображения, церковь (с приделом Стефана архидиакона) Дорогобужский район. Дорогобуж. Стефана архидиакона на Афанасьевском кладбище, церковь Кардымовский район. Бережняны. Троицы Живоначальной, церковь (с приделом Стефана архидиакона) Ставропольский край Предгорный район. Суворовская. Стефана архидиакона, часовня Тамбовская область Тамбов, город. Тамбов. Стефана архидиакона, церковь Тверская область Тверь, город. Тверь. Успенский Жёлтиков мужской монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы (с приделом Стефана архидиакона) Кашинский городской округ. Кашин. Корсунской иконы Божией Матери, церковь (с приделом Стефана архидиакона) Томская область Томск, город. Степановка. Стефана архидиакона, церковь Тульская область Тула, город. Тула. Владимирской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца, церковь (с приделом Стефана архидиакона) Алексин, город. Рождество-Слуки, урочище. Рождества Христова, церковь (с приделом Стефана архидиакона) Турция Стамбул. Стамбул. Стефана архидиакона, церковь Карабюк. Сафранболу. Стефана архидиакона, церковь Бурса. Трилья. Стефана архидиакона, церковь Украина, Волынская область Луцкий район. Усычи. Стефана архидиакона, церковь Украина, Луганская область Славяносербский район. Славяносербск. Стефана архидиакона, церковь Украина, Одесская область Одесса, город. Одесса. Стефана архидиакона при Управлении 4-й стрелковой бригады, церковь Украина, Сумская область Конотопский район. Степановка. Стефана архидиакона, церковь (координаты не указаны)

http://sobory.ru/mapsearch/?altar=244

Мцхета-Мтианетия. Мцхета. Стефановский монастырь. Церковь Стефана архидиакона Самцхе-Джавахетия. Сапара. Успенский монастырь. Церковь Стефана архидиакона Шида-Картли. Урбниси. Стефана архидиакона, церковь Иркутская область Иркутск, город. Иркутск. Спаса Преображения, церковь (с приделом Стефана архидиакона) Казахстан Павлодарская область. Баянаул. Стефана архидиакона, церковь Абайская область. Красный Яр (Красноярское на Убе). Стефана архидиакона, церковь Восточно-Казахстанская область. Предгорное. Стефана архидиакона, церковь Карагандинская область. Каркаралинск. Владимира равноапостольного, церковь (с приделом Стефана архидиакона) Калужская область Ферзиковский район. Воскресенское (Дубровка). Воскресения Христова, церковь (с приделом Стефана архидиакона) Кировская область Вятка (Киров), город. Вятка (Киров). Иоанна Богослова, церковь (с приделом Стефана архидиакона) Вятка (Киров), город. Красное. Тихвинской иконы Божией Матери, церковь (с приделом Стефана архидиакона) Костромская область Галичский район. Галич. " Живоносный Источник " иконы Божией Матери, церковь (с приделом Стефана архидиакона) Буйский район. Архидьякон-Степан, урочище. Введения во храм Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Стефана архидиакона) Краснодарский край Темрюкский район. Запорожская. Стефана архидиакона, церковь Ленинградская область Тосненский район. Никольское. Николая Чудотворца (старая), церковь (с приделом Стефана архидиакона) Молдова Кишинёв. Кишинёв. Стефана архидиакона при 3-ей мужской гимназии, церковь Дрокиевский район. Окюл-Алб. Стефана архидиакона, церковь Московская область Егорьевский городской округ. Саввино. Троицы Живоначальной (старая), церковь (с приделом Стефана архидиакона) Нижегородская область Арзамасский район и г. Арзамас. Арзамас. Входа Господня в Иерусалим, церковь (с приделом Стефана архидиакона) Дивеевский район. Дивеево. Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь. Собор Казанской иконы Божией Матери (с приделом Стефана архидиакона) Нижний Новгород, город. Нижегородский район. Николая Чудотворца ( " Верхнепосадская " ), церковь (с приделом Стефана архидиакона)

http://sobory.ru/mapsearch/?altar=244

-Что Вы, как монах и игумен монастыря Баньска, думаете о том, что сербское монашество сегодня более всего ширится именно там, где нашему народу и нашим святыням более всего угрожают, на Косово и Метохии? Игумен Симеон: Ответ на этот вопрос полностью мог быть пронизан Евангелием. Ведь, как сказано в Священном Писании, «сила Божия в немощи свершается», или, как говорил святой апостол Павел, «когда я слаб, тогда я силен». По глубокому промыслу Божьему, в Косово и Метохии именно в этот исторический момент, судобоносный для определения будущего статуса и существования этого сербского края по отношению к государству Сербия, созданы условия для непредвиденной и неслыханной для современных исторических обстоятельств, в которых уже долгое время живет сербская Церковь, экспансии монашества в одной епархии. Тот, Кто невидимо и для нас непостижимо управляет движением не только отдельных людей, но и целых народов, и всей историей, подготовил основу для того, чтобы в нужный момент в Косово и Метохии возрастал и расцветал цвет Церкви и народа – его монашество. Человеческий фактор, который позволил, или точнее сказать, был открыт для такого разлива божеской милости, мы видим в лице Его Преосвященства Епископа Рашко-Призренского Артемия. Он – тот маяк и магнит, который притягивает к себе многих своей богоугодной жизнью, силой своей веры, силой своей любви, красотой своей надежды. Как игумен, наполнивший запустелый монастырь Црна Река, он затем как Архиерей наполнил Косовско-Метохийские монастыри, большинство из которых были населены, в основном, одним–двумя старыми монахами или монахинями, или закрывались. И словно этого не было довольно, за пятнадцать лет своего архипастырства он восстановил и оживил много пустовавших или давно разрушенных монастырей. Святых Архангелов около Призрена, Баньска около Звечана, Дубоки Поток около Зубиного Потока, Сочаница около Лепосавича, Джурджеви Ступови около Нового Пазара... И вновь основанные – Улие около Лепосавича, Врачево около Лешка... Поскольку тот монашеский поток не мог разместится в уже существующих и действующих монастырях, он разлился, начав затоплять и те, которые давно опустели, привнося в них дыхание истинной и вечной жизни.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Но в Косово и Метохии останется и будет существовать Церковь Божия. За прошедшие века она пережила многих завоевателей и прокураторов, переживет и сегодня. Полномочия и бытие Церкви Божией в Косово и Метохии измеряются веками, и в будущем также станут измеряться веками. И тогда будет восстанавливаться все то, что разрушено, как и сегодня обновляются монастыри Баньска, Джурджеви Ступови, Святых Архангелов... Но без Договоров и Соглашений УНМИК. И наконец, г-н Рикер, Вы должны знать, что на территории государства Сербия, в Косово и Метохии, нельзя проводить работы и заключать подобные Соглашения без одобрения Сербской Церкви и сербского государства. Право собственника, создателя и хранителя культурного наследия соблюдается и в Вашем государстве, почему же Вы пытаетесь оспорить его здесь, на территории государства Сербия? В свете какой исторической перспективы это следует рассматривать, г-н Рикер? Кем Вы нас представляете, подписывая Соглашение, касающееся нашего имущества и культурных ценностей, но не считая необходимым нас об этом уведомить? А мы вынуждены узнавать обо всем из газет, а от Вас лично — только спустя 2,5 месяца в случайном разговоре и при этом еще и при попытке обмана? Мое желание по восстановлению уничтоженного и оскверненного сербского культурного наследия непоколебимо и недвусмысленно. Кто бы более от меня, епископа Рашко-Призренского, желал возродить 150 разрушенных церквей и монастырей? Разве можно помыслить, что разрушение и уничтожение стольких святынь принесло бо´льшую боль какому-нибудь иностранцу, а не мне и нашим верующим? Мы все стараемся сделать все возможное для того, чтобы восстановление началось как можно быстрее. Подтверждением тому служит проводящееся под нашим руководством обновление многих монастырей в Рашко-Призренской епархии, веками находившихся в запустении (Баньска, Светых Архангелов, Джурджеви Ступови...). Тем самым мы хотим подчеркнуть, что любая помощь нашим усилиям и нашему участию в этом направлении нужна и будет принята с благодарностью, но при условии соблюдения прав собственника, создателя и хранителя культурного достояния, дошедшего до нас через века сербской истории. И еще. Вы, вероятно, не привыкли к такому искреннему и открытому способу коммуникации. Но, что поделать. Таков язык истины.

http://patriarchia.ru/db/text/292963.htm...

2 Село Филейское, или просто Филейка, располагается в 6 верстах к северо-западу от центра г. Вятки. Это название сохранил современный район города. 3 Жизнеописание строителя и основателя общежительного Александро-Невского мужского монастыря иеромонаха о.Стефана, М.Оленев. – Саратов, 1996. С. 9. 6 Жизнеописание строителя и основателя общежительного Александро-Невского мужского монастыря иеромонаха о. Стефана. М. Оленев, – Саратов. 1996. С. 15. 8 Житие иеросхимонаха о. Стефана (Куртеева), подвижника и основателя общежительного монастыря. – Вятка. 2002. С. 5–6 . 9 Жизнеописание строителя и основателя общежительного Александро-Невского мужского монастыря иеромонаха о. Стефана, М. Оленев. – Саратов, 1996. С. 17. 13 Сказание о жизни и подвигах блаженныя памяти старца иеросхимонаха отца Стефана. – Вятка, 1994. С. 21. 17 Свящ. Игнатьев. Филейский Александро-Невский монастырь.//Вятский епархиальный вестник, 1915, 27. 18 Слово Божие – жизнь души//Иером. Стефан (Куртеев). Начало премудрости. О Божием слове. О Божием мире. – Саратов, 1996. С. 109. 19 Жизнеописание строителя и основателя общежительного Александро-Невского мужского монастыря иеромонаха о. Стефана, М. Оленев. – Саратов, 1996. С. 21; Открытие нового монастыря//Вятские губернские ведомости, 1890, 80; Свящ. Игнатьев. Филейский Александро-Невский монастырь.//Вятский епархиальный вестник, 1915, 27. 20 Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца иеросхимонаха отца Стефана. – Вятка, 1994. С. 32. 21 Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца иеросхимонаха отца Стефана. – Вятка, 1994. С. 32. 23 Жизнеописание строителя и основателя общежительного Александро-Невского мужского монастыря иеромонаха о. Стефана, М. Оленев. – Саратов, 1996. С. 27. 24 Свящ. Игнатьев. Филейский Александро-Невский монастырь.//Вятский епархиальный вестник, 1915, 27. 25 Жизнеописание строителя и основателя общежительного Александро-Невского мужского монастыря иеромонаха о. Стефана, М. Оленев. – Саратов, 1996. С. 29. 26 Жизнеописание строителя и основателя общежительного Александро-Невского мужского монастыря иеромонаха о. Стефана, М. Оленев. – Саратов, 1996. С. 28.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Метеоры (Μετωρα). Монастырь Святого Стефана. Карта и ближайшие объекты Монастырь святого Стефана был основан в 14 веке Антонием Кантакузином и Филофеем Сиатинским. Он расположен в южной части метеорских скал и является наиболее доступным для посетителей по мосту длиной 8 метров. Маленькая церквушка святого Стефана построена в восточной части монастыря в 15 веке. В 1798 году была построена главная церковь монастыря, посвященная святому Харалампию, и с тех пор монастырь упоминали как монастырь святых Стефана и Харалампия. В 1960 году мужской монастырь почти опустел и в 1961 году был преобразован в женский и сейчас процветает. На сегодня монастырь святого Стефана самый зажиточный из всех действующих метеорских монастырей. Женский монастырь Святого Стефана - один из шести сохранившихся доныне Метеорских монастырей, находится на одной из скал Фессалии, основан в XIV веке. Это самый богатый из метеорских монастырей. Он расположен на огромной скале, возвышающейся над городом Каламбака. Вход в монастырь наиболее доступен и осуществляется по единственному пешеходному мосту длиной 8 метров. Монастырь был основан в 14 веке, однако сама скала стала обитаемой в 12 веке. Создателем обители считается потомок семьи Кадакузинос монах Антоний. Реставратором древнего собора монастыря в середине 16 века, а затем и вторым создателем был монах Филофей. В этот же период примерно в 1545 году патриарх Еремей и объявил монастырь патриархальным и независимым - эта привилегия действовала более 200 лет. В конце 18 века был построен новый собор, посвященный Святому Харалампию, который еще с 17 века считался вторым покровителем (после Святого Стефана) обители. На каменной арке над входом в 1927 году обнаружили ранее замурованную плиту с надписью «6770 год. Иеремия», которая означает, что некий отшельник по имении Иеремия жил на этой скале уже в 6770 году от сотворения мира, то есть в 1192 году от рождества Христова. Предположительно, этот отшельник и другие монахи соорудили здесь несколько келий, цистерну для сбора дождевой воды и построили маленькую часовню святого Стефана.

http://sobory.ru/article/?object=06697

свящ. Александр Красов К 500-ой годовщине со дня кончины св. Стефана, 1396 г. Апреля 26 – 1396 года Апреля 26 Речь, произнесенная настоятелем С.-Петербургской придворной Каменноостровской церкви священником А.В. Красовым в торжественном общем собрании гг. членов С.-Петербургского Славянского Благотворительного Общества, состоявшемся 7-го Апреля 1896 г. Ваше Высокопреосвященство, Милостивые Государи и Милостивые Государыни! 26 числа текущего Апреля исполнится 500 лет со дня блаженной кончины св. равноапостольного Стефана, епископа Пермского, просветителя северного края нашего обширного отечества. К чествованию памяти Св. Стефана уже давно готовятся жители Пермской, Вологодской и Архангельской губерний. Еще 15 Февраля прошлого 1895 года в собрании пермской городской думы единогласно постановлено поручить городскому голове войти в сношение по этому предмету с губернскою земскою управою и просить ее вопрос о чествовании 500-летия кончины св. Стефана Пермского предложить чрезвычайному губернскому земскому собранию. Тот же вопрос обсуждался и на епархиальных съездах духовенства. Но не только жители означенных губерний готовились и еще готовятся чествовать день 500-летия кончины Св. Стефана, в этом торжестве чествования принимает участие первопрестольный град – Москва. И это понятно: нетленные мощи Св. Стефана почивают в Москве, въ Кремле, в придворном Спасопреображенском соборе, иначе называемом Спас-на-Бору. В канцелярии Заведывающего придворным духовенством выработан особый проект чествования памяти Св. Стефана. Все эти данные позволяют мне, перед самым наступлением дня чествования памяти Св. Стефана, воспользоваться благосклонным вниманием высокопросвещенного собрания Славянского Общества и высказать несколько слов о миссионерских подвигах Св. Стефана, просветителя Зырян, подвигах, имеющих много общего с подвигами просветителей Славян свв. Кирилла и Мефодия. Единственным источником о жизни и миссионерских подвигах святого Стефана для нас служит «Повесть о Стефане, епископе Пермском» или «Слово о житии и учении Святого Отца нашего Стефана, бывшего в Перми Епископа преподобного в Священноиноках отца нашего Епифания 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Монастырь Моштаница впервые упоминается в письменных источниках в 1579 году в книге «Отечник», которая сегодня хранится в Хиландаре . Сам монастырь, безусловно, более древний, но время его создания точно определить до сих пор невозможно. Одна из легенд гласит, что Моштаница была построена в 1113 году. Это подтверждается надписью на старом монастырском ключе. Утверждение, что монастырь был построен королем Драгутиным , основано на том, что он был правителем этой области. Хотя и не исключена возможность того, что Драгутин действительно построил монастырь, нет никаких свидетельств, подтверджающих это. Хорватский историк Франьо Рацки отмечал, что некогда монастырь был католическим. Это утверждение не было отвергнуто, поскольку известно, что до середины XV века эту территорию в основном населяли католики. Во всяком случае, Моштаница впервые упоминается в конце XVI века, в период османской экспансии на запад. В письмах, отправленных монахами австрийским генералам, говорится, что монастырь находится в очень тяжелом положении. Однако ранее Моштаница был достаточно богатым монастырем: братством монастыря был приобретен серебряный крест с позолотой и инкрустацией драгоценными камнями. Позднее этот крест был обнаружен в ризнице монастыря Баньска . Вскоре Моштаница была сожжена вместе с монастырем Рмань . Монастырь был перестроен в 1642 году и действовал до Венской войны, когда снова был сожжен и разрушен. В 1699 году монастырь был снова отремонтирован. Монастырь Моштаница разрушался во время каждой австрийско-турецкой войны. Так случилось и в 1716 году, после чего снова началось его восстановление. Когда сербский народ в долине реки Уна в 1786 году восстал против турецких властей, Моштаница снова оказался под прицелом врага. Пятая реконструкция монастыря последовала во время Австрийского правления в 1792 году. В 1833 году монастырь перестроили, но неизвестно сносили ли его до этого. Во время восстания Печии в 1858 г. Моштаница снова подверглась нападению, и примерно в 1863 году последовала очередная реконструкция. Сербский принц Михайло Обренович сыграл большую роль в этом обновлении. В 1875 г. опять вспыхнуло восстание и турки в снова сожгли монастырь. Спустя три года началась подготовка к его реставрации. Восстановительные работы были завершены в 1883 году. Но даже в XX век не принес монастырю мира. Во время военных действий силы НДХ снесли монастырь в 1941 году, но сразу после войны его отстроили заново.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010