Событий, произошедших за последнее десятилетие, с лихвой хватило бы на предыдущие пять сотен лет. Братия пережила бомбардировки НАТО, не покидая монастырь, но понеся тяжелую утрату. После прихода военного контингента КФОР в июне 1999 года, одного из насельников, монаха Харитона (Лукича), похитили на улице Призрена вооруженные члены ОАК. В августе 2000 года его изувеченное и обезглавленное тело было найдено в общем сербском захоронении на мусульманском кладбище. 17 апреля 2004 года монахи вернулись в Лавру и через год был построен новый конак (келейный корпус) и началось восстановление храмов. Адрес: Призрен, Косово. Телефон: +386 49 785059 , +381 29 241231 Электронная почта: m.arhangeli@gmail.com Подробнее... Мужской монастырь Сочаница [ править править код ] Согласно надписи с одного из каменных надгробий, обнаруженного рядом с монастырским храмом, известно, что в 1643 году на территории современного монастыря был действующий храм. Сама Сочаница упоминается в грамоте святого короля Стефана Уроша II Милютина от 1314 года как Сельчаница (в это время им был основан монастырь Баньска). Современный монастырский храм Усекновения главы Иоанна Предтечи был построен в 1862 году на месте более древней церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Время постройки Введенской церкви неизвестно, но очевидно, что в Сочанице проходили народные собрания на Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, что подтверждает непрекращающаяся традиция, связанная с предыдущей церковью и продолжающаяся в настоящее время. «Визитной карточкой» монастыря Сочаница является алтарь, находящийся в скале. В алтаре есть вход, через который можно попасть в подземное помещение типа катакомб. Сама стена перед входом в катакомбы, которая была частью Введенской церкви, предположительно относится к XIV в. Что касается катакомб, то здесь предположения уходят еще дальше в прошлое. Сочаница стал монастырем только в 2002 года, когда насельники монастыря Зочиште из-за нападения албанских экстремистов покинули свой монастырь и пришли сюда. Братия монастыря начали проведение восстановительных работ по обустройству этой древней святыни, которые продолжаются и по сей день.

http://azbyka.ru/palomnik/Косово_(монаст...

Г. занимался и серб. историограф и агиограф архиеп. Даниил II (1324-1337). Ему атрибутируют на основании стилистического анализа службы, посвященные его предшественникам по кафедре - св. архиепископам Арсению и Евстафию (О (II) 1970. С. 292-296). Взлет серб. державы в правление Стефана Душана (1331-1356) и последовавший за этим ее упадок не способствовали развитию Г. (как и лит-ры в целом, за исключением переводов), только в посл. четв. XIV в. возникли новые гимнографические произведения. Крупнейшим гимнографом эпохи был патриарх Ефрем (см. выше). В 1380 г. инок мон-ря Баньска (впосл. патриарх Даниил III) написал службу в честь основателя обители кор. Стефана Уроша II Милутина, в к-рой прославил вместе с ним его мать Елену Анжуйскую и брата Драгутина (О (II) 1970. С. 297-299). Сразу после трагической гибели в битве на Косовом поле св. кн. Лазаря (1389) анонимные авторы написали тропарь и 2 цикла стихир в его честь (Там же. С. 300-302), а нек-рое время спустя (ок. 1402) в его «задужбине», мон-ре Раваница, была составлена и полная служба, в к-рой мученик воспевается как духовный победитель (Там же. С. 303-305). Каноны 8 гласов святым Симеону и Савве Сербским иером. Феодосия. Богородичник. Сер. XVI в. (Chil. 227. Fol. 166) Каноны 8 гласов святым Симеону и Савве Сербским иером. Феодосия. Богородичник. Сер. XVI в. (Chil. 227. Fol. 166) В 1-й трети XV в. в державе деспота Стефана Лазаревича трудились ряд талантливых гимнографов. Мон. (впосл. епископ) Марк († после 1412), ученик патриарха Ефрема, создал службы своему учителю и архиеп. Никодиму (Там же. С. 306-312). Службой кор. мч. Стефану Дечанскому, написанной Григорием Цамблаком, отчасти воспользовался его безымянный современник, чтобы создать канон молебный тому же святому (Там же. С. 318-322). Инок Никодим, к-рого предположительно отождествляют с основателем мон-ря Тисмана в Валахии, написал новую службу (с проложным Житием и акростихом) Ахиллию, еп. Ларисскому, на рубеже Х и XI вв. особо чтимому в Охриде и в Сербии, и прославил архиерея как священномученика и борца с ересями ( Иванова. (II) 1999; Иванова. (I) 2002). В это время создавались и новые серб. редакции служб греч. св. женам, чтимым в Болгарии, прп. Параскеве (Петке) и царице Феофании, чьи мощи после тур. завоевания этой страны были перенесены в Белград ( Иванова. (I) 1988/1989).

http://pravenc.ru/text/165013.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОДИМ Свт. Никодим, архиеп. Сербский. Роспись ц. вмч. Димитрия Печской Патриархии. Ок. 1345 г. Свт. Никодим, архиеп. Сербский. Роспись ц. вмч. Димитрия Печской Патриархии. Ок. 1345 г. (Ок. 1270, Рашская обл.- 12.05.1324), свт., архиеп. Сербский (пам. 11 мая, в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей - 30 авг.). Происходил из семьи неких правителей. Получил разностороннее образование. В молодом возрасте принял монашество в афонском мон-ре Хиландар . Упоминается в числе хиландарских монахов в описании тяжбы между Хиландаром и афонским мон-рем Зограф в 1290 г. После 1306 г. стал учеником хиландарского игум. Даниила (см. Даниил II , архиеп. Печский). В кон. 1311 или нач. 1312 г. стал игуменом Хиландара: впервые упоминается как игумен в афонском акте в авг. 1312 г. В 1311 или 1312 г. ездил в К-поль для примирения серб. королей - братьев Милутина и Драгутина (см. Феоктист , прп.). Как представитель Хиландара Н. упоминается в договорах от 5 авг. 1314 г. о покупке обителью виноградников. Благословил своего ученика иером. Гервасия переписать Праксапостол (Ath. Chil. 47), в реальности работу выполнил рясофор Мартиниан. Весной 1316 г. вместе со старцем из Кареи Феодулом находился в Сербии. После смерти архиеп. Сербского Саввы III , в кон. июля 1316 г., Н. и игум. Даниил были выдвинуты претендентами на кафедру Сербской архиепископии. В ожидании решения собора Н. жил в Карейской келлии. Несмотря на королевское покровительство Даниилу, Собор избрал Н. архиепископом. В источниках сохранились многочисленные упоминания о деятельности Н., к-рая носила преимущественно адм. характер. Между 1 сент. 1317 и 31 авг. 1318 г. вместе со старцем из келлии св. Саввы в Карее Н. уговорил кор. Милутина дать хрисовул, чтобы урегулировать отношения между Хиландаром и этой келлией. Н. вместе с Собором Сербской Церкви подтвердил хрисовул, данный после 12 мая 1317 г. королями Милутином и Драгутином Баньска монастырю во имя святого Стефана . В хрисовуле, данном между 12 мая 1317 и 29 окт. 1321 г., кор. Милутин и Н. утвердили иерархию епископов и игуменов главнейших сербских мон-рей. В тот же период Милутин и Н. дали хрисовул Хиландару с целью пресечь споры между работниками архиепископии и мон-ря по поводу использования пахотных земель. Между 1 сент. и 29 окт. 1321 г. Н. дал повелью, утвердив ряд обязательств Сербской архиепископии по отношению к Карейской келлии. В 1317-1318 гг. Н. составил аренгу повельи, данной кор. Милутином Карейской келлии. В 1318 г. Милутин и Н. договорились кардинально перестроить Хиландар, что определило совр. облик обители, и украсить мон-рь Жича . Участвовал в обновлении ц. во имя св. Саввы в принадлежавшем Хиландару с. Лизица и построил как свою задужбину ц. вмч. Димитрия в Пече (между 1322 и 1324). 6 янв. 1322 г. он короновал св. Стефана Дечанского .

http://pravenc.ru/text/2565552.html

Блгв. кор. Милутин. Роспись кафоликона мон-ря Хиландар. 1321 г. Блгв. кор. Милутин. Роспись кафоликона мон-ря Хиландар. 1321 г. В браке М. и Симониды не было детей, поэтому мать последней, визант. имп. Ирина, решила сделать правителем Сербии одного из своих сыновей. В Сербию по очереди приезжали братья серб. королевы Димитрий и Феодор, но после приема, устроенного им серб. двором, они отказались от своих планов. Но визант. притязания вызывали опасения у старшего сына М. Стефана, к-рый в тот период управлял обл. Зета. Чтобы сохранить права на серб. престол, ок. 1308 или 1314 г. он поднял мятеж против отца. М. предложил сыну встретиться, и, хотя последний попросил прощения, был арестован, ослеплен и вместе с женой и 2 детьми сослан в К-поль, где прожил 7 лет. Однако есть версия, что Стефану сохранили зрение, а до конца жизни он носил повязку на глазах в знак смирения перед отцом. Их примирение состоялось в 1320 г. благодаря усилиям хиландарских монахов, к-рые постоянно просили короля простить своего благочестивого сына. После смерти Драгутина (весна 1316) последовало столкновение его сына Владислава с М., в результате к-рого он захватил земли и заточил племянника. В 1316-1317 гг. М. совершил поход против Дубровника, в июне 1318 г.- против бана Хорватии и Боснии Младена II Шубича Брибирского. Летом 1319 г. папа Римский Иоанн XXII призвал неск. албан. правителей-католиков совместно выступить против серб. короля-схизматика. Венг. кор. Карл Роберт поддержал планы Рима и осенью того же года захватил находившуюся под серб. властью обл. Мачва. М. вернул эти земли, но в следующем году венгры опять их захватили. Вскоре М. неожиданно скончался (согласно легенде, в царских вратах храма) и был похоронен в Баньска монастыре во имя святого Стефана . Правление М. способствовало расцвету и территориальному расширению Сербии, но после его кончины началась борьба за власть его детей между собой и с сыновьями Драгутина. С периодом правления М. связано активное церковное строительство в Сербии и усиление визант.

http://pravenc.ru/text/2563220.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИИЛ III Баньский, Младший (ок. 1350 - 7 апр. кон. 90-х гг. XIV в.), патриарх Сербский (1390/91 - не позднее 1400), агиограф, гимнограф. Род. в семье придворного св. кн. Лазаря . Известно лишь монашеское имя отца Д.- Дорофей. Ок. 1380 г. принял монашество, был иноком мон-ря Баньска . В 1382 г. вместе с отцом основал в их владениях мон-рь Дренча и стал его настоятелем, сохранилась ктиторская грамота (повелья) отца Д. мон-рю с перечнем владений от 2 марта 1382 г., данная в мон-ре Жича в присутствии патриарха Спиридона и Собора Сербской Православной Церкви (Pantel. 56; см.: А. кн. Лазара: Текст, комент., снимци. Београд, 2003. С. 177-190, 299-302; 10). Д. был избран патриархом при поддержке семейства св. деспота Лазаря в сент. в 1390/91 (6899) г. на Соборе, созванном св. деспотом Стефаном Лазаревичем , но есть версия о его избрании в 1392 г. (см.: Р. Да ли je Данило избран за nampujapxa 1390. г.?//NKJUФ. 1960. 26. Св. 1-2. С. 80). Д. всегда поддерживал власть деспота Стефана и его матери кнг. Милицы (мон. Евгении) (см.: 2004. С. 395-396). Был одним из инициаторов перенесения мощей св. кн. Лазаря из Приштины в мон-рь Раваница, но о его участии в процессии источники не упоминают ( Избор nampujapxa Данила III и kahohuзaцuja кн. Лазара//ГСНД. 1940. 21. С. 45-78). Месяц и день кончины Д. известны благодаря приписке к Уставу 1416 г. Даниила Левоокого ( Записи. 3. С. 73. 5043). В определении года смерти исследователи колеблются от 1396 до 1399 г. (см.: М. Српски nampujapcu века//ГСНД. 1936. 15/16. С. 312; Иларион (Зеремски), еп. Из ucmopuje nampujapшuje. Сремски Карловци, 1931. С. 65-66). Его преемник патриарх Савва V упоминается в 1400 г. Уже во время иночества Д. написал проложные Жития (со стихами) святых Саввы и Симеона Сербских и службу с проложным Житием св. кор. Милутину (ок. 1380). Эти произведения не отличаются оригинальностью, т. к. были созданы для литургического использования на основе пространных Житий и похвал мон. Феодосия Хиландарского. Служба имеет сложную структуру отдельных песнопений, увеличенный размер стихир с «плетением» поэтических фигур; канон снабжен текстовым акростихом, проходящим по тропарям и богородичнам с именем автора в 9-й песни. Образцом для Д. стали службы и каноны этим святым того же Феодосия. В службе вместе с Милутином прославляется его брат кор. Драгутин (см. ст. Феоктист , прп.). В службе выражена идея легитимной преемственности св. династии Неманичей , «лозы», коренящейся от «святой довицы» - Симеона и Саввы.

http://pravenc.ru/text/171274.html

667 О Трескавице грамота Душана: «его же дед и родитель – посетише благыми милостынями». Гласник XIII, 369. О нынешнем состоянии Григорович 137–139. 668 Летопись – «баньско злато – не обретаетьсе нигде же» (Шафарика Памятн. 61). Другая летопись (ibid. 53): «св. прьвом. Хр. Стефана при граду Звечани, еже есть Баньска, идеже и светые его мощи лежать и вьсе стени златом украси, яко же мнети се полите или позлащене быти». 669 Троношская летоп. «во Призрену многиа церквы и больницы созда» (Гласник V, 60). Житие: «в своем престольном граде Призрене храм успения Богородицы и многия больницы (воздвиже)». Даниил у Раича II, 494., «созда церковь успения – яже глаголется епископия призренска». 670 Дарствен. грамота к. Милютина Грачанице, напеч. в Изв. акад. VII, 155–159. Король пишет: «увидав разрушение и упадок храма св. Богородицы грачаницкаго, епископии липлянской,– создал его, с основания, расписал, украсил с наружи и внутри... Вот я Стефан грешний, король Урош второй, пишу сей хризовул. Вот люди, которых призвал епископ Игнатий... В Сухогреле, которые вписаны в хризовуле, взял и дал я св. Николаю, епископии дебрской... Краль земель по своей милости даеть, епископии ли призренской или липлянской». Троношская летоп. «новую шестотрулную (с шестью куполами) на реци Грачаницы созида». Гласник V, 60. 671 Житие: «в области Кучи храм св. великом. Георгию с драгоценными утварьми». Даниил у Раича IÏ 494, 496 указывает ещё три храма в Скопле – Троеручицы, ц. Константина и м. Никиты, в Сераве цер. св. Георгия, в Нагоричном св. Георгия, в Студенице св. Иоакима и Анны, в Ораховице св. Георгия. Житие прибавляет ещё храм Божией премудрости в Средце. Сл. летоп. в Гласнике V, 60; X, 146. Памятн. Шафарика 2: 53, 60, 61, 70. 672 Serbiens byzantinische Monumente – von Kanitz 1862. Гильфердинг о Грачанице в Зап. геогр. общ. XIIÏ 236, 237 о сопочанском храме, который возобновляем был к. Милютиным: «на наружной стене колокольни – замечательная картина: одни тешут камень, другие месят известь, третьи носят воду; над одним, который управляет работою, написано: «Васта»; в другом месте надпись: «агонисате» – подвизайтесь. Тут костюмы сербского простонародья XIII стол.» стр. 146, 147.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

790 Момирович Д. Краткая история и география Сербии; Раич. История разных славенских народов. Ч. 2; Майков А.А. История сербского языка. 791 О Трескавице грамота Душана: «его же дед и родитель – посетише благыми милостынями» (Гласник. Кн. 13). 792 Летопись: «баньско злато – не обретаетьсе нигде же» (Safarik. Pamatky drevniho pisemnictvi). Другая летопись (ibid): «св. прьвом. Хр. Стефана при граду Звечани, еже есть Баньска, идеже и светые его мощи лежать, и вьсе стени златом украси, яко же мнети се полите или позлащене бытии». 793 Троношская летопись: «во Призрену многиа церквы н больницы созда». (Гласник. Кн. 5). Житие: «в своем престольном граде Призрене храм Успения Богородицы и многия больницы (воздвиже)». Даниил: «созда церковь Успения – яже глаголется епископия призренска» (Раич. История разных славенских народов. Ч. 2). 794 В дарственной грамоте Грачанице король Милютин пишет: «увидав разрушение и упадок храма Св. Богородицы грачаницкого, епископии липлянской, создал его с основания, расписал, украсил снаружи и внутри… Вот я Стефан грешный, король Урош второй, пишу ей хризовул. Вот люди, которых призвал епископ Игнатий… В Су- хогреле, которые вписаны в хризовуле, взял и дал я св. Николаю, епископии дебрской… Краль земель по своей милости дает, епископии ли призренской или липлянской» (см.: ИОРЯС. Т. VII). Троношская летопись: «новую шестотрулную (с шестью куполами) на реци Грачаницы созида» (Гласник. Кн. 5). 795 Житие: «в области Кучи храм св. великом. Георгию с драгоценными утварьми». Даниил указывает еще три храма в Скопле – Троеручицы, царя Константина и митр. Никиты, в Сераве – церковь св. Георгия, в Нагоричном – св. Георгия, в Студенице – св. Иоакима и Анны, в Ораховице – св. Георгия. Житие прибавляет еще храм Божией премудрости в Средце (Раич. История разных славенских народов. Ч. 2). 796 Felix Philipp Kanitz. Serbiens byzantinische Monumente. Vienna, 1862. Гельфердинг о сопочанском храме, который возобновляем был кор. Милютиным: «на наружной стене колокольни – замечательная картина: одни тешут камень, другие месят известь, третьи носят воду; над одним, который управляет работою, написано: “Васта”; в другом месте надпись “агонисате” – подвизайтесь. Тут костюмы сербского простонародья XIII стол.» (Гильфердинг А. Поездка по Герцеговине, Боснии и Старой Сербии//Записки географического общества. Т. XIII (далее – Гильфердинг А. Поездка по Герцеговине, Боснии и Старой Сербии)).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

409 О Трескавице грамота Душана: «его же дед и родитель – посетите благыми милостынями». Гласник XIII, 359. О нынешнем состоянии Григорович 137–139. 410 Летопись – «баньско злато – не обретаетьсе нигде же» (Шафарика памяти. 61). Другая летопись (ibid. 53): «св. прьвом. Хр. Стефана при граду Звечани, еже есть Баньска, идеже и светые его мощи лежать, и вьсе стени златом украси, яко же мнети се полите или позлащене быти». 411 Троношская летоп.: «во Призрену многиа церкви и больницы созда» (Гласник V, 60). Житие: «в своем престольном граде Призрене храм успения Богородицы и многия больницы (воздвиже)». Даниил у Раича II, 494: «созда церковь успения – яже глаголется епископия Призренска». 412 Дарствен. грамота кн. Милютина Грачанице напеч. в изв. акад. VII, 155–159. Король пишет: «увидав разрушение и упадок храма св. Богородицы Грачаницкого, епископии Липлянской, – создал его с основания, расписал, украсил снаружи и внутри... Вот я Стефан грешный, король Урошь второй, пишу ей хризовул. Вот люди, которых призвал епископ Игнатий... В Сухогреле, которые вписаны в хризовуле, взял и дал я св. Николаю, епископии Дебрской... Краль земель по своей милости дает, епископии ли Призренской или Липлянской». Троношская летоп.: «новую шестотрулную (с шестью куполами) на реци Грачаницы созида». Гласник V, 60. 413 Житие: «в области Кучи храм св. великом. Георгию с драгоценными утварьми». Даниил у Раича II, 494. 496, указывает ещё три храма в Скопле – Троеручицы, ц. Константина и м. Никиты, в Сераве цер. св. Георгия, в Нагоричном св. Георгия, в Студенице св. Иоакима и Анны, в Ораховице св. Георгия. Житие прибавляет ещё храм Божией премудрости в Средце. Сл. летоп. в Гласнике V, 60. X. 146. Памяти. Шафарика 2. 53. 60. 61. 70. 414 Ser biene-byzantinische Monumente – von Kanitz 1862. Гильфердинг о Грачанпце в зап. геогр. общ. XIII. 236. 237, о Сопочанском храме, который возобновляем был кн. Милютиным: «на наружной стене колокольни – замечательная картина: одни тешут камень, другие месят известь, третьи носят воду; над одним, который управляет работой, написано: «Васта»; в другом месте надпись: «агонисате» – подвизайтесь. Тут костюмы Сербского простонародья XIII стол», стр. 143. 147.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАНЬСКАЯ ЕПАРХИЯ [серб. enapxuja] Сербской Православной Церкви. В разное время Б. е. назывались следующие церковно-адм. образования: 1. Ибарская, Звечанская и Баньская епархия с кафедрой в мон-ре Баньска. Основана во 2-й пол. XIII в. Под названием «Ибарская» впервые упоминается в 1286-1992 гг. К ней относилась территория в долине р. Ибар. Под названием «Звечанская епархия» (по имени г. Звечан в верхнем течении р. Ибар, возле к-рого располагалась кафедра) упоминается в нач. XIV в. Известен еп. Звечанский Даниил (ок. 1292-1303/04). Б. е. появляется в XIV в., в царствование серб. кор. Стефана Уроша II (Милутина), определившего Баньский мон-рь местом своей буд. усыпальницы. Среди архиереев Б. е. известно имя еп. Даниила II (1311-1314), автора кн. «Животи и архиепископа српских». Б. е. упразднена в 1314-1316 гг. 2. Епархия с кафедрой в мон-ре св. Николая в Дабре - см. Дабро-Босанская епархия . 3. Епархия с кафедрой в мон-ре Баня Вельбуждская - см. Вельбуждская епархия . Лит.: Ucmopuja. Кн. 1. С. 156-157; Азбучник. С. 21; Р. Православна Српска Црква. Белград, 1921. Kparyjebaц, 1989. 1995р. С. 33, 41. В. И. Косик Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77498.html

Митрополит Иларион благословил команду сербских футболистов Москва, 15 сентября 2013 г. 14 сентября 2013 года, в канун празднования дня памяти преподобных Антония и Феодосия Печерских, председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион совершил всенощное бдение в столичном храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили сотрудники ОВЦС в священном сане, клирики храма, сообщает Служба коммуникации ОВЦС . За богослужением молились члены футбольной команды “Динамик-Трейд» из Косовской Митровицы, приехавшие в Россию по благословению Святейшего Патриарха Сербского Иринея для участия в дружеском матче с командой г. Сергиева Посада. Команду сопровождают протоиерей-ставрофор Радивой (Панич), настоятель монастыря Баньска иеромонах Даниил (Домазетович) и иеромонах Сергий (Антич). По окончании богослужения гости из Сербии благословились у владыки Илариона. На память о встрече протоиерей-ставрофор Радивой преподнес митрополиту фотоальбом «Краски Сербии», иеромонах Даниил — книгу об обители святого Стефана. Председатель ОВЦС напутствовал сербских братьев словами: «Храните веру православную» и пожелал помощи Божией. 16 сентября 2013 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/64128.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009