24.Храм Всех Сербских Святых (в селе Джураковац) Храм Всех сербских святых в местечке Джураковац построен в 1997г. Албанские экстремисты разрушили храм в июле 1999г., после прихода итальянского контингента KFOR. Приходской дом был ограблен и сожжен. 25.Соборный храм св.Троицы (г.Джаковица) Постройка соборного храма святой Троицы в г.Джаковица началось в 1994г., а была закончена в 1998г. Храм возведен на фундаменте прежней пятикупольной мемориальной церкви. Старая церковь была задумана как мавзолей для погредения останков убитых, погибших от голода и холода воинов в войнах 1912-1918 годов; ее строительство было закончено в 1940 году, но уже в 1949 году в день свт.Саввы Сербского безбожники ее разрушили. Пятьдесят лет спустя, на том же самом месте, новый храм переживет похожую судьбу. Храм в г.Джаковица был одной из самых красивых церковных построек. Авторы проекта – Любиша Фолич и Радомир Фолич. Самым значительныим благотворителем стал Момчило Станоевич. Сразу после ввода итальянского контингента KFOR местные албанские экстремисты начали осквернение храма, расположенного в самом центре города. Ценная греческая мозаика Святой Троицы над центральным порталом была разбита на мелкие кусочки. Интерьер храма сожжен и осквернен. Стены были исписаны надписями и вульгарными рисунками. В конце-концнв храм был взорван 24-25 июля 1999г., несмотря на постоянные обращения представителей Сербской Церкви в KFOR c просьбой обеспечить безопасность этой святыне. 26.Храм свт.Николая (в деревне Осояне, г.Печ) Церковь свт.Николая –«Николяча» - расположена на луговом холме в старинной сербской деревне Осояне у реки Куявче, в 8 км юго-восточнее от г.Истока. Место Осояне упоминается королем Милутином в грамоте монастырю Баньска в 1314г. В кастихе монастырю Девич 1761-1779 гг. записаны имена сербов благотворителей из этой деревни. Храм свт.Николая в деревне Осояне разрушен и осквернен албанскими экстремистами в середине июня 1999года, после размещения итальянского контингента KFOR. 27.Храм св.Николая

http://pravoslavie.ru/40101.html

Жемчужиной храмовой росписи церкви является икона XIII века – «Милостивая, на которой запечатлена Богоматерь с Богомладенцем с корзинкой в руках полной хлебов. Из корзинки Богомладенец берёт хлеба и раздаёт страждущим. Данная фреска-икона почитается верующими как чудотворная. В храме периодически совершаются богослужения. Адрес: Sahat Kulla 21 20000 Призрен, Косово. Телефон: +383 49 776460 Электронная почта: djstefanovic@gmail.com Подробнее... Церковь Святого Спаса (Призрен) [ править править код ] Церковь Святого Спаса в Призрене была построена около 1330 года и находится в юго-западной части города. Расположена на небольшом плато ниже городской крепости, которая возвышается над городом. Церковь построил дворянин Младен Владоевич (дед Вука Бранковича), который в 1348 году передал ее в дар задужбине царя Душана Стефан монастырю Святых Архангелов в каньоне призренской Быстрицы. В османский период церковь была заброшена и какое-то время использовалась как амбар, в результате чего ей был нанесен значительный ущерб. Самый старый слой фресок, датированный примерно в 1335 годом, находится в алтаре. В 1990 году Республика Сербия включила её в число памятников культурного наследия Республики Сербия исключительной важности наряду с другими церквями в Призрене. Албанские экстремисты подожгли и сильно повредили церковь во время мартовского погрома 2004 года. Адрес: Nuri Sherifi, Prizren, Косово. Подробнее... Церковь святого великомученика Димитрия Солунского (Косовска-Митровица) [ править править код ] После войны 1999 г. Косовская Митровица разделилась на северную и южную части. Из-за разделения церковь Святого Саввы, расположенная в южной (албанской) части города, стала недоступной для сербов, которые мигрировали в северную часть города. Возникла необходимость построить новый храм, строительство которого началось в ноябре 2001 года. Место для строительства нового храма было тщательно выбрано так, чтобы храм мог быть виден из любой части города. Наравне с монастырем Баньска, церковь является духовным центром Северного Косова.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Серб...

Именно эти фрески были использованы при оформлении книги «Песни южных славян», входящей в Библиотеку всемирной литературы (11 том 1 серии). Адрес: Монастырь Грачаница, Грачаница, 10500, Косово. Электронная почта: gracanicamanastir@gmail.com Страница монастыря в Фейсбук Подробнее... Женский монастырь Девич [ править править код ] Монастырь Девич был основан в 1434 году на том месте, где в пустом стволе букового дерева подвизался исихаст XV века святой Иоанникий Девичский. Монастырь находится в густых лесах, в пяти километрах от города Србица. Ктитор — деспот Джурдж Бранкович — построил обитель в знак благодарности за излечение его больной дочери-девицы. Отсюда и произошло название — Девич. Во время турецкого ига монастырь неоднократно подвергался осквернению, сожжению и разрушению, однако неизменно восстанавливался и реконструировался. Сегодня в Девиче насчитывается несколько церквей: Введения во храм Пресвятой Богородицы, святого Иоанникия и святого Георгия. В них сохранились три слоя фресковой росписи: XV, XVI и XIX веков. Ранее монастырь располагал богатейшим собранием книг, переписанных в собственной мастерской, которые хранились здесь на протяжении столетий. Наибольшим духовным сокровищем Девича по-прежнему являются мощи святого Иоанникия, находящиеся под спудом. Он особо любим сербским народом как великий чудотворец и целитель, по молитвам которого и сегодня происходят многие чудеса. Одно из них — незримое присутствие и заступничество святого Иоанникия за свою обитель. Адрес: Manastiri 100 Llausha, Kosovo. Телефон: +383 28 582833 Электронная почта: manastirdevic.drenica@gmail.com Страница монастыря в Фейсбук Подробнее... Женский монастырь святой Параскевы в Улие (Лепосавич) [ править править код ] О времени постройки и основателе монастыря Святой преподобномученицы Параскевы Римской нет точных упоминаний. Считается, что фундамент монастыря относится к временам средневековья, и хартия святого короля Милютина является тому подтверждением. В ней упоминается деревня Улие с церковью в честь Входа Господня в Иерусалим, которую король Милютин подарил монастырю Баньска. Как и многие православные святыни, эта церковь была разрушена во время турецкого владычества на Балканах.

http://azbyka.ru/palomnik/Косово_(монаст...

Расцвет монашества способствовал духовному возрождению нашего народа HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Йован Янич Расцвет монашества способствовал духовному возрождению нашего народа Можно открыто сказать, что только благодаря сильному и стабильному монашеству и священству в Косово и Метохии, несмотря на небывалые погромы, геноцид и этнические чистки в течение прошедших 8 лет, некоторая часть сербов все-таки осталась в Косово и Метохии. Сербская Православная Церковь продолжает выполнять свою высокую миссию. В Косово и Метохии это удается благодаря многочисленному монашеству и преданному священству. Рашко-Призренская и Косовско-Метохийская епархия Сербской Православной Церкви имеет самое многочисленное монашество во всей Сербской Церкви. Она расположена на юге Сербии и охватывает Кочоыво и Метохию и Рашскую область – земли являющиеся колыбелью Сербской Церкви, сербской культуры и государственности. В последние годы, насмотря на суровые испытания, епархия переживает настоящий всплеск возрождения монашества. Епископ Рашко-Призренский Артемий и игумен монастыря Баньска Симеон ответили на вопросы журнала «Нин». За Божественной литургией в Дечанском монастыре / - Сколько сегодня в Косово и Метохии монахов и монахинь? Епископ Артемий: В Рашко-Призренской и Косовско-Метохийской епархии всего 25 монастырей. Из них семнадцать населенных, три восстанавливающихся, пять разрушенных (надеемся, и они в ближайшее время будут восстанавливаться и оживать). Из населенных монастырей тринадцать находятся в Косово и Метохии (семь мужских и пять женских), четрыре - в Рашской области (три мужских и один женский). Всего одинннадцать мужских и шесть женских действующих монастырей, в которых подвизаются 185 монахов и монахинь, из них: монахов и послушников – 131, монахинь и послушниц - 54 В Косово и Метохии всего 109 (71+38=109) А в Рашской области всего 76 (60+16=76). Есть еще ставропигиальный монастырь Печка Патриаршая, находящийся под прямым управлением Его Святейшества Патриарха Сербского Павла. В этом монастыре живут 18 монахинь.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Закрыть itemscope itemtype="" > Услышим ли мы завтра благовест над Косово? Интервью с художником Валерием Близнюком 19.05.2008 393 Время на чтение 10 минут Поразительно, но все они были сняты за четыре часа в четырех сербских монастырях: Печская патриархия, где на протяжении веков возводили на патриарший престол сербского Патриарха, Баньска, Грачаница и Высокие Дечаны. После произошедшего два месяца назад отделения Косово от Сербии эти святыни оказались беззащитны и могут быть разрушены в любой момент. Беззащитными стали и сербы - жители Косово и Метохии. В годы Османского владычества над сербскими храмами не раздавался благовест. Теперь колокола древних церквей могут умолкнуть снова. " Я слышал благовест... " - так назвал свою фотовыставку Валерий Близнюк. Она стала одним из важнейших событий православной жизни последних месяцев. - Валерий, принято считать, что фотография - это зеркало. В ней отражается взгляд автора, его отношение к изображенному событию, человеку, ситуации. Какими глазами смотрели на Косово и Метохию Вы? Как фотохудожник? Как верующий человек? Или просто - как путешественник? - По профессии я художник. Всю жизнь писал пейзажи, рисовал, занимался литографией, офортом, с некоторых пор стал заниматься иконописью. И вот эти поездки, в данном случае - в Сербию, а перед этим был еще ряд поездок в Грецию, в Италию - изначальной целью этих поездок было собирание материала для будущей работы. Сейчас нет таких великих учителей-художников, какие были в древности, скажем, тот же преподобный Андрей Рублев. И нашими учителями становятся стены храмов, иконостасы, древние иконы. - Изначальной? Вы хотите сказать, что потом цель изменилась? - Цель, наверное, осталась и эта. Но сместился акцент. Когда мы приехали в монастырь Высокие Дечаны, при первом же беглом взгляде - я был шокирован. Со всех стен на меня смотрели лики неземной красоты. Да, это лики святых - но как они написаны! Сами фрески и иконы просто потрясали. Меня захлестнул поток разных мыслей и чувств, думалось: эту красоту не охватить, не изучить и за всю жизнь! А у нас лишь час времени! Потом резко пришло озарение - а сколько жизни отмерено этим святыням? Даже если я вернусь сюда через год или два - застану ли эти храмы, этот монастырь... Все, что происходит вокруг, заставляло усомниться в этом.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Сербская Церковь начинает процесс против иностранных государств (версия для печати)/Православие.Ru Сербская Церковь начинает процесс против иностранных государств Православие.Ru , 9 декабря 2004 г. 8 декабря 2004 г., Белград / По сообщениям ряда сербских информационных агенств, 8 декабря 2004 года в Белграде прошла конференция для журналистов, на которой епископ Рашко-Призренеский Артемий заявил, что возглавляемая им епархия Сербской Православной Церкви начала процесс в Международном суде по правам человека в Стасбурге с целью возмещения ущерба причиненного православным святыням в Косово. Владыка Артемий сообщил, что процесс начат против Италии, Германии, Франции и Великобритании в связи с тем, что они не смогли предотвратить уничтожение сербских святынь в зонах своей ответственности в Косово и Метохии. При этом он пояснил, что США не входит в круг стран, против которых выдвинуто обвинения в силу того, что компетенция Страсбургского суда распространяется только на Европу. Тяжба начата с целью достижения правовой защиты и возмещения ущерба нанесенного Сербской Церкви и Рашко-Призренской начиная с 12 июня 1999 года. Владыка Артемий сообщил, что «епархия будет требовать в Страсбурге и компенсации ущерба за пережитой страх, душевную боль, страдания и мучения, через которые начиная с 12 июня 1999 года и до сего дня прошли все члены Сербской Православной Церкви – священство, монашество и верующий народ». Епископ Артемий Обвинительные материалы, которые будут представлены в суде, разделены на две части. Первая часть охватывает период с 12 июня 1999 года до марта 2004, а вторая – период мартовского погрома. Владыка Артемий признает, что «этот процесс не будет ни легким, ни быстрым», но считает своей обязанностью сделать все, что возможно. Он также сказал, что интересы Сербской Церкви на суде в Страсбурге будут защищать иностранные адвокаты, обладающие достаточным опытом проведения подобного рода процессов. Принимавший участие в конференции игумен монастыря Баньска иеромонах Симеон оценил предстоящий судебный процесс, как «единственный в истории международного права». Напомним, что с июня 1999 года в Косово уничтожено около 150 православных святынь. Во время погрома 17 и 18 марта 2004 года уничтожено и разромлено 36 православных церквей, монастырей и других религиозный и культурно-исторических объектов, некоторые из которых относятся к XV веку.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

- Не могу целиком согласиться с Вами, в том смысле, что именно я это сделал. Бог посылал оных, коих избирал. А я был лишь тем, кто принимал с любовью всё, что повелевал Господь. Сколько было в моих силах, направлял братию на правый чин монашеской жизни. Всё устраивалось по Промыслу Божию, а события, последовавшие в 1998-1999 гг. и позже, которые стали судными для нашего народа в Косове и Метохии, лишь это подтвердили. Конечно, большинство монашества и монастырей в Косове стали своего рода духовными центрами, стожарами, которых народ наш «держался», в которые веровал. И несмотря на все нестроения, ужасы, гонения, страдания, люди оставались на наших древних землях. В этом отношении роль монашества неоценима! А Господь сподобил косовское монашество ревности, стойкости и многочисленности. Црна Река была словно улей, который постепенно роился. И как в улье матки создают новые семьи, так и умножавшиеся братия Михайло-Архангельского монастыря на Чёрной реке пополнили все обители в Косове и Метохии, многие же возродили или основали совсем новые. Монахов было более двухсот. Пять монастырей - женские, остальные - мужские. В некоторых поначалу жили по одному-два инока, а где-то и ни одного не было! Ревностию и любовью смогли мы возродить обители и умножить число насельников. Например, в монастыре Високи Дечани, в то время, когда я стал епископом, их было четверо, а в Црной Реке - 17. Тогда мы, во-первых, обновили, омолодили братство монастыря Високи Дечани, перевели из Црной Реки девятерых монахов. И будто горная речка забурлила. Многие обители просто вернулись к жизни - Кончул, Баньска, так же и Джурджеви Ступови. Отстроен монастырь Девине Воде, Улие, Тушимлье, возрождён монастырь Драганац, где не было насельников, и т. д. То было время расцвета монашества и иноческой жизни в святой земле Косова и Метохии. Некоторые монахи, в зависимости от обстоятельств, перемещались в другие епархии или даже на другие континенты. Сейчас наши постриженики живут в Европе, Австралии, Африке, в Северной Америке.

http://ruskline.ru/analitika/2010/12/18/...

Вучич с предложением согласился. А вот Курти — нет. По его словам, Брюссель «не оставил выбора» и положил на стол единственный вариант консенсуса. Отказ премьера неудивителен. Его правительство проводит на севере региона совсем другую политику. Только за последние пару недель отсюда поступили новости, свидетельствующие о фактах дискриминации в отношении сербов. Так, администрация города Косовска-Митровица, чтобы проложить новую автодорогу, решила пожертвовать сербским кладбищем. Старинный погост попросту сровняли с землей. А в Каменице группа неизвестных напала на несколько сербских школ: здания забросали камнями и повесили на них баннеры с оскорбительными высказываниями. Полиция лишь сообщила, что ищет виновных. Под удар националистов попала и Сербская Православная Церковь. В Северном Косово находится ее Рашко-Призренская епархия. Поводом стал инцидент в деревне Баньска. В конце сентября несколько десятков вооруженных боевиков забаррикадировались на территории местного монастыря. Спустя несколько часов косовская полиция взяла ситуацию под контроль. Позже премьер Курти заявил: из обители конфисковали внушительный арсенал оружия. А в распоряжении властей оказались документы, якобы свидетельствующие о планах Белграда захватить Баньску и несколько других населенных пунктов. Ответ последовал спустя месяц. Без каких-либо объяснений полиция самопровозглашенной республики 20 октября арестовала настоятеля монастыря Девина-Вода протосинкелла Фотия (Костовски). Священник — гражданин Северной Македонии — в тот день прибыл в Департамент по делам иностранцев, чтобы продлить вид на жительство. Однако в ответ получил уведомление о депортации и дальнейшем запрете на въезд в Косово. «В предоставленном ему документе были приведены статьи закона, относящиеся к " причинам национальной безопасности " , без указания какой-либо уголовной или иной ответственности, поскольку у отца Фотия проблем с законом не было», — рассказали в Рашко-Призренской епархии. После полицейские временно конфисковали у священника паспорт и мобильный телефон, обыскали автомобиль. А также не разрешили забрать из обители личные вещи. Уже через несколько часов настоятель был на границе с Македонией.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/08/pr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ Свт. Макарий (Соколович), патриарх Сербский. Роспись нартекса ц. вмч. Димитрия. 1565 г. (Печская Патриархия Косово и Метохия) Свт. Макарий (Соколович), патриарх Сербский. Роспись нартекса ц. вмч. Димитрия. 1565 г. (Печская Патриархия Косово и Метохия) [Серб. Makapuje] (Соколович; † до 23.10.1574, Печский мон-рь), свт., патриарх Печский в 1557-1570/71 гг. (дни памяти - 13 июля, 30 авг.). Был 1-м патриархом после восстановления Печской Патриархии . Судьба М. до избрания патриархом неизвестна; впервые он упоминается уже в сане патриарха в записи от 4 нояб. 1557 г., сделанной на полях Псалтири, изданной в мон-ре Милешева . Возможно, он был настоятелем этого или Хиландарского мон-ря, после хиротонии во епископа сразу поставлен патриархом. Неясна степень его родства с Мехмед-пашой Соколовичем (Соколлу), потурченным сербом, ставшим великим везиром. Нек-рые современники считали их родными братьями, во 2-й пол. XIX в. и 1-й пол. XX в. эта версия преобладала над другими. Но совр. тур. историки утверждают, что Мехмед-паша всех своих близких родственников обратил в ислам. Есть мнение, что М. был племянником везира. Восстановление Печской Патриархии произошло при участии М., но его роль в этом событии также неясна. Он участвовал в определении границ Патриархии, создании патриарших структур (Синод и Архиерейский собор) и учреждении епархий (ок. 40-44 кафедр; во Вршаце и в Ораховице (ныне Сербия), Будиме (ныне Будапешт, Венгрия), Печуе (ныне Печ, Венгрия), Сегедине (ныне Сегед, Венгрия), Темишваре (ныне Тимишоара, Румыния) и Араде (ныне Румыния), Самокове (ныне Болгария), Тетове (ныне Македония) и др.). Титул М. отражал территориальный и этнический состав возглавляемой им Церкви: «Патриарх сербов, болгар, западного Поморья и северных земель» (часто подписывался «отец и учитель сербов и болгар»). Во время правления тур. султана Селима II (1566-1574), обложившего правосл. храмы и мон-ри высокими налогами, М. собирал деньги и предотвратил превращение мн. бедных мон-рей (напр. на Фрушка-Горе) и храмов в мечети и хозяйственные помещения. М. восстановил мон-ри Баньска , Грачаница и мон-рь Печская Патриархия (он представлен на ктиторском портрете на пилястре в вост. части храма).

http://pravenc.ru/text/2561282.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Открытое письмо братии монастыря Црна Река 23.02.2010 1779 В связи с неканоническим отстранением от управления епархией Его преосвященства Епископа Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского господина Артемия, братия монастыря Црна Река 23 февраля 2010 года направила письмо Его Святейшеству Патриарху сербскому господину Иринею. Текст письма единогласно принят, подписан всеми присутствующими членами братии и доставлен Патриарху Иринею, непризнанному администратору епископу Атанасию и настоятелю монастыря Протосингелу Николаю. Его Святейшеству Патриарху сербскому господину Иринею Ваше Святейшество, обращаясь к Вам, как Архипастырю и человеку, своей жизнью связанному с Косово и Метохией, что вы провозгласили в своей первой патриаршьей беседе, наша братия сообщает следующее: 1. Мы признаем право Вашего Святейшества и Святого Архиерейского Синода СПЦ в соответствии с Уставом СПЦ (глава 70 пункт 20 и 35б) начать процесс установления канонической ответственности Епископа Рашско-Призренского господина Артемия. 2. Мы считаем неканоническим решение Святого Архиерейского Синода СПЦ об отстранении епископа Артемия, нашего духовного Отца, от управления Рашско-Призренской епархией, так как в соответствии с главой 111 Устава СПЦ только Святой архиерейский Собор СПЦ может «удалить от управления только по каноническому приговору или разрешен по доказанной немощи». Епископ Артемий не был канонически осужден, не была доказана его немощь и его случай не рассматривался на Святом Архиерейском Соборе СПЦ. 3. Мы отказываемся принять, как администратора Епархии Рашско-Призренской бывшего Захумско-Герцеговинского епископа господина Атанасия, так как он «во двор нашей епархии не вошел через двери (то есть по канонам и действующему Уставу СПЦ), а вошел в другом месте». Потому в наших глазах он не пастырь, а по истинным словам Господним - «вор и разбойник» (Евангелие от Иоанна 10,1). По всем мерилам Правды Божьей мы - овцы Владыки Артемия и лишь ему открываем врата и лишь его голос знаем.За чужаком не пойдем, так как не узнаем голос чужака (Евангелие от Иоанна 2-5). При всем этом, Ваше Святейшество, добавим, что монахи из нашей епархии покидают свои монастыри со слезами на глазах (случай сестер из монастыря Грачаница и иеромонаха Пимена из монастыря Баньска), что монахи и верный народ до крайней меры встревожены, напуганы и растерянны, что наши богослужения проходят в боли и стонах. Целую епархию покрыло облако печали и смятения. Ущерб в духовном плане несравнимо больше доказанных материально-финансовых нарушений, угрожает полный духовный крах с трагическими последствиям. С болью переносим и тот факт, что наш Владыка и духовный Отец под домашним арестом и исповедаться и вести духовные разговоры с ним мы можем лишь в месте его заточения.

http://ruskline.ru/analitika/2010/02/24/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009