Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАНЬСКА МОНАСТЫРЬ ВО ИМЯ СВ. СТЕФАНА Собор во имя св. Стефана. 1312–1316 гг. Фотография. XX в. Собор во имя св. Стефана. 1312–1316 гг. Фотография. XX в. [серб. Сербской Православной Церкви, в окрестностях г. Титова-Митровица. Известен как центр Баньской епархии с кон. XIII в. до 1314 г. Сохранились письменные источники с упоминанием 3 архиереев (все с именем Даниил). Мон-рь располагал огромными имениями, дарованными грамотой кор. Милутина. В 1312-1316 гг. кор. Милутин на основании раннего сооружения построил собор во имя св. Стефана, в к-ром устроил гробницу, где и был погребен в 1321 г. Б. м. неоднократно разорялся турками (впервые в 1389), поэтому мощи кор. Милутина были перенесены в Трепчу, затем в Софию (1455), в наст. время находятся в ц. св. Недели (ц. Святого короля). Собор Б. м. был превращен в мечеть и лишь в 1938-1939 гг. снова стал действующим правосл. храмом. Собор св. Стефана - однонефная постройка с куполом на пилонах, с приделами с сев. и юж. сторон, перед нартексом были 2 башни-колокольни (не сохранились) - повторяет лучшие образцы серб. храмового зодчества XII-XIII вв., прежде всего собор Студеницкого мон-ря. Порталы и окна были украшены рельефами в романо-визант. стиле (напр., Богоматерь с Младенцем Христом, хранится в мон-ре с. Соколица). Снаружи собор был облицован плитами голубоватого, розового и белого мрамора. Роспись в храме (плохой сохранности) была выполнена на золотом фоне, в традиц. для серб. живописи стиле XIII в. В диаконнике имеется изображение епископа, в жертвеннике - фрагмент неизвестной композиции, в медальонах на зап. арке, в наосе сохранились поясные изображения епископов. Высокое качество росписи указывает на то, что исполнители были приглашены из К-поля, аналогичной росписью, но без золотого фона были украшены трапезная мон-ря и др. постройки (сохранились незначительные фрагменты). Частичная реставрация построек Б. м. проводилась в 1940 г. Лит.: В. Светостефански хрисовул, крала Стефана Уроша II Милутина. Беч, 1890; Л. Светостефанска Српске akaдeмuje. 1890. Т. 4; С. Задужбина Милутина у cpnckoju ucmopuju//Глас Српске akaдeмuje. 1892. Т. 32; М. М. Жича и Лазарица. Београд, 1928. С. 64-74; В. школа Noмopja. Београд, 1965. С. 102-106; Т. П. Манастир гласник. 1970. Т. 6. С. 41-64; Шупут М. Манастир Баньска. Београд, 1989; Todi В. Serbian Medieval Painting: The Age of King Milutin. Belgrade, 1999. P. 263-264, 338-339. Б. Тодич Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77496.html

11) Епархия кончульская. О времени открытия сей епархии должно быть сказано то же самое, что предшествующей, т. е. что она открыта после Св. Саввы, но ори Милутине или ранее – неизвестно (единственное известное упоминание о ней, относящееся к последним годам правления Милутина, см. в Памяти. Шафар. стр. 54). Местность епархии и местопребывание епископа точно также пока остаются достоверным образом неизвестными. Даничич, не знаем – говоря правду ли, утверждает, что существовал монастырь Кончул, который находился на верхней болгарской Мораве выше городка Врани, и что будто в сем именно монастыре и была кафедра епископа кончульского (в Речнике под словом Коньчульским; у Гана в 1-м uздahuu Reise ha первой карте поставлена на левом берегу Моравы выше Врани, близь местечка Трновац, албанская деревня Кондюл: но так как он совсем не упоминает о ней в тексте сочинения, то нужно полагать, что в ней нет никаких остатков и памятников христианской древности). В житии архиепископа Даниила 2-го упоминается другой монастырь Кончул во имя Николая Чудотворца, находившийся где-то на р. Ибре (Родосл. стр. 335). Если и действительно существовал первый монастырь, то, как кажется, вероятнее, что кафедра епископа находилась во втором. 12) Епархия звечанская, иначе баньская. Город Звечан, в настоящее время в развалинах, находился недалеко на запад от городка Митровицы, который в северо-западном углу Косова поля, при впадении Ситницы в Ибар (cм.Гuльфepдuhra ibid. стр. 295 sqq). Монастырь Баньска во имя первомучепика Стефана, созданный Милутином (у Шафар. в Памяти, стр. 53 и 60 и Родосл. стр. 149 fin.), находился верстах в 15 на запад от того же городка Митровицы, ва реке Баньска, впадающей в Ибар (Гuльфepд. ibid. 300 sqq). Что епархии звечанская и баньская были не две особые епархии, как думают некоторые, а одна и та же, называвшаяся по главному городу области звечанской, а по кафедральному монастырю баньской, видно из того, что архиепископ Даниил 2-й, до поставления в архиепископы бывший епископом в монастыре Баньска (Родосл. стр. 357 sqq), называется в актах звечанским (Monumenma Serbica Mukлoшuчa р. 60). Быв открыта Милутином, епархия звечанская или баньская им же была и закрыта (Родосл. стр. 360). Из немногих епископов звечанских или баньских известен сейчас помянутый Даниил (ibid.).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Монастырь Баньска (Косово и Метохия) отметит престольный праздник святого первомученика архидиакона Стефана 13 августа 2007 г. 16:01 15 августа монастырь Баньска отметит храмовый праздник святого первомученика архидиакона Стефана. После более чем пятисот лет пребывания в развалинах обитель Баньска становится центром монастырской жизни в Косово и Метохии. Поселившись в Баньска в июле 2004 года, братия заложила фундамент монастырской жизни, начав с введения ежедневных богослужений. Процесс восстановления монастыря Баньска развивается весьма динамично. Монашеский корпус, предназначенный для четырех монахов, вскоре становится слишком мал, чтобы приютить всех желающих постричься в монахи именно в этом монастыре. Одной из важнейших задач стала ликвидация видимых последствий турецкого ига, которые до последнего времени сохранялись на территории монастыря. С этой целью в первую очередь была демонтирована турецкая стена, окружающая Баньску. В дальнейшем будут удалены и прочие следы пребывания турок — слепая калота (плоский купол) на храме и части минарета на северной части храма. Монастырь Баньска решительно опровергает слухи о якобы непрофессиональном проведении восстановительных работ. «Демонтаж турецкой стены был осуществлен по проекту, получившему одобрение белградского Института защиты памятников культуры, и под профессиональным присмотром. Весь процесс проходил максимально аккуратно, с отделением всех важных частей каменной пластики, — сообщил пресс-службе Рашко-Призренской епархии игумен монастыря отец Симеон. — Слухи о том, что наше историческое наследие разрушается экскаваторами, не соответствуют действительности». Идет подготовка к работам по восстановлению Милутиновой крепостной стены XIV века, которая в настоящее время разрушается и находится под угрозой исчезновения. Братия ожидает, что возвращение мощей короля Милутина и статуи Баньской Богородицы на их историческое место в обитель будет не только способствовать дальнейшему восстановлению монастыря, но и поможет в борьбе за сохранение Косово и Метохии в составе Сербии. Братия ведет активную работу и вне монастырских стен. Так, началось восстановление лечебного курорта Баньска, что создает перспективы развития не только для жителей ближайших населенных пунктов, но и для всего севера Косово. Насельники монастыря приглашают всех верующих почтить 15 августа своим присутствием празднование памяти защитника Неманичей и монастыря Баньска, святого архидиакона Стефана. В 9.00 начнется праздничная Божественная литургия, которую будет совершать епископ Рашко-Призренский Артемий и епископ Банялукский Ефрем. Пресс-служба Рашко-Призренской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/280785.htm...

Мощи короля Милутина вернут Косовскому монастырю Баньска 23 декабря 2006 г. 15:21 «Святой Синод Болгарской Православной Церкви принял историческое решение о возвращении части мощей сербского короля Милутна монастырю Баньска, построенном им самим», — сообщил агенству ТАНЮГ игумен Симеон, настоятель монастыря, расположенного в северной части Косовской Митровицы. «Возвращение короля Милутина в Косово и Метохию — для нас Божий промысел и великая милость», — сказал отец Симеон и добавил, что в монастырской церкви Святого архидьякона Стефана, где пять веков назад были захоронены мощи баньского короля, готовится новое место для их упокоения. По словам отца Симеона, предстоит заключение договора между двумя церквями, по которому часть мощей, хранящихся в Соборной церкви Святой Недели в Софии, передадут Сербии, так как король Милутин — великая святыня и для болгарского народа. Отец Симеон подчеркнул, что для монастыря Баньска совсем не случаен тот факт, что  решение принято в то время, когда начались работы по восстановлению монастыря Баньска, лечебного источника и самого села Баньска. После исторического решения Болгарской Церкви, принятого в прошлую пятницу, в монастыре Баньска началась подготовка к встрече мощей короля Милутина, намеченной на 15 августа будущего года, в день, когда монастырь прославляет своего покровителя — святого архидьякона Стефана. Игумен монастыря рассказал, что два с половиной года назад было завершено восстановление монастырской гостиницы, и это вдохнуло жизнь в разрушенный до основания  и опустевший монастырь, полное восстановление и возвращение к положению времен короля Милутина которого еще только предстоит. В сегодняшнем восстановлении монастыря большую помощь оказывают Координационный центр за Косово и Метохию и Министерство культуры Сербии. Возобновились переговоры с республиканским Институтом защиты памятников культуры и Министерством культуры о продолжении проекта восстановления, особенно важного теперь, когда речь идет о подготовке места захоронения мощей короля Милутина. Сербский король Милутин, один из великих ктиторов церквей и монастырей не только Сербии, но и Константинополя, Иерусалима и Солоников, упокоился в 1321 году и по своему завещанию похоронен в церкви Святого архидьякона Стефана монастыря Баньска. Из Баньска, в 1460 году, для сохранения от поругания турками, его мощи были вывезены в монастырь Горна-Баня близ Софии, а затем — в церковь Святого короля в Софии (теперь это Соборная церковь Святой Недели). Софийская Соборная церковь и сегодня — место паломничества  к мощам короля Милутина, которого болгарский народ, также как и сербский, почитает своей святыней. Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/174134.htm...

Мужской монастырь Баньска Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Баньска (серб. Манастир построен между 1313 и 1317 годами сербским королём Милутином. Относится к Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] Ансамбль монастыря. Вид сверху Кольцо царицы Феодоры, 1322 г. Фасад из разноцветного мрамора Скульптура Богородицы со Христом Монастырь Баньска с храмом Св. Стефана был построен между 1313 и 1317 гг. сербским королём Милутином как его «задужбина» (монастырь на помин души). Помимо храма, в монастыре располагались трапезная, библиотека, конак (место отдыха) и царский дворец. Сам Милутин планировал быть похороненным в этом монастыре, и после смерти его воля была исполнена. В 1389 году, после поражения сербов в битве на Косовом поле, прах короля был перенесён в Трепчу, а в 1460 году — в болгарскую Софию, где ныне и находится. Так как монастырь был царской усыпальницей, его статус был достаточно высок, монастырь был ставропигиальной Лаврой, и считался 4-м по значимости монастырём Сербии (три первых — Студеница , Монастырь Милешева и Сопочаны) . Строительством монастыря руководил тогдашний игумен Даниил, позже ставший сербским архиепископом Даниилом II . В средневековых источниках и народной памяти монастырь Баньска называется одним из самых красивых монастырей Сербии. Он был построен в рашском стиле, как и Студеница , которая, по воле Милутина, была взята за образец при постройке нового монастыря. Снаружи собор был облицован плитами голубоватого, розового и белого мрамора. Роспись в храме (плохой сохранности) была выполнена на золотом фоне, в традиционном для сербской живописи стиле XIII века. В диаконнике имеется изображение епископа, в жертвеннике — фрагмент неизвестной композиции, в медальонах на западной арке, в наосе сохранились поясные изображения епископов. Высокое качество росписи указывает на то, что исполнители были приглашены из Константинополя. Аналогичной росписью, но без золотого фона были украшены трапезная монастыря и др. постройки (сохранились незначительные фрагменты).

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

В 80-х годах XVI века церковь заново была расписана. В алтарном пространстве были написаны изображения Богородицы, Причащение апостолов и служба отцев, Благовещения Пресвятой Богородицы; неф был расписан фигурами святых. Циклы Великих праздников, Страстей Христовых и Акафиста Пресвятой Богородицы расположены в верхних частях храма. На восточной стене нартекса находится Деисус: в композиции Богоматерь и Иоанн Креститель возносят молитвы о спасении человеческого рода, Христос выступает здесь как Вседержитель и Судия; на западной стене находится изображение Страшного суда. Образ святого Иоанна Предтечи написан в нише над входом в неф, а в верхних частях нартекса расположена фреска с житием святого. При реставрационных работах был выявлен более старый слой фресок, написанных в XIV веке. Часть из них сохранилась. Адрес: Ораховачки пут, Велика Хоча, Косово. Подробнее... Мужской монастырь Баньска [ править править код ] Монастырь Баньска с храмом Св. Стефана был построен между 1313 и 1317 годах сербским королём Милутином как его «задужбина» (монастырь на помин души). Помимо храма, в монастыре располагались трапезная, библиотека, конак (место отдыха) и царский дворец. Сам Милутин планировал быть похороненным в этом монастыре, и после смерти его воля была исполнена. В 1389 году, после поражения сербов в битве на Косовом поле, прах короля был перенесён в Трепчу, а в 1460 году — в болгарскую Софию, где ныне и находится. Так как монастырь был царской усыпальницей, его статус был достаточно высок, монастырь был ставропигиальной Лаврой, и считался 4-м по значимости монастырём Сербии (три первых — Монастырь Студеница, Монастырь Милешева и Сопочаны). Строительством монастыря руководил тогдашний игумен Даниил, позже ставший сербским архиепископом Даниилом II. В средневековых источниках и народной памяти монастырь Баньска называется одним из самых красивых монастырей Сербии. Он был построен в рашском стиле, как и Студеница, которая, по воле Милутина, была взята за образец при постройке нового монастыря.

http://azbyka.ru/palomnik/Косово_(монаст...

Из церковного убранства — икон, рукописей, серебряных, позолоченных и золотых подсвечников, кадильниц, хороса, — которыми, по словам биографа короля Милутина Даниила II, храм щедро одаривал король, не сохранилось ничего. Единственными находками, которыми оказались драгоценные украшения, стали случайно обнаруженные во время Первой мировой войны в 1915 году в могиле королевы Феодоры (первой жены короля Стефана Дечанского и матери царя Душана) два золотых кольца. Одно из них украшено старинной камеей, а на втором находится изображение двуглавого орла и надпись: «Кто его носит, да поможет ему Бог». Первое находится в частной коллекции, а второе хранится в Национальном музее в Белграде. Сохранилась каменная скульптура Богородицы с младенцем Христом на коленях, ранее находившаяся над порталом храма. Ныне скульптура хранится в соседнем монастыре Соколица . Детали фасада храма находятся в Национальном музее в Белграде и Археологическом музее в Скопье. В XV веке сгорела библиотека. В XVI веке монастырь был разрушен турками, так как в нём собирались беглецы из турецкой неволи. В дальнейшем турки построили вокруг монастыря стену и превратили его в свою крепость. В XIX веке полуразрушенная церковь была превращена турками в мечеть, существовавшую до Первой мировой войны. В 1938—1939 годах в здании был вновь создан православный храм. Консервация памятника была проведена в 1939—1940 годах, частичная реставрация храма проведена в 1990 году. В 2004 году в стены обители вернулась монашеская жизнь, был построен новый братский корпус, в 2006 году началась масштабная реставрация. Сейчас монастырь Баньска — один из духовных центров сербского Косова. В окрестностях монастыря, в селе Баньска, также находится курортный комплекс с источниками лечебной воды, температура которой 43°C и 47°C. Монастырь входит в список памятников культуры Сербии исключительного значения. Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Святой первомученик архидиакон Стефан считается покровителем династии Неманичей. Как добраться [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Сохранилась каменная скульптура Богородицы с младенцем Христом на коленях, ранее находившаяся над порталом храма. Ныне скульптура хранится в соседнем монастыре Соколица. Другие детали фасада храма находятся ныне в Национальном музее в Белграде и Археологическом музее в Скопье. В 2004 году в стены вернулась монашеская жизнь, был построен новый братский корпус, в 2006 году началась масштабная реставрация. Ныне монастырь Баньска — один из духовных центров сербского Косова. Адрес: 38216 Косово Телефон: 028/669-146 (о. Данило, игумен монастыря) Электронная почта: manastirbanjska@gmail.com Официальный сайт монастыря Подробнее... Мужской монастырь Высокие Дечаны [ править править код ] В 2004 году монастырь был внесен в перечень объектов Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Фрески монастыря были охарактеризованы как «одни из наиболее ценных экспонатов палеологовского ренессанса в византийском изобразительном искусстве» и «ценное отображение жизни XIV века». В 2006 году он был зачислен в список всемирного наследия, находящегося под угрозой, по причине возможных атак албанских боевиков. Находится под защитой KFOR. Главный собор, посвящён Спасу Вседержителю (Пантократору) и сложен из пурпурного, светло-жёлтого и чёрного мрамора. Работу осуществляли строители под началом францисканского монаха Вита из Котора. Он отличается от других сербских храмов того времени своими внушительными размерами и заметными романскими чертами. В интерьере церкви — около 1000 изображений отдельных святых, все основные сюжеты Нового завета, фрески с портретами царей из рода Неманичей (XIV в.). В монастырской ризнице сохранились также произведения сербского ювелирного искусства, около 60 икон XIV—XVII вв. (самая богатая коллекция икон в Сербии), имеется деревянный иконостас XIV века, трон игумена и резная гробница короля Стефана III. Адрес: Манастирска бб, Дечани, Косово. Телефон: +381 64 800 3000 , +383 49 776 024 Электронная почта: manastir@decani.org Официальный сайт монастыря Подробнее... Мужской монастырь Драганац [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Косово_(монаст...

Мужской монастырь Сочаница Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Сочаница (серб. Манастир Сочаница) — мужской монастырь Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви. Монастырь находится в северной части Косово на склонах горы Копаоник, в 3,5 км от одноименной деревни в общине Лепосавич. Содержание История [ править править код ] Согласно надписи с одного из каменных надгробий, обнаруженного рядом с монастырским храмом, известно, что в 1643 году на территории современного монастыря был действующий храм. Сама Сочаница упоминается в грамоте святого короля Стефана Уроша II Милютина от 1314 года как Сельчаница (в это время им был основан монастырь Баньска ). Современный монастырский храм Усекновения главы Иоанна Предтечи был построен в 1862 году на месте более древней церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Время постройки Введенской церкви неизвестно, но очевидно, что в Сочанице проходили народные собрания на Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, что подтверждает непрекращающаяся традиция, связанная с предыдущей церковью и продолжающаяся в настоящее время. Основателем Иоанно-Предтеченского храма был Чирко Терзич из деревни Брзанце. Он отправился в Стамбул просить у султана разрешения на строительство церкви. В хрониках Сочаницкой церкви говорится, что построенный храм был несколько выше, чем было одобрено турецкими властями, за что члены церковного совета получили по году тюрьмы каждый, а Чирко Терзич, как главный организатор строительств храма, был убит турками. Его похоронили у стен церкви, как он завещал при жизни. В 60-х годах XX века окрестности храма были засажены 100 000 саженцами акации и сосны, и сейчас монастырь окружен большим лесом. В 1961 году к югу от монастыря в месте Богдановац был сооружен источник, вода из которого в народе считается целебной. В 2005 году на праздник Воздвижения Креста Господня на вершине горы Соколяча над монастырем был установлен крест. «Визитной карточкой» монастыря Сочаница является алтарь, находящийся в скале. В алтаре есть вход, через который можно попасть в подземное помещение типа катакомб. Сама стена перед входом в катакомбы, которая была частью Введенской церкви, предположительно относится к XIV в. Что касается катакомб, то здесь предположения уходят еще дальше в прошлое.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

88) Момировича Ист. Сербии стр. 11. 12. Спб. 1839 г. Раича II, 500. 506. Майков стр. 230. 89) О Трескавице грамата Душана: «его же дед и родитель – посетише благыми милостынями». Гласник XIII, 369. О нынешнем состоянии Григорович 137-139. назначенный строителем для своего погребения, изумлявший массами золота90), кафедральный монастырь с больницами в Призрене, своей столице91), кафедральный храм Богоматери на р. Грачанице92), храм св. Георгия в кичавском округе93). Храмы кр. Милютина – византийского стиля, с четырьмя или 8 колоннами, поддерживающими купол, или купола, с фресками Панселиновой школы, с крещальнею на западе; южная колонна поныне увешивается волосами, обрезываемыми при крещении и напоминающими об обете крещения, - прекрасное отличие94)! Милютин и в чужих местах строил храмы молитвы и дома призрения. В Константинополе построен им храм и при нем обширный странноприимный дом, а на содержание их назначены были земли. В Солуне построены храмы св. Николая и св. Троицы95). Особенно же обеспечен был им   90) Летопись – «баньско злато – не обретаетьсе нигде же» (Шафарика Памятн. 61). Другая летопись (ibid. 58): «св. прьвом Хр. Стефана при граду Звенчани, еже есть Баньска, идеже и светые его мощи лежат и вьсе стени златом украси, яко же мнети се полите или позлащене быти». 91) Троношская летоп. «во Призрену многиа церквы и больницы созда» (Гласник V, 60). Житие: «в своем престольном граде Призрене храм успения Богородицы и многия больницы (воздвиже)». Даниил у Раича II, 494. «созда церковь успения – яже глаголется епископия призренска». 92) Дарствен. Грамата к. Милютина Грачанице, напеч. в Изв. акад. VII, 155-159. Король пишет: «увидав разрушение и упадок храма св. Богородицы грачаницкаго, епископии липлянской, - создал его, с основания, расписал, украсил с наружи и внутри… Вот я Стефан грешный, король Урош второй, пишу сей хризовул. Вот люди, которых призвал епископ Игнатий… В Сухогреле, которые вписаны в хризовул, взял и дал я св. Николаю, епископии дебрской… Краль земель по своей милости дает, епископии ли призренской или липлянской».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009