Религия на протяжении всей истории человечества играла большую роль в жизни отдельных людей, обществ и цивилизаций. В конце XIX — начале XX веков широкое распространение получило представление о том, что религия должна естественным образом прийти в упадок и выродиться в условиях развития научной рациональности, технического прогресса и модернизации обществ. Религия в рамках этого подхода рассматривалась как связанная со многими заблуждениями и предрассудками устаревшая, архаическая форма человеческого сознания, которой просто не останется места в новом, динамично меняющемся мире. Эта позиция, во многом связанная с противопоставлением науки и религии, позитивистской парадигмой и особым представлением о прогрессе, до сих пор оказывает большое влияние на восприятие религии. Я родился и вырос в Советском Союзе — стране, где атеистическая идеология навязывалась государством каждому гражданину. Нам внушали, что религия доживает свои последние дни, что Церковью интересуются только бабушки или люди, не нашедшие себе применения в жизни. Еще десять-двадцать лет — и религия окончательно отомрет. Но поскольку она никак не хотела отмирать, то была разработана целая система подавления «религиозных предрассудков». Когда я сегодня слушаю выступления европейских политиков, призывающих покончить с религией, удалить религиозные символы из публичного пространства, нивелировать влияние Церкви на общество, «оградить» детей от влияния церкви, мне хочется сказать этим людям: «Господа, вы просто не знаете, что это такое — жить при режиме, который насильственно подавляет в людях религиозное чувство, каленым железом выжигает в их сердцах память о Боге. Мы через все это прошли. Мы видели своими глазами, к чему приводит атеистическая идеология. А вы ничего этого не видели. Ни ленинского " красного террора " , ни сталинских концлагерей. Вы живете иллюзиями, мифами, фантомами. Вы начитались глупых книжек о зверствах инквизиции и боитесь, что ваших детей совратят церковники. А потом ваши дети превращаются в наркоманов и циников, и вы кидаетесь к психологам, чтобы их спасти. Откройте глаза, обратитесь к чистому источнику доброты и святости, каким всегда была Церковь. И поймите, что религия никогда ничему плохому ваших детей не научит».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5874254...

«Беседы об отношении Церкви к христианам». – Возможен ли в наше время текст с таким заглавием? – Конечно, сейчас возможно все, но выглядеть будет это не совсем уместно. – В какой ситуации естественна и законна такая фраза? – Когда Церковь мыслится отдельно от сообщества христиан. Ведь мы привыкли считать, что христиане – это и есть Церковь. Однако если мы исследуем современное словоупотребление, обнаружим, что даже в языке людей религиозных слово «церковь» означает клерикальную структуру, иерархию или корпорацию священнослужителей. Проще говоря, Церковь – это попы, а люди – это люди, верующие или неверующие – всё одно. Поэтому, когда журналисты задают дежурные вопросы: как Церковь относится к Булгакову, к отстрелу жирафов, к веганским продуктам, – хотят услышать мнение клерикальных кругов. Для людей «внешних», как и для большинства верующих, христианство – это религия, конечно, мировая и влиятельная, но именно религия, одна из множества. У термина «религия» более двухсот определений, но для рядового человека совершенно ясно, что в большинстве случаев имеется в виду определенное мировоззрение, вера в нечто сверхъестественное и, обязательно, система поведения, включающая культ, то есть конкретные символические действия. Создал ли Христос религию? Является ли христианство религией? Возможны разные ответы, и каждый зависит от выбранной «системы координат». Уютный мир религии Некто Чацкий, помнится, говорил: «Блажен, кто верует! Тепло ему на свете». Религия помогает человеку объяснить мир, понять его, принять и оправдать. Верующий человек комфортнее чувствует себя, чем безбожник, ему, действительно, тепло на белом свете, ведь он живет в понятном мире. Религия управляет его временем и организует ритм жизни, обосновывает мораль и право, примиряет с болью, объясняет таинственное, утешает перед неизбежным. В центре религиозной жизни православного человека – Пасха. К ней ведет Великий пост. Это время, когда нужно обязательно исповедоваться и причаститься, посетить красивейшие службы, подготовиться к празднику, а потом уж и правильно разговеться. А за Пасхой будет Радоница – поедем к нашим покойничкам. Потом – Вознесение, Троица, Петров пост, Успенский пост – будем святить яблочки на Спаса, молиться перед Плащаницей Божьей Матери, а там уж и осенние праздники и снова пост – Рождественский с его предпраздничными хлопотами, а за ним уж Богоявление со святой водичкой и Сретение с освящением свечей. Стройный и веками освященный календарь.

http://pravmir.ru/duhovnyie-uprazhneniya...

Почему так важен вопрос о «происхождении религии»? Насколько состоятельна теория, объясняющая религию страхом перед природой? В чем разница в понимании религии как «опиума для народа» и «опиума народа»? Можно ли всерьез воспринимать концепцию Фрейда о Боге как «съеденном сыновьями отце»? Рассказывает Виктор Петрович Лега. Вечность или этап эволюции? Здравствуйте, дорогие читатели и зрители сайта «Православие.ру». Тема сегодняшней беседы – «Происхождение религии». Этот вопрос еще с дохристианских, античных времен привлекает внимание как верующих, так и атеистов, как богословов, так и философов. И именно в атеистической пропаганде, в атеистической борьбе с религией этому вопросу часто придается первостепенное значение. Атеисты постоянно указывают: религия когда-то возникла. А верующие люди, в том числе христиане, утверждают: религия была изначально. Казалось бы, какая разница? Ведь не будет же физик, или биолог, или программист сетовать на то, что его наука возникла достаточно поздно. Наоборот, он скажет: моя наука сложна, поэтому она и возникла поздно, тогда, когда человечество доросло до ее понимания. Почему бы примерно так же не ответить и на вопрос о происхождении религии: мол, когда человечество доросло до понимания себя, тогда оно доросло и до понимания Бога, создав религию? Кстати, примерно так мыслил шотландский философ XVIII века Дэвид Юм, но его аргументы тут же взяли на вооружение атеисты, а Англиканская церковь его осудила. И вопрос здесь не только в том, когда возникает религия, но и в том, почему она возникает. Ведь если религия – это учение о связи человека с Богом, о попытке восстановить эту связь, утерянную когда-то, то, безусловно, религия должна быть совечной человеку. И если мы, христиане, говорим о том, что человек сотворен Богом, то знания человека о Боге должны существовать с самого момента его сотворения. А атеистами вопрос возникновения религии решается в связи с эволюционной теорией, ведь у животных религии не было – она возникает на определенном этапе эволюции. Вот почему вопрос о том, возникает религия или не возникает , является принципиальным в христианской апологетике.

http://pravoslavie.ru/94796.html

Государственная победа большевизма ознаменовалась разнузданной антирелигиозной пропагандой, уничтожением духовенства, церковно-активных мирян, разрушением храмов. В школах и в институтах учили, что Бога нет, что Христос — это просто миф, что религия — это выдумка эксплуататорских классов, направленная на то, чтобы держать в повиновении з массы трудящихся, что нет и не может быть общечеловеческой морали. Внушалось, что морально только то, что помогает делу пролетарской революции, а аморально все, что ей мешает. О христианстве, особенно о православии, слагались самые чудовищные небылицы. На верующих смотрели как на скрытых врагов государства; их церковно-православная деятельность приравнивалась к контрреволюционной деятельности. В РСФСР за нее судили «тройками» и выносили приговор по ст. 58 уголовного кодекса. Кстати говоря, и меня арестовали и судили тоже по этой же статье, называя врагом народа за принадлежность к упоминавшейся выше контрреволюционной организации, которой не было. Из 33-х человек, якобы принадлежавших к «центру» этой организации, в живых сейчас остался только я один. Заметьте, судили по уголовному кодексу. А почему? Учтите, что я — математик; я привык к точности, то есть привык доказывать сообщаемые сведения или фактами, или формулами. Так вот факты: вспомним, например, как определял Маркс, что такое религия. «Религия есть настроение бессильного мира, дух бездушный и подлый. Она (религия) есть опиум для народа». Это изречение Маркса многократно и везде повторялось при проведении антирелигиозной пропаганды. Ленин о религии говорил несколько более «доходчиво» для простого русского народа: «Религия — род духовной сивухи, в которой рабы капитализма топят свой человеческий образ, свои требования сколько-нибудь достойной человеческой жизни». Приведенные дословные цитаты из сочинений Маркса и Ленина противоречат фактам; они злобно искажают роль и значение религии и влияние Церкви на души и разум людей. В противоположность смыслу и духу только что приведенных цитат из сочинений Маркса и Ленина воспроизведу цитату из сочинения великого русского ученого и мыслителя Михаила Васильевича Ломоносова: «Наука и вера суть дщери Великого Родителя и в распрю зайти не могут, аще кто, по тщеславию своему, на них вражду всклеплет». В связи с этим же вспоминаю высказывания хорошо известного мне и любимого мною профессора Московской Духовной Академии — протоиерея Александра Ветелева. Профессор Ветелев сочетал духовную мудрость и многосторонние познания новинок современного естествознания с особенно нежным человеколюбием. Вот, например, один из советов, который о. Александр Ветелев часто повторял всем его знакомым: «Старайтесь воспринимать знания не только умом, но и сердцем». Перед смертью , когда он лежал в больнице, его последние слова были направлены на защиту Церкви против обвинений безбожников: «Церковь никогда не вредила государству, старалась помочь людям внутренне возродиться и быть честными, добрыми, справедливыми».

http://pravmir.ru/nauka-i-religiya/

Можно ли назвать мистику “очевидностью религии”? Я думаю, что в своем вопросе вы сформулировали в сжатой форме суть моего ответа. Религия не доказывается силами одного рассудка, а при всех доводах в ее защиту остается только гипотезой, хотя и с высокой степенью вероятности. Голый разум, отторгнутый от других сил души и духа, похож на компьютер с заложенными программами. Тем более никакие рационалистические доводы о существовании Бога и истинности религии, без внутреннего мистического опыта, не могут вдохнуть животворящей веры в сердце – орган духа. Вся история религии и философии свидетельствует о том, что путем логизаций невозможно доказать истину религиозных и философских систем, иначе они интегрировались бы в единое мировоззрение. Религия это включение конечного и ограниченного в бесконечное и безграничное, в котором конечное приобретает свойства бесконечного. Философия, напротив, пытается посредством силлогизмов постигнуть абсолютное, то есть ограничить бесконечное через конечное. При таком интеллектуальном иллюзионизме силы души человека сводятся к логикону, а Божество абстрагируется в отвлеченную идею, похожую на глыбу льда, нависшей над землей. Что происходит с религией, когда мистика заменяется рационализмом? Религия искажается и разрушается, когда рассудок становится не слугой веры, а ее путеводителем и наставником, не послушником Откровения, а его судьей. Так деградирует и рушится страна, когда взбунтовавшиеся рабы становятся узурпаторами царской власти. Религия без мистики превращается в сумму понятий и представлений, оторванных от жизни сердца, и засыхает как растение, лишенное корней. Рационалистичекая религия – это «кладбищенская» религия. Какая связь между догматикой и мистикой? Обычно под православием человека мы подразумеваем его непререкаемую веру в истинность догматов, исполнение заповедей и включенность в ритмы церковной жизни. А мистика дает созерцание истины, как встречу с живой Истиной в сердце. Великие святые: Николай Чудотворец, Григорий Богослов , Иоанн Кронштадтский и другие, имеющие глубокую мистическую одаренность, были особенно чутки к догматической чистоте. Крупинки песка, попавшие в глаз, причиняют острую боль, но их не ощущает затвердевшая кожа подошвы. Во время арианских смут составлялись унианальные символы, в которых преграда между Православием и ересью становилась тонкой и как бы прозрачной, трудно различимой одним рассудком, опиравшимся на зыбкую, еще не отвердевшую терминологию. И здесь на помощь православию рассудка приходило православие сердца.

http://azbyka.ru/mistika-ochevidnost-ver...

Если говорить о конфессиях, то моя точка зрения такова: конфессии рождаются вместе с народом, и менять их не следует. Скажем, для России я не вижу другой конфессии, кроме православия, потому что на протяжении столетий вся наша жизнь была православной, и православие вошло не только в облик храмов, но и в нравственность, в народные приметы, в пословицы. «Вот тебе Бог, а вот — порог», так может сказать только православный человек, потому что в красном углу — икона. Это настолько слилось с нашим сознанием и даже подсознанием, что и атеисты живут, следуя неписаным законам православной культуры, и говоря сегодня о возрождении России, пользуются вполне неатеистическим аргументом: ей, мол, на роду так написано, издревле православной стране, пронизанной особой духовностью… Хотелось бы и мне верить в это, хотя я сам не сторонник пассивной позиции в деле возрождения страны. Ждать, когда на нас с неба упадет благодать Божья, ничего при этом не делая, глупо, церковь не обязана заниматься устройством государственных дел, им должно заниматься общество, и заниматься активно; религия не обязана спасать страны, она спасает отдельного человека, чего не делает государство. Я много думал на эту тему и убежден, что религия, рождаясь вместе с народом, входит в его плоть и кровь, утверждает его традиционность, но отнюдь не экономику. Если выражаться советским стилем, то религия — наиболее активная часть идеологического фронта. Очень важная часть, потому что для людей, ищущих верный путь, неизбежны и даже необходимы метания из стороны в сторону — можно метнуться влево, можно метнуться вправо, — но всегда должно быть что-то неизменное, к чему возвращаются, чтобы снова начать поиски правильного пути. Таким неизменным, в частности, и является религия. Она не придумана, она существовала всегда. У меня такое впечатление, что религия возникла оттого, что небольшая часть людей обладает свойством ощущать больше, нежели нормальные люди. Их не более 10—15%, как я уже упоминал неоднократно, но они способны вести за собой других, потому что они — истинно верующие. Оставшиеся 85— 90% абсолютно безразличны к религии, это, на мой взгляд, нормальное явление, им религия неинтересна, ничего для них не значит. И даже если они родились в религиозной стране и в детстве ходили в церковь, приобщались к религиозным заповедям, воспитывались в их духе, то, попадая в сугубо атеистическую среду, где церкви нет, от этого страдать не станут. Тяжело будут страдать те 10—15% истинно верующих, подобно одаренным музыкантам, которым запретят играть на любимом инструменте. Но это меньшинство, повторяю, может повести за собой даже самых духовно тупых особей, потому что, условно говоря, у истинно верующих, кроме пяти чувств, данных всем, есть еще ощущение связи космического порядка, и трактуют они это как указания свыше, иными словами, как указания неба и так далее.

http://azbyka.ru/fiction/postskriptum-bo...

Люди верили, что Господь одобряет и не может не одобрять действия их стороны в вооруженном конфликте – ведь они же принадлежали к правильному коллективу, который совершает правильные обряды и выступает под правильными знаменами. В истории есть немало примеров самых отвратительных злодеяний, совершители которых полагали себя творящими волю Божию. В этом нет, с точки зрения Евангелия, ничего неожиданного – «наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня» ( Ин.16:2,3 ). Однако нам стоит подумать, как такая ситуация возникает. Религия откровения и религия коллектива Блаженный Августин усматривал фундаментальную разницу между язычеством и христианством в их целях. Цели язычества – вполне посюсторонние. Соответствующие религиозные практики должны ублаготворить богов и предотвратить эпидемии, землетрясения и другие беды. Они должны обеспечить урожаи и приплод скота, здоровье и удачу в любви и торговле и, конечно же, на войне. В общем и целом, религия – это то, что служит для достижения человеческих целей, коллективных или личных. Христианство, напротив, обращает нас к цели, лежащей за пределами этого мира. Однако время идет, Церковь распространяется в мире и становится одним из самых уважаемых его институтов. Нет, конечно, ничего плохого в том, что Церковь в истории становится влиятельной силой, Евангелие проповедуется открыто и свободно, а короли и императоры склоняются перед именем Христовым. Просвещение всей Европы, обращение ко Христу целых народов и спасение многих душ – несомненный плод Константиновой эпохи. Однако у этого есть и теневая сторона, которую нам стоит рассмотреть подробнее. Когда христианство становится господствующей религией, ему начинают усваиваться те же функции, которые религия несет в любом обществе. Религия обеспечивает коллективную идентичность («мы – не они»), обеспечивает совершение ритуалов, которые помогают эту идентичность закрепить, придает требованиям общества и его вождей сверхъестественный авторитет, помогает поддерживать общественные нормы, ассимилировать чужаков и укреплять преданность коллективу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Пережить что-нибудь мистически и значит пережить внутренне-духовно, как событие в глубине духа. В мистическом пути угасает весь внешний, предметный, объективированный мир, наступает ночь чувственности и ночь разгула, и все раскрывается лишь внутри духовного и божественного мира. Последние реальности раскрываются лишь в мистике, и в ней выходит человек из мира вторичного и отображенного, мира знаков. И то, что в религии, в богословии, в культе было еще символично и ознаменовано в плоти, то в мистике становится реалистично, открывается как последняя глубина первичной жизни. Только в мистическом созерцании и мистическом единении достигается божественная жизнь. Мистика предполагает символическое сознание и символическое миропонимание, и мистика преодолевает символизм, выходит из символов к реальностям. Поверхностное сознание считает религию более реалистической, чем Мистику. Но тут слова берутся не в последней глубине. Религия всегда имеет мистическую основу и сторону. Нет религии без мистической встречи с реальностями. Но положительная религия всегда обращена к природно-исторической жизни народов, всегда имеет социальную природу, всегда организует жизнь человеческих масс, всегда предполагает коллектив 105 . Религия есть социально организованное установление связи, родства, общения с Богом, предполагающее разделенность и трансцендентное противоположение. Религия всегда воспитывает, водительствует, устанавливает иерархические ступени духовной жизни, всегда учит путям, всегда помнит, что духовная жизнь слагается не только по линии восхождения к Богу, но и по линии нисхождения к грешному миру. В религии неизбежны элементы гетерономные. Религия обращена ко всему человечеству, к народным массам, к малым сим, она всем несет истину и свет, она существует не только для духовной аристократии, для избранных. И в религиозном опыте, который представляется нам гетерономным и авторитарным, есть свое благочестие и благоговение. В каждом из нас есть элементы гетерономной религиозности. И Церковь мудро осуждает гордыню на мистическом пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Berdya...

Если тогда существовала Греция, то несомненно тогда существовала и греческая религия. Отодвигая время ее возникновения за полторы тысячи лет до Р. X., мы должны поставить другой вопрос, когда эта религия перестала существовать? На этот вопрос ответить легче, потому что гибель греческих богов имела место во-время историческое. Язычество было побеждено христианством, но оно было побеждено не сразу. Даже когда произошло соединение христианской церкви с государством, язычество имело еще многих последователей и видных представителей. И два века спустя после св. Константина в Афинах еще существовала языческая академия, где греческая религия в неоплатонических комментариях преподавалась как высшая истина. Эдиктом 529 г. Юстиниан закрыл афинскую высшую школу. Последние учители этой школы (Симплиций) отправились в Персию к Хозрою-Нушервану, но если они там чему и способствовали, то может быть развитию последующей арабской философии. Античного язычества они не привили к персидской почве. Греческая религия, очевидно, тогда была мертва сама по себе. Ведь, оказавшаяся совершенно невосприимчивой к ней в VI столетии, Персия в VII, т. е. следующем очень легко и быстро приняла ислам . В 528 или может быть даже в том же 529 г., в котором вышел и эдикт Юстиниана, Бенедикт нурсийский , основоположник уставного монашества на западе, положил конец существованию последнего языческого культа в западной империи, превратив в Монте-Кассино старый храм Аполлона с прилегавшей к нему рощей в христианскую церковь , окруженную рядом киновий. Поэтому 529 год должно считать последним в истории греческой религии, дальше этого года ее историю вести уже нельзя, ее влияние могло еще жить, могло усиливаться даже через столетия, но прямых последователей она уже не имела. Двигаясь от этого хронологического пункта назад в глубь прошедшего, мы получаем, что история греческой религии обнимает период времени не менее двух тысячелетий. Главные проявления жизни культурной вообще и религиозной в частности за весь этот долгий период приурочены к немногим пунктам побережья Эгейского моря, но территория, на которой расселились греки и разместились их фактории и колонии, распростирается гораздо дальше этих побережий.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Желаю по мере сил содействовать правильному решению подобных вопросов. И с упованием на помощь Божию решаюсь писать к Вам. Прежде всего, думаю беседовать с Вами о необходимости Религии. В словах Вашего внука о Религии замечается такая спутанность понятий, которая заставляет полагать, что он сам не понимает ясно того, о чём говорит. 2045 Но для здравого разума само собою очевидно безрассудство того мнения, будто Религия отжила свой век и будто в настоящее время наука может вполне заменить её. Для раскрытия неосновательности и лживости этого мнения, можно представить следующее: Во-первых, истинная Религия основывается на откровении дарованном от Господа Бога. А потому в Религии необходимо должны быть истины, которые много превышают наше естественное разумение и восприемлются верою. Следовательно, если в деле Религии разум ставит себя судьей, то он поступает несправедливо и незаконно. Ибо когда человеку представляется непонятною и странною какая-либо истина, то это вовсе не говорит против её достоверности, а только свидетельствует об ограниченности и поврежденности нашего разума. Далее, точная наука должна сознавать и, в лице своих представителей, сознает бессилие свое в отношении —203— к некоторым вопросам. Когда естествознание не увлекается произвольными мнениями, но основывается на точных данных наблюдения и опыта, тогда оно по необходимости приводится к признанию той истины, что многие явления видимой природы не могут быть окончательно объяснены только естественными силами, напротив, здесь необходимо признавать сверхъестественные действия всемогущества Творца. 2046 Потом, наука доставляет удовлетворение нашей познавательной способности, то есть уму. Но по внутреннему опыту мы знаем, что в нашей душе существуют высокие потребности не только ума, но и сердца, и воли. Истинная Религия, и только она одна, может доставить полное удовлетворение всем высшим потребностям нашего бессмертного духа. Наконец, в самих себе, во глубине природы нашей мы находим новое и притом столь сильное свидетельство о необходимости Религии, что даже излишним представляется приводить какие-либо доказательства этой истины. Говорить, будто Религия уже не нужна, могут только люди совсем не наблюдавшие за собою; да и они не могут дать отчета в этих пустых словах, и едва ли сами убеждены в их верности. Но человек, внимательный ко внутреннему состоянию своей души, чувствует и по опыту знает сколь дорого благовествование о спасении нашем, об избавлении нас от греха, проклятия и смерти, – то благовествование, которое принес на землю Господь наш Иисус Христос и которое возвещает нам Его святая Церковь . Когда мы беспристрастно будем рассматривать наши поступки, наблюдать за нашими желаниями, чувствами и мыслями и заботиться об исправлении жизни, тогда мы опытно узнаем силу слов Апостола Павла: не еже бо хощу доброе, творю: но еже не хощу злое, сие содеваю ( Рим.7:19 ). Только Религия дает нам верные и надежные средства для борьбы со страстями, только в ней

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010