Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАМБАРА РЕЛИГИЯ Верования и практика народа бамбара (самоназвание - бамана-у), живущего в зоне саванн верхнего течения рек Нигер и Сенегал (Зап. Африка). Культурное и языковое влияние этого народа (численность ок. 3 млн) распространяется на территорию всего Зап. Судана. Традиц. культура бамбара не имела письменности, но благодаря работам франц. этнографической школы М. Гриоля (Ж. Дитерлен, Ж. Калам-Гриоль, В. Пак, Д. Польм и др.) их религия (наряду с верованиями догонов) стала известна как одно из классических домонотеистических верований, ярко выраженный образец «первобытной религии», язычества. На рубеже XX-XXI вв. концепции и материалы школы Гриоля подверглись критике из-за неопределенности методологической базы исследователей, ссылавшихся на имевшийся у них доступ к эзотерическому знанию. Полевые материалы др. ученых частично подтверждают достоверность данных этой школы, возражения вызывают скорее интерпретация реальных фактов и принципы их соединения в логически выверенную модель. Более плодотворно изучали Б. р. в нач. XX в. аббат Анри и Л. Токсье на эволюционистских, а не мифологических принципах. В первую очередь характер Б. р. определяется неразрывной связью древнего населения саванн с земледелием в дождливый сезон (июнь-нояб.) и промыслами (охота, собирательство, домашнее ремесло и обмен) в сухой (дек.-май). Как и большинство народов, живущих натуральным хозяйством, у бамбара в основе мировидения лежат представления о своем единстве с окружающей действительностью, поэтому в традиц. системе их верований ключевое место занимают земля и вода. Культ земли прослеживается в аграрных церемониях начала и конца сельскохозяйственных работ (ритуальное оплодотворение земли, ритуальный прием плода - сбор урожая). Особое место занимает культ дасири - покровителей места (крупных деревьев, холмов необычной формы, водоемов и т. п.). Согласно легендам, именно с ними предки ныне живущих бамбара установили договорные отношения по расселению и пользованию соответствующими угодьями. С культом дасири сливаются культы плодородия и предков, а также отчасти культ воды (культ Фаро). Возможно, что и возвышение Фаро в рамках мифологемы, воспроизводимой Дитерлен, связано с зависимостью земледелия от воды и ее носителей (дождей, рек, озер, колодцев и т. п.). Культовая практика у бамбара проявляется в деятельности тайных союзов Коре и Чивара. Их церемонии сопровождаются выходом масок и ряженых с театрализованными сценарными действами, где «актеры» и «зрители» сливаются в потоке событий. Особую роль в жизни бамбара и в их мировоззренческой системе играют кузнечное дело и связанный с ним культ огня. Он реализуется в деятельности тайного союза Комо, объединяющего всех мужчин и руководимого кузнецами - нуму-у. Этот союз символизирует присутствие смерти в обществе, отвечает за погребение усопших.

http://pravenc.ru/text/77468.html

Но грань между предками, духами природы и «настоящими» богами довольно неопределенна. Больше того, предки и духи могут перемещаться в класс богов (напр., предки-цари) или, напротив, деградировать до состояния простых предков или духов. Развитым пантеоном богов, полностью соответствующим этому понятию, обладают народы побережья Гвинейского зал.: акан (Гана), йоруба (Нигерия, Бенин, Того), фон (Бенин) и бини (Нигерия). Религия фон и бини развивалась под очень сильным влиянием их соседей - йоруба. Пантеон йоруба состоит из мн. сотен низших богов (ориша на языке йоруба), состав и функции к-рого меняются от деревни к деревне. Причем положение их в иерархии сверхъестественного может быть даже ниже, чем у нек-рых людей, имеющих высокий социальный (и соответственно магический) статус. Так, деджи (царь) Абесида I г. Акуре (Юж. Нигерия) в ответ на просьбу протестант. миссионеров разрешить им построить церковь в пределах царского дворца пренебрежительно заметил, что ему лично известно 720 богов и было бы совершенно излишним строить для каждого из них святилище в его доме. У ряда народов Зап. Африки (догоны, бамбара, малинке и др.) оформились религ. системы, отличающиеся большой сложностью, с развитыми символикой и институтом жрецов. Нек-рые низшие ориша местного значения эволюционировали до высших богов (Ойя, богиня р. Нигер, Олоса, богиня лагуны Оса, и др.). Следует отметить, что йоруба представляют своих божеств антропоморфными, что отличает их от большинства др. народов Тропической Африки, представляющих своих божеств в зооантропоморфном или в зооморфном облике. Йоруба - единственный из африкан. народов, изображающий своих богов, причем эти изображения имеют устойчивую иконографию. Боги высшего ранга Существуют в религии немногих африкан. народов, создавших относительно развитые гос-ва и при этом испытавших минимальное влияние ислама или христианства. В целом они тесно связаны с творцом (они его дети или непосредственные творения), и именно они по африкан. представлениям взяли на себя ответственность за творение после того, как творец удалился от дел.

http://pravenc.ru/text/77132.html

В М. есть также приверженцы суфийского течения муридийя, к-рое представляет собой синтез кадирийи и тиджанийи с выраженным этнорелиг. акцентом. Они принимают участие в ежегодном поминовении основателя течения Амаду Бамбы у мавзолея Бамбы в г. Туба (Сенегал). На границе с Нигером проживают неск. тысяч последователей тариката сенусийя. В Бамако есть также приверженцы псевдоисламской секты ахмадийя. С нач. 2000-х гг. малийских имамов начали обучать в Марокко. На севере страны имеют влияние исламистские орг-ции, в т. ч. «Аль-Каида в исламском Магрибе», «Ансар-ад-Дин» (Защитник веры) и др., а также туарегская этносепаратистская орг-ция «Национальное движение за освобождение Азавада». Исламисты М. сотрудничают с джихадистскими группировками - нигерийской «Боко Харам» и сомалийской «Аш-Шабаб». В сент. 2000 г. был создан Высший исламский совет Мали (Haut Conseil Islamique du Mali, HCIM) - религ. ассоциация, выступающая в качестве посредника между различными мусульм. общинами и гос-вом. Совет состоит из 86 членов и 10 почетных председателей. В его структуру входят 5 органов, в т. ч. Национальное исполнительное бюро, состоящее из 45 членов, и Совет старейшин (Comité de sages) в составе 11 чел. Традиционные африканские верования Играют важную роль в духовной жизни народов М. и оказывают большое влияние на малийских мусульман и христиан, к-рые сохраняют нек-рые элементы традиц. религий, прежде всего анимизм. В основе традиц. культов в М. лежат поклонение духам предков и вера в перевоплощение души. Сложная мифологическая система бамбара и догонов включает большой пантеон героев и божеств. Главными божествами у бамбара являются Пемба и его жена Мусо Корони Кундье (см. также ст. Бамбара религия ). Помимо созидательной силы божественной паре приписывают и возможность разрушительного действия: считается, что Пемба лишил людей бессмертия, а Мусо Корони Кундье из ревности привнесла в мир зло, но позже обучила людей земледелию. Большинство бамбара считают, что жизнь человека имеет 2 проявления: «ни» (физическая жизнь, часто отождествляемая с дыханием) и «дья» (духовная жизнь, к которой относятся мыслительная способность, воля и проч.).

http://pravenc.ru/text/2561722.html

1992 г. и принята 25 февр. того же года. Главой гос-ва и Верховным главнокомандующим является президент, избираемый путем всеобщего прямого голосования на 5 лет (не более 2 сроков). Президент назначает высших чиновников, подписывает указы и декреты правительства. Президенту принадлежит право роспуска парламента (после консультаций с премьер-министром и председателем парламента), но не раньше чем через год после его формирования. Законодательную власть осуществляет однопалатный парламент - Национальное собрание, состоящее из 147 депутатов, избираемых всеобщим прямым голосованием на 5 лет. Исполнительная власть принадлежит назначаемому президентом правительству во главе с премьер-министром. Законодательство основано на франц. гражданском праве с применением норм обычного права. Судебную систему составляют Верховный и Конституционный суды, Высокий суд правосудия, 3 апелляционных суда, 7 судов первой инстанции (суды магистрата), а также суды, рассматривающие дела по трудовым конфликтам. Действуют также суды шариата. В М.- многопартийная система (зарегистрировано более 100 политических партий). Религия По оценочным данным на 2010 г., 90% населения (туареги, арабы, бамбара, сонгаи, малинке, диула и др.) исповедовали ислам, ок. 8% придерживались традиц. верований, ок. 2% составляли христиане (католики и протестанты). Часть мусульман и христиан одновременно остаются верными африканским традиционным религиям , поэтому данные по их численности могут отличаться в разных источниках. Точная статистика исповедующих христианство в последние годы отсутствует ввиду массового исхода христиан из-за преследований со стороны радикальных исламистов, взявших под контроль сев. районы М. после военного переворота в марте 2012 г. Римско-католическая Церковь Представлена архиепископством-митрополией Бамако и 5 епископствами-суффраганами: Каес, Мопти, Сан, Сегу и Сикасо. В 2012 г. в М. было 231 тыс. католиков и 28 католич. священников. С 1973 г. в М. присутствует апостольский делегат, чей статус 3 июня 1980 г.

http://pravenc.ru/text/2561722.html

«Дья» является своеобразным двойником человека, но противоположного пола, поэтому удачным браком считается воссоединение 2 сущностей человека. «Дья» может покидать тело спящего человека, а после его смерти продолжает существовать, перевоплощаясь в животных и растения. Это становится возможным благодаря наличию в «дья» части единой природной силы под названием «ньяма», которая охраняется божеством воды и грома Фаро (иногда наряду с Пемба выступает как верховный бог). Главным божеством догонов является Амма, к-рый, по их верованиям, имеет 14 воплощений, соответствующих созданным им 14 мирам (7 небесным и 7 земным). У этого народа существует культ масок, с которым связаны ритуальные танцы. Каждые 60 лет догоны отмечают древний религ. праздник «сиги», кульминацией к-рого является вынос 10-метровой священной маски (последний такой праздник проводился в 1967). Распространены тайные культовые об-ва, членство в к-рых обусловлено не только полом и возрастом, но и социально-экономическим положением. В функции тайных об-в входит проведение обрядов инициации, отправление религ. культов, хранение и передача мифов, принятие важных для всех членов общины решений (сохранность собственности, наказание провинившихся и преступников и суд над ними). Тайные об-ва народа бамбара - комо, коре (или коте), коно, нама и чиуара - имеют свои обряды и ритуальные маски. Межденоминационные и экуменические организации В 1963 г. основана Ассоциация протестантских евангелических Церквей и миссий Мали (Association des Groupements d " Églises et Mission Protestantes Évangéliques au Mali, AGEMPEM), в к-рую в наст. время входит 4 организации - Евангелическая христианская Церковь Мали, Протестантская евангелическая Церковь Мали, Баптистская евангелическая Церковь, Протестантская Церковь области Каес. В 1966-1988 гг. Ассоциацию возглавлял пастор Кассум Кейта, внесший весомый вклад в развитие протестантизма в М. и пользовавшийся авторитетом у религ. деятелей др. стран Зап. Африки. Действует Совет старейшин, куда входят лидеры мусульм. и протестант. духовенства, а также католич. архиепископ. Правительство консультируется с Советом при принятии важных решений по вопросам внутренней политики. Религиозное законодательство М.- светское гос-во. Свобода вероисповедания закреплена в Конституции 1992 г. (ст. 4). Ст. 12 определяет, что каждый человек, преследуемый по религ. или политическим убеждениям или из-за этнической принадлежности, имеет право на убежище в М. В Уголовном кодексе (разд. III (1), ст. 29), принятом в авг. 2001 г., преследования по религ. мотивам названы преступлением против человечности. В 2012 г. было создано Мин-во по делам религий. Гос-во придает большое значение организации религ. школ. История

http://pravenc.ru/text/2561722.html

повышен до нунция. С 1973 г. действует Епископская конференция Мали, которая является членом Епископской конференции франкофонных стран Зап. Африки (Conférence Episcopale Régionale de l " Afrique de l " Ouest Francophone, CERAO). Протестантские церкви, деноминации и секты В нач. XXI в. крупнейшей протестант. деноминацией являлась Евангелическая христианская Церковь Мали (580 приходов, 42 тыс. чел.; гл. обр. представители этноса догон), созданная на основе миссий Христианского миссионерского альянса, начавшего работу в М. в 1923 г. Протестантская евангелическая Церковь Мали (280 общин, 25 тыс. чел.; гл. обр. представители этноса бамбара) объединяет общины Миссионерского союза Евангелия (США; Gospel Missionary Union), члены к-рого первыми из протестант. проповедников организовали постоянные миссии в М. в 1919 г. Обе церковные структуры относятся к движению святости . Также в нач. XXI в. присутствовали небольшие группы адвентистов седьмого дня (5 церквей, 1640 чел.; с 1982), пятидесятнической орг-ции Ассамблеи Бога (20 общин, 1,3 тыс. чел.), Протестантской Церкви области Каес (16 общин, 1 тыс. чел., гл. обр. представители малинке и касонке; создана в 1953 внеденоминационной Объединенной мировой миссией), Иеговы свидетелей (7 общин, ок. 300 чел. (2015); с 1965), Баптистской евангелической Церкви (1 община, 120 чел.; с 1951) и др. (статистические данные представлены гл. обр. по W orld Christian Encyclopedia: A Comparative Survey of Churches and Religions in The Modern World/Ed. D. A. Barrett. Oxf., 2001. Vol. 1. P. 480-482). Ислам Ислам начал распространение в М. в IX в. и в наст. время является религией подавляющего большинства населения страны. Мусульмане М. придерживаются почти исключительно суннитского направления. Важную роль в религ. жизни занимают суфийские братства (тарикаты). Старейший тарикат в М.- тиджанийя, имеющий особое влияние в юж. областях страны (в нач. 10-х гг. XXI в. ему следовали ок. 5% мусульман). На западе М. ощутимо влияние тариката хамаллийя, на севере - кадирийя.

http://pravenc.ru/text/2561722.html

В 1591 г. империя Сонгай была завоевана армией султаната Марокко (сопротивление в юж. части Сонгая продолжалось еще ок. 20 лет). Древние города были разграблены, большую часть ученых и ремесленников угнали в Марокко, а завоеватели частично ассимилировались с местным населением. В XVII в. на юге, в долине р. Нигер, возникло небольшое поселение бамбара и малинке Бамако. В XVII-XIX вв. на территории Сонгая существовали гос. образования бамбара (Каарта и Сегу), фульбе (Масина) и др., между которыми велись междоусобные войны. К приходу колонизаторов ислам прочно укрепился в культуре местных народов. В XVIII в. распространение ислама проходило под знаменем джихада. В нач. XIX в. на территории совр. М. значительно возросло влияние суфийских тарикатов тиджанийя и кадирийя, распространившихся с Ближ. Востока. Колониальный период Первыми европейцами, проникшими на территорию совр. М., были майор Д. Хаутон из Ирландии (1790/91), шотландцы хирург М. Парк (1795-1797) и исследователь А. Г. Ленг (1826), француз Р. Кайе (1828; 1-м из европейцев побывал в г. Томбукту). В 1855 г. началась военная экспансия Франции во внутренние районы Зап. Судана. Неск. десятилетий франц. колонизаторы вели войну с гос-вом оседлых фульбе (тукулёр) Текрур, к-рое возглавляли аль-Хадж Омар, затем его сын Ахмаду (принадлежали к тарикату тиджанийя). На юге сопротивление колонизаторам оказывал имам Самори Туре (принадлежал к тарикату кадирийя), основавший исламское гос-во Уасулу. Французы, используя противоречия между народами тукулёр, бамбара, фульбе и др., в 80-90-х гг. XIX в. подчинили себе практически всю территорию совр. М. Границы и название колонии неоднократно менялись. В 1891 г. в рамках Сенегала создан Французский Судан (ФС), который с 1892 г. стал независимой колонией с адм. центром в г. Каес. В 1895 г. ФС включен в состав федерации колоний Французская Западная Африка (ФЗА). В 1899 г. ФС разделен на 2 адм. района - Ср. Нигер и В. Сенегал, а его юж. территории переданы др. французским владениям в рамках ФЗА. В 1902-1904 гг. Ср. Нигер и В. Сенегал были вновь объединены в колонию под названием Сенегамбия и Нигер, в 1904 г. получившую название В. Сенегал и Нигер. С 1920 г., после отделения В. Вольты (ныне Буркина-Фасо), границы колонии соответствовали границам совр. М. В 1920-1958 гг. колония вновь носила название ФС. С 1908 г. адм. центром колонии стал Бамако.

http://pravenc.ru/text/2561722.html

Лит.: Арсеньев В. Р. Политеизм бамбара и догон: Связь религии с мифологией//Традиц. и синкретические религии Африки. М., 1986. С. 370-377; он же. Бамбара: Люди в переходной экономике. СПб., 1997; Новиков С. С., Урсу Д. П. История Мали в новое и новейшее время. М., 1994; Kante M., Hobgood H. e. a., ed. Governance in Democratic Mali: An Assessment of Transition and Consolidation and Guidelines for Near-Term Action. Wash., 1994; Саватеев А. Д. Мусульманские духовные ордены в Тропической Африке. М., 1999. (УЗ Ин-та Африки РАН; Вып. 13); он же. Ислам в Тропической Африке: От прор. Мухаммеда до Африканского Союза//Африка в поисках источников мира и развития: Сб. ст./Ред.: Н. С. Кирабаева и др. М., 2013. С. 283-324; Democracy and Development in Mali/Ed. R. J. Bingen, J. M. Staatz, D. Robinson . East Lansing, 2000; Витухина Г. О., Онучко В. Г. Республика Мали: Справ. М., 2005; Bourdarias F. L " Imam, le Soufi et Satan: Religion et politique à Bamako (Mali)//Les constructions locales du politique/Dir. H. Bertheleu, F. Bourdarias . Tour, 20082. P. 115-139; Мали//Африка: Энцикл. М., 2010. Т. 2. С. 289-302; Религиозный опыт народов Тропической Африки: Психологические и социокультурные аспекты. М., 2012; Филиппов В. Р. Туареги Мали: Долгий путь к миру//Азия и Африка сегодня. М., 2012. 7. С. 42-48; 9. С. 46-51; Africa South of the Sahara, 2013. L.; N. Y., 2012. [T.] 43. P. 775-779, 792; Корендясов Е. Н. Кризис в Респ. Мали//Конфликты в Африке: Причины, генезис и проблемы урегулирования: (Этнополит. и соц. аспекты). М., 2013. С. 304-327; Fromager M. Christians in Danger: Twenty Reasons for Hope. N. Y., 2013; Мезенцев С. В. Внутренние и междунар.-полит. аспекты кризиса в Мали и франц. операция «Сервал»//ВМУ. Сер. 25. М., 2014. 1. С. 3-28; Фитуни Л. Л., Абрамова И. О. Агрессивные негос. участники геостратегического соперничества в «исламской Африке»//Азия и Африка сегодня. 2014. 12. С. 8-15; АНГА и страны Африки: Мат-лы «круглого стола» в Ин-те Африки РАН//УЗ Ин-та Африки РАН. 2015. 2(33). С. 94-149; Прокопенко Л. Я. Мали//www.krugosvet.ru/enc/strany_mira/MALI.html [Электр. ресурс].

http://pravenc.ru/text/2561722.html

С комплексом представлений о предках тесно связана деятельность части т. н. тайных обществ , хотя для большинства из них она сводится к проведению обрядов инициации , т. е. к переходу человека из одной возрастной группы в др., напр. об-во Н " домо у бамбара, Абедиа - у эбрие (Кот-д " Ивуар). Вместе с тем у тех же бамбара существует неск. действительно тайных объединений (До, Коно, Коре), чья деятельность до сих пор остается малоизученной. Злые сверхъестественные существа В этих представлениях нет ничего уникально африканского, ибо, по сути, африкан. вурдалаки, оборотни, лешие и водяные от своих европ. или азиат. собратьев отличаются только тем, что конструируются из элементов иной среды обитания. Эти существа могут служить колдунам - самым опасным существам в иерархии сверхъестественного. С т. зр. африканцев, колдун не просто способен сильно навредить своим ближним, но является воплощением всяческого зла. При этом сам он не всегда осознает свою вредоносность и сознательно пользуется заключенной в себе злой силой. Считается, что колдовские способности во-первых, могут быть врожденными, во-вторых, могут появиться в результате своего рода «откровения» и, в-третьих, их можно «купить» у др. колдуна, для чего в жертву ему нужно принести близкого родственника. Возможности колдунов, по мнению африканцев, огромны. Они могут превращаться в диких животных и в таком виде портить посевы; насылать порчу; путешествовать по воздуху, покрывая огромные расстояния; использовать для передвижения диких зверей и птиц; пожирать трупы умерших, завладевая душой покойника. Колдунам противостоит целая армия прорицателей и т. н. охотников на колдунов. Страх перед колдунами нередко охватывал целые страны. Так было, напр., на территории Республики Малави в нач. XX в., когда охотники за колдунами методично обходили деревню за деревней, выявляя колдунов, и заставляли их публично покаяться и принять специальное снадобье, к-рое должно было погубить колдуна в том случае, если он опять примется за старое. В др. местах наказание бывало очень суровым: колдунов сжигали. По мнению В. Б. Иорданского, всплеск антиколдовской истерии объясняется ломкой традиц. уклада жизни и порожден психологическим дискомфортом, связанным с утратой традиц. системы ценностей. Сверхъестественные существа дикой природы

http://pravenc.ru/text/77132.html

отчетливого вида. Так, Цагн у бушменов ассоциируется с богомолом. Нередко на роль творца претендуют неск. персонажей: Пемба и Фаро у бамбара, Адудва, Анангама, Ньямие и Ассие у бауле (часть народа ашанти, в XVIII в. переселившаяся с территории совр. Республики Гана на территорию совр. Кот-д " Ивуар). Однако следует отметить, что при всех вариациях имени творца его роль как первопричины всего сущего остается неизменной. За исключением уже неоднократно упоминавшихся выше йоруба и неск. др. народов, живущих на побережье Гвинейского зал., африканцы не изображают богов, а творца не изображают даже йоруба. Практически вся круглая скульптура в Африке связана с культом предков, но было бы ошибкой полагать, что это изображения предков или вместилища душ умерших. Действительно, изображениям, связанным с культами предков, приносят жертвы («кормят» их), но так же поступают и со скульптурными дверными засовами. Именно наблюдения над такими явлениями породили концепцию анимизма , однако она отображает только часть реальной картины. Общей чертой всех без исключения африкан. религий является их этноцентризм. Чужак не может принять религию догонов, бамбара или йоруба. Для «эффективности» жертвоприношения предкам нужно, чтобы это были предки жертвователя. Догоном нельзя стать - им можно только родиться. Т. о., связь с творцом для члена любой африкан. этнической группы возможна только в пределах этой группы. Парадоксальным образом такие убеждения мирно сочетаются с пониманием универсальности творца. Очевидно, что описанная выше иерархическая система не может быть в полной мере названа религией - скорее, это развитая мифология, обнаруживающая действительную упорядоченность лишь в случаях, связанных с возникновением ранних гос-в или с влиянием мировых религий, особенно в тех частях Тропической Африки, где христианство или ислам давно стали элементами традиц. культуры,- в Зап. и Центр. Судане и на вост. побережье Африки. Воздействие христианства проявляется также и в существовании весьма многочисленных синкретических афрохрист.

http://pravenc.ru/text/77132.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010