Несмотря на то что культ предков является неотъемлемой частью всех традиц. африкан. религ. систем, сама его организация отличается значительным разнообразием. Неизменной является лишь вера в то, что живые члены группы зависят от предков (умерших). При этом грань между живым человеком и предком (умершим) проводится не всегда четко, тем более что посредством различных магических обрядов человек может приобрести сверхъестественное могущество, позволяющее ему управлять потусторонними силами. По иерархии, существующей среди живых, на низшей ступени находятся еще не родившиеся младенцы, новорожденные и дети, не достигшие подросткового возраста; более высокую ступень занимают подростки и юноши; затем идут взрослые члены общины: «воины» и их жены. Это полноценные члены группы. По представлениям бамбара (Мали), «совершенным человеком» является не просто любой мужчина, достигший зрелого возраста, но прошедший все ступени инициации, женатый и имеющий неск. наследников муж. пола. Выше них находятся старики - как бы мост между живыми и умершими - и, наконец, сами предки. Т. о., иерархия, существующая среди живых, позволяет им по мере прохождения всех ступеней приблизиться к предкам (умершим), к-рые являются высшей ступенью в иерархии живых. Особое положение занимают традиц. владыки Тропической Африки - их можно назвать живыми предками-хранителями, т. е., в известном смысле, «живыми мертвецами». Но из этого вовсе не следует, что все традиц. владыки Тропической Африки были «священными царями». Так, «манса» мандингов (Гвинея, Мали) или «фама» бамбара (Мали) были прежде всего военными вождями. Однако цари йоруба (Нигерия), бенинский оба (Нигерия) или моро-наба у моси (Буркина-Фасо) были именно «священными царями» и мн. чертами походили на егип. фараона. Предкам приносят жертвы, при этом африканцы осознают, что предки выступают передаточным звеном между живыми и сверхъестественными существами высших рангов. Именно с культом предков связана круглая скульптура народов Тропической Африки.

http://pravenc.ru/text/77132.html

– Где вы? – дрожащим голосом спросила Элли. – Я – везде! – торжественно отвечал голос. – Я могу принимать любой образ и становлюсь невидимым, когда захочу. Подойдите к трону, я буду говорить с вами! Путники сделали несколько шагов вперед. Все ужасно боялись, кроме Железного Дровосека и Тотошки. Железный Дровосек не имел сердца, а Тотошка не понимал, как можно бояться голосов. – Говорите! – послышался голос. – Великий Гудвин, мы пришли просить вас исполнить ваши обещания! – Какие обещания? – спросил голос. – Вы обещали отправить меня в Канзас, к папе и маме, когда Мигуны будут освобождены от власти Бастинды. – А мне вы обещали дать мозги! – А мне сердце! – А мне смелость! – Но разве Мигуны действительно стали свободными? – спросил голос, и Элли показалось, что он задрожал. – Да! – ответила девочка. – Я облила злую Бастинду водой, и она растаяла! – Доказательства, доказательства! – настойчиво сказал голос. – Пикапу, трикапу! – воскликнул Страшила. – Разве вы, который везде, не видите на голове у Элли Золотую Шапку? Или вы хотите, чтобы мы для доказательства вызвали Летучих Обезьян, бамбара, чуфара?! – О нет, нет, я вам верю! – поспешно перебил голос. – Но как это неожиданно!.. Хорошо, приходите послезавтра, я подумаю о ваших просьбах. – Было время думать, скорики, морики! – заорал разъяренный Страшила. – Мы ждали приема целую неделю! – Не хотим больше ждать ни одного дня! – энергично поддержал товарища Железный Дровосек, а Лев так рявкнул, что огромный зал наполнился гулом, в котором потонул чей-то испуганный возглас. Когда смолкли отзвуки львиного рева, наступило молчание. Элли и ее товарищи ждали, как ответит Гудвин на их смелый вызов. В это время Тотошка усиленно нюхал воздух и вдруг с лаем бросился в дальнюю часть комнаты. Мгновение – и он скрылся из глаз. Удивленной Элли показалось, что песик проскочил сквозь стену. Но тотчас же из стены, нет, из-за зеленой ширмочки, сливавшейся со стеной, с криком выскочил маленький человечек: – Уберите собаку! Она укусит меня! Кто разрешил приводить в мой дворец собак?

http://azbyka.ru/fiction/volshebnik-izum...

[Республика Мали; франц. République du Mali], гос-во в Зап. Африке. На северо-западе граничит с Мавританией , на северо-востоке - с Алжиром , на востоке и юго-востоке - с Нигером , на юго-востоке - с Буркина-Фасо , на юго-западе - с Кот-д " Ивуаром , Гвинеей и Сенегалом (общая протяженность границ более 5,2 тыс. км). Выхода к морю не имеет. Площадь - 1,24 млн кв. км. Столица - Бамако (1,8 млн чел.; оценка на 2010 г.). Крупные города: Сикасо (199,5 тыс. чел.), Сегу (105,1 тыс. чел.), Мопти (104,3 тыс. чел.), Гао (34,7 тыс. чел.). Административно-территориальное деление: 8 областей и окр. Бамако. Офиц. язык - французский (из местных языков наиболее распространены языки бамбара, на к-ром говорит ок. 80% населения, и фульфульде). М.- член ООН (1960), АС (1963; до 2002 ОАЕ), МВФ (1963), МБРР (1963), Орг-ции исламского сотрудничества (1969; до 2011 - Орг-ция «Исламская конференция»), Международной организации Франкофонии (1970), ЭКОВАС (1975), ВТО (1995). География. Территория М. является частью древней Африканской платформы. Равнина (средняя высота от 200 до 500 м) занимает более 90% площади страны. Сев. часть М. расположена в пустыне Сахара, центральная занята полупустынями Сахеля, юг и юго-запад - саваннами. На северо-востоке расположен горный массив Адрар-Ифорас (высота до 890 м). Наивысшая точка - гора Хомбори (1155 м). Недра богаты полезными ископаемыми, в т. ч. золотом и алмазами. Климат тропический континентальный (на крайнем юге - субэкваториальный) с чередованием сухого (нояб.-июнь) и дождливого сезонов (июль-окт.). Выделяются 3 климатические зоны: сахарская, сахельская и суданская. В сахарской зоне суточные колебания температур достигают 30°С, в июне температура воздуха повышается до +50°С, в апр.-мае дуют сильные раскаленные сев.-вост. ветры (харматтаны). В зоне Сахеля также отмечаются резкие суточные колебания температур, в самый жаркий период (кон. февр.- нач. июня) температура достигает +40-45°С. В суданской климатической зоне сезон дождей длится 4-7 месяцев, средняя месячная температура воздуха составляет +25-28°С. Здесь находятся главные районы земледелия. Наибольшее количество осадков (до 1500 мм в год) выпадает на юге, минимальное количество осадков (150 мм) - в районе Сахары. Крупные реки: Нигер, Сенегал, Бакой, Бани, Бауле, Бафинг, Санкарани. Много сухих или с периодическим водотоком рек (вади или уэды). Озера: Фагибин (самое крупное - 630 кв. км), Гару, Дебо и др. Национальные парки и заповедники: Ансонго-Менака (1,5 млн га), Дуэнца (1 млн га), Бауле (771 тыс. га).

http://pravenc.ru/text/2561722.html

Так, у ашанти высшими богами являются богиня земли Асасе Афуа, супруга демиурга Ньяме, и питон Онини, с к-рым связывают начало деторождения на земле. В целом пантеон ашанти носит еще откровенно мифологический характер. У йоруба пантеон более развит и представлен полностью антропоморфными персонажами. Главнейшие из них - Олорун (демиург), Обатала, Одудува, Шанго, Огун, Олокун, Ориша Око, Ифа и Эшу (Элегба). Пантеон йоруба оказал очень сильное влияние на религию Бенина, культура к-рого вообще развивалась под воздействием культуры йоруба. Творец О его существовании знают все африкан. народы, однако конкретные представления о нем отличаются большим разнообразием. В целом господствует убеждение, что творец сотворил мир только в общих чертах, после чего передал завершение творения др. сверхъестественным силам, им же самим и порожденным, или людям. Так, бамбара считают, что мир был сотворен богом Пемба (по др. вариантам - Фаро), но сверхъестественными силами, действующими в творении, управляют именно люди. Однако в большинстве случаев человек занимался не творением как таковым, но созданием правил социальной жизни и элементов культуры. Очень ярким примером мифа, рисующего поэтапное творение, является миф сенуфо (Кот-д " Ивуар, Мали, Буркина-Фасо). Творец Кулотиоло вчерне сотворил мир за 7 дней, причем человека он сотворил на 5-й день. Первочеловек, по имени Вулото, на 8-й день создал основные элементы культуры (земледелие, орудия труда, одежду), затем, на 9-й день, творец сотворил первую женщину - Вулоно. Эта пара и их потомки научились добывать огонь, охотиться, установили похоронные обряды, жертвоприношения и культ предков. Т. о., у сенуфо собственно творение осуществляется творцом, а роль человека сводится к «открытию» культуры. В нек-рых случаях перволюди наделяются сверхчеловеческими чертами: таковы бессмертные близнецы Номмо у догонов (Мали), к-рые произошли от брака творца Амма и земли. Облик творца, как правило, четко не определен,- он может быть и зооантропоморфен, и антропоморфен, и вообще лишен к.-л.

http://pravenc.ru/text/77132.html

Виллина вынула из складок одежды крошечную книжку величиной с наперсток. Волшебница подула на нее, и на глазах удивленной и немного испуганной Элли книга начала расти, расти и превратилась в громадный том. Он был так тяжел, что старушка положила его на большой камень. Виллина смотрела на листы книги, и они сами переворачивались под ее взглядом. – Нашла, нашла! – воскликнула вдруг волшебница и начала медленно читать: – «Бамбара, чуфара, скорики, морики, турабо, фурабо, лорики, ерики… Великий волшебник Гудвин вернет домой маленькую девочку, занесенную в его страну ураганом, если она поможет трем существам добиться исполнения их самых заветных желаний, пикапу, трикапу, ботало, мотало…» – Пикапу, трикапу, ботало, мотало… – в священном ужасе повторяли Жевуны. – А кто такой Гудвин? – спросила Элли. – О, это самый Великий Мудрец нашей страны, – прошептала старушка. – Он могущественнее всех нас и живет в Изумрудном городе. – А он злой или добрый? – Этого никто не знает. Но ты не бойся, разыщи три существа, исполни их заветные желания, и Волшебник Изумрудного города поможет тебе вернуться в твою страну! – Где Изумрудный город? – спросила Элли. – Он в центре страны. Великий Мудрец и Волшебник Гудвин сам построил его и управляет им. Но он окружил себя необычайной таинственностью, и никто не видел его после постройки города, а она закончилась много-много лет назад. – Как же я дойду до Изумрудного города? – Дорога далека. Не везде страна хороша, как здесь. Есть темные леса со страшными зверями, есть быстрые реки – переправа через них опасна… – Не пойдете ли вы со мной? – спросила девочка. – Нет, дитя мое, – ответила Виллина. – Я не могу надолго покидать Желтую страну. Ты должна идти одна. Дорога в Изумрудный город вымощена желтым кирпичом, и ты не заблудишься. Когда придешь к Гудвину, проси у него помощи… – А долго мне придется здесь прожить, сударыня? – спросила Элли, опустив голову. – Не знаю, – ответила Виллина. – Об этом ничего не сказано в моей волшебной книге. Иди, ищи, борись! Я буду время от времени заглядывать в волшебную книгу, чтобы знать, как идут твои дела… Прощай, моя дорогая!

http://azbyka.ru/fiction/volshebnik-izum...

Население В М. проживает 17,6 млн чел. (оценка на 2015 г.). По лингвистическому принципу народы М. относятся к нигеро-конголезской, нило-сахарской и афразийской языковым семьям. В 2010 г. ок. 75% жителей составляли народы 3 подгрупп нигеро-конголезских языков. В подгруппе манде (ок. 50% населения) крупнейшими этносами являются бамбара (24%; живут в зап. и центральных областях М.), малинке (8%; на юго-западе), сараколе (или сонинке; 12%; в приграничных районах с Мавританией) и диула (1%; на востоке М.). На юго-востоке проживают народы вольтийской подгруппы (языки гур): бамбана (12,2%), догоны (5,6%), сенуфо, мамара, бобо (1%) и др. В западноатлантическую подгруппу входят фульбе (10,5%; проживают в центральных районах М. и в среднем течении р. Нигер) и сонгаи (10%; в вост. районах, в долине р. Нигер). 6% населения составляют кочевники туареги (говорят на языке тамашек; расселены в Сахаре и к северу от р. Нигер), 7% - арабоязычные «мавры» (кочевые племена арабо-берберского происхождения). Ок. 2% составляют этнические меньшинства (бозо, минианка, сомоно, сонгаи и др.), арабы (гл. обр. сиро-ливанцы), французы и выходцы из др. европ. стран. По оценочным данным на 2015 г., среднегодовой прирост населения составляет 2,98%, рождаемость - 44,99 чел. на 1 тыс. чел., смертность - 12,89 чел. на 1 тыс. чел., детская смертность - 102,23 на 1 тыс. новорожденных (одна из самых высоких в Африке); в возрастной структуре: дети до 14 лет - 47,44% населения; лица от 15 до 64 лет - 49,59, лица 65 лет и старше - 2,97%; ожидаемая продолжительность жизни - 55,34 года (мужчины - 53,48, женщины - 57,25); грамотность населения - 38,7% (мужчины - 48,2%, женщины - 29,2%); уровень урбанизации - 39,9%. Плотность населения - 12,5 чел. на кв. км (2013). В стране высокий уровень эмиграции в Габон, Гану, Кот-д " Ивуар, Нигерию, Сенегал и страны ЕС, гл. обр. во Францию, где в 2015 г. проживали 60 тыс. малийцев. Государственное устройство М.- унитарное гос-во, форма правления - президентская республика. Действующая конституция одобрена на референдуме 12 янв.

http://pravenc.ru/text/2561722.html

Район «Трех границ» с обозначенным в центре районе города Тессит Своими противниками этот «Вилайят» считает официальные правительства и армии Мали, Нигера и Буркина-Фасо, а также миротворческие войска ООН MINUSMA в Мали (эта миссия действовала до 30 июня 2023 года, а ее контингент в размере 13 000 человек должен быть выведен из страны уже до конца декабря 2023 года) и вооружённые силы группировки НАТО «Бархан», чей штаб находится сейчас в Нигере. Этнические враги Однако своими основными врагами считает туарегов, разделённых на несколько вооружённых группировок , часть которых, согласно Алжирскому договору 2015 года, находится в коалиции с правительством Мали, выполняя милицейские функции на севере государства. Некоторая часть этих туарегских группировок отказалась подписывать этот договор и поэтому с официальным Мали пребывает в вооружённый нейтралитете. Одной из причин вражды и туарегов является то, что в рядах много выходцев из этнической группы фулани , занимающихся скотоводством и страдающих от разбойничьих набегов туарегов. Так, на востоке Мали на территории, примыкающей к границе Нигера, в районе населенных пунктов Менака, Андерамбукан и Тамалат фулани издавна враждовали с туарегскими общинами Зармас и Хаосас. Так как в вступило много фулани (или другое название – фульбе), то неудивительно, что в марте 2022 года в ходе боев против туарегского движения MSA (союзного туарегской организации GATIA Ияда Аг Гаму) убил до двух сотен туарегов, в основном гражданских, в населенных пунктах Тамала, Инчинане и Андерамбукан. Вместе с тем в есть выходцы из туарегского племени Досухак. Представители этого племени также составляют значительную часть бойцов MSA. Однако в данном случае стоит учитывать, что есть «черные» и «белые» досухак. Т. н. «черные» в кастовом обществе туарегов занимают более низкую иерархию. Представители народа Бамбара, составляющие большинство в FAMA, на севере страны чужие, и их вмешательство иногда усугубляет внутренние северномалийские конфликты. Таким примером стало событие, которое произошло 26 марта 2022 года, когда бойцы FAMA расстреляли, согласно малийской прессе, 15 туарегов из общины Досухак, бежавших из сел Талатайе и Тамалат в Ансонго.

http://ruskline.ru/opp/2023/07/26/mali_i...

20% - фульбе (в областях Горголь и Кудимага; представлены оседлой (тукулёр) и кочевой (пёль) группами; язык - пулар-фульфульде сев. группы западноатлантической семьи); 7% - сонинке и бамбара (на юге областей Асаба и Ход-эль-Гарби; языки - сонинке и бамана зап. группы семьи манде); 2% - волоф (на юге областей Трарза и Бракна; язык волоф сев. группы западноатлантической семьи). 1% населения составляют иностранцы: европейцы (французы и испанцы) и африканцы (сенегальцы и малийцы). По оценочным данным на 2015 г., естественный прирост населения составлял 2,2%; уровень рождаемости - 31,3 чел. на 1 тыс. жителей; уровень смертности - 8,2 чел. на 1 тыс. жителей; показатель фертильности - 4 ребенка на 1 женщину; младенческая смертность - 54,7 на 1 тыс. живорожденных. В возрастной структуре: 39,2% - дети до 14 лет, 57,1% - лица от 15 до 64 лет, 3,7% - лица 65 лет и старше. Средний возраст - 20,1 года; средняя продолжительность жизни - 62,7 года (мужчины - 60,4 года, женщины - 65 лет). Средняя плотность населения - ок. 3,2 чел. на 1 кв. км (2013), свыше 4/5 размещается в юж. части страны (области Трарза, Бракна, Асаба, Горголь и Кудимага), из них 1/5 - на узкой полосе долины Сенегала (350 чел. на 1 кв. км). Грамотность: 52,1% (мужчины - 62,6%, женщины - 41,6%). Степень урбанизации - 59,9%. Государственное устройство М. - унитарное гос-во, форма правления - исламская республика. Конституция принята 20 июля 1991 г., дополнена поправками в 2006 и 2012 гг. Главой гос-ва и исполнительной власти является президент, избираемый на основе всеобщих равных прямых выборов на 5 лет с правом одного переизбрания. Президент назначает и смещает министров, гражданских и военных должностных лиц, обнародует законы, принятые парламентом, издает ордонансы, имеющие силу закона, осуществляет право помилования, ратифицирует международные договоры, является главнокомандующим ВС. Законодательная власть представлена 2-палатным парламентом. В нижней палате - Национальном собрании - 146 членов, которых избирают прямым голосованием сроком на 5 лет (40 - по пропорциональному, 106 - по мажоритарному принципу).

http://pravenc.ru/text/2561156.html

Православие Крестный ход на Вербное воскресенье в приходе ц. Воскресения Христова в Абиджане. Фотография. 2013 г. Крестный ход на Вербное воскресенье в приходе ц. Воскресения Христова в Абиджане. Фотография. 2013 г. Действуют приходы Аккрской митрополии (учреждена в 1959 как Аккрская и Западноафриканская митрополия, с 1994 Камерунская митрополия, с 1997 Ганская епископия, с 2009 совр. статус и название) Александрийской Православной Церкви. Всего насчитывается ок. 18 тыс. чел., исповедующих Православие. Римско-католическая Церковь Католическая ц. Нотр-Дам-де-ла-Пэ в г. Ямусукро. 1985–1990 гг. Католическая ц. Нотр-Дам-де-ла-Пэ в г. Ямусукро. 1985–1990 гг. Имеется 4 архиепископства-митрополии: Абиджан (епископства-суффраганы: Агбовиль, Гран-Басам, Йопугон), Буаке (епископства-суффраганы: Абенгуру, Бондуку, Ямусукро), Ганьоа (епископства-суффраганы: Далоа, Ман, Сан-Педро-ан-Кот-д " Ивуар), Корого (епископства-суффраганы: Катиола, Одиенне). Католицизм в основном распространен на юге страны и в крупных городах. Насчитывается ок. 4,3 млн католиков. Протестантские церкви, деноминации и секты Баптисты представлены Союзом евангельских церквей Юго-Запада К.-д " И. (225 общин, свыше 70 тыс. чел.), независимой Ассоциацией баптистских церквей Севера (215 общин, свыше 11 тыс. чел.) и др. Крупнейшей организацией пятидесятников являются Ассамблеи Бога (760 общин, 190 тыс. чел.), методистов - Объединенная методистская церковь К.-д " И. (850 общин, ок. 1 млн чел.). Движение святости представлено Евангельской протестантской церковью Центра (1550 общин, 250 тыс. чел.). Иеговы свидетели образовали 137 общин (ок. 16 тыс. чел.), существуют и др. деноминации; всего насчитывается ок. 1,5 млн протестантов. В XX в. широкое распространение получили различные афрохристианские синкретические секты, последователями к-рых являются ок. 1 млн чел.: Харристская церковь (290 общин, ок. 376 тыс. чел.), Деиматистская церковь (840 общин, ок. 140 тыс. чел.) и др. Ислам Ислам появился на территории К.-д " И. в XIV в. Число мусульман заметно возросло в 80-90-х гг. XX в., в т. ч. в связи с иммиграцией из соседних стран (Мали, Нигер, Буркина-Фасо), а также с переходом в ислам приверженцев традиц. верований (в основном племена бете и дида). В 1990 г. создан Исламский высший совет. В настоящее время наибольшее количество мусульман проживает в основном на севере страны среди малинке, бамбара, диула, куланго, сенуфо и др. Насчитывается ок. 8,9 млн мусульман. Их число постоянно растет за счет притока иммигрантов.

http://pravenc.ru/text/2458891.html

«Свидетели Иеговы», «Богородичный центр», муниты, мормоны, «Семья» (Д.Берг), « Церковь откровения» Лазаря Каширского, «Церковь Христа» («Бостонское движение»), «Новоапостольская церковь », «Слово жизни» («Лайфспринг»), «Живой поток» («Церковь свидетеля Ли»), и т.п. Деструктивные религиозные организации оккультной или языческой ориентации : «Белое братство», « Церковь последнего завета» (последователи Виссариона), движение «Нью эйдж», группы последователей Карлоса Кастанеды, «Сатори» (А.Суворовой), «Новый акрополь», ряд теософских и антропософских групп, «Внутренний круг» последователей П.Иванова, неоязыческие группы, и т.п. Деструктивные сатанистские культы : «Российская церковь сатаны», «Зеленый орден», центр «Юнивер», «Белые ангелы», «Черный лотос», « Церковь саентологии», «Южный крест» («Московская церковь сатаны»), «Нави», «Черный ангел», «Черное братство», «Крысятницы», неоязыческие группы сатанистского толка, демонические группы, «Синий лотос», братство «Мадра», и т.п. Представим один из вариантов классификации вероучений в религиозной философии, предложенный немецким философом диалектиком Георгом Вильгельмом Фридрихом Гегелем (показательно, что христианству он отвел место единственной абсолютной религии): Классификация вероучений (по Г.В.Ф. Гегелю) 1. Религия природы 1 .1. Непосредственная религия (чародейство). 1 .2. Раздвоение сознания в самом себе. Религии субстанции: 1.2.1. религия меры (Китай); 1.2.2. религия фантазии (брахманизм); 1.2.3. религия в-себе-бытия (буддизм). 1 .3. Переход от религии природы к религии свободы. Борьба субъективности: 1.3.1. религия добра и света (Персия); 1.3.2. религия страдания (Сирия); 1.3.3. религия тайны (Египет). 2. Религия духовной индивидуальности 2 .1. Религия возвышенного (иудеи). 2 .2. Религия красоты (греки). 2 .3. Религия целесообразности или разума (римляне). 3. Абсолютная религия (христианство). Наиболее общая классификация на основе внешних исторических связей позволяет, если исходить из теорий светского религиоведения, строить различные «генеалогические древа». Однако такой подход практически всегда оказывается спекулятивным и ставящим задачу маскировки сущностных различий вероучений друг от друга.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010