Основная литература: 1. Вероисповедная политика Российского государства: Учебное пособие /Отв. ред. М. О. Шахов. М., 2003. 2. Понкин И. В. Правовые основания преподавания православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. М., 2003. Тема 5. Государственная вероисповедная политика в странах современной Европы Типологизации моделей государственно-конфессиональных отношений. АНГЛИЯ. Основы государственно-церковных отношений. Особый статус и привилегии государственной церкви Англии. Положение иных конфессий. Религия и образование. Реализация права на свободу совести военнослужащих и заключенных. ШВЕЦИЯ. Лютеранская Церковь Швеции. Положение иных конфессий. Религия и система образования. ИТАЛИЯ. Основы государственно-конфессиональных отношений. Особый статус и привилегии Католической Церкви. Положение иных конфессий. Религия и образование. Религия и Вооруженные силы. Религия и государственное финансирование. ГЕРМАНИЯ. Различия в статусе религиозных объединений на территории Германии. Религия и образование в ФРГ. Религия и Бундесвер. ГРЕЦИЯ. Положение Православной Церкви. Положение иных конфессий. Основная литература: 1. Вероисповедная политика Российского государства: Учебное пособие /Отв. ред. М. О. Шахов. М., 2003. 2. Августин (Никитин), архим. Ислам в Европе. СПб., 2009. РАЗДЕЛ IV. РЕЛИГИЯ И ОБЩЕСТВО Тема 1. Социология религии История становления социологии религии. Предмет и сущность социологии религии. Религия как социокультурный институт. Социальные функции религии. Основная литература: 1. Гараджа В. И. Социология религии. М., 2005.   Тема 2. Религия в жизни современного общества Роль религии в жизни современного российского общества. Динамика общественного мнения о религии и религиозных организациях. Религиозность российского общества 1991-2009 гг. Религия и глобальные проблемы современности. Богословская оценка особенностей развития современного мира. Религиозно-этическая интерпретация взаимоотношения человека и природы. Церкви и деноминации о современном экологическом кризисе и путях выхода из него. Религия и проблемы предотвращения войн, выживания и самосохранения человечества. Религия и проблемы народонаселения. Влияние религиозного фактора на демографические процессы. Проблемы регулирования рождаемости в современных религиях.

http://bogoslov.ru/article/740746

В лучшем случае человек понимает, что религия – тоже истина. И тогда возникает такое представление, что существуют как бы различные области изучения и различные истины, скажем, наука, история, религия, которые являются истинными. Через запятую можно перечислить, что наука – истинна, история – истинна, религия – истинна. Но мы же видим, даже особенно не углубляясь, что положения религии противоречат научным положениям. Как быть с этими запятыми? С другой стороны, для верующего человека понятно, что религия не может быть названа через запятую с другими разделами человеческой культуры. Религия – это учение о Боге. Религия говорит, что такое Бог, как Он сотворил мир, как Он этим миром управляет в Своем Домостроительстве промыслительно. Вообще-то говоря, эта общая схема должна быть несколько иной. Вот религия, которая объемлет собою все, религия все это объемлет. В представленном списке слово «религия» может быть заменено другим словом, например, «искусство». Учение о Боге как о Творце и Промыслителе мира, а законы этого мира могут постигаться по-разному. Получается противоречие. С одной стороны для современного человека религия – это одна из сфер человеческой деятельности. И мы с этим даже миримся. С этим мирится даже сама Церковь , которая понимает, что у нее ограниченные задачи. Скажем, сейчас современный мир говорит, что у религии есть своя задача – нравственная. В лучшем случае Церковь , священники должны заниматься нравственным воспитанием человечества. Священник должен быть в армии, чтобы там не было дедовщины. Если приглашают священника в школу, то это делается для того, чтобы дети себя хорошо вели на уроках, но не более того. Так же как дети ходят в музей для того, чтобы повышать свой эстетический уровень, а не для того, чтобы стать художниками все поголовно. Всему есть свои задачи. С таким отношением к религии невозможно согласиться, будучи верующим человеком. Такое отношение к религии, как к резервации, может быть лишь с позиции атеизма, который считает религию некоторым этнографическим заповедником наряду с другими областями. Художник или писатель, или композитор понимает, что его область деятельности не охватывает все. Физика не нужно заставлять изучать музыкальную грамоту. Но религия это другое. Верующим человек может и должен быть и физик, и художник, и историк, и безработный, и кто угодно. Именно потому, что религия объемлет собой все.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/os...

Но чтобы это произошло, надо, чтобы, прежде всего, ты сам понял, что то, чем ты живешь, бесконечно велико. А ты сам понял, что значит, что ты Божий человек? Многие говорят: – Наша религия – очень хорошая! У нас самая хорошая религия! Для начала скажу тебе кое-что, и не пойми этого превратно. Мы привыкли к этому слову – «религия», но ведь наша вера – это не религия. И давай скажу тебе почему. Существует очень много религий. А знаешь, что такое религия? Религия – это опыт, который совершает человек, чтобы достигнуть Бога. Мы говорим: «Это религиозное явление», – т.е. душа человека стремится достичь какого-то бога и создает себе бога, – потому у нас и существует столько религий. Это и значит религия: человек как-то представляет себе Бога, хочет вырваться за границы этой земли, он не выносит замкнутости в мире сем, не может превозмочь боль, болезнь, смерть. У него умирает ребенок – он не знает, как это превозмочь, слышит гром, видит молнию, обрушивается наводнение – он не знает, как объяснить себе это, и начинает что-то придумывать. Кто? Человек. Он создает религию, т.е. религия – это попытка человека из мира дольнего оказаться высоко, рядом с Богом. Это движение от земли к небу. Наша вера – не религия, а Божие Откровение У нас, дорогие друзья, нет религии в этом смысле – мы живем Божиим Откровением. Наша вера, Церковь, Православие – не религия в том смысле, чтобы мы ее якобы создали, а Божие Откровение. Не мы создали себе какое-то представление о Боге. Это Бог Сам пришел, нашел нас и сказал невообразимые вещи, о которых мы и помыслить не могли. Мы сами не могли бы сказать такого. Покажу тебе, например, как явствует из Священного Писания, что евангельские слова – не слова какой-нибудь религиозной группы. Почему? Это заметил старец Софроний (Сахаров) . Наш Христос говорит: «Любите врагов своих!» (ср. Мф. 5, 44). Возможно ли, чтобы я, как человек, когда-нибудь сам сел и придумал эту заповедь? Невозможно. И одна только эта заповедь, одни только эти слова Христа доказывают, что Христос не простой человек, а Бог, потому что только Бог мог сказать нам это. Мы и представить себе не можем, как можно любить наших врагов. И возражаем Богу, и говорим Ему…

http://pravoslavie.ru/118553.html

Эти проблемы решаются на основе духовного, религиозного опыта. Религия «есть отношение к Абсолютному, к Тому, Кого мы называем Богом» С. 37]. Религия есть у всех. Человек всегда испытывает веру во что-либо. Его религия может быть истинной и ложной, нравственной и безнравственной. Все это зависит от отношения человека к Абсолютному. В любом положительном случае свт. Лука определяет религию как «общение с Богом» С. 37]. «Нам нужны не доказательства существования Бога, – продолжает автор, – не идея о Боге, а Сам Бог, Живой, Любящий» С. 72]. «Для меня религия – это духовная жизнь, которую мы имеем через Иисуса Христа», – говорит свт. Лука С. 72]. С одной стороны, религия сходна по своей структуре с естественными науками, но опыт религиозный выходит за пределы того внешнего опыта, с которым имеет дело наука. С другой стороны, религия представляет собой мировоззрение во всей полноте. В религиозном опыте дается восприятие абсолютного начала, сущего, приобщения к нему. Противоречия же возникли не между наукой и религией, а между теориями и учениями отдельных представителей науки, выходящих в этих теориях за пределы научных методов, и между отдельными богословскими течениями, преимущественно схоластической школы. Этот религиозный опыт открывает многим реальное непосредственное бытие Того, Чье присутствие подсказывали и мысль, и откровения красоты, и сознание собственного несовершенства. «И тогда мы видим, что религия не противоречит науке, но религия движет науку» С. 40]. Религия пробуждает и поощряет дух исследования. Это в полной мере относится к христианству. Сам вопрос об отношении науки и религии возник сравнительно недавно, лишь в XVIII в. Лозунг о противоборстве между наукой и религией постепенно захватил Европу, а затем и нашу страну. После 1917 г. наука в России была объявлена областью единственно достоверного знания, якобы доказывающего к тому же небытие Бога. Религия же при этой посылке оказалась «антинаучным мировоззрением». Святитель ссылается на книгу «Религиозные верования современных ученых», где предлагаются 133 ответа различных английских и американских ученых на вопрос о соотношении науки и религии. Среди них – многие великие учители и мыслители, например: М. Фарадей, Г. С. Ом, Ш.-О. Кулон, А.-М. Ампер, А. Вольта, И. Ньютон, Ч. Дарвин, Н. И. Пирогов, А. Эйнштейн и др. Все они говорят о том, что «в религии заключаются лучшие силы человека» С. 74]. «Люди науки слагают смиренно венцы свои у подножья Божьего Престола», – говорит свт. Лука С. 68].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«…Ваши недоумения понятны мне. Виновато в них прежде всего церковное учительство: оно не разъясняет смысл ветхозаветной истории. и люди начинают рисовать себе Давида, например, в виде кроткого псалмопевца в духе средневековых икон. А когда они берут в руки Библию – оказывается, что он человек суровый, страстный, жестокий и просто коварный. И получается недоразумение. А на самом деле Давид действительно достоин всяческого уважения и даже, если хотите, и титула «кроткий», но не в свете наших современных христианских этических норм. Да, он жесток, да, он груб, но скажите, положа руку на сердце, какой другой восточный деспот того времени перенес бы то, что перенес Давид от пророка Нафана, в глаза обвинявшего его в убийстве Урии; или какой человек вел бы себя так, как вел себя Давид во время восстания Абшалома? Пора оставить мысль о том, что Давид – это христианский святой. Он – великий еврейский царь, который, несмотря на черты грубости и варварства, присущие эпохе, стоял на голову выше современников по своему благородству. Вы говорите: почему все эти ветхозаветные цари убивали «во имя Божие»? Здесь снова недоразумение. Вы мыслите себе ветхозаветную религию статичной, готовой и притом такую, какую вы ее вычитали из скверных учебников так называемого Закона Божия. Но это представление не соответствует ни науке, ни Библии. В священном Писании дается эволюция религиозной истории Израиля – от примитивных представлений эпохи патриархов до национального монотеизма Моисея и от синкретической религии эпохи судей и первых царей, когда Богу Иагве (Иегове) поклонялись наряду с Ваалом, Астартой, Анат и другими богами, до пророков, которые явились величайшими религиозными гениями всех времен и народов. Они возродили монотеизм Моисея, забытый в период завоевания Ханаана, но превратили его в универсальный, этический монотеизм… Ветхий Завет есть памятник нашего – христианского – религиозного прошлого. Он «ветх», т. е. стар, но в нем есть и вечно юные элементы. Никто не требует от христианина равного отношения к Евангелию и к книге Иисуса Навина. Но христианство есть религия историческая: оно не висит в воздухе, а родилось, как результат Богочеловеческого процесса. В этом процессе человеческой стороной была история Израиля, отображенная в Библии без фальшивой елейности, а с беспощадной правдой в своем конкретном развитии от первобытного национального монотеизма до пророков и апокалиптиков. … Не надо забывать, что откровение никогда не давалось людям в готовом виде, а постепенно раскрывалось их огрубевшему сознанию. Этот закон необычайно ярко виден на примере истории богоизбранного народа. Религия Авраама – это не религия Моисея, религия Моисея – не религия эпохи судей, религия Давида – это не религия Амоса или Исайи, религия Торы, Закона – это не религия апокалипсисов и уж, конечно, не религия Евангелия»..

http://azbyka.ru/pochemu-i-ya-xristianin

Тема номера. Религия и наука: война миров: (на заставке – фото Евгения Глобенко) Наука не оставляет места Богу? В обсуждении темы принимают участие: Александр Беляков , выпускник физического факультета МГУ, директор Московского центра Туринской Плащаницы (фото Николая Федорова); протоиерей Кирилл Копейкин , кандидат физико-математических наук, кандидат богословия, секретарь Ученого совета Санкт-Петербургской духовной Академии, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла при Санкт-Петербургском государственном университете (фото Ирины Левиной); Виктор Тростников , кандидат философских наук, профессор Российского Православного Университета (фото Арсения Нисходинова)/Вел дискуссию Владимир Легойда //Фома. - – ноябрь 2005. – С.17-19,21 - 22, 24-26. - (рубрика « Тема номера. Религия и наука: война миров »). Врезы к обсуждению: гелиоцентрическая система мира: Мешала ли Церковь вращаться Земле? //Фома. - – ноябрь 2005. – С.20. - (рубрика «Тема номера. Религия и наука: война миров »). теория Дарвина: Страшна ли Церкви эволюция? //Фома. - – ноябрь 2005. – С.23-26; (рубрика «Тема номера. Религия и наука: война миров »). механический детерминизм: « Большой Взрыв» науки возвращает Вселенной Творца? //Фома. - – ноябрь 2005. – С.27. (рубрика «Тема номера. Религия и наука: война миров »). возраст земли и возраст Вселенной: Шесть дней, но не шесть суток .//Фома. - – ноябрь 2005. – С.32. – (рубрика «Тема номера. Религия и наука: война миров »). Точка зрения: Владимир Легойда. Сорняки или плоды? Христианские корни науки//Фома. - – ноябрь 2005. – С.28-29. – (рубрика « Тема номера. Религия и наука: война миров»). Владимир Губайловский . Арифметика и/или молитва . К вопросу об отношениях с бесконечностью//Фома. - – ноябрь 2005. – С.30-31. – (рубрика «Тема номера. Религия и наука: война миров»). Информационные врезки к теме: Люди Церкви – в науке //Фома. - – ноябрь 2005. – С.18,22,24,25,28,29,31. – (рубрика « Тема номера. Религия и наука: война миров »). В отдельных биографических заметках представлены:

http://foma.ru/bibliografiya-foma-8-31-n...

Религия и жизнь 774 От веры, от учения Господня Вы отделили жизнь, И в ней никто христианином Быть уж не берётся. Г. Ибсен «Бранд» Религия и жизнь – два начала, которые по самой природе своей стихийно стремятся одно к другому: религия без жизни – мёртвая религия; жизнь без религии – мёртвая жизнь. Подлинная правда Христова только там, где религия и жизнь соединяются вместе. Зло мира всегда с величайшим напряжением стремилось разорвать связь этих двух великих начал, положить между ними бездонную пропасть, разжечь непримиримую вражду. Ибо религия и жизнь, слившиеся друг с другом, непобедимы для зла. Для того чтобы победить жизнь, необходимо оторвать от неё религию. Для того чтобы победить религию, необходимо оторвать от неё жизнь. Вот почему история мира, в конце концов, есть история слияния религии и жизни, или, точнее, стремления к этому слиянию. То близко-близко подходя своею жизнью к религии, то безнадёжно от неё отрываясь, человечество изведало все ужасы разрыва религии и жизни. В эпохи великих религиозных движений религия и жизнь со стихийною силой стремились друг к другу, в эпохи упадка снова разверзалась пропасть, и снова задыхалось человечество без религии, а религия гасла, не питаемая жизнью, как огонь без воздуха. Ни в ком так цельно, так абсолютно не соединялась религия и жизнь, как в личности Богочеловека. Христос был живым свидетельством против злых сил, разрывавших религию и жизнь. Зло для торжества своего должно было разделить религию и жизнь в самом Иисусе Христе, а это значило разделить в Нём естество Божеское и человеческое. И действительно, религиозное сознание первых веков христианства искушается страшными искушениями, которые достигают своего высшего напряжения в ересях Ария, Евтихия, Нестория и др. Но борьба против истины, лицом к лицу, оказалась для зла не под силу. Слишком сильна была религиозная жизнь, чтобы можно было извратить религиозное сознание даже такими соблазнительными своей «очевидностью» истинами, как арианство со всеми его разновидностями.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Сентября 21-го: «Христианство и социальный вопрос», «Религия и заблуждающиеся, преступные классы», «Отноше­ние римско-католической церкви к бедным и нуждающимся», «Женщины Индии», «Будда», «Ислам и социаль­ные положения», «Что сделал юдаизм для женщин?» —313— «Христианство, как общественная сила», «Недостаточность индивидуальных попыток реформы», «Религия и труд», «Армия спасения». Сентября 22-го: «Религия и богатство», «Христианство и гавайские острова», «Что сделала библия?» «Преступление и его исправление», «Единение и христианская наука», «Религия североамериканских индейцев», « Церковь и город­ские проблемы», «Чем мир обязан Азии в религиозном отношении?» «Как можно улучшить приемы деятельности христианских миссионеров». Сентября 23-го: «Основания сочувствия и братства между религиозными людьми», «Сущность религии в праведности», «Каким образом религия может улучшить состояние аме­риканских негров», «Католический взгляд на междуна­родное посредничество», «Заблуждения относительно евреев», «Религиозная миссия народов, говорящих по-английски», «Характер и задачи апостольской церкви в Армении», «История и деятельность православной греческой церкви», «Международная справедливость и дружба», «Всемирное брат­ство», «Международные обязательства относительно Китая», «Коран и другие священные книги», «Женщины и церков­ная кафедра», «Голос матери религий по социальным во­просам». Сентября 24-го: «Отношение христианства к Америке», «Что сделала для Америки религия?» «Современное рели­гиозное состояние Америки», «Непобедимое евангелие». Сентября 25-го: «Дружба религий», «Отношение англи­канской церкви к церкви первых веков», «Влияние рели­гиозного единения на дело миссий», «Воссоединение христианства», «Взаимные отношения между христианскими сек­тами», «Твердость библейской ортодоксии», «Философия и этика индийского джайнизма», «Свободная церковь баптистов», «Основные идеи брамаизма-сомаджи», «О браке», «Служение Богу в человеке», «Христианство по впечатле­ниям кругосветного путешественника». Сентября 26-го: «Отношение христианства к другим религиям», «Что такое религия?» «Миссия протестантизма в Турции», «Деятельность христианства среди других ре­лигий», «Руководящие силы религиозной мысли во Франции», «Первобытный и будущий религиозный союз человеческой —314— семьи», «Армянская церковь », «Чем мир обязан Аме­рике в религиозном отношении?» «Голос юношей востока», «Пункты соприкосновения и контраста христианской и индусской мысли», «Будущность религии в Японии», «Что такое христианство? Голос с далекого востока», «О буддизме». Сентября 27-го: «Элементы всемирной религии», «Сведен­борг и гармония религий», «Спасение мира», «Единственно-возможный способ христианского объединения», «Христиан­ство и эволюция», «Баптисты в истории», «Религия буду­щего», «Христос – объединитель человечества».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вспоминается фраза Козьмы Пруткова: нельзя объять необъятное. Так вот религиоведом быть сложно. Чтобы быть истинным религиоведом, нужно знать все: православие, все протестантство, весь католицизм, мусульманство, буддизм и т.д. Здесь сложно выделить общие моменты, и момент незнания всегда будет присутствовать в силу специфики самого предмета религиоведения. Мне очень нравится определение, которое было дано князем Сергеем Трубецким. Определение, как мне кажется, очень краткое в отличие от определения Гараджи. Но несмотря на свою краткость, оно схватывает все сущностные элементы религии. Князь Сергей Трубецкой говорит: религия это организованное поклонение высшим силам. Всего лишь четыре слова. Но в этой фразе каждое из этих четырех слов несет в себе серьезный концептуальный смысл. Религия это организованное поклонение, т.е. это церковь . Любая религия предполагает некоторую церковь, т.е. организацию. Религия – это поклонение, т.е. культ. Религия невозможна без некоего культа, т.е. совокупности богослужебной практики. Это поклонение высшим, превосходящим человека силам, т.е. активным духовным началам. Вы видите всего лишь четыре слова, но каждое из четырех слов невозможно выбросить из этого определения. Это определение легко запомнить, его не нужно зазубривать как определение Гараджи, но оно включает все необходимые сущностные элементы для существования религии. Это вера в высшие силы, вера в то, что эти силы активны, в необходимость поклонения этим силам и необходимость создания организации, которая называется церковью. Но почему же существуют различные противоречия в определении самого термина религия. Как мне кажется, это не случайно. Иначе, честно говоря, быть не может. Если мы примем точку зрения Лактанция , согласимся с тем, что религия это связь человека и Бога, то как можно определить неопределимое? Можно ли поставить предел бесконечному Богу? Поэтому дать определение – это всегда положить предел. Определение одного термина означает определение его границы от другого понятия. Дать определение религии в данном случае смыкается с тем же, как дать определение Бога. Невозможно определить беспредельное. Невозможно ограничить безграничное. Поэтому, скорее всего, религию можно лишь определить как явление, которое существует на некотором феноменологическом уровне, т.е. на уровне явлений, на уровне сущности. Религия неопределима, непостижима. Она скорее постигается сердцем, постигается верой, о чем мы с вами будем говорить позднее. Нельзя религию определить на человеческом языке. Связь человека и Бога нельзя сводить только лишь на уровень человеческих знаний. Это значит лишать религию ее божественного аспекта. Отсюда и все необходимые противоречия между различными определениями религии. Отсюда все неудачи добиться одного некоего определения.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/os...

Впоследствии, реакция протестантизма покидает эллинистическую почву христианства, и впадает вновь в одичание и скудость еврейской религии, для которой благовестие о воплощённом Боге, почитание непорочно зачавшей Его Матери-Девы является только кощунством и соблазном. Если в образе многострадальных героев языческой Греции, в образе сына божия, сына Зевсова Геракла, подъявшего на себя подвиг борьбы со злыми силами для спасения человечества и погибающего мучительной смертью, если в этом образе впервые видим мы прообраз Христа распятого, то, конечно, небесная дева Афина, непорочная девственница Артемида, слетающая с небесным утешением к умирающему мученику Ипполиту, совершенный образ красоты и любви Афродита Урания, эти образы подготовили человечество к почитанию Пресвятой Девы. Именно в Греции, где почитание богов сначала приняло совершенные эстетические формы в изображении поэтов и потом было просветлено силой философского гения, именно в Греции была почва для развития и укрепления начал христианской религии, в Греции, а не на Востоке, где почитание Великой Матери носило характер изуверский и фаллический, так что в самой основе своей являлось враждебным христианству. Жестокая и сладострастная религия Ваала и Астарты не могли иметь влияние на религию кротости и целомудрия. Итак, уже в самом первом своём источнике – Гомере эллинская религия являет себя, как положительное религиозное начало, лёгшее затем в основу христианства, как религия чистого антропоморфизма, религия человекообразных и совершенных в своей красоте и нравственной —61— правде олимпийцев. Но ещё более эллинская религия приближается к христианству в дальнейшем своём развитии, когда она вступает в период элевзинской мистерии Диониса и Деметры, из которой развивается аттическая трагедия. Если религия Гомера приближается к христианству, как религия зримого и облечённого в человеческие формы бога, то религия Диониса и трагедия являются религией бога, не только воплощённого, но и страдающего, умирающего и воскресающего.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010