Как ни странно это может звучать для многих, понятие религии, хотя бы и христианской, и понятие Церкви не однозначны. Религия — понятие очень широкое, включающее в себя явления иногда даже противоречивые, тогда как Церковь — явление вполне конкретное. Не новую религию создал Христос в добавление к многочисленным, уже существовавшим религиям, а Церковь («Созижду Церковь Мою...» [Мф. 16, 18]) . Конечно, можно сказать, что Церковь — религия, но религия еще не есть Церковь. В наше время существуют христиане вне Церкви, как существовали они со времен апостольских. По Апостолу, Церковь есть Тело Христово. Она не только «общество верующих во Христа людей»; она есть чудо — чудо сочетания тварного бытия с нетварным, Божественным. Как Тело Христово, Церковь есть результат двух чудес: Боговоплощения и Сошествия Святого Духа, а потому «бытие Церкви не может быть сравнимо ни с чем на земле, потому что на земле нет единства, но только разделение [...]. Церковь есть совершенно новое, необычайное и единственное в своем роде бытие на земле, уникум, который не может быть определен никакими понятиями жизни мира [...]. Церковь есть подобие Святой Троицы, подобие, в котором многие становятся единым» . При своем появлении этот уникум оказался соблазном и безумием для других религий и для окружающего мира вообще. Не укладывается он и в современном сознании. Религия еще не есть Церковь. «Религия родилась и рождается одновременно из притяжения к святому, из знания, что абсолютно другое есть, и из незнания того, что оно есть. И потому нет на земле явления более двусмысленного и в двусмысленности своей более трагичного, чем религия. Это только наша современная, выдохшаяся и сентиментальная «религиозность» убеждена, что «религия» - это всегда что-то хорошее, положительное, доброе и полезное и что по существу люди всегда верили в того же «доброго» и снисходительного Бога, в «Отца», на деле созданного «по образу и подобию» нашей собственной маленькой доброты, необременительной морали, бытовых умилений и душевного прекраснодушия. Мы забыли, как близки «религии», в каком-то смысле соприродны ей, темные бездны страха, безумия, ненависти, изуверства, все то жуткое суеверие, которое с таким напряжением обличало, видя в нем дьявольское наваждение, раннее христианство. Забыли, иными словами, что религия — насколько от Бога, от неистребимой в человеке жажды и искания Его, настолько — и от князя мира сего, оторвавшего человека от Бога и погрузившего его в страшную тьму неведения» .

http://sedmitza.ru/lib/text/440380/

См. Берзин Э. О. Католическая церковь в Юго-Восточной Азии в 17-19 вв. М., 1966. 266 Полное собрание постановлений и распоряжений по Ведомству Православного исповедания. т. 7, 2670. Цит. по: архим. Гурий. Очерки по истории распространения христианства среди монгольских племён. т. 1. Калмыки. – Казань, 1915, с. 169. 267 архим. Гурий. Очерки по истории распространения христианства среди монгольских племён. т. 1. Калмыки. Казань, 1915, сс. 347-348. 268 см. Юзефович Л. Самодержец пустыни. с. 165. 269 Агни-Йога. Откровение. 1920– 1941, М., 2002, с. 263. 270 Блаватская Е. П. Разоблачённая Изида. М., 1994, Т. 1, с. 52. 271 Декроа Н. (Кордашевский Н. В.). С экспедицией Н. К. Рериха по Центральной Азии. Спб., 1999, с. 250. 272 НГ-религии 21 мая 2003. 273 Клюев Б. И. Религия и конфликт в Индии. М., Институт Востоковедения РАН, 2002, с. 47. 274 Там же, с. 149. 275 Алексей Лампси. Последний оплот язычества. В Индии разгораются страсти эпохи распространения христианства//НГ-религии. 22 авг. 2001. 276 Проспект. 1994. 10, с. 7. 277 Интернет-сайт Религия в России 4 апреля 2002. 278 Клюев Б. И. Религия и конфликт в Индии. М., Институт Востоковедения РАН, 2002, с. 230. 279 Цит. по: Клюев Б. И. Религия и конфликт в Индии. М., Институт Востоковедения РАН, 2002, с. 223. 280 Саду Сундар-Синг. Речь в Тиволи 6 марта 1922 г.//Примиритель. N. 1 (2), 1992, с.23-24. 281 Клюев Б. И. Религия и конфликт в Индии. М., Институт Востоковедения РАН, 2002, сс. 64 и 40. 282 Клюев Б. И. Религия и конфликт в Индии. М., Институт Востоковедения РАН, 2002, с. 73. 283 Клюев Б. И. Религия и конфликт в Индии. М., Институт Востоковедения РАН, 2002, с. 71. 284 Клюев Б. И. Религия и конфликт в Индии. М., Институт Востоковедения РАН, 2002, с. 71. 285 http://www.radonezh.ru/new/?ID=575 286 Истина и жизнь. Обозрение. Приложение к: Истина и жизнь. Христианский журнал. 1999, 287 Индийские христиане чувствуют себя в опасности//Истина и жизнь. Обозрение. Приложение к: Истина и жизнь. Христианский журнал. 1999, сс. 7-8. 288

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Л.М. Рошаль: Это связано, но это необязательно. Вот это я хотел сказать. Митрополит Иларион: Совершенно верно. Это необязательно. Л.М. Рошаль: Если большинство народа, допустим, в Пакистане — это сунниты и шииты, то с национальностью это может быть не связано, но в том же Пакистане, Индии есть представители других национальностей. Я об этом говорю, потому что был во многих странах мира. Я помогал и помогаю детям независимо от национальности, религиозной принадлежности, политических взглядов и так далее. Мы работали в Японии — одна религия, мы работали в Индии — другая религия, мы работали в Пакистане — третья религия. Мы работали в Алжире, в Армении, в Грузии. Для нас неважна религия — мы помогаем детям. В группах, которые вылетают, есть люди разных национальностей и разных религий. Митрополит Иларион: Для нас, христиан, не важна национальность. Христиане — люди, которые обращаются ко Христу. Вы упомянули Японию, отметив, что там одна религия, а там, кстати, религия не одна. Л.М. Рошаль: Там буддизм. Митрополит Иларион: Не только. Там есть Японская Православная Церковь, которая является автономной частью Московского Патриархата. Л.М. Рошаль: Вы этим доказываете, что национальность и религия необязательно тождественны. Митрополит Иларион: Совершенно верно. Но я это доказываю, прежде всего, применительно к христианству. История Японской Церкви удивительна: в середине XIX века русский миссионер — 24-летний иеромонах  — приехал в Японию, где не было ни одного православного человека. Он поселился в российском консульстве в Хакодате, начал изучать японский язык, общался с российскими дипломатами. Страна была совершенно закрытая, и лишь постепенно он начал общаться с японцами. Он прожил там полвека. Спустя эти годы в Японии было 266 православных приходов, 33 тысячи верующих, несколько десятков священнослужителей — это все были японцы. С тех пор, как он умер, прошло 100 лет. Сейчас там около 30 тысяч православных верующих. Л.М. Рошаль: А было? Митрополит Иларион: И было около 30 тысяч. В основном это потомки тех, кого крестил равноапостольный Николай Японский или его ближайшие помощники.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-cer...

Будущее России и конец мира. М.: Изд. Сретенского монастыря, 1996. Будущее России и конец мира. М.: Братство прп.Германа Аляскинского; Российское отделение Валаамского общества Америки, 2000. Будущее России и конец мира. Рига: Православное мировоззрение. 1991. Бытие: сотворение мира и первые ветхозаветные люди – христианское православное видение. М., 2004. Вкус истинного Православия: Блаженный Августин , епископ Иппонский. М.: Братство прп.Германа Аляскинского; Российское отделение Валаамского общества Америки, 1995. Пер. кн. «The Place of Blessed Augustine in the Orthodox Church» («Место блаженного Августина в Православной Церкви»). Душа после смерти. М.: Православное мировоззрение. 1984. Душа после смерти. М.: Скит; Ставропольский краевой комитет Общества Красного Креста, 1992. Душа после смерти. СПб.: Глагол, 1994. Душа после смерти: Современные посмертные опыты в свете учения Православной Церкви. М., 1991. Душа после смерти. М.: Изд. Сретенского монастыря, 1997. Душа после смерти. М.: Паломник, 2004. Знамения времени. Тайны книги Апокалипсис. М.: Братство прп.Германа Аляскинского; Российское отделение Валаамского общества Америки, 2000. Как сегодня быть православным: Лекция отца Серафима «Жить в соответствии с православным мировоззрением». Изд. Свято-Успенской Почаевской лавры, 2000. НЛО в свете православной веры. М., 1990; 2-е изд.: 1991. Письма отца Серафима Роуза . Джорданвилль (Нью-Йорк): Изд. Свято-Троицкого монастыря, 2005. По стопам св.Патрика, просветителя Ирландии, и св. Григория Турского . Куйбышев, 1990. Православие и религия будущего. М.: Православная книга, 1991. Православие и религия будущего. Алма-Ата, 1991. Православие и религия будущего. Скит; Ставропольский краевой комитет Общества Красного Креста, б/г. Православие и религия будущего. М.: Изд. Сретенского монастыря, 1996. Православие и религия будущего. М.: Подворье Свято–Троицкой Сергиевой лавры, 1996. Православие и религия будущего. СПб.: Общество Святителя Василия Великого , 1997. Православие и религия будущего. М.: Паломник, 2005.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

II. Религия Израиля §58. Священная письменность и вероучения древних евреев Чтобы определить общий характер и сравнительную высоту той или другой религии, нужно принимать во внимание не те ходячие народные представления, не те грубые формы, в которые отливается известная религия в жизни народных масс, а ее основную тенденцию, ее высшие идеалы, выражаемые в памятниках ее священной письменности. Такой же критерий нужно применить и по отношению к еврейской религии, если оценивать ее по проявлениям в народной жизни или по тем первоначальным тенденциям, которые вызваны были некоторыми случайными историческими обстоятельствами, то нам придется признать, что религия древних евреев носит узко национальный характер и что основная ее идея сводится к следующему положению: Иегова сделал своим возлюбленным сыном один только еврейский народ, поэтому все другие народы, как отверженные Богом, не могут быть членами общества Господня. Но если принять во внимание высокий идейный смысл, проникающий весь Ветхий Завет , если вникнуть в содержание пророческих писаний, если иметь в виду ту конечную цель, к достижению которой была направлена еврейская теократия, то мы должны будем согласиться, что в основе древне-еврейской религии лежит высокая универсальная идея: Иегова для того и сделал Израиля своим избранным народом, чтобы сохранить через него религиозную истину и сделать ее достоянием всех народов; эта мысль, как мы увидим, получила особенно яркое выражение в проповеди великих иудейских пророков. Вот почему мы даем еврейской религии место в ряду религий всемирных. Видеть в древней религии евреев выражение только национальной исключительности тем более невозможно, что на почве ее выросла самая высшая и самая универсальная религия человечества – христианство и что ее содержанием воспользовалась в значительной мере другая всемирная религия – ислам. Но в оценке еврейской религии нам приходится руководиться и иным масштабом, совершенно неприложимым к языческим религиям: последние относятся к разряду религий естественных, т. е. таких, которые выросли и развились в среде известного народа путем естественной эволюции; напротив, религия древних евреев, как она выражена в священной письменности, есть откровение самого Бога, слово вечной и непререкаемой истины. Мы устанавливаем это как факт, очевидный только для верующей души; доказательства здесь излишни и бесцельны: вера создается не доводами разума, а внутренним озарением.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

К этому же приводит и следующий ряд соображений. Религия есть всежизненная (в смысле сферы охвата) и живая (по характеру действия) связь человека с Богом; или иначе: человеческого субъекта с божественным Предметом. Этот Предмет не есть непременно предмет «познания» или «знания»; Он может быть и предметом чувства (любви), созерцания, воли и даже деятельного осуществления (Царство Божие). Но Он остается при всех условиях и во всех религиях - искомым, обретаемым, желанным, созерцаемым, чувствуемым, верой утверждаемым, в неверии отвергаемым, внушающим любовь, или страх, или благоговение - объективно-сущим «инобытием» или предметом даже и тогда, когда открывается, что самый этот Предмет есть Субъект, «живой Дух», как у Гегеля, или личный Бог, как в христианском понимании. Религия есть связь; связь предполагает две реальности и отношение между ними: будь то «соприкосновение», восприятие, «вхождение», «присутствие», испытание или что-нибудь иное, может быть, еще более интимное, глубокое или почти неизреченное. И вот эта связь предполагает в пределах человеческого субъекта - живой субъективный опыт. Этот опыт есть человеческий. О «сверхчеловеческом» религиозном опыте мы не можем судить; о религиозном опыте низших естественных существ мы можем только созерцательно догадыватьсях (ср., например, у Фехнера в его глубокомысленной книге «Наина пли душевная жизнь растений» - И.И.). Религия, о которой здесь идет речь, ведет от человека к Богу; она живет прежде всего в самом человеке и осуществляется через него. Она живет человеком, она осуществляется ради него. Она не над ним; не вне его. Она не есть внешнее для него состояние. Она не есть лишь объективный порядок вещей, надчеловеческий строй мира (миропорядок) или общество верующих (церковь, «град Божий»). Религия как связь с Богом осуществляется и пребывает прежде всего внутри человека; она состоит прежде всего из известных, внутренних, «имманентных» человеку переживаний его и без них - невозможна. Если бы не было человека, как существа, отдельного от Бога, в известном смысле «противостоящего» Ему, то не было бы и религии. (Именно поэтому и пантеисты не могут не допустить «инобытия» в пределах всеохватывающего Божества; таков у Спинозы «модуальный» состав человека; такова у Гегеля «эмпирически-конкретная стихия». Напротив, в эзотерическом пантеизме и акосмизме Пармспида религия уже невозможна. - И.И.). Религия есть живая связь Бога и не-Бога, т. е. человеческого инобытия. Одно Божество, - без человека, - явилось бы невосприемлемой, неверуемой Реальностью, т. е. уже не предметом. Один человек без Бога, - явился бы религиозно-пустынным субъектом: он мог бы предаваться различным предчувствиям, фантазиям, страхам, суевериям, которые, населяя его душу, оставались бы религиозно-беспредметными; но религия не могла бы возникнуть.

http://sedmitza.ru/lib/text/432194/

Христианство без Христа. Но так как Христос есть Истина, Жизнь, Добро, Красота, Премудрость, Мир, Счастье, Свобода и Любовь, то, избавившись от него, марксистско-ленинская утопия лишилась всего этого и превратилась в убогий и жалкий суррогат веры, основанный на ненависти, лжи, насилии и борьбе всех против вся. Это религия, заменившая живого личного Бога слепой исторической необходимостью, определяющей смену неких фиктивных общественно-экономических формаций. Это религия, объявляющая человеческую личность ничем и обращающая внимание лишь на абстрактные классы. Это религия, начавшаяся с погони за призраком и основанная на некролатрии — поклонении трупу. Это религия, чьи служители залили потоками крови и разорили до повальной нищеты богатейшую в мире страну. Это религия, требующая от своих адептов слепой, полной и безоговорочной веры, беспрекословного и бездумного повиновения, религия, основанная на железном предопределении, рабстве и несвободе. Это религия лжи, и мы, христиане, знаем; кого Спаситель называет отцом лжи — человекоубийцу дьявола. Именно ее демоническим происхождением объясняется та беспощадная война, которую коммунистическая секта объявила любой иной религии, но в первую очередь — христианству, и вся диавольски хитрая изощренность методов, которые руководители секты использовали в борьбе против Церкви Христовой. Нельзя не признать, что борьба эта во многом оказалась успешной. Конечно, Церковь, которую не одолеют врата ада, выстояла, укрепилась и украсилась не виданным никогда во всей предыдущей истории сонмом мучеников и исповедников. Но в советском обществе она оказалась вытесненной на его периферию, став для большинства граждан, поверивших космонавту, который «никакого Бога там [в космосе] не видел», маргинальным явлением и пережитком прошлого. Церковь была вытеснена в своеобразное гетто, окруженное стеной непонимания, презрения, подозрительности и страха. Тем не менее она выстояла, выжила и, более того, смогла пробить бреши в этой стене. Думается, это и предрешило конечное крушение коммунизма.

http://azbyka.ru/smena-paradigm-sovetski...

от тяжкого отступления от веры, какого можно было ожидать добра на земле? Ужасы сии в очах наших! Иллюминатство, масонство, злейшие методисты и крайнее нечестие под видом нового мудрования гордостно силятся выступить и явиться свету и возмутить всю землю. Вот какая новая религия возвещается в наши времена! Истинно можно сказать, что это новая религия, а не старая: она так в существе своем лукава, льстива, худа, нечестива, беззаконна, буйна, безумна, безБожна, что никогда от начала мира во всех древних языческих религиях не было злее новой. Она новая религия неслыханная по нечестию, и где не может действовать она через лукавство и прелесть, там всем повсюду грозит везде революцией, ужасами и потреблением. Новая религия, не имея никакого добра в себе, она всякое добро Божие хулит, а посему хулит и порицает всякое христианство, сущее на земле доселе, вечные законы, предания Церкви нашей, богослужения наши до такой степени безумия, что многие книги изданы и напечатаны и в нашем отечестве против всякой власти, а особенно царской, и против Церкви и ее служителей верных. Сия-то новая ложная религия, ожидаемая и предуставленная аки бы для последних времен и хотящая быть всеобщей, но вовсе противна вере Христовой, сия новая религия во грядущего Антихриста (крайнего отступления от веры), мерзости запустения, религия, дышащая единой революцией, жаждущая кровопролития и исполненная духа сатанинского – есть прелесть вражья и дьявола, коей суть ложные пророки, ложные апостолы, ложные предтечи и лжеучителя, исказители веры и Св. Писания. Юнг-Штиллинг, Эккартгаузен, Гийон, Бем, Лабзин, великое число методистов, гернгутеры, квакеры, Госнер, Фесслер и проч.; учение их нечестивое вполне хранится в сектах: павлианцах, духоборцах, молоканах и проч. Ядом сего учения отравляются юные умы и сердца. Цель же всего того та, чтобы всяким образом отвлечь от истинной веры, испровергнуть алтари и престолы, внушить отвращение ко всем властям, а особливо царской и священной. Ибо обе сии власти, одна помазанная от Бога на царство, а другая на священство, так тесно между собой соединены, что нельзя, не поколебав сперва власть Церкви, поколебать власть царскую, самодержавную; а как Сам Бог глаголет: Мною царие царствуют и сильнии пишут правду, то против властей всякое общество, всякое учение, всякое действо может ли быть не безБожие? Это все скрывается в последователях новой религии, коих плоды Европа уже видела и видит. Мы же, христиане Единой Святой Восточной Церкви, от коей прочие отпадали, содержим ту же веру Христову во всей целости, которую Господь передал Своим апостолам, а от них перешла к святым отцам, на святых Вселенских Соборах утверждена, всеми веками оправдана; та единая вера в нас, и ту исповедуем, и по правилам ее милостью Божией Цари наши помазуются и приемлют Святаго Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Spasskij...

Митрополит Иларион: Наука и религия — две разных области познания 11 ноября, 2014 8 ноября 2014 года гостем передачи «Церковь и мир», которую ведет на телеканале «Вести-24» митрополит Волоколамский Иларион, стал научный редактор телеканалов «Россия-2» и «Наука 2.0» Иван Семенов. http://youtu.be/UjpHrcvoF7w Митрополита Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Вы смотрите передачу «Церковь и мир». Сегодня мы будем говорить о религии и науке. У меня в гостях – научный редактор телеканалов «Россия.2» и «Наука 2.0» Иван Семенов. Здравствуйте, Иван! И. Семенов: Здравствуйте, дорогой Владыка! Спасибо за предоставленную возможность поговорить с Вами. Наука и религия – это две сферы человеческой жизни, которые возвышают человека, поднимают его от земли. Еще, конечно, культура, которая немножко, как мне кажется, ближе к религии. Что общего и что разного в научном и религиозном способе познания мира? Является ли теология полноценной наукой с Вашей точки зрения? Митрополит Иларион: Наука и религия – две совершенно разные области. Но при этом они не являются взаимоисключающими. И хотя нам не раз говорили: наука доказала, что Бога нет, ведь Гагарин полетел в космос, но Бога там не увидел, — мы понимаем всю абсурдность таких аргументов. Но не будем забывать, что именно на аргументах такого уровня и качества были воспитаны несколько поколений, оторванных от Бога. И в те времена прийти к Богу было очень трудно во многом потому, что пытались доказать и доказывали на разных примерах, что наука противоречит религии. Наука не имеет никаких противоречий с христианским мировоззрением. Мы видим, что наука и религия – две разных области познания. Наука занимается, прежде всего, нашей земной жизнью, материальным миром. Наука объясняет мир моделями (законами) с разной степенью точности, объясняет, как устроены планеты, как устроено мироздание и предлагает решения для улучшения нашей жизни на этой земле. В этом – смысл научного прогресса. Религия занимается совершенно иными вещами. Опять же, наука требует доказательств, усилий разума, а религия основывается на вере и безусловном принятии Истины. Она имеет отношение к душе человека, к тому вечному измерению, которое неподвластно никакой науке, которое не измеряется ни метрами, ни литрами, ни какими-либо другими человеческими мерами. Это «высшее» измерение присутствует в душе всех людей, но каждый осознает его по-разному. В этом причина многообразия религиозного опыта. Но этот религиозный опыт не противоречит данным науки, научному опыту. Вот почему среди ученых есть и неверующие, и огромное число верующих.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-nau...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010