Беседа 42 «Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду». ( Матф. 12:33 ) Изъяснение 12:33–37. Цель обличения фарисеев. – Почему Христос называет их порождениями ехидн. – Выражаемое словами, – худое ли, доброе ли, – есть только избыток внутреннего. – Всякий будет судим по собственным словам. – Обижающий несчастнее обижаемого; подтверждающие это примеры. – Не должно оглашать чужих грехов, даже и явных. – Должно заниматься испытанием собственной совести. – Время и место для такого испытания. – Беспечность и леность – причина недоступности добродетелей. 1. Опять, иным образом, Господь стыдит фарисеев, не довольствуясь прежними обличениями. И делает это не с тем намерением, чтобы Себя освободить от обвинения, – для этого довольно было и прежних доказательств, – но с тем, чтобы противящихся Ему исправить. Сказанное же Им имеет такой смысл: никто из вас не обвинял исцеленных в том, что они не исцелились, и не говорил, что освободить от беса дело злое. В самом деле, хотя они и крайне были бесстыдны, но не могли того сказать. И потому, не осуждая дел, возносили клевету на творящего их. Но Христос показывает, что такое обвинение несообразно ни с общим смыслом, ни с самым положением дел. А это уже признак крайнего бесстыдства – не только поступать злонамеренно, но и сплетать нечто такое, что даже с общими понятиями несообразно. И посмотри, как Спаситель устраняет Своими словами всякое возражение. Не сказал Он: согласитесь, что дерево хорошо, потому что плод хорош; но, чтобы с большей силой заградить им уста и показать Свою уступчивость и их бесстыдство, говорит: если вы хотите порицать дела Мои, пусть будет так; только бы не было в обвинениях ваших несообразности и противоречия. Таким образом, яснее могло обнаружиться бесстыдство их в деле совершенно очевидном, и Он мог сказать им: напрасно вы лукавите, когда в словах ваших заключается противоречие. В самом деле, о дереве судят по плоду, а не о плоде по дереву, а вы поступаете наоборот.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

В Библии есть много упоминаний о смоковнице. Как иначе можно назвать это растение? Цифомандра свекольная Фиговое дерево, или инжир, или смоковница, многократно упоминается в Библии. Неудивительно, так как смоковница росла в долине реки Иордан. Самое известное упоминание об этом дереве — это, конечно, притча Иисуса Христа о неплодной смоковнице в винограднике. В ней рассказывается о смоковнице, которая третий год не приносила плода, и хозяин виноградника желал срубить ее. Но виноградарь ответил хозяину: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, — не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее (Лк 13:8–9). Еще одна известная библейская история, связанная со смоковницей — история начальника мытарей и богача Закхея. Когда Спаситель проходил через город, где жил Закхей, то последний, желая хоть издали увидеть Христа, забрался именно на смоковницу. Считается, что та самая смоковница, на которую залез Закхей, сохранилась до наших дней. Это дерево находится в центральной части Иерихона, на западном берегу реки Иордан. Интересно, что «смоковница Закхея» представляет собой сикомору, которая также считается одним из видов рода фикус, к которым относится и упомянутый инжир. Фиговое дерево, или инжир, или смоковница, многократно упоминается в Библии. Неудивительно, так как смоковница росла в долине реки Иордан. Самое известное упоминание об этом дереве — это, конечно, притча Иисуса Христа о неплодной смоковнице в винограднике. В ней рассказывается о смоковнице, которая третий год не приносила плода, и хозяин виноградника желал срубить ее. Но виноградарь ответил хозяину: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, — не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее (Лк 13:8–9). Еще одна известная библейская история, связанная со смоковницей — история начальника мытарей и богача Закхея. Когда Спаситель проходил через город, где жил Закхей, то последний, желая хоть издали увидеть Христа, забрался именно на смоковницу. Считается, что та самая смоковница, на которую залез Закхей, сохранилась до наших дней. Это дерево находится в центральной части Иерихона, на западном берегу реки Иордан. Интересно, что «смоковница Закхея» представляет собой сикомору, которая также считается одним из видов рода фикус, к которым относится и упомянутый инжир.

http://foma.ru/ds_quiz/ugadaj-rastenija-...

В большинстве случаев они представляли его яблоней, а прародителей — надкусывающими яблоки или держащими их в руках. Однако нигде в Библии не указано, какое конкретное растение и его плод имелись в виду. Откуда же появился мотив яблока и яблони? По версии многих историков, яблоко пришло в христианскую символику из античной мифологии. Так, добывание яблок, которые давали вечную молодость, стало одиннадцатым подвигом Геракла. Дерево с золотыми яблоками сторожил страшный стоглазый дракон. Возможно также, что яблоко закрепилось в христианском искусстве потому, что латинское название рода яблоня — Malus — созвучно латинскому слову malum — зло. Согласно библейскому тексту, Бог создал райский сад и засадил его прекрасными растениями, среди которых было дерево жизни, а также дерево познания добра и зла. В книге Бытие встречаем предупреждение: А от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт 2:17). Адам и Ева вкусили запретный плод, поддавшись уговорам змия-искусителя, обвивавшего ствол своим телом. Соблазняя Еву, он сказал: Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло (Быт 3:4–5). После нарушения заповеди Божией Адам и Ева были изгнаны из рая. Сюжет «Искушение Адама и Евы змием в райском саду» — один из самых распространенных в христианской культуре. Сотни художников и иконописцев изображали Адама и Еву около дерева познания. В большинстве случаев они представляли его яблоней, а прародителей — надкусывающими яблоки или держащими их в руках. Однако нигде в Библии не указано, какое конкретное растение и его плод имелись в виду. Откуда же появился мотив яблока и яблони? По версии многих историков, яблоко пришло в христианскую символику из античной мифологии. Так, добывание яблок, которые давали вечную молодость, стало одиннадцатым подвигом Геракла. Дерево с золотыми яблоками сторожил страшный стоглазый дракон. Возможно также, что яблоко закрепилось в христианском искусстве потому, что латинское название рода яблоня — Malus — созвучно латинскому слову malum — зло.

http://foma.ru/ds_quiz/ugadaj-rastenija-...

В христианстве оценивается не столько деятельность человека, сколько качества души его, проявляющиеся в этой деятельности. Святитель Николай публично заушил Ария и был осужден отцами Собора, усмотревшими в этом поступке нарушение дисциплины любви, но Бог оправдал Своего избранника, ибо в этом заушении сказалась горячая ревность святителя о вере, его великая любовь к Богу и, несомненно, к тому же Арию, хульные речи которого надо было остановить, дабы не поразил его гнев Божий. Господь, как всегда, смотрит в корень вещей. Таким корнем в духовной жизни является душа; внешние деяния — это только плоды. Важно прежде всего, чтобы корень — душа — был здоров, тогда и плоды будут хороши. Так всякое дерево доброе приносит и, плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые (Мф. VII, 17-18). Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выно сит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его (Лк. VI, 45). Стоя на этой: точке зрения, Господь и все внешние установления религии, ее обряды, правила, обычаи оценивает исключительно до их связи с душой человека, то есть поскольку они или выражают религиозные настроения и движения души, или служат средством ее религиозного воспитания. Суббота для человека, а не человек для субботы, — говорит Он (Мк. II, 27). Это значит, что все внешние формы, в которых проявляется религиозная жизнь, хороши и ценны, если они содействуют духовному развитию человека и помогают ему приблизиться к Богу. Ценны искренние молитвы, потому что они служат выражением веры, благоговения и любви к Богу, преклоняя Господа на милосердие к молящемуся, сближают Бога с человеком. Ценны церковные службы, полные символизма и глубоко трогательных обрядов, ибо они развивают в человеке религиозное чувство. Ценны дела милосердия и различные благочестивые упражнения, ибо они воспитывают благонастроенную волю, стремящуюся к Богоугождению.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1922...

Великое воздаяние уготовано делающим добро, но оно бывает еще больше и сильнее, если делающие это добро подвергаются опасности и бесчестию. Святитель Иоанн Златоуст ( 35, 49 ). Не думай, что ты приобрел добродетель, если прежде не боролся за нее до крови. Преподобный Нил Синайский ( 47, 197 ). Не надейся приобрести добродетель без скорби, ибо находящийся в покое не приобретает опыта. Преподобный Марк Подвижник ( 54, 13 ). Без искушения приблизиться к Богу невозможно. Неискушенная добродетель...– не добродетель. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 111, 460 ). Не унывайте при испытаниях в непорочности своей – вас почитает Вечная Истина. Вы в книге жизни заслужили себе пресветлые имена и титулы! Дух Божий называет вас царским священством, родом избранным, возлюбленными и близкими своими. Рядом с этими именами гаснет вся слава мира. Но эти титулы не даются никому, кроме украшенных благородством добродетели. Платон, митрополит Московский ( 105, 69–72 ). Один из отцов поведал нам, что в Феополисе был святитель Феодот, отличавшийся добротой, кротостью и смиренномудрием. Как-то он был в пути вместе с одним клириком. Его несли на носилках, а клирик ехал верхом. И говорит святитель клирику: «Будем меняться местами». Клирик не соглашался: «Это будет бесчестие для патриарха, если я сяду на носилки, а святитель поедет верхом». Но чудный Феодот настоял на своем и убедил клирика поступить по своему желанию. Луг духовный ( 75, 43 ). ДОБРЫЕ ДЕЛА «Вера без дел мертва» «Дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» ( Мф. 7, 17–18 ). «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф. 7, 21 ). Веруем, что человек оправдывается не одной верой, но верой, которой содействует любовь, то есть через веру и дела. Признаем совершенно нечестивою мысль, будто вера, заменяя дела, приобретает оправдание во Христе: ибо вера в таком смысле могла бы принадлежать каждому и не было бы ни одного не спасающегося, что очевидно ложно. Напротив, мы веруем, что не призрак веры, а живая вера через дела оправдывает нас во Христе. Дела же считаем не только свидетельством, подтверждающим наше призвание, но и плодами, от которых наша вера становится деятельной. Дела могут, по Божественному обетованию, доставить каждому заслуженное воздаяние, доброе или худое, смотря по тому, что он сделал. Послание восточных патриархов о православной вере ( 113, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Вера Человек, духовно мыслящий, подобен дереву, слушатели. Дерево все от корня зависит. Каков корень, таково и дерево. А что в дереве корень, то в человеке, духовно мыслящем, вера: какова вера внутри, таков и человек. У дерева чем более корень распространяется и углубляется, тем более дерево растет и возвышается, тем более распространяются ветви его и умножаются плоды. Так, чем более вера в человеке углубляется и умножается, тем более человек духовно растет, возносится и тем более многочисленные плоды духовные произрастают. Такого духовного человека называем все великим человеком, хотя бы он по естественному возрасту своему и мал был, или был бы самого низшего чина, или всеми униженный и оплеванный был. Такого человека описал богодухновенный псаломник: и будет он, как дерево, посаженное при истоках вод, которое плод свой будет давать в свое время, и лист его не отпадет. И все, что он ни делает, будет благоуспешно ( Пс. 1, 3 ). И еще: праведник, как финик, процветет и, как кедр на Ливане, размножится ( Пс. 91, 13 ). Такого человека украшают плоды Духа Святого: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание ( Гал. 5, 22–23 )… Как огню свойственно согревать, воде орошать, свету просвещать, так и вере живой свойственно добрые дела показывать. Хочешь ли знать, что она есть и какие ее плоды? Посмотри в книгу Бытия, главы 15 и 22, как там Авраам, отец всех верных, в старости уже глубокой по повелению Божию возносит Исаака, сына своего, на жертву. Видишь, как вера действует в святом старце? Единственного сына, наследника, по обетованию Божию данного, того, о котором сказано Богом: в Исааке наречется тебе семя ( Быт. 21, 12 ), – закалывает. Ибо веровал Авраам Богу, что силен Он его из мертвых воскресить ( Евр. 11, 19 ), потому и наследника своего не усомнился произволением заколоть. А потому и Писание о нем свидетельствует: поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность ( Рим. 4, 3 ). Прочитай еще и книгу Исход и увидишь, как Моисей великий отказался называться сыном дочери фараона, царя египетского, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели египетские сокровища. А почему? Ибо взирал на воздаяние ( Евр. 11, 24–26 ). Вера была причиной того, что Моисей изволил скорее с людьми Божиими в пустыне страдать, нежели в египетской славе быть. Уверен он крепко, верой укреплен, что после таких трудов и принятия страданий следует вечное и великое от Христа мздовоздаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Во-вторых, пособники твои, Лев Толстой, все тебе подобные, вроде Черткова и множества русских переучек, подобных тебе и совращенных твоим бессмысленным учением. В-третьих, пособляет тебе твоя старая нечистая ветошь, унаследованная тобою от твоего отца, я разумею те дрожжи лукавые, на коих ты зачался и образовался в тип человека, то уродливое нравственное не развитие и та среда, в которой ты вырос; полная невоспитанность нравственная, в которой ты вырос, то безверие и та бесцерковность, в которых ты жил и своевольничал. Невозможно наследовать царствие Божие людям, не уготовавшим себя для него верою, покаянием и исправлением добродетелью. Вспомни притчу о званных на вечерю. Ни един мужей тех званных вкусит Моея вечери ( Лк.14:24 ): ибо много званных, а мало избранных ( Мф.22:1–14 ). Лев Толстой играет в сурдинку и идет против здравого смысла человеческого, против всякого логического закона, лишь бы только излить свою желчь на Христа, на веру Христову, на Церковь . Как он низок, нелеп в своих рассуждениях. Ниже этого упасть нельзя, бессмысленнее Толстого нет, кажется, никого. Прочтите беспристрастно его последнюю брошюру и убедитесь. До чего дошел автор “Войны и мира”! Вошедши в незнакомый ему, чужой огород, он сломил себе шею с головой. Затем дошел до сумасшествия, до абсурда! Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет суд себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день ( Ин. 12:48 ). Хула на Духа не простится человекам. Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему, если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем. Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим, или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду. Порождения ехидны, как вы можете творить добро, будучи злы. Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за каждое праздное слово, какое скажут (или напечатают, напишут) люди, дадут они ответ в день суда ( Мф.12:31–36 ).(Толстой хулит христианскую веру и Церковь . Но как поднимается у человека язык хулить то, что истинно, прекрасно, жизненно, спасительно? Дерево познается по плодам: какие же плоды принесла христианская вера? Самые добрые плоды, о чем свидетельствует вся история Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/duhovnaj...

Встречаясь в Ветхом и Новом Завете, смоковница несла, скорее, положительное значение, хотя именно листьями смоковницы прикрывались Адам и Ева после грехопадения. И все же выражение «жить под виноградником и смоковницей» означало иметь мир и достаток (см.: 3 Цар. 4: 25; 4 Цар. 18: 31; Мих. 4: 4; Зах. 3: 10). Целительные свойства смоковницы восхвалялись, а для учителей Израиля дерево было символом мудрости. Итак, смоковница являла собой образ: Для Господа его смоковницей и садом, который он возделывал, был народ Израиля. В Новом Завете мы читаем о смоковнице в период, предшествующий казни Христа на Голгофе. Последние дни своей земной жизни Иисус проводит с учениками в Иерсуалиме. Иисус ночует на Елеонской горе. Мы узнаем, что происходит в одно утро, когда Иисус возвращается из пригорода: «По утру же, возвращаясь в город, взалкал. И, увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла» (Евангелие от Матфея, глава 21, стихи 18-19) Неужели Иисус проклял дерево лишь за то, что на нем не нашлось плодов? Суть этой истории гораздо глубже. Многих возмущает тот факт, что Христос погубил дерево. Разве Господь не жизнеподатель? Как же Он может уничтожать живое дерево? Почему Иисус проклял смоковницу Иисус подошел к дереву в поиске плодов, несмотря на то, что по сезону они еще не созрели, не знать об этом Он не мог. В Библии прежде мы встречали упоминание о смоковнице. Именно из листьев этого дерева сотворили себе одежду Адам и Ева, вкусив с дерева познания. В Ветхом Завете смоковница считалось символом расположения Бога и образом мира. Читайте также — Смоковница: чудо и суд В Новом Завете упоминание о смоковнице тоже встречается еще до проклятия: «Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу; и пришел искать плода на ней, и не нашел. И сказал виноградарю: «вот я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу; сруби ее: на что она землю занимает?» Но он сказал ему в ответ: «господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом: не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее» (Евангелие от Луки, глава 13, стихи 6-9).

http://pravmir.ru/smokovnica/

Глава XX Иез.ХХ:45-49. И было ко мне слово Господне, говорящее: сын человеческий! обрати лице твое на путь к югу, и произнеси слово (stilla) на юго-запад и пророчествуй на лес поля полуденного, и скажешь лесу полуденному: слушай слово Господне: так говорит Господь Бог: вот Я зажгу в тебе огонь, и он сожжет в тебе всякое дерево зеленеющее и всякое дерево сухое: не погаснет возженное пламя и будет пожжена им вся поверхность от юга до севера. И увидит всякая плоть, что Я, Господь, зажег его, и он не погаснет. И сказал я: ах, ах, ах, Господи Боже! они говорят о мне: „не притчами ли говорит он?» LXX: И было ко мне слово Господне, говорящее: сын человеческий! утверди лице твое на Феман и воззри на Даром, пророчествуй на лес, вождя Нагева, и скажет лесу Нагева: слушай слово Господне: так говорит Господь: вот Я зажгу в тебе огонь и пожрет он в тебе всякое дерево (lignum) зеленеющее и дерево сухое. Не погаснет возженный огонь и будет пожжена им вся поверхность от юга до севера, и узнает всякая плоть, что Я, Господь, зажег его; он не погаснет. И сказал я: нет, Господи, Господи: они говорят мне: „не притча ли то, что он говорит?»     Что означает обрати или утверди лице твое, об этом мы выше подробно сказали. Ибо требуется утверждение лица и твердость чела, чтобы безбоязненно говорить то, что повелевается, в особенности когда возвещается бедствие всей массе народа. А что означает на еврейском языке Феман, Даром и Нагев и еще Нагев, вместо чего LXX перевели πηλιην (восток), это выражено в нашем переводе. Вместо слов: вождя Нагева, лучше стоит в еврейском: поля или страны полуденной. Ибо написано не sare, как полагали LXX, каковое слово означает вождя и старейшину, а sade, что собственно означает поле и страну; ошибка же возникла вследствие сходства букв далет и реш. Говорит же слово Божие под образом леса против Иерусалима, служащего жилищем зверей и лютых людей, что зажжет его и будут пожжены все деревья его, называя не те деревья (arbores), которые были лишены плодов, а дрова (ligna), как бы приготовленные для сожжения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Главным предметом апологии было обращение к мессианским текстам Закона и Пророков. Именно у них они видели исполнившееся обетование о Мессии. Тексты Игнатия Богоносца, Поликарпа Смирнского, Иустина Философа, Иринея Лионского пропитаны параллелями и глухими ссылками на Ветхий Завет. К примеру, одно достаточно недлинное первое Послание к Коринфянам святого Климента Римского, заключающее в себе 69 сравнительно небольших глав, при ближайшем рассмотрении имеет более 116 ссылок на тексты Ветхого Завета и только около 35 — на книги Нового.   Крест и тема боговоплощения: Слово и плоть — дерево и металл Святой Иустин Философ в попытке аргументировать свои доказательства о пришествии Мессии в «Диалоге с Трифоном Иудеем» также приводит места из Ветхого Завета. Одна из тем, которую он выделяет: древо жизни и жезл – символы (Креста) Христа [xxv] . Вот его образы: «Древо жизни, насаждённое в раю… символ Того, Кто… после распятия… придёт во славе. Моисей с жезлом рассёк море источил воду из камня. Бросивши дерево в горькую воду Мерры, он сделал её сладкой. Иаков, положивши жезлы в сосуды с водой, получал [от скота] приплод. И с жезлом перешёл реку. Проросший жезл Аарона показал быть ему первосвященником. Исаия предсказал, что от корня Иессеева родится жезл – Христос. Давид говорит, что праведный «как дерево, насаждённое при проходах рек и праведник «процветёт как финик» (Пс. 93,13). У дерева Бог явился Аврааму» (Быт. 18,1). «Давид говорит, что через жезл и посохон получил от Бога утешение». И далее Иустин пишет: «Елисей, бросив дерево в реку Иордан, вызвал со дна тяжёлый топор» [xxvi] . Этот пример из 2-й книги Царств на первый взгляд кажется весьма отдалённым от обозначенной нами темы. Однако он остается наиболее цитированным среди ранних христианских апологетов, говорящих о воплощении Логоса и о важности креста. Приведём это место. Ученики пророка Елисея позвали его на Иордан. «И пошел [Елисей] с ними, и пришли к Иордану и стали рубить деревья. И когда один валил бревно, топор его упал в воду. И закричал он и сказал: ах господин мой! А он взят был на подержание! И сказал человек Божий: где он упал? Он указал ему место. И отрубил он [кусок] дерева и бросил туда, и выплыл топор» (2 Цар. 6, 4-6).

http://bogoslov.ru/article/4980531

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010