Беседа девятая Итак, мы с вами сегодня продолжаем наши беседы по Книге Бытия. « Жизни Сарриной было сто двадцать семь лет: вот лета жизни Сарриной » ( Быт. 23:1 ). В самом начале 23-й главы 225 говорится о ее смерти. Но в действительности в этом есть глубокий смысл. Ведь по-настоящему жизнь любого человека раскрывается в его детях, в его потомках. И то, что «Житие» Сарры обозначено в тот момент, когда она умирает, и потом рассказывается о ее потомках – это значит, что рассказывается о том влиянии, которое она оказала на своих детей, на свой род. Ее влияние было, прежде всего, и на Исаака, и в дальнейшем – на все продолжающееся его потомство. Сарра в ветхозаветном понимании – это как бы праматерь, и все последующие поколения евреев – ее дети. Сама ветхозаветная традиция, относит к Сарре, и следующие слова: «И узнают все дерева полевые, что Я, Господь, высокое дерево понижаю, низкое дерево повышаю, зеленеющее дерево иссушаю, а сухое дерево делаю цветущим: Я, Господь, сказал, и сделаю» ( Иез.17:24 ). Слова: «И узнают все дерева полевые» ( Иез.17:24 ) относятся ко всем народам которые прославили Сарру в день рождения ею Исаака; Слова: «Я, Господь, высокое дерево понижаю» ( Иез.17:24 ) относятся к дому Авимелеху, когда он посягал на Сарру и Господь вступился за нее; Слова: «зеленеющее дерево иссушаю» ( Иез.17:24 ) – это о женах Авимелеха; Слова: «а сухое дерево делаю цветущим» ( Иез.17:24 ) – это о 90-ей Сарре, родившей в старости своей Исаака. Но Сарра является примером и для христиан. Как мы с вами уже читали в Новом Завете: «Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы – дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха» ( 1Пет. 3:6 ). «Петр увещевает женщин подражать святым и более всего Сарре, убеждая их так же подчиняться своим мужьям, как та Аврааму, и говорит, что они становятся ее детьми через то, что делают добрые дела. Подобно тому как тот, кто делает дела Авраама и имеет его веру, становится его чадом, так же и делающие добрые дела по вере имеет своею матерью Сарру» 226 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Все ссылки указаны. Ибо народ израильский был настолько развращен, горд, самолюбив, что ни пост и покаянный плач Иоанна, ни милосердие и любовь Самого Иисуса Христа не трогали их и не приводили к покаянию. Причина же их черствости была в том, что не по их указке, не в соответствии с их похотением действовали и Тот, и другой. Оттого и были фарисейские отговорки подобны уверткам капризных детей, чего, кстати, не отрицает и толкователь: см. объяснение слов из Мф. 11, 16 (в двухтомнике издательства Скит, т. 1, с. 109). Но эти смысловые оттенки нисколько не противоречат тому, что слова о плаче соотносятся с Иоанном Предтечей, а слова о веселых плясовых мелодиях – радостью, возвещенной Господом. Таковы и многие современные люди. Истина сама по себе их не интересует. Получив полный и исчерпывающий ответ на свой вопрос, они тут же теряют к нему интерес, не считают нужным поблагодарить за этот ответ, но спешат задать новый вопрос, руководствуясь странным желанием услышать свое имя по радио. Тщеславие застилает глаза и уши, запирает сердце, и оно становится неспособным приносить плоды покаяния. И это понятно: нет и не может быть добрых плодов там, где в основе вопроса лежит не жажда истины, а греховная страсть. Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый ( Лк. 6, 43 ). Или признайте дерево хорошим и плод хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым; ибо дерево познается по плоду ( Мф. 12, 33 ). Видимо, эти слова Вы имели в виду, когда приводили в письме высказывание: Они любят дерево, но ненавидят плод и любят плод, но ненавидят дерево? Потому что я, честно говоря, в точности таких слов в Священном Писании не нашла. Будем благодарны, если Вы сообщите точную ссылку на Библию или хотя бы на то издание, из которого Вы эти слова выписали. Ибо всякое дерево познается по плоду своему; потому что не собирают смокв с терновника, и не снимают винограда с кустарника ( Лк. 6, 44 ). А всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь ( Мф. 7, 19 ), – говорит в одном месте Господь наш Иисус Христос, а в другом – Его Креститель и Предтеча (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

И еще один критерий угодных Богу поступков и желаний и молитв: «Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» ( Мф.7:13,14 ). Во всем угодном Богу всегда ощущение тесноты, преодоления, труда. Но и когда не можешь до конца разобраться, «хлеб» или «камень» собираешься просить, все равно не смущайся, проси с детской простотой. Только в конце всегда прибавляй: «Впрочем, не как Я хочу, но как Ты» ( Мф.26:39 ). И уж будь готов поблагодарить за выполненное прошение. А еще более – за не выполненное. Отцовская любовь особенно видна, когда для истинной пользы отказывает, не боясь встретить непонимание и обиду. О лжепророках и бесплодии А вот того, кто готов выполнить все, чего бы ты ни пожелал, надо серьезно опасаться: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные: по плодам их узнаете их» ( Мф.7:15–16 ). Все познается по плодам. Что толку в семени, если не будет плода? А до появления плодов порой проходит много времени. Поэтому не следует спешить не только с осуждением, но и с похвалой. Тем более судить о святости кого-то, о том, что он «пророк», «прозорливец». И мягкая «овечья шкура», то есть обещание широкого, быстрого и легкого пути, всегда должна настораживать. Ну а какие плоды должно принести доброе дерево? Апостол Павел в послании к Галатам говорит: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Гал.5:22–23 ). Причем, не что-то одно, а все вместе. Только если в плоде соединены все его добрые качества, дерево называют «добрым», называют «виноградной лозой» или «смоковницей». «Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые: не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» ( Мф.7:16–18 ). А то – плоды худые, а нам доказывают, что дерево хорошее. Говорят: «Какой усердный молитвенник. Только и слышишь от него: «Господи! Господи!»

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

и поместил там человека, которого создал. Следовательно, первый человек был сотворен вне рая, куда он был введен лишь впоследствии. Быт.2:9 . И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни, посреди рая, Посреди всех райских деревьев, услаждавших взор и питавших тело человека, стояло одно, обладавшее чудодейственной силой – сообщать бессмертие тому, кто вкушал от его плодов ( Быт. 3:22 ), за что и получило свое имя «дерева жизни». Указанная особенность этого дерева не была, без сомнения, его естественным свойством, но представляла один из видов особого, сверхъестественного действия божественной благодати, связанной с вкушением его плодов, как со своим внешним символическим знаком. Помимо своего действительного исторического существования ( Откр. 2:7, 22:2 ), дерево жизни, как в самом Писании, так и у отцов Церкви получило таинственно-прообразовательное значение, указывая главным образом на дерево крестное, которым Господь возвратил нам жизнь духовную, и на таинство евхаристии как спасительный плод этой крестной жертвы ( Ин. 6:51–58 и др.), ведущей в жизнь вечную. и дерево познания добра и зла. Это было другое знаменитое райское дерево, стоявшее по соседству с первым ( Быт. 3:3, 2:9 ), но обладавшее, как открылось впоследствии, прямо противоположными ему свойствами ( Быт. 3:17 ). Бог избрал это дерево в качестве средства испытать веру и любовь Адама, а также и его благодарность к небесному Отцу, для целей чего Он и дал ему заповедь не вкушать от плодов данного дерева. От этой-то заповеди оно, по всей вероятности, и получило свое название. «Древо познания, – говорит митрополит Филарет, – быв избрано орудием испытания, представляло человеку, с одной стороны, непрерывно возрастающее познание и наслаждение добра в послушании Богу, с другой – познание и ощущение зла в преслушании». Так как, вообще, заповедь, приуроченная к этому древу, имела в виду развитие высших способностей человека как существа разумного, то и на самое это древо легко могло перейти название «дерева разумения» или «дерева познания». А так как, по ветхозаветному воззрению, все вообще познание носило моральный характер, то «добро и зло» и берутся здесь как два противоположных полюса всего вообще познания.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мф.7:16 .  От плод их познаете их. По плодам их узнаете их. Хотя, говорит, они кажутся скрытыми, однако легко изобличаются. Тот путь, по которому Я повелел идти Своим ученикам, трудный и неудобный, и лицемеры не могут идти по нему. Подобно тому, как хорошее дерево, т.е. дерево хорошего сорта, узнается не по цветам, а по плодам, так точно и их мы должны распознавать не по речам, а по делам. О них и апостол Павел сказал, что они ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных. «Таковии бо Господеви нашему Иисусу Христу не работают, но своему чреву: иже благими словесы и благословением прельщают сердца незлобивых» ( Рим.16:18 ). Затем поставляет и соображение на основании примера, чтобы удобнее было распознавать их. Мф.7:16 .  Еда объемлют от терния грозды, или от репия смоквы? Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Еда, т. е. разве, неужели – вопросительно. Следовательно, Он говорит: разве собирают люди с терновника виноград? и т.д. Репейник есть также вид терновника. Мф.7:17 .  Тако всяко древо доброе плоды добры творит, а злое древо плоды злы творит. Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Спросив о деле, не согласном с природою и потому невозможном, прибавляет, что как невозможно это, потому что терновник и репейник – деревья злые, т.е. бесполезные для принесения годных в пищу плодов, а виноград и смоквы – годны для пищи, – так и «всяко древо доброе плоды добры творит» и т.д. Злым, гнилым называется не только гнилое, но и бесполезное. Под злыми деревьями разумеются здесь вышеупомянутые лицемеры, которых плоды, т.е. дела, достойны их гнили и бесполезности. Мф.7:18 .  Не может древо добро плоды злы творити, ни древо зло плоды добры творити. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Чтобы кто-нибудь не полагал, что доброе древо может приносить и худые плоды, т.е. бесполезные, а злое дерево – добрые, показывает, что это невозможно. Но почему Давид, будучи добрым деревом, принес худые плоды, именно: прелюбодеяние и убийство, а Павел, будучи худым деревом, принес добрые плоды, став избранным сосудом Христовым? Почему? Потому что они переменились, первый – от добродетели к пороку, а второй – от порока к добродетели; но до тех пор пока Давид оставался в добродетели, а Павел – в пороке, они не могли принести такого рода плодов. Следовательно, Он сказал, что это невозможно по отношению к неизменным.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Мф.7:16. От плод их познаете их По плодам их узнаете их.    Хотя, говорит, они кажутся скрытыми, однако легко изобличаются. Тот путь, по которому Я повелел идти Своим ученикам, трудный и неудобный, и лицемеры не могут идти по нему. Подобно тому, как хорошее дерево, т. е. дерево хорошего сорта, узнается не по цветам, а по плодам, так точно и их мы должны распознавать не по речам, а по делам. О них и апостол Павел сказал, что они ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных (Рим. 16:18).Таковии бо Господеви нашему Иисусу Христу не работают, но своему чреву: иже благими словесы и благословением прельщают сердца незлобивых Затем поставляет и соображение на основании примера, чтобы удобнее было распознавать их. Мф.7:16. Еда объемлют от терния грозды, или от репия смоквы.Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы?:    Еда, т. е. разве, неужели — вопросительно. Следовательно, Он говорит: разве собирают люди с терновника виноград? и т. д. Репейник есть также вид терновника. Мф.7:17. Тако всяко древо доброе плоды добры творит, а злое древо плоды злы творит.Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.    Спросив о деле, не согласном с природою и потому невозможном, прибавляет, что как невозможно это, потому что терновник и репейник — деревья злые, т. е. бесполезные для принесения годных в пищу плодов, а виноград и смоквы — годны для пищи, — так «и всяко древо доброе плоды добры творит» и т. д. Злым, гнилым называется не только гнилое, но и бесполезное. Под злыми деревьями разумеются здесь вышеупомянутые лицемеры, которых плоды, т. е. дела, достойны их гнили и бесполезности. Мф.7:18. Не может древо добро плоды злы творити, ни древо зло плоды добры творити.Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое при носить плоды добрые.    Чтобы кто-нибудь не полагал, что доброе древо может приносить и худые плоды, т. е. бесполезные, а злое дерево — добрые, показывает, что это невозможно. Но почему Давид, будучи добрым деревом, принес худые поды, именно: прелюбодеяние и убийство, а Павел, будучи худым деревом, принес добрые плоды, став избранным сосудом Христовым? Почему? Потому что они переменились, первый — от добродетели к пороку, а второй — от порока к добродетели; но до тех пор пока Давид оставался в добродетели, а Павел — в пороке, они не могли принести такого рода плодов. Следовательно, Он сказал, что это невозможно по отношению к неизменным.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Потому и говорит Господь: «Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» ( Мф.7:18 ). Вот чему Он учит: дерево целомудрия – доброе и не может приносить плоды распутства; дерево праведности – доброе и не может приносить плоды неправедности. И наоборот – если в уме твоем укоренилось «дерево худое», не может оно «приносить плоды добрые». Ибо если укоренилось в тебе зло, не даст оно доброго плода; если в твоем сердце пустило росток неразумие, на нем никогда не зацветет цветок мудрости; если в нем растет дерево несправедливости или беззакония, подобные деревья никогда не порадуют нас добрыми плодами. Таким образом, если мы исполняем заповеди Бога, в которых дождь слова Божьего, о чем мы говорили выше, деревья, насажденные на поле нашей души и на просторе нашего сердца, принесут добрый сладостный плод радости. А хочешь, покажу тебе на примере Евангелия, что деревьям даны имена отдельных добродетелей, о которых мы говорили выше? Я призываю в свидетели мудрейшего Соломона, сказавшего о мудрости: «Она – древо жизни для тех, которые приобретают ее» ( Прит.3:18 ). Таким образом, если мудрость – «древо жизни», то, несомненно, есть и иное – древо рассудительности, иное – знания, иное – праведности. Ибо здесь не сказано, что из всех добродетелей одна только мудрость достойна называться «древом жизни», а прочие добродетели не получили подобных именований. И «дерева полевые дадут плод свой» ( Лев.26:4 ). Мне думается, что и благословенный Давид также относил это к себе, когда сказал: «А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием» ( Пс.51:10 ). Этим он ясно показывает, что масличное дерево символизирует праведника и святого. 5 . «И молотьба хлеба будет достигать у вас собирания винограда» ( Лев.26:5 ). Если в моей душе посеяно семя доброе, которое, приняв от Бога благодатную влагу дождя, растет и развивается, образуя колос, то непременно наступает жатва, а за жатвой обязательно следует молотьба, когда зерна очищаются. И так как душа, которая произрастает из слова Божьего, политая небесным дождем, дает прежде урожая росток, необходимо, чтобы урожай, состоящий из этих ростков, был очищен на току; иными словами, чтобы происходящая из души мысль раскрылась и пришла в соответствие с Божественными книгами либо через наставников, либо через сами эти книги; чтобы если в них окажется что-то пустое и избыточное, что-то, похожее на мякину или остатки колосьев, то душа могла бы сдуть это дуновением духа различения (ср. Евр.5:14 ) и оставить только чистое зерно, которым только и может «благоразумный домоправитель» накормить слуг господина своего, раздавая «им в свое время меру хлеба» (ср. Лк.12:42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Разделы портала «Азбука веры» В Евангелие от Марка (гл.11:12–14) сказано о смоковнице, на которой Господь не нашёл плодов “… ибо ещё не время было собирания смокв”. Если было не время, то почему Господь хотел от неё плода? И почему (или за что?) Он её проклял? И далее (гл.11:20–22) Пётр указывает на эту смоковницу Христу и говорит, что она засохла. А Христос отвечает Петру совсем не о смоковнице, а о вере, молитве, прощении (Гл.11:22–26). Как это связано: ответ Христа и вопрос Петра о смоковнице? Похожие вопросы 6 Ответов Господь использовал смоковницу лишь как наглядное пособие для проповеди. В Библейской пророческой традиции дерево (плодоносное, или наоборот, бесплодное) часто употребляется ка образ человека или народа — благочестивого, или, наоборот, нечестивого. Например, о праведнике сказано, что «И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет» ( Пс.1:3 ) У пророка Исайи народ с упреком сравнивается с виноградником: «Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды?» ( Ис.5:4 ) У пророка Иезекииля народы также сравниваются с деревьями «И узнают все дерева полевые, что Я, Господь, высокое дерево понижаю, низкое дерево повышаю, зеленеющее дерево иссушаю, а сухое дерево делаю цветущим: Я, Господь, сказал, и сделаю. ( Иез.17:24 ) Святой Иоанн Креститель сравнивает грешников с бесплодными деревьями, которым грозит быть срубленными: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мат.3:10) Таким образом чудо о смоковнице — это грозное знамение, которое было вполне понятно современникам Иисуса. Религиозные вожди народа сделались бесплодным деревом, над которым нависло осуждение. Интересный поучительный эпизод о нашем человеческом состоянии.  Мне страшно от этого. Я бесплоден перед Богом, не имею ещё плодов от добрых дел. На земле мои дела пронизаны тщеславием, в них нет добра.

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-gospod-p...

Рим 13:14 ), и так не пребывает ли духовно мертв для Бога. Ибо не имя христианское и исповедание веры делает христианина истинным христианином, но вера живая. Веру же живую показывают плоды ее – добрые дела, как апостол говорит: «покажи мне веру твою от дел твоих» ( Иак.2:18 ). И: «всякое дерево познается по плоду своему» ( Лк.6:44 ). «Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» ( Мф.7:18 ). Так и христианин, когда веру живую имеет и так в новом рождении пребывает, не может приносить злых плодов, как дерево доброе. Ибо «всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» ( 1Ин.3:9 ) (это понимается о грехе, который совершается по произволению и против совести). Но как дерево доброе плоды добрые, так он добрые дела живущей в нем благодатью Божией творит. Посему нужно всякому испытывать себя: имеет ли веру, и находится ли в спасительном новом рождении. Нужно, говорю, пока время не ушло и он на пути мира сего обретается, где спасение вечное или приобретается, или погубляется. Ибо не приносящим доброго плода суд Божий, посекающий, как секира, возвещается. «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» ( Мф.3:10 ). Глава 8: Христианин, верою во Христа оправданный, должен являть плоды правды, как дерево доброе приносит добрые плоды " Он (Христос) грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды» ( 1Пет.2:24 ). «Если вы знаете, что Он (Бог) Праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него» ( 1Ин.2:29 ). «Всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» ( 1Ин.3:10 ). § 390. Христианин в святом Крещении верою во Христа оправдался и чистым перед Богом сделался так, как бы он никакого греха не сотворил. Потому служитель Божий этой спасительной Божией благодатью приветствует крестившегося: «Оправдался еси, просветился еси, освятился еси, омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа, и Духом Бога нашего».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Толкование Евангелия на каждый день года. Вторник 2-й седмицы по Пятидесятнице Мф., 22 зач., 7, 15–21 Сказал Господь: берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их. Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Господь предупреждает нас против лжепророков. Мы должны остерегаться их, чтобы не оказаться обманутыми. Пророки возвещают о будущем и о том, как мы должны жить сейчас, а лжепророки одновременно и лжеучители. Остерегайтесь их, ибо они – волки в овечьей одежде. Они изображают из себя овец, показывают себя кроткими, смиренными, во всем хорошими. Их грехи и заблуждения покрыты позолотой святости и благочестия. Сатана хочет явиться ангелом света (2 Кор. 11, 13–14). Но это хуже лицемерия. Лицемер – козлище в овечьей шкуре, а лжепророк – волк в овечьей шкуре. Восстающие на истину – губители душ человеческих. Потому – «берегитесь лжепророков». Мы знаем золотое правило, помогающее нам избежать этой опасности. Мы должны все испытывать (1 Сол. 5, 21). По плодам их узнаете их. Дерево узнается не по коре, не по листьям и не по ветвям, но – по плодам. Каково дерево, таков и плод. Не собирают винограда с терновника и с репейника – смоквы. По природе своей они не могут производить такие плоды. Злые порочные сердца подобны терновнику и репейнику, они исполнены греха, и в них уже сейчас входит адский огонь. Добрые дела – добрый плод подобный винограду и смокве, приятный для Бога и полезный для людей. Невозможно ждать доброго плода от нечестивого человека. Люди познаются не по отдельным поступкам, но по всей своей жизни.

http://pravoslavie.ru/3352.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010