Столб облачный был мраком и тьмою для египтян, а для израильтян – освещающим светом. Отроки еврейские в Вавилоне, верные единому Богу, не поклонились золотому истукану на поле Деире и по повелению царя Навуходоносора были брошены в печь, но остались в ней не опаленными от огня и, славя Бога, ходили в печи, как в цветнике 62 . И среди львов остался невредимый пророк Божий Даниил, который (по словам тропаря в Неделю святых отец) «львов пастырь, яко овцам, являшеся». Но эти же львы тотчас растерзали брошенных к ним обвинителей пророка из числа идолопоклонников. Будем помнить, что Господь наш есть «Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный» ( Исх.34:6 ). «Саранча, черви, жуки и гусеница, великое войско Мое, которое послал Я на вас» ( Иоил.2:25 ). Господи! «Твоей руки невозможно избежать, ибо нечестивые, отрекшиеся познать Тебя, наказаны силою мышцы Твоей, быв преследуемы необыкновенными дождями, градами и неотвратимыми бурями и истребляемы огнем» ( Прем.16:16 ). 37 «В себе мы носим черты Того, родом Которого должны похваляться; будучи малым миром, мы в то же время представляем собою наместников Бога на земле, чтобы себя и мир представлять Богу и быть живою связью между миром и Богом» (Лютард X. Апология христианства. СПб., 1892. С. 94). 38 «Нравственность, по этимологическому своему значению, – определяет о. И. Янышев , – есть более или менее прочное внутреннее настроение человека, возбуждающее в нем самом известные приятные чувствования и выражающееся в известных действиях или поступках... Более или менее прочное настроение воли человека есть то дерево, о котором Спаситель говорил, что о нем другие могут узнать только по плодам его: «всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые... Итак по плодам их узнаете их» ( Мф.7:17–20 ). Внешние действия, в которых выражается это настроение, и постоянство которых составляет нрав людей, суть плоды добрые или худые, свидетельствующие пред всеми о качестве самого настроения; а чувствования, приятные или неприятные, соединенные с сознанием как настроения собственной воли, так и его выражения в жизни, этот внутренний критерий или признак того, нравственно или безнравственно, хорошо или худо это настроение можно разуметь под тем светильником или оком души, о котором Спаситель говорил, что «если этот светильник погаснет в человеке, или если око потеряет свою чистоту, или даже сам превратится в мрак, сделается тьмою, то какова же будет тьма в человеке?» (ср.: Мф.6:22–23 ). Янышев И. Л. Православно-христианское учение о нравственности. СПб., 1906. С. 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Тонко почувствовав стремление Поклонской лавировать, интервьюер поинтересовался: «Вам тяжело сейчас лавировать, лавировать и вылавировать?». И тут наивная Поклонская разоблачилась: «Нет. Абсолютно... Каждая женщина в душе всё равно какая-то актриса». Подытоживая свою беседу с Поклонской, Красовский, по сути, подписал ей политический смертный приговор: «Вы говорите сейчас, у вас абсолютно такие центристско-либеральные взгляды. Вы абсолютно как я. Вы вот консервативный либерал. Я хочу, чтобы было и нашим, и вашим, чтобы были нормальные люди кругом». И нашим, и вашим – лучшая характеристика политического кредо Натальи Владимировны Поклонской. «Русская народная линия» уже обращала внимание на странную метаморфозу, произошедшую с Поклонской. Некогда православная христианка, патриотка и монархистка стала стремительно мутировать. То она выступает в роли защитницы прозападного либерального блогера Алексея Навального , то пробует себя в роли поборницы детоубийств и ювенальной юстиции, то вдруг одобрительно выскажется о сатанинском «празднике» Хэллоуин . И впрямь актриса... В конце ноября 2019 года на РНЛ был опубликован редакционный материал «Что случилось с Поклонской?» . На этот вопрос до сих пор нет ясного и однозначного ответа. Возможно, дело в том, что Поклонская из породы политиков, «переобувающихся на ходу», у которых по определению не может быть никаких убеждений и принципов. Они легко переформатируют свой образ в зависимости от конъюнктуры. Православные патриоты, вдохновлённые Крымской весной, поверили в Поклонскую… И были жестоко наказаны за свою наивность и доверчивость. Тяжелый урок… Надо быть осмотрительнее, чему учит нас Евангелие: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их» (Мф. 7: 15-20).

http://ruskline.ru/news_rl/2021/03/23/za...

Эти слова в высшей степени актуальны, ибо ныне наша страна переживает нашествие многих лжепророков, лжеучителей и фальшивых проповедников.  Деятельность сектантов всех мастей опасна потому, что легкой добычей “лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные”, становятся прежде всего люди доверчивые, часто религиозно необразованные, а потому и не способные самостоятельно опознать псевдорелигиозное шарлатанство. Однажды мне пришлось беседовать на эту тему с одним провинциальным чиновником, который предоставил местный Дом культуры таким заезжим миссионерам. Я спросил его: “Зачем вы на это пошли? Ведь в вашем районе нет ни одного последователя этой секты. Значит, речь идет вовсе не о свободе вероисповедания, но о навязывании нашим людям неких взглядов, которые входят в конфликт с их духовно-культурной традицией, разрушают религиозную составляющую народной жизни”. На это чиновник возразил: “Но ведь они тоже про Бога говорят!” Действительно, как сорвать с волка овечью шкуру, как отличить корыстолюбивого самозванца и ловца легковерных душ от проповедника истинного? И вновь Евангелие дает нам емкий и ясный критерий: “По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их” (Мф. 7. 16–20). Если плодом деятельности религиозного проповедника является разделение людей, противопоставление детей родителям, супругов — друг другу, гражданина — государству, человека — обществу, раскол общества по конфессиональному признаку, нарушение культурно-исторической целостности нации, то это означает, что такой лжеучитель творит по наущению лукавого и дела его несут духовную пагубу. Примечательно, что Господь обличает не только ложно проповедующих, но и ложно верующих людей:

http://mospat.ru/archive/86412-nagornaya...

1, 28). – То есть Бог как бы помрачил, перевернул их ум. Ну, если Бог навел на них такое ослепление, помрачение, то какая их вина? Бог через наши личные грехи (возможно, сокрытые в самой глубине нашего сердца) показывает нам наше реальное нравственно-духовное состояние. А как только человек отклоняется от истины религиозной (правильного теократического служения – Единому), его жизнь и становится безнравственной. Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро (Пс. 13, 1). Поэтому когда мы видим человека, который ведет себя безнравственно, надо понять: это только потому, что он неправильно мыслит о Боге и не заботится иметь Бога в разуме, он помышляет, заботится наслаждаться плотью – и в этом главный его помысл и устремление, средоточие его души и сердца. Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления (Мф. 15, 19). То есть мы живем так, как веруем, и веруем так, как живем. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые (Мф. 7, 16–18). Мы живем так, как веруем, и веруем так, как живем Но этим-то дьявол не ограничит трансформацию твоей души в ее падении от высот библейского откровения к глубинам язычества. Кончится все тем, что грех твой будет вонять и в прямом смысле – в противоположность благоуханию Христовой праведности (ср. 2 Кор. 2, 14), – являя букет зловонных оттенков (Рим. 1, 28–32). Здесь перечисляются такие серьезные изгибы греховных падений. Да, это те, которые не заботятся иметь Бога в разуме, которые не познали Бога, которые, пусть даже и познав Его, все-таки стали поклоняться твари вместо Творца. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны... (Рим. 1, 32). Где этот грех, грех гомосексуализма, особенно был распространен? Прежде всего – в жестко иерархических сообществах… В древней Спарте и в фашистской Германии.

http://pravoslavie.ru/108270.html

52) Шестое правило Тихоний называет повторением или возвращением к прежде сказанному (recapitulatio) – правило, в темноте Писания довольно зорко сочинителем найденное. Ибо есть места, в коих предметы, по-видимому, следуют в порядке времени и раскрываются в непрерывной связи, а, между тем, в самой вещи повествование скрытно возвращается к тому, что прежде было опущено. Ежели в подобных случаях не руководствоваться означенным правилом, то легко можно впасть в заблуждение. Так в книге Бытие сказано: «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи» ( Быт.2, 8–9 ). По-видимому, здесь говорится, что окончательное насаждение рая совершено уже после того, как Бог ввел сотворенного им человека в рай; а, между тем, Св. Писатель упомянув кратко о том и другом, т. е. что Бог насадил рай и ввел в него сотворенного человека, возобновляет только повествование и дополняет то, что прежде опустил, а именно, описывает подробнее, каким образом был насажден рай: Бог произвел, говорит он, «из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи», потом, следуя далее, прибавляет: «и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла». Потом описывает реку, которая напаяла рай и разделялась на четыре источника, что также относится к устроению рая. Наконец, описав рай, Бытописатель повторяет то, что уже сказал, но, что в порядке творения следовало за устроением рая, то есть говорит о введении человека в рай: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском» ( Быт.2, 15 ). Ибо прежде рай был устроен, и потом уже введен в него человек, как показывает теперь самый порядок вещей, а не наоборот – не прежде введен человек, и потом устроен рай, как можно бы подумать с первого взгляда, если не предположить здесь повторение (recapitulatio), по которому повествователь возвращается к тому, что прежде опустил. 53) Далее, в той же книге Бытия, по исчислении поколений сынов Ноевых, сказано: «Это сыны Хамовы, по племенам их, по языкам их, в землях их, в народах их» ( Быт.10, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   Для спасения недостаточно одной веры, холодной и мертвой. Нет, спасает нас вера только живая, деятельная, – выражающаяся нравственно в добрых делах; последние должны быть рассматриваемы не как простые свидетельства нашей веры, но как непосредственное ее выражение, как живые, действительные плоды веры; в этом смысле они должны иметь цену сами по себе, как и уверяет нас Спаситель: „всякий восприимет, что он сделал с своим телом, добро или зло». Где нет добрых дел христианских, там без всякого сомнения, нет и истинной христианской веры и наоборот, где является истинная христианская жизнь, там необходимо предполагается истинная христианская вера. „Доброе дерево«, говорит Господь Иисус Христос, „приносить и плоды добрые; а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносит ягоды добрые. Не всяк, глаголяй Ми: Господи, Господи! внидет в царствие небесное, но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех“ (Мф. VII:21), „Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня», говорит Иисус Христос (Иоан. XIV:21). А эта деятельная любовь есть необходимое выражение живой действительной веры во Христа Спасителя, в Его искупительную жертву. Благодать искупления – не простая одежда правды, покрывающая наши несправедливости пред Богом; она – покрывало, исполненное спасительного бальзама, проникающего во внутренность человека, оживотворящего его и дающего ему силу к нравственному самоусовершенствованию в делах любви, высочайший образец, который представил Спаситель наш Иисус Христос и которой мы обязаны подражать по мере сил и средств.    И так, вера и добрые дела составляют необходимые условия со стороны самого человека для усвоения им искупления. Только веруяй в Сына имать живот вечный, а иже не верует в Сына, не узрит живота“ (Иоан. III:36).    „Благодатию вы спасены чрез веру и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился, т. е. от дел закона, но спасены для добрых дел. Ибо мы – творение Божие, созданы во Христе Иисусе на доброй дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Ефес. II:10) (Воск. чт. 1882).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   Для того, чтобы покаяться по-настоящему, а не только на словах, нужно прежде всего ясно, без всяких самооправданий, осознать, чем именно и как мы согрешили, и найти правильные пути, идя которыми, мы могли бы загладить наши грехи, породившие столько страшных преступлений, и коренным образом исправить к лучшему всю нашу жизнь.    Главный наш грех, вокруг которого группируются и все остальные, заключается, конечно, в том, что мы вместо того, чтобы слушать наших подлинных духовных вождей и следовать их увещаниям и наставлениям, пошли за разного рода всевозможными лже-учителями, от которых так сильно и решительно предостерегал своих последователей еще Сам Господь наш Иисус Христос.    Вот, как неоднократно говорил Он во время Своей земной жизни:     «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные: по плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые; не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые... Итак, по плодам их узнаете их» (Матф 7:15—18, 20).    В своей беседе, незадолго до Своих крестных страданий и смерти, Господь опять повторил подобное же предостережение:     «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить; я — Христос, и многих прельстят... и тогда соблазнятся многие; и друг друга будут предавать и возненавидят друг друга; и многие лжепророки возстанут и прельстят многих; и по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь»  (Матф. 24:4—5, 9—12).    Разве не такую именно картину наблюдали мы у нас на Родине в годы, предшествовавшие постигшей ее кровавой катастрофы?!    Плоды деятельности этих лже-пророков, приходивших к нам с отступившего от истинно-христианской веры Запада «в овечьих одеждах», оказались поистине ужасными, для многих тогда неожиданными, хотя и много было данных для того, чтобы распознать их «волчью» сущность. Но вот, что крайне печально, так это то, что и до сих пор далеко еще не все в нашей среде настолько прозрели духовно, дабы полностью по достоинству оценить все то зло, которое они принесли нам и со всей решительностью отвернуться от них и от их лживой клеветнической пропаганды, доведшей русский народ до такого массового духовного ослепления и безумного поругания и осквернения всех своих вековых святынь, — до закрытия и разрушения храмов, избиения священнослужителей и жесточайшего преследования всех искренно-верующих, не пожелавших отречься от своей веры.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

   Ст. 8—17. И было ко мне слово Господне, говорящее: сын человеческий! пророчествуй и скажешь: так говорит Господь Бог, говори: меч, меч наострен и вычищен; наострен, чтобы, закалать жертвы, и вычищен, чтобы блестел он: ты, потрясающий скипетр сына Моего, срубил всякое дерево. И дал Я его отчистить, чтобы он был взят рукою: этот меч наострен, и он вычищен, чтобы быт в рут губителя. Взывай и вопи, сын человеческий, ибо он был на народе Моем, он на всех вождях Израиля. Убежавшие преданы мечу с народом Моим; посему ударяй [себя] по бедру, ибо он испытан, и когда он низвергнет скипетр этот, то уже не будет его, говорит Господь Бог. Ты же, сын человеческий, пророчествуй и ударяй рукою об руку, и удвоится меч и утроится меч губителей. Это меч великого поражения, который сделает то, что они придут в ужас и сердце их истает, и он произведет много разрушений. У всех ворот их Я поставил меч, производящий смятение (dedi conturbationem), острый и вычищенный, чтобы блестеть, приготовленный (amicmi) к избиению. Наостряйся, иди на право или на лево, куда бы ни обратилось лице твое. И Я буду рукоплескать и совершу гнев Мой. Я, Господь, сказал. Долго было бы приводить оба издания, и объем книг [слишком] расширился бы, в особенности там, где или нет никакого различия или оно не велико. Поэтому я приведу лишь некоторые разности. Вместо сказанного нами: ты, потрясающий скипетр сына Моего, срубил всякое дерево, они перевели: истребляй, презирай, отражай, всякое дерево. Затем, где мы сказали: убежавшие преданы мечу, они и другие перевели: пришельцы Мои или обитатели. Где мы перевели: ударяй [себя] по бедру, они поставили: ударяй рукою. А где мы перевели: и когда он низвергнет скипетр, там в их издании стоит: племяотвержено. Говорит же к мечу Навуходоносора, что он придет на Иерусалим, что он будет наострен и вычищен, потому что предстоит избиение многих, и делает обращение к нему самому. Ты потрясаешь и низвергаешь скипетр сына Моего, то есть власть народа израильского, и посекаешь всякое дерево, то есть всю массу иудейского народа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

А в Евангелии от Луки эта притча уже не показана, а рассказана. Иисус рассказывает о смоковнице, на которой нет плодов. Хозяин сказал виноградарю: «… " Вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби её: на что она и землю занимает? " Но он сказал ему в ответ: " господин, оставь её и на этот год, пока я окопаю её и обложу навозом: не принесёт ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь её " » (Лк 13:7-9). Та же самая притча, но здесь работник в саду просит хозяина не рубить сегодня — может быть, смоковница ещё принесёт плоды. В русском варианте Евангелия сказано: «в следующий год срубишь». В греческом же оригинале написано: «а если не принесёт — срубишь». А когда — неизвестно, может быть, через двадцать, тридцать, сорок лет… В будущем. Вероятно, миссия святого в этом мире, среди нас, в том и заключается, чтобы окопать и удобрить эту бесплодную смоковницу и просить Хозяина виноградника, то есть Бога, не рубить её сегодня. Быть может, она принесёт плоды — не теперь, так в будущем. Показанная у Марка и Матфея притча у Луки рассказана как бы с перспективой на будущее. Церковь — это ежедневная и систематическая работа, дабы тот, кто «не приносит плода» сегодня, всё же принёс его когда-нибудь. Тема очень важная. Вспомним, Предтеча говорит о том, что всякое дерево, которое не приносит плода, срубают. По плоду познаётся дерево, говорит Иисус: «Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый. Ибо всякое дерево познаётся по плоду своему; потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника» (Лк 6:43-44). И вот мы видим дерево, которое пока что не приносит плода, но есть надежда, что принесёт его в будущем. Здесь перспектива, будущее Церкви и её членов высвечивается как-то особенно ярко, хотя в будущее Церкви обращены и все остальные Евангелия. Важно отметить ещё один момент. Именно в Евангелии от Луки с самого начала, с первых строк говорится о том, что Господь — Спаситель.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Ангел говорит: «Господь с тобою!» А Гедеон отвечает: «Если бы Господь был со мною и с нами, так не было бы у нас таких злоключений». Дело в том, что, действительно, в то время в Израиле существовало в реальном плане многобожие. По сути, они понимали, что есть единый Бог, который вывел их из земли Египетской, дал им землю обетованную, где они живут и, плохо или хорошо, но существуют. И память об этом событии, что был Моисей, что есть святыня – Ковчег, это есть в сознании Израиля. Но тем не менее, образ жизни других людей, окружающих их, подталкивал их к тому, что они наряду с Богом признавали и других местных богов, Ваалов, допуская в своей среде многобожие. Фактически это проявлялось в том, что они служили другим богам. Ангел Господень сказал, чтобы Гедеон прежде всего разрушил жертвенник Ваала, «который у отца твоего, и сруби священное дерево, которое при нем». Т.е. отец явно покровительствовал этому Ваалу, у него было дерево и был сам Ваал. Гедеон испугался, что если он будет делать это в открытую, то ему не поздоровится. Тогда он это сделал тайно ночью: пришел, срубил дерево, поставил новый жертвенник, Ваала разрушил. Утром люди пришли, чтобы воздать должное Ваалу, и видят, что их любимый бог лежит поверженный, дерево срублено, а вместо этого какой-то новый жертвенник. Они спросили: «Кто это сделал?» Искали, расспрашивали и сказали: «Гедеон, сын Иоаса сделал это». И сказали: «Выведи сына твоего; он должен умереть за то, что разрушил жертвенник Ваала и срубил дерево, которое было при нем» ( Суд. 6:30 ). Иоас ответил мудро: «Вам ли вступаться за Ваала, вам ли защищать его? кто вступится за него, тот будет предан смерти в это же утро; если он Бог, то пусть сам вступится за себя». И отныне стали звать Гедеона Иероваалом, потому что сказал: «пусть Ваал сам судится с ним за то, что он разрушил его жертвенник». В данном случае «Иероваал» переводится дословно, как «Ваал – мой покровитель». Почему же именно это имя стал носить Гедеон? Здесь ирония: называя Ваала своим покровителем, ты не являешься его покровителем. Раз он разрушил Ваала, то Ваал не его покровитель, но это имя за ним осталось. Отныне он назывался уже не Гедеон, а Иероваал.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010