Они перестанут находиться в противоречии друг с другом, как это наблюдается теперь. Дерево приносит те плоды, которые ему положено по природе, поэтому «не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника» ( Лк. 6:44 ). Когда мы видим яблоню, то ожидаем, что в свое время на ней появятся яблоки, а не сливы, груши или что-то иное. И они действительно появляются, так как природа каждого растения, дерева или животного в мире так устроена, что это растение или дерево дает определенный плод, по которому мы узнаем, что это, например, именно яблоня. Но и плоды деревьев одного вида могут быть различными – лучше или хуже, что зависит от чистоты или искажения их природы. Как листья деревьев одной природы похожи друг на друга, так и мы, соблюдая приличия, бываем внешне похожи и соответствуем друг другу и единой человеческой природе. Собираясь вместе, мы вроде бы ничего худого не говорим и не делаем, но бывает, что внутри нас происходит нечто совсем иное, не самое приятное для других людей и для нас самих. Это «иное» может помешать «дереву» человеческого естества принести добрый плод. Христос хочет исправить происходящее внутри человека – незаметное окружающему миру и даже самому человеку. «Дерево» нашей жизни должно приносить правильные плоды, которые будут отвечать тому, что Бог задумал о человеке и заложил в его природе. Это любовь и милосердие, терпение и благость, а также многое другое, что соответствует Самому Богу-Творцу. Все божественное раскрывается в отношениях Троицы – Отца, Сына и Святого Духа, поэтому Христос говорит: «Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего» ( Ин. 15:23 ). Бог Отец по Своей природе такой же, как Сын и Дух. Ненависть к Сыну возникает в человеке, пока его природа не начала изменяться и ее «дерево» еще не приносит «добрых плодов». Однако это дерево живет, что не лишает надежды на исправление. При этом Христос дает серьезнейшее предупреждение: «...если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» ( Мф. 12:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/bog-i-s...

По плодам их узнáете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Тáк всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнáете их. Вот такие замечательные слова Господа Иисуса Христа. Здесь Он приводит два образа. Говорит в начале, что лжепророки придут к вам в овечьей одежде, а внутри они будут как хищные волки. Опять же — этого в жизни не бывает. В жизни, особенно в животном мире, всё проще. Вот он, волк — и мы его боимся; вот овечка — она нам мила. Знаете, кстати говоря, древние философы задумывались: а как же так — птенчики только нарождаются у птички, и уже если летит сверху орел или какая-то хищная птица, даже еще тень не накрыла птенчиков — они уже в панике разбегаются. И философы задавали такой вопрос: но они же еще не знают, они еще ни разу не видели, как эта птица будет пикировать вниз, схватит одного из них, унесет. У них какое-то врождённое чувство страха. Поэтому в животном мире всё проще. Если это страшный зверь — даже животные знают о нем, что представляет опасность. Но не так у нас в человеческих отношениях. Как сказал Бердяев: я мало очаровывался, поэтому и не разочаровывался. Когда мы видим, что человек нам симпатичен, и вдруг начинаем узнавать недостатки — это одно дело, и мы должны тогда руководствоваться Бердяевым, что — да, в каждом есть недостатки, на солнце есть пятна. Помните: псалмопевец говорит: Бог и в ангелах своих усматривает недостатки. Это ведь не греховные недостатки, ангелы не пали, речь идет именно о ангелах, оставшихся верными Богу, а в том, что они как ограниченные существа, тоже что-то могут сделать не самым совершенным образом, и мы, как ограниченные люди, не всё делаем идеально, и вот это мы можем простить другому. Но тут Господь говорит о другом — что человек прикидывается, на себя, будучи волком, надевает овечью шкуру и пытается всем сказать: да я овечка, я хороший, у волка злые намерения, волк же приходит для того, чтобы схватить, и убежать, и загрызть, и съесть.

http://azbyka.ru/video/nagornaya-propove...

По плодам их, узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так доброе дерево приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. He может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают, и бросают в огонь. И так по плодам их узнаете их. Вот и эти лжепророки под покровом постнической своей жизни и лицемерного благочестия и смирения, не могли утаить живущих внутри них гордости, зависти, злобы, любостяжания, честолюбия и жестокосердия, плодами которых были их дела: злобные козни, ложь, клевета, хищничество, гонения, мучительство и убийства. Все это отвращало верных от них и их учения и заставляло теснее соединяться под кровом Церкви Христовой. В то же время от этих же злых страстей, в среде самых еретиков, возникали разномыслие, свары и раздоры, и наконец деление самых ересей на многие секты, и тем окончательно они себя обессиливали и приходили к ничтожеству. XXXIX. Варварские народы разрушают Западную Римскую империю и присоединяются к Церкви Так свет истины рассеял тьму адского чада, и Церковь восторжествовала победу над адом. Но когда единая, апостольская, соборная Церковь воцарилась на всем пространстве необъятной Римской Империи, провидению угодно было допустить, чтобы это славное могуществом и цивилизациею государство со всеми памятниками достигнутого веками просвещения, пало под ударами варварских народов, и над миром разлился мрак невежества. Эти народы, обитая за пределами империи в лесах Северной Европы и в степях Средней Азии, доселе довольствовались – одни звериною ловлею в лесах, другие кочевьем со своими стадами на обширных степных пажитях; но вот вдруг возбуждается в них дух воинственной отваги и жажда корысти, и они один за другим устремляются, как бурные потоки с гор, на Империю; отчаянной их храбрости не могут противостоять победители мира и стройные, отлично вооруженные легионы римские гибнут от беспорядочных орд полуодетых, худо вооруженных дикарей; город за городом обращаются в развалины, область за областью опустошаются вконец; напоследок вся Западная Римская Империя 28 падает, наводняется разнообразными народами, и на место ее образуется множество новых государств, и возникает совершенно новый порядок вещей.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Повторение формулы по плодам их узнаете их призвано подчеркнуть, что именно плоды, то есть результаты деятельности того или иного лжепророка, должны стать главным признаком, по которому его можно будет отличить от истинного пророка (глагол πιγνσεσθε, переведенный как «узнаете», можно перевести как «распознаете»). Отметим, что у Матфея, в отличие от Луки, для обозначения худого дерева и плода используются различные термины: σαπρς («гнилой», «испорченный», «непригодный») – для дерева, πονηρς («злой», «лукавый») – для плода (при этом первый термин использовался для характеристики предметов и продуктов, а второй – людей). У Луки в обоих случаях мы находим термин σαπρς. Для обозначения доброго дерева и плода Матфей также использует два разных термина: καλς (хороший) и γαθς (благой) соответственно. Лука в обоих случаях использует термин καλς. Таким образом, у Луки дерево хорошее не приносит плод гнилой, а гнилое дерево – плод хороший. У Матфея благое дерево приносит плод хороший, а гнилое дерево – плод злой. Употребляя для перевода слов Иисуса термины, имеющие в греческом языке ярко выраженный этический характер, Матфей подчеркивает условность сравнения. В то же время тем самым он усиливает контрастность образов: вспомним, что термин « благой » в речи Иисуса применяется к Богу ( Мф. 19:17 : никто не благ, как только один Бог), а термин « злой » – к диаволу (мы уже говорили, что «лукавый » в Мф. 13:19 идентичен «сатане» в Мк. 4:15 и «диаволу» в Лк. 8:12 ). Прямых ветхозаветных параллелей к рассматриваемому сегменту Нагорной проповеди мы не находим. Однако некоторые образы могли быть навеяны Ветхим Заветом, например сравнением праведника с деревом, приносящим плод, в 1-м псалме, где это сравнение соседствует с темой двух путей: Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет. Не так – нечестивые... но они – как прах, возметаемый ветром... Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники – в собрании праведных. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет ( Пс. 1:1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Пока я наблюдаю у него некоторое " замутнение и искажение " ... Инга Леонова, Arlington 30 ноября 2013г. 01:12 Михаил, нельзя ли поподробнее? А то какие=то смутные обвинения и намеки на " совесть " . Как-то это не очень способствует дискуссии. Михаил Ершов, Нижний Новгород 30 ноября 2013г. 23:41 Инга, к Вашему переводу у меня нет никаких претензий. А вот слова протоиерея Роберта М. Ариды,  которые я употребил с очень щадящим " некоторое " , очень подходят к тому, что написал сам вышеназванный протоиерей. Вступать в дискуссию с ним или с Вами у меня нет никакого желания ( пустая трата времени), так как его " контекст " с Ветхим Заветом и " евхаристическими общинами " запутал его (прот. Р.М.А.) капитально. И кроме того я посмотрел его высказывания на " Правмире " , в частности, вот эту статью: Как далеко он зайдет в своей  " любви " ? " Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их. " (Мф. 7, 15-20) Инга Леонова 02 декабря 2013г. 05:18 То есть по сути Вы сказать ничего не можете, только продолжение инсинуаций c эскалацией в прямую клевету под прикрытием Св. Писания. Зачем тогда писать? Здесь все-таки не базар, а серьезный богословский портал. 02 декабря 2013г. 22:45 - это статья протоиерея Ариды из Бостона, которая для меня, да и для многих других читателей, является неоспоримым свидетельством, что этот священник не может быть авторитетным автором по обсуждаемой проблеме. Вот цитата из этой кошмарной статьи: Если Церковь собирается дать ответ на легализацию однополых брачных союзов, то очевидно, что начать следует с того, чтобы определиться – как обходиться с теми однополыми парами, которые, став гражданским законным брачным союзом, приходят со своими детьми и стучат в дверь наших приходов, взыскуя Христа.

http://bogoslov.ru/article/3642865

Понятие «узкий путь» относится не только к монахам или святым. Оно продолжает сохранять значимость для всей общины христиан, как сохраняют значимость для всей Церкви, а не только для какой-то ее части Нагорная проповедь и другие наставления Иисуса. Эти наставления подобно дорожным знакам служат ориентирами для каждого христианина. Однако не все следуют этим ориентирам и становятся на узкий путь; из тех же, кто решился следовать по узкому пути, не все доходят до цели – врат, открывающих вход в Царство Небесное. Встать или не встать на узкий путь – зависит от сделанного человеком выбора. Какую часть пути пройти, насколько далеко продвинуться к цели – зависит не только от личных усилий человека, но и от содействия Бога, а также от помощи других членов общины. 2. Лжепророки Следующая часть Нагорной проповеди связана с предыдущей через тему широкого пути, ведущего в погибель. Если на узком пути учителем является Иисус, то на широком пути есть свои учители, от которых Иисус предостерегает учеников: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак, по плодам их узнаете их. Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие ( Мф. 7:15–23 ). Выражение «волк в овечьей шкуре» стало поговоркой. Слово «волк» в Ветхом Завете употребляется с эпитетом «хищный» ( Быт. 49:27 ); волк является символом жестокости и необузданности ( Авв. 1:6–8 ), он нападает на людей ( Иер. 5:6 ), похищает добычу ( Иез. 22:27 ), не оставляет до утра ни одной кости ( Соф. 3:3 ). Овца, напротив, символ кротости ( Ис. 53:7 ). Результатом пришествия Мессии, согласно пророку Исаие, станет совмещение несовместимого: волк будет жить вместе с ягненком ( Ис. 11:6 ); волк и ягненок будут пастись вместе ( Ис. 65:25 ). В Нагорной проповеди образы волка и овцы тоже используются как контрастные, однако здесь не овца противопоставляется волку, а овечье обличье – волчьей сущности. В этом лжепророки подобны фарисеям, о которых Иисус говорит, что они очищают внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды ( Мф. 23:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

После четвертого отпадения Израиля, приведшего к 7-летнему господству над ним Мадианитян, Господь поставляет четвертого судью, имя которого Иероваал, или Гедеон. Призвание Гедеона на это служение произошло следующим образом. «Ангел Господень сел под дубом, принадлежащим Иоасу, потомку Авиазерову; сын его Гедеон выколачивал тогда пшеницу в точиле, чтобы скрыться от Мадианитян». Т.е. он делал определенные запасы, чтобы потом уйти и жить где-то в отдалении. Но Господь судил иначе. И этому человеку, который был младшим в своей семье, ничем не знатен, является Ангел Господень и посылает его на великое служение. И он говорит: «Господи, как я спасу Израиля. Вот племя мое в колене Манассиином самое бедное, и я в доме отца моего младший?» А до этого он говорит такие слова, что ясно, что он совсем далек от истинного богопочитания. Ангел говорит: «Господь с тобою!» А Гедеон отвечает: «Если бы Господь был со мною и с нами, так не было бы у нас таких злоключений». Дело в том, что, действительно, в то время в Израиле существовало в реальном плане многобожие. По сути, они понимали, что есть единый Бог, который вывел их из земли Египетской, дал им землю обетованную, где они живут и, плохо или хорошо, но существуют. И память об этом событии, что был Моисей, что есть святыня — Ковчег, это есть в сознании Израиля. Но тем не менее, образ жизни других людей, окружающих их, подталкивал их к тому, что они наряду с Богом признавали и других местных богов, Ваалов, допуская в своей среде многобожие. Фактически это проявлялось в том, что они служили другим богам. Ангел Господень сказал, чтобы Гедеон прежде всего разрушил жертвенник Ваала, «который у отца твоего, и сруби священное дерево, которое при нем». Т.е. отец явно покровительствовал этому Ваалу, у него было дерево и был сам Ваал. Гедеон испугался, что если он будет делать это в открытую, то ему не поздоровится. Тогда он это сделал тайно ночью: пришел, срубил дерево, поставил новый жертвенник, Ваала разрушил. Утром люди пришли, чтобы воздать должное Ваалу, и видят, что их любимый бог лежит поверженный, дерево срублено, а вместо этого какой-то новый жертвенник. Они спросили: «Кто это сделал?» Искали, расспрашивали и сказали: «Гедеон, сын Иоаса сделал это». И сказали: «Выведи сына твоего; он должен умереть за то, что разрушил жертвенник Ваала и срубил дерево, которое было при нем» (Суд. 6,30).

http://sedmitza.ru/lib/text/432120/

Потом, в предотвращение твоего возражения, что невозможно узнать таких людей, приводит еще доказательство, заимствуя его от примера человеческого: “Собирают ли с терновника виноград, — говорит Он, — или с репейника смоквы” (Мф. 7:16)? “Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые” (ст. 17). “Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые” (ст. 18). Слова эти заключают в себе такой смысл: люди, о которых идет речь, не имеют ничего кроткого, ничего сладкого, по одной только коже они овцы, — почему и легко узнать их. И чтобы ты нимало не колебался, для этого Христос то, что иначе быть не может, сравнивает с естественною необходимостью. Об этом и Павел говорит: “Помышления плотские суть смерть … ; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут” (Рим. 8:6,7). Хотя Спаситель и два раза говорит одно и то же, но тут нет тождесловия. Чтобы кто-нибудь не сказал, что злое дерево, хотя и приносит плоды злые, но может приносить и добрые, а при двояком плодоношении трудно уже делать различение, в опровержение этого Спаситель говорит, что этого быть не может, что оно приносит только злые плоды, но добрых никогда не принесет; равно как и наоборот. Что ж, неужели добрый человек не может сделаться худым, и наоборот? Жизнь человеческая наполнена многими такими примерами. Но Христос не то говорит, будто худому человеку невозможно перемениться, или доброму невозможно пасть, но то, что человек не может принести доброго плода, доколе живет худо. Худой человек может перейти к добродетели; но доколе он остается худым, дотоле не может принести доброго плода. Как же Давид, будучи и добр, принес худой плод? Не в состоянии добродетели, но уже переменившись, он это сделал, так что он не принес бы такого плода, если бы всегда пребыл тем, чем был, потому что, оставаясь добродетельным, он не осмелился бы сделать того, на что дерзнул. Эти слова Спаситель сказал и для того, чтобы заградить уста безрассудно клевещущих, и обуздать язык злословящих.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

Правильнее поставить стих 6-й в параллель с 7-м. Основание к параллели даны в 5-м стихе, где указаны две причины отсутствия всякой, даже дикой растительности: 1) отсутствие плодотворной силы дождя и 2) культурного воздействия со стороны человека. Что же требовалось для появления дикой и культурной растительности? С одной стороны, появление правильного орошения посредством дождя, с другой, появление высшей культурной силы – человека, одаренного способностью улучшать и видоизменять природу диких растений. То и другое и было сделано: и дождь пошел для орошения почвы (ст. 6-й), и человек создан Богом (ст. 7) в полном обладании жизненными силами, необходимыми для обладания землей и возделывания ее почвы. Тут повествования клонится к тому, чтобы изобразить далее жизнь человека в раю, где он мог применить вложенные в него Богом способности; и ошибочно думать, что автор изображает последовательность моментов в происхождении органической жизни. Что он мало заботится об этой последовательности, указанной в повествовании 1-й главы, но идет к другой цели, – до очевидности ясно из последующего. Ст. 8: и насадил Господь Бог рай (т. е. сад) в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. Ст. 9: и произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. Стих 9-й описывает не появление растительности вообще, а насаждения рая; здесь упоминается дерево жизни посреди рая: дерево познания добра и зла, по 3-й главе, было тоже в раю; там же были и деревья, «приятные на вид и хорошие для пищи»; и Бог , по 16 стиху, говорит человеку: от всякого дерева в саду ты будешь есть. Сад, разумеется, немыслим без деревьев: однако, о насаждении его говорится в 8-м стихе, а о произращении его деревьев в 9-м; и так как здесь не говорится о появлении растительности вообще, то невозможно предполагать, что сначала создан человек, а потом уже насажден и сад для него. Человек с самого момента сотворения его был помещен в раю, а не дожидался где-либо в другом месте, пока Бог изготовит для него приличное помещение: и взял, сказано в 15 стихе, Господь Бог человека...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

Прем.14:7–8 . «Благословенно дерево, чрез которое бывает правда! А это рукотворенное проклято и само, и сделавший его, за то, что сделал, а это тленное названо Богом»... Объясн. Дерево, смотря по своему назначению, приносит людям пользу или вред: ст.1–6; 1Пет.3:20 . Есть дерево благословенно: ст.14, как благословен и Святой Крест, чрез который воспоследовало спасение миру: 1Пет.2:24 . Если из дерева делают идола и называют его богом, то такое дерево проклято и само и сделавший его: ст.8. Что же касается Креста Господня, то он здесь не только не проклинается, но, напротив, благословляется для чествования: ст.7. Слово о Кресте (только) для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых сила Божия: 1Кор.1:18 . О чествовании Святого Креста Гал.3:13 . «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвой, – ибо написано: «проклят всяк, висящий на древе» ( Втор.21:23 )». Объясн. см. выше: Втор.21:22–23 . Еф.2:15–16 . «Упразднив вражду Плотью Своей, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством Креста, убив вражду на нём». Объясн. Соединение язычников со Христом и Его Церковью совершилось, по апостолу, Кровью Христа: ст.13, Плотью Христовой: ст.15, и наконец Крестом: ст.16; Кол.1:20 . Таким образом, действие плоти и крови или точнее смерти Христа приписывается кресту, а посему почитание спасительной смерти должно соединиться с почитанием и креста, как её орудия и знамения: Евр.13:13 ; Ин.3:14–15 . Пс.131:7 . «Пойдём к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его». Объясн. Под «подножием» здесь должно разуметь не землю, которая для Господа и для нашего спасения ничего не сделала (ср. «проклята земля»: Быт.3:17 ), а Святой Крест Господень, и на основании сего места должно воздавать «поклонение» и «прославление» честному Кресту, послужившему орудием чести и величайшего добра для всего человечества: Еф.2:16 . Слово о Кресте есть сила Божия: 1Кор.1:18 . Иер.10:3–5 . «Уставы народов – пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора. Покрывают серебром и золотом, чтобы не шаталось. Они как обточенный столп, и не говорят: их носят, потому что ходить не могут»...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010